Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект пбу учет запасов

Проект ПБУ «Учет запасов»

В предыдущих номерах «БП» мы рассмотрели три из четырех проектов новых ПБУ, подготовленных фондом «НСФО» по заказу Минфина России. Сегодня речь пойдет о проекте ПБУ по учету запасов.

Проект нового ПБУ в большей степени, чем действующее ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», приближен к требованиям МСФО. В чем заключаются предлагаемые изменения учета запасов? Какие вопросы нуждаются в дополнительных уточнениях?

Прежде всего расширена сфера применения документа. Помимо сырья или материалов, а также ресурсов, предназначенных для продажи в ходе обычной деятельности организации (товаров и готовой продукции), в проекте ПБУ к запасам отнесены активы, находящиеся в процессе производства для последующей продажи (выполнения работ, оказания услуг) при осуществлении обычной деятельности организации, то есть незавершенное производство. Действующим ПБУ 5/01 учет незавершенного производства не регулируется, на что прямо указано в п. 4 этого стандарта.

Требования проекта ПБУ не распространяются на работы, выполняемые в рамках договоров подряда, а также на финансовые активы, поскольку данные вопросы регулируются специальными документами.

Что касается требований к учету запасов, не находящихся в собственности организации, но полученных в пользование либо распоряжение, в отличие от ПБУ 5/01 они, напротив, вынесены за рамки проекта.

Второй особенностью проекта является определение момента признания запасов в бухгалтерском учете. Их предлагается принимать к учету в момент перехода к организации экономических рисков и выгод, связанных с владением запасами. Как правило, переход рисков и выгод совпадает с переходом права собственности или передачей активов. Может случиться так, что запасы необходимо будет отразить на балансе до перехода права собственности. Речь, в частности, идет о ситуации отсроченной оплаты, когда по условиям договора сторон право собственности переходит к покупателю по оплате. Тогда при определении момента перехода рисков и выгод организациям предлагается исходить из профессионального суждения.

В ПБУ 5/01, а также Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н (далее — Методические указания), в принципе не упоминается о моменте признания запасов и его зависимости от перехода права собственности. Практическое признание запасов на балансе сегодня ориентируется на наличие права собственности по общему сложившемуся стереотипу (в Методических указаниях определено, что при отсутствии у организации права собственности на поступившие материальные ценности последние учитываются на забалансовых счетах). Более того, в п. 36 Методических указаний говорится о необходимости оприходовать неотфактурованные поставки, то есть поступившие запасы, на которые отсутствуют расчетные документы. Имеются в виду активы без определенного статуса, на которые у организации может отсутствовать право собственности. В проекте ПБУ не изложен порядок учета неотфактурованных поставок. Следовательно, в случае признания данных запасов на балансе организации должны исходить из общего критерия получения вместе с активами соответствующих экономических рисков и выгод, а также из собственного профессионального суждения.

Третье существенное отличие от ПБУ 5/01 — порядок формирования первоначальной стоимости запасов. В проект включено требование о капитализации в первоначальной (фактической) стоимости запасов затрат на выполнение обязательств по демонтажу, удалению запасов и восстановлению окружающей среды на занимаемом ими участке, понесенных на протяжении определенного периода вследствие использования указанных запасов в течение этого периода. Однако из проекта ПБУ не ясно, какие затраты следует капитализировать — текущие или будущие. Непонятно также, надо ли начислять соответствующий резерв. Очевидно, данное требование нуждается в дополнительной доработке.

Еще одно нововведение: при покупке запасов на условиях рассрочки платежа переплата, как разница с обычной стоимостью запасов, используемой на условиях немедленной оплаты, признается расходом по займам и кредитам на протяжении всего периода финансирования в порядке, установленном для учета подобных расходов. Таким образом, капитализация указанных расходов в стоимости запасов возможна, только если актив идентифицируется как инвестиционный, то есть требующий длительного срока создания, производства, приобретения.

Что касается порядка включения в стоимость запасов общехозяйственных расходов, на наш взгляд, этот вопрос отражен в проекте недостаточно подробно. Например, общехозяйственные расходы, непосредственно не связанные с производством и переработкой запасов, не участвуют в формировании первоначальной стоимости запасов. При этом включаются в себестоимость запасов общехозяйственные и другие аналогичные расходы, непосредственно связанные с приобретением запасов. Возникает ряд вопросов: включать ли в себестоимость запасов заработную плату работников отдела закупок? Как поступать с расходами на содержание складов (баз)? Ведь одна часть этих расходов (сортировка, фасовка) согласно проекту по перечню включается в стоимость запасов, а другая не относится к производству и переработке запасов.

МСФО (IAS) 2 «Запасы» освещает данный момент более доступно и допускает включение в стоимость запасов только накладных общепроизводственных расходов. В МСФО накладные расходы подразделены на условно-постоянные и условно-переменные и приведены самостоятельные требования к их включению в себестоимость запасов. На наш взгляд, в проекте ПБУ следовало бы более подробно изложить взаимосвязь между стоимостью запасов и накладными расходами, поскольку разработчики проекта включили в него порядок оценки незавершенного производства.

Значимым моментом является перечисление в проекте затрат, не включаемых в фактические затраты на производство или переработку запасов, среди которых затраты, осуществленные сверх обычного необходимого уровня. В настоящий момент сверхнормативные затраты также отражаются в стоимости запасов согласно общему критерию непосредственной связи с приобретением (производством) запасов. Это новое положение, несомненно, свидетельствует о влиянии МСФО на российскую концепцию учета запасов.

Тем не менее согласно МСФО (IAS) 2 «Запасы» в стоимость запасов не включаются сверхнормативные условно-постоянные производственные накладные расходы. В проекте же российского ПБУ это требование относится ко всем расходам. Таким образом, при резком снижении уровня производства, когда на единицу продукции приходится большая сумма затрат, чем при нормальном производственном уровне, любая возникающая разница по отношению к нормативным затратам будет списываться непосредственно на расходы периода. Подводя итог, следует говорить о том, что по проекту нового ПБУ первоначальная стоимость запасов отражается по фактической стоимости, но не выше, чем их нормативная стоимость.

Существенно изменен подход к определению фактической стоимости запасов применительно к торговым организациям. Напомним, что в настоящий момент торговые организации имеют право относить расходы по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) непосредственно на издержки (п. 13 ПБУ 5/01). Проект ПБУ указанного исключения для торговых организаций не содержит. Установлен общий порядок для формирования фактической стоимости запасов: затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования включаются в себестоимость запасов. Оставили для торговых организаций только право использования альтернативного метода оценки — по цене продаж.

Проект ПБУ теперь допускает альтернативные, расчетные, методы первоначальной оценки запасов 1 . Это способы оценки по плановым (нормативным) затратам или по цене продажи при условии, что указанные способы дают результаты, приближенные к оценке по фактическим затратам. По нашему мнению, данные методы имеют преимущественное отношение к оценке незавершенного производства, готовой продукции, товаров. Очевидно, перед разработчиками проекта стояла сложная задача: надо было втиснуть в рамки одного ПБУ порядок оценки и сырья, и незавершенного производства на всех его этапах, и готовой продукции. Наличие альтернативных вариантов оценки упрощает задачу. В проекте сказано, что оценка по продажной стоимости уместна для торговых компаний, а по плановым затратам — для организаций с большой номенклатурой запасов. Для производителей сельского, лесного и рыбного хозяйства предусмотрено право оценки запасов по текущей рыночной стоимости.

Читать еще:  Как составить бух учет

Что касается последующей оценки запасов, проект предлагает проводить их уценку до предполагаемой цены продажи за вычетом ожидаемых затрат на завершение производства и переработку единицы запасов, а также затрат по продаже (так называемая чистая стоимость возможной продажи). Подобное снижение стоимости необходимо, когда балансовая стоимость каких-либо запасов превышает их чистую стоимость возможной продажи. Признаками этого служит моральное устаревание запасов, полная или частичная потеря их первоначальных качеств либо снижение текущей рыночной стоимости.

Напомним, что по ПБУ 5/01 фактическая себестоимость запасов, в которой они приняты к учету, не изменяется, кроме случаев, установленных законодательством. При этом снижение стоимости неликвидных запасов должно резервироваться при наличии свидетельств снижения их физических свойств.

Списание на себестоимость

Так же как и ПБУ 5/01, проект предполагает три метода списания стоимости запасов на себестоимость продаж: по средневзвешенной стоимости, ФИФО, по себестоимости единицы — для запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга (например, продукция, изготовленная по индивидуальному заказу).

Несмотря на то что проект ПБУ создан на основе МСФО, в нем упущен вопрос формирования себестоимости проданных запасов и оценки незавершенного производства.

Напомним, что действующие правила учета запасов требуют применять к их оценке на конец отчетного периода тот же метод, который используется при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, ФИФО (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости).

В отношении признания расходов в проекте говорится: «. в момент признания выручки при продаже запасов их стоимость признается в составе расходов по обычным видам деятельности исходя из способа использования в ходе обычной деятельности». Между тем аналогия с действующим правилом не решает основного вопроса: как оценить себестоимость продаж и остаток незавершенного производства, включающих кроме запасов другие статьи расходов (заработную плату, амортизацию, услуги сторонних организаций, общехозяйственные расходы)? Тем более что ответ на этот вопрос не дает и ПБУ 19/99 «Расходы организации».

1 ПБУ 5/01 не содержит иных вариантов первоначальной оценки запасов. О возможности оценивать запасы по учетной стоимости говорится в Методических указаниях.

30 . 0 5 .11 Проект ПБУ «Учет запасов»

Проект нового ПБУ в большей степени, чем действующее ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», приближен к требованиям МСФО. В чем заключаются предлагаемые изменения учета запасов? Какие вопросы нуждаются в дополнительных уточнениях?

Сфера применения

Прежде всего расширена сфера применения документа. Помимо сырья или материалов, а также ресурсов, предназначенных для продажи в ходе обычной деятельности организации (товаров и готовой продукции), в проекте ПБУ к запасам отнесены активы, находящиеся в процессе производства для последующей продажи (выполнения работ, оказания услуг) при осуществлении обычной деятельности организации, то есть незавершенное производство. Действующим ПБУ 5/01 учет незавершенного производства не регулируется, на что прямо указано в п. 4 этого стандарта.

Требования проекта ПБУ не распространяются на работы, выполняемые в рамках договоров подряда, а также на финансовые активы, поскольку данные вопросы регулируются специальными документами.

Что касается требований к учету запасов, не находящихся в собственности организации, но полученных в пользование либо распоряжение, в отличие от ПБУ 5/01 они, напротив, вынесены за рамки проекта.

Второй особенностью проекта является определение момента признания запасов в бухгалтерском учете. Их предлагается принимать к учету в момент перехода к организации экономических рисков и выгод, связанных с владением запасами. Как правило, переход рисков и выгод совпадает с переходом права собственности или передачей активов. Может случиться так, что запасы необходимо будет отразить на балансе до перехода права собственности. Речь, в частности, идет о ситуации отсроченной оплаты, когда по условиям договора сторон право собственности переходит к покупателю по оплате. Тогда при определении момента перехода рисков и выгод организациям предлагается исходить из профессионального суждения.

В ПБУ 5/01, а также Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н (далее — Методические указания), в принципе не упоминается о моменте признания запасов и его зависимости от перехода права собственности. Практическое признание запасов на балансе сегодня ориентируется на наличие права собственности по общему сложившемуся стереотипу (в Методических указаниях определено, что при отсутствии у организации права собственности на поступившие материальные ценности последние учитываются на забалансовых счетах). Более того, в п. 36 Методических указаний говорится о необходимости оприходовать неотфактурованные поставки, то есть поступившие запасы, на которые отсутствуют расчетные документы. Имеются в виду активы без определенного статуса, на которые у организации может отсутствовать право собственности. В проекте ПБУ не изложен порядок учета неотфактурованных поставок. Следовательно, в случае признания данных запасов на балансе организации должны исходить из общего критерия получения вместе с активами соответствующих экономических рисков и выгод, а также из собственного профессионального суждения.

Третье существенное отличие от ПБУ 5/01 — порядок формирования первоначальной стоимости запасов. В проект включено требование о капитализации в первоначальной (фактической) стоимости запасов затрат на выполнение обязательств по демонтажу, удалению запасов и восстановлению окружающей среды на занимаемом ими участке, понесенных на протяжении определенного периода вследствие использования указанных запасов в течение этого периода. Однако из проекта ПБУ не ясно, какие затраты следует капитализировать — текущие или будущие. Непонятно также, надо ли начислять соответствующий резерв. Очевидно, данное требование нуждается в дополнительной доработке.

Еще одно нововведение: при покупке запасов на условиях рассрочки платежа переплата, как разница с обычной стоимостью запасов, используемой на условиях немедленной оплаты, признается расходом по займам и кредитам на протяжении всего периода финансирования в порядке, установленном для учета подобных расходов. Таким образом, капитализация указанных расходов в стоимости запасов возможна, только если актив идентифицируется как инвестиционный, то есть требующий длительного срока создания, производства, приобретения.

Что касается порядка включения в стоимость запасов общехозяйственных расходов, на наш взгляд, этот вопрос отражен в проекте недостаточно подробно. Например, общехозяйственные расходы, непосредственно не связанные с производством и переработкой запасов, не участвуют в формировании первоначальной стоимости запасов. При этом включаются в себестоимость запасов общехозяйственные и другие аналогичные расходы, непосредственно связанные с приобретением запасов. Возникает ряд вопросов: включать ли в себестоимость запасов заработную плату работников отдела закупок? Как поступать с расходами на содержание складов (баз)? Ведь одна часть этих расходов (сортировка, фасовка) согласно проекту по перечню включается в стоимость запасов, а другая не относится к производству и переработке запасов.

МСФО (IAS) 2 «Запасы» освещает данный момент более доступно и допускает включение в стоимость запасов только накладных общепроизводственных расходов. В МСФО накладные расходы подразделены на условно-постоянные и условно-переменные и приведены самостоятельные требования к их включению в себестоимость запасов. На наш взгляд, в проекте ПБУ следовало бы более подробно изложить взаимосвязь между стоимостью запасов и накладными расходами, поскольку разработчики проекта включили в него порядок оценки незавершенного производства.

Значимым моментом является перечисление в проекте затрат, не включаемых в фактические затраты на производство или переработку запасов, среди которых затраты, осуществленные сверх обычного необходимого уровня. В настоящий момент сверхнормативные затраты также отражаются в стоимости запасов согласно общему критерию непосредственной связи с приобретением (производством) запасов. Это новое положение, несомненно, свидетельствует о влиянии МСФО на российскую концепцию учета запасов.

Читать еще:  Инструкция по персонифицированному учету

Тем не менее согласно МСФО (IAS) 2 «Запасы» в стоимость запасов не включаются сверхнормативные условно-постоянные производственные накладные расходы. В проекте же российского ПБУ это требование относится ко всем расходам. Таким образом, при резком снижении уровня производства, когда на единицу продукции приходится большая сумма затрат, чем при нормальном производственном уровне, любая возникающая разница по отношению к нормативным затратам будет списываться непосредственно на расходы периода. Подводя итог, следует говорить о том, что по проекту нового ПБУ первоначальная стоимость запасов отражается по фактической стоимости, но не выше, чем их нормативная стоимость.

Существенно изменен подход к определению фактической стоимости запасов применительно к торговым организациям. Напомним, что в настоящий момент торговые организации имеют право относить расходы по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) непосредственно на издержки (п. 13 ПБУ 5/01). Проект ПБУ указанного исключения для торговых организаций не содержит. Установлен общий порядок для формирования фактической стоимости запасов: затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования включаются в себестоимость запасов. Оставили для торговых организаций только право использования альтернативного метода оценки — по цене продаж.

Проект ПБУ теперь допускает альтернативные, расчетные, методы первоначальной оценки запасов 1 . Это способы оценки по плановым (нормативным) затратам или по цене продажи при условии, что указанные способы дают результаты, приближенные к оценке по фактическим затратам. По нашему мнению, данные методы имеют преимущественное отношение к оценке незавершенного производства, готовой продукции, товаров. Очевидно, перед разработчиками проекта стояла сложная задача: надо было втиснуть в рамки одного ПБУ порядок оценки и сырья, и незавершенного производства на всех его этапах, и готовой продукции. Наличие альтернативных вариантов оценки упрощает задачу. В проекте сказано, что оценка по продажной стоимости уместна для торговых компаний, а по плановым затратам — для организаций с большой номенклатурой запасов. Для производителей сельского, лесного и рыбного хозяйства предусмотрено право оценки запасов по текущей рыночной стоимости.

Что касается последующей оценки запасов, проект предлагает проводить их уценку до предполагаемой цены продажи за вычетом ожидаемых затрат на завершение производства и переработку единицы запасов, а также затрат по продаже (так называемая чистая стоимость возможной продажи). Подобное снижение стоимости необходимо, когда балансовая стоимость каких-либо запасов превышает их чистую стоимость возможной продажи. Признаками этого служит моральное устаревание запасов, полная или частичная потеря их первоначальных качеств либо снижение текущей рыночной стоимости.

Напомним, что по ПБУ 5/01 фактическая себестоимость запасов, в которой они приняты к учету, не изменяется, кроме случаев, установленных законодательством. При этом снижение стоимости неликвидных запасов должно резервироваться при наличии свидетельств снижения их физических свойств.

Списание на себестоимость

Так же как и ПБУ 5/01, проект предполагает три метода списания стоимости запасов на себестоимость продаж: по средневзвешенной стоимости, ФИФО, по себестоимости единицы — для запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга (например, продукция, изготовленная по индивидуальному заказу).

Несмотря на то что проект ПБУ создан на основе МСФО, в нем упущен вопрос формирования себестоимости проданных запасов и оценки незавершенного производства.

Напомним, что действующие правила учета запасов требуют применять к их оценке на конец отчетного периода тот же метод, который используется при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, ФИФО (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости).

В отношении признания расходов в проекте говорится: «. в момент признания выручки при продаже запасов их стоимость признается в составе расходов по обычным видам деятельности исходя из способа использования в ходе обычной деятельности». Между тем аналогия с действующим правилом не решает основного вопроса: как оценить себестоимость продаж и остаток незавершенного производства, включающих кроме запасов другие статьи расходов (заработную плату, амортизацию, услуги сторонних организаций, общехозяйственные расходы)? Тем более что ответ на этот вопрос не дает и ПБУ 19/99 «Расходы организации».

1 ПБУ 5/01 не содержит иных вариантов первоначальной оценки запасов. О возможности оценивать запасы по учетной стоимости говорится в Методических указаниях.

Новые правила учета запасов на основе МСФО

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 3232 раза

Библиографическое описание:

Губанова, Ю. В. Новые правила учета запасов на основе МСФО / Ю. В. Губанова, Р. В. Арефьев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6037/ (дата обращения: 10.04.2020).

В конце 2011 года Правительство Российской Федерации определило сроки окончания перехода на международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО). Ряд уточнений в российское законодательство в связи с гармонизацией требований международных стандартов необходимо будет внести до 2015 года.

Приведение национальной системы бухгалтерского учета, удовлетворяющей требованиям рыночной экономики и МСФО, послужило основной целью реформирования бухгалтерского учета в России. Для осуществления этой цели Министерством финансов Российской Федерации была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности [1] и Концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.).

Одним из направлений данной Программы является нормативное и методологическое обеспечение реформы бухгалтерского учета. Предполагалось разработать новые и пересмотреть ранее утвержденные Положения по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), которые включили бы основную массу требований международных стандартов.

В последнее время изменениям подверглась большая часть российских стандартов по бухгалтерскому учету. Активная работа по уточнению требований бухгалтерского учета в российской практике продолжается и в настоящее время. Об этом свидетельствуют многочисленные проекты нормативных актов. Так, например, на сегодняшний день подготовлены проекты ПБУ «Учет вознаграждений работникам», «Учет аренды», «Доходы организации».

15 июня 2011 года на сайте Министерства финансов Российской Федерации был опубликован проект ПБУ «Учет запасов» [2] , которое должно заменить действующее ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [3]. Данный проект устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о запасах организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организации и бюджетных учреждений).

Проект нового ПБУ также максимально приближен к требованиям МСФО. В таблице представлено сравнение требований ПБУ 5/01 с проектом нового ПБУ и МСФО ( IAS ) 2 «Запасы».

Как видно из таблицы, прежде всего, расширена сфера применения документа. Помимо сырья и материалов, а также активов, предназначенных для продажи в ходе основной деятельности организации (товаров и готовой продукции), в проекте ПБУ к запасам отнесены активы, находящиеся в процессе производства для последующей продажи (выполнения работ, оказания услуг) при осуществлении основной деятельности организации, то есть незавершенное производство. Действующее ПБУ 5/01 учет незавершенного производства не предусматривает.

В качестве запасов также будут признаваться объекты интеллектуальной собственности и недвижимого имущества, предназначенные для продажи или перепродажи, т. е. имущество, которое нельзя отнести в состав нематериальных активов и основных средств. Данное исключение регулируется соответствующими Положениями (ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»), но ПБУ 5/01 не оговаривается.

В связи с уточнением состава запасов проект дополнительно выделяет, в качестве единицы бухгалтерского учета, индивидуальный объект или его часть.

Второй особенностью проекта является определение момента признания запасов в бухгалтерском учете. Их предлагается принимать к учету в момент перехода к организации экономических рисков и выгод, связанных с использованием запасов для извлечения дохода. В международной практике переход рисков и выгод принято увязывать с переходом права собственности на активы от продавца к покупателю. В ПБУ 5/01 не упоминается о моменте признания запасов и его зависимости от перехода права собственности.

Читать еще:  Учет алиментов проводки

Однако, может возникнуть такая ситуация, когда запасы необходимо будет отразить на балансе до перехода права собственности. Речь, в частности, идет об отсроченной оплате, когда по условиям договора сторон право собственности переходит к покупателю по мере фактической оплаты передаваемых активов. Тогда при определении момента перехода права собственности необходимо руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов [4] . В них говорится, что при отсутствии у организации права собственности на поступившие материальные ценности последние учитываются на забалансовых счетах. В данном случае необходимо будет отнести поступившие активы на счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Третье существенное отличие проекта от ПБУ 5/01 — первоначальная и последующая оценка запасов. В проекте отмечено, что себестоимость запасов формируется в течение всего производственного цикла организации на любой стадии, если возникают соответствующие затраты по приобретению, производству, переработке и обеспечению текущего местонахождения и состояния запасов. Следовательно, запасы оцениваются не только при поступлении в организацию, но и с течением времени.

Сравнительная характеристика международного и российских стандартов по учету запасов

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

Проект нового ПБУ

1. Состав запасов

а) сырье и материалы;

б) готовая продукция;

а) сырье и материалы;

б) готовая продукция;

г) полуфабрикаты собственного производства;

д) незавершенное производство;

е) объекты интеллектуальной собственности для продажи;

ж) объекты недвижимого имущества для продажи или перепродажи.

а) сырье и материалы;

б) готовая продукция;

г) незавершенное производство;

д) земля и другое имущество для перепродажи.

2. Активы, исключаемые из состава запасов

а) незавершенное производство.

а) сырье, материалы, готовая продукция или незавершенное производство, предназначенные для создания внеоборотных активов;

б) финансовые вложения;

в) материальные ценности, находящиеся у организации на ответственном хранении.

а) незавершенное производство, возникающее по договорам на строительство;

б) финансовые инструменты;

в) биологические активы, относящиеся к сельскохозяйственной деятельности, и сельскохозяйственная продукция в момент ее сбора.

3. Единица бухгалтерского учета запасов

а) номенклатурный номер;

в) однородная группа.

а) номенклатурный номер;

в) однородная группа;

г) индивидуальный объект или его часть.

4. Момент принятия запасов к бухгалтерскому учету

В момент перехода к организации экономических рисков, связанных с использованием запасов.

5. Оценка запасов при поступлении

а) по фактической себестоимости (по сумме фактических затрат).

а) по себестоимости (по сумме фактических затрат, по нормативным затратам или по ценам реализации).

а) по себестоимости (по сумме фактических затрат, по нормативным затратам или по розничным ценам);

б) по чистой цене продажи.

6. Текущая оценка запасов

Не предусматривает изменение фактической себестоимости.

а) по себестоимости (определенной первоначально);

б) по чистой цене продажи.

а) по себестоимости;

б) по чистой цене продажи.

7. Оценка запасов при отпуске в производство и ином выбытии

а) по себестоимости каждой единицы;

б) по средней себестоимости;

в) по себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО).

а) по стоимости каждой единицы;

б) по средневзвешенной себестоимости;

в) по себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО).

а) по специфической идентификации конкретных затрат;

б) по средневзвешенной себестоимости;

в) по себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО).

Согласно проекту оценка запасов должна осуществляется на отчетную дату по первоначально определенной себестоимости либо исходя из чистой стоимости их продажи, т. е. предполагаемой цены реализации за вычетом затрат, связанных с продажей. ПБУ 5/01 не предусматривает изменение фактической себестоимости запасов, за исключением случаев, когда необходимо снизить стоимость материальных ценностей на суммы создаваемых оценочных резервов (при потере первоначальных качеств материалов, при снижении их рыночной стоимости и др.).

В отношении запасов, поступающих в качестве вклада в уставный капитал организации, тоже есть нововведение. Если ПБУ 5/01 предусматривает оценку таких активов по стоимости, согласованной с учредителями, то в проекте нового ПБУ отмечено, что в себестоимость запасов включается их текущая рыночная стоимость.

При покупке запасов на условиях рассрочки платежа в себестоимость будет разрешено включать только сумму, которая была бы уплачена организацией на условиях немедленной оплаты. Возникающая переплата должна признаваться, как процентный расход в порядке, предусмотренным для учета расходов по займам и кредитам.

С. Титова в своей статье отмечает, что «…капитализация указанных расходов в стоимости запасов возможна, только если актив идентифицируется как инвестиционный, то есть требующий длительного срока создания, производства, приобретения» [5] . На наш взгляд данное утверждение не совсем верное. ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам» определяет понятие инвестиционного актива, как «…объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов». Это противоречит пункту 4 проекта ПБУ «Учет запасов», в котором не признаются запасами сырье, материалы, готовая продукция или незавершенное производство, предназначенные для создания внеоборотных активов организации. В дополнение к этому также отмечено, что в случае изменения назначения активов (например, использование не в целях перепродажи, а для создания внеоборотных активов), организация должна вывести их из состава запасов. Следовательно, возникающую в случае отсрочки платежа сумму переплаты необходимо включить в состав прочих расходов организации и в бухгалтерском учете отразить данную операцию по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Проект, точно также как и ПБУ 5/01, предусматривает включение в себестоимость запасов процентов по заемным средствам, привлеченным организацией для получения запасов, и начисленным за время подготовки к их использованию. В этом случае в бухгалтерском учете можно будет сделать запись по дебету счета 10 «Материалы» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Списание стоимости запасов на себестоимость продаж в отечественной и международной практике осуществляется одинаковыми методами: по стоимости каждой единицы (в МСФО 2 называется методом по специфической идентификации конкретных затрат), по средневзвешенной себестоимости или способом первых по времени приобретения (способом ФИФО).

В заключении необходимо отметить, что проект нового ПБУ «Запасы» доказывает, что российский бухгалтерский учет еще более стал приближен к МСФО. Однако, не раскрытыми остаются некоторые вопросы учета. Например, из проекта ПБУ не понятно, в какой оценке необходимо отражать незавершенное производство в учете и отчетности или как правильно определить состав общехозяйственных расходов, исключаемых из себестоимости запасов. Изменение ПБУ вызывает необходимость разработки дополнительных нормативных документов (методических указаний, инструкций) для более детального разъяснения порядка ведения бухгалтерского учета запасов.

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности [Текст] (утверждена приказом Министерства финансов РФ от 06.03.1998 г. № 283).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет запасов» (проект) [Электронный ресурс]: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/06/PBU_Zapasy.pdf

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 [Текст] (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2001 г. № 44н).

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов [Текст] (утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 119н).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector