Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новые стандарты бухгалтерского учета 2020 аренда

Новое в ФСБУ «Аренда» с 2020 года

Чем руководствоваться

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» утверждён приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н. С 28 марта 2020 года он действует в новой редакции (приказ Минфина от 25.12.2019 № 254н). Причём изменения бухгалтерам нужно учитывать уже с начала 2020 года.

Уточнения касаются отражения в бухучете объектов аренды и безвозмездного пользования. А именно:

  • описаны новые случаи, когда не нужно применять ФСБУ «Аренда»;
  • скорректированы правила отражения объектов учета аренды на льготных условиях.

Что поменять в бухучете

Согласно новым правилам, с 2020 года не нужно применять ФСБУ «Аренда» при отражении объектов в следующих случаях:

  • имущество передано в совместное безвозмездное пользование для оказания несколькими учреждениями госуслуг (муниципальных услуг) либо выполнения ими госполномочий (муниципальных полномочий);
  • земельный участок передан для строительства на нём;
  • поверхностный водный объект передан по договору водопользования.

Если госучреждение получило имущество на льготных условиях, при его бухучете следует применять справедливую стоимость: её должна сообщить передающая сторона.

Учтите, что стандарт «Аренда» не регулирует гражданско-правовые отношения с организациями не бюджетной сферы. Поэтому нельзя требовать от них сообщать данные о справедливой стоимости.

Новые нюансы правил бухучета

Теперь о технических уточнениях в правилах бухучета аренды, которые нужно обязательно учесть.

Во-первых, не применяйте ФСБУ «Аренда» при отражении объектов, которые предоставлены в безвозмездное пользование:

  • в качестве вклада собственника (учредителя);
  • в силу обязанности по закону.

Эти случаи уже предусмотрены в Инструкции к Единому плану счетов для госсектора (приказ Минфина от 01.12.2010 № 157н). Также их разъяснял Минфин в письмах:

  • от 15.02.2019 № 02-07-10/9572 – о бюджетном (бухгалтерском) учете казенным учреждением объектов учета, возникающих при передаче имущества в безвозмездное пользование по решению собственника;
  • от 31.08.2018 № 02-07-10/62448 – об отражении в бюджетном учете операций по передаче образовательной организацией имущества в безвозмездное (срочное) пользование в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся.

Во-вторых, если данные о рыночной стоимости аренды недоступны на дату признания объекта учета аренды на льготных условиях, его нужно отражать на балансовых счетах в условной оценке, равной 1 рублю. Когда комиссия по поступлению и выбытию активов получит данные о рыночных ценах, она должна пересмотреть балансовую стоимость объекта, что ранее разъяснял Минфин. Например, в письме от 03.10.2018 № 02-06-10/70949 об определении справедливой стоимости арендных платежей в целях бухучета организациями госсектора.

Что учитывать

При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования списывать остатки нужно проводкой, обратной той, которой отражали признание объекта в учете (п. п. 21, 23, 25, 27.2, 29.3, 30.3 ФСБУ «Аренда»).

Указанное правило можно применять после корректировки инструкций к планам счетов для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Дело в том, что они имеют приоритет перед ФСБУ «Аренда» и предусматривают списание остатков методом «красное сторно».

Кроме того, при составлении последующей бухотчетности можно не делить на краткосрочные и долгосрочные отложенные расходы, связанные с упущенной выгодой от предоставления права пользования активом (счет 0 401 50 000). Суть в том, что формы бухбаланса и отчета о финансовых результатах до 2020 года не предусматривали такого разделения.

Вдобавок, в пояснительной записке можно не раскрывать общие суммы процентных доходов и расходов по условным арендным платежам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Разбираемся в новых стандартах бухучета

Новые стандарты бухучета 2020

С 01.01.2019 новые стандарты бухгалтерского учета 2020 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2020 года для госсектора:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
  2. События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
  3. Доходы (№ 32н от 27.02.2018).
  4. Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2018).

Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в Приказе Минфина № 132н. К тому же чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2020 года: что важно знать бюджетникам и НКО».

Обозначим основные новшества более подробно: стандарты бухгалтерского учета 2020.

Учетная политика 2020

Теперь бюджетники обязаны составлять учетную политику на основании положений ФСБУ № 274н. Однако обозначенный Приказ Минфина не предусматривает кардинальных изменений. По сути, новые положения об учетной политике — это действующие нормы закона № 402-ФЗ. Отметим, что есть и новшества.

Так, ФСБУ определил следующие аспекты:

  1. Конкретизировано лицо, ответственное за составление учетной политики. Это главбух либо иное лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухучета.
  2. Готовый документ должен быть общедоступным. Иными словами, УП подлежит публикации на официальном сайте учреждения.
  3. Подведомственные учреждения должны разрабатывать свою УП на основании положений вышестоящей организации, министерства, ведомства.
  4. Ограничены случаи внесения изменений и дополнений в документ.

Новый порядок составления УП с учетом изменений ФСБУ — в отдельном материале «Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2020 год».

События после отчетной даты

Данный ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий данного характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения данной информации в отчетность организации.

Напомним, что ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить свои исключительные правила. Новые стандарты бухгалтерского учета 2020 данные разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты могут быть отражены в учете только согласно обозначенным нормам, и никак иначе.

ФСБУ: Доходы

Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ 2018 «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.

Новые стандарты бухучета 2020 по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. Так, к примеру, ФСБУ «Доходы» неприменим при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.

Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.

Читать еще:  Счет 76 5 в бухгалтерском учете

Влияние изменений курсов иностранных валют

Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта должна быть отражена в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют стандарты бухучета с 2020 года бюджетникам.

Новый ФСБУ устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.

Действующие стандарты бухучета 2018

С января 2018 года действуют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденные Приказами Министерства финансов РФ еще 31.12.2016:

  1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора (№ 256н).
  2. Основные средства (№ 257н).
  3. Аренда (№ 258н).
  4. Обесценение активов (№ 259н).
  5. Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 260н).

Программа внедрения нового учета регламентирована Приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н. Будущие нововведения коснутся порядка формирования учетной политики, правил отражения событий после отчетной даты, алгоритма отражения условных обязательств и активов и прочего.

Федеральный стандарт 2018: основные средства

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не будет выделяться в отдельную группу.

Федеральный стандарт «основные средства 2018» вводит абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Однако такая недвижимость не может быть использована учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства можно учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом можно объединить офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100 % амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация будет рассчитываться по-новому. Будут три метода:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему произведенной продукции.

Придется пересчитать и доначислить амортизацию. В помощь бухгалтерам бюджетной сферы Минфин выпустил методические рекомендации по переходу и внедрению новых правил. Указания содержатся в Письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257.

Основные изменения стандарта ОС 2018 года

Федеральный стандарт отчетности

Стандарт бухгалтерского учета 2018 по отчетности содержит новую методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые данные отчетности придется раскрывать в обязательном порядке.

Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.

Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:

  • уместность (релевантность);
  • достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
  • верификация;
  • своевременность;
  • существенность;
  • сопоставимость;
  • понятность.

Аренда — федеральный стандарт бухучета 2018

Если учреждение арендует имущество или сдает основные средства в аренду, такие операции следует проводить в соответствии с новым федеральным стандартом 2018. Чтобы правильно отразить операции в учете, следует определить, к какой категории относится аренда: к операционной (нефинансовой) или к неоперационной (финансовой).

Имущество, полученное по неоперационной сделке, следует учесть в составе основных средств бюджетного учреждения. Однако к учету следует одновременно принять и денежное обязательство в сумме кредиторской задолженности по арендной плате.

Не применять эти правила учреждение вправе, если государственной организации предоставляют активы во временное владение или пользование. Например, биологические или нематериальные активы во временном пользовании.

Комментарий к изменениям в федеральный стандарт бухучета госфинансов «Аренда»

28 марта 2020 г. вступил в силу приказ Минфина России от 25 декабря 2019 г. № 254н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 258н “Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда»”. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 17 марта 2020 г. за № 57759.

Основные изменения

В новой редакции СГФ «Аренда» слова «организации государственного сектора» заменены на слова «государственные финансы». Также расширен перечень случаев, когда стандарт «Аренда» не применяют для отражения в бухгалтерском учете объектов бухгалтерского учета. Кроме того, уточнен порядок отражения в бухгалтерском учете некоторых хозяйственных операций. Внесены и другие изменения.

Учетная политика и документооборот

Пункт 4 СГФ «Аренда» дополнен новыми основаниями для неприменения данного стандарта при отражении в бухгалтерском учете объектов бухгалтерского учета, возникающих при предоставлении:
— в безвозмездное пользование по решению собственника (учредителя) имущества для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), для осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признаваемого для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя);
— в безвозмездное пользование имущества в силу обязанности, возникающей в соответствии с действующим законодательством РФ;
— в безвозмездное пользование имущества в целях совместного владения и пользования (без объединения имущества) субъектами учета для выполнения (в целях обеспечения выполнения) возложенных на них государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг;
— земельных участков во временное владение и пользование или во временное пользование по договорам аренды или безвозмездного пользования для целей строительства;
— прав пользования поверхностными водными объектами (по договорам водопользования).

Очевидно, что для того чтобы главный бухгалтер мог использовать эти и другие основания, указанные в пункте 4 СГФ «Аренда», в бухгалтерию должны поступить соответствующие документы. Такие документы должны подтверждать безвозмездное пользование имуществом, предоставление земельных участков и прав пользования объектами. Подтвердить пользование или предоставление прав на объекты можно заключенным договором или решением органа исполнительной власти и т.п. Очевидно, что отсутствие таких документов не позволит главному бухгалтеру реализовать положения пункта 4 СГФ «Аренда».

Следовательно, в графике документооборота должно быть предусмотрено представление главному бухгалтеру необходимых документов. В графике документооборота целесообразно указать, в частности:

1) ответственных специалистов или структурные подразделения учреждения, которые передают такие документы в бухгалтерию;

2) срок, в течение которого документы должны быть переданы в бухгалтерию;

3) срок для принятия главным бухгалтером решения о выполнении требования СГФ «Аренда».

Изменения графика документооборота потребуют и поправки, внесенные в пункт 26 СГФ «Аренда». В новой редакции данный пункт дополнен следующим абзацем:

«В случае если при признании объекта учета аренды на льготных условиях данные о стоимости передаваемого (получаемого) актива по каким-либо причинам недоступны, такой объект учета аренды отражается на балансовых счетах в условной оценке, равной одному рублю, с последующим пересмотром его балансовой стоимости, когда данные о стоимости передаваемого (получаемого) актива будут доступны».

Для реализации этой поправки, вероятно, потребуется скорректировать работу комиссии по поступлению и выбытию активов. Ведь именно эта комиссия должна:

1) установить недоступность данных о стоимости передаваемого (получаемого) актива;

2) принять решение об условной оценке, равной одному рублю, такого актива;

Читать еще:  003 счет бухгалтерского учета это

3) следить за появлением доступных данных о стоимости актива и передачей их в бухгалтерию.

Указанные новые обязанности комиссии по поступлению и выбытию активов целесообразно закрепить в Положении об этой комиссии, которое, как правило, входит в состав учетной политики учреждения. А затем довести до сведения членов комиссии их новые обязанности.

Другими словами, главному бухгалтеру в ближайшее время нужно внести в учетную политику изменения, которые позволят ему реализовать требования новой редакции СГФ «Аренда» 1 .

Уменьшение, а не сторно

В новой редакции СГФ «Аренда» Минфин России скорректировал порядок отражения в бухгалтерском учете некоторых хозяйственных операций. Теперь в тексте стандарта слова «сторнируется в уменьшение» заменены на слова «уменьшается с одновременным уменьшением». Это относится к следующим фактам хозяйственной жизни:

– «Остаточная стоимость права пользования активом уменьшается с одновременным уменьшением кредиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора) при досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования, в соответствии с которым были приняты указанные объекты учета операционной аренды» (абзац 3 пункта 21, абзац 5 пункта 23, абзац 4 пункта 25 СГФ «Аренда»);

– «Остаточная стоимость права пользования активом уменьшается с одновременным уменьшением остатка отложенных доходов от предоставления права пользования активом при досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования, в соответствии с которым были приняты указанные объекты бухгалтерского учета» (пункт 27.2 СГФ «Аренда»);

– «Остаток расходов по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом и отложенных доходов от предоставления права пользования активом уменьшаются при досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования, в соответствии с которым были приняты указанные объекты бухгалтерского учета» (пункты 29.3 и 30.3 СГФ «Аренда»).

К сожалению, Минфин России не разъяснил, каким образом следует производить «уменьшение»: допустима ли сторнировочная запись или применима обратная проводка? Можно предположить, что финансовое ведомство разъяснит порядок отражения данных фактов хозяйственной жизни в своих письмах в течение 2020 г.

1 О том, как внести изменения в учетную политику учреждения в течение отчетного периода, читайте в статье ведущего эксперта «БиНО: государственные и муниципальные учреждения» А. Шихова в «БиНО: ГиМУ» № 3/2020.

Опубликованы методические рекомендации по применению еще двух федеральных стандартов бухучета

С 1 января 2020 года обязательным для организаций бюджетной сферы станет применение пяти федеральных стандартов бухгалтерского учета (письмо Минфина России от 29 октября 2019 № 02-06-07/84753 и письмо Минфина России от 28 октября 2019 № 02-06-07/84752):

В августе этого года Минфин выпустил Методические рекомендации по применению первых трех из названных стандартов, эти письма мы освещали в новостной ленте.

Теперь ведомство подготовило Методические рекомендации по первому применению СГС «Долгосрочные договоры» и СГС «Концессионные соглашения».

СГС «Долгосрочные договоры» необходимо применять при отражении фактов хозяйственной жизни при заключении и исполнении строительного подряда и договоров возмездного оказания услуг / выполнения работ, срок действия которых превышает один год.

По долгосрочным договорам, заключенным до первого применения Стандарта, то есть до 1 января 2020 г., в бухгалтерском учете нужно будет признать, в частности, следующие объекты учета:

По долгосрочным договорам строительного подряда

По долгосрочным иным договорам

Не отраженные в учете до 1 января 2020 г. суммы доходов, соответствующие выполненным до первого применения Стандарта объемам работ по незавершенным на 1 января 2020 г. этапам строительства

1. Не отраженные в учете до 1 января 2020 г. суммы доходов от реализации, соответствующие выполненным до первого применения Стандарта объемам работам / оказанным услугам;

2. Суммы доходов будущих периодов, соответствующие работам/ услугам, подлежащим выполнению/ оказанию в течение оставшегося периода исполнения долгосрочного договора

Для этого учреждению необходимо:

  1. Провести инвентаризацию доходных договоров, заключенных до 1 января 2020 г. и продолжающих свое действие после этой даты;
  2. Проанализировать указанные договоры на соответствие критериям их признания в качестве долгосрочных договоров в соответствии со Стандартом;
  3. По договорам, отнесенным к долгосрочным, определить:
    • оставшийся срок действия;
    • не отраженные до 1 января 2020 г. суммы доходов от реализации, соответствующие выполненным до первого применения Стандарта объемам работам, не завершенным на 1 января 2020 г.;
    • суммы доходов будущих периодов, приходящиеся на оставшийся срок их действия, то есть на период с 1 января 2020 г. и до окончания их срока действия.
  4. В межотчетный период скорректировать входящие остатки по доходам с использованием счета 0 401 30 000. А по долгосрочным договорам строительного подряда информацию предстоит раскрывать также на забалансовом счете 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда». Пока такого счета Единый План счетов не содержит, но, вероятно при внесении очередных поправок будет предусмотрено дополнение перечня забалансовых счетов.

В случае если учреждением в рамках учетной политики было принято решение о досрочном – до 1 января 2020 года – применении положений СГС «Долгосрочные договоры» и в 2019 году уже были начислены доходы будущих периодов по иным долгосрочным договорам в момент их заключения, то корректировку входящих остатков следует производить с учетом ранее отраженных показателей.

СГС «Концессионные соглашения» разработан с учетом положений закона о концессионных соглашениях, который раскрывает понятие такого соглашения и определяет его участников. Так, по концессионному соглашению принимающая сторона – концессионер получает имущество (недвижимое или технологически связанное с движимым) и обязуется за свой счет создать/ реконструировать его, при этом право собственности на имущество принадлежит или будет принадлежать передающей стороне – концеденту, который, в свою очередь предоставляет концессионеру права владения и пользования этим имуществом.

Концедентом – передающей стороной – может быть государство, субъект РФ, муниципальное образование и узкий перечень госкомпаний.

Концессионером – принимающей стороной – вправе выступать организации, ИП или лица, действующие по договору простого товарищества.

Объектом концессионного соглашения, как правило, является специфическое имущество, например:

  • объекты теплоснабжения;
  • централизованные системы горячего/ холодного водоснабжения и водоотведения;
  • программы для ЭВМ, базы данных и другие объекты информационных технологий.

В рамках подготовки к переходу на этот стандарт в 2019 году нужно проинвентаризировать концессионные соглашения, заключенные как в течение 2019 года, так и в более ранние периоды. Выявив все заключенные концессионные соглашения, необходимо по ним определить:

  1. Состав имущественного комплекса, переданного по таким соглашениям. При этом важно оценить его как с точки зрения отнесения объектов к недвижимому или движимому имуществу, так и исходя из его принадлежности: имущество казны, имущество на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
  2. Стороны концессионных соглашений и ту из них, которая будет уполномочена восстановить в бюджетном учете на счете 1 108 9X 000 информацию об объектах, переданных по концессионным соглашениям. Исключение здесь составляют ситуации, при которых имущество передавалось без прекращения права оперативного управления;
  3. Сроки заключения концессионного соглашения: в течение 2019 года или до 1 января 2019 года. Это важно, поскольку дата заключения соглашения влияет на механизм восстановления в учете информации об объектах, переданных в концессию: бухгалтерскими записями текущего отчетного периода либо восстановление с отражением ошибок прошлых лет.

Минфин подчеркивает: при проведении инвентаризации объектов концессионных соглашений по состоянию на 1 января 2020 г. следует сверить данные бухгалтерского учета с данными мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, проводимого уполномоченным органом – Минэкономразвития Россия в соответствии с установленными правилами.

Читать еще:  Учет процентов к получению

Порядок отражения в бухгалтерском учете на 1 января 2020 г. концессионных соглашений по результатам инвентаризации зависит от того, на какой стадии находится соглашение. Выделяют пять таких этапов:

  • подписание / заключение концессионного соглашения;
  • осуществление инвестиций/ создание или реконструкция объекта;
  • ввод объекта в эксплуатацию и регистрация права государственной / муниципальной собственности;
  • использование / эксплуатация объекта;
  • окончание действия соглашения.

В любом случае по состоянию на 1 января 2020 г. в части объектов НФА, созданных до этой даты, в учете должны быть отражены показатели по специальным балансовым счетам:

  • 0 101 9Х 000 «Основные средства – имущество в концессии»;
  • 0 106 9Х 000 «Вложения в имущество концедента»;
  • 0 108 9Х 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии»,

а также на забалансовом учете.

С этой целью с 1 января 2020 г. будут введены дополнительные забалансовые счета:

  • для учета имущества у передающей стороны в случае, когда передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения;
  • для учета сметной стоимости создания / реконструкции объекта концессионного соглашения;
  • для учета у передающей стороны увеличения стоимости имущества в объеме фактически произведенных инвестиций в объект.

Новые стандарты бухгалтерского учета 2020 аренда

10 октября , 2019

Новый бухучет аренды: кто должен применять уже сейчас

Почему Минфин считает, что компании нарушают ПБУ

Минфин считает, что компании уже должны применять по аренде либо МСФО либо новый стандарт. Несмотря на то, что формально стандарт обязателен с отчетности за 2022 год (п. 48 ФСБУ 25/2018, утв. приказом Минфина от 16.10.2018 № 208н).

Мнение Минфина объясняется требованиями ПБУ по учетной политике. В нем сказано: если федеральные стандарты не устанавливают способ учета конкретной операции, то компания должна разработать его самостоятельно на основании МСФО (п. 7.1 ПБУ 1/2008). Такое правило ввели в 2017 году.

В действующих ПБУ нет конкретного способа, как учитывать аренду. Поэтому компания еще в 2017 году должна была разработать способ учета исходя из МСФО. В данном случае это международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 16 «Аренда». Способ учета нужно было зафиксировать в учетной политике. Есть и другой вариант — досрочно применять новый стандарт ФСБУ 25/2018. Это проще, чем самостоятельно разрабатывать способ учета.

Из мнения Минфина следует: компании, которые не применяют МСФО или новый стандарт по аренде, нарушают ПБУ. Причем многие бухгалтеры об этом и не догадываются. Это неудивительно, ведь чиновники не выпускали официальных разъяснений о том, что учет аренды нужно корректировать. Хорошая новость: у некоторых компаний есть возможность вести учет по-прежнему. Но даже таким организациям нужно изменить учетную политику. Об этом читайте дальше.

Как учитывать аренду по новым правилам

Рассмотрим учет на примере арендатора. Новый стандарт устанавливает два способа учета.

Первый способ

Раньше компании отражали в учете только текущие расходы по аренде. Кроме того, арендованный объект нужно было учитывать на счете 001. Нередко компании этого не делали и не раскрывали информацию об арендованных объектах в пояснениях. По отчетности не было видно, что есть арендованное имущество и обязательства по договору. Теперь компании, которые используют первый способ учета, будут отражать аренду на балансе.

На дату, когда компания получила объект, бухгалтер отражает в учете право пользования активом. Одновременно бухгалтер учитывает обязательство по аренде. Это задолженность компании по арендным платежам за весь срок договора аренды.

По какой стоимости учесть обязательство по аренде и право пользования активом? Это сумма будущих арендных платежей по договору. Но учесть их нужно по приведенной стоимости, которую определяют дисконтированием. Что это такое, читайте дальше. Что еще включить в стоимость права пользования активом — ниже.

Компания амортизирует право пользования объектом. Для этого нужно определить срок полезного использования объекта аренды. Если компания не будет выкупать объект, срок полезного использования равен сроку аренды.

Теперь разберемся, что такое дисконтирование. Допустим, вы положили на вклад в банке 1000 руб. Ставка по вкладу — 5 процентов. Через год сумма вклада с процентами будет равна 1050 руб. То есть сумма в 1000 руб., которую вы вложили, через год будет эквивалентна сумме в 1050 руб.

В примере с банком мы определили, сколько в будущем будет стоить сумма 1000 руб. В ситуации с арендой нужно, наоборот, рассчитать, сколько сегодня стоят платежи, которые компания в будущем уплатит по договору. Это называется дисконтированием. А ставка процентов, которую применяют при расчете, это ставка дисконтирования.

Например, через год компания должна уплатить арендную плату 250 000 руб. Чтобы определить, чему эквивалентна эта сумма сейчас, нужно ее умножить на коэффициент дисконтирования:

В данном случае, если использовать ставку 5 процентов, коэффициент равен 0,952381 (1 : (1 + 5 : 100)). Дисконтированная сумма составляет 238 095,25 руб. (250 000 × 0,952381).

Какую ставку дисконтирования использовать при учете аренды? Например, при аренде с выкупом применяют такую ставку, чтобы приведенная стоимость арендных платежей была равна рыночной стоимости объекта. Если таким образом ее рассчитать нельзя, то используют ставку, по которой арендатор берет или может взять займы на срок, сопоставимый со сроком аренды.

Дисконтированная стоимость меньше, чем сумма арендных платежей, предусмотренная в договоре. Поэтому компания учтет на балансе общую стоимость арендных платежей на сумму меньше, чем указано в договоре. В нашем примере это 238 095,25 руб. Но по завершении срока аренды в учете должна быть сумма арендных платежей, которую установили в договоре, — 250 000 руб. Для этого компания периодически увеличивает обязательство по аренде на проценты. Это нужно делать на отчетную дату или в зависимости от периодичности арендных платежей. Проценты определяют по ставке дисконтирования. Одновременно компания уменьшает обязательство по аренде на уплаченные арендные платежи.

Что включить в стоимость права пользования активом

1. Сумму приведенной стоимости арендных платежей за весь срок действия договора.

2. Арендные платежи, которые компания перечислила арендодателю на дату получения объекта и до его получения.

3. Затраты, например, на доставку и подготовку объекта к использованию.

4. Оценочное обязательство по демонтажу и другим будущим затратам, которые арендатор должен будет понести согласно договору аренды.

Пример 1. Как учесть аренду по первому способу

Компания заключила договор аренды автомобиля на пять лет. Общая сумма арендных платежей составляет 1 652 000 руб. (без НДС, так как арендодатель применяет упрощенку). Ежегодный платеж равен 330 400 руб. Компания уплачивает его по истечении каждых 12 месяцев аренды. После того как завершится срок аренды, объект переходит в собственность арендатора.

Бухгалтер установил срок полезного использования автомобиля по правилам учетной политики компании — семь лет. Также бухгалтер узнал в банке, по какой ставке компания может получить кредит на сумму 1 652 000 руб. на пять лет — 10 процентов годовых. Эту ставку бухгалтер использует при расчете коэффициента дисконтирования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector