Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пример учетной политики строительство

Пример учетной политики строительство

ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НА ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА)

Формировать и утверждать учетную политику обязаны все российские компании, независимо от организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности и осуществляемых видов деятельности.
В этой статье мы рассмотрим учетную политику строительной организации, уплачивающей налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Строительная деятельность, как и любая отрасль экономики, имеет свою специфику, которая оказывает влияние на порядок ведения бухгалтерского и налогового учета. Подрядные организации, как и все иные компании, для ведения учетной работы в обязательном порядке формируют и утверждают учетную политику организации, что следует из Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Обязанность по формированию учетной политики установлена статьей 8 Закона N 402-ФЗ, согласно которой любая российская фирма самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами, выбирая в отношении конкретного объекта учета один из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами способ ведения учета не установлен, такой способ организация разрабатывает самостоятельно с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Напомним, что федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее — ФСБУ), о которых идет речь, признаются основными документами в области регулирования бухгалтерского учета, подлежащими обязательному применению (статья 21 Закона N 402-ФЗ).
Для организаций бюджетной сферы их разработкой занимается Минфин России, а для иных организаций (не относящихся к финансовым) — любой негосударственный регулятор бухгалтерского учета, а также Минфин России (если разработку соответствующего ФСБУ не взял на себя ни один из негосударственных регуляторов). При этом утверждение любых ФСБУ отнесено Законом N 402-ФЗ к компетенции финансового ведомства.

Для справки: под организациями бюджетной сферы в Законе N 402-ФЗ понимаются государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами.

Однако пока Минфин России активно утверждает лишь федеральные стандарты для организаций бюджетной сферы, которые с 26.07.2019 г. официально именуются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов. На сегодняшний день уже утверждено 18 таких стандартов, часть из которых применяется с 01.01.2018 г.

Для справки: напоминаем, что с указанной даты Закон N 402-ФЗ действует с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 г. N 247-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы».

Для обычных организаций Приказом Минфина России от 16.10.2018 г. N 208н утвержден только один стандарт — ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», обязательное применение которого начнется с 2022 г.
Остальные ФСБУ, предусмотренные Программой разработки ФСБУ на 2019-2021 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 05.06.2019 г. N 83н, находятся в процессе разработки или носят статус проектов ФСБУ, с текстами которых можно ознакомиться в Интернете.
В то же время до появления ФСБУ, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в их роли у обычных организаций выступают действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г.

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

Кроме того, в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ, применению подлежат правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином России до 01.01.2013 г., на что указывает статья 30 Закона N 402-ФЗ и Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом Минфин России до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, вправе вносить изменения, в том числе обусловленные изменением законодательства РФ, в «старые» правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные им до 01.01.2013 г. (пункт 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ).

Нужно сказать, что Законом N 402-ФЗ установлены лишь общие принципы учетной политики организации, а конкретные требования к ней должны быть утверждены соответствующим ФСБУ (пункт 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ). Но поскольку пока такого ФСБУ нет, в его роли выступает Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее — ПБУ 1/2008), в котором, помимо всего прочего, определены правила формирования учетной политики.
Так пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.
Если же по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, в общем случае организация его разрабатывает сама, используя последовательно следующие документы, названные в пункте 7.1 ПБУ 1/2008:
— международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО);
— положения ФСБУ и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
— рекомендации в области бухгалтерского учета.
При этом организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее — УСВБУ), при разработке собственного способа учета может руководствоваться исключительно требованием рациональности (пункт 7.2 ПБУ 1/2008). Все иные компании так поступать вправе только в том случае, когда применение учетной политики, сформированной по общим правилам, приводит к формированию несущественной информации (пункт 7.4 ПБУ 1/2008).

Формировать учетную политику строительной фирмы может не только ее главный бухгалтер, но и иные лица, ведущие в организации бухгалтерский учет, на что указывают как положения Закона N 402-ФЗ, так и нормы пункта 4 ПБУ 1/2008.
Как правило, учетная политика оформляется в виде приказа руководителя, содержащего три раздела:
— организационно-технический;
— методологический в части ведения бухгалтерского учета;
— методологический в части налогообложения.
Учетная политика организации может быть оформлена и в виде отдельного Положения об учетной политике (с той же структурой), прилагаемого к приказу руководителя об ее утверждении.
Независимо от того, какой вариант предпочтет организация, утвердить учетную политику следует не позднее последнего рабочего дня уходящего года, так как правила бухгалтерского и налогового учета, избранные организацией, применяются с первого января года, следующего за годом ее утверждения.
В частности, учетную политику на 2020 год необходимо утвердить не позднее 31.12.2019 г.
Приведем пример формирования типовой учетной политики строительной организации, применяющей общую систему налогообложения. При этом заметим, что понятие «типовой учетной политики», используемое автором, весьма условное, поскольку этот документ организация формирует с учетом индивидуальных особенностей, присущих только ей.
Между тем, существует ряд хозяйственных операций, с которыми сталкивается большинство строительных компаний, что позволяет сформировать «общие» положения учетной политики, которые организация без особого труда может «привязать» к своим собственным потребностям.

ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «А»

Особенности формирования учетной политики строительной организации

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете, организации самостоятельно формируют свою учетную политику. При этом, организации необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательством о налогах и сборах, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет и учитывать свою структуру.

Основы формирования и раскрытия учетной политики в целях бухгалтерского учета для организаций установлены ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «учетная политика организации» ПБУ 1/98″. Специфика строительного производства обуславливает участие в договоре строительного подряда трех сторон — инвестора, заказчика и подрядной строительной организации.

В организациях, выполняющих функции заказчика (не инвестора), в дополнение к общим вопросам при формировании учетной политики необходимо учесть следующие особенности:

В части учета материально-производственных запасов.

Материалы поставки заказчика отражаются на отдельном субсчете «Строительные материалы», открываемом к счету 10 «Материалы». Особенностью движения этих материалов является то, что они приобретаются исключительно для передачи подрядной организации, а также то, что сроки их хранения, как правило, являются определенными. Так как стоимость списанных материалов на себестоимость продукции, работ или услуг основного производства не влияет, наиболее целесообразным представляется использование метода оценки материалов по фактической себестоимости единицы запасов или по их средней себестоимости. При этом материалы, учитываемые на других субсчетах, открываемых к счету 10, могут списываться в оценке, определяемой иными методами (ФИФО, ЛИФО). Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета допускают установление разных методов оценки (при списании) в отношении различных групп материально-производственных запасов.

Читать еще:  58 05 счет бухгалтерского учета это

Специфическим видом материально-производственных запасов, учитываемых организациями, выполняющими функции заказчика по договору строительного подряда, является оборудование к установке. По данному виду запасов также следует установить метод учета (с использованием либо без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»). Списание стоимости оборудования к установке и дальнейшее ее включение в стоимость незавершенного строительства (и инвентарной стоимости законченных строительством объектов) также имеет свои особенности, которые должны быть учтены при разработке графика документооборота;

В части учета объемов незавершенного строительства.

Незавершенное строительство учитывается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по соответствующим субсчетам. Поэтому в учетной политике организации-застройщика должен быть предусмотрен отдельный раздел, регулирующий организацию учета данного вида активов. В частности, в рабочем плане счетов должны быть указаны субсчета второго и последующих порядков. В организациях-застройщиках к счету 08 должны открываться, как минимум, субсчета «Строительство объектов основных средств» (для учета строительно-монтажных работ и смонтированного оборудования) и «Приобретение отдельных объектов основных средств» (для учета оборудования, не требующего монтажа).

Если строительство связано с приобретением земельных участков, к счету 08 открывается также субсчет «Приобретение земельных участков».

Для организации аналитического бухгалтерского учета по видам затрат (строительные работы, монтажные работы, прочие затраты) открываются соответствующие субсчета третьего порядка.

Для детализации отдельных видов расходов (прочих) открываются субсчета четвертого и последующих уровней.

Кроме того, в учетной политике должны быть отражены организационные аспекты, связанные с учетом капитальных вложений.

График документооборота, помимо обычных элементов, должен включать документооборот, посредством которого оформляется передача законченных строительством объектов инвестору (или инвесторам), финансирующим строительство на условиях долевого участия.

В части учета производственных затрат.

Основной вид деятельности организаций-заказчиков — оказание соответствующих услуг, а доходом от реализации таких услуг является вознаграждение, уплачиваемое инвестором или удерживаемое из сумм поступившего финансирования. В учетной политике вопросы, регулирующие учет производственных затрат, следует решать, не забывая об этих особенностях.

Если организация, помимо участия в строительстве в качестве специализированного заказчика, осуществляет собственное строительство хозяйственным способом, то в учетной политике должен быть определен порядок распределения общехозяйственных расходов.

Если изготовление некоторых видов строительных материалов осуществляется в организации, то следует предусмотреть ведение счета 23 «Вспомогательные производства» (обособленного субсчета к счету 23), как это определено Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов). В части учета денежных средств.

Необходимо отразить порядок учета средств целевого финансирования на расчетном счете (51 «Расчетные счета») или на отдельном счете, открываемом в составе специальных счетов, движение средств, на котором отражается на субсчете к счету 55 «Специальные счета в банках»; В части учета средств целевого финансирования.

В учетной политике необходимо предусмотреть порядок отражения в учете движения поступивших сумм, а также порядок формирования и предоставления отчетности об использовании поступивших средств. При формировании учетной политики в организации, выполняющей функции подрядной строительной организации, необходимо учесть следующие особенности:

  • в графике документооборота учесть особенности расчетов с заказчиками и субподрядчиками (генподрядчиками) по суммам полученных строительных материалов и оборудования к установке;
  • определить, используется ли счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», и с учетом этого факта скорректировать прочие элементы учетной политики организации;
  • организации-генподрядчику предусмотреть открытие к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отдельных субсчетов второго порядка для учета расчетов с заказчиками и субподрядчиками;
  • если строительно-монтажные работы оплачиваются посредством перечисления авансов, в составе которых учитываются не только денежные средства, но и материалы и суммы арендной платы за аренду зданий и сооружений, то к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» необходимо открыть дополнительные субсчета второго порядка для учета авансов и третьего порядка для учета авансов по видам;
  • при необходимости организовать учет продаж (счет 90 «Продажи») и финансовых результатов (счет 99 «Прибыли и убытки») по видам поступлений в зависимости от выбранного метода определения финансового результата. При этом следует учитывать не только нормы Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, но и требования ПБУ 2/94 утвержденного Приказом Минфина России от 20 декабря 1994 года №167 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94″.

Пример учетной политики в строительно-монтажной организации

УП для целей бухучета разработана на основании закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), приказом Минфина России от 2 июля 2010г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

1.«Бухучет» осуществляется персоналом бухгалтерии Общества ограниченной ответственности «Строймикс» во главе с главным бухгалтером согласно ч.3 ст.7 Закона № 402-ФЗ.

2.«Бухучет» ведется с помощью программного продукта «1-С Бухгалтерия» версия 8.3 согласно рабочего Плана счетов по приложению …., на основании п. 8 положения по «бухучету» (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

3.Общество применяет общую систему налогообложения (ОСНО).

4.Общество осуществляет строительно-монтажные работы.

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона «О бухучете» № 402-ФЗ, в качестве первичных документов используются –утвержденные законодательством унифицированные формы.

В тех операциях, для которых унифицированные формы невозможно использовать, то обществом используются свои разработанные формы по перечню указанных в Приложении….

  1. Согласно п. 7 ч. 2 ст. 9 Закона «О бухучете» № 402-ФЗ в приложении …указаны должностные лица, которым предоставлено право подписи на первичных документах общества

7.По регистрам бухгалтерского учета осуществляется ведение бухгалтерского учета, формы и перечень регистров указаны в приложении.…

(ст.10 Закона «О бухучете» № 402-ФЗ).

  1. Согласно ч.3 ст. 14 Закона «О бухучете» № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99 в конце каждого календарного месяца формируется внутренняя промежуточная бухгалтерская отчетность. В состав которой входит:

-отчет о финансовых показателях.

10.На основании ч. 3 ст. 11 Закона «О бухучете» № 402-ФЗ один раз в год обществом проводится инвентаризация имущества и обязательств перед формированием годовой бухгалтерской отчетности.

11.В соответствии с пп.3-5 ПБУ 6/01 в качестве основного средства к учету принимается объект, который будет использоваться для осуществления уставной деятельности, при соблюдении следующих условий:

  • Объект «ОС» будет использоваться более 12 месяцев;
  • данные средства не предназначены для дальнейшей перепродажи;
  • стоимость «ОС» более 40 000 руб.

12.По группе классификации (постановление Произ-ва №1 от 01.01.2002г.) определяется срок полезного использования объектов «ОС» на основании п.20 ПБУ 6/01.

13.Начисление амортизации по объектам «ОС» производится линейным способом, согласно п. 18 ПБУ 6/01.

14.Затраты по текущему и капитальному ремонту объектов «ОС» подлежат включению в состав расходов соответствующего отчетного периода (п.27 ПБУ 6/01).

  1. На основании п.3 ПБУ 5/01 по материально-производственным запасам единицей измерения-является номенклатурный номер.

16.Учет материалов производится на основании оборотных ведомостей, на основании пунктов 136 и 137 Методических рекомендаций по «бухучету М-П-З» (приказ Минфина РФ 28.12.2001 г. №119н).

17.При ведении учета материальных запасов счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» не используется. Расходы, связанные с транспортировкой «материалов», учет ведется на дополнительном субсчете к счету 10 «Материалы».

18.Для учета материалов применяются договорные цены на основании п. 80 Методических рекомендаций по «бухучету М-П-З» (приказ Минфина РФ 28.12.2001 г. №119н).

19.При отпуске материалов и ином выбытии их оценка производится по себестоимости каждой единицы.

20.Спецодежда, со сроком эксплуатации менее 12 месяцев, списание проводится единовременно, свыше 12 месяцев по мере износа на основании п.21 Методических рекомендаций по «бухучету спец.инструмента, оборудования…» (приказ Минфина РФ 26.12.2002 г. №135н).

  1. Списание спецодежды, «спец. инструментов» со сроком эксплуатации более 12 производится линейным способом на основании п.24, 26 Методических рекомендаций по «бухучету «спец. инструмента», оборудования…» (приказ Минфина РФ 26.12.2002 г. №135н).
Читать еще:  Спецоснастка в налоговом учете

22.На основании п.3,11 ПБУ 2/2008 затраты (заработная плата, амортизационные отчисления, стоимость аренды, оплата субподрядных работ и т.д.), связанные с деятельностью общества учитываются на счете 20 «Основное произ-во» по объектам строительства.

23.Затраты по проведению СМР, на покупку оборудования для производства, инструмента и инвентаря, прочие капитальные затраты, относящиеся одновременно к двум и более объектам строительства, возводимым как в качестве застройщика, так и по договору подряда (косвенные расходы), учитываются на счете 25 «Общепроизводственные затраты» на основании пункта 13 ПБУ 2/2008, плана счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.

24.Общепроизводственные расходы, учтённые на счете 25, распределяются ежемесячно по каждому договору строительного подряда и по каждому объекту капитального строительства, возводимого в качестве застройщика, пропорционально договорной стоимости и списываются на счет 20 «Основное производство» и (или) 08 «Вложения во внеоборотные активы».

25. Общехозяйственные расходы, учитываемые в течение отчетного периода на счете 26, включаются в стоимость объектов строительства, возводимых в качестве застройщика при наличии непосредственной связи со строительством конкретного объекта и включения в смету в составе прочих капитальных затрат. Затраты на содержание службы застройщика, относящиеся к конкретному объекту, списываются в дебет субсчета 08-3 «Строительство объектов основных средств» на основании сметной документации.

26. Резерв по сомнительным долгам формируется по итогам каждого квартала на основании п. 6, 7 ПБУ 1/2008.

27.Резерв на оплату отпусков относится к оценочным обязательствам.

На основании п.5 ПБУ 8/2010, пункт 7 ПБУ 1/2008 резерв на оплату отпусков формируется в следующем порядке:

• оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков определяется на последнее число каждого квартала;

• сумма резерва рассчитывается, как произведение количества не использованных всеми сотрудниками организации дней отпусков на конец квартала (по данным кадрового учета) на средний дневной заработок по организации за последние шесть месяцев с учетом начисленных взносов на обязательное страхование.

28.Доходня часть, полученная по договорным обязательствам, формируется по факту выполнения работ и учитывается на счете «Д-46» «Выполненные этапы по незавершенным работам» корреспондируется со счётом 90 «Продажи», в соответствии с п.п.17,26. ПБУ 2/2008, план счетов.

32.Отклонения данных налогового и «бухучета», находят отражения на соответствующих счетах по факту их появления на основании первичной документации.33.Согласно п.п. 20, 21 ПБУ18/02, «Текущий налог на прибыль» считается на основании данных бухгалтерского учета.

  • Для формирования промежуточной (годовой) бухгалтерской отчетности, применяются формы, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н.

29.При завершении работ, выручка определяется по доле фактически понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору. Расчетная величина общих расходов исчисляется как сумма всех фактически понесенных расходов по этому договору и расчетной величины расходов, которые предстоит понести для завершения работ по договору.

30.Расходы в виде стоимости материалов, переданных для выполнения работ по договору, но еще не использованных для исполнения договора, не учитываются при расчете степени готовности работ. Данные расходы учитываются на счете 20 в составе НЗП как понесенные в счет предстоящих работ по договору. Расходы, понесенные в счет предстоящих работ по еще не заключенным договорам, учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов».

31. Выручка от продажи излишков строительных материалов, приобретенных для исполнения договора, в выручку по договору не включается и учитывается на счете 91 в составе прочих доходов.

Учетная политика — 2020

Учетная политика — 2018

Похожие публикации

Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2020 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2020 г. должна была быть принята до 31.12.2019 г., а документ, утвержденный в 2020 г., вступит в силу лишь с 01.01.2021 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено — бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов, оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров — унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств, порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов — порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях, при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Учетная политика УСН

Нюансы налоговой учетной политике при «упрощенке» зависят от выбранного объекта: «доходы» (6%), или «доходы минус расходы» (15%).

Применяя УСН «доходы», в налоговой политике следует отразить:

  • порядок учета доходов,
  • указать, как уменьшают налоговую базу уплаченные страхвзносы,
  • в каком порядке, и по какой ставке рассчитывается налог и авансовые платежи,
  • налоговый регистр — КУДИР.

При объекте «доходы минус расходы» особое внимание следует уделить не только доходам, но и расходам, указав:

  • порядок учета основных средств, метод начисления амортизации,
  • состав материальных расходов,
  • порядок учета затрат на реализацию (при их наличии),
  • признание прошлых убытков в текущем периоде,
  • порядок исчисления и уплаты минимального налога,

в остальном пункты налоговой политики будут аналогичны тем, что указываются для УСН по «доходам».

Учетная политика ОСНО

Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль. В документе следует отразить:

  • порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
  • порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
  • методы оценки материалов, сырья и товаров,
  • формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
  • учет операций с ценными бумагами,
  • в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
  • применяемые налоговые регистры и т.д.
Читать еще:  Аналитический учет счета 26

Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% — это касается порядка распределения «входящего» НДС.

Учетная политика: образец

Создать образец учетной политики, который одинаково подходил бы для всех предприятий невозможно. В каждом случае есть свои особенности, зависящие от вида деятельности, применяемого налогового режима и многих других факторов. Учетная политика, пример которой приводится здесь, составлена для предприятия, работающего на ОСНО.

Учетная политика в строительных организациях: особенности составления.

Зернова Анастасия Олеговна,
студентка магистратуры,
Финансовый университет при Правительстве РФ
E-mail: hey_stacey@mail.ru

Строительство как бизнес-среда — одна из сложнейших динамично развивающихся систем, состоящая из длительных сложных производственных циклов с большим количеством видов работ, отличается разнообразием сложных объектов.

Современные экономические условия создают ряд ограничивающих нормальную деятельность факторов, среди которых наиболее влияние имеют такие, как рост инфляции, неплатежеспособность заказчика, быстрорастущая конкуренция. Из-за этого, многие строительные организации замораживают свои объекты строительства, что отрицательным образом сказывается на их деятельности.

Для того, чтобы повысить эффективность управления строительной организацией, необходимо правильно сформировать стратегию управления, обеспечить достоверность учетных и анализирующих процедур, создать совершенную учетно-аналитическую систему.

Как и в любой сфере, бухгалтерский и налоговый учет в строительстве имеют свою специфику.

Организации, занятые в строительном производстве, являются подрядчиками, заказчиками или инвесторами.

ПБУ 2/94 дает определение застройщика: это фирма, обеспечивающая строительное производство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов на принадлежащей ей земле, а также занимается выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации для производства. Организация в свою очередь может выступать как подрядчик или как застройщик.

Каждая строительная организация разрабатывает нормативные документы и «Учетную политику» для внутреннего пользования, в соответствии с которой ведется налоговый и бухгалтерский учет. Создавая такие документы, нужно учитывать специфику деятельности бизнес-сферы, в которой действует организация и, следовательно, учитывать некоторые факты.

Факт 1: обособленность подразделений компании

Объекты строительства, принадлежащие одной компании, могут располагаться в разных регионах страны, в связи с чем у строительной организации, в зависимости от места нахождения строительных производств, возникают обособленные подразделения.

По требованиям Налогового кодекса РФ, подп.3 п.2 ст.23, в течение одного месяца фирмы обязаны сообщать о создании/ликвидации таких подразделений, а также встать на учет в налоговую инспекцию.

Организация обособленных подразделений влечет за собой следующие организационные проблемы:

1. Определить специфику учета хозяйственной деятельности;

2. Назначить лиц, зоной ответственности которых будет являться учет хозяйственной деятельности в данных подразделениях и составление первичной документации по этим операциям;

3. Установить порядки и сроки своевременного отражения бухгалтерией головной организации первичной документации обособленных подразделений.

В рамках налогового учета необходимо закрепить порядок вычисления налога на прибыль, в зависимости от места нахождения обособленного подразделения. В рамках учетной политики необходимо определить, какой показатель будет участвовать в расчетах прибыли подразделения — расходы на оплату труда работников или их численность.

Факт 2: оформление первичной документации

Наиважнейшей процедурой в деятельности строительной организации является оформление первичной учетной документации по нормативным требованиям. Список из 8 типовых унифицированных форм приведен в Постановлении ГКС № 100 от 11.10.1999г., среди которых главными являются КС-2 (Акт о приемке выполненных работ), КС-3 (Справка о стоимости выполненных работ и затрат), КС-6 (Журнал учета выполненных работ).

Порядок заполнения унифицированных форм также закреплен в Постановлении, но в реальной деятельности строительных организации может появиться необходимость разработки собственной формы первичной документации, соответствующей требованиям ст. 9 ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Собственная форма оформляется в Учетной политике в виде приложений.

Факт 3: инвентаризация

В рамках Учетной политики, фирма обязана установить сроки и порядки инвентаризации имущества, но зачастую, особенно в мелких компаниях, инвентаризация проводится формально, что влечет за собой грубые ошибки.

Факт 4: учет основных средств

Разрабатывая учетную политику, строительные организации, в своем большинстве, пытаются сблизить налоговый и бухгалтерский учет, при этом забывая оптимизировать налоговую нагрузку.

ПБУ 6/01 «Учет основных средств» позволяет фирмам для принятия основных средств к учету установить лимит в размере не более 20000 рублей. Объекты, чья стоимость меньше лимита, должны быть учтены в составе запасов.

В том случае, если в учетной политике лимит не установлен, то предусмотренные пунктом 4 ПБУ 6/01 объекты должны быть отражены в составе основных средств и списываться на затраты в течение срока полезного использования, а не в момент ввода в эксплуатацию.

Факт 5: учет расходов

Основной задачей бухгалтерского учета в любой компании является достоверный учет расходов. В учетной политике строительный организации учет расходов должен быть определен в одну из первых очередей.

Строительные компании, занимающиеся выполнением работ по подрядному договору, должны организовывать бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ПБУ 2/94 «Учет договоров на капитальное строительство». ПБУ 2/94 определяет, что учет затрат производится с начала строительных работ (выполнения договорных обязанностей) и до сдачи работ застройщику. Все затраты до момента сдачи объекта должны учитываться в качестве незавершенного производства.

Затраты организации-застройщика рассматриваются как вложения во внеоборотные активы и учитываются на счете 08. Окончив строительство и оформив права на построенный объект, стоимость объекта необходимо списать проводкой Д01К08.

Если организация-инвестор рассматривает возможность продажи готового объекта, то строительный процесс будет считаться основным производством, и учет расходов будет вестись на счете 20.

Стоимость готового объекта учитывается на счете 43, а реализация ведется в обычном порядке.

Подрядчики и субподрядчики организуют учет расходов по каждому заказчику и каждому объекту на счете 20, т.к. на аналитических счетах счета 20 возможно отражение затрат, напрямую связанных с выполнением работ по договору: по п.11 ПБУ 2/94, в состав таких расходов включаются основные средства и нематериальные активы, материальные и трудовые ресурсы, и другие.

Факт 6: расходы на науку и опыты

В своей деятельности строительные организации зачастую сталкиваются с необходимость проведения научно-исследовательских, конструкторских или конструкторских работ.

Стоимость конструкторских работ записывается в законченную цену строительного объекта, если эти работы носили индивидуальный характер. Если же работы типовые, т.е. могут использоваться в других строительных работах, то затраты на конструкторскую деятельность должны вестись по ПБУ 17/02.

При этом организация определяет срок полезного использования этого актива — срок, не превышающий пяти лет, в течение которого организация получает экономические выгоды. Учитывая роль данного актива в строительным производстве, в учетной политике должен быть закреплен вариант списания расходов: равномерный — линейный способ или пропорционально проведенному объему работ или продукции.

Со стороны налогового учета, расходы на НИР и ОКР учитываются в течение года в составе прочих расходов. Это выполнимо, если соблюдено условие ст. 262 НК: указанные исследования и разработки использовались в производстве, при выполнении работ, при реализации продукции и с 1-го числа месяца, следующего за месяцем завершения исследований.

Заключая договор (например, на проектные работы), необходимо точно определить каким видом документа будут закрываться работы — как будет подтвержден факт сдачи работ. Обычно фирмы оформляют «Акт о выполнении услуг», но при НИР или ОКР результат-это выполненные работы с материальным выражением. Поэтому закрывающим документом в данном случае будет «Акт приема-передачи выполненных работ», в котором будут указаны материалы, результаты проведенных исследований, охарактеризованы отчеты и документация.

  1. Ассанаев Н.Ш. Особенности методологии управленческого учета и формирования управленческой отчетности в строительной компании —М: Аудит. — 2015. —12 изд. — С. 13–17.
  2. Гришкина С.Н., Рожнова О. В. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ. РАСКРЫТИЕ. — М.: Экзамен, 2001. — 160 с.
  3. Коваль Л.М. . Учетная политика организации. — М.: Юстицинформ , 2007. — 328 с.
  4. Кулешов а И.Б. Концептуальная модель управленческого учета, анализа и внутреннего контроля в строительстве. — 1 изд. — М.: Финансовый Университет, 2007. — 45-46 с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector