Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Капиталистический мир это

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Капиталистический мир

Капиталистический мир со второй половины 1974 года находится в полосе глубокого экономического кризиса. Это органический недуг капиталистической системы, обостренный затяжной милитаризацией экономики и ростом военных расходов, сильнейшей инфляцией, расстройством валютно-финансового механизма и подрывом доверия к капиталистическим валютам, а также таким структурным кризисом, как энергетический. В капиталистических странах высокого уровня достигла безработица, нарастает борьба трудящихся за свои права. [1]

Капиталистический мир — и прежде всего и непосредственнее всего европейский капиталистический мир — стоит перед новым кризисом, войнами и революциями. Переходная эпоха от капитализма к социализму развертывается с неотвратимою непреложностью. Историческая роль первого пролетарского государства — Советской России — будет выполнена тем полнее, чем быстрее она сбросит с себя обессиливающую ее нищету, голод и разорение и осуществит свою экономическую и финансовую мобилизацию для дальнейшей борьбы за социализм. [2]

Капиталистический мир , и прежде всего и непосредствен нее всего европейский капиталистический мир, стоит перед новыми кризисами, войнами и революциями. Переходная эпоха от капитализма к социализму развертывается с неотвратимой непреложностью. Историческая роль первого пролетарского го сударства — Советской России — будет выполнена тем полнее чем быстрее она сбросит с себя обессиливающую его нищету голод и разорение и осуществит свою экономическую и финансовую мобилизацию для дальнейшей борьбы ia социализм. [3]

Капиталистический мир — и прежде всего и непосредственнее всего европейский капиталистический мир — стоит перед новым кризисом, войнами и революциями. Переходная эпоха от капитализма к социализму развертывается с неотвратимою непреложностью. Историческая роль первого пролетарского государства — Советской России — будет выполнена тем полнее, чем быстрее она сбросит с себя обессиливающую ее нищету, голод и разорение и осуществит свою экономическую и финансовую мобилизацию для дальнейшей борьбы за социализм. [4]

Капиталистический мир , и прежде всего и непосредственнее всего европейский капиталистический мир, стоит перед новыми кризисами, войнами, революциями. Переходная эпоха от капитализма к социализму развертывается с неотвратимой непреложностью. Историческая роль первого пролетарского государства — Советской России будет выполнена тем полнее, чем быстрее оно сбросит с себя обессиливающую его нищету, голод, разорение и осуществит свою экономическую и финансовую мобилизацию для дальнейшей борьбы за социализм. [5]

Объективно капиталистический мир в целом уже давно созрел для пролетарской революции. Однако субъективные предпосылки для ее осуществления в различных странах не создаются и не могут создаваться одновременно. Там, где пролетарская революция по тем или иным причинам задерживается, господство монополистического капитала с объективной неизбежностью ведет к перерастанию монополистического капитализма в государственно-монополистический. При этом экономические выгоды, получаемые в результате развития общественного характера производства, используются монополиями в своих корыстных целях, в ущерб трудящимся массам. [6]

Зная капиталистический мир как свои пять пальцев, он понимал, что там дают в долг только богатому, а ему надо было немало взять в долг, чтобы как-то исправить ущерб, нанесенный его экономической политикой. А чтобы внушить доверие, необходимо было следить за своим внешним видом. И вот поэтому, уподобившись разорившемуся предпринимателю, который тщательно скрывает свою бедность, чтобы завоевать доверие, он подчеркнуто выставлял на всеобщее обозрение свое богатство. Шкафы его были заполнены норковыми шубками, сейфы — украшениями из драгоценных камней, гаражи-спортивными машинами, а ванные комнаты-фарфоровыми унитазами. [7]

Весь капиталистический мир , все остатки буржуазной России вне Советских республик и внутри их, вся пыль и гниль мелкобуржуазных партий с напряженным вниманием следят за действиями рабочего класса России и ее Коммунистической партии в первую голову, ибо они превосходно знают, кому доверила рабочая Россия осуществление своей диктатуры. [8]

Так характеризуют капиталистический мир не коммунисты, а люди, которые всегда идеализировали этот строй. [9]

Конечно, капиталистический мир сумел, несмотря на очевидные потери, определенным образом адаптироваться к новой ситуации, найти новые, нередко довольно эффективные методы продолжения неоколониальной эксплуатации нефтеэкспортирующих стран. [10]

Но если сейчас капиталистический мир не в состоянии пойти военной интервенцией против нашей страны, то это еще не значит, что он никогда не будет в состоянии сделать это. Во всяком случае капиталисты не спят, и они принимают все меры к тому, чтобы ослабить международные позиции нашей республики и создать предпосылки для интервенции. Поэтому нельзя считать исключенными как попытки интервенции, так и связанную с ними возможность реставрации старых порядков в нашей стране. [11]

Сегодня, когда капиталистический мир переживает глубокий экономический кризис, когда в буржуазных государствах растут безработица, деморализация, неуверенность в будущем и х аос, в советском обществе, оптимистическом, победоносном и уверенном в себе, развивается непрерывный процесс материального, социального и духовного прогресса. [12]

За последнее десятилетие капиталистический мир переживает уже третий экономический спад. Продолжают развиваться и принимают угрожающий характер для трудящихся масс инфляция и связанный с ней катастрофический рост стоимости жизни. [13]

В то время как капиталистический мир переживает самый глубокий после краха тридцатых годов экономический кризис, экономика Советской страны развивается ускоренными темпами, и, главное, целью этого развития остается систематическое улучшение условий материальной и духовной жизни всего советского народа. [14]

В обстановке, когда капиталистический мир переживает экономический кризис, потрясающий основы его политической организации и полностью дискредитирующий образ жизни этого мира, в Советском Союзе мы видим другую картину. [15]

Что такое капитализм

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В жизни очень часто приходится слышать понятие капитализм. Были времена, когда этим словом пугали и пытались свергнуть капиталистический строй.

Сегодня в качестве образца высокого уровня экономического развития называют развитые капиталистические страны, жители которых могут много заработать и хорошо потратить.

Хорош или плох капитализм? Как сформировался этот общественный строй и какие имеет признаки? Давайте разбираться.

Капитализм — что это

Капитализм – это экономическая система производства и распределения благ, которая основана на преобладании частной собственности, свободе предпринимательской деятельности и правовом равенстве граждан.

Собственники факторов производства – земли, капитала (что это?), труда занимаются созданием товаров и услуг, чтобы получить прибыль.

Желание обогатиться и получить хороший доход подталкивает людей к созданию своего дела, отвечающего потребностям отдельных групп общества, а также собственным возможностям и интересам.

Главные признаки капитализма:

  1. свободная торговля;
  2. частная собственность;
  3. свобода предпринимательства;
  4. ориентация в экономической деятельности на получение прибыли;
  5. разделение труда;
  6. формирование основных классов – рабочих и буржуазии.

Выдающийся теоретик социализма (что это?) и автор знаменитого труда по политэкономии «Капитал» Карл Маркс характеризовал капитализм как последнюю общественно-экономическую формацию.

Вслед за этой стадией развития социума должен был прийти коммунизм, который связан с переосмыслением всей истории человечества и созданием общества равных людей.

Однако эра настоящего коммунизма пока так и не наступила, а капиталистический строй продолжает существовать. Возможно, потому что в отличие от своего мнимого «последователя» он реален и успел вопреки мнению Маркса доказать свою жизнеспособность.

Истоки капитализма

На заре Нового времени в XVI—XVII веках про капитализм еще никто не знал. Несмотря на стартовавший процесс первоначального капитала, который проявлялся в вывозе золота из Нового Света в Европу об этом строе мало кто знал – теоретических работ на эту тему еще не было написано.

Но буржуазные отношения и дух предпринимательства неизбежно пробивали себе дорогу – в Нидерландах развивалось мануфактурное производство, а в Англии крестьян сгоняли с пахотных земель, чтобы превратить их в луга. Так проявлялся процесс «огораживания», в результате которого местный капиталист получал шерсть, идущую на изготовление сукна. Чуть позже оно станет символом процветания Туманного Альбиона.

В погоне за прибылью и дешевыми ресурсами европейские завоеватели устремились в Африку, Азию, Америку и превратили эти материки в колонии.

Капитализму оказался очень нужен рост вширь – без рынков сбыта и сырья создать капиталистическое общество оказалось невозможно.

Затем пришлось ломать внутренние перегородки в виде абсолютной монархии, сдерживавшей предпринимательский запал, и Старому Свету пришлось пережить несколько буржуазных революций:

  1. Нидерландскую – 1566—1609.
  2. Английскую (АБР) – 1640—1660.
  3. Французскую (ВФБР) – 1789—1799.
  4. Война за независимость английских колоний в Америке – 1775—1783.

Только после победы революционных сил капиталистические отношения завоевали прочные позиции в станах Запада. В XIX веке Европа прошла через промышленный переворот, в результате которого основная масса товаров стала изготавливаться на фабриках и заводах.

Общество перешло в индустриальную эпоху, а капитализм в погоне за сверхприбылью стал превращаться в империализм.

Капиталистические отношения

В мире капитализма все основывается на свободе. Предприниматель, желающий создать производство, сам решает, что изготавливать и какие ресурсы для этого использовать. Потребитель волен выбирать товар в соответствии со своими предпочтениями.

Капиталисту никак не обойтись без наемного труда, поэтому он приглашает к себе свободных рабочих, используя формы экономического принуждения в виде зарплаты и материального стимулирования.

В итоге возникают капиталистические отношения, основанные на следующих факторах:

  1. частная собственность на средства производства (земля, сырье, оборудование);
  2. использование наемных работников, рабочая сила превращается в товар;
  3. развитая система разделения труда;
Читать еще:  Голден капитал сайт

На характер капиталистических отношений влияет степень конкурентности рынка. В условиях свободной конкуренции они базируются на соперничестве между производителями, использующими для увеличения конкурентоспособности экономические инструменты, например, качество товара или более низкие цены.

При переходе на монополистическую стадию, когда появляется много крупных компаний (синдикаты, концерны, картели, конгломераты, тресты), контролирующих значительную часть рынка, активным участником капиталистических отношений становится государство.

Капитализм не идеален. Он подвержен кризисам, не обещает экономического равенства и формирует конкурентное общество, в котором большая часть людей неизбежно проигрывает.

Но этот строй дает шанс каждому воспользоваться своими знаниями и способностями для достойной жизни через создание экономического интереса к производственной деятельности.

Еще больше подробностей о капитализме можно узнать из этого видео. Маркс был гением, но его прогнозы отодвинулись на столетие благодаря ряду обстоятельств (о них смотрите в завершающем статью видео):

Главный закон капитализма и его главная проблема

Капитализм — это общество для сильных, где слабый пусть пеняет на себя. Главное при таком строе — это думать только о своем собственном благе и ступать по головам. В противном случае ты будешь сметен на обочину.

Человек человеку в это обществе никак ни друг и ни брат. Он конкурент за место под солнцем, которого на всех не хватит. Главное качество человека в таком обществе — это амбициозность. Она толкает человека делать то, что ему не нужно, но необходимо капиталисту. Конечно же, это все несколько утрировано, но если сорвать все маски, то это будет именно так.

Но если даже отстраниться от того, что капиталистическая система не нацелена на благо людей, а лишь держит перед каждым из них морковку на веревочке, за которой люди послушно бегут, толкаясь локтями, то все равно эта система обречена на упадок. Просто по своему определению, сути.

Сейчас наступает момент, когда практически весь мир можно считать капиталистическим (живущим по рыночной системе). В этом мире уже некого грабить (крестьян, отсталые страны) и он становится замкнутой системой.

Деньги извне взять неоткуда, а капиталистическая система в чистом виде не работоспособна. Неоткуда будет брать прибыль. Без грабежа в замкнутой капиталистической системе денег на прибыль не остается. Собственно, все сейчас это и происходит. Процесс долгий, но, к сожалению, неизбежный.

Что такое Капитализм

Плюсы и минусы капиталистической системы

Капитализм — это экономическая система, в основе которой лежит частная собственность на средства производства. Основной целью этой системы является получение прибыли и накопление богатства.

В капиталистической системе средствами производства и дистрибуции владеют капиталисты. Они нанимают рабочую силу, т. е. пролетариат. За свою работу пролетариат получает зарплату.

Средствами производства могут быть, например, машины, земля, заводы и фабрики. Они нужны для получения прибыли. Эта прибыль формирует потом зарплату рабочим, затраты от производства и непосредственный чистый доход капиталистов.

Как работает капиталистическая система?

В капитализме два класса — капиталисты и пролетариат (рабочие).

Капиталисты — владельцы средств производства. Они нанимают рабочих, чтобы получать прибыль от производства и накапливать богатство.

Пролетариат имеет только свою рабочую силу. Он продаёт эту силу капиталистам и получает зарплату.

Продукты, которые произведены при капиталистической системе, продаются на рынках. Цена на данные продукты устанавливается с учётом экономического закона о спросе и предложении.

Капитализм предполагает свободный рынок. То есть такое, в который государство не вмешивается.

В этой системе одна из основных функций государства — это гарантия частной собственности. Именно её наличие позволяет капиталистам использовать свои земли, оборудование, машины для получения прибыли.

Капиталистическая система направлена на максимизацию прибыли и накопление богатства. Поэтому капиталисты стараются повысить цены и снизить свои затраты от производства.

Стадии капитализма

Капитализм зародился в 15 веке, когда сошёл на нет феодализм — система построения общества в Средние века в Западной Европе.

С тех пор капитализм постоянно изменялся. Изучение этих изменений позволило выделить 4 стадии капитализма.

Сейчас капитализм находится на третьей своей стадии. Вот краткая характеристика каждой из них:

Коммерческий капитализм (15–18 вв.)

Также называется прекапиталистическая стадия. Ей характерен меркантилизм, т. е. экономический курс, направленный на сбыт продукции.

Государство контролировало экономику. Страны стремились добывать и копить драгоценные металлы.

Промышленный капитализм (18–19 вв.)

Эта стадия началась с Промышленной революции в Англии. В результате неё вместо мануфактур производить стали фабрики. То есть ручной труд был заменён на машины.

А экономика получила большую свободу, с небольшим вмешательством государства.

Финансовый капитализм (с 20 в.)

Капитализм вошёл в эту стадию после Второй мировой войны. Торговля и промышленность контролируются крупными корпорациями и финансовыми институтами.

Информационный капитализм

Эта стадия появилась в ответ на развитие информационных технологий.

Технологии способствовали мгновенному обмену информацией между партнёрами на разных сторонах Земли. А это повлияло не только на социальные и культурные отношения, но и на экономические.

Термин информационный капитализм придумал Мануэль Кастельс. Он упомянул его в своей книге «Сетевое общество» (1996 г.). И хотя автор упомянул его в другом контексте, с тех пор именно так называют четвёртую стадию капитализма.

Существует мнение, что информационный капитализм не одна из стадий, а лишь набор характеристик капитализма сегодняшнего дня.

Судя по всем основным параметрам, капиталистическая система находится именно в своей третьей — финансовой — стадии.

Что плохого и хорошего в капитализме?

Капитализм — это способ производства со своими плюсам и минусами.

Плюсы системы состоят в том, что она способствовала развитию технологий, увеличению эффективности производства и более широкому выбору продуктов и услуг.

А минус — социальное неравенство между рабочими и капиталистами, которое порождает постоянная погоня за богатством. Это неравенство можно наблюдать в капиталистических странах по всему миру.

Другим минусом является загрязнение окружающей среды. Капитализм предполагает большие объёмы потребления. В результате увеличивается производство, это ведёт к загрязнению воздуха, водоёмов, глобальному потеплению.

Капитализм и социализм

Социализм — это тоже экономическая система и способ производства.

В отличие от капитализма, при котором есть частная собственность на средства производства, социализм предполагает коллективную собственность. А средства производства в социалистической системе контролируются государством.

Социализм выступает за эгалитаристское общество без классового деления на рабочих и капиталистов.

Эгалитаризм — это теория, согласно которой в обществе можно создать равные для всех возможности: в политике, экономике, правовой сфере.

При социалистической системе потребности человека удовлетворяются. А основные услуги, такие как образование и медицина, государство предоставляет гражданам бесплатно.

При капитализме рынок определяет, что производить, в каком количестве, как сбывать и в какие сектора экономики инвестировать. Государство не вмешивается в эти вопросы.

В то время как при социализме государство разрабатывает планы инвестиций, производства товаров и оказания услуг.

Капитализм и глобализация

Глобализация — это результат тесного сотрудничества между странами и участниками рынка.

Благодаря информационным технологиям глобализация объединила рынки и создала взаимозависимость стран друг от друга.

В капиталистической системе глобализация привела к обмену знаниями, информацией, культурными особенностями и развитию технологий. Но с другой стороны, неравенство людей по всему миру стало более выраженным.

Неравенство выражается в степени развития стран, например, есть чёткое деление стран на развитые и наименее развитые. И также в концентрации экономической власти у нескольких промышленных корпораций и финансовых институтов.

Читайте подробнее про Глобализацию.

Узнайте также, какие существуют Права собственности.

ТЕОРИЯ КАПИТАЛИЗМА

Начало капиталистической эры Маркс относил к XVI в. Именно в эту эпоху экспроприация части сельского населения приводит к уничтожению мелких промыслов, при феодализме составлявших неотъемлемый элемент натурального хозяйства. Генезис капитализма Маркс исследовал на приме­ре Англии — родины промышленной революции, мастерской мира, как на­зывали ее в XIX в. Здесь особо развивалась крупная промышленность, осно­ванная на машинном производстве.

Крестьянская семья сама добывала необходимое сырье, которое затем перерабатывала в готовые продукты (пищу, одежду, предметы домашнего обихода, хозяйственную утварь) и потребляла. В результате огораживания, когда феодалы сгоняли крестьян со своих земель и огораживали их забора­ми, рвами (конец XV — начала XIX в.), мелкие крестьяне разоряются и мас­сово мигрируют из деревни в город. На смену им приходит крупный фермер, который превращает в товар то, что раньше служило жизненными средства­ми для миллионов людей, — землю. Уничтожение старого, домашнего и вместе с тем домашинного типа сельского хозяйства расчищает путь для новых форм организации труда как на селе, так и в городе.

Среди основных характеристик капитализма можно назвать: 1) част­ную собственность на средства производства (она есть у предпринимате­лей, но ее нет у рабочих); 2) превращение формально свободной рабочей силы через механизм рынка труда в товар, который находится в свобод­ном обращении и оплачивается через механизм заработной платы в денеж­ной форме; 3) возможность для собственника извлекать прибыль из вло­женного в производства капитала, безвозмездно присваивать ее на лич­ное потребление или дальнейшее развитие производства; 4) возможность продавать и покупать товары по свободным рыночным ценам, в том чис­ле рабочую силу.

Читать еще:  Обналичить материнский капитал на строительство дома

Капитал, по Марксу, — это частным образом присваиваемое богатство (или стоимость), используемое для производства прибавочной стоимости. В резуль­тате капитал можно определить еще и как самовозрастающую стоимость. Это центральная экономическая категория капитализма — накапливаемое богат­ство, находящее свое воплощение прежде всего в средствах производства, ис­пользуемых для производства или приобретения новых средств производства.

Капиталистическое общество, по Марксу, безнадежно больно. Оно не способно справиться с противоречиями, которое само же и породило. Бур­жуазия, заинтересованная в постоянном обновлении производства, развивает производительные силы. Но производственные отношения не способны трансформироваться в столь же быстром темпе. Результатом становится со­циалистическая революция. Ее приближает другое противоречие. Капита­лизм создает невиданные богатства на одном полюсе — у кучки миллионе­ров и безобразную нищету на другом — у подавляющей части населения, за­полнившей кварталы бедноты. Поэтому революционный взрыв неизбежен.

Капитализм (разумеется, классический, поскольку другого во времена Маркса еще не было) означает торжество машинного производства, он ис­подволь готовит производительные силы, которые вполне созрели для про­летарской революции. Иными словами, капитализм готовит своего могиль-

щика — организованный, дисциплинированный, квалифицированный и политически дееспособный рабочий класс.

Гибель капитализма от самого себя, по Марксу, неизбежна, поскольку с прогрессом техники и развитием производительных сил постоянный капи тал стремится к бесконечности, а переменный — к нулю. А это означает, что доля живого труда (труда рабочего) относительно масштабов средств произ­водства должна сокращаться, т.е. численность персонала должна приближать­ся к нулю, а размеры и эффективность средств труда (зданий, технологии станков и т.п.) будут стремиться к бесконечности (рис. 11).

Между тем капитал существует лишь как самовозра­стающая стоимость, а самовозрастание стоимости созда­ется живым трудом. Капитализм собственным развити­ем подрывает основу своего существования. Пролетари­ат, который самой историей предназначен представлять интересы всего населения, перехватит эстафету у буржу­азии, возглавив скачок к следующей исторической эпо­хе — коммунизму. Он возьмет власть и перестроит все общество.

К сожалению, считает Маркс, технический прогресс при капитализме работает в одну сторону, причем совер­шенно извращенную. Вместо того чтобы использовать мощь науки для повышения уровня жизни рабочих, бур­жуазия обогащает лишь саму себя, а рабочий класс фи­ зически и морально деградирует. Растут его пролетари­зация (отчуждение от собственности) и пауперизация (обнищание).

Маркс не отрицает, что между капиталистами и про­летариатом существует множество промежуточных групп — ремесленники, мелкая буржуазия, торговцы, крестьяне-собствен­ники, но они незначительны, лишены исторической инициативы, полити­ческого влияния, а самое главное — новых социальных идей, способных коренным образом изменить положение дел. Жалкая прослойка между дву­мя полюсами, один из которых становится все богаче, а другой — все беднее, в скором времени так сократится, что станет невидимой, и тогда два антаго­нистических класса сойдутся в кровавой битве.

Если пролетариат, осознав свои классовые интересы, объединится в мощ­ную политическую силу, то, победив буржуазию, он одновременно упразд­нит старые производственные отношения, а вместе с ними и классы как та­ковые. В будущем коммунистическом обществе не должно быть господству­ющего класса, даже рабочего, общество станет бесклассовым. На место вражды, антагонизма, классовых войн, эксплуатации и угнетения придет ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием сво­бодного развития всех.

Таким образом, капитализм — это саморазрушающееся общество. Оно стоит последним в ряду антагонистических формаций. После него наступа­ет эра совсем другого уклада — коммунистического. Он, как и первобытно­общинный, лишен классов, эксплуатации, социального неравенства, угне­тения человека, антагонистических отношений. Мировая история как бы за­вершает свой ход, вернувшись к своим истокам, но на качественно более

высоком уровне. В обществе будущего, полагал Энгельс, государственный строй предполагает прежде всего самоопределение народа 21 , его трудовой основой станет всеобщая ассоциация производителей 22 .

К мысли о необходимости разрушения существующего строя Маркс при­шел в 1844— 1848 гг. — в самом начале своей творческой деятельности, когда еще не имел развернутого эмпирического анализа этого строя. Обычно со­циологи поступают наоборот: сначала ставят диагноз реальности, а затем предлагают рецепт ее изменения. Уже в молодые годы Маркс определился со своим идеологическим выбором — защита классовых интересов пролета­риата, низвержение капитализма и построение коммунистического общества. Такого рода целевая заданность, по всей видимости, сказалась на методоло­гии исследования, содержании теоретических выводов и направленности практических рекомендаций.

При чтении произведений Маркса не покидает ощущение, что все его по­строения задумывались с одной-единственной целью — подвести аргумен­ты под необходимость революционного уничтожения капитализма. Но ре­волюция — это всегда кровь и миллионы невинных жертв. После этого со­циализм вряд ли покажется желанной целью. Так, к сожалению, и произошло на одной шестой части суши. Но Маркс писал о мирном и революционном путях перехода от капитализма к социализму. Мирный история отвергла: на­селение капиталистических стран не пожелало добровольно переходить к коммунизму. А революционный путь, экспериментально апробированный в нашей стране, не принес успеха.

Капитализм как высшая и последняя из существовавших формаций выс­тупал основным, доминирующим центром научных интересов у Маркса. Другие общественные формации он изучал не сами по себе, а постольку, поскольку сравнение с ними имело значение для исследования капиталис­тической экономики. Поэтому Маркс сравнивает общее и особенное у всех формаций с единственной целью — более глубоко понять природу капита­лизма, высветить все его стороны и в итоге показать его историческую обре­ ченность. Изучение других, предше­ствующих капитализму, формаций, как и диалектики перехода от одной формации к другой, подчинено у Мар­кса исследованию капитализма как образующего собственным развитием не­обходимые предпосылки своего упразднения. Интерес Маркса к изучению докапиталистических формаций был вызван, отмечает В.А. Вазюлин 23 , не только внутренней логикой исследования капитализма, но и тем обстоятель­ством, что революционное рабочее движение все более выходило за преде­лы развитых капиталистических стран Западной Европы, прежде всего со­вершался переход к новому этапу революционного движения в России.

При описании капитализма и социализма у Маркса прослеживается про­тиворечие. Характеризуя капитализм, он пытался дать как можно более кон-

21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 251-253.

!2 Маркс К., Энгельс Ф. Т. 4. С. 336. 447; Т. 20. С. 294-295. Вазюлин В.А. Вопросы теории общественно-экономических формаций в трудах К. Маркса (истори­ческий аспект). — http://ilhs.narod.ru/statll.htm.

кретное и строгое определение, напротив, социализм у него расплывчат и туманен. Для капитализма Маркс явно завышал уровень требовательности добиваясь операционального, строго экономического анализа, для социализ­ма он занижал критерии, ограничиваясь абстрактными, причем не экономи­ческими, а чисто социальными критериями. В число признаков развитого капитализма у него входили: особый способ получения прибавочной стоимо­сти, формирование рынка наемного труда, превращение формального под­чинения труда капиталу в реальное, диалектика меновой и потребительской стоимости и великое множество других показателей, теоретически очень сложных для понимания неподготовленным читателем. Зато будущее соци­алистическое общество Маркс описывал с большой любовью — фактически так же, как описывал идеальный капитализм Вебер. Социализм у него — пла­номерная и рациональная организация общественного труда, в которой лик­видированы непроизводительные затраты и члены общества получают то, что заработали. И специфический «дух социализма» у Маркса тоже присутству­ет и называется он духом коллективизма. Видимо, описывая современный капитализм и будущий социализм, оба мыслителя исходили из одного ме­тодологического приема: идеализация и гипертрофирование одних черт, умаление и аннигиляция других, не подходящих к их модели.

Капитализм: история понятия

Капитализм: история понятия

Напомним, что слово «капитализм» было введено в обращение не так давно — в XIX веке. Оксфордский словарь утверждает, что впервые слово «капитализм» использовал английский романист Уильям Теккерей в 1854 году. Считается, что по-настоящему популярным слово стало в 1867 году после выхода в свет первого тома «Капитала» Карла Маркса. Однако, как ни парадоксально, Маркс, у которого «капитал» и «капиталист» были ключевыми категориями его исследования, крайне редко использовал слово «капитализм». Вместо него он прибегал к терминам «буржуазный строй», «буржуазное общество», «буржуазный способ производства», «капиталистический способ производства» и т.п. По мнению французского историка экономики Ф. Броделя, впервые слово «капитализм» для обозначения определенного типа экономики употребил французский социалист Луи Блан в 1850 году, примерно в то же время этим словом стал пользоваться другой французский социалист — П. Ж. Прудон. Однако это были единичные случаи использования слова. Тот же Бродель полагает, что слово «капитализм» стало по-настоящему популярным после выхода в 1902 году книги немецкого экономиста и социолога Вернера Зомбарта под названием «Современный капитализм»[3]. У нас есть сомнения в верности данного заключения маститого французского ученого. По нашим данным, российские марксисты уже в конце XIX века активно использовали слово «капитализм» в своей партийнополитической деятельности. Достаточно в качестве примера привести выпущенную В. И. Лениным (под псевдонимом Владимир Ильин) в 1899 году книгу под названием «Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности»[4]. А в следующем году вышла книга «легального марксиста» С. Булгакова «Капитализм и земледелие»[5].

Читать еще:  Как достроить дом на материнский капитал

Более или менее широко и активно слово «капитализм» в политической и научной литературе на Западе использовалось всего несколько десятилетий. В СССР термин активно эксплуатировался на протяжении всех десятилетий существования советской власти — как в научных, так и пропагандистских целях. Несколько поколений советских людей изучали в вузах в качестве обязательной дисциплины «Политическую экономию капитализма». Советские обществоведы «по полочкам» и «косточкам» разложили весь капитализм. Все формулировки и определения, относящиеся к категориям капитализма, были с ювелирной точностью выверены, и никакие «импровизации» и «творчества» в области политической экономии капитализма не приветствовались. Строгость была не меньшая, чем в догматическом богословии. Приведем утвердившееся в СССР определение капитализма из Большой советской энциклопедии: «Капитализм — общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму — первой фазе коммунизма. Основные признаки К.: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наемных рабочих капиталистами. Целью капиталистического производства является присвоение создаваемой трудом наемных рабочих прибавочной стоимости»[6].

Обложка первого издания «Развитие капитализма в России»

Мы еще будем анализировать с разных сторон капитализм, поэтому воздержимся сейчас от детального комментирования и анализа данного определения. В целом с ним (с некоторыми оговорками[7]) можно согласиться. Отметим лишь, что в указанном несколько пространном определении вся суть капитализма заключена в следующих взаимосвязанных моментах:

а) отчуждение свободного работника от средств производства (земля, орудия производства, сырье);

б) превращение свободного работника в наемного работника;

в) эксплуатация наемного работника капиталистом-работодателем, присвоившим средства производства;

г) получение капиталистом в результате эксплуатации прибавочной стоимости.

Пожалуй, к перечисленным выше моментам следует добавить еще один, пятый момент (из приведенного выше определения): «наличие развитого общественного разделения труда». Выражаясь современным языком, речь идет о высокой степени развития рыночных отношений. Поэтому капитализм часто и называют «рыночной экономикой».

Рынок и торговля существовали всегда, даже в самых древних обществах. Но в условиях так называемого «традиционного» хозяйства (преимущественно натурального хозяйства) рыночные отношения играли минимальную роль в жизни общества и человека. Лишь при капитализме основную часть жизненно необходимых предметов человек стал приобретать в результате рыночных обменов. Без рынка капитализм невозможен, поскольку капиталист стремится получить прибавочную стоимость не в натурально-вещественной форме, а в виде денег. А это возможно лишь через реализацию произведенного продукта труда на рынке. Итак, за короткий срок после старта капитализма кардинальным образом изменились экономические отношения в обществе:

— в «традиционном» обществе они были сконцентрированы в «малом социуме» (семья, община, поселение и т. п.) и строились преимущественно на безденежной основе; рыночные отношения («большой социум») с использованием денег играли вспомогательную роль в жизни обычного человека;

— при капитализме экономические отношения переместились в «большой социум» — рынок (региональный, национальный, международный) — и стали строиться исключительно на денежной основе; «малый социум» стал играть вспомогательную роль[8].

Обратим внимание на то, что в приведенном выше определении из БСЭ капитализм рассматривается исключительно как социально-экономическое явление, причем многие тонкие моменты в приведенной грубой схеме не видны. Акцент делается на эксплуатации и социальной несправедливости. Но не уделяется, например, внимание проблеме отчуждения труда и работника при капитализме. Она вытекает из того, что продукт труда принадлежит капиталисту-работодателю, а не работнику Отсюда и отсутствие мотивации к творческому труду, что делает капитализм крайне неэффективным даже с экономической точки зрения. Кстати, это противоречит популярным мнениям о том, что, хотя капитализм «социально несправедлив», он тем не менее демонстрирует высокую экономическую эффективность. Вот что писал один из наиболее глубоких знатоков капитализма А. Г. Махоткин об этой особенности наемного труда: «Но главное зло и бесчеловечность капиталистического распределения состоит даже не в его несправедливости, а в отчуждении. Считается, что если работнику не принадлежит ни сырье, которое он обрабатывает, ни орудие его труда, то ему изначально не принадлежит ни продукт труда, ни сам его труд, воплотившийся в этом продукте. Пока с этим соглашаются все, в том числе и сам работник, его труд — это не его, чужой для него труд. Отчужденный от него в пользу нанимателя. Он и относится к нему, как к чужому. Поэтому наемного работника к труду надо принуждать — постоянным контролем, штрафами, угрозой увольнения. Наемный труд принудителен и не может быть иным. Работник в его результате не заинтересован, поэтому его надо искусственно заинтересовывать. премиями. и т.п. стимулами, заранее вычтя их из основной суммы заработной платы. Кстати, стимулом в Древней Греции называли заостренную палку, которой погоняли быков»[9].

Вопросы, связанные с этикой и духовно-религиозной стороной капитализма, тем более не рассматривались в марксизме как существенные. Старшее поколение помнит чеканную формулу марксистско-ленинской философии: «Бытие определяет сознание человека». Вульгарно-материалистическое мировоззрение, исходившее из примата экономики над политикой, идеологией, духовной жизнью общества, препятствовало формированию в советском обществе целостного представления о капитализме.

Уже к середине XX века у общества, именовавшегося «капиталистическим», выявилась масса «болезней», капиталистический строй успел продемонстрировать свою социально-экономическую несостоятельность (мировые войны, жесточайший экономический кризис 1929—1933 годов, другие экономические и социальные проблемы). Особенно ярко недостатки капитализма высвечивались на фоне Советского Союза, который неуклонно укреплял свои экономические и политические позиции в мире. Слово «капитализм» приобрело устойчиво негативный оттенок. С учетом этого идеологи и политики западных стран пришли к выводу, что подмочившему свою репутацию «капитализму» следует дать новое имя.

Несмотря на титанические усилия «экономической науки», доказывать «прогрессивность» капитализма стало сложно: эта общественно-экономическая формация достаточно себя дискредитировала. Процесс дискредитации достиг своего апогея в период затяжной депрессии 1930-х годов. Об этом достаточно откровенно на излете своей длинной жизни написал Джон Кеннет Гэлбрейт (1908—2006 гг.), американский экономист, который, между прочим, большую часть своей жизни выступал последовательным апологетом этого самого капитализма.

В своей последней книге «Экономика невинного обмана: правда нашего времени» он констатирует: «Слово «капитализм» по-прежнему употребляют лишь наиболее радикальные и откровенные защитники капиталистической системы, да и то не часто»[10]. В послевоенное время в марксистской литературе появился даже термин «общий кризис капитализма». Официально понятие «общего кризиса капитализма» было введено в обращение на XXII Съезде КПСС, оно вошло в третью программу партии.

Что понималось под «общим кризисом капитализма»? Третья программа КПСС перечисляет следующие признаки:

— отпадение от капитализма все новых стран;

— ослабление позиций империализма в экономическом соревновании с социализмом (в 1950—1960-е годы темпы роста советской экономики значительно превышали темпы роста ведущих капиталистических стран, хотя к 80-м годам ситуация изменилась);

— распад колониальной системы империализма (советские идеологи надеялись, что освободившиеся государства пойдут если и не по пути социализма, то, по крайней мере, по «некапиталистическому пути»);

— обострение противоречий империализма с развитием государственно-монополистического капитализма и ростом милитаризма;

— усиление внутренней неустойчивости и загнивания капиталистической экономики, проявляющееся в растущей неспособности капитализма использовать полностью производительные силы (низкие темпы роста производства, периодические кризисы, постоянная недогрузка производственных мощностей, хроническая безработица);

— нарастание борьбы между трудом и капиталом;

— резкое обострение противоречий мирового капиталистического хозяйства;

— небывалое усиление политической реакции по всем линиям, отказ от буржуазных свобод и установление в ряде стран фашистских, тиранических режимов;

— глубокий кризис буржуазной политики и идеологии.

В программе КПСС отмечалось, что «общий кризис капитализма» начался в результате Первой мировой войны и образования первого социалистического государства — Советского Союза (первый этап). Второй этап начался после Второй мировой войны и образования социалистического лагеря. Наконец, с конца 1950-х — начала 1960-х годов, «общий кризис капитализма» перешел в следующую стадию (третий этап), связанную с окончательным крахом колониальной системы и переходом ряда развивающихся стран на путь некапиталистического развития.

Мы не будем подробно комментировать перечисленные выше признаки «общего кризиса капитализма». Отметим лишь, что в целом программа партии вполне объективно отражала ситуацию, которая сложилась в начале 1960-х годов в капиталистических странах и в мире в целом. Достаточно сказать, что понятие «общий кризис капитализма» стали использовать в некоторых случаях даже немарксистские авторы. Еще следует отметить, что марксизм как вульгарно-материалистическое мировоззрение отражал лишь экономическую и политическую стороны капитализма на тот момент времени, не затрагивая его духовную сторону. А именно духовная сторона — фундамент («базис») капитализма, и именно в духовной сфере кризис капитализма проявлялся наиболее остро.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector