Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственная кредитная политика представляет собой

Государственная кредитная политика представляет собой

Основы современной теории экономики, производство, обмен, деньги, прибыль.

Экономика России
Автор Константин Гусев

Кредитная политика государства

Кредитная политика государства, в том числе и России — это система денежно-кредитных мероприятий, используемых государством для достижения определённых экономических целей и представляющая собой один из элементов общехозяйственной политики государства.

В странах с рыночной экономикой (а Россия сегодня относится уже к ним) Кредитная политика государства направлена в основном на смягчение экономических спадов и подъемов, присущих вообще капиталистической экономике, основанной на определенной хаотичности развития. Кредитная политика по замыслам должна ослаблять периодически возникающие кризисы перепроизводства, ограничивать инфляцию, обеспечить равновесие платёжного баланса, стимулировать спрос и так далее. Государственные банки, на которые возложено определение курса валюты и практическое проведение в жизнь Кредитной политики государства, стремятся в первую очередь воздействовать на величину и структуру кредитных операций всей банковской системы, участвующей в экономических процессах страны, влияя этим на динамику инвестирования капиталов, цен, занятость населения, внешнюю и внутреннюю торговлю и многое иное. При этом действия центральных банков, как правило, определяются интересами господствующих групп финансовых и производственных монополий и направлены на обеспечение улучшения общих условий функционирования капиталистической экономики в первую очередь в интересах этих групп. Самым распространённым методом Кредитной политики в странах с рыночной экономики является изменение учётной ставки центрального банка, а также уровень операций на открытом рынке (покупка и продажа центральным банком некоторых видов ценных бумаг) и варьирование норм обязательных резервов коммерческих банков страны.

Например, в периоды вялой хозяйственной деятельности предприятий внутри государства, пониженного потребительского спроса и экономических кризисов проводится политика так называемой кредитной экспансии для стимулирования потребительского и инвестиционного спроса в стране. Для этого центральный банк государства увеличивает суммы денежных резервов коммерческих банков с целью расширения общего объёма кредитных операций всей банковской системы. При этом, непременно, значительно снижается учётная ставка процента государственного банка (ставка процента под который центральный банк кредитует коммерческие банки), следом снижаются нормы обязательных минимальных резервов в коммерческих банках. Как дополнение к этим действиям Центральный банк еще переходит и к дополнительной скупке на рынке ценных бумаг. Все эти меры, как правило, побуждают коммерческие банки активизировать свою кредитную деятельность, прежде всего снижением стоимости выдаваемых ссуд как коммерческим предприятиям, так и потребителям. В результате этого на общий рынок поступает больше денег, способствующих активизации общего спроса и производства.

Увы, как показывает нам новая экономическая теория и многолетний опыт такой Кредитной политики в капиталистических странах Запада и США, этот метод несет в себе, с одной стороны ограниченность действия и недостаточную эффективность, особенно как стимуляторов экономического роста. А с другой стороны, как правило, несет за собой последующий (посткредитный) спад как в инвестициях, так и потреблении, поскольку наступает пора возвратов полученных займов, как производством, так и потребителями. Наступление периода возвратности, особенно, если общее кредитование было значительным вызывает, чаще всего, «экономическую ямку» в процессе развития государства. Чем выше был уровень кредитования накануне, тем глубже будет эта ямка, способная вызвать кризис, что собственно и происходило и происходит периодически ныне на Западе и в США. Именно неуемная Кредитная политика и приводит, чаще всего, к кризисам. К сожалению, и Россия сегодня пытается наступать на эти грабли, когда значительно снижает учетную ставку Центрального банка. Уже сегодня, в России наступила большая пора тяжелой возвратности и невозвратности кредитов, которая значительно тормозит развитие экономики России. И чем более и далее Россия будет пытаться стимулировать рост потребления и производства «дешевыми кредитами», тем быстрее наступит и внутренний кризис в экономике России. Уже сегодня идет значительный рост на «вторичном рынке», разумеется в ущерб первичному.

Применение дедовских методов в Кредитной политике государства уже давно не ведет к положительным результатам, тем более долгосрочным. Однако, как и Запад, так и Россия, ни как не хотят отказываться от использования «дешевых кредитных денег», современную заманиху для производителей и потребителей, и очень выгодное дело для банков, но не государства и его экономики. Увы, большинство граждан и предпринимателей далеко не смотрят, и перспективы не обсчитывают, но государство то должно это делать. Кредитные деньги ни когда не должны быть дешевыми, кроме особых случаев (стихийные бедствия, эпидемии, войны и т.д.), они всегда должны стоить в соответствии с рыночными ценами.

Денежно-кредитная политика государства: понятие, цели, задачи и инструменты

Денежно-кредитная политика направлена на регулирование предложения денег в экономике. Денежно-кредитная политика состоит в контролировании центральным банком предложения денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Денежно-кредитная политика – совокупность мер, проводимых центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микро уровне.

Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.

Методы денежно-кредитной политики: прямы и косвенные, также есть общие и селективные.

Прямые носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов.

Косвенные методы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банкам или ограничение выдачи отдельных ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных КБ.

1) Денежное таргетирование – установление одного или нескольких ориентиров роста денежной массы.

2) Установление прямых количественных ограничений – установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.

3) Эмиссия облигаций от своего имени — технический инструмент регулирования ликвидности в банковском секторе.

4) Ставка рефинансирования – процент, под который ЦБ предоставляет кредиты финансово устойчивым КБ, выступая как кредитор последней инстанции.

5) Кредиты рефинансирования – кредитование Банком России кредитных организаций.

6) Норма обязательных резервов – каждый КБ должен перечислять определенный % от вкладов клиентов на счет обязательных резервов в ЦБ.

7) Валютные интервенции – купля-продажа ЦБ иностранной валюты на внутреннем валютном рынке с целью регулирования курса рубля и предложения денег в экономике.

8) Операции на открытом рынке – купля-продажа казначейских векселей, гос. облигаций, прочих государственных ценных бумаг.

10. Источники формирования и направления использования средств государственных внебюджетных фондов

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Государственный внебюджетный фонд– это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.

Читать еще:  Что значит кредитная организация

Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации;

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

• Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ и др.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства)

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:

• социальную защиту населения;

• повышение жизненного уровня населения;

• сохранение и улучшение здоровья населения;

• социальную ориентацию безработного населения.

• оказание социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь — это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой — формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.

Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов.

Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

· специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

· отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

· займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

Направления расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов. Помимо целевого использования средств этих фондов (при этом на конкретную цель указывает само название фонда: Пенсионный фонд РФ создан для финансирования расходов по государственному пенсионному обеспечению граждан, фонды обязательного медицинского страхования — для финансирования гарантированной государством медицинской помощи гражданам и т. д.) они могут направляться на содержание органов управления фондом, на инвестиционную деятельность и т.п.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)создан на ос­новании постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. в целях государственного управления финансами пенси­онного обеспечения граждан. Задача Пенсионного фонда – целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования.

Основная часть доходов Пенсионного фонда РФ поступает за счет платежей по единому социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей. Кроме обязательных взносов, в ПФ РФ могут поступать средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и пособий; доходы от капитализации части временно свободных средств ПФ и от обслуживания счетов ПФ коммерческими банками; пени и штрафы; добровольные взносы граждан и др.

Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства на­правляются на:

1) выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударствен­ными и международными договорами государственных пенсий;

2) выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;

3) оказание органами социальной защиты населения матери­альной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.

Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей); 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности); от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии»

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Фонд государственного социального страхования – это централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

Данный фонд создается страховым методом с обязательным участием предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источниками образования фонда являются: отчисления от обязательных платежей по единому социальному налогу; доходы от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнования из бюджета; добровольные взносы граждан; другие поступления.

Средства Фонда социального страхования направляются на:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);

3) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при ро­ждении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им воз­раста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

Фонды обязательного медицинского страхования РФсозданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.

Средства фонда предназначены для финансирования страховыми организациями меди­цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях.

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить выполнение потребностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах и в соответствии с целевыми программами в рамках государственной политики.

Средства ФОМС формируются за счет отчислений от обязательных платежей по ЕСН; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнований из бюджета; добровольных взносы граждан и д

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Читать еще:  История развития ипотечного кредитования в россии

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

Финансы и кредит. Тема 19. Государственный и муниципальный кредит. Тест для самопроверки

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Государственное кредитное право — это совокупность нормативных актов, регулирующих …
деятельность банковской системы
кредитные отношения государства с экономическими субъектами
кредитные отношения государства с коммерческими банками
деятельность Центрального банка России

2. Государственный кредит выражает совокупность экономических отношений между …
органами государственной власти и экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов
государством и юридическими или физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, при которых государство выступает в роли заемщика
органами государственной власти и экономическими субъектами по поводу формирования и использования ссудного фонда
государством и юридическими или физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, при которых государство выступает в роли гаранта

3. Наиболее значимые государственные ценные бумаги России в 2004—2006 гг.
ОФЗ-ПК
ОФЗ-ПД
ОФЗ-ФК
ОФЗ-АД

4. По срокам погашения государственные займы не могут быть …
свыше 30 лет
от 5 до 30 лет
от 1 до 5 лет
до 1 года

5. Государственные ценные бумаги — это ценные бумаги …
выпускаемые в России
регистрируемые органами государственной власти
выпускаемые органами государственной власти
используемые экономическими субъектами

6. Государственный кредит не предоставляется в виде …
бюджетной ссуды
бюджетного кредита
налогового кредита
государственного кредита

7. Кредитный менеджмент государства — это …
механизм управления аккумуляцией и размещением государственных свободных денежных ресурсов
научная система управления кредитованием
механизм использования государственных свободных денежных ресурсов
научная система управления отношениями, ссудным фондом и кредитными потоками государства

8. Государственная кредитная политика представляет собой …
систему принципов защиты и реализации материальных интересов государства кредита в противовес аналогичным интересам других экономических субъектов
систему управления государственным ссудным фондом
механизм использования государственных свободных денежных ресурсов
механизм управления аккумуляцией и размещением свободных денежных ресурсов

9. Реструктуризация государственного долга представляет собой …
изменение условий конкретных долговых обязательств
пересмотр сроков и механизма обслуживания долговых обязательств
прекращение долговых обязательств с заменой на иные долговые обязательства с другими условиями обслуживания
изменение условий долговых обязательств с обязательным списанием части долга

10. Непосредственным управлением государственным долгом России занимается …
Государственная Дума
Министерство финансов
Центральный банк
Совет Федерации

11. Наибольшая внешняя задолженность Российского государства в 2007 г. была …
Мировому банку
странам, не вошедшим в Парижский клуб
Парижскому клубу
международным финансовым организациям

12. Государственный кредит не выполняет функции …
распределения
перераспределения
регулирования
контроля

13. Сделки государства, не относящиеся к государственному кредиту
государственные займы, распространяемые среди населения
ссуды федерального бюджета нижестоящим бюджетам
государственные ссуды юридическим организациям
товарные ссуды государства правительствам зарубежным странам

14. Государство как кредитор предоставляет средства в виде …
бюджетных кредитов юридическим лицам или бюджетам других уровней
бюджетных кредитов юридическим и физическим лицам
бюджетных ссуд бюджетам других уровней
государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам

Денежно- кредитная политика государства;

Роль кредита в современной рыночной экономике. Структура кредитной системы.

Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности. Функции кредита:

1) исторически кредит позволил существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливались наличным количеством имеющегося в той или иной стране предложения денег, т.е. золотых монет в тот период;

2) кредит выполняет перераспределительную функцию; благодаря ему частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы экономики;

3) кредит содействует экономии трансакционных издержек;

4) кредит выполняет функцию ускорения концентрации и централизации капитала; кредит активно используется в конкурентной борьбе, содействует процессу поглощений и слияний фирм.

Структура современной кредитно-денежной системы.Кредитно-денежная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. В современной кредитной системе выделяются три основных звена: Центральный банк; коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые институты (пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и т. п.). Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные (прием депозитов, т.е. привлечение средств клиентов) и активные (выдача кредитов, т. е. размещение средств).

Основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка.Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики ЦБ являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковского резервирования. Операции на открытом рынке включают покупку или продажу государственных долговых ценных бумаг. Учетно-процентная (дисконтная) политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у ЦБ. ЦБ также имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем регулирования обязательной нормы банковского резервирования.

Читать еще:  Кредитная система включает в себя

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. (1) Мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»), когда ЦБ: покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, снижает учетную ставку процента, снижает обязательную норму банковского резервирования. (2) Жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда ЦБ: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, повышает учетную ставку процента, повышает обязательную норму банковского резервирования.

Использование политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуютдискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. В реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов. Допустим, что ЦБ решил проводить курс на стимулирование экономического роста и увеличил предложение денег с целью понижения процентных ставок. Однако, следствием роста предложения денег стало повышение темпа инфляции в стране. Рост цен вынудил банки поднять уровень номинальных процентных ставок (чтобы, согласно эффекту Фишера, сохранить неизменной реальную процентную ставку, см. гл. 12). Увеличение номинальных процентных ставок оказывает дестимулирующий эффект на инвесторов: роста инвестиций не происходит. Следовательно, политика ЦБ не привела к поставленной цели – росту ВВП.

Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики. Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилам». Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3–5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики ЦБ, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

57.Финансы и финансовая система: сущность и роль в процессе общественного воспроизводства.

Финансы
1. Финансы: сущность, функции, роль в системе общественного воспроизводства.
Финансы – это экономические денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях выполнения функций государства, органов власти местного самоуправления или для обеспечения нормального функционирования хозяйствующего субъекта.
Деньги – инструмент финансовых отношений (финансов).
Фонды денежных средств могут быть: централизованные и децентрализованные.
Централизованные фонды – это фонды денежных средств государства и муниципальных образований, аккумулированные в бюджетной системе РФ и в государственных и муниципальных внебюджетных фондах.
Децентрализованные – это фонды денежных средств предприятий, т.е. хозяйствующих субъектов, а также семейные бюджеты.
Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:
1.предприятиями;
2. государством и предприятиями;
3. государством и гражданами;
4. предприятием и гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
5. органами страхования, предприятием и населением.

Роль финансов проявляется в расширенном воспроизводстве.
Расширенное воспроизводство – это непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.
Государство через свои финансовые инструменты воздействует на регулирование экономики с целью расширения воспроизводственных процессов.

58.Государственный бюджет: пути формирования и использования. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Бюджетное устройство — это структура и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ — совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Государственный бюджет- это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Принципы построения бюджетной системы РФ:

1. Принцип единства бюджетной системы.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней.

4. Принцип сбалансированности бюджета.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета.

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов.

8. Принцип гласности.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Классификация доходов бюджета:

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Доходы делятся на четыре уровня:

Доходы подразделяются на четыре группы:

• доходы целевых бюджетных фондов.

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

§ Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.

§ Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.

§ Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджетаосуществляется специальными финансовыми методами:

§ выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

§ выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

§ финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

59.Фискальная политика государства: цели, инструменты, основные формы.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)
Целями фискальной политикикак любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному.

Выделяют два вида фискальной политики:

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политикаиспользуется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.
Различают фискальную политику:

2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector