Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит и государственный долг

1. Экономическая сущность и роль государственного кредита.

2. Государственный долг, его формирование и обслуживание

3. Влияние государственного долга на социально-экономическое развитие государства.

1. Экономическая сущность и роль государственного кредита.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице ее органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Чаще всего государства в этих отношениях выступает как заемщик, реже как кредитор, предоставляя займы и кредиты физическим и юридическим лицам. В тех случаях, когда государство берет само займы и кредиты, то оно выступает в качестве гаранта по своим обязательствам перед физическими и юридическими лицами.

Как экономическая категория государственный кредит объединяет черты сразу двух категорий – финансов и кредита.

В качестве одного из звеньев государственных финансов он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. государственного бюджета и центральных правительственных фондов всех уровней.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет перечень особенностей, которые отличают его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов, он имеет добровольный характер, хотя в Украине существуют примеры отступления от этого принципа. Основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенное время взятая в долг сумма возвращается с процентом.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого. При данном кредите в качестве обеспечения выступает имущество самого государства, его гарантии.

Государственный кредит отличается от банковского кредита тем, что используется чаще всего для покрытия дефицита государственного бюджета. Источником его возвращения и выплаты процентов являются доходы бюджета, а не прибыль от выгодного его размещения.

По своей экономической сущности государственный кредит – это форма вторичного распределения валового внутреннего продукта. Его источником являются свободные средства населения, субъектов предпринимательства. Использование государственного кредита является целиком оправданной формой мобилизации средств в распоряжение государства. Его целесообразность при покрытии дефицита бюджета обусловлена тем, что это имеет значительно меньшие негативы для финансового состояния государства, чем покрытие дефицита с помощью эмиссии денег.

Основным назначением государственного кредита является мобилизация денежных средств (заемных капиталов) для финансирования государственных расходов, особенно когда государственный бюджет является дефицитным. Для кредиторов государственный кредит является формой сбережения или инвестирования средств в ценные бумаги, что дает им дополнительный гарантированный доход.

На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. В то же время на более низких уровнях бюджетной системы государственный кредит, как правило, имеет строго целевое назначение.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции:

За счет фискальной функции государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. В современных условиях доходы, полученные с помощью государственных займов, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Финансирование расходов капитального характера за счет государственных займов имеет положительное значение. В то же время финансирование не производительных расходов, таких как оборона, ряд социальных выплат и т. п. имеет негативный характер. Это связано с последующими источниками погашения государственного долга, которое должно осуществляться после завершения периода функционирования займа, и, как правило, осуществляется либо за счет налогов и сборов, наполняющих доходную часть государственного бюджета, либо за счет новых займов и кредитов.

Регулирующая функция государственного кредита используется как инструмент регулирования экономики, так как государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещает займы среди разных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансировать производственные расходы (инвестиции), то произойдет сокращение денежной массы в обороте. В случае финансирования расходов на оплату труда, количество денежной массы в обороте не изменится.

Если государственный долг финансируется за счет накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обороте увеличится.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень заемного процента. Тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств заставляет предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время стимулирует к накоплению капитала за счет приобретения государственных ценных бумаг.

Государственный кредит может осуществляться в двух основных формах:

1. Сберегательного дела.

2. Государственных займов.

Сберегательное дело относится к государственному кредиту, когда сберегательные учреждения исполняют роль посредников при предоставлении займов государству за счет заемных средств населения без уведомления реальных владельцев о покупке государственных ценных бумаг.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По праву оформления государственные займы подразделяются на такие виды:

è Государственные займы, которые обеспечены выпуском ценных бумаг;

è Государственные займы, которые предоставляются на основе соглашений.

Оформление государственных займов осуществляется двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигация – ценная бумага, свидетельствует о внесение ее владельцем средств в Государственный бюджет и подтверждает обязательства правительства возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный срок с выплатой предварительно определенного дохода, если это предусматривается условиями выпуска.

Казначейские обязательства – ценные бумаги на предъявителя, которые распространяются только на добровольных условиях среди населения, свидетельствуют внесение их владельцем денежных средств в бюджет и дают право на получение финансового дохода.

Государственные займы можно классифицировать по таким признакам:

è По субъектам заемных отношений: а) размещаются центральными властями; б) размещаются местными органами власти.

è В зависимости от места размещения: а) внутренние; б) внешние.

è В зависимости от обращения на рынке: а) рыночные; б) нерыночные.

è В зависимости от времени привлечения средств: а) краткосрочными (до 1 года); б) среднесрочными (1 – 5 лет); в) долгосрочными (более 5 лет).

è В зависимости от обеспеченности: а) закладные; б) незакладные.

è По характеру выплачиваемого дохода: а) выигрышные; б) процентные; в) с нулевым купоном.

è В зависимости от метода определения дохода: а) твердый доход; б) плавающий доход.

è В зависимости от обязательств заемщика придерживаться времени погашения займа: а) обязательства с досрочным погашением; б) без права долгосрочного погашения.

Различают два варианта погашения задолженности:

Погашение задолженности частями осуществляется тремя способами:

А) заем погашается равными частями;

Б) заем погашается возрастающими частями;

В) заем погашается уменьшающимися частями.

Управление государственным кредитом может рассматриваться в широком и в узком понимании.

В широком понимании управление государственным кредитом – это формирование одного из направлений государственной политики, связанной с деятельностью государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В узком понимании управление государственным кредитом – это совокупность действий, связанная с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирования рынка ценных бумаг, обслуживания государственного долга, предоставления кредитов и гарантий.

Номинальная стоимость облигации – цена, обозначенная на ценной бумаге.

Курсовая стоимость – рыночная стоимость ценной бумаги, т. е. цена по которой ценная бумага продается или покупается на фондовом рынке.

Источниками погашения государственных займов могут быть:

è Доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты.

è Дополнительные поступления от налогов.

è Экономия средств от уменьшения расходов.

è Эмиссия денег.

è Привлеченные средства от новых займов (рефинансирование долга).

2. Государственный долг, его формирование и обслуживание

Читать еще:  Уровень концентрации кредитного портфеля

Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Государственный долг сегодня является объективно обусловленным явлением для страны с рыночной экономикой.

Неумение государства жить на собственные средства является основной причиной возникновения государственного долга. Неумение эффективно использовать заемные средства приводит к увеличению государственного долга.

Государственный долг по своей экономической сущности отражает экономические отношения государства как заемщика с кредиторами (резидентами и нерезидентами) по поводу перераспределения части ВВП на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственный долг – общая сумма задолженности государства, которая складывается из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая долговые обязательства государства, вступающие в действие в результате выданных гарантий по кредитам или обязательств, возникающих на основе законодательства или договора.

Граничный размер внутреннего и внешнего государственного долга, долга АР Крым, областей страны, местного самоуправления определяется Законом Украины о Государственном бюджете на очередной год.

Величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60% фактического годового объема ВВП страны.

В случае превышения граничной величины, определенной Бюджетным кодексом, КМУ обязуется принять меры для проведения этой величины в соответствие с положениями Кодекса.

Расходы на обслуживание долга местных бюджетов не может ежегодно превышать 10% расходов от общего фонда местного бюджета на протяжении любого бюджетного периода.

Государственный долг может быть внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг – совокупность обязательств государства перед резидентами (задолженность государства всем гражданам, которые держат облигации внутреннего займа).

Внутренний государственный долг подразделяется на две основные формы: капитальный долг и текущий долг.

Капитальный долг – это общая сумма задолженности и процентных выплат, которые должны быть оплачены по обязательствам государства в установленные периоды.

Сумма капитального долга дает представление о том, какая общая величина долга государства без разбивки на периоды, в продолжение которых он должен быть погашен.

Текущий долг – это сумма обязательств государства, которые подлежат выплате (включая проценты) в текущем году.

По Закону Украины «О государственном внутреннем долге Украины» определить, что включается в состав внутреннего государственного долга страны.

Внешний государственный долг – совокупность долговых обязательств государства, возникшие в результате займа государства на внешнем рынке.

Внешний государственный долг классифицируется по таким признакам:

è По видам кредитов (банковские и корпоративные).

è По формам представления: (денежные и товарные).

è По целевому использованию: (инвестиционные и неинвестиционные).

è По условиям предоставления: (льготные, с уплатой высоких процентов, на компенсационных условиях).

è По срокам возвращения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).

è По условиям возвращения долга (одноразовые, равными частями, неравными частями).

В соответствии с Бюджетным кодексом Украины государственный долг классифицируется по типу кредитора и типу долгового обязательства (табл. 1).

Таблица 1. Классификация государственного долга по Бюджетному кодексу Украины

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ

студент 4 курса, специальности “Экономика” направления “Финансы и кредит”, ФГБОУ ВО “Дагестанский государственный университет,

канд. экон. наук, доц., кафедра Финансов и страхования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

АННОТАЦИЯ

Основная роль и значение государственного кредита, анализ динамики внешнего и внутреннего долга РФ, основные проблемы управления государственным долгом и их решения.

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, внутренний долг, управление государственным долгом.

В современных условиях, когда Россия находится в состоянии полу-кризиса, и имеет нехватку денежных средств для осуществления своих функций, а также для решения проблем, связанных стимулирования экономического роста, у государства есть объективная необходимость взять кредит.

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством и различными экономическими субъектами, при которых государство может выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Государственному кредиту присуще те же свойства, что и обычному кредиту, и основывается он на принципах кредитования: возвратности, платности, целевого назначения, обеспечения и срочности

Сущность государственного кредита реализуется через его функции:

  1. Регулирующую
  2. Контрольную
  3. Распределительную

Распределительная функция государственного кредита заключается в перераспределении денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики. Для реализации общественно значимых проектов, а также направления денежных средств на социальную сферу. Регулирующая функция государственного кредита заключается в существенном воздействии государства на рынок заимствования, так же воздействие на денежное обращение, процентные ставки, занятость. Контрольная функция государственного кредита заключается в финансовом контроле. Практическое назначение функции контроля обеспечение полноты и своевременности погашения государственных обязательств, а также эффективного и целевого использования средств, привлеченных через систему государственных займов.

Государственный кредит можно подразделить на внутренний и внешний. Внутренний кредит более распространен по сравнению с внешним. Внутренний кредит представляет собой совокупность отношений между государством и резидентами страны, государство выступает кредитором, гарантом, и в основном заемщиком денежных средств в национальной валюте, это происходит за счет выпуска государственных облигаций.

Внешний государственный кредит- совокупность отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта на мировом финансовом рынке. Эти отношения приобретают форму государственных внешних займов. Сумма полученных внешних займов с учетом начисленных процентов надлежит включению в государственный долг страны.

Стоит отметить, что роль Российской Федерации на международной арене как кредитора и гаранта ограничена в связи с проблемами внутри страны, а также из-за санкций и запретов, введенных против России, однако круг кредиторов России довольно широк, он представлен ведущими развитыми государствами и международными финансовыми институтами

В соответствии со ст. 101 Бюджетного Кодекса Российской Федерации правительство реализует управление государственным долгом [1]. С целью оптимизации управления осуществляется разработка программ государственных внешних и внутренних заимствований. Рассмотрим объем и динамику государственного внутреннего долга РФ. (таблица 1)

Таблица 1.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации [3]

Государственный кредит и государственный долг;

1. Сущность, содержание, функции государственного кредита

2. Классификация государственных займов

3. Управление государственным долгом

— Бюджетный кодекс РФ статья 97

— Федеральный закон о федеральном бюджете статья 16

— Основные направления бюджетной политики на 2012 год

— Закон РФ о внутреннем долге РФ

Государственный кредит – совокупность эк отношений с одной стороны между государством в лице его органов власти и управления и физическими, юридическими лицами с другой стороны при которых государство выступает в качестве заёмщика кредитора и гаранта.

Основные черты государственного кредита:

1. Государственный кредит имеет добровольный характер

2. Основы государственного кредита является возвратность и платность

3. Государственные кредиты не имеют конкретного целевого назначения

Государственный кредит отличается от банковского и от коммерческого тем, что в качестве обеспечения кредита выступают не конкретные ценности, а всё имущество, которое находится в собственности государства.

Государственный кредит выполняет следующие основные функции:

Формы государственного кредита:

1. Государственные займы через облигации

2. Использование в качестве займа средств населения в сберегательных кассах

3. Казначейские ссуды

4. Заимствованные средства из общего государственного ссудного фонда

5. Гарантированные займы – займы, которые государство обязуется оплатить вместе с определённым процентом в зависимости от времени

6. Международный займ

Классификация государственных займов

Методы определения дохода по долговым обязательствам:

1. С твёрдым доходом

2. С плавающим доходом

В зависимости от обязанностей заёмщика твёрдо соблюдать сроки погашения займа, заёмные инструменты делятся на следующие обязательства:

1. С правом досрочного погашения

2. Без права досрочного погашения

Основные варианты погашения задолженности:

2.1. Равными частями в течении определённого срока

2.2. Возрастающими долями

2.3. Снижающимися долями

К Государственному долгу РФ относят:

1. долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ.

Читать еще:  Содержание кредитной политики

2. Долговые обязательства перед субъектами РФ и муниципальными образованиями.

3. Долговые обязательства перед иностранными физическими и юридическими лицами, возникшими в результате государственных займов РФ.

4. Долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ и долговые обязательства об отнесении на государственный долг долговых обязательств 3-их лиц.

По состоянию на 1-ое июня 2011 года:

— Государственный долг РФ составил 4.6 триллиона рублей, в том числе внутренний долг 3.6 триллиона рублей и внешний долг около 1 триллиона рублей (36.8 млрд. долларов).

Управление государственным долгом может рассматриваться в узком и широком смыслах:

1. Управление государственным долгом – это формирование одного из направлений финансовой политики государства связанные с его деятельностью в качестве заёмщика кредитора и гаранта.

2. Управление государственным долгом определяет общий объём бюджетного дефицита и, следовательно, объём займов необходимых для её финансирования.

Задачи управления государственным долгом:

1. Минимизация стоимости долга для заёмщика

2. Недопущение переполнения рынка заёмными обязательствами государства, что может привести к резкому колебанию курса валют.

Субъекты управления государственным долгом:

Основные формы долговых обязательств:

1. Государственные ценные бумаги

— ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом

— ОФЗ-АД – облигации федерального займа с амортизацией долга

— ОВОЗ – облигации внутреннего облигационного займа

— ГСО-ППС – государственные сберегательные облигации с плавающей процентной ставкой

— ГСО-ФПС – государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой

2. Кредитные соглашения и договора

3. Договора о предоставлении гарантии РФ, договоров поручителей РФ

4. Переоформление долговых обязательств третьих лиц

5. Соглашения и договора РФ о продлении и рекристаллизация долгов обязательств

В объём государственного внутреннего долга РФ включается:

1. Номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам

2. Объём основного долга по кредиту полученными РФ и обязательства, по которым выражены в рублях.

3. Объём основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ.

4. Объём обязательств по государственным гарантиям в рублях.

Структура государственного внутреннего долга на 1.10.11:

3. ГСО – ППС – 11.9%

Структура владельцев ОФЗ:

2. Прочие Российские банки 30%

3. Внешний эконом банк 16%

4. Пенсионный фонд РФ 17%

5. Не резиденты 3%

В объём государственного внешнего долга РФ включаются:

1. Номинальная сумма долга по государственные ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте.

2. Объём основного долга по кредитам полученным РФ и обязательства в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам привлечённым по государственной гарантии РФ.

3. Объём обязательств по государственным гарантиям РФ выраженным в иностранной валюте.

Структура государственного внешнего долга РФ:

1. Задолженность по внешним облигационным займам 81.1%

2. Задолженность перед международными финансовыми организациями 7,4%

3. Задолженность перед не участниками Парижского клуба.

Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой не погашенные обязательства, выплаты по которым предусмотрены при наступлении срока выплаты.

Режимы функционирования государственного долга:

1. Управление в нормальном режиме государственного производственного процесса:

1.1 Стабилизация долговых параметров

1.2 Создание без дефицитного бюджета

1.3 Создание условий для сближения усреднённой реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП

1.4 Создание нормального процесса сокращения краткосрочных обязательств по отношению к средне срочным и долгосрочным обязательствам.

2. Кризисное управление государственным долгом на грани дефолта

Кризис влечёт за собой рост долга, он становится не управляемым, процесс его выплаты начинает затрудняться и происходит влияние и давление на государство, как должника.

Государственный кредит.

Государственным кредитом называется комплекс экономических взаимоотношений между государством от лица органов его власти и управления, с одной стороны, а также физ- и юрлицами — с другой стороны, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Гарантом государство будет при взятии им ответственности за погашение займов либо выполнение иных обязательств (которые брали физлица и юрлица) на себя.

Будучи заемщиком, государство имеет влияние на объем централизованных денежных фондов. Но не все кредитные отношения, в которых государство является гарантом, будут изменяться в этом направлении. Если задолжник вовремя и полностью выплачивает необходимые суммы, то гаранту (государству) нет необходимости тратить средства сверх одолженных. Однако в большинстве случаев государственные гарантии относятся к ненадежным заемщикам и становятся причиной дополнительных расходов из централизованных денежных фондов.

У государственного, банковского и коммерческого кредита есть сходства, но и есть отличие – у них разное обеспечение. У банковского либо коммерческого кредита в роли обеспечения зачастую берутся различные ценности. Когда берутся в кредит государственные деньги, для них обеспечением будет вся платежеспособность государства, все имущество, которое находится на его балансе.

Можно выделить несколько причин обязательного присутствия государственного кредита в любом государстве:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, то есть разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Цели и задачи государственного кредита.

Не важно, какую форму имеет государственный кредит, он зачастую имеет добровольный характер. Исключением была ситуация, когда после ВОВ в СССР была введена обязательная подписка на государственные облигации, которые предназначались для сбора средств на восстановление народного хозяйства.

Государственный кредит применяется государством для решения таких проблем:

  • нахождение финансовых ресурсов на финансирование государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • влияние на социальную и денежно-кредитную политику станы.

Государственный кредит и государственный долг.

Государственный кредит очень связан с понятием государственного долга. Рост количества кредитований от лица государства становится причиной увеличения государственного долга. Государственный долг РФ – это долговые обязательства страны перед юр. и физлицами, нерезидентами страны, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся во владении государства имуществом, которое составляет государственную казну.

Долговые обязательства РФ в рамках категории «государственный кредит» бывают в таких видах:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые были заключены с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями от имени РФ в пользу этих кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени РФ;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства минувших лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства РФ, основываясь на действующем законодательстве.

Сроки погашения долговых обязательств РФ и ее субъектов не должны быть больше 30 лет.

Тема 3. Государственный бюджет

5. Дефицит бюджета и государственный кредит

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Читать еще:  Правовые проблемы ипотечного кредитования в россии

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (их состав определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ).

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

— кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Государственный кредит – это часть государственных финансов. Государственный кредит – это система распределительных денежных отношений государства с физическими и юридическими лицами по поводу:

— мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;

— выдачи бюджетных средств на тех же началах – возвратности, срочности, платности.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. В отношении других государств РФ может выступать как должником, так и кредитором.

Государственный кредит выступает как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Его отличают более низкие процентные ставки.

Он выполняет две функции:

1) фискальную (формирование централизованных денежных фондов);

2) регулирующую (сокращение или увеличение денежной массы).

Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций и других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Государственные займы – это инструмент пополнения финансовых фондов, которым необходимо управлять.

Государственные займы бывают:

— по месту размещения: внутренние и внешние;

— по праву эмиссии: центральными и внутренними органами власти;

— по сроку погашения: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (5-25 лет);

— по наличию заклада: закладные, беззакладные;

— по форме выплаты: процентно-выигрышные, процентные, с нулевым купоном;

— по возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового.

Гос. кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Размер госзайма включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований.

Государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными государствами.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

1. Внутренний и внешний.

2. Основной и текущий.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего формируется внешний и внутренний долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания – отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%.

На достижение эффективности государственного кредита направлены следующие меры:

— обмен облигаций по регрессивному отношению;

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

Осуществляются следующие мероприятия:

1) рефинансирование (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);

2) взимание налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);

3) выпуска новых денег в обращение.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

Пути погашения государственного внешнего долга:

1. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов.

2. Консолидация внешнего долга, т.е. перевод краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочные долги. Таким образом, можно отложить на длительный срок выплату основной суммы, только ежегодно выплачивать проценты.

Консолидация возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии.

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector