Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расчет восстановительного ремонта

ЕДИНАЯ МЕТОДИКА: УЧИМСЯ СЧИТАТЬ

Тема справедливой оценки восстановительного ремонта остается острой, несмотря на то, что Банк России более года назад утвердил «Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». С помощью нашего эксперта Сергея Зубриського попытаемся разобраться, как она работает, на конкретном примере.

Сергей Зубриський

окончил Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) в 1968 году, с 1970 по 2005 годы работал в МВД России, в настоящее время является профессором Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) кафедры «Автомобили и транспортно-технологические системы».

Рассмотрим, как производится расчет размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства (ТС) в случае ДТП по ОСАГО:

  • автомобиль – CHERY T11 TIGGO;
  • год выпуска – 2009;
  • пробег – 85251 км;
  • дата ДТП – 18 июля 2015 г.

При расчете будет применяться «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», утвержденная Банком России 19 сентября 2014 года №432-П (далее по тексту – Единая методика или Методика).

Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно п.п. 3.1. и п.п. 3.2. целью Единой методики является расчет расходов на восстановительный ремонт, установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до дорожно-транспортного происшествия. Перечень повреждений ТС в результате ДТП определяется при первичном осмотре поврежденного транспортного средства и может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных осмотров.

Согласно п.п. 3.3 Единой методики размер расходов на восстановительный ремонт определяется на дату дорожно-транспортного происшествия с учетом условий экономических регионов.

Согласно п.п. 3.4. Единой методики размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте ТС: «…относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа. » В соответствии с Единой методикой размер расходов на восстановительный ремонт поврежденного ТС определяется с учетом расходов на материалы и запасные части, необходимые для ремонта ТС, а также расходов на оплату работ по восстановлению ТС.

Расчет размера расходов (в рублях) на восстановительный ремонт производится по формуле:

Свр — стоимость ремонта (расходы на восстановительный ремонт);

Рр — расходы на проведение работ по ремонту транспортного средства;

Рзч — расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов).

Главным и самым сложным вопросом был и остается расчет амортизации узлов и агрегатов ТС. Согласно Главе 4 Единой методики, износ всех комплектующих изделий ТС рассчитывается износом ТС в целом. Но на самом деле существует целый ряд узлов и агрегатов ТС, которые не подвергаются или практически не подвергаются амортизации и имеют срок службы на протяжении всего срока службы ТС, но которые могут быть повреждены во время ДТП. Также следует не забывать, что существуют различные условия эксплуатации автомобиля, стиль эксплуатации и уход за ТС самим владельцем. Иными словами, общий подход здесь неприменим. Предложений по решению этого вопроса на сегодня множество, к примеру — индивидуальная оценка состояния ТС, как внешнего, так и технического, при заключении договора ОСАГО.

Согласно требованиям п.п. 4.1. Единой методики, «при расчете размера расходов на восстановительный ремонт стоимость ремонта уменьшается на величину размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов)», износ остальных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:

И ки— износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (процентов);

е — основание натуральных логарифмов (е ≈ 2,72);

T — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) его возраста;

Тки — возраст комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (лет);

L — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;

Lки — пробег транспортного средства с комплектующим изделием (деталью, узлом и агрегатом) (тыс. километров).

Значения коэффициентов ∆T и ∆L для различных видов транспортных средств приведены в приложении 5 данной Методики.

В нашем рассматриваемом случае, на примере автомобиля CHERY T11 TIGGO, значения вышеперечисленных коэффициентов будут следующие:

П.п. 4.3. данной Методики устанавливает следующее: «…срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), подлежащего замене, рассчитывается в годах (с использованием целых значений и применением округления в соответствии с правилами математики) от даты начала эксплуатации транспортного средства либо от даты замены такого комплектующего изделия. Если точная дата начала эксплуатации неизвестна, она принимается равной 1 января года выпуска». Подставляя данные коэффициенты в уравнение (2), получим:

Отсюда следует, что при расчете запасных частей мы будем учитывать износ узлов и агрегатов ТС, равный 44,52%.

Далее определим среднюю стоимость запасных частей на данный автомобиль в московском регионе по п.п. 7.2.1. Единой методики.

При расчете стоимости запасных частей следует помнить следующие критерии поиска, описанные в полной мере в п.п. 7.2.1., а именно: «…сбор исходной информации по ценам на запасные части для формирования общего массива выборки цен, включающих в себя цены максимально доступного количества позиций запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), содержащихся в каталогах изготовителей транспортных средств, проводится по публично доступным источникам (например, прайс-листы, информационные базы данных) розничных и оптовых цен компаний, осуществляющих поставки и/или продажи запасных частей в Российской Федерации; …при наличии возможности выбора цен «оригинальной» детали выбирается минимальная (в случае выбора из двух цен) или наиболее близкая к минимальной, но не минимальная (в случае выбора из трех и более цен) цена». А также: «…из всего массива, полученного в результате наблюдений цен в конечных точках продажи, для каждой запасной части (детали, узла, агрегата) из каждой группы цен выбирается (а не рассчитывается) одна цена — средняя. Выборка признается достаточной, если в ней есть три значения…».

Читать еще:  Расчет отпускных дней калькулятор онлайн

В нашем случае поиск запасных частей проходил 13 августа 2015 года Расчет по средней стоимости запасных частей и агрегатов и расчет по износу отображен в таблице1.

Расчет ущерба по ОСАГО: калькулятор выплаты РСА

При возникновении ситуации, когда становится необходимым рассчитать сумму компенсации ущерба, нанесенного автомобиля, многие водители не знают, как правильно это сделать. Нужно производить расчет ущерба по ОСАГО, используя специальный калькулятор, который рассчитает сумму выплаты водителю.

Что такое единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Единая методика расчета включает в себя большой перечень нюансов, исходя из которых становится возможным узнать наиболее точные данные причиненного ущерба автомобилю, а так же степень причастности водителя к этому происшествию. В этот список входит учет типа вождения водителя, наличия на дорогах каких либо знаков (на предмет несоблюдения их водителем), метеорологические условия, состояние дороги, по которой ехал автомобиль, внешние факторы, такие как другие автомобили, животные, состояние автомобиля на момент происшествия, в отношении которого производится расчет ущерба, изучение сведений ситуации.

Кто может ее использовать

Воспользоваться данной методикой может любой автомобилист, который испытывает необходимость в расчете ущерба.

Как рассчитать размер компенсации

Размер суммы, которую страховая компания выплатит водителю, зависит от множества факторов. К таким относится общий износ транспорта. В зависимости от степени износа (возраста автомобиля), страховая компания может понизить сумму выплаты не более, чем на 50% от положенной суммы, согласно действующим законам.

Кроме общего износа автомобиля,учитывается степень износа отдельных его деталей. Для того чтобы повысить сумму компенсации, необходимо сохранять чеки и квитанции на купленные и установленные детали.

Как рассчитать сумму ущерба

Для расчета суммы полученного автомобилем ущерба, необходимо воспользоваться специальным калькулятором. В его основу заложены такие нюансы как постоянно обновляющаяся база данных цен на запасные части автотранспорта, цена за 1 час работы на станции тех. обслуживания. Однако, полученная цифра не будет на 100% являться правдивой, так как расчет исходит только из поврежденных деталей (видимых повреждений).

Что делать в случае занижения компенсации

Нередки случаи, когда страховые компании произведя расчет суммы компенсации водителю, занижают ее. В таких случаях нужно обращаться к независимым экспертам (компаниям) для полной экспертизы автомобиля. При этом необходимо сохранить все документы касающиеся ДТП, такие, как квитанция об оплате и прочие. Затем, нужно составить заявление, в котором будет указано и обосновано несогласия с решением страховой компании касательно суммы выплаты по страховому случаю.

В качестве доказательств необходимо ссылаться на результаты полной экспертизы автомобиля независимыми экспертами. Составленное заявление нужно направлять на имя страховой компании, сделать это можно двумя способами, составить заявление письменно (напечатать) и прийти в офис компании, либо отправить скан заявления на официальный электронный адрес компании. После чего остается только ждать решения специалистов.

При обращении необходимо прикрепить все имеющиеся документы по ДТП, расчету и перерасчету суммы страховой компанией, свидетельство о полной экспертизе автомобиля независимыми экспертами, копию либо оригинал заявления, которые были направлены в целях перерасчета суммы выплаты.

Расчет стоимости ремонта ТС на сайте РСА

Для вычисления суммы, необходимой для восстановления автомобиля, замены каких либо его частей, нужно воспользоваться специальным калькулятором, такой присутствует на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА).

Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР + СМ + СД.
  • РК — это общий размер компенсации.
  • СР — это стоимость ремонта.
  • СМ — это стоимость материалов.
  • СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.

Величины для формул берутся конкретно для каждой экономической зоны, из справочников.

Посмотреть цены на запчасти можно на официальном сайте РСА по ссылке: prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html.

Заключение

Для получения более точной информации, которая повлияет на сумму выплаты страховой компанией, необходимо использовать специализированные калькуляторы, в некоторых случаях прибегать к услугам независимых экспертов, для полной оценки состояния автомобиля.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО: методика обмана

Двенадцать лет нам пытаются доказать, что ОСАГО — это полноценная защита интересов автовладельцев. Разбираемся в очередной инициативе Российского союза автостраховщиков, предусматривающей единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей.

04 Edinaya metodika_zr 02_15

РАСЧЕТ ПО ЕДИНОМУ СТАНДАРТУ РСА

С 1 декабря 2014 года все страховые компании, работающие в системе ОСАГО, перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей. Ранее стоимость ремонта эксперты СК оценивали по-разному. Порой итоги расчетов двух специалистов различались втрое. К чему это привело? Страховщики выплачивали минимум — и потерпевшие пошли в суды.

Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и страховые компании лишились весомого куска прибыли. Им нужно было принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно. Первым делом повысили стоимость полиса на 30%. Затем появился документ, устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта — единый для всех экспертов.

Над документом долго работали специалисты РСА — ведь нужно было учесть еще и стоимость запасных частей, а их в справочнике более 40 миллионов наименований!

БЕЗ УЧЕТА ИНФЛЯЦИИ

Для определения стоимости ремонта регионы разделили по отдельным зонам. Всего их тринадцать. Для каждой — свои ценники на запчасти. Чтобы проверить, к какой зоне относится тот или иной регион, достаточно зайти на сайт РСА (autoins.ru) в раздел «ОСАГО». Там же можно проверить и стоимость запасных частей. Правда, для этого нужно знать их заводское обозначение.

miiatura_zr 02_15

В РСА уверяют, что цены на ремонт и запчасти установлены рыночные и разногласий между потерпевшими и страховщиками теперь не будет. Так ли это? Проверим.

Для чистоты эксперимента возьмем реальный автомобиль, пострадавший в ДТП, — седан Nissan Teana 2011 года выпуска с пробегом 59 482 км. Эксперты компании «Кримэкспертиза» сделали расчет стоимости ремонта как по единой методике РСА, так и по рыночным ценам Московского региона. По методике РСА с учетом износа потерпевшему выплатят 158 тысяч рублей, тогда как реально, если не учитывать износ деталей, для ремонта автомобиля понадобится 248 тысяч. Разница — 90 тысяч рублей! А если брать рыночный расчет (с учетом износа) наших экспертов, то эта разница сократится до 38 тысяч рублей, но все равно останется.

Основная причина нестыковок — стоимость запасных частей. Мы проверили цены на детали на сайте РСА и сравнили со среднерыночными по Москве. Оказалось, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару, а справочники составляли, когда курс был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода.

Читать еще:  Расчет пени за несвоевременную оплату

Недостаточной будет и сумма, выплаченная на ремонтные работы. Стоимость нормочаса для марки Nissan в методике занижена. К примеру, неофициальные сервисные станции берут за кузовные работы 1000 рублей за час, у официалов расценки еще выше — от 1500 рублей. А в методике указана сумма 900 рублей за нормочас (для Центрального экономического региона, куда входит и Москва).

Есть и другие проблемы. По мнению эксперта Александра Гладышева, некоторые повреждения автомобиля, например перекосы кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А дорогостоящие измерительные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах. В результате стоимость таких работ специалистами страховщиков учитываться не будет. А значит, и денег окажется недостаточно для ремонта автомобиля.

НАЙТИ ВЫХОД

Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант — обзавестись полисом каско. Но его могут себе позволить не все.

Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость ремонта, — методика РСА. При этом, если разница между выплатой страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой иск к рассмотрению в суде. А рассчитать ущерб на сумму, которая больше этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта, эксперт теперь не сможет — методика не позволит. Поэтому единственный выход для автовладельцев, не имеющих полиса каско, — не брать деньгами, а требовать направления на ремонт в автосервис. Благо это предусмотрено правилами ОСАГО.

Будет ли ремонт качественным? Об этом мы расскажем в следующий раз.

ЦБ представил новый подход к расчету выплат по ОСАГО

ЦБ подготовил проект новой редакции Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт автомобиля по ОСАГО, сообщил в среду регулятор.

Сейчас на основании этой методики рассчитывается размер расходов на ремонт автомобиля и выплат возмещения по ОСАГО. Документом обязан руководствоваться Российский союз автостраховщиков (РСА), который создает справочник средней стоимости запчастей для выплат по ОСАГО.

Главное отличие новой редакции документа в том, что справочники будут создаваться отдельно для каждого региона страны и обновляться будут раз в три месяца (сейчас РСА делает это раз в полгода). Еще в апреле 2016 г. Управление Федеральной антимонопольной службы Татарстана установило, что справочники составлены с нарушениями: РСА злоупотреблял своим положением при создании справочников, они не учитывали экономическую ситуацию в каждом конкретном регионе и противоречили методике ЦБ.

Теперь перед каждой публикацией новых справочников РСА должен будет разместить ее на своем сайте и собрать замечания экспертов, пишет ЦБ. Он отмечает, что проектом новой редакции уточнены источники получения информации о стоимости запчастей, «скорректирован и более четко прописан порядок определения финальной цены, которая должна попасть в справочник». В отдельных случая эксперту-технику разрешается самостоятельно изучить формирование стоимости запчасти.

ЦБ отмечает, что при подготовке новой редакции методики учел правоприменительную практику и предложения, которые поступили от страховщиков, экспертных организаций, дилеров, автопроизводителей, федеральных органов исполнительной власти. Новый документ повысит прозрачность формирования ценовых справочников и исключит неоднозначные формулировки, «которые ранее вызывали большое количество разногласий в экспертном и страховом сообществе», обещает регулятор.

Как скоро заработает новая методика, в сообщении ЦБ не говорится. «Ведомости» ожидают дополнительных комментариев представителя регулятора.

К старой методике были претензии: цены в ней не соответствовали рыночной ситуации, в том числе с учетом региональных различий, рассказывает руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов. «Это была крайне острая проблема, вызывавшая массу претензий к страховщикам, в том числе судебных, и требовавшая неотложного решения», – говорит он.

Суды начали взыскивать выплаты по ОСАГО сверх расчетной компенсации

В новой редакции документа цены станут более рыночными, считает Крупнов. Например, при определении стоимости запчастей будут учитываться прайс-листы заводов-изготовителей, дилеров и поставщиков запчастей, перечисляет достоинства нововведений он. Однако он замечает, что в обновленной методике ЦБ есть и ряд недостатков: «Заметно тяготение к замене оригинальных на неоригинальные запасные части с максимально низкой стоимостью». Ограничение установлено только на использование запчастей, «цена которых составляет менее 30% минимальной цены оригинальной запасной части», говорится в документе ЦБ. «Это слишком низкий порог отсечения, позволяющий на законных основаниях использовать запчасти, если и не заведомо низкого, то весьма сомнительного качества», – считает Крупнов.

Он опасается, что повсеместное использование страховщиками возможностей для экономии, предоставленных методикой ЦБ, не снизит количество претензий по качеству ремонта со стороны пострадавших в ДТП.

Лидер рынка ОСАГО «Альфастрахование» изучает документ ЦБ и сформулирует свою позицию по нему позже, сказал его представитель. «РЕСО-гарантия» проекта ЦБ не видела, комментировать его не может, сказал представитель страховщика. «Ведомости» ожидают комментариев представителей других крупных страховщиков ОСАГО. Новая методика с большой долей вероятности снизит число спорных ситуаций, надеется директор департамента экспертизы и урегулирования убытков «Согласие» Павел Бикетов.

РСА изучает проект ЦБ, сказал представитель союза. Он добавил, что часть новых требований уже реализована. Так, с декабря 2018 г. цены рассчитываются по каждому региону, а не по экономическим зонам, как это было ранее. «При этом сами по себе эти изменения не делают цены в справочнике выше или ниже, цены лишь уточняются, что приводит к небольшим корректировкам по некоторым позициям справочника», – считает представитель союза. По его мнению, предпосылок для повышения цен в справочниках, как и для их снижения, не содержит и опубликованный ЦБ документ.

«Ведомости» направили запрос представителю УФАС Татарстана о том, устраивает ли службу новая редакция методики.

Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь

Наши проекты

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Читать еще:  Сверка расчетов с контрагентами

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Что такое «Единая методика» расчета ущерба по страховому полису ОСАГО, и как она применяется?

Что такое «Единая методика»

Указанным документом должны руководствоваться в своей деятельности страховщики и экспертные организации, когда они устанавливают ущерб, причиненный транспортному средству (далее — ТС) и описывают характер повреждений. ФЗ «Об ОСАГО» возлагает на страховщиков обязанность руководствоваться именно этой методикой при определении величины ущерба (абзац второй, п. 15.1 ст. 12 Закона).

Когда появляются споры, суды проверяют заключения экспертов на их соответствие Единой методике. Если будет установлено несоответствие, такое заключение экспертизы суд не примет в качестве доказательства, на которое можно ссылаться при вынесении решения.

Из чего состоит

Это положение включает в себя несколько глав, каждая из которых описывает порядок действий эксперта при проведении какого-либо действия. Так, единой методикой регламентируются:

  • процедура проведения осмотра ТС, установления наличия и характера повреждений ТС, которые будут включены в стоимость восстановительного ремонта;
  • процедура анализа обстоятельств аварии и обстоятельств происхождения повреждений ТС;
  • порядок определения стоимости расходов для замены материалов и запчастей, а также оплаты ремонтных услуг, которые понадобятся для восстановления ТС;
  • порядок определения величины износа ТС;
  • порядок определения стоимости годных остатков (ГОТС) в случае полной конструктивной гибели ТС;
  • порядок установления стоимости ТС до момента аварии;
  • порядок составления и утверждения справочников, которые содержат сведения о стоимости запчастей, материалов и ремонтных работ.

В каких случаях применяется

В идеале правила Единой методики должны были привести к единообразию мнений при определении стоимости ремонта ТС, обстоятельств ДТП, обстоятельств возникновения повреждений и пр.

Тем не менее растет количество автоэкспертов, которые могут не руководствоваться положениями данной методики, а будут исполнять волю заказчика. Это приводит к большому количеству споров в судах.

Положения Единой методики регламентируют правила проведения осмотра ТС и фотографирования повреждений. Определяют показатели, благодаря которым эксперты могут установить порядок устранения причиненных повреждений.

Из-за увеличения количества случаев мошенничества страховщики стали более внимательно подходить к определению причин ДТП. Так, «потерпевший» может заявить ложные обстоятельства повреждения автомобиля. Поэтому требуется проводить мероприятия для установления причин возникновения повреждений ТС. При исследовании таких обстоятельств эксперты также обращаются к положениям методики.

Определение цены автомобиля до аварии и определение цены ГОТС необходимо для случаев, когда восстановительный ремонт нецелесообразен, и страховщик будет возмещать ущерб по правилам полной гибели ТС.

От правильности определения всех указанных величин зависит конечный размер выплаты страховщика.

Положения Единой методики обязательны к применению:

  • страховщиками;
  • экспертными организациями;
  • судебными экспертами;
  • судами.

Представители страховщика по указанным правилам проводят осмотр поврежденного автомобиля и производят фотографирование.

Экспертные организации, руководствуясь правилами, считают размер причиненного ущерба и приходят к выводам о соответствии повреждений обстоятельствам ДТП. Судебные эксперты при проведении экспертизы не могут опираться на материалы ранее проведенных экспертиз, а вновь проводят исследование по этой методике.

Суды при исследовании доказательств сопоставляют заключение эксперта и правила Единой методики. Оценивают правильность выводов заключения и правильность применения положений этих правил.

Случай из судебной практики. Потерпевший в ДТП автовладелец обратился с иском в суд, потому что страховая выплата была произведена не в полном объеме. В качестве доказательства он предоставил суду отчет об оценке, но суд не принял это доказательство, потому что заключение не соответствовало положениям Единой методики и не содержало в себе фотоматериалы. Назначенная судом экспертиза показала, что разница между произведенной выплатой и требованиями истца составляет меньше 10%, что находится в пределах статистической достоверности. В связи с чем суд отказал в удовлетворении требований истца.

В другом случае суд не принял заключение эксперта, представленное истцом, потому что акт осмотра ТС не содержал сведений о наличии эксплуатационных дефектов, что повлияло на определение величины износа.

Как производятся расчеты при применении Единой методики

Величина стоимости ремонта определяется на дату ДТП с учетом экономического региона. Этот показатель имеет значение, потому что для каждого экономического региона рассчитываются свои коэффициенты.

Расчет стоимости ремонта производится путем сложения слагаемых:

  • стоимость ремонтных работ;
  • стоимость материалов (шпатлевка, технологические жидкости и т. д.);
  • стоимость запчастей.

Стоимость ремонтных работ рассчитывается как произведение трудоемкости работы на среднюю стоимость одного нормочаса работ. Трудоемкость определяется по нормативам, установленным производителем ТС, а нормочас – по справочникам цен или путем анализа цен на аналогичные работы в авторемонтных организациях.

Стоимость материалов определяется исходя из количества материалов, которые потребуются при ремонте, и цены за одну единицу. Стоимость материалов также проверяется через справочники цен.

Стоимость запчастей определяется по сведениям справочников, а в отдельных случаях изучается рынок деталей, бывших в употреблении.

Расчет стоимости годных остатков осуществляется через площадки специализированных торгов, где продаются поврежденные автомобили, или через сайты, где продаются подержанные автомобили. При этом учитывается стоимость затрат на демонтаж, дефектовку, хранение и продажу.

Годные остатки рассчитываются в случае определения целесообразности восстановительного ремонта. Вторым критерием, который необходим для определения целесообразности, является стоимость автомобиля до аварии. Для этого эксперты анализируют информационно-справочные материалы, с помощью которых рассчитывают среднюю стоимость аналогичных ТС на дату аварии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector