Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стандарты экономического субъекта по бухгалтерскому учету

Стандарт экономического субъекта — инструмент управления (Е. Диркова, «Практическая бухгалтерия», N 7, июль 2014 г.)

Стандарт экономического субъекта — инструмент управления

Мы привыкли к тому, что учетная политика регламентирует и вопросы организации учета. Между тем такой подход устарел. Для этих целей законодатель предусмотрел специальный документ — стандарт бухгалтерского учета экономического субъекта.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает два внутренних документа, регламентирующих ведение учета:

— стандарт экономического субъекта.

Из них первый является традиционным и его наличие обязательно. Второй введен в правовое поле только с 01.01.2013 и применяется в добровольном порядке. Формально без него можно обойтись. Каково его назначение и в чем целесообразность внедрения?

Мы привыкли руководствоваться определением учетной политики, приведенным в пункте 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Между тем все ПБУ подлежат применению в части, не противоречащей Закону 402-ФЗ (информация Минфина России N ПЗ-10/2012). Однако противоречий между ПБУ 1/2008 и Законом 402-ФЗ автору выявить не удалось.

Главная функция внутрифирменных стандартов — упорядочение организации бухгалтерского учета и упорядочение ведения бухгалтерского учета. Содержание организации ведения бухгалтерского учета охарактеризовано в статье 7 Закона 402-ФЗ. Ведение бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта. С этой целью он должен определить, кто именно будет вести бухгалтерский учет. Допустимые варианты:

— работник компании (главный бухгалтер или иное должностное лицо);

— стороннее лицо (физическое либо юридическое) на основании договора об оказании услуг;

Кроме того, организационным аспектом считается регулирование разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета с руководителем. Эти вопросы решаются путем внутренней переписки. В каком порядке — неплохо бы установить до их возникновения.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» устанавливает:

Стандарты экономического субъекта

Совокупность способов ведения бухгалтерского учета (п. 3 и 4 ст. 8):

— из числа способов, допускаемых федеральными стандартами;

— разработанных самостоятельно, если федеральными стандартами способ ведения учета не установлен

Относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учета — наряду с федеральными и отраслевыми стандартами (подп. 4 п. 1 ст. 21). Не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (п. 15 ст. 21), но не связаны с ними по содержанию

Оказывает влияние на качество информации об объекте бухгалтерского учета (подп. 2 п. 6 ст. 8)

Предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета (п. 11 ст. 21). Не должны создавать препятствия осуществлению деятельности (п. 14 ст. 21)

Подлежит обязательному формированию (п. 2 ст. 8)

Разрабатываются и применяются по решению экономического субъекта (п. 12 ст. 21)

Наконец, к организационным вопросам относится хранение документов бухгалтерского учета, а также средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов и проверку подлинности электронной подписи. Причем при смене руководителя должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета. Порядок такой передачи следует определить организационно-распорядительным документом (ст. 29 Закона 402-ФЗ).

По каждому организационному вопросу можно издавать отдельный документ, но удобнее объединить подобные документы в едином внутрифирменном стандарте. К тому же упорядочение можно понимать достаточно широко.

Важно знать. Сведения, касающиеся заработной платы работников, относятся к персональным данным, распространение которых возможно лишь с согласия самих работников (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 N 17АП-13098/2013-ГК). А значит, согласия требует и применение «зарплатных» ведомостей — платежных и расчетно-платежных.

Что еще требует упорядочения?

Принципиальный вопрос — определение отчетного периода для промежуточной бухгалтерской отчетности (подробнее см. статью «Отчетный период: новый взгляд на привычный термин» в журнале «Практическая бухгалтерия» N 5, 2014). Соответствующие отчетные даты могут устанавливаться договорами компании, ее учредительными документами либо решениями собственника (п. 4 ст. 13 Закона 402-ФЗ). Так что периодичность отчетности — не элемент учетной политики, хотя ее во многом определяет.

Продолжим «наведение порядка».

К числу важнейших относятся вопросы кассовой дисциплины. Федеральными стандартами они не регламентируются, поэтому учетной политикой не определяются. В то же время такой показатель, как лимит остатка наличных денег в кассе, определяет порядок операций с наличностью. Соответствующие решения (включая расчет, обосновывающий лимит) могут быть выделены в самостоятельный раздел внутрифирменного стандарта.

Наведению порядка в бухгалтерии способствует наличие должностных инструкций специалистов разного уровня. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ (письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6).

А еще напомним: в бухгалтерии сосредоточен значительный объем персональных данных работников (да и не во всех компаниях кадровая служба выделена в самостоятельное подразделение). Работодатель должен иметь документы, устанавливающие порядок обработки, хранения и использования персональных данных, обеспечивающий их защиту (ст. 86-88 ТК РФ). Почему бы не включить и эти локальные нормативные акты во внутрифирменный стандарт? Как правило, их объединяют в Положение о защите персональных данных. Добавим, что требование о защите персональных данных распространяется не только на работников, но и на всех физических лиц, являющихся контрагентами компании (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).

Настало время вспомнить о коммерческой тайне. Заметим, что многие хозяйственные договоры компаний содержат условие о коммерческой тайне в отношении их содержания (подробнее см. статью «Оборона от утечек информации» в журнале «Практическая бухгалтерия» N 5, 2014). Но зачастую руководство подобные обязательства оставляет без внимания. И в этом оно неправо. Кроме того, коммерческую тайну могут представлять даже списки контрагентов — покупателей и поставщиков, хранящиеся в бухгалтерии. К слову, приобретенные списки клиентов или сведения о лояльности клиентов при определенных условиях классифицируются как нематериальные активы (п. 16 МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»). Так что Положение о коммерческой тайне (в части, относящейся к бухгалтерии) — еще один документ, который мы рекомендуем включить во внутрифирменный стандарт.

Наконец, самостоятельный и очень весомый раздел стандарта экономического субъекта — положение о системе внутреннего контроля (ст. 19 Закона 402-ФЗ):

— совершаемых фактов хозяйственной жизни;

— ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (в случае, когда отчетность подлежит обязательному аудиту и если руководитель не принял обязанность ведения бухучета на себя).

Так, в информации Минфина России N ПЗ-11/2013 (п. 11) разъяснено: положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта).

Кстати, автор берется предположить, что действенная система внутреннего контроля — вещь довольно полезная и в налоговых спорах. Она поможет отклонить подозрения в необоснованной налоговой выгоде.

Как действовать на практике

Выше перечисленные организационно-распорядительные документы имеют самое непосредственное отношение к ведению бухгалтерского учета. Так что объединяющий их стандарт экономического субъекта получится весьма содержательным. А предложенный нами перечень, само собой, не является исчерпывающим.

Пожалуй, согласимся, что наличие внутрифирменного стандарта подчеркивает культуру управления экономическим субъектом. Как видно, такой стандарт — инструмент управления бухгалтерией и не только ею.

Понятно, что создание стандарта — не одноразовое мероприятие. Его можно пополнять по мере подготовки и утверждения соответствующих документов. Но некоторые из них у вас наверняка уже имеются.

О стандартах экономического субъекта пишут мало. Но надеемся, что наша статья поможет преодолеть психологический барьер перед этим по своей сути составным (сводным) документом. Сделайте первый шаг — заведите себе папку с наклейкой «Стандарты бухгалтерского учета «НАША КОМПАНИЯ». Но учтите: документам, регламентирующим стандарты деятельности экономического субъекта, в ней не место. Например, профессиональные стандарты оставляют основу аудиторской деятельности (ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

«Практическая бухгалтерия», N 7, июль 2014 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Практическая бухгалтерия»

ООО «Агентство бухгалтерской информации»

Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.

В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.

Поговорим о стандартах экономического субъекта

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 5

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся не только федеральные, отраслевые стандарты, но и рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта. Это следует из действующего Закона о бухгалтерском учете , в котором не слишком много внимания уделено собственным бухгалтерским стандартам организации? Что же это за документы и для чего они предназначены? В чем их отличие от учетной политики? Какие собственные стандарты бухучета могут пригодиться транспортным компаниям и экспедиторам?

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Стандарты экономического субъекта и учетная политика

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения бухгалтерского учета. Для сравнения, учетную политику составляет совокупность способов ведения экономическим субъектом бухучета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности) (п. 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно (п. 12 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). Экономический субъект сам формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете). Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (п. 15 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете).

Читать еще:  Простая система ведения бухгалтерского учета

Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (п. 13 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании ею своей учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выведенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения (п. 9 ПБУ 1/2008).

Как видим, стандарты экономического субъекта и учетная политика организации во многом схожи, но есть и различия. Первое из них состоит в том, что для разработки и применения учетной политики есть отдельное ПБУ 1/2008. Для разработки стандартов экономического субъекта никакого конкретного базового документа нет. Во-вторых, учетная политика в обязательном порядке основывается на федеральных и отраслевых стандартах, к собственным «ПБУ» организации такого требования нет, есть лишь указание на то, что они не должны вступать в противоречие с федеральными и отраслевыми стандартами, то есть не должны искажать заложенную в них методологию. А уж каким образом это будет достигаться — решать экономическому субъекту.

И еще: сама по себе учетная политика конкретной организации не относится к документам, регулирующим бухучет, — она же не федеральный стандарт. Таковым является ПБУ 1/2008, которое и устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций. То есть учетная политика — это, по сути, «производная» ПБУ 1/2008, а также других федеральных и отраслевых стандартов. Стандарты же экономического субъекта не являются производными от каких-либо документов, но в силу прямого указания Закона относятся к документам, регулирующим бухгалтерский учет, пусть и самого низкого уровня. Получается, что сравнивать в рамках одной иерархии учетную политику и собственные «ПБУ» организации некорректно и тем более не стоит отдавать приоритет одному из данных документов. Напомним, что стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения ведения бухгалтерского учета. Они дополняют федеральные, отраслевые стандарты и рекомендации в области бухгалтерского учета, на основе которых разрабатывается учетная политика организации. Следовательно, собственные «ПБУ» компании являются одним из кирпичиков в фундаменте законодательства о бухгалтерском учете. Учетная же политика — не часть законодательства, а внутренний руководящий документ, используемый для организации и ведения бухгалтерского учета, а не для упорядочивания этого непростого процесса.

Когда могут понадобиться свои «ПБУ»?

Очевидно, что ответ на этот вопрос зависит от того, чем занимается организация и с какими фактами хозяйственной жизни имеет дело. Наиболее полный список активов, обязательств, доходов, расходов и иных объектов учета хозяйствующего субъекта приведен в Плане счетов бухгалтерского учета. В нем выделены следующие основные разделы (подразделы):

  • внеоборотные активы (ОС, НМА, доходные вложения в материальные ценности, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы, отложенные налоговые активы);
  • производственные запасы (материалы, животные на откорме, НДС, резервы под снижение стоимости материальных ценностей, ТЗР);
  • затраты на производство (основные, вспомогательные, общепроизводственные, общехозяйственные, полуфабрикаты, брак, обслуживающие производства и хозяйства);
  • готовая продукция и товары (выпуск продукции, готовая продукция, торговая наценка, расходы на продажу, выполненные этапы по незавершенным работам);
  • денежные средства (касса, счета в банках, переводы, финансовые вложения);
  • расчеты (с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, по кредитам и займам, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, с учредителями, с разными дебиторами и кредиторами, отложенные налоговые обязательства);
  • капитал (уставный, резервный, добавочный, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), целевое финансирование);
  • финансовые результаты (продажи, прочие доходы и расходы, недостачи и потери, расходы, доходы будущих периодов, прибыли и убытки);
  • забалансовые счета (арендованные ОС, износ ОС, ТМЦ на хранении, материалы в переработке, БСО, оборудование для монтажа, обеспечение платежей).

Действующие ПБУ и отраслевые стандарты, а также рекомендации в области бухгалтерского учета охватывают не все перечисленные разделы и подразделы. При этом План счетов и Инструкция по его применению являются не более чем рекомендательными документами, на основании которых организация разрабатывает собственный, рабочий план счетов бухгалтерского учета. А как отражать хозяйственные операции? На основании не имеющих характера нормативного документа Плана счетов и Инструкции по его применению? Или же прописывать в учетной политике все бухгалтерские проводки, с которыми имеет дело бухгалтер?

Раньше подобных вопросов не возникало — вероятно, потому, что нормативная база регулирования бухгалтерского учета была не настолько урегулированной и проработанной. Да и сейчас о полной ясности говорить рано. Тем не менее у хозяйствующего субъекта есть способ структурировать свой бухучет «от и до» — в этом как раз помогут стандарты экономического субъекта.

Начнем с того, что действующими ПБУ не урегулирован учет расчетов хозяйствующих субъектов. В такой ситуации бухгалтеры обращаются к справочникам корреспонденций счетов бухгалтерского учета. Почему бы нет? На основе подобного справочника (созданного авторитетными авторами, которым бухгалтер доверяет) можно сформировать стандарт экономического субъекта по тем или иным расчетам (с дебиторами и кредиторами, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, с учредителями и т.д.). Отдельно можно разработать свое «ПБУ» по учету расчетов с обособленными подразделениями, выведенными на отдельный баланс. Очевидно, что тем подразделениям, у которых его нет, хватит и раздела положения о документообороте, регламентирующего передачу документов из обособленного подразделения в центральную бухгалтерию для ведения учета.

Следующая категория стандартов экономического субъекта — посвященные учету денежных средств (в кассе, на банковских счетах), переводам, расчетам в валюте. Также не помешает обосновать в отдельном внутреннем стандарте проводки по уставному, резервному и добавочному капиталу, в отдельных случаях исключая бухгалтерские записи, регламентированные «минфиновскими» ПБУ.

А как же такие распространенные операции, как аренда или лизинг ТС? В настоящий момент действуют Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга . Но они введены в действие более 15 лет назад до начала реформирования бухгалтерского учета и на основе утратившего силу Плана счетов. Конечно, это не позволяет считать документ утратившим силу, тем не менее ему уже подготовлена замена. Как догадался читатель, речь идет о проекте нового ПБУ «Учет аренды» . Международные методологи, да и наши тоже, только приветствуют более раннее применение новых нормативных актов и поправок к действующим стандартам. Почему бы эту позицию не взять на вооружение по отношению к проекту и не применять его уже сейчас, прописав базовые нормы в отдельном стандарте экономического субъекта? К сожалению, есть ряд сложностей. Во-первых, на сайте Минфина проект ПБУ выложен пока не в окончательной редакции. Во-вторых, в нем непросто разобраться — есть принципиальные отличия от традиционной методологии учета аренды. В-третьих, встает вопрос с началом применения собственного «ПБУ» организации, переписанного с «минфиновского» проекта. Ведь, по сути, это новый способ ведения бухгалтерского учета, на который должна быть ссылка в учетной политике. А значит, применять новшества нужно с начала года (при этом последствия изменения учетной политики отражаются в отчетности ретроспективно) (п. 15 ПБУ 1/2008). Аналогичную тактику можно применить к проекту ПБУ «Учет вознаграждений работникам», который выложен на сайте финансового ведомства уже более двух лет назад.

Утверждены Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15.
Проект данного федерального стандарта уже был прокомментирован на страницах журнала, см. статью Л.Г. Лукиновой «Аренда транспортных средств: новый взгляд», 2012, N 5.

Что касается других проектов, связанных с обновлением учета основных средств, запасов, доходов организации, спешить не стоит. Ведь есть действующие аналоги данных проектов, которые как документы области регулирования бухгалтерского учета обязательны к применению. Заложенные в них способы ведения учета взаимосвязаны и применяются не один год, чтобы их сменить, понадобятся комплексные поправки, меняющие методологию учета различных объектов (активов, обязательств, доходов, расходов и т.д.) одновременно. И не исключено, что чиновники введут в действие сразу несколько обновленных стандартов.

Остается добавить, что стандарты экономического субъекта, пусть разработанные исходя из справочников корреспонденции счетов, являются правовыми документами, на основе которых ведется учет, и поэтому не должны противоречить учетной политике организации. Вернее, они должны ее дополнять, чтобы в учете и в отчетности не было пробелов, «ликвидированных» справками бухгалтера. Справка — документ, подтверждающий операцию, но никак не обосновывающий способ ее отражения в бухгалтерском учете. (Это личное мнение автора статьи, читатели вправе не согласиться.)

Пример стандарта экономического субъекта

Допустим, бухгалтер транспортной компании решил обосновать своим «ПБУ» бухгалтерский учет вознаграждений работникам и учет расчетов по оплате труда. В качестве базиса для стандарта экономического субъекта на данную тематику возьмем проект ПБУ «Учет вознаграждений работникам», рекомендации экспертов БМЦ по отражению в учете отпусков и вознаграждений по итогам работы за год, а также какой-нибудь распространенный справочник корреспонденций счетов бухгалтерского учета.

Стандарт экономического субъекта может выглядеть следующим образом.

  1. Документ устанавливает порядок отражения вознаграждений работникам в бухгалтерском учете и отчетности организации, а также расчетов по оплате труда.
  2. Виды вознаграждений и то, что к ним не относится, выделены в таблице.

Стандарты экономического субъекта

Стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено иными стандартами. Федеральные стандарты утверждаются уполномоченным федеральным органом (Минфином России). В пределах своей компетенции Минфин России утверждает также отраслевые стандарты.

Читать еще:  Учетная политика для целей налогообложения утверждена

Федеральные стандарты устанавливают:

— определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия их принятия и списания в бухгалтерском учете;

— допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

— порядок пересчета стоимости объектов, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;

— требования к учетной политике, инвентаризации активов и обязательств, документам и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов;

— план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;

— состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

— условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

— состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

— упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.

Рекомендации в области бухгалтерского учета призваны обеспечить правильное применение федеральных и отраслевых стандартов. Рекомендации разрабатываются и принимаются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета).

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены устанавливаются субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта применяются всеми его подразделениями, включая филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Организации, имеющие дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами.

Реформирование бухгалтерского учета и становление системы его нормативного регулирования – длительный процесс. Организация активной деятельности специалистов, профессионалов в области нормативного регулирования финансов позволит обеспечить российским предприятиям правовую свободу в осуществлении предпринимательской деятельности.

1.4. Организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета

В российской экономике деятельность экономических субъектов регламентируется ГК. Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обеспеченное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо характеризуют признаки:

— самостоятельная имущественная ответственность

— самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени

В ст. 50 ГК РФ юридические лица классифицируются по целям осуществления деятельности:

— коммерческие организации, которые в основном нацелены на извлечение прибыли

— некоммерческие организации, которые такой цели не преследуют и полученную прибыль не распределяют.

К коммерческим относятся:

— производственные кооперативы, унитарные государственные и муниципальные предприятия

— общественные и религиозные объединения

В целом существуют три основные организационно-правовые формы хозяйственной деятельности: ИЧП, товарищество, корпорация. Бухгалтеры рассматривают каждую форму в качестве экономической единицы, отдельно от владельцев.

Стандарты экономического субъекта по бухгалтерскому учету

Сегодня далеко не каждая российская организация имеет полноценную систему внутреннего контроля, соответствующую современным требованиям законодательных документов. Грамотное построение систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии является сегодня их насущной проблемой, которая и определила актуальность и цель исследования.

Новые концептуальные требования к организации учетного процесса в РФ, отвечающие базовым принципам международных стандартов учета и отчетности, предопределили пристальное рассмотрение вопросов по регулированию организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономическими субъектами в современных условиях хозяйствования. Объектом исследования выступили положения Федерального Закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») и иных нормативно-правовых документов по вопросам регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета; организации и осуществления внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, в том числе проблемы установления места и функциональной роли локальных актов экономических субъектов в области организации и ведения ими бухгалтерского учета и осуществления внутреннего контроля.

В статье 19 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлена обязанность экономических субъектов организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а для экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя), обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности [8].

Однако при этом в Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отсутствуют какие-либо требования, методологические советы или направления по практической реализации указанной обязанности. В свете вышесказанного у экономических субъектов возникает целый ряд задач о формах реализации требований современного законодательства по организации и ведению бухгалтерского учета, а также по организации и осуществлению внутреннего контроля.

По совместному мнению С.М. Бычковой и Е.Ю. Итыгиловой, способность руководства экономического субъекта организовать надлежащую систему внутреннего контроля, которая была бы ориентирована на устранение факторов и условий возникновения искажений в бухгалтерской финансовой информации, их своевременное выявление и устранение негативных последствий является одним из важнейших факторов способности экономического субъекта по обеспечению качества бухгалтерской финансовой информации [1].

Общие законодательные требования к бухгалтерскому учету содержатся во второй главе Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», включающей в себя в совокупности пятнадцать статей (с пятой по девятнадцатую). Анализ содержания названных статей показывает, что в статье 19 «Внутренний контроль», устанавливающей обязанность экономических субъектов организовать внутренний контроль, в отличие от других статей, по которым в основном раскрыты требования законодательства по существу указанных вопросов, отсутствуют какие-либо требования, методологические советы или направления по практической реализации указанной обязанности. При этом Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» требует обязательного установления внутреннего контроля в экономическом субъекте. Следовательно, у каждого экономического субъекта в обязательном порядке должен быть разработан и утвержден руководителем специальный локальный акт, который должен определять все мероприятия по внутреннему контролю фактов хозяйственной жизни экономического субъекта. Вместе с тем методологическую помощь экономическим субъектам по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни призван оказать следующий документ уполномоченного федерального органа по государственному регулированию бухгалтерского учета в Российской Федерации – Министерства финансов РФ: Информация Минфина России от 25 декабря 2013 г. № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Информация Минфина № ПЗ-11/2013).

Основные элементы внутреннего контроля экономического субъекта в соответствии с п. 5 Информации Минфина № ПЗ-11/2013 и их содержание представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные элементы внутреннего контроля экономического субъекта и их содержание согласно Информации Минфина № ПЗ-11/2013

Согласно п. 11 Информации Минфина № ПЗ-11/2013 положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта) [4].

По нашему мнению, таким локальным актом может быть пакет стандартов экономического субъекта по организации и осуществлению внутреннего контроля. В таком случае элементы внутреннего контроля экономического субъекта, рекомендованные Информацией Минфина № ПЗ-11/2013 и представленные на рис. 1, будут охвачены стандартами экономического субъекта следующим образом, представленным на рис. 2.

Рис. 2. Внутренние стандарты экономического субъекта как средство реализации основных элементов внутреннего контроля

Вопросам обязательного установления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и фактов хозяйственной жизни в экономическом субъекте, понятию и элементам системы внутреннего контроля, принципам его организации посвятили свои исследования Н.Ю. Илларионова [3], С.П. Данченко [2], Д.О. Семенова [6], которые пришли к следующим выводам. Порядок осуществления внутреннего контроля должен быть прописан в положении о внутреннем контроле, утвержденном руководителем экономического субъекта. Здесь кроме определения круга вопросов, для решения которых формируется система внутреннего контроля, должна быть разработана схема взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности. При этом Положение о внутреннем контроле должно отвечать масштабам и специфике деятельности компании, а также особенностям ее организационной структуры. Что касается субъектов малого предпринимательства, то, по мнению Н.Л. Шелестовой, их руководители могут принять на себя все функции по организации и осуществлению внутреннего контроля. Если численность персонала экономического субъекта не позволяет разграничить полномочия и провести ротацию обязанностей, субъект малого предпринимательства может использовать другие процедуры внутреннего контроля (сверку, надзор), которые позволят снизить имеющиеся риски [7].

Рис. 3. Рекомендуемое содержание кейса внутренних стандартов экономического субъекта по их функциональному предназначению

Содержание внутрифирменных стандартов предопределено задачами, указанными в п. 11 ст. 22 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно «упорядочение организации и ведения экономическими субъектами бухгалтерского учета». Кроме того, реализация главной функции внутрифирменных стандартов в виде упорядочения организации бухгалтерского учета и упорядочения ведения бухгалтерского учета, на наш взгляд, как раз и является тем инструментом, посредством которого оказывается непосредственное влияние на соблюдение применимого законодательства при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета, обеспечивается предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета и обеспечивается достоверность финансовой отчетности. Следовательно, стандарты экономического субъекта, по нашему, ранее высказанному мнению, могут быть представлены кейсом, представленным на рис. 3 и содержащим два раздела внутренних стандартов [5].

Читать еще:  Составление учетной политики организации

Первый раздел – «Стандарты предприятия по организации и ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности»; второй раздел – «Стандарты экономического субъекта по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни (в установленных случаях – ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности)».

Внутренние стандарты по организации внутреннего контроля, по нашему мнению, должны, в соответствии с рекомендациями пункта 13.3 Информации Минфина № ПЗ-11/2013, содержать матрицу рисков и процедур внутреннего контроля, включающую следующие аспекты:

а) описание риска, на минимизацию последствий которого направлен внутренний контроль;

б) наименование области или процесса, который подвержен риску;

в) наименование и краткое описание процедуры (процедур) внутреннего контроля, посредством осуществления которой (которых) минимизируются последствия риска;

г) классификацию процедуры внутреннего контроля (если это необходимо для структурирования информации);

д) ссылку на регламент осуществления процедуры внутреннего контроля (документ, в котором устанавливаются детальные требования к осуществлению внутреннего контроля);

е) исполнителя процедуры внутреннего контроля (сотрудник или информационная система);

ж) частоту (периодичность) осуществления процедуры внутреннего контроля;

з) входящие документы (на основании которых осуществляется процедура внутреннего контроля);

и) исходящие документы (свидетельства осуществления процедуры внутреннего контроля).

Соответственно, стандарты экономического субъекта по осуществлению внутреннего контроля будут содержать:

– перечень контрольных мероприятий по проверке сохранности и эффективности использования отдельных видов активов;

– перечень контрольных мероприятий по проверке обоснованности и целесообразности принятых обязательств;

– периодичность проведения проверок, включая состав внутрипроверочных комиссий (указание должностных лиц) по отдельным группам активов и обязательств и порядок документального оформления результатов проверки;

– порядок реализации вынесенных комиссиями (должностными лицами) предложений и устранения выявленных ими недостатков.

Стандарты экономического субъекта по оценке внутреннего контроля могут включать в себя следующие разделы:

– сроки и периодичность проведения оценки необходимости обновления документации;

– объем и характер способов и методов оценки эффективности дизайна внутреннего контроля;

– объем и характер способов и методов оценки операционной эффективности внутреннего контроля;

– объем, состав и формы документации по оформлению результатов оценки внутреннего контроля.

Таким образом, в качестве средства практической реализации требований ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» по организации и осуществлению внутреннего контроля фактов хозяйственной деятельности нами предлагается разработка и использование экономическими субъектами «Стандартов экономического субъекта по организации и осуществлению внутреннего контроля».

Тем самым в целом будет достигнуто гармоничное совершенствование внутренних документов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета и осуществление внутреннего контроля на предприятии, в направлении, соответствующем требованиям Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Так как, согласно ст. 21 названного закона, в числе документов в области регулирования бухгалтерского учета в качестве внутренних документов предприятия указаны только и именно стандарты экономического субъекта.

Стандарты учета экономического субъекта как элемент системы бухгалтерского учета предприятия

Дата публикации: 14.05.2016 2016-05-14

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Лязин, А. М. Стандарты учета экономического субъекта как элемент системы бухгалтерского учета предприятия / А. М. Лязин. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.2 (113.2). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29153/ (дата обращения: 10.04.2020).

Современные условия ведения бизнеса достаточно жесткие, высокий уровень конкуренции, изменения внешней экономической ситуации и другие условия обуславливают необходимость в определении принципов построения стандартов экономического субъекта с точки зрения действующего законодательства. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» одним из документов в области регулирования бухгалтерского учета обозначил стандарты экономического субъекта (СЭС). СЭС предназначены для упорядочения организации и ведения экономическими субъектами бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. При этом СЭС не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам. Система регулирования бухгалтерского учета в РФ накладывает определенные требования к организации бухгалтерского учета экономическими субъектами. Анализ этих требований позволит определить требования к СЭС с точки зрения действующего законодательства. Для более детального понимания задач, требований и принципов следуя которым организации должны формировать СЭС рассмотрим систему регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в целом.

Анализ законодательных актов в Российской Федерации выстраивается следующая система нормативного регулирования:

  1. Конституция РФ в которой определены:

— гарантии экономической деятельности, форм собственности [1, ст.8];

— обязанности: ведения бухгалтерского учета, уплаты налогов [1, ст.57, 71,72,75,104,106].

— НК РФ – устанавливает систему налогов и сборов [2, Ст.2];

— ГК РФ – определяет правовое положение участников гражданского оборота, осуществления права собственности [3, Ст.2];

— ТК РФ – установление государственных гарантий рудовых прав и свобод граждан [4, Ст.1];

— КОАП – виды административных наказаний и правила их применения[5, Ст.1.3];

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ:

— определяет обязанность ведения бухгалтерского учета [6, Ст.6];

— установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета [6, Ст.13].

  1. План счетов, Положения по бухгалтерскому учету:

— Устанавливают правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности определенных объектов и операций [7, п.2].

  1. Учетная политика, СЭС, План счетов предприятия [6, Ст.8]:

— устанавливают методы оценки активов и обязательств;

— технология обработки учетной информации;

— порядок контроля регистрации фактов хозяйственной жизни.

Для определения принципов, которым должна удовлетворять СЭС, обозначим задачи ведения бухгалтерского учета исходя из действующего законодательства.

Задачи ведения бухгалтерского учета [7, п.4]:

  1. Сохранность – обеспечение сохранности имущества и контроля над его использованием.
  2. Информирование – формирование достоверных данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечение всех пользователей необходимой информацией;
  3. Управление – обеспечение информацией для принятия управленческих решений;
  4. Эффективность – предупреждение негативных явлений, связанных с распоряжением имуществом предприятия.

СЭС должна обеспечивать выполнение вышеназванных задач с учетом требований предъявляемых к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в РФ [7, п. 9]:

  1. Полезность – отражение в учете реальных экономических параметров и характеристик, востребованность при принятии управленческих решений.
  2. Достоверность – возможность подтвердить факты совершенных хозяйственных операций. Отсутствие ошибок способных повлиять на экономические решения пользователей.
  3. Объективность, независимость – отсутствие действий в пользу одной из групп пользователей. Отсутствие влияния на информацию личного мнения ее составителей. Возможность независимых специалистов получить одинаковые результаты.
  4. Понятность – предоставление информации в удобной для пользователя форме. Соблюдение компромисса между существенностью и подробностью.
  5. Сопоставимость – возможность сравнить финансовую отчетность предприятия через определенные промежутки времени, чтобы выявить тенденцию его экономического развития.

Сопоставляя задачи, которая должна решать СЭС и требования, которые на нее налагают нормативные акты по регулированию бухгалтерского учета в РФ можно сформировать основные принципы функционирования СЭС:

  1. Денежное измерение – учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях [6, Ст.12].
  2. Документарность – все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет [6, Ст.9].
  3. Имущественная обособленность – имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации [7, п.9].
  4. Неперерывность – бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [6, Ст.10].
  5. Двойная запись – организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета [6, Ст.10].
  6. Последовательность – все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий [6, Ст.10].

По результатам проведенного анализа действующего законодательства можно сделать вывод, что СЭС необходимо строить на таких принципах как: денежное измерение, документарность, двойная запись, неперерывность, последовательность. Данные принципы обеспечат устойчивость развития экономического субъекта.

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом изменений и дополнений от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изм. от 15.02.2016).
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
  6. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  7. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
  8. Шнайдер В.В. Управленческий учёт: проблемы и решения налоговых расчётов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 1 (16). С. 104-106.
  9. Хачатурова Т.О., Маркелова Т.В. Интегрированная отчетность как направление развития бухгалтерского учета // Омский научный вестник. 2015. № 3 (139). С. 254-257.
  10. Никифорова Е.В., Михалёнок Н.О., Шнайдер О.В. Годовая бухгалтерская отчетность экономического субъекта: порядок составления и предоставления информации заинтересованным пользователям // Вестник СамГУПС. 2015. Т. 2. № 2 (28). С. 124-130.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector