Webbc.ru

Веб и кризис
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внутриведомственные расчеты в казенном учреждении проводки

КОСГУ и проводки при безвозмездных передачах: правила, исключения, нюансы

Без преувеличения можно сказать, что с операциями по безвозмездной передаче или получению активов и обязательств сталкивался каждый бухгалтер бюджетной сферы. Ведь к числу таких операций, в частности, относятся:

  • обеспечение органом-учредителем своих учреждений имуществом;
  • передача НФА между учреждениями одной или разной подведомственности;
  • передача НФА другим организациям и физлицам;
  • межбюджетные передачи имущества и денежных средств;
  • передача дебиторской/ кредиторской задолженности при реорганизации учреждений, и др.

Нередки и сложности с отражением таких операций в учете.

Мы поможем вам разобраться в нюансах применения КОСГУ, бухгалтерских проводок и кодов для 1-17 разрядов номеров счетов.

При отражении операций по безвозмездной передаче и получению активов и обязательств применяются разные счета учета и КОСГУ — в зависимости от:

  • вида передаваемых объектов: финансовые активы, НФА, обязательства;
  • типа передачи: текущего или капитального характера;
  • подведомственности и уровня бюджета: внутриведомственные, внутрибюджетные, межбюджетные, между обособленными подразделениями и/ или головной организацией ;
  • статуса передающей/ принимающей стороны: ПБС, АУ, БУ, организации, не относящиеся к сектору госуправления, физические лица.

Общее правило применения КОСГУ при безвозмездных передачах НФА:

  • при получении имущества — коды статьи 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления»;
  • при передаче:
  • в рамках одного публично-правового образования — коды статей 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера. » и 280 «Безвозмездные перечисления капитального характера. «,
  • учреждениям другого ППО — подстатью 251 «Перечисления другим бюджетам. «.

Передача/ получение нефинансовых активов

Учреждения в рамках одного публично-правового образования/ один уровень бюджета

Учреждения в разных публично-правовых образованиях / бюджеты разных уровней

Другие контрагенты/ НЕ сектор госуправления

Однако из любого правила всегда есть исключения, и на них стоит обратить особое внимание:

1. Отличный от вышеизложенного порядок применения КОСГУ используется при отражении межбюджетных трансфертов:

  • при получении денежных средств: — коды статьи 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»;
  • при передаче — коды статей 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера» и 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера».

2. Получение денежных документов принимающая сторона должна показать по КОСГУ 189 . Для передающей стороны здесь исключений нет — это текущая передача, значит, отражается по КОСГУ 241 — при передаче внутри одного бюджета, либо по КОСГУ 251 — при межбюджетной передаче.

3. Безвозмездные передачи и поступления в учете отражаются в корреспонденции со счетами 0 401 20 000 и 0 401 10 000соответственно. И здесь есть исключение: безвозмездные передачи НФА между ПБС, подведомственными одному учредителю, или так называемые внутриведомственные передачи отражаются с применением счета 1 304 04 000″Внутриведомственные расчеты».

Кроме того, есть ряд нюансов, связанных с формированием 1-17 разрядов номеров счетов.:

1. В частности, для ПБС специальная норма Порядка N 132н указывает при безвозмездных поступлениях НФА использовать код вида доходов бюджетов 000 2 07 00000 00 0000 000 «Прочие безвозмездные поступления». В то же время при межбюджетных безвозмездных передачах применяются статьи и подстатьи доходов кода вида доходов бюджетов 000 2 02 00000 00 0000 000 «Безвозмездные поступления от других бюджетов. «. Поэтому применение КБК следует согласовать с финорганом.

2. Безвозмездное получение НФА — это неденежные поступления, для них с 2019 года введена новая статья КОСГУ 190. Но аналитическая группа подвида доходов предусматривает код только для денежных безвозмездных поступлений — статья 150. Так можно ли ее применять с подстатьями кода КОСГУ 190? Сопоставительная таблица АнКВД и КОСГУ такой увязки не содержит, что вполне объясняется целью ее составления — она нужна для корректного применения КБК при исполнении бюджета по доходам. До уточнения Инструкций по ведению учета возможно указание в 15-17 разрядах номера счета нулей. По сути, такой подход соответствует позиции Минфина в отношении подстатьи КОСГУ 189, применявшейся для отражения подобных операций в 2018 году.

В помощь вам мы подготовили подробные аналитические таблицы по применяемым корреспонденциям, включая КОСГУ, и формированию 1-17 разрядов номеров счетов при безвозмездных передачах:

Учет передачи НФА между бюджетными, казенными и автономными учреждениями

Учет передачи НФА между бюджетными, казенными и автономными учреждениями

Порядок отражения в учете и в отчетности передачи нефинансовых активов (НФА) изменился в связи с нововведениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Поскольку бюджетные и автономные учреждения более не являются участниками бюджетного процесса, такие факты хозяйственной жизни учреждений, как:

  • безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями от казенных учреждений и учредителя (главного распорядителя бюджетных средств);
  • безвозмездное получение материальных ценностей казенными учреждениями от бюджетных и автономных учреждений;
  • расчеты между учредителем (главным распорядителем бюджетных средств) и бюджетным (автономным) учреждением по централизованному снабжению материальными ценностями;0
  • безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями в рамках движения объектов между учреждениями

должны оформляться бухгалтерскими записями в корреспонденции со счетами 040110180 (поступление) и 040120241 (выбытие). При этом в Справках (ф. 0503125) и Справках (ф.0503725) данные операции не подлежат отражению, так как консолидация бюджетной отчетности получателей бюджетных средств и бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений в настоящее время не предусмотрена.

Отражение в учете передачи НФА

Согласно пункту 276 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 30404 «Внутриведомственные расчеты» предназначен только «для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета, а также для расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними».

Бюджетными и автономными учреждениями счет 030404000 «Внутриведомственные расчеты» применяется только для отражения расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями (филиалами) (п. 141 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, п. 169 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 183н).

Таким образом, с 1 января 2011 года (с даты вступления в действие Единого плана счетов бухгалтерского учета) счет 030404000 не применяется для отражения расчетов по передачам финансовых и нефинансовых активов между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в новой редакции:

— «принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при безвозмездном получении отражается на основании первичных учетных документов: Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) (не оформляется на объекты библиотечного фонда), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением в установленных законодательством Российской Федерации случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке:

при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе при реорганизации — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (410111310-410113310, 410115310, 410118310, 410121310-410128310, 410131310-410138310) и кредиту счета 440110180 „Прочие доходы»;

в иных случаях от резидентов Российской Федерации и физических лиц нерезидентов Российской Федерации — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 210100000 „Основные средства» (210111310-210113310, 210115310, 210118310, 210121310-210128310, 210131310-210138310) и кредиту счета 240110180 „Прочие доходы»» (п. 9);

— «передача в соответствии с законодательством Российской Федерации объекта основных средств безвозмездно отражается на основании: Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством Российской Федерации:

при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) — по дебету счета 040120241 „Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 „Основные средства» (010111410-010113410, 010115410, 010118410, 010121410-010128410, 010131410-010138410, 010141410-010148410) — по балансовой стоимости объекта учета» (п. 12);

— «. по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010411410-010413410, 010415410, 010418410, 010421410-010428410, 010429420, 010431410-010438410, 010439420) и кредиту счета 040101241 „Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям. «» (п. 28).

Аналогичные положения содержатся в Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, а также в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 183н.

Таким образом, любая передача финансовых и нефинансовых активов между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными, отражается с применением счетов 0 401 20 241 (при выбытии) и 0 401 10 180 (при поступлении).

При этом независимо от того, что амортизация по нефинансовому активу начислена полностью, передается балансовая стоимость объекта и сумма накопленной по нему амортизации.

Читать еще:  В расчет декретных входит отпуск

Отражение движения НФА между учреждениями в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции по движению нефинансовых активов между государственными (муниципальными) учреждениями оформляются следующими документами:

— Безвозмездное поступление ОС и НМА, операции: Безвозмездное получение ОС (прочее) (106.х1 — 401.10.180), Безвозмездное получение ОС (прочее) (101.хх — 401.10.180), Безвозмездное получение НМА (прочее) (106.х2 — 401.10.180), Безвозмездное получение НМА (прочее) (102 — 401.10.180);

— Списание инвентарного объекта (безвозмездная передача), операции: ОС: безвозмездная передача организациям (401.20.240 — 101.ХХ), НМА: безвозмездная передача организациям (401.20.240 — 102.01);

— Списание хоз.инвентаря, операция Безвозмездная передача организациям (401.20.240);

— Списание библиотечного фонда, операция Передано безвозмездно организациям (401.20.240);

— Передача капитальных вложений (Списание ОС со склада заказчика), операции: Выбытие ОС по безвозмездной передаче (401.20 — 106.х1), Выбытие НМА по безвозмездной передаче (401.20 — 106.х2);

— Поступление материалов прочее, операция Безвозмездное получение (прочее) (10Х — 401.10.180);

— Передача материалов на сторону, операции: Безвозмездная передача организациям (401.20.240 — 105.00), Безвозмездная передача организациям вложений (401.20.240 — 106.хП).

При проведении документов будут сформированы бухгалтерские записи:

Дебет 0.101.00.300 Кредит 0.401.10.180 Дебет 0.401.10.180 Кредит 0.104.00.400

Дебет 0.401.20.241 Кредит 0.101.00.400 Дебет 0.104.00.400 Кредит 0.401.20.241

Отражение передачи имущества в Справках ф. 0503725, ф. 0503125

Нормативными документами не предусмотрено составление единой консолидированной отчетности учреждений всех типов — казенных, бюджетных и автономных. Отдельно консолидируется бюджетная отчетность участников бюджетного процесса, отдельно бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений.

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) формируется только головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н).

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), далее — Справка (ф. 0503125), формируется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, финансовым органом, консолидированных форм бюджетной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления и представления. отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Соответственно, указанные Справки по консолидируемым расчетам не составляются по передачам финансовых активов и НФА между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными.

Бухгалтерский учет расчетов между головной организацией и обособленными подразделениями

Для отражения операций по передаче финансовых (нефинансовых) активов или обязательств от головной организации обособленным подразделениям (филиалам) используется счет 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты».
Согласно п. 141 Инструкции N 174н*(1), регламентирующей бухгалтерский учет бюджетных учреждений, для ведения учета расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами) применяются счета в соответствии с КОСГУ.
Принятие к бухгалтерскому учету внутриведомственных расчетов осуществляется на основании Извещения (ф. 0504805), которое в соответствии с Приказом N 173н*(2) формируется в двух экземплярах: первый – для головного учреждения, второй – для обособленного подразделения (филиала), участвующего в приемке-передаче объектов учета. Учреждение, получившее данное извещение с прилагаемыми к нему документами, подтверждающими факт приемки-передачи объектов учета (актами о приеме-передаче, документами поставщиков по централизованному снабжению и т.п.), заполняет свою часть реквизитов и направляет его второй экземпляр головному учреждению.
Приведем в таблице корреспонденцию счетов для отражения расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами) по передаче имущества, обязательств, денежных средств в соответствии с п. 142, 143 Инструкции N 174н:

Передача объектов нефинансовых активов, в том числе:

Передача суммы амортизации по переданным объектам нефинансовых активов, в том числе:

— по объектам основных средств;

— по объектам нематериальных активов

Передача вложений в объекты нефинансовых активов,
в том числе:

— в объекты основных средств;

— в объекты нематериальных активов;

— в объекты непроизведенных активов;

— в объекты материальных запасов

Передача объектов финансовых активов, том числе:

— расчетов по доходам

— расчетов по выданным авансам

— расчетов с подотчетными лицами;

— расчетов с учредителем

Передача обязательств, в том числе:

— кредиторской задолженности учреждения;

— расчетов по платежам в бюджеты;

0 303 03 830,
0 303 04 830,
0 303 12 830,
0 303 13 830

— расчетов по долговым обязательствам

Перечисление денежных средств на счет головного учреждения, обособленного подразделения (филиала)

0 201 11 610,
0 201 27 610

В учете получающей стороны

Получение объектов нефинансовых активов, в том числе:

Отражение амортизации по полученным объектам нефинансовых активов, в том числе:

— по объектам основных средств;

— по объектам нематериальных активов

Получение вложений в объекты нефинансовых активов, в том числе:

— в объекты основных средств;

— в объекты нематериальных активов;

— в объекты непроизведенных активов;

— в объекты материальных запасов

Получение расчетов, в том числе:

— расчетов по доходам;

— расчетов по выданным авансам;

— расчетов с подотчетными лицами;

— расчетов с учредителем

Получение обязательств, в том числе:

— кредиторской задолженности учреждения;

— расчетов по платежам в бюджеты;

0 303 03 730,
0 303 04 730,
0 303 12 730,
0 303 13 730

— расчетов по долговым обязательствам

Получение денежных средств от головного учреждения, обособленного подразделения (филиала):

0 201 11510,
0 201 27 510

— в случае зачисления перечисленной суммы на счет в отчетном периоде;

0 201 11 510,
0 201 27 510

— в случае зачисления перечисленной суммы на счет в период, следующий за отчетным

0 201 13 510,
0 201 23 510

Закрытие счетов по завершении текущего (отчетного) периода

Закрытие счетов текущего финансового года в части полученных в текущем финансовом году внутриведомственных расчетов

Закрытие счетов текущего финансового года в части переданных в текущем финансовом году внутриведомственных расчетов

* Здесь и в других проводках вместо символов «хх» следует применять соответствующую группу и код вида синтетического счета.
** Здесь и в других проводках вместо символов «ххх» следует применять соответствующий код КОСГУ .

Пример 1
Головное бюджетное образовательное учреждение передает в рамках внутриведомственных расчетов обособленному подразделению объект основных средств – принтер. Первоначальная стоимость принтера – 12 000 руб., начисленная амортизация составляет 100%. Оборудование предназначено для выполнения государственного задания и не относится к особо ценному имуществу.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими проводками:

В учете головного учреждения

Передан объект основных средств

Передана сумма амортизации по переданному объекту основных средств

В учете обособленного подразделения

Получен объект основных средств

Отражена начисленная сумма амортизации по переданному объекту основных средств

Расчеты по централизованному снабжению

При централизованном снабжении головное учреждение может являться заказчиком товаров и при заключении контракта включить в него условие о поставке материальных ценностей либо на свой склад, либо непосредственно обособленному подразделению, в интересах которого производится данная закупка. На основании полученных от поставщика документов (счетов, накладных и т.д.) заказчик делает запись в Книге учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке (ф. 0504055), утвержденной Инструкцией N 173н, и одновременно отражает материальные ценности, оплаченные им и направленные в адрес обособленного подразделения, на забалансовом счете 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению». При получении ответного Извещения (ф. 0504805) в указанной книге заполняются соответствующие графы и одновременно списывается стоимость поступившего имущества, отраженная на забалансовом счете 05.
Поскольку на практике наиболее часто осуществляется централизованное снабжение обособленных подразделений основными средствами и материальными запасами, далее мы будем рассматривать именно такие операции.
Приведем корреспонденцию счетов по централизованному снабжению, при котором основные средства или материальные запасы поступают сначала на склад головного учреждения.
В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующим образом:

В учете головного учреждения – заказчика

Перечислен аванс поставщику

Приняты денежные обязательства в объеме вложений в нефинансовые активы:

Отражен окончательный расчет с поставщиком

Выслано два экземпляра извещения получателю и копии документов поставщика

Забалансовый счет 05

Отражена передача вложений в нефинансовые активы:

Получен второй экземпляр извещения от обособленного подразделения

Забалансовый счет 05

В учете обособленного подразделения

Приняты к учету вложения:

— в основные средства;

— в материальные запасы

Приняты к учету объекты:

Теперь рассмотрим ситуацию, где по условиям заключенного головным учреждением контракта на поставку нефинансовых активов грузополучателем является обособленное подразделение.
В случае если материальные ценности поступили обособленному подразделению без сопроводительных документов (извещения и копий документов поставщика), то в учете этого подразделения поступление материальных ценностей будет отражено на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».
При получении извещений и документов поставщика грузополучатель списывает стоимость материальных ценностей с забалансового счета 22.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

В учете головного учреждения – заказчика

Перечислен аванс поставщику

Приняты к учету расчеты с поставщиком:

— по основным средствам;

— по материальным запасам

Зачтен ранее перечисленный аванс

Отражен окончательный расчет с поставщиком

Выслано два экземпляра извещения получателю и копии документов поставщика

Забалансовый счет 05

Получен второй экземпляр извещения от обособленного подразделения

Забалансовый счет 05

В учете обособленного подразделения

Получены нефинансовые активы от поставщика

Забалансовый счет 22

Приняты к учету вложения на основании сопроводительных документов:

— по основным средствам;

Читать еще:  Единый расчет по страховым взносам форма

— по материальным запасам

Забалансовый счет 22

Приняты к учету нефинансовые активы:

В случае если материальные ценности не получены обособленным учреждением на отчетную дату, они учитываются на счете 0 1 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути» (п. 54 Инструкции N 174н).
В бухгалтерском учете обособленного подразделения в этом случае будут отражены следующие операции:

Получено извещение от головного учреждения
о передаче:

Получены нефинансовые активы от поставщика:

Приняты к учету нефинансовые активы:

Расчеты по налогу на прибыль

Учет операций по централизации и распределению денежных средств между головным учреждением и обособленным подразделением регламентируется положениями налогового законодательства по налогу на прибыль.
Согласно п. 3 ст. 286 НК РФ бюджетные организации уплачивают ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль. Налоговая ставка по налогу на прибыль в 2011 году установлена в размере 20%, из которых 2% зачисляется в федеральный бюджет, а оставшиеся 18% – в бюджеты субъектов РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ). Особенности исчисления и уплаты налога учреждениями, имеющими обособленные подразделения, описаны в ст. 288 НК РФ.
Уплата авансовых платежей, а также сумм налога в бюджет субъектов РФ и бюджет муниципальных образований производится как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, рассчитываемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
При этом налогоплательщик самостоятельно решает, какой из показателей должен применяться: среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный им показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.
Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений можно не производить.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет определенного субъекта, рассчитывается исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на его территории. Налогоплательщик – головное учреждение самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ.

Пример 2
Сумма налога на прибыль в II квартале 2011 г. в целом по головному учреждению составила 50 000 руб., из них для уплаты налога в федеральный бюджет за обособленное подразделение – 1 000 руб., в бюджет субъекта – 9 000 руб. Обязанность по уплате налога за обособленное подразделение возложена на головное учреждение. В учетной политике учреждения содержится положение о возмещении суммы налога обособленным подразделением путем перечисления денежных средств на лицевой счет головного учреждения.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

В учете головного учреждения

Начислен налог на прибыль

Отражена задолженность по налогу на прибыль обособленного подразделения

Внутриведомственные расчеты государственных (муниципальных) учреждений спорта

«Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 9

В соответствии с новыми Инструкциями, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) учреждения, План счетов бухгалтерского учета в части учета внутриведомственных расчетов претерпел некоторые изменения. За счет нововведений учет внутриведомственных расчетов стал более прозрачным, позволяющим определить, какие именно обязательства или нефинансовые активы передаются. В данной статье мы рассмотрим эти и другие положения учета внутриведомственных расчетов казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Общие положения

Для учета внутриведомственных расчетов предназначен счет 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты». К внутриведомственным расчетам относятся расчеты по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между:

  • главным распорядителем, распорядителем и получателями бюджетных средств, в том числе в рамках централизованного снабжения;
  • главным администратором и администраторами источников финансирования дефицита бюджета;
  • главными администраторами и администраторами доходов бюджета;
  • головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями.

Внутриведомственные расчеты группируются по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам).

Аналитический учет по счету 0 304 04 000 ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе участников расчетов (удержаний). Для учета внутриведомственных расчетов не существует специального регистра учета. Учет операций ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции в Журнале операций с безналичными денежными средствами, Журнале операций расчетов с подотчетными лицами, Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам, Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, Журнале по прочим операциям (ф. 0504071).

Счета учета внутриведомственных расчетов

Учет внутриведомственных расчетов ведется на следующих счетах (План счетов бюджетного учета, утвержденный Инструкцией N 162н , п. 141 Инструкции N 174н , п. 169 Инструкции N 183н ):

  • 0 304 04 100 «Внутриведомственные расчеты по доходам». Счет имеет аналитические счета с кодами КОСГУ в 23 — 26-м разрядах счета: 120, 130, 140, 173, 180. В Плане счетов, утвержденном Инструкцией N 148н , присутствовал счет 0 304 04 110 «Внутриведомственные расчеты по налоговым доходам». Такого счета Инструкции N N 174, 183н не содержат, он присутствует в Плане счетов казенных учреждений. Счет 0 304 04 173 «Внутриведомственные расчеты по чрезвычайным расходам», наоборот, введен вновь и применяется всеми типами государственных (муниципальных учреждений) ;
  • 0 304 04 200 «Внутриведомственные расчеты по расходам». Счет имеет аналитические счета с кодами КОСГУ в 23 — 26-м разрядах счета: 210 (211 — 213), 220 (221 — 226), 230 (231, 232), 240 (241, 242), 250 (252, 253), 260 (262, 263), 270 (273), 290. Из Плана счетов бюджетных и автономных учреждений убран счет 0 304 04 251 «Внутриведомственные расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», и для всех учреждений введен счет 0 304 04 273 «Внутриведомственные расчеты по чрезвычайным расходам по операциям с активами»;
  • 0 304 04 300 «Внутриведомственные расчеты по приобретению нефинансовых активов». Счет имеет аналитические счета с кодами КОСГУ в 23 — 26-м разрядах счета: 310, 320, 330, 340;
  • 0 304 04 400 «Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытий нефинансовых активов». Счет имеет аналитические счета с кодами КОСГУ в 23 — 26-м разрядах счета: 410, 420, 430, 440;
  • 0 304 04 500 «Внутриведомственные расчеты по поступлению финансовых активов». Счет имеет аналитические счета с кодами КОСГУ в 23 — 26-м разрядах счета: 510, 520, 530, 540, 550, 560. В данной группе вновь появился счет 0 304 04 560 «Внутриведомственные расчеты по увеличению прочей дебиторской задолженности» в Плане счетов всех учреждений;
  • 0 304 04 600 «Внутриведомственные расчеты по выбытию финансовых активов». Счет имеет аналитические счета с кодами КОСГУ в 23 — 26-м разрядах счета: 610, 620, 630, 640, 650, 660. В данной группе все счета, за исключением счета 0 304 04 610 «Внутриведомственные расчеты по изменению (уменьшению) остатков денежных средств», являются вновь введенными счетами для всех учреждений;
  • 0 304 04 700 «Внутриведомственные расчеты по увеличению обязательств». Счет имеет аналитические счета с кодами КОСГУ в 23 — 26-м разрядах счета: 710, 720, 730. Вся группа счетов относится к вновь введенным счетам для всех учреждений;
  • 0 304 04 800 «Внутриведомственные расчеты по уменьшению обязательств». Счет имеет аналитические счета с кодами КОСГУ в 23 — 26-м разрядах счета: 810, 820, 830. Новым является счет 0 304 04 830 «Внутриведомственные расчеты по уменьшению прочей кредиторской задолженности» для всех учреждений.

Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».
Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».
Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (утратил силу).
Здесь и далее анализ наличия (отсутствия) счетов в Плане счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений сделан автором на основании таблиц соответствия Планов счетов, представленных в Письмах Минфина России от 29.12.2010 N N 02-06-07/5396, 02-06-07/5397, 02-06-07/5398.

В число счетов, на которых учитываются внутриведомственные расчеты, Инструкциями N N 174н, 183н (п. п. 141, 169 соответственно) включен счет 0 304 04 000 «Расчеты с прочими кредиторами», который имеет два аналитических счета с кодами КОСГУ в 23 — 26-м разрядах счета: 730, 830. По мнению автора, в данном случае допущена техническая ошибка, поскольку, как указывалось выше, счет с таким номером имеет другое название, кроме того, в Планах счетов, утвержденных Инструкциями N N 174н, 183н, счет 0 304 04 000 как аналитический счет внутриведомственных расчетов отсутствует, а счет, на котором учитываются расчеты с прочими кредиторами, имеет номер 0 304 06 000.

Проанализировав план счетов государственных (муниципальных) учреждений в части внутриведомственных расчетов, мы приходим к выводу, что в процессе реформирования учета государственных (муниципальных) учреждений внутриведомственные расчеты приобретают все большую прозрачность за счет расширения количества группировочных и аналитических счетов учета.

Обратите внимание! В соответствии с п. 169 Инструкции N 183н автономные учреждения ведут внутриведомственные расчеты с указанием кодов КОСГУ в 23 — 26-м разрядах номеров аналитических счетов.

Внутриведомственные расчеты казенных учреждений

В силу специфики правового положения казенных учреждений операции по внутриведомственным расчетам казенных учреждений, а точнее, операции, которые имеют место в деятельности казенных учреждений и не применяются в деятельности бюджетных и автономных учреждений, имеют свои особенности. Поэтому автор предлагает отдельно рассмотреть отражение внутриведомственных расчетов на счетах учета казенных учреждений и на счетах бюджетных и автономных учреждений.

Читать еще:  Пример расчета командировочных

Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества

Безвозмездность – это передача имущества, денежных средств одним лицам со стороны других лиц без оплаты, бесплатно 1 . При этом производиться безвозмездная передача может в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов. В настоящей статье рассмотрен порядок отражения операций по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в учете казенных учреждений.

Правовые положения

Начнем с того, что имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества и если иное не установлено законом, а распоряжается им с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней 2 . То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации, признаются:

– земельные участки и участки недр;

– объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы).

Факт государственной регистрации прав на указанное имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в Единый государственный реестр.

Бюджетный учет операций по безвозмездной передаче

В соответствии с п. 4 и 5 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), для учета казенными учреждениями операций с недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, предназначены следующие счета:

Срок полезного использования безвозмездно полученных объектов недвижимого имущества в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из срока фактической эксплуатации и срока ранее начисленной суммы амортизации (п. 44 Инструкции № 157н).

Безвозмездная передача (получение) может осуществляться в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов.

Порядок отражения в бюджетном учете казенных учреждений операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в рамках первых двух видов расчетов (внутриведомственных и межведомственных) изложен Минфином в письмах от 01.03.2011 № 02-06-07/733 и от 30.03.2012 № 02-06-07/1061.

В первом письме специалисты финансового ведомства отводят важную роль кодам бюджетной классификации, которые следует указывать с 1 по 17 разряды номера счета бюджетного учета сторонами расчетов (передающей и принимающей) при отражении в учете операций по безвозмездной передаче. Среди них:

– КРБ – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому учтено передаваемое имущество;

– КРБ – код доходов по бюджетной классификации РФ

XXX 2 07 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

– КРБ – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому полученное имущество подлежит учету получающей стороной.

Далее подробно рассмотрим особенности учета операций по безвозмездной передаче отдельно по каждому из приведенных выше видов расчетов.

Безвозмездная передача в рамках внутриведомственных расчетов

Внутриведомственные расчеты – это расчеты между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Для учета таких расчетов предназначен счет 0 304 04 000. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе участников расчетов (удержаний), а учет операций – в журналах операций в соответствии с содержанием хозяйственной операции. В частности, учет операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 276278 Инструкции № 157н).

С порядком отражения в учете передающей и принимающей сторон операций по внутриведомственной передаче (получению) недвижимого имущества познакомимся на примере.

Стоимость передаваемого нежилого здания составляет 1 200 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 400 000 руб. Здание относится к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет (360 мес.). Право на оперативное управление этим зданием у передающей стороны прекращено в январе. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в январе будут произведены следующие записи:

В учете передающей стороны

В учете принимающей стороны

– Извещения (ф. 0504833);

– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуще-

ствляющего полномочия собственника;

– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в соответствии с Письмом № 02-06-07/1061. В письме не сказано, по какой стоимости следует отражать принимаемый объект на забалансовый учет. Согласно п. 333 Инструкции № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Однако из данной нормы не совсем ясно, какую стоимость указывать – балансовую или остаточную. В примере указана балансовая стоимость принимаемого объекта недвижимого имущества.

2. В учете принимающей стороны в мае операции по получению нежилого здания будут отражены бухгалтерскими проводками:

(1 200 000 руб. / 360 х 3)

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за февраль – апрель.

Безвозмездная передача в рамках межведомственных расчетов

В рамках межведомственных расчетов осуществляются операции по безвозмездной передаче (получению) объектов недвижимости между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) одного уровня бюджета. В учете передающей стороны данные операции отражаются на счете 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», а в учете принимающей стороны – на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

Порядок отражения межведомственной передачи недвижимого имущества в учете передающей и принимающей сторон рассмотрим на примере.

Стоимость передаваемого сооружения составляет 330 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 165 000 руб. Сооружение относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования

10 лет (120 мес.). Право на оперативное управление этим сооружением у передающей стороны прекращено в марте. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям одного уровня бюджета.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в марте будут произведены следующие записи:

В учете передающей стороны

В учете принимающей стороны

ние ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)**

– Извещения (ф. 0504833);

– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника;

– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в Письме № 02-06-07/1061.

2. В бухгалтерском учете принимающей стороны в мае операции по получению сооружения будут отражены следующими проводками:

(330 000 руб. / 120 х 1)

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за апрель.

Безвозмездная передача в рамках межбюджетных расчетов

Межбюджетные расчеты осуществляются между учреждениями разных уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в рамках данных расчетов отражаются в учете передающей стороны на счете 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», принимающей стороны – на счете 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

В Письме № 02-06-07/733 проводки по отражению межбюджетной передачи недвижимого имущества Минфином не приводятся, однако, по мнению автора, они аналогичны проводкам, рассмотренным при межведомственной передаче. Разница лишь в том, что передающей стороне вместо счета 0 401 20 241 следует указывать счет 0 401 20 251, а принимающей стороне вместо счета 0 401 10 180счет 0 401 10 151.

Кроме того, по мнению автора, будет иным код доходов по бюджетной классификации РФ КРБ , который указывается в разрядах 1 – 17 номера счета бюджетного учета принимающей стороной при отражении в учете операций по безвозмездному получению недвижимого имущества. Вместо кода XXX 207 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» следует указывать код

ХХХ 202 00000 00 0000 151 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В заключении отметим, что расходы по содержанию объекта недвижимости, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основных средств), отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (Письмо № 02-06-07/1061).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector