Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Журналы бюджетного учета для бюджетных учреждений

Учет периодических изданий

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Периодические издания также могут выпускаться в иных формах, например, в электронном виде, размещаться на съемных носителях и т. д. Периодические издания могут приобретаться для комплектации библиотечного фонда, а также с иной целью. О порядке учета периодических изданий расскажем в данной статье.

Заключаем договор по подписке периодических изданий

Согласно п. 3 данных правил договор подписки на периодическое печатное издание заключается подписчиком (заинтересованным учреждением) с распространителем. В договоре подписки сторонами оговариваются наименование подписываемого издания, подписной период, цена подписки, периодичность выхода подписки, а также иные условия. В договор подписки может быть включено условие доставки периодического печатного издания подписчику.

Заключение договора подписки государственными (муниципальными) учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством РФ о закупках, а именно:

а) казенные учреждения при выборе поставщика периодических изданий (распространителя) и заключения договора с ним обязаны руководствоваться Федеральным законом № 44-ФЗ ;

б) автономные учреждения – Федеральным законом № 223-ФЗ ;

в) бюджетные учреждения – в следующем порядке:

– если подписка осуществляется за счет средств субсидий, то следует учитывать положения Федерального закона № 44-ФЗ;

– если подписка осуществляется за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, или за счет грантов, то бюджетное учреждение вправе руководствоваться Федеральным законом № 223-ФЗ, при условии размещения им до 01.04.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупках.

Отметим, что согласно пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки товаров (работ, услуг) на сумму меньше 400 000 руб. библиотеки, другие учреждения культуры, а также образовательные учреждения вправе не использовать конкурентные способы определения поставщика, то есть осуществить закупку у единственного поставщика. При этом должно соблюдаться следующее условие: совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более 20 млн руб. в год.

Также согласно пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ учреждение вправе заключить с единственным поставщиком договор подписки на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., если совокупный годовой объем таких закупок не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 млн руб. в год. Стоит отметить, что указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Учет периодических изданий, приобретаемых для комплектации библиотечного фонда

Напомним, что внутрибиблиотечный учет включает в себя регистрацию поступления документов в библиотечный фонд, их выбытия из фонда, итоговые данные о величине (объеме) всего библиотечного фонда и его подразделов, стоимость фонда (п. 1.2 Порядка № 1077).

Единицами учета таких периодических изданий, как газеты, являются годовой комплект и название. При этом как одно название учитывается комплект газет, образующих отдельную единицу с отличительным заглавием. При изменении заглавия новой учетной единицей считается издание, если изменение внесено в первые пять слов заглавия (п. 2.1 Порядка № 1077).

Однодневные (разовые) газеты учитываются в экземплярах (номер, выпуск) и названиях. Отдельно изданные периодические приложения к газетам, имеющие индивидуальное заглавие и собственную нумерацию, учитываются самостоятельно (п. 3.1.4 Порядка № 1077).

Журналы и продолжающиеся издания учитываются в экземплярах и названиях. Экземпляром считается номер, том, выпуск, изданные по отдельности, а также комплект номеров, томов, выпусков, переплетенных в один блок издательством. Как отдельные названия учитываются (п. 3.1.3 Порядка № 1077):

  • периодические приложения к журналам, выходящие самостоятельно, имеющие индивидуальное заглавие и собственную нумерацию;
  • каждая серия продолжающегося издания, имеющая индивидуальное заглавие и собственную нумерацию выпусков;
  • каждый самостоятельный том (выпуск) продолжающегося издания.

Периодические издания, поступающие в электронном виде, как правило, также учитываются в экземплярах и названиях (п. 3.4 Порядка №1077).

Поступление периодических изданий в основном осуществляется путем подписки. Принимаются издания по первичным учетным документам (накладная, акт), включающим список поступлений.

Оценка стоимости периодических изданий, поступающих в библиотеку на временное хранение, не производится (п. 4.2 Порядка № 1077).

Как и другие объекты библиотечного фонда, периодические издания, поступающие в библиотеку, подлежат суммарному и индивидуальному учету. Суммарный учет заключается в регистрации поступивших изданий в регистрах суммарного учета или электронных регистрах (п. 4.3 Порядка № 1077).

Индивидуальный учет периодических изданий ведется в регистрационной картотеке периодических изданий, предназначенной для учета каждого названия и каждого экземпляра, или в автоматизированной базе данных. Для периодических изданий в качестве регистрационных номеров могут использоваться любые идентификационные номера: системный номер в автоматизированной базе данных, регистрационный (порядковый) номер записи в регистрационной картотеке (п. 4.4.2 Порядка № 1077).

Выбытие периодических изданий из библиотечного фонда происходит в связи с их физической утратой или частичной либо полной утратой потребительских свойств. Списание документов из библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144), в котором отражаются сведения о количестве и общей стоимости исключаемых документов, указывается причина исключения и направление выбытия исключаемых документов. К акту прилагается список исключаемых периодических изданий (п. 5.2, 5.3 Порядка № 1077).

Списанные печатные периодические издания могут быть направлены в пункты вторичного сырья либо уничтожены непосредственно библиотекой (п. 5.7.1 Порядка № 1077).

Итоги движения (поступления и выбытия) периодических изданий подводятся в книге суммарного учета библиотечного фонда (или другом регистре суммарного учета, принятом в библиотеке) на основании данных суммарного учета о поступлении и выбытии документов (п. 6.1 Порядка № 1077).

Первичные учетные документы, подтверждающие факт поступления периодических изданий, а также акты о списании исключенных периодических изданий, передаются в бухгалтерию для включения объектов в учет библиотечного фонда или исключения из него (п. 4.9, 5.2 Порядка № 1077).

Бухгалтерский учет. В соответствии с п. 377 Инструкции № 157н для учета периодических изданий (газет, журналов и т. п.), приобретаемых для комплектации библиотечного фонда, используется забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования». Учет на данном счете ведется в условной оценке: один объект (номер журнала, годовой комплект газеты) – один рубль.

Выбытие периодических изданий с забалансового счета 23 отражается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным учетным документом (актом приема-передачи, актом на списание, иным актом). Аналитический учет по счету ведется по объектам учета в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 378 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), расходы по подписке на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек, с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки, следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги» КОСГУ.

Библиотека (бюджетное учреждение) в целях пополнения библиотечного фонда заключила договор на подписку ежемесячного журнала на 2-е полугодие 2014 года. Полная стоимость подписки (6 номеров) составляет 300 руб. (50 руб. за номер). Расходы на подписку оплачиваются за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете библиотеки данные операции отразятся следующим образом:

Поскольку полный годовой комплект газеты учреждение-подписчик получает только в конце года, принять его к учету, а также отнести в расходы полную стоимость подписки оно сможет только в конце года.

Вместе с тем, по мнению автора, учреждение вправе самостоятельно установить и закрепить в учетной политике иной порядок принятия к учету таких периодических изданий, как газеты. Например, принять за единицу учета газет не годовой комплект, а номер газеты или установить периодичность отражения расходов на подписку газет в сумме поступивших номеров газеты за месяц или за квартал.

Учет периодических изданий, приобретаемых в иных целях

В бухгалтерском учете расходы на подписку таких периодических изданий отражаются по кредиту счета 0 302 26 000 (730) «Расчеты по прочим работам, услугам» и дебету счетов:

Читать еще:  40130 счет бюджетного учета

401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги»;

106 60 (70, 80) 226 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» в части прочих работ, услуг.

Для учета самих периодических изданий, приобретаемых не для пополнения библиотечного фонда, бухгалтерского счета не предусмотрено. Вместе с тем, государственным (муниципальным) учреждениям предоставлено право вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета. Таким образом, в целях обеспечения сохранности периодических изданий, не включаемых в библиотечный фонд, учреждения праве самостоятельно ввести забалансовый счет для их учета.

Учреждение культуры (автономное учреждение) за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, оформило годовую подписку ежемесячного журнала по делопроизводству, необходимого для ведения хозяйственной деятельности учреждения. Стоимость одного номера журнала – 70 руб. Согласно условиям договора подписки учреждение осуществляет предоплату в сумме полной стоимости годовой подписки (840 руб.). В связи с непредвиденными обстоятельствами учреждение было вынуждено отказаться от трех последних номеров журналов. Стоимость недополученных журналов, за которые ранее была внесена предоплата, возращена учреждению на лицевой счет. Согласно учетной политике учреждения периодические издания, приобретенные не для пополнения библиотечного фонда, учитываются на дополнительном забалансовом счете 27.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:

Подписка на периодические издания производится учреждениями культуры и искусства, как в целях пополнения библиотечного фонда, так и в иных целях. Оплату расходов на подписку периодических изданий следует производить по статье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Периодические издания, приобретаемые для пополнения библиотечного фонда, учитываются на забалансовом счете 23 «Периодические издания для пользования».

Для учета иных периодических изданий действующим законодательством не предусмотрено специального бухгалтерского счета. При этом учреждения вправе ввести дополнительный забалансовый счет для учета таких периодических изданий.

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

ИД «Аюдар Инфо» представляет журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», который помогает бухгалтерам бюджетных учреждений в решении ежедневных задач.

На страницах издания вы найдете разъяснения работников Минфина, ФНС, Федерального казначейства о применении действующего законодательства. Наше издательство активно сотрудничает не только с работниками различных министерств и ведомств: темы статей, размещаемых в журнале, – это наиболее интересные и чаще всего задаваемые вопросы наших читателей. Такое сотрудничество позволяет сделать журнал интересным, насыщенным и максимально полезным бухгалтеров бюджетных учреждений. Статьи проиллюстрированы многочисленными примерами, схемами и таблицами, что облегчает восприятие информации. Кроме того, в каждом номере даются рекомендации по применению новых законодательных актов.

Читайте в журнале

  • Обзор изменений в Инструкции № 33н.
  • Рекомендации по заполнению отчетных бухгалтерских форм.
  • Применение федеральных стандартов бухгалтерского учета.
  • Рассмотренные на примерах разъяснения Минфина по отражению на счетах бухгалтерского учета операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
  • Исправление ошибок прошлых отчетных периодов.
  • Разъяснения по вопросам расчета отпускных, заработной платы, социальных пособий.
  • Приносящая доход деятельность: учет доходов и расходов, калькулирование себестоимости услуги.
  • Применение бюджетной классификации.
  • Разъяснения по составлению первичных учетных документов.
  • Контрактная система в вопросах и ответах.
  • Командировочные расходы: нестандартные ситуации.

Стоимость и способы подписки

Стоимость подписки на 2020 год:

Оформить подписку вы можете:

  • по телефону + 7 (499) 921 — 02 — 34,
  • электронной почте audar@audar.ru
  • обратившись в техническую поддержку сайта

Из отзывов подписчиков

«Читаем журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» уже много лет. Мне всегда нравилась его практичность: все, что я узнаю из него, я применяю в своей работе. Кроме того, в каждом номере подобраны самые актуальные темы, которые раскрываются просто и доступно, а на все поставленные вопросы даются четкие и полные ответы. Хорошо, что существует такое полезное для бухгалтеров издание! »

Елена Николаевна, Управление по образованию администрации городского округа г. Химки Московской области

Подписаться на год

Подписаться на полугодие

Подписаться на год

Подписаться на полугодие

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №ФС77- 29465 от 07 сентября 2007 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

Полное и частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов, опубликованных в данном издании, допускается только с письменного разрешения редакции журнала.

Редакция может быть не всегда согласна с мнением автора.

За содержание рекламных объявлений редакция журнала ответственности не несет.

Учредители: Ю.А. Васильев
Почтовый адрес: 125040, г. Москва, 1-ая улица Ямского поля, д. 15.
Телефон редакции: (495) 925-11-73
Отдел рекламы: (499) 257-07-72
Отдел подписки: (495) 542-40-86
Оптовая реализация: (495) 542-40-86
Редакционный совет: Ю.А. Васильев, Д.В. Дурново
Главный редактор издательства: Д.В. Дурново
Главный редактор журнала: Т.В. Сильвестрова
Начальник отдела подписки: Г. Янченко

Отпечатано в типоргафии «ДДД», 603107, Н. Новгород, пр. Гагарина, 178.

Тираж 10 000 экз.

Редакция оставляет за собой право художественной доработки оригинал-макета рекламных объявлений.

Технические характеристики:

Формат 167*240, цветная обложка, текст двухцветный, выходит 1 раз в месяц, объем 80 страниц, издается с 2006 года.

Журналы бюджетного учета для бюджетных учреждений

Дата публикации 28.02.2019

Учреждение ведет учет операций по санкционированию в журнале № 9. При проверке ревизор сделал замечание, что такие операции необходимо отражать в журнале № 8. Правомерны ли требования ревизора?

В пункте 11 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), а также в приложении 3 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Приказ № 52н) перечислены обязательные журналы операций (ф. 0504071):

    • журнал операций по счету «Касса»;
    • журнал операций с безналичными денежными средствами;
    • журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
    • журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
    • журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
    • журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;
    • журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
    • журнал по прочим операциям.

В методических указаниях (приложение 5 к Приказу № 52н) разъясняется порядок оформления перечисленных журналов. Журнал по прочим операциям применяется для учета операций, которые не нашли отражения в других журналах.

Для счетов санкционирования отдельного журнала операций не предусмотрено. Согласно п. 314 Инструкции № 157н учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями, и обязательствами ведется в журнале по прочим операциям. Основанием для записей в журнале служат первичные документы (учетные документы), установленные финансовым органом соответствующего бюджета (в части обязательств — учреждением).

В письме Минфина России от 21.11.2018 № 02-06-10/83915 указывается, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) и Главной книге (ф. 0504072).

В прежних редакциях п. 11 Инструкции № 157н (с 2011 по 2016 гг.) для учета операций санкционирования предусматривался отдельный журнал. Это требование было реализовано в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», журналу присвоен номер 9. Поскольку информация по счетам санкционирования плановая, такое решение представляется логичным. Однако приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н упоминание журнала по санкционированию исключено из п. 11 Инструкции № 157н.

Поскольку учреждения вели журнал по санкционированию на протяжении шести лет, многие из них продолжают отражать эти сведения в отдельном журнале операций, закрепив такое решение в учетной политике. На наш взгляд, это может вызвать претензии контролеров. Дело в том, что в учетной политике устанавливаются особенности ведения учета, которые не регулируются нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (п. 4 СГС «Учетная политика», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н). Однако в рассматриваемой ситуации п. 314 Инструкции № 157н содержит прямое указание, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в журнале по прочим операциям. Поэтому, если подходить к вопросу формально, претензии ревизоров являются обоснованными.

Читать еще:  Учет излишек при инвентаризации проводки

Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:

Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:

Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2020 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

  1. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
  3. Основы бухучета, а именно бюджетный план счетов и инструкция его применения, утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
  6. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  7. В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
  8. Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
  9. Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Учетная политика учреждения

Правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. С 01.01.2019 учетная деятельность организации строится на основании Приказа № 274н от 30.12.2017 об утверждении федерального стандарта бухучета об учетной политике для учреждений государственного сектора. В соответствии с нормами федеральных стандартов, каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018).

Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Порядок составления УП пользователи также находят в ФЗ № 402 и ПБУ 1/2008.

Учетная политика — это документ, который в первую очередь отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами организации. Изменения в этот документ вносятся один раз в год — перед началом нового отчетного периода. Однако предусмотрен ряд ситуаций, когда корректировка УП проводится в течение календарного года.

В УП 2020 года, составленной согласно ФСБУ и действующему законодательству, прописываются следующие аспекты:

  • выбранная форма бухучета;
  • структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
  • способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
  • используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
  • ответственные сотрудники;
  • порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и проч.;
  • методы оценки объектов бухучета;
  • правила инвентаризации;
  • рабочий план счетов и т. п.

Ответственным за формирование и соблюдение правил ​УП назначается главный бухгалтер или иной сотрудник, отвечающий за бухучет на предприятии.

Бюджетный план счетов

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Указанный регистр действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином плане есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:

  • АУ — Приказ № 183н от 23.12.2010;
  • БУ — Приказ № 174н от 16.12.2010;
  • КУ — Приказ № 162н от 06.12.2010.

ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

  1. Нефинансовые активы (ОС, НМА, НПА, ПЗ, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
  2. Финансовые активы (денежные средства, ЦБ, дебиторская задолженность и т. п.).
  3. Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
  4. Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
  5. Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации, либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах. Например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей.

Особенности составления бухгалтерских проводок

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Федеральные стандарты БУ

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и, согласно ст. 21 402-ФЗ, федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями.

Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

ФС разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. При этом стандарты могут определять специальные требования к бухучету организаций, относящихся к бюджетной сфере РФ.

В 2020 году начали действовать пять стандартов:

  • концептуальные основы учета и отчетности организаций госсектора (Приказ Минфина России № 256н от 31.12.2016);
  • основные средства (Приказ № 257н от 31.12.2016);
  • аренда (Приказ № 258н от 31.12.2016);
  • обесценение активов (Приказ № 259н от 31.12.2016);
  • предоставление отчетности (Приказ № 260н от 31.12.2016).

С 2020 года также введены новые стандарты:

  • учетная политика, оценочные знания и ошибки (Приказ Минфина РФ № 274н от 30.12.2017);
  • события после отчетной даты (Приказ № 275н от 30.12.2017);
  • отчет о движении денежных средств (Приказ № 278н от 30.12.2017);
  • доходы (Приказ № 32н от 27.02.2018);
  • влияние изменений курсов иностранных валют (Приказ № 122н от 30.05.2018).

Все стандарты будут вводиться постепенно вплоть до 2021 года.

Бюджетный учет: как хранить, учитывать и списывать БСО в бюджетном учреждении

В своей повседневной работе бухгалтер бюджетной сферы сталкивается с множеством документов, учет которых в той или иной степени регламентирован государством. В этом смысле среди всей первички особняком стоят бланки строгой отчетности, которые используются в учреждениях всех отраслей: в медицине, образовании, правоохранительных органах и т.п. Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет», рассказывает об основных требованиях к обороту бланков строгой отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях. (Также см. «Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета»).

Что такое БСО

Бланки строгой отчетности (БСО) — разновидность документов, которые используются для фиксации состояния либо права на что-либо, подтверждения полученного статуса и пр. БСО подлежат особому учету, поэтому они в обязательном порядке содержат набор идентификационных параметров:

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • наименование документа;
  • серия, номер.
Читать еще:  Журнал учета запчастей образец

Дублировать серии и номера на бланках, имеющих отрывные части, запрещено. Исключение — бланки, которые заполняются в двух экземплярах с применением копировальной бумаги. Там идентификационные параметры повторяются. (Также см. статью о БСО в коммерческих организациях «Как создавать и учитывать бланки строгой отчетности»).

Начать пользоваться программой «Контур-Бухгалтерия Бюджет» бесплатно

В деятельности учреждения можно выделить три направления, связанные с учетом бланков строгой отчетности:

  • текущая финансово-хозяйственная деятельность;
  • оформление трудовых отношений с работниками;
  • расчеты с населением.

Единого реестра БСО в России пока не существует. Основные формы бланков, которые часто используются в бюджетной сфере:

  • квитанции (выдаются вместо чека ККТ при расчетах с населением за оказанные услуги);
  • билеты и абонементы на зрелищные мероприятия;
  • трудовые книжки и вкладыши к ним;
  • удостоверения;
  • военные билеты;
  • медицинские книжки;
  • родовые сертификаты;
  • листки нетрудоспособности;
  • санаторно-курортные путевки;
  • аттестаты, дипломы;
  • ценные бумаги;
  • топливные карты и пр.

Активнее всего бланки строгой отчетности используются в медицинских и образовательных учреждениях. Однако такие документы, как трудовые книжки или листки нетрудоспособности, необходимы в учреждениях любой отраслевой принадлежности. Это значит, что бухгалтер должен обладать полным спектром знаний об обращении, учете и хранении БСО. Конкретный набор документов для той или иной организации зависит от специфики ее деятельности и утверждается руководителем.

Нормативные правовые акты

Для бухгалтера основополагающими нормативными правовыми актами (НПА), которые регулируют учет бланков строгой отчетности в бюджетных учреждениях, являются несколько инструкций:

  • инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н;
  • инструкция по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.10 № 162н;
  • инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.10 № 174н;
  • инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.10 № 183н.

Кроме того, необходимо знать отраслевые НПА, которые регламентируют структуру конкретных бланков, правила их заполнения, учета и хранения. Так, если форма школьного аттестата утверждена государственным органом (приказ Минобрнауки России от 27.08.13 № 989 «Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним»), следует применять именно ее. Аналогичные приказы действуют для документов о высшем образовании, трудовых книжек, листков нетрудоспособности и других БСО.

Где взять бланки строгой отчетности

Обеспечивать себя необходимыми бланками строгой отчетности бюджетные учреждения должны самостоятельно. Как было сказано выше, если необходимая форма БСО утверждена госорганом, применять можно только ее. В этом случае организация приобретает нужное количество бланков у их производителя. Данные о них размещены на сайте ФНС России в разделе «Лицензии, разрешения, реестры».

Казенные и бюджетные учреждения в вопросах приобретения бланков должны опираться на положения федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а автономные — федерального закона от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Второй вариант — самостоятельно разработать и изготовить отдельные виды бланков, например служебные удостоверения. Согласно положению об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (постановление правительства РФ от 06.05.08 № 359), чтобы сформировать БСО, можно использовать автоматизированные системы. Печатать можно только типографским способом. Однако надо учитывать, что к автоматизированной системе предъявляется огромное число требований: защита от несанкционированного доступа, возможность сохранять уникальный номер и серию бланка и пр. Поэтому государственные (муниципальные) учреждения зачастую предпочитают приобретать уже готовые документы.

Расходы, связанные с изготовлением и/или приобретением бланков, бухгалтер должен отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Почтовые марки или маркированные конверты относят к денежным документам и учитываются на счете 0 201 35 000 «Денежные документы».

Как и где хранить БСО

Один из необходимых шагов на начальном этапе работы с БСО — назначить ответственных. Руководитель своим приказом формирует специальную комиссию, в обязанности которой входит контроль за оборотом бланков. С каждым членом комиссии заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Форма договора стандартна, она утверждена постановлением Минтруда России от 31.12.02 № 85.

Любое учреждение, которое использует в своей деятельности БСО, обязано обеспечить определенные условия для их хранения: в оборудованных сейфах, металлических или деревянных, обитых железными листами, шкафах или, в случае большого количества БСО, в опломбированных помещениях. Условия содержания должны исключать возможность несанкционированного доступа посторонних лиц к документации.

Для отдельных видов бланков существуют специальные правила. Например, для учета «больничных листов» разработана инструкция о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения (приказ ФСС России и Минздрава России от 29.01.04 № 18/29). А учет и хранение трудовых книжек и вкладышей к ним регламентируют правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателя (постановление правительства РФ от 16.04.03 № 225).

Хранить копии/корешки бланков учреждение должно в течение 5 лет. После этого срока их можно утилизировать, однако делать это можно только через процедуру инвентаризации.

Бухучет бланков строгой отчетности

Согласно упомянутым выше инструкциям по применению планов счетов, изготовленные или приобретенные бланки обязательно должны получить отражение в бухгалтерском учете. Они не являются материальными запасами, поэтому учет ведется по забалансовому счету 03 «Бланки строгой отчетности». Бухгалтер фиксирует количество БСО, которые находятся в учреждении на хранении или выданы сотрудникам. Для этих целей счет может быть разделен на субсчета 03.1 «Бланки строгой отчетности на складе», 03.2 «Бланки строгой отчетности в подотчете» и др.

В бухгалтерском учете поступление бланков отражается по кредиту счета 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по прочим работам, услугам». Одновременно с этим следует отразить их поступление по дебету забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности». Основанием для учета становятся документы поставщика — накладные или акты выполненных работ. Метод двойной записи в данном случае не применяется: фиксируются только факты поступления бланков или их выбытия.

Способ оценивания бланков надо указать в учетной политике учреждения: либо по цене приобретения, либо, что на практике встречается чаще всего, каждый бланк за 1 рубль.

Учреждение обязано вести журнал по прочим операциям (форма 0504071) по счету 03 «Бланки строгой отчетности». Журнал подшивается вместе с первичными документами, свидетельствующими о движении БСО.

Кроме того, для каждого вида бланков ведется отдельная книга учета бланков строгой отчетности (форма 0504045). В ней указывается дата получения или выдачи бланков, их количество и стоимость. По итогу отчетного периода данные анализируются, и выводится остаток. Листы таких книг нумеруются, а сами книги должны быть прошнурованы и опечатаны.

Инвентаризация и списание

БСО требуют особого подхода не только к вопросам их хранения и учета. Бухгалтеру очень важно знать, как списать бланки строгой отчетности. В случае порчи или выявленного брака такие бланки нельзя просто выбросить.

Контроль за состоянием БСО осуществляется при инвентаризации, в ходе которой следует проверить наличие и сохранность копий/корешков бланков, отсутствие брака, исправлений, соответствие сумм в копиях/корешках данным ведомостей или кассовых отчетов и пр. По результатам инвентаризации формируется ведомость расхождений (форма 0504092), на основании которой и проводится списание обнаруженных испорченных или бракованных БСО. Процедура имеет строго определенный порядок. Первый шаг — подготовить акт о списании бланков строгой отчетности. Он также может быть составлен в произвольной форме, однако бюджетные учреждения чаще всего используют установленную форму (форма 0504816). В акте обязательно перечисляются члены комиссии, период, за который происходит списание, дата. Кроме того, следует указать номера списываемых документов, их серии и причины списания. После этого бланки строгой отчетности должны быть уничтожены. Дату уничтожения тоже фиксируют в акте. Документ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден руководителем учреждения.

Примеры учета бланков строгой отчетности в бюджетном бухгалтерском учете

Пример 1.

Медицинское учреждение оказало услугу на сумму 1 250 рублей. При ее оплате через кассу потребителю была выдана квитанция. Данные операции будут отражены следующими записями:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector