Webbc.ru

Веб и кризис
88 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные средства в бюджетном учете 2020

8 проблемных бухгалтерских вопросов 2020 года: советы и примеры (для бухгалтера бюджетной сферы) (подготовлено экспертами компании «Гарант», февраль 2020 г.)

7 проблемных бухгалтерских вопросов 2020 года: советы и примеры
(для бухгалтера бюджетной сферы)

1. Выбор КБК при безвозмездных поступлениях нефинансовых активов

С 01.01.2020 применяется новый порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденный приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н (далее — Порядок N 85н).

В соответствии с п. 14 Порядка N 85н безвозмездные поступления нефинансовых активов в бюджеты бюджетной системы РФ отражаются по статьям и подстатьям доходов кода вида доходов бюджетов 000 2 07 00000 00 0000 000 «Прочие безвозмездные поступления».

Аналогичная норма была предусмотрена в применявшемся в 2019 году Порядке N 132н (п. 13.1 Порядка N 132н). В то же время Порядок N 132н не содержал кодов бюджетной классификации для отражения безвозмездных неденежных поступлений , к которым относится поступление нефинансовых активов. Поэтому в последних 3 разрядах номера счета 401 10 учреждениям приходилось указывать статью 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов.

Например, при поступлении безвозмездно основных средств казенному учреждению субъекта РФ в 1-17 разрядах счета 1 401 10 19Х в 2019 году указывался код 20702030020000150, соответствующий КБК 000 2 07 02030 02 0000 150 «Прочие безвозмездные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации».

С 2020 года применяются новые коды бюджетной классификации. Теперь казенные учреждения, органы власти, местного самоуправления при безвозмездном поступлении нефинансовых активов в 1-17 разрядах счета 1 401 10 19Х будут указывать коды, соответствующие прочим безвозмездным неденежным поступлениям в бюджеты (207ХХХХХХХХХХХ180).

Соответствующие правки в настоящее время внесены в Порядок N 85н приказом Минфина России от 29.11.2019 N 206н:

1-17 разряды счета 1 401 10 19Х при безвозмездном поступлении НФА

Уровень бюджета казенного учреждения, органа власти, местного самоуправления

Субъект Российской Федерации

Внутригородское муниципальное образование города федерального значения

Городской округ с внутригородским делением

Пример

Казенному учреждению субъекта РФ другое учреждение бюджетной сферы передает безвозмездно основные средства. Поступление в 2020 году отражается с применением счета:

20710020020000180 1 401 10 195

Что касается бюджетных и автономных учреждений, то они в 15-17 разрядах к счету 401 10 при безвозмездном поступлении нефинансовых активов в 2020 году указывают код 180 (смотрите также контрольные соотношения к Справке по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) — размещаются на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Документы» — «Учет и отчетность»).

2. Отражение в Отчетах (ф.ф. 0503173, 0503773) исправления ошибки прошлых лет, связанной с неверным выбором кода аналитики

Зачастую бывает так, что в учете учреждения выявляют ошибку прошлых лет, которая на показатели синтетических счетов учета не влияет. То есть это такая ошибка прошлых лет, результат исправления которой не повлияет на входящие остатки Баланса (ф.ф. 0503130, 0503730).

Например , в прошлые годы неверно выбран аналитический счет учета основного средства, аналитический счет расчетов с поставщиком, покупателем и т. п. Исправить такую ошибку необходимо. Но как подтвердить, что мы ее исправили, в Отчетах (ф.ф. 0503173, 0503773)? Ведь представление именно этих отчетов при исправлении ошибок позволит избежать административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ в ходе возможных проверок. Отчеты послужат подтверждением, что ошибка выявлена учреждением самостоятельно до проверки.

Поэтому порядок составления Отчетов (ф.ф. 0503173, 0503773) в случае исправления ошибки прошлых лет, связанной с выбором кода аналитики, следует согласовать с ГРБС, учредителем и (или) финансовым органом. В такой ситуации в колонке с признаком «исправление ошибок прошлых лет» Отчетов (ф.ф. 0503173, 0503773) по строке с номером счета, по которому выявлена ошибка, может быть указан нулевой показатель (соответствующие разъяснения для федеральных учреждений уже даны в п.п. 9.9, 10.8 Приложения N 1 к совместному письму Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2019 NN 02-06-07/103995, 07-04-05/02-29148).

Пример

В учреждении выявлена ошибка — объект основных средств (шкаф) стоимостью 30 000,00 рублей в прошлом году ошибочно принят к учету на счет 101 34. Амортизация начислена в размере 100% с применением счета 104 34. Следовало применить счета 101 36 и 104 36 соответственно. В текущем году ошибка исправляется бухгалтерскими записями:

Дебет 0 101 34 310 Кредит 0 304 86 73Х — способом «Красное сторно» отражено исправление операции по постановке объекта на учет на счет 101 34;

Дебет 0 401 28 271 Кредит 0 104 34 411 — способом «Красное сторно» отражено исправление операции по выбору счета учета амортизации;

Дебет 0 101 36 310 Кредит 0 304 86 73Х — отражена постановка объекта на учет на счет 101 36;

Дебет 0 401 28 271 Кредит 0 104 36 411 — отражено исправление счета учета амортизации.

В итоге отражения данных бухгалтерских записей входящие остатке в Балансе (ф.ф. 0503130, 0503730) не поменяются. В то же время поменяются входящие остатки по счетам аналитики в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф.ф. 0503168, 0503768). Информацию по исправлению ошибки следует отразить путем формирования Отчета (ф.ф. 0503173, 0503773) с указанием в колонке с признаком «исправление ошибок прошлых лет» по строкам, формирующим показатели счетов 101, 104, нулей: «0,00».

3. Использование КОСГУ к счету 401 10 при «поднятии» объектов НФА с забаланса на баланс

В хозяйственной жизни учреждений могут возникать ситуации, когда объекты нефинансовых активов (основные средства, материальные запасы), ранее учтенные на забалансовых счетах, требуется «восстановить» на балансе.

Вот примеры таких ситуаций:

Возврат сотрудником форменного оборудования, специальной одежды, других материальных запасов, учтенных на счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

Отразить имущество на балансовом счете 105 ХХ «Материальные запасы»

Безвозмездная передача основных средств, учтенных на счете 21 «Основные средства в эксплуатации»

Перед передачей основных средств требуется отразить их вывод из эксплуатации. Соответственно, основные средства, учтенные на счете 21, целесообразно восстановить на балансовом счете 101 ХХ «Основные средства»

В отношении признанных неактивами и отраженных на счете 02 «Материальные ценности на хранении» основных средств при согласовании списания принято решение о дальнейшем использовании (передаче иным учреждениям, ремонте и т.п.)

Восстановить основные средства на балансовом счете 101 ХХ «Основные средства»

Обратите внимание! Инструкции содержат бухгалтерскую запись по восстановлению движимого имущества, признанного ранее неактивом, на счете 105 36 (при принятии уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче такого имущества) (п. 23 Инструкции N 162н, п. 34 Инструкции N 174н, п. 34 Инструкции N 183н)

Возврат на склад БСО, учтенных на счете 03 «Бланки строгой отчетности», от лица, ответственного за их хранение, оформление, и (или) выдачу

Отразить имущество на балансовом счете 105 36 «Прочие материальные запасы»

Действующие нормативные акты не регулируют, с применением какого кода КОСГУ следует отразить восстановление объектов на балансе в таких ситуациях.

В п. 1.3 Методических рекомендаций к порядку применения КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153, указано, что доходы от оприходования объектов нефинансовых активов с забалансового счета на баланс относятся к безвозмездным неденежным поступлениям . Исходя из этого, можно было сделать вывод о применении в представленных выше ситуациях подстатьи 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления» КОСГУ.

В то же время существует другой взгляд на данный вопрос. КОСГУ 199 применяется в ситуациях, когда объекты появляются в учреждении впервые (не были ранее учтены): например , при выявлении неучтенных ранее объектов нефинансовых активов, оприходовании молодняка животных в качестве приплода. Если же имущество ранее на балансе было учтено, а потом учитывалось на забалансовом счете, то его восстановление на балансе следует отразить с применением подстатьи 172 «Доходы от выбытия активов» КОСГУ. На применение КОСГУ 172 к счету 401 10 при восстановлении объектов на балансе указывает бухгалтерская запись по восстановлению движимого имущества, ранее признанного неактивом, на счете 105 36 «Прочие материальные запасы» (п. 23 Инструкции N 162н, п. 34 Инструкции N 174н, п. 34 Инструкции N 183н).

Соответственно, выбранный вариант указания КОСГУ к счету 401 10 в ситуациях поднятия НФА с забаланса на баланс до появления бухгалтерских записей в Инструкциях следует закрепить в учетной политике по согласованию в порядке, установленном п. 7 Стандарта «Учетная политика_».

4. Отражение задолженности по недостаче имущества при отсутствии виновного лица (несогласии виновного лица с суммой ущерба)

При недостаче может не быть лица, на которое возлагается ответственность за недостачу. Например , это ситуации, когда в отношении пропавшего имущества нет лица, на которое возложена полная материальная ответственность.

Либо может сложиться ситуация, что виновное в недостаче лицо выявлено, однако не соглашается с размером предъявленной ему задолженности. И, соответственно, предстоит разбирательство по урегулированию данной суммы.

Внимание

Резерв по сомнительной задолженности в подобных ситуациях не создается. Учитывая п. 11 Стандарта «Доходы», резерв по сомнительной задолженности формируется как показатель счета 04 «Сомнительная задолженность». При этом в качестве сомнительной мы можем признать только ту задолженность, которая ранее была признана на балансе.

Читать еще:  Счет 73 в бухгалтерском учете

В таких ситуациях на сумму недостачи необходимо признать дебиторскую задолженность на соответствующем счете аналитического учета счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Однако ее отражение в корреспонденции со счетом учета доходов текущего года противоречит положениям п.п. 32-35 Стандарта «Доходы». Поэтому в подобных случаях следует применить счет учета доходов будущих периодов 0 401 40 172.

Таких бухгалтерских записей Инструкции NN 162н, 174н, 183н пока не содержат. Единственное — в п. 86 Инструкции N 162н есть бухгалтерская запись по уменьшению (списанию) соответствующей задолженности в связи с уточнением суммы по решению суда, а также с неустановлением виновных лиц: по дебету счета 0 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Итак, в таких ситуациях следует применить проводки:

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

  1. Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
  3. Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Бюджетный учет в 2020 году

Основные изменения в бюджетном учете последних лет затронули сферу учета основных средств. Все они актуальны в 2020 году.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

С 01.01.2018 в дополнение к указанной инструкции появился Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н).

Новые критерии основных средств

Учет основных средств в бюджетных учреждениях необходимо вести, опираясь и на новый стандарт.

Появившийся стандарт подробно разъясняет, в каких случаях объекты можно поставить на бюджетный учет в качестве основных средств.

  1. Стоимость объекта нужно надежно оценить. В бюджетных организациях закон позволяет сразу списать с балансового учета объекты дешевле 10 000 рублей. В коммерции этот критерий намного выше.
  2. Основные средства в бюджетном учете должны приносить деньги и должны быть пригодны для работы. В противном случае объекты следует учитывать на забалансовых счетах бюджетного учета.
Читать еще:  Регистры бухучета предназначены для

Стандарт уточняет, что к основным средствам нельзя отнести биологические активы, недвижимость для продажи, имущество госказны.

Согласно п. 12 Федерального стандарта, актив культурного наследия признается основным средством, если:

  • в будущем возможно получить доход или полезный потенциал;
  • полезный потенциал заключается не только в культурной ценности.

Важно, чтобы выполнялось хотя бы одно из двух условий. Если условия не соблюдаются, актив культурного наследия бухгалтер должен отнести на забалансовый счет, оценив его в один рубль.

Требования к оценке объектов

Порядок определения первоначальной стоимости зависит от вида операции. Стандарт вводит две категории таких операций: обменные и необменные.

При обменных операциях бюджетное учреждение приобретает основное средство за деньги или в обмен на другие активы, сопоставимые по стоимости с приобретаемыми ценностями. Первоначальная стоимость будет равна сумме фактических затрат.

При необменных операциях бюджетное учреждение получает имущество в дар или за символическую плату. Первоначальная стоимость в таком случае равна справедливой стоимости объекта (рыночной стоимости).

Как сгруппировать объекты

Немного поменялась классификация основных средств по их видам. Эти изменения уже внесены в инструкцию № 157н.

Группы «Нежилые помещения» и «Сооружения» объединили в одну. Часть подвидов основных средств в бюджетном учете перенесены в группу «Прочие».

Появились группы «Инвестиционная недвижимость» (счет учета 0 10103 000) и «Биологические ресурсы» (счет учета 0 10107 000).

Бухгалтеру бюджетного учреждения следует проверить, соответствует ли учет основных средств новым правилам. При необходимости сделать перемещение объектов между группами. Перевод оформить проводкой с помощью счета 0 401 30 000. Операцию следует отразить бухгалтерской справкой на 01.01.2019.

Какой метод амортизации выбрать

Ранее бюджетники могли амортизировать имущество только линейным способом.

Стандарт добавил еще два варианта начисления амортизации:

  1. Метод уменьшаемого остатка. Эффективно использовать для быстро изнашиваемых и устаревающих основных средств.
  2. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Выгодно применять, если известно, сколько продукции благодаря данному объекту учреждение сможет произвести.

Метод амортизации стоит выбирать, исходя из специфики и цели эксплуатации объекта. Со временем организация вправе пересмотреть выбранный метод для конкретного объекта (сделать это можно только с началом нового календарного года).

Новый стандарт не позволяет остановить начисление амортизации даже для тех объектов, которые временно не используются. Инструкция по бюджетному учету № 157н ранее давала учреждениям такое право.

Изменились лимиты стоимости основных средств для их списания с баланса. Если основное средство дешевле 10 000 рублей, амортизацию начислять не нужно. Если стоимость объекта находится в пределах от 10 000 до 100 000 рублей, начисляется стопроцентная амортизация при вводе объекта в работу.

Что изменилось в отчетности

С введением стандарта появились новые требования к отчетности.

Целый ряд показателей нужно расшифровывать в отчетности (п. 51 Федерального стандарта), в том числе:

  • методы амортизации;
  • суммы амортизации (начисленной, накопленной);
  • стоимость;
  • стоимость выбывших основных средств и т.п.

Перечисленные сведения нужно представлять по каждой группе основных средств.

Как начать работу по новому стандарту

Работа по новому стандарту началась с 2018 года. Для корректного учета бухгалтеры-бюджетники должны были провести инвентаризацию и привести учет в соответствие с нормами анализируемого стандарта.

Бюджетный учет с 2018 года видоизменился. Чтобы вести учет правильно, следует использовать новый стандарт по основным средствам и инструкцию по бюджетному учету.

Последняя редакция инструкции № 157н по бюджетному учету выпущена 31.03.2018.

Бюджетный учет в 2020 году

Основные изменения в бюджетном учете последних лет затронули сферу учета основных средств. Все они актуальны в 2020 году.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

С 01.01.2018 в дополнение к указанной инструкции появился Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н).

Новые критерии основных средств

Учет основных средств в бюджетных учреждениях необходимо вести, опираясь и на новый стандарт.

Появившийся стандарт подробно разъясняет, в каких случаях объекты можно поставить на бюджетный учет в качестве основных средств.

  1. Стоимость объекта нужно надежно оценить. В бюджетных организациях закон позволяет сразу списать с балансового учета объекты дешевле 10 000 рублей. В коммерции этот критерий намного выше.
  2. Основные средства в бюджетном учете должны приносить деньги и должны быть пригодны для работы. В противном случае объекты следует учитывать на забалансовых счетах бюджетного учета.

Стандарт уточняет, что к основным средствам нельзя отнести биологические активы, недвижимость для продажи, имущество госказны.

Согласно п. 12 Федерального стандарта, актив культурного наследия признается основным средством, если:

  • в будущем возможно получить доход или полезный потенциал;
  • полезный потенциал заключается не только в культурной ценности.

Важно, чтобы выполнялось хотя бы одно из двух условий. Если условия не соблюдаются, актив культурного наследия бухгалтер должен отнести на забалансовый счет, оценив его в один рубль.

Требования к оценке объектов

Порядок определения первоначальной стоимости зависит от вида операции. Стандарт вводит две категории таких операций: обменные и необменные.

При обменных операциях бюджетное учреждение приобретает основное средство за деньги или в обмен на другие активы, сопоставимые по стоимости с приобретаемыми ценностями. Первоначальная стоимость будет равна сумме фактических затрат.

При необменных операциях бюджетное учреждение получает имущество в дар или за символическую плату. Первоначальная стоимость в таком случае равна справедливой стоимости объекта (рыночной стоимости).

Как сгруппировать объекты

Немного поменялась классификация основных средств по их видам. Эти изменения уже внесены в инструкцию № 157н.

Группы «Нежилые помещения» и «Сооружения» объединили в одну. Часть подвидов основных средств в бюджетном учете перенесены в группу «Прочие».

Появились группы «Инвестиционная недвижимость» (счет учета 0 10103 000) и «Биологические ресурсы» (счет учета 0 10107 000).

Бухгалтеру бюджетного учреждения следует проверить, соответствует ли учет основных средств новым правилам. При необходимости сделать перемещение объектов между группами. Перевод оформить проводкой с помощью счета 0 401 30 000. Операцию следует отразить бухгалтерской справкой на 01.01.2019.

Какой метод амортизации выбрать

Ранее бюджетники могли амортизировать имущество только линейным способом.

Стандарт добавил еще два варианта начисления амортизации:

  1. Метод уменьшаемого остатка. Эффективно использовать для быстро изнашиваемых и устаревающих основных средств.
  2. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Выгодно применять, если известно, сколько продукции благодаря данному объекту учреждение сможет произвести.

Метод амортизации стоит выбирать, исходя из специфики и цели эксплуатации объекта. Со временем организация вправе пересмотреть выбранный метод для конкретного объекта (сделать это можно только с началом нового календарного года).

Новый стандарт не позволяет остановить начисление амортизации даже для тех объектов, которые временно не используются. Инструкция по бюджетному учету № 157н ранее давала учреждениям такое право.

Изменились лимиты стоимости основных средств для их списания с баланса. Если основное средство дешевле 10 000 рублей, амортизацию начислять не нужно. Если стоимость объекта находится в пределах от 10 000 до 100 000 рублей, начисляется стопроцентная амортизация при вводе объекта в работу.

Что изменилось в отчетности

С введением стандарта появились новые требования к отчетности.

Целый ряд показателей нужно расшифровывать в отчетности (п. 51 Федерального стандарта), в том числе:

  • методы амортизации;
  • суммы амортизации (начисленной, накопленной);
  • стоимость;
  • стоимость выбывших основных средств и т.п.

Перечисленные сведения нужно представлять по каждой группе основных средств.

Как начать работу по новому стандарту

Работа по новому стандарту началась с 2018 года. Для корректного учета бухгалтеры-бюджетники должны были провести инвентаризацию и привести учет в соответствие с нормами анализируемого стандарта.

Бюджетный учет с 2018 года видоизменился. Чтобы вести учет правильно, следует использовать новый стандарт по основным средствам и инструкцию по бюджетному учету.

Последняя редакция инструкции № 157н по бюджетному учету выпущена 31.03.2018.

Что нового в бухучете с 2020 года

Изменения, которые ждут бухгалтеров в 2020 году, связаны с двумя основными направлениями. Это изменение форм бухгалтерской отчетности и изменения стандартов бухгалтерского учета.

Итак, обо всем по порядку.

Изменения форм бухгалтерской отчетности

С 01.01.2020 года вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и хорошая новость заключается в том, что большинству организаций бухгалтерскую отчетность больше не придется сдавать в статистику. Наконец-то заработает принцип «одного окна» и этим окном станет ФНС, которая будет собирать отчетность. Исключением данного порядка сдачи бухгалтерской отчетности станут организации, имеющие в своей отчетности сведения, отнесенные к гостайне и некоторые другие организации в случаях, установленных Правительством РФ. При этом сроки сдачи отчетности не изменятся.

Читать еще:  Учет затрат вспомогательных производств

На основании собранной бухотчетности ФСН сформирует информационный ресурс, к которому будет предоставлен доступ заинтересованным лицам. Предоставление информации будет платным, за исключением гос. органов, органов местного самоуправления и Центрального банка РФ.

Еще одно существенное изменение касается самих форм бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Здесь внесены изменения, касающиеся как заголовочной части форм отчетности, так и непосредственно самих форм.

В частности, в заголовочной части всех форм отчетности в строке «Вид экономической деятельности» слово ОКВЭД заменено на ОКВЭД.2 — фактически применяемый классификатор видов экономической деятельности. Исключена возможность использовать в качестве единицы измерения миллион. Теперь вся отчетность будет составляться в тысячах. Это сделано для того, чтобы обеспечить сопоставимость показателей отчетности от периода к периоду и привести к единообразию отчетность всех предприятий.

Обратите внимание, что в форму бухгалтерского баланса добавлена новая строка:

«Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту [ДА/ НЕТ]».

Здесь нужно будет раскрывать наименование аудиторской организации или ФИО индивидуального аудитора, ИНН и ОГРН или ОГРНИП аудитора, если на момент сдачи отчетности аудит уже проведен и выдано аудиторское заключение. Это значит, что теперь на этапе составления отчетности появится некий маркер, на основании которого будет фильтроваться отчетность, подлежащая обязательному аудиту.

Напомним, что аудиторское заключение представляется вместе отчетностью или в течение 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5. ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В Отчете о финансовых результатах заменены строки:

Текущий налог на прибыль

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

Изменение отложенных налоговых обязательств

Изменение отложенных налоговых активов

Налог на прибыль

текущий налог на прибыль

отложенный налог на прибыль

После строки «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» добавлена новая строка:

Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода

В отчете об изменении капитала, отчете о движении денежных средств и отчете о целевом использовании средств изменились коды по ОКУД:

Форма бухгалтерской отчетности

Старая форма по ОКУД

Новая форма по ОКУД

Отчет о целевом использовании средств

Отчет об изменениях капитала

Отчет о движении денежных средств

Изменения положений по бухгалтерскому учету

Кроме форм отчетности вступают в силу и начинают действовать с отчетности за 2020 год Приказы Минфина России от 20.11.2018 N 236н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“ ПБУ 18/02», от 04.12.2018 N 248н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Учет государственной помощи“ ПБУ 13/2000» и от 02.07.2002 N 66н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Информация по прекращаемой деятельности“ ПБУ 16/02», но организации могут принять решение и применять стандарты уже сейчас.

Изменение ПБУ 18/02

Конечная цель изменений российских стандартов бухгалтерского учета — это приведение их в соответствие со стандартами МСФО, в данном случае МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».

Основным существенным изменением ПБУ 18/02 является замена терминологии постоянного налогового актива/обязательства на постоянный налоговый доход/расход, уточнение понятия временных разниц и определение порядка учета расчета налога на прибыль участниками (включая ответственного участника) консолидированной группы налогоплательщиков.

Теперь временные разницы — это не только доходы и расходы, признаваемые в бухгалтерском и налоговом учете в разные периоды, но и результаты операций, участвующие в расчете налога на прибыль в других периодах и не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток).

Ранее ПБУ 18/02 указывало на то, что налогооблагаемые и вычитаемые разницы имели каждые свою природу образования. Теперь же природа возникновения временных разниц единая, и только результат к которому она приводит говорит о том какая это разница: налогооблагаемая или вычитаемая.

Напомним, что вычитаемые разницы — это такие разницы, которые в будущем приведут к уменьшению налога на прибыль. На основании вычитаемых разниц формируется отложенный налоговый актив. Налогооблагаемые разницы — напротив, в будущем приведут к увеличению уплаты в бюджет налога на прибыль. На основании налогооблагаемых разниц формируется отложенное налоговое обязательство.

Суммарное изменение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за отчетный период формирует отложенный налог на прибыль.

В новой редакции ПБУ 18/02 уточено понятие расхода (дохода) по налогу на прибыль. Расход (доход) по налогу на прибыль отражается в отчете о финансовых результатах в качестве налога на прибыль уменьшающего (увеличивающего) прибыль (убыток) до налогообложения отчетного периода. Он складывается из текущего и отложенного налога на прибыль. В связи с данными изменениями ПБУ 18/02 и внесены изменения в формы бухгалтерской отчетности, о чем мы писали выше.

Особое внимание в новой редакции ПБУ 18/02 обращено на порядок раскрытия информации об учете налога на прибыль в бухгалтерской отчётности и в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Так участник консолидированной группы должен отдельно отражать в отчете о финансовых результатах разницу между текущим налогом на прибыль и суммой денежных средств, причитающейся ему исходя из условий договора о создании консолидированной группы и обозначать как ее перераспределение налога на прибыль внутри консолидированной группы.

Налог на прибыль, относящийся к операциям, не включаемым в бухгалтерскую прибыль (убыток), указывается отдельной статьей и участвует в расчете чистой прибыли (убытка) и совокупного финансового результата периода.

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрывается порядок формирования отложенного налога на прибыль, в разрезе влияния на этот показатель временных разниц, изменений правил налогообложения или налоговых ставок и признания (списание) отложенных налоговых активов.

Также в обязательном порядке раскрываются величины, объясняющие взаимосвязь между расходом (доходом) по налогу на прибыль и показателем прибыли (убытка) до налогообложения, такие как: применяемые налоговые ставки; условный расход (условный доход) по налогу на прибыль; постоянный налоговый расход (доход), а также иная информация, необходимая пользователям отчетности для понимания ее содержания в части расчетов налога на прибыль.

Изменения ПБУ 13/2000

Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» обусловлены приведением правил бухучета государственной помощи в соответствие МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Важным изменением в ПБУ 13/2000 стал момент признания государственной помощи к бухучету, теперь ее можно признавать к учету в момент фактического получения денег.

В части учета бюджетных средств на капитальные затраты тоже есть изменения. Такие затраты, понесенные за счет бюджета, списываются по мере начисления амортизации на протяжении срока использования объекта капитальных затрат.

Если же бюджетные средства предоставлены на компенсацию ранее понесенных организацией затрат, то такие средства относятся на финансовые результаты организации.

Конечно же изменения коснулись и порядка раскрытия бюджетных средств в бухгалтерской отчетности. По новым правилам отдельно раскрываются:

  • остаток средств целевого финансирования в части предоставленных бюджетных средств;
  • б) дебиторская задолженность по получению бюджетных средств;
  • в) кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств;
  • г) доходы будущих периодов, на финансирование текущих расходов.

Изменение ПБУ 16/02

Изменения, коснувшиеся ПБУ 16/02, связаны с приведением стандарта в соответствие МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

Одним из самых интересных изменений этого стандарта является введение нового понятия «долгосрочный актив для продажи». Долгосрочный актив для продажи, это такой актив (основное средство или иной внеоборотный актив), использование которого приостановлено с целью его дальнейшей продажи. Если решение о продаже принято или заключен договор о продаже, то актив переводится в состав оборотного и дальнейшая его оценка производится по правилам оценки запасов.

Соответствующие изменения внесены в раздел III. Раскрытие информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

В части учета долгосрочных активов к продаже в пояснениях нужно описать сами долгосрочные активы к продаже, обстоятельства продажи или только намерения, финансовый результат от продажи актива и статью отражения этого результата в отчете о финансовых результатах, а также отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочным активом к продаже.

И напоследок.

6 января 2019 года вступил в силу и начал действовать Приказ Минфина России от 16.10.2018 N 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». По общему правилу обязательным новый стандарт станет с отчетности за 2022 год. Но организация может начать применять стандарт и ранее, предусмотрев это в своей учетной политике и раскрыв такое решение в своей бухгалтерской отчетности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector