Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Привлечение иностранного капитала в россию

Иностранные капиталы возвращаются в РФ

Рост вложений объясняют торговой войной США и Китая

Фото Pixabay.com

Во всем мире сокращаются потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ). А в России наблюдается обратная ситуация. По итогам первого полугодия приток в РФ ПИИ увеличился, а отток отечественных капиталов в зарубежные страны затормозился. Такие данные представлены в отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Увеличение иностранных инвестиций в РФ наблюдается после их резкого падения в прошлые годы. Независимые эксперты отмечают, что никаких качественных изменений для привлечения реальных вложений в нашей стране не произошло. По итогам первого полугодия 2019 года потоки прямых иностранных инвестиций во всем мире упали на 20% относительно того же периода прошлого года – до 572 млрд долл., сообщают аналитики ОЭСР.

При этом в первом квартале снижение составило 5% – до 361 млрд долл., во втором – 42% – до 210 млрд. В организации снижение связывают с сокращением инвестиций в экономики Нидерландов, США и Великобритании, а также оттоком капиталов из Бельгии и Ирландии.

Что примечательно, если в странах ОЭСР приток инвестиций по итогам шести месяцев этого года рухнул сразу на целых 43%, то в странах «большой двадцатки» – всего на 8%. Как подчеркивается, основная «поддержка» была оказана со стороны стран «двадцатки», не входящих в ОЭСР. Так, среди них приток ПИИ увеличился более чем на 20%, в том числе и благодаря вложениям в РФ, подчеркивают исследователи.

В частности, как следует из данных ОЭСР, по итогам шести месяцев 2019 года Россия привлекла иностранных капиталов на сумму в 16,4 млрд долл. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года приток ПИИ составил 14,5 млрд долл.

Кроме того, резко сократился вывоз российских капиталов за границу. По итогам первого полугодия ПИИ из РФ составили 14,2 млрд долл., тогда как годом ранее – 22,5 млрд, следует из данных ОЭСР.

Ранее о схожих тенденциях сообщали и в Центробанке (ЦБ). В начале октября в ведомстве Эльвиры Набиуллиной отмечали пятикратное увеличение прямых иностранных инвестиций в страну. Так, по итогам девяти месяцев этого года ПИИ в российские компании увеличились до 21,8 млрд долл. с 4,4 млрд долл. за аналогичный период прошлого года.

Подобный рост выглядит удивительно, если вспомнить, с каким обвалом ранее снижались ПИИ в страну. Так, тот же ЦБ сообщал, что по итогам 2018 года приток иностранных вложений снизился более чем в три раза по сравнению с 2017 годом и составил 8,8 млрд долл. против 28,6 млрд долл. Это оказалось минимальным значением притока ПИИ в РФ за последние 10 лет, констатировали в регуляторе. В результате чистый отток ПИИ (приток ПИИ в РФ за вычетом ПИИ за границу) в 2018 году составил 23,1 млрд долл. против оттока в 8,2 млрд долл. за 2017 год, следовало из данных ЦБ.

В ведомстве Набиуллиной такое падение объясняли в том числе и изменением структуры прямых инвестиций. «Произошло значительное сокращение доли вложений в долговые инструменты и снижение доли участия в капитале, тогда как доля реинвестированных доходов сохранилась на уровне предыдущих лет», – перечисляли в регуляторе. По мнению специалистов ЦБ, такая тенденция могла служить подтверждением тому, что все меньше выведенных в офшоры средств возвращается в страну.

Совокупно с начала 2014 года по 1 апреля 2019 года общий объем ПИИ в РФ сократился на 8,2% – с 471,4 до 432,6 млрд долл., сообщали ранее в ЦБ.

Если исключить из структуры ПИИ реинвестирование доходов, то есть оставить только чистые, «настоящие» инвестиции, то показатель у РФ оказывается еще хуже, признавали ранее экономисты из Института международных финансов (IIF). По их оценкам, Россия за четыре года (с 2015 по 2018-й) привлекла меньше всего «настоящих» ПИИ среди 23 основных развивающихся рынков. По их подсчетам, прямые инвестиции в РФ за указанный период – без учета реинвестированных доходов – составили всего 0,2% ВВП.

В IIF подчеркивали, что исключили реинвестирование, так как не считают этот процесс в полной мере инвестицией. «Реинвестиции – это не поток капитала, и в некоторых случаях они могут отражать ограничения на репатриацию прибылей (из страны инвестирования в страну инвестора)», – объясняли экономисты.

В результате показатель РФ оказался даже хуже таких стран, как Нигерия (0,3% ВВП) и Венесуэла (0,5% ВВП). «Для России ключевой вопрос – это санкции, хотя другими факторами также являются плохой инвестиционный климат в восприятии инвесторов и низкий потенциал роста», – объясняли в IIF.

Отметим, резкий обвал вложений в РФ наблюдался на фоне угрозы дальнейшего ужесточения санкционного режима и громких арестов бизнесменов («дело Калви»). Многие эксперты ранее не видели оснований для внезапного роста инвестиций в РФ (см. «НГ» от 04.06.19).

Отечественные чиновники проблем с оттоком инвестиций не находят. Денег в казне и резервах после поднятия налогов, пенсионного возраста и в результате высоких цен на энергоносители много. Россия нуждается в новых технологиях и управленческих решениях, а не в инвестициях иностранных партнеров, говорил ранее министр экономического развития Максим Орешкин (см. «НГ» от 21.10.19). При этом власти почему-то не учитывают, что для привлечения технологий также нужны справедливые суды, прогнозируемая среда и благоприятный инвестклимат.

Текущий всплеск инвестиций эксперты «НГ» связывают с возможным переделом сфер влияния и интересов крупнейших мировых инвесторов на фоне торгового конфликта США с Китаем.

Кроме того, в России сейчас довольно нейтральная геополитическая обстановка, нет явных конфликтов внутри и извне, а к тени санкций все давно привыкли и смирились с их наличием, отмечает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. «Отсутствие всплесков в политических противостояниях дает глобальным инвесторам сигнал об относительно безопасности инвестиций», – продолжает она, подчеркивая, что пока приток денег довольно осторожный. «Пока эти финансы размещаются там, где риски снижены, – в облигации федерального займа, например», – говорит аналитик.

Еще одна причина роста ПИИ – низкая база 2018 года. «Тогда падение было связано с санкционными рисками, которые в 2019 году стали менее актуальны», – объясняет старший инвестиционный консультант компании «БКС Брокер» Максим Ковязин. С его выводами согласен и эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.

«Приток ПИИ в развивающиеся страны обеспечен скорее реинвестированием прибылей иностранных компаний, а не реализацией планов компаний по открытию новых совместных предприятий и филиалов. В основном это произошло из-за перенаправления потока инвестиций из развивающихся стран Европы, таких как Германия, Франция и Нидерланды», – считает аналитик компании «Иволга Капитал» Илья Григорьев.

При этом качественных изменений, направленных на привлечение потока иностранных инвестиций в страну, пока не произошло, напоминают эксперты. «В России иностранцам по-прежнему непросто вести бизнес из-за колоссальных размеров бюрократической машины и множества непрозрачных процессов», – говорит Бодрова. «К сожалению, никаких кардинальных изменений в лучшую сторону не произошло, и в Россию пришли исключительно горячие деньги, которые могут уйти в любой момент. Уголовное дело против Майкла Калви и его партнеров также не прибавляет иностранным инвесторам оптимизма. Крупные иностранные деньги все еще не видят правовых гарантий защиты своих интересов и своего бизнеса», – соглашается Максим Ковязин.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

III. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику России

Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в российской экономике благоприятного инвестиционного климата.

В 1994 — 1995 годах Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене с 1 января 1996 года налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда.

В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.

В 1999 году предложен к принятию Закон об иностранных инвестициях в Россию, цель которого – предоставить гарантии иностранному инвестору, прежде всего от необоснованной национализации.

Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.

Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и стабилизации производства.

На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь.

Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями.

Читать еще:  Строительство дома с материнским капиталом

В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.

Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.

Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития экономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.

Привлечение капитала из государств-участников Содружества Независимых Государств должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в производственные объекты государств-участников СНГ в продукции которых заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со странами Содружества Независимых государств механизм инвестиционного сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.

В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и скоординированной государственной политики в этой области Правительство РФ приняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации” от 29 сентября 1994 г.

Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение национального режима к иностранным инвесторам.

До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике незначительна.

Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.

Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).

Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.

Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.

Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.

Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности, растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.

Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.

В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного информационно- консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1995 г. “О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”.

По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача — обеспечение постоянного диалог между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.

Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.

При реализации широкой программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций необходима также организация мониторинга программы и оперативной корректировки состава мероприятий.

I. История привлечения иностранного капитала в Россию;

Иностранные инвестиции в России

ТЕМА 5

1. История привлечения иностранного капитала в Россию

2. Законодательное регулирование иностранных инвестиций в РФ

3. Динамика и структура иностранных инвестиций в РФ на современном этапе

4. Повышение инвестиционной привлекательности России

Первым предложил привлекать технологии икапитал в Россию Петр I. В период его правления возникли предприятия с иностранным капиталом в Питере, Новгороде, Ярославле. Следующие монархи продолжили и развили этот опыт, так как считалось, что финансовый, технологический и культурный обмен с европейскими странами принесет России большую пользу.

Если говорить о формах привлечения, то Россия прошла тот же путь, что и другие страны, а мировая практика свидетельствует, что обращение к иностранному капиталу начиналось в форму государственных займов, получаемых у иностранных банков. Первый крупный внешний заем бал получен в период царствования Екатерины II в 1769, у голландских банкиров, на сумму 4,3 млн. рублей серебром, под 5% годовых на 10 лет. В дальнейшем Россия регулярно пользовалась услугами иностранных денежных рынков.

В результате в 70-80 годы 19-го века общая сумма государственных, гарантированных правительства займов составила примерно 4 млрд. рублей, это были железнодорожные займы, это было колоссальная сумма. Именно эти займы обеспечили подъем и создание в стране таких отраслей: горно-металлургическая, машиностроительная, электротехническая и химическая. Российские ценные бумаги были размещены в Голландии, Германии, Англии и Франции, займы способствовали развитию экономики страны. C их помощью решались проблемы бюджетного дефицита, но с другой стороны по займам нужно было выплачивать большие проценты, и чтобы расплатиться по старым долгам приходилось делать новые заимствования.

К 80-м годам 19 векам платежи по старым займам превышали поступления по новым, но, вместе с тем, в начале 20-го века Россия резко выделялась среди стран должников по масштабам своих внутренних накоплений. Так, например, средняя прибыль предпринимателей (в % к обороту) была в несколько раз выше, чем в странах Западной Европы, именно они и стали основным фактором роста. В США к 1914 году набрали займов вдвое больше, чем Россия и были главным должником, но это не помешало США уйти далеко вперед по уровню экономического развития. Учитывая такую ситуацию, графом Витте была предложена политика прямых Иностранные инвестиции в конкретные отрасли и региональные банки, вместо чистых займов. По предложениям Витте необходимо было создать соответствующие юридические и экономические условия, в частности снизить таможенные пошлины на иностранные технологии, урезать права военного ведомства на закрытые сферы экономики, а главное разрешить иностранцам покупать в частную собственность недвижимость, то есть здания и землю, как гарантию на вложенный капитал. Не имея поддержки, многие предложения не были реализованы, но иностранные инвестиции сыграли положительную роль в становлении и развитии многих новых производств в России, иностранные инвесторы, вкладывая деньги, не вывозили прибыль из страны, а реинвестировали ее в российскую экономику, иностранные компании, работая на российский рынок, были тесно связаны с местными предпринимателями и постепенно ассимилировали в Россию. Такой же процесс шел и в США.

К 1913 году рост внешней задолженности прекратился и несколько уменьшился государственный долг, сократилась доля платежей по размещенной за границей расходной части бюджета. Главной формой стали прямые иностранные инвестиции в действующие в России акционерные общества, то есть шел процесс органического слияния иностранных капиталов с русским бизнесом.

С 1904 по 1914 год акционерные иностранные общества составляли только 12% их общего количества и 16% по объему капитала, таким образом, основная масса иностранного капитала направлялась в русские фирмы и компании. Общий объем иностранных инвестиций достиг к 1913 году 1,3 млрд. рублей, из них приходилось на капиталы учрежденных в России иностранных компаний 40%, и 60% было вложено в акции российских промышленных компаний. По происхождению:

· 46% — франко-бельгийский капитал

Определились сферы функционирования:

По географическому признаку иностранный капитал направлялся в:

Читать еще:  Оценить эффективность использования оборотного капитала

· южные районы России

Всего из-за рубежа к 1913 года в Россию было вложено более 40% от всех вложенных средств. Такие успехи привлечения иностранного капитала объяснялись тем, что в стране действовало достаточно развитое законодательства, которое обеспечивало условия функционирования иностранных инвесторов и защиту национальных инвесторов.

После октября 1917 г. положение иностранных инвесторов и России существенно изменилось: в промышленности была проведена национализация, акции национализированных компаний были аннулированы. Правда, интерес к иностранному капиталу советское правительство проявило: уже через два месяца после прихода к власти было сделано первое предложение о концессиях американскому представителю в России.

Практически иностранные капиталовложения стали привлекаться в народное хозяйство после перехода в 1921 г. к НЭПу (так называемой «новой экономической политике»). Иностранный капитал привлекался главным образом в форме концессий (от лат. concessio – разрешение, уступка). Концессия представляет собой договор о передаче в эксплуатацию иностранным инвесторам на определенный срок месторождений минеральных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. При этом использовались формы так называемых «чистых» концессий, где капитал был полностью иностранным, и смешанных обществ – акционерных обществ, где государству принадлежала определенная часть.

Привлечение иностранного капитала в СССР в 20-30-е гг. не дало большого эффекта. В определенной мере это объясняется факторами политического характера, а также общим тяжелым состоянием народного хозяйства страны. Низкая производительность труда, отсутствие необходимых сырья и полуфабрикатов соответствующего качества и их дороговизна, большие общие расходы по оплате труда иностранных специалистов, сложности в обеспечении транспортных перевозок, завышение курса советской валюты, высокие таможенные тарифы и т.п. – все это затрудняло деятельность иностранных инвесторов. Основная масса концессий прекратила существование в 1937 г., перестала функционировать и подавляющая часть смешанных обществ, несмотря на острую потребность в дополнительных финансовых ресурсах, получаемых в виде иностранных инвестиций. В дальнейшем смешанные предприятия с участием отечественного капитала создавались исключительно за рубежом.

В послевоенный период внешнеэкономическое сотрудничество нашей страны начало активизироваться лишь с конца 50-х гг., а в большей степени – со второй половины 60-х гг., в период экономических реформ того времени. Начиная с 60-х гг. иностранные средства привлекались в страну в виде целевых кредитов, используемых на приобретение оборудования, технологий, лицензий и т.п., а также кредитов в рамках компенсационных соглашений. Последние использовались в СССР для привлечения иностранных фирм и банков к осуществлению проектов строительства крупномасштабных объектов. Однако ожидаемого эффекта получено не было: не были решены задачи технического перевооружения обрабатывающих отраслей, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, ускоренного развития новейших производств и технологий.

Привлечение иностранного капитала в виде прямых инвестиций в экономику СССР длительное время считалось нецелесообразным. Этому препятствовали как существовавшие в тот период объективные причины — нерыночный механизм хозяйствования, так и субъективные — определенные идеологические догмы, переоценка собственных научно-технических и технологических возможностей.

Сущность привлечения иностранного капитала в экономику России

экономические науки

  • Ашимова Ольга Гатаевна , студент
  • Еремина Софья Леонидовна , преподаватель
  • Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  • ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
  • МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
  • ОТРАСЛЬ ПРОИЗВОДСТВА
  • ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА
  • МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Похожие материалы

В последнее время отмечается процесс продвижения иностранного капитала, который включает в себя все новые и новые страны. Стабильное развитие содействует накоплению капиталовложений в экономике стран. Для таких стран, как Россия, то есть стран с переходной экономикой, данный показатель играет очень важную роль, так как иностранные инвестиции или можно сформулировать по-другому, «дополнительные вложения» оказывают значительное влияние на модернизацию и структурные изменения экономической системы отдельных отраслей, и экономики страны в целом.

В первую очередь, прежде чем говорить об иностранных капиталовложениях, хотелось бы отметить тот факт, что ни одно государство мира не может нормально функционировать и развиваться без иностранных инвестиций. В связи с интернационализаций мирового хозяйства роль иностранных инвестиций возрастает. Достаточно подчеркнуть то, что за последнюю четверть XX века объем иностранных инвестиций растет с каждым годом, так он вырос более чем в 70 раз. Так наконец 2013 года поступило 170,2 млрд. долларов, что на 10,1% больше, чем в 2012 году.

Под «иностранными инвестициями в соответствии с российским законодательством принято понимать вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности на территории данной страны в виде объектов гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с законами этой страны» (ст.2. Федерального закона от 9 июля 1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Подобным образом определяются иностранные инвестиции в законодательстве других стран.

Иностранный капитал – является одним из основных факторов экономического роста страны и добавочным ресурсом капитальных вложений в национальное производство товаров. Вовлечение иностранного капитала на территорию какого-либо государства сопровождается таким условием для вкладчика – это получение дохода, а для принимающей страны данные вложения – это получение новых технологий и новейших методов менеджмента, которые непосредственным образом повлияют как на экономику страны в целом, так и на отдельные ее отрасли. Именно под воздействием иностранных капиталовложений экономика принимающей страны трансформируется, то есть меняется ее структура и ускоряется развитие.

Обязательным условием для развития экономики любой страны на современном этапе развития – является высокая востребованность в привлечении иностранных инвестиций. Именно эти инвестиции способны «сгладить все неровности» и улучшить экономику не только на микроуровне, но и в масштабах всей страны и даже оказать существенное влияние на формирование мировой экономики в целом.

Актуальность исследования данного явления обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, модернизация российской экономики требует освоения новых технологий, а также новых методов управления производством и иной хозяйственной деятельностью. Достижение этой цели трудно реализуемо с опорой только на внутренние ресурсы: капитальные, человеческие, информационные и др.

Во-вторых, привлечение иностранных инвестиций для решения задач развития отечественной экономики представляется взору, как один из главных инструментов формирования диверсифицированной структуры источников экономического роста и, при соблюдении определенных требований, позволяет значительно повысить инвестиционный потенциал страны без какого-либо уменьшения уровня его финансовой безопасности.

В-третьих, в современных условиях глобализации появляется необходимость понимания воздействия иностранного капитала на доминирующие макроэкономические показатели и исследование специальных подходов к анализу вклада зарубежных инвестиций в экономическое развитие и нарастание конкурентных позиций страны на международной арене.

Если взять в рассмотрение любое государство с рыночной экономикой, то можно обнаружить огромное количество разнообразных сфер его жизнедеятельности, а также увидеть большинство показателей, по которым и можно будет судить об его благосостоянии, уровне развития и жизни населения. Одним из таких показателей является инвестиционная привлекательность государства. Ее можно описать несколькими основными критериями, от которых напрямую зависит поступление инвестиций в страну, а целесообразно и ее возможные ресурсы к развитию и усовершенствование благосостояния данной страны. Все эти критерии берут начало от многих показателей жизни государства. Иностранные инвестиции это важнейший элемент, на котором строится «фундамент экономики» и благосостояние государства, развитие производственных мощностей, предпринимательства и бизнеса, а также жизнедеятельность самих граждан этой страны. Все это обуславливает актуальность исследования сущности привлечения иностранного капитала в отрасли российской экономики.

Здесь хотелось бы отметить тот факт, что основная необходимость привлечения иностранного капитала в экономику России обуславливается следующими причинами:

  • Во-первых, уровень физического и морального износа основных средств во многих отраслях достиг критической точки, и для устранения этого негативного явления требуются значительные инвестиции для технического перевооружения производства российских предприятий.
  • Во-вторых, перевод национальной экономики на инновационный путь развития (а такая задача поставлена) вряд ли возможен без иностранных инвестиций, так как собственных источников финансирования недостаточно.
  • В-третьих, иностранные инвестиции необходимы, чтобы обеспечить собственные темпы роста национальной экономики и, на этой основе — решение социальных проблем государства.
  • В-четвертых, иностранные инвестиции позволяют получить передовой опыт в области управления и навыки введения бизнеса, и доступ к новым технологиям и ноу-хау.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике нашей страны, способствуя ее развитию.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», обращение к электронному источнику «Консультант плюс» [электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158419;
  2. Абушахманова Ю.В. Потребность привлечения иностранных инвестиций в экономику России// Энергия молодых – экономике России: сборник научных трудов XIV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, г. Томск, 9-11 апреля 2013, 2 часть, с. 23-25;
  3. Волгина Н.А. Международная экономика: учебное пособие// Волгина Н.А. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Эксмо, 2010-480с., с. 471-479;
  4. Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие// Вологдин А.А. –М.: Юрайт ИД Юрайт, 2010.-425с., с. 347-349;
  5. Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: учебное пособие// Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2013.- 272с., с.143-145;
  6. Инвестиции: для вузов// под ред. Ковалева В.В., Иванова В.А., Лялиа В.А.. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Проспект, 2011.592с., с.56-61; 74-76;
  7. Инвестиции: учебник для вузов// Николаева И.П. – М.: Дашков и К, 2012.-253с.. – Учебные издания для бакалавров, с. 123-125;
  8. Инвестиции: учебник // Нешитой А.С. – 8-е изд., перераб. и испр.. – Москва: Дашков и К, 2013.- 372с., с. 68-71;
  9. Инвестиционное проектирование: учебник// Голов Р.С.- 3-е изд..-Москва: Дашков и К, 2013. – 366с., с 124-127, 143-146;
  10. Инвестиции в экономику России. [электронный ресурс] URL: http://www.protown.ru/information/hide/6599.html

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Читать еще:  Как открыть дело без начального капитала

МВФ оценил долю «фантомных» иностранных инвестиций в России

Более половины накопленных иностранных инвестиций в экономику России приходится на «фантомные» зарубежные корпорации, то есть осуществлено компаниями-пустышками, скрывающими страну — истинный источник этих вложений. Такие данные приводятся в исследовании «Что является подлинным, а что нет в глобальной системе прямых иностранных инвестиций?» (.pdf), опубликованном Международным валютным фондом (МВФ).

Авторы исследования — датский экономист Нильс Йоханессен из Копенгагенского университета, Янник Дамгаард из Центробанка Дании и Томас Элькьяер из МВФ.

Проблема, поднятая экономистами, характерна для всего мира: по данным исследования, почти 40% мирового объема прямых иностранных инвестиций проходит через номинальные компании, не ведущие реальной деятельности, зарегистрированные в таких специальных юрисдикциях, как Люксембург, Нидерланды или Ирландия. Но в России доля таких инвестиций самая большая среди всех стран — 57,9%, по оценкам за 2017 год (точные цифры из исследования есть у РБК).

Почти четверть иностранных инвестиций в Россию — собственные вложения

  • По данным Банка России, на конец 2017 года в России было накоплено $441,1 млрд прямых иностранных инвестиций.
  • Около $255 млрд из этих вложений было сделано компаниями-оболочками из «перевалочных» юрисдикций, а реальный инвестор находился в какой-то другой стране, следует из данных МВФ.
  • В том числе около $102 млрд, или 23,2% от общих иностранных инвестиций в Россию, — это не подлинные инвестиции из-за рубежа, а средства российских инвесторов, вложенные на родине через другие страны.

Речь идет о так называемых круговых схемах (round-tripping), хорошо известных исследователям российских иностранных инвестиций, — схемах вывода средств за рубеж и их последующего возвращения под видом иностранных вложений.

«Мы делали исследование в 2012 году — тогда половина прямых иностранных инвестиций приходила в Россию из офшоров. Поэтому цифры 23–25% инвестиций round-tripping вполне похожа на правду», — прокомментировала РБК профессор РЭШ Наталья Волчкова. Оценка «круговых» инвестиций, представленная в исследовании МВФ, может быть даже несколько заниженной, считает директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев.

ЦБ России публикует данные о прямых иностранных инвестициях (ПИИ) в Россию на базисе страны — непосредственного инвестора: например, если офшорная компания с Бермуд приобрела долю в российской компании, инвестиция будет записана как вложение с Бермудских островов в Россию, а кто стоит за бермудским ошфором — американский, китайский или российский владелец — никак отражено не будет. Около 70% всех иностранных инвестиций в Россию сделано с Кипра или офшорных финансовых центров (Багамы, Британские Виргинские острова, острова Джерси и Гернси и т.д.), и этот показатель является верхней оценкой явления round-tripping — в экстремальном предположении, что все инвестиции из офшоров и квазиофшоров являются российскими по происхождению.

«Статистика иностранных инвестиций, публикуемая Банком России, основана на международной методологии учета, разрабатываемой ОЭСР и МВФ. Международные стандарты предполагают наличие множества представлений данных, среди которых присутствуют таблицы обязательного, стандартного характера и дополнительные», — заявила пресс-служба ЦБ в ответ на запрос РБК. «Презентация по конечному инвестору относится к разряду дополнительных. Большинство презентаций прямых инвестиций, включая ряд дополнительных, Банк России уже публикует», — добавили в ЦБ, не ответив на вопрос, планирует ли Банк России публиковать оценки инвестиций на базисе конечного инвестора.

Не все инвестиции из офшоров являются российскими: пример — американская ExxonMobil, которая инвестировала в проект «Сахалин-1» через свою багамскую «дочку» Exxon Neftegas. Однако можно найти гораздо больше примеров, когда российские инвесторы зарегистрированы за рубежом, в частности:

  • нефтяная компания «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова принадлежит компании, зарегистрированной на Бермудских островах;
  • Совкомбанк формально подконтролен голландской компании;
  • производитель алюминия Rusal зарегистрирован на острове Джерси;
  • Тинькофф Банк, основанный Олегом Тиньковым, принадлежит кипрскому холдингу;
  • ретейлером O’Key, бенефициарами которого являются три российских бизнесмена, владеет холдинг из Люксембурга.

Чем больше эффект round-tripping, тем меньше в стране реальных иностранных инвестиций. Ранее экономисты уже оценивали (с поправкой не на round-tripping, а на реинвестированные доходы), что у России самые низкие входящие ПИИ среди всех развивающихся стран. Всемирный банк утверждает, что от способности привлекать иностранные инвестиции зависит рост доходов на душу населения. В первом полугодии 2019 года приток ПИИ в российскую экономику, по данным ЦБ, составил $16,5 млрд — на 63% больше, чем за аналогичный период годом ранее, однако большинство этих инвестиций пришлось на квазиофшоры — Кипр (41%), Нидерланды (20%). Кроме того, 56% инвестиций в первом полугодии пришлось на реинвестирование, то есть «новых» инвестиций страна получила гораздо меньше.

Метод Йоханессена, Дамгаарда и Элькьяера основан на следующем примере: официальная статистика фиксирует инвестиции в Испанию из США на уровне $23 млрд; в глобальной базе данных Orbis отражены инвестиции из США по принципу непосредственного инвестора на сумму $13 млрд и инвестиции по принципу конечного инвестора (когда американская компания является истинным инвестором независимо от того, через какую промежуточную страну осуществлена инвестиция) на сумму $29 млрд. Исходя из этого, авторы получают коэффициент пересчета 2,2 ($29 млрд/$13 млрд), который применяют к официальному показателю ($23 млрд). Таким образом они приходят к оценке подлинных инвестиций в Испанию из США на уровне $50 млрд.

В то же время исследователи используют много ситуативных допущений. Например, они экстраполируют официально публикуемые 16 странами данные о входящих иностранных инвестициях на базисе конечного инвестора на более чем сто остальных экономик, в том числе российскую. А использование базы данных Orbis не панацея, так как в ней много пробелов. Кроме того, исследователи МВФ проигнорировали ряд значимых работ на ту же тему, например исследование ЮНКТАД этого года с новыми оценками распределения мировых инвестиций по странам конечных инвесторов. Наконец, расчетная доля инвестиций round-tripping в российской экономике, исходя из исследования, практически не меняется в 2015–2017 годах, хотя государственная деофшоризационная кампания, начатая в 2014 году, вероятно, сократила использование круговых схем, заявлял недавно Всемирный банк.

Почему российские инвесторы вкладываются в России через другие страны?

В исследовании МВФ высказывается предположение, что структурирование инвестиций через низконалоговую юрисдикцию преимущественно преследует цели оптимизации налогов. Например, иностранная корпорация может владеть реальными активами в другой стране через третью юрисдикцию, генерируя доходы, которые в противном случае облагались бы налогом в стране, где находится актив. Или же корпорация может аккумулировать прибыли в промежуточной юрисдикции, откладывая репатриацию прибыли в страну реального происхождения инвестиций.

Но россияне используют круговые схемы инвестиций в Россию далеко не только из-за налоговых соображений, а из-за институциональных и регуляторных факторов, говорилось в исследовании Всемирного банка 2017 года (.pdf). «Более важную роль играют мотивы бегства от изъянов домашней системы, например от неопределенности внутреннего регулирования», — отмечалось в исследовании. Структурирование инвестиций как иностранных также позволяет «застраховаться от политических рисков». Наконец, это дает возможность скрыть личность бенефициара от российских властей, утверждали экономисты Всемирного банка.

Важный аспект — это сохранность инвестиции и удобство распределения прибыли, говорит руководитель московского офиса Confideri Family Office Анна Хрусталева. «Например, при инвестировании в ИT-сектор инвестор выбирает структурирование через страны с английской системой права. Когда речь идет об интеллектуальной собственности, она часто регистрируется на кипрскую компанию, а компания как IP Box [льготный налоговый режим для инновационной сферы], в свою очередь, инвестирует в российский бизнес, при этом из России поступают платежи (например, роялти) на Кипр. У кипрской компании есть возможность исключить до 80% доходов от интеллектуальной собственности из налогооблагаемой базы. Таким образом, инвестор получает возможность и грамотно перераспределить доход, и скорректировать налогооблагаемую базу, и высокую степень защиты актива», — рассказала Хрусталева.

Российские инвесторы продолжают, несмотря ни на что, выбирать Кипр, создавая в нем операционный офис для своих проектов и владения активами, или другие оншорные юрисдикции с отсутствием налога на прирост капитала, например Сингапур или Гонконг, продолжает она. В вопросе прямых инвестиций при налоговом планировании ключевыми для иностранного инвестора также являются положения соглашений об избежании двойного налогообложения между Россией и странами, включенными в группу компаний, добавляет эксперт.

По мнению директора Института международной экономики и финансов ВАВТ Александра Кнобеля, то, что 23% иностранных инвестиций имеют российское происхождение, «похоже на правду». «У нас действительно многие компании зарегистрированы в странах ЕС (и не только) и осуществляют свои инвестиции формально оттуда. Они таким образом защищают свои инвестиции, потому что иностранные инвестиции в меньшей степени подвержены рейдерским атакам и при прочих равных больше защищены», — отметил он. «Если вы инвестируете из Кипра, даже если конечным бенефициаром является собственник из России, у вас больше шансов на безрисковое ведение бизнеса», — подчеркнул Кнобель.

В условиях высокой неопределенности экономической ситуации для принятия инвестрешений в Россию так и будут идти в значительном объеме псевдоиностранные инвестиции, которые так или иначе имеют российское происхождение, заключает Игорь Николаев.

Структурирование преимущественно российских вложений в качестве иностранных в свое время не спасло нефтяную компанию ЮКОС от банкротства и распродажи по частям на аукционах. Однако позволило обратиться в международный арбитраж на основании международного соглашения о защите иностранных инвестиций в постсоветских странах и добиться решения о компенсации утраченных инвестиций на $50 млрд. Глава Международного центра правовой защиты Андрей Кондаков, представляющий интересы России в деле ЮКОСа, публично ссылался на работу тех же исследователей Копенгагенского университета и МВФ о «фантомных» иностранных инвестициях. «Россия прекрасно понимает природу таких компаний, это пустышки, которые были нужны, чтобы перевести чисто внутренний российский налоговый спор в международную плоскость», — говорил тогда РБК Кондаков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector