Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Счета бюджетных организаций в банках

Может ли бюджетное или казенное учреждение, например школа искусств или детский сад, открыть расчетный счет в каком-либо банке?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетные и казенные учреждения не вправе открывать расчетные счета в кредитных организациях, за исключением случаев, определенных законодательством РФ.

Обоснование вывода:
Исходя из прямых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) казенные и бюджетные учреждения не могут открывать расчетные счета в кредитных организациях. В то же время законодательством предусмотрены ряд исключений, предполагающих наличие у организации государственного сектора таких счетов.
Согласно п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, бюджетные учреждения осуществляют операции с денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. При этом в силу положений Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение не вправе открывать счета, размещать средства на депозитах в кредитных организациях, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Вместе с тем нормативными актами предусмотрены исключения, позволяющие в некоторых случаях открывать банковские счета, например:
— получение средств плательщиков при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей;
— осуществление операций в соответствии с валютным законодательством;
— исполнение обязанностей опекунов (попечителей);
— учреждение является головным исполнителем (исполнителем) в рамках контрактов по гособоронзаказу и осуществляет расчеты по этим контрактам с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках;
— для расчетов в случае, если учреждение находится за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
Казенные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 4 ст. 161, 220.1 БК РФ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения таких лицевых счетов.
Вместе с тем в исключительных ситуациях получатели бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством также могут осуществлять операции с бюджетными средствами на счете, открытом в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации. Так, случаи привлечения кредитных организаций к осуществлению отдельных операций со средствами бюджета перечислены в ст. 156 БК РФ.
Кроме того, казенные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях в соответствии с валютным законодательством, а также в случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами (смотрите, в частности, ст. 38.2 БК РФ; п.п. 2.5, 4.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н). Учреждения, находящиеся за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования, могут осуществлять операции со средствами на счетах, открытых им в учреждениях банков (смотрите, в частности, п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22.12.2016 N 240н).
Основанием для осуществления операций через банковские счета является нормативный правовой акт уполномоченного органа государственной власти (местного самоуправления) (смотрите, например, постановление Правительства Архангельской области от 25.08.2009 N 61-пп).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

22 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Может ли бюджетное или казенное учреждение, например школа искусств или детский сад, открыть расчетный счет в каком-либо банке?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетные и казенные учреждения не вправе открывать расчетные счета в кредитных организациях, за исключением случаев, определенных законодательством РФ.

Исходя из прямых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) казенные и бюджетные учреждения не могут открывать расчетные счета в кредитных организациях. В то же время законодательством предусмотрены ряд исключений, предполагающих наличие у организации государственного сектора таких счетов.

Согласно п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, бюджетные учреждения осуществляют операции с денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. При этом в силу положений Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение не вправе открывать счета, размещать средства на депозитах в кредитных организациях, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Вместе с тем нормативными актами предусмотрены исключения, позволяющие в некоторых случаях открывать банковские счета, например:

— получение средств плательщиков при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей;

— осуществление операций в соответствии с валютным законодательством;

— исполнение обязанностей опекунов (попечителей);

— учреждение является головным исполнителем (исполнителем) в рамках контрактов по гособоронзаказу и осуществляет расчеты по этим контрактам с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках;

Читать еще:  Расчетные операции банка это

— для расчетов в случае, если учреждение находится за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

Казенные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 4 ст. 161, 220.1 БК РФ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения таких лицевых счетов.

Вместе с тем в исключительных ситуациях получатели бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством также могут осуществлять операции с бюджетными средствами на счете, открытом в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации. Так, случаи привлечения кредитных организаций к осуществлению отдельных операций со средствами бюджета перечислены в ст. 156 БК РФ.

Кроме того, казенные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях в соответствии с валютным законодательством, а также в случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами (смотрите, в частности, ст. 38.2 БК РФ; п.п. 2.5, 4.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н). Учреждения, находящиеся за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования, могут осуществлять операции со средствами на счетах, открытых им в учреждениях банков (смотрите, в частности, п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22.12.2016 N 240н).

Основанием для осуществления операций через банковские счета является нормативный правовой акт уполномоченного органа государственной власти (местного самоуправления) (смотрите, например, постановление Правительства Архангельской области от 25.08.2009 N 61-пп).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Открываем Бюджетный Расчетный счет

Данная информация предназначена в основном для внимания представителей государственных учреждений, так как они осуществляют свою деятельность за счет средств, предоставляемых из государственного бюджета. Необходимость учета движения финансовых средств, поступающих из бюджетов различных уровней, обязывает организацию не только открыть бюджетный расчетный счет, но и досконально разобраться в нюансах данного способа управления финансами.

Официальная терминология раскрывает понятие о данном типе счета как о таком, что обеспечивает учет прибыли и расходов в бюджетной организации. При действующей трехступенчатой иерархии государственного бюджета предприятие, находящееся на содержании государства, может использовать средства, которые выделяются бюджетами разных уровней. По сути, эти средства и зачисляются на бюджетный расчетный счет.

Денежное обеспечение бюджетных организаций осуществляется в виде субвенций, субсидий, дотаций и иных видов финансовых потоков. Все они проходят через бюджетный расчетный счет.

Внимательно изучив все тонкости в работе с финансовыми средствами, находящимися на бюджетных счетах, можно уверенно осуществлять операции по ним и не опасаться подводных камней.

Какие бывают виды Бюджетных Расчетных счетов

Их всего три и заблудиться в их специфике сложно. Рассмотрим подробнее каждый из них:

  1. Доходный. На данном виде счета содержатся денежные средства, подлежащие распределению между разными бюджетами. Говоря простым языком, доходный счет аккумулирует приход денежных потоков, чтобы в определенный момент перераспределить их между разными потребителями.
  2. Расходный. Название говорит само за себя: такой вид счета открывается для финансирования нужд той сферы деятельности, в которой функционирует учреждение – владелец данного счета.
  3. Текущий. На нем учитываются денежные средства, поступающие в текущем режиме из местного бюджета, а также привлеченные внебюджетные средства и специальные средства по поручениям.

Каким образом организация может использовать бюджетный счет?

Естественно, любое учреждение, получающее денежные средства из государственного бюджета, должна иметь свой бюджетный расчетный счет. Все движения по нему осуществляются с согласия вышестоящей организации, которая распределяет бюджетные средства.

В период перехода с одного вида хозяйственной деятельности на другой с разрешения органов, контролирующих финансовую деятельность организации, допустимо заменить текущий счет на расчетный.

Туда будут поступать финансовые средства, необходимые для осуществления предприятием хозяйственной деятельности, в том числе и бюджетные.

Когда же бюджетная организация наделена правом проводить операции с бюджетными средствами по счетам, которые открыты в Центральном банке Российской Федерации, тогда допускается наличие расчетного счета.

Бюджетная организация при осуществлении предпринимательской деятельности (сдачи имущества внаем, оказания платных услуг) после уплаты всех налогов обязана зачислить полученные денежные средства на текущий лицевой счет, открытый для таких целей в территориальном отделении Федерального казначейства.

Могут ли государственные организации открывать разные счета в банковских структурах?

Действующим законодательством строго регламентирована обязанность бюджетных организаций иметь расчетные счета исключительно в подразделениях Федерального казначейства (их территориальных отделениях).

Использовать услуги коммерческих банков для этих предприятий — запрещено.

Что еще может понадобиться в работе?

Кроме бюджетного расчетного счета для осуществления финансовой активности предприятия необходимы и другие виды счетов:

  • Расчетные временные — открываются для вновь созданных предприятий, у которых нет основного счета, на период до получения свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • Депозитные — используются для получения предприятием прибыли от денежных средств, оставленных на хранение на определенный период;
  • Спецссудные — открываются для зачисления на них денежных средств, выделяемых организации в качестве займа.
Читать еще:  Банки где можно открыть расчетный счет

Порядок открытия бюджетного расчетного счета

В общем, данная процедура стандартна и особой сложности в себе не содержит. Чтобы открыть бюджетный счет, необходимо подать заявление в компетентную организацию и приложить к нему следующие документы либо их копии, заверенные надлежащим образом:

  • Сведения о государственной регистрации;
  • Устав предприятия, положение об организации, подающей заявку;
  • Распорядительные документы о назначении на должность руководителя, главного бухгалтера организации, образцы их подписей;
  • Разрешение на открытие расчетного счета.

Договор заключается при неукоснительном соблюдении всех вышеперечисленных требований.

Подытоживая всю представленную информацию, можно сделать следующее заключение: многолетняя практика работы организаций с бюджетными расчетными счетами, сложившаяся в нашем государстве и подкрепленная на законодательном уровне, сделала данный вид учета движения бюджетных денег единственным возможным для всех типов бюджетных учреждений.

Бюджетные счета в банке: назначение, характеристики

Бюджетные счета — банковские счета, которые открывается для организации при выделении ей средств из любого уровня бюджета (местного, регионального или федерального). Основной задачей открытия является организация определенного вида деятельности. В период предоставления бюджетных средств возможно осуществление следующих выплат:

  • Субсидий.
  • Дотаций.
  • Субвенций.
  • Прочих видов государственного финансирования.

Другими словам, бюджетные счета (б/с) — банковские аккаунты, которые оформляются для учета расходов и затрат средств, выделяемых из бюджета. В чем особенности б/с? Как они работают? Эти нюансы требуют внимательного изучения.

Бюджетные счета в банке: типы и характеристики

Все б/с условно делятся на несколько категорий:

  • Доходные.
  • Расходные.
  • Текущие (для местных бюджетов).
  • Текущие (для фондов внебюджетного типа).

Главной задачей б/с в банке является контроль прибыли и убытков, касающихся расходования государственных средств:

  • На доходных б/с учтены деньги, распределяемые между различными бюджетами.
  • Расходные б/с оформляются для учета средств, выделяемых из бюджета на покрытие нужд с/х, социальных и прочих мероприятий.
  • На текущих б/с муниципальных бюджетов учтены деньги, поступающие с «низов» государственной иерархии (бюджетов областного, местного или республиканского уровня).

Если бюджетная организация имеет специальные средства, деньги для реализации поручений или прочие внебюджетные активы, требуется оформление текущих аккаунтов. В случае перехода таких структур на новые типы хозяйствования вместо текущего может открываться классический для юридических лиц и ИП — расчетный счет. Именно на него производится зачисление денег, которые поступают в организацию (в том числе и средства из бюджета).

Из вышесказанного можно сделать ряд выводов:

  • Бюджетные счета — услуга, предоставляемая в отношении организаций и предприятий, получающих финансирование от государства.
  • Б/с в банке оформляются на ограниченный период, равный одному году. Как только б/с закрывается, оставшиеся после завершения года деньги возвращаются в определенный бюджет.
  • Лицевые счета для бюджетных организаций оформляются в отделениях государственного казначейства.

Бюджетные расчетные счета: доступны ли?

Сегодня многие интересуется, имеется ли возможность открытия бюджетного расчетного счета. Здесь стоит выделить следующие нюансы:

  • Деньги, которые поступили из государственной казны в предприятие (к получателю средств) за определенные услуги, должны перечисляться на лицевой счет. Последний должен оформляться в Казначействе РФ.
  • Открытие расчетного счета для государственной организации, финансируемой из бюджета, чаще всего недопустимо.
  • Законодательно определено, что все хозяйственные транзакции (для государственных учреждений) проводятся только на лицевых счетах (оформляются в Федеральном казначействе).
  • Получатель денег от государства может использовать в переходной временной промежуток средства, полученные от доходной деятельности на базе разрешения распорядителя.
  • Все операции с применением государственных денег (по бюджетным счетам) должны осуществляться с учетом строгого контроля сметы прибыли и затрат. Впоследствии смета предоставляется в казначейство, в котором и оформлен лицевой счет.

Рассмотренные выше требования не распространяются на организации, имеющие право оформлять бюджетные расчетные счета в учреждениях ЦБ РФ или других банков.

Итоги

Таким образом, бюджетные счета — это аккаунты бюджетных организаций в финансовых учреждениях страны. Кроме того, под этот термин попадает одна из форм кредитования физических лиц, при которой клиент учреждения регулярно вносит на банковский аккаунт определенную сумму (прописывается в соглашении), а финансовое учреждение производит оплату. Но если исходить из практики, второе обозначение термина применяется реже.

Учет денежных средств в бюджетном учреждении

Движение денежных средств на лицевых счетах в органе федерального казначейства

Виды лицевых счетов

Особенности ведения денежных операций на лицевом счете

Порядок отражения поступлений и расходов по бюджетной и внебюджетной деятельности

Документы, необходимые для проведения денежных операций

Бюджетные учреждения учитывают денежные средства на лицевых счетах, открытых в территориальном органе Федерального казначейства по месту обслуживания (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ; в ред. от 03.11.2015). Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден Приказом Казначейства России от 29.12.2012 № 24н (в ред. от 29.12.2014).

Читать еще:  Счет 91414 в банке

Бюджетные организации не имеют права самостоятельно заключать договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования — денежные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно работают банки. Расчетные документы банк принимает от федерального казначейства, оно же получает от банка подтверждение расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам.

Бюджетные организации наличные средства получают в банке по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства; неиспользованные средства федерального бюджета бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре Федерального казначейства, которой открыт счет. Порядок ведения кассовых операций и соблюдение лимита кассы контролируют органы Федерального казначейства. Доходы по предпринимательской деятельности, самостоятельно заработанные бюджетной организацией, также учитываются на счетах в казначействе.

Виды лицевых счетов

В территориальном органе Федерального казначейства учреждению могут быть открыты следующие виды лицевых счетов:

20 — предназначен для учета операций со средствами бюджетных учреждений. На этом счете отражаются операции со средствами субсидий, полученных на выполнении государственного задания (за исключением субсидий на иные цели, капитальные вложения), средствами, полученными по предпринимательской деятельности, доходами от сдачи имущества в аренду, а также средствами, поступающими в обеспечение заявки на участие в закупках и исполнения контракта;

21 — отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций с субсидиями на иные цели и капитальные вложения (ст. 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса РФ);

22 — лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами ОМС.

В Органе Федерального казначейства для осуществления операций учреждению здравоохранения ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировском районе» города Екатеринбурга открыт единый лицевой счет по поступлению и расходованию денежных средств, на который зачисляются:

  • субсидии на выполнении государственного задания (бюджетные ассигнования);
  • доходы, полученные от иной приносящей доход деятельности.

Учреждение занимается в том числе предпринимательской деятельностью (оказание санитарно-эпидемиологических услуг на платной основе юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключив с ними договора).

Для раздельного учета движения денежных средств за счет разных источников финансирования, отражения операций в бухгалтерском учете по видам деятельности применяется код вида финансового обеспечения (КФО).

Порядок учета субсидий определен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 06.08.2015; далее — Инструкция № 157н). В соответствии с ним следует применять код вида финансового обеспечения деятельности 4 (КФО 4) «Субсидии на выполнение государственного задания»

По предпринимательской деятельности применяется код вида финансового обеспечения деятельности 2 (КФО 2) «Доходы от оказания платных услуг».

Особенности ведения денежных операций на лицевом счете в ОФК

1. Первичный документ для осуществления безналичных расчетов по оплате денежных обязательств — заявка на кассовый расход.

На получение наличных денег оформляется заявка на получение наличных денег.

Бюджетные учреждения кассовые операции со средствами проводят в порядке, утвержденном Приказом Казначейства России от 19.07.2013 № 11н.

2. В документах на списание денежных средств с лицевого счета в Органе Федерального казначейства при формировании заявки на кассовый расход указывается КФО. Задача учета кассовых расходов — проконтролировать целевое расходование средств.

3. Субсидии на выполнение государственного задания (бюджетные ассигнования) и доходы по предпринимательской деятельности, прочие доходы зачисляются на один лицевой счет. Для раздельного аналитического учета движения денежных средств в бухгалтерском учете используются забалансовые счета 17 и 18, открытые к счету 0.201.11.000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

4. Федеральное казначейство контролирует кассовые расходы в разрезе статей бюджетной классификации независимо от осуществляемой деятельности — бюджетной или иной приносящей доход.

5. Списываются денежные средства строго по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по видам деятельности с распределением по статьям бюджетной классификации (КОСГУ).

ФФБУЗ работает с органом федерального казначейства с использованием СУФД.

С. С. Велижанская,
заместитель главного бухгалтера ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Октябрьском и Кировском районе город Екатеринбург»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2016.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector