Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расчет нормативных затрат

Рассчитываем нормативные затраты

Каждый заказчик ежегодно формирует план закупок, в котором должны отражаться цели приобретения тех или иных товаров, работ или услуг, конкретные требования к ним, а также нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов, органов, управляющих внебюджетными фондами, а также казенных учреждений. Так как планирование закупочной деятельности находится в неразрывной связи с планированием бюджета, понятие нормативных затрат (НЗ) имеет очень важное значение.

Сущность нормативных затрат

Нормативные затраты — это прямой инструмент для расчета количественных показателей закупки. Они используются в целях обоснования объекта торгов. Заказчики должны лимитировать объемы закупаемой продукции и делать это посредством расчета НЗ, а результаты вычислений с применением количественных и ценовых нормативов должны быть в пределах доведенных бюджетных обязательств.

Порядок расчета регулируют федеральные государственные органы, выпуская приказ или распоряжение. Утверждаются НЗ ответственным уполномоченным должностным лицом, представляющим госорган.

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях НЗ регламентируются ПП РФ от 13.10.14 № 1047, устанавливающим общие правила. Нормативные затраты на обеспечение функций казенного учреждения, подведомственного территориальному муниципалитету, определяются ПП РФ (Правила) от 20.10.2014 № 1084. Правилами определяются:

  • расчетные формулы и порядок их применения на практике;
  • порядок расчета без применения формул.

Возможность изменять видовые признаки расходов, а также добавлять собственные (п. 5 Общих правил № 1047) для учреждений исключена.

Если порядок определения в Правилах не установлен, то они рассчитываются способом, обозначенным ФГО.

Нормативные затраты для бюджетных учреждений в 2020 году также должны быть отражены в сформированных после доведения им бюджетных лимитов планах-графиках и планах закупок (ст. 17 44-ФЗ). При нормировании закупочной деятельности БУ и АУ ответственным специалистам (контрактный управляющий или контрактная служба) необходимо руководствоваться актами главных распорядителей бюджетных средств:

  • ведомственный перечень;
  • на выполнение функций.

На основании этих двух документов представители заказчика получают полное правовое представление о потребительских, количественных и ценовых свойствах планируемой к приобретению продукции.

Расчет нормативных затрат

Существует ряд способов расчета:

  1. бесформульный;
  2. формульный — с применением формул без количественных и ценовых нормативов на товары, работы или услуги;
  3. формульный с применением нормативов, определяющих количество и цену товаров, работ или услуг, утвержденных Постановлением № 1084 либо федеральными государственными органами.

При первом способе в пунктах 103-106 Правил Постановления Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 предусматривается порядок измерения в денежном выражении (например, проектно-сметная документация или рассчитанные фактические расходы в отчетном периоде — финансовом году).

Во втором способе применяется формула:

Знз = Vлбо * К, где

  • Знз — НЗ по соответствующему товару/работе/услуге;
  • Vлбо — объем принятых лимитов БО отчетного периода по контрактам на поставку соответствующих ТРУ;
  • К — повышающий коэффициент, например, коэффициент инфляции.

Для этого способа в ведомственном перечне ФГО также утверждается определение НЗ в денежном выражении.

В бюджетных и автономных учреждениях, для которых НЗ выступают индикатором, определяющим объем годового финансового бюджетного обеспечения, необходимого для выполнения ими государственного (муниципального) задания, применяется следующая расчетная формула:

Nj = N * Kt * Vj * Ke, где

  • N — НЗ на выполнение определенной единицы работы;
  • Kt — корректирующий коэффициент (территориальный);
  • Vj — объем выполняемой работы;
  • Ke — коэффициент выравнивания при расчете нормативных затрат. Он определяется на основании рекомендаций Минфина организациями, выступающими в роли ГРБС, в целях обоснования выделяемых из бюджета ассигнований на очередной отчетный финансовый год и плановый период.

В третьем способе рассчитываются НЗ для следующих групп должностей:

  • согласно п. 5 Правил, не требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей, размер которых не утвержден в рамках постановления № 1084. Для данной группы необходимо в обязательном порядке определить и утвердить НЗ в ведомственном акте нормативы количества и цены;
  • требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей (п. 5 Правил). Их размер также не утвержден положениями постановления № 1084;
  • требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей по п. 5 Правил, размер которых утвержден постановлением № 1084.

Расчет нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания с применением натуральных показателей

Нормирование затрат на оказание услуг, выполнение работ федеральными государственными учреждениями законодательно введено в 2012 году. Практическое применение норм началось в 2014 году. С этого момента система нормирования затрат непрерывно развивается. О новых требованиях регулятора и практических рекомендациях по организации процесса нормирования затрат рассказывает журналу «Метод» аналитик «Корпорации «Парус» Александр Письменюк.

НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ НОРМИРОВАНИЯ

19 июля 2018 года утверждена новая редакция постановления Правительства РФ № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Документ конкретизирует требования к применению нормативов расходов учреждений с детализацией до натуральных показателей, что является одним из наиболее действенных инструментов оптимизации затрат. Однако этот инструмент органы власти практически не применяют. Большинство нормативов утверждаются федеральными ведомствами в рублевом эквиваленте, и понять, какие материальные, технические и кадровые ресурсы и в каком объеме в них заложены, невозможно.
В соответствии с новой редакцией постановления нормативы прямых затрат на оказание услуг должны формироваться исключительно на основе стандартов, а нормативы общехозяйственных расходов — на основе стандартов или методов расчета. В документе содержится несколько отступлений от данного требования, но в целом новые условия вступают в противоречие с положениями приказов федеральных органов власти об утверждении общих требований к расчету нормативных затрат, которые допускают применение расчетных методов в том числе и при определении прямых нормативных затрат.

Проблема с практической реализацией нового подхода в том, что отраслевые стандарты материально-технического и кадрового обеспечения оказания услуг, содержащие натуральные нормы, отсутствуют у большинства органов власти. Если же они и разработаны, то охватывают далеко не все компоненты, необходимые для расчета нормативных затрат.
Если взять основные отрасли социальной сферы, то наиболее широко стандарты применяются в спорте. Стандарт спортивной подготовки по виду спорта содержит нормы кадрового и материально-технического обеспечения, выраженные в натуральной форме и используемые при определении величины базового норматива затрат на оказание соответствующей услуги. В здравоохранении в отношении услуг, оказываемых не за счет средств ОМС, а за счет федерального бюджета, разработаны порядки оказания медицинской помощи, которые содержат натуральные нормы кадрового и материально-технического обеспечения для расчета базовых нормативов затрат. В образовании применяются федеральные образовательные стандарты, в которых приведены требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы, но в них отсутствуют нормы, выраженные в натуральной форме. В сфере культуры стандарты не утверждены. В сфере социального обслуживания населения понятие стандарта социальной услуги введено Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442‑ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», предусматривающим, что стандарты разрабатываются на уровне субъектов Российской Федерации. Как показывает практика, эти документы представляют собой простые таблицы с параметрами оказания услуг и не в полной мере применимы для расчета нормативов затрат.

Читать еще:  Сверка расчетов с контрагентами образец

ЗАТРАТЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ

Требования постановления Правительства РФ № 640 ужесточены в первую очередь именно в отношении работ. Раньше, если нормы были установлены стандартом — они использовались, если стандарт норм не предполагал — не применялись. Этот вопрос оставался в компетенции самого органа власти. После утверждения новой редакции постановления расчет нормативных затрат на выполнение работ с применением показателей материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работы, по видам затрат исходя из нормативов их потребления стал обязательным.
В частности, предусмотрены такие методы расчета норматива, как метод эффективного учреждения и медианный. Первый предполагает усреднение показателей деятельности наиболее эффективного учреждения подведомственной сети (характеризующегося минимальным объемом затрат на выполнение работы) за несколько лет. Это достаточно жесткое нормирование: для отстающих от лидера учреждений норматив будет труднодостижимым. Медианный метод обеспечивает более мягкое регулирование: за норму принимается средняя величина показателя по сети.

ПРИМЕНЯЕМ НАТУРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: РЕКОМЕНДАЦИИ

Прежде всего необходимо четко определить границы смежных услуг, так как в перечнях услуг их названия приводятся с разной глубиной детализации по процессам, блокам, подвидам деятельности и расходам. В результате у учреждений содержание одной и той же услуги может сильно различаться. Следует устранить разночтения и обеспечить нормирование в масштабе подведомственной сети по единым принципам.
Затем проводится анализ достаточности информации для расчета нормативов на оказание услуг, выполнение работ. Как уже было сказано, стандартов мало и они не всегда содержат исчерпывающую информацию для определения нормативов, поэтому применяются методы — медианный или эффективного учреждения. Основные сложности на этом этапе: управленческий учет расходов ресурсов за прошлые периоды не велся в разрезе работ и услуг, поэтому отсутствует необходимый массив управленческих данных; либо менялись перечни услуг, и аналитические данные за разные периоды несопоставимы. Следовательно, требуется собрать информацию за предыдущие периоды в необходимых разрезах. С этой целью нередко составляют анкету для запроса данных у подведомственных учреждений. Мы не рекомендуем этого делать из-за низкого качества предоставляемой информации.
Более корректное решение — централизованно распределять нормы-показатели по единой расчетной формуле и запрашивать у учреждений только данные, пусть укрупненные, которые можно подтвердить статистической, управленческой или бухгалтерской отчетностью. Следующие этапы — определение нормативов в натуральном виде, балансировка и оптимизация нормативов в финансовой оценке.
Следует подчеркнуть, что нормативы в натуральном виде обязательно подлежат финансовой оценке. После этого они закладываются в финансовую модель. Если модель не работает, меняют не финансовый норматив, а натуральные параметры той или иной услуги. Связано это с тем, что основное условие нормирования затрат — величина нормативных затрат не должна превышать лимитов, которые доводятся до учреждений. Норматив, не обеспеченный финансово, требуется оптимизировать, сбалансировать с точки зрения бюджетных лимитов. Эта работа проводится ежегодно. И каждый год финансовые возможности ужесточаются, поэтому нормативы нуждаются в корректировке.
Таким образом, в условиях бюджетных ограничений норматив — величина зависимая, а не константа. Причем при расчете и балансировке нормативов необходимо учитывать возможности не конкретного учреждения, а всей подведомственной сети. Если норматив не дает обеспечения сетевых показателей по финансированию или объему услуг, значит, он неприменим.

ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ

Основной посыл: оптимизировать нужно аккуратно. Есть нормы, которые в принципе нельзя занижать. Например, если они установлены стандартом, определяющим минимальную обеспеченность ресурсами услуги или работы, или при условии, что уменьшение норматива приведет к снижению качества услуги или работы.
При утверждении нормативов, рассчитанных эффективным методом, у учреждений, отстающих от образцового, нередко возникает шок: они недотягивают до целевого уровня по объему или расходам, в результате их финансирование сокращается. Следовательно, может пострадать материально-техническая база, кадровый состав. Для смягчения эффекта в данном случае используют поправочные коэффициенты, которые, однако, при широком применении могут свести на нет результат нормирования. Применение коэффициентов допустимо для обеспечения плавности перехода подведомственной сети на нормативы. Параллельно необходимо применять меры к тому, чтобы учреждения либо ежегодно оказывали больший объем услуг, либо уменьшали свои затраты, не влияющие напрямую на качество услуг, в частности общехозяйственные расходы, связанные с выполнением административно-управленческих функций.
Ошибки при построении системы нормирования затрат чаще всего связаны с отсутствием плана перехода к нормированию затрат. Сейчас потребность ведомств в инструментах нормирования носит сезонный и циклический характер. Органы власти ежегодно в период с июня по сентябрь приступают к работе по организации нормирования затрат с применением натуральных показателей, не доводят ее до конца, поскольку за один год такой объем задач не решить, на следующий год начинают с чистого листа и завершают с тем же успехом. Отсюда главная рекомендация: не пытаться за два месяца произвести расчет нормативов по всем услугам и работам в масштабе всей подведомственной сети. Эту работу лучше разбить на несколько этапов продолжительностью в несколько лет и получить гарантированный результат.
Начать следует с малого: реализовать пилотный проект, на котором отработать и закрепить методику расчета нормативов. Пошаговая рекомендация следующая: необходимо выбрать три максимально близких подведомственных учреждения (например, по количеству персонала, перечню и объему оказываемых услуг), выбрать одну общую оказываемую услугу, разработать форму расчета или взять готовую форму в разделе «Пример расчета норматива» на сайте minfin.ru и адаптировать ее с учетом особенностей деятельности. Далее следует организовать процесс заполнения форм подведомственными учреждениями. Можно натуральные показатели выделить в группы (мебель, оборудование) или ограничиться статьями затрат (оплата труда, материальные запасы). Главное в текущем периоде — зафиксировать результат расчета, пусть не полный или укрупненный, а в следующем периоде продолжить расчет или детализировать ранее полученные показатели.

Расчет нормативных затрат — один из самых сложных и трудоемких процессов в бюджетном планировании, при этом у подавляющего большинства органов власти эти расчеты не автоматизированы и ведутся в разрозненных файлах Excel, то есть практически вручную. Отмечу, что сложность параметрической модели нормирования затрат с применением натуральных показателей в разрезе материальных, технических и трудовых ресурсов по нескольким услугам сети учреждений очень высокая. Без применения информационной системы сложно или даже невозможно оперативно решить все методические, организационные и технологические задачи, стоящие перед федеральными органами власти в области нормирования затрат.
К автоматизации нормирования затрат нужно подходить комплексно. В этом случае в рамках проекта осуществляется разработка и применение единых методических подходов к расчету нормативных затрат в масштабе сети учреждений; внедрение достоверного управленческого учета и использование учетных данных в процессе стандартизации услуг и работ и для оценки эффективности учреждений; автоматизация процедур сбора и хранения данных в единой системе, где посредством веб-интерфейса одновременно работают орган власти и подведомственные учреждения; расчет норм по большому количеству объектов, анализ и балансировка показателей, оптимизация расходов.
Нормирование затрат призвано стать рычагом повышения эффективности, обеспечить сопоставимость и прозрачность расчетов в бюджетировании. Но если расчет нормативных затрат на практике не будет автоматизирован, то трудозатраты, сопровождающие процесс, превысят потенциальную пользу от применения этого инструмента.
Внедрение информационных систем в ряде ведомств (Федеральное агентство научных организаций, Росстандарт, Россельхознадзор) уже доказало свою эффективность. Например, в Россельхознадзоре автоматизация обеспечила оперативность в расчетах, прозрачность обоснования нормативных затрат. Кроме того, там с помощью системы осуществляется контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделенных учреждениям на выполнение работ в рамках государственных заданий.

Читать еще:  Перерасчет больничных листов прошлого периода

Как рассчитать нормативные затраты

Нормативные затраты — это специфический показатель, при помощи которого учредитель определяет объем финансового обеспечения учреждения на соответствующий финансовый год. Норматив используется для исчисления объема субсидии на муниципальное задание. Порядок подсчета имеет ряд особенностей.

Суть и предназначение

Норматив затрат используется как отдельный показатель расчетного алгоритма, чтобы определить объем финансирования учреждений бюджетной сферы. Учредитель или иной уполномоченный субъект определяет норму расхода на выполнение конкретной услуги или работы. Затем эта норма пересчитывается с учетом фактических реалий и характеристик получателя финансирования.

Простой пример: учредитель — муниципальный отдел образования. Сначала РОО исчисляет нормативные затраты на 2020 год для подведомственных организаций. То есть стоимость образовательной госуслуги из расчета на одного учащегося. После исчисления норматива объем финансового обеспечения исчисляется как произведение стоимости услуги и количества учащихся в конкретном учреждении.

Допустим, стоимость услуги на 1 ученика — 100 000 рублей.

Ключевая суть нормативных затрат заключается в том, чтобы определить один стандарт для всех. То есть усреднить или уравнять порядок финансирования, чтобы обеспечить справедливость.

Правовые основы регулирования

При формировании стандартов финансирования распорядителям бюджетных средств важно учитывать действующие рекомендации и нормативы. Конкретных ссылок на законодательные акты нет. Единый порядок расчетов и исчисления устанавливают учредители и профильные министерства. Какие требования учитывать при расчетах:

  1. Порядок формирования и финансового обеспечения, утвержденный Правительством, порядки, утвержденные региональными и муниципальными органами власти, в ведомственном подчинении которых находятся учреждения.
  2. Общие требования и правила к определению норматива трат, определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в конкретной сфере деятельности или отрасли. То есть отраслевые правила и рекомендации.

При исчислении затратных норм учредитель руководствуется законодательными требованиями и отраслевыми правилами. Например, муниципальный отдел образования, исчисляя нормативные затраты для бюджетных учреждений, руководствуется:

  • Постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640 (ред. от 09.07.2019) — требования федерального уровня;
  • Порядком формирования и финансового обеспечения госзадания, утвержденным на региональном и муниципальном уровнях;
  • отраслевыми рекомендациями и правилами. Это Приказы Минпросвещения России от 20.11.2018 № 235 и № 237.

Например, при расчете нормативных затрат учреждений культуры или здравоохранения следует учитывать отраслевые рекомендации профильных министерств и ведомств.

Кто рассчитывает

Обязанность по исчислению нормативов издержек лежит на учредителе либо на органе власти, осуществляющем полномочия и функции учредителя. Но это не значит, что иные организации и ведомства не вправе принимать участие в расчете. Для исчисления стандартов задействуют:

  1. Учредителя или распорядителя бюджетных средств. Только эта категория участников бюджетного процесса наделена полномочиями по распределению и доведению финансирования.
  2. Централизованные бухгалтерии и расчетные центры. Участвуют в исчислении как функциональная единица. То есть выполняют расчеты, выкладки, сбор и обработку информации, необходимой для подсчета.
  3. Учреждения — получателей субсидий. Получатель финансирования обязан принимать участие в подсчетах. Это необходимо, чтобы довести до учредителя фактические потребности в финансировании. Например, чтобы рассчитать нормативные затраты на обеспечение функций казенного учреждения, в отношении которого доведено госзадание.

Принципы расчета

Требования к расчету нормативных издержек определяются с учетом места нахождения, специфики деятельности и отраслевой принадлежности, но выделяют несколько единых принципов.

Расчет нормативных затрат на оказание государственных услуг

В целях определения объема затрат на оказание государственных услуг, необходимых для расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, Министерством финансов РФ совместно с Министерством экономического развития РФ разработан Приказ №137н/527 от 29 октября 2010г. «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений» (далее — Приказ № 137/527).

Порядок определения нормативных затрат утверждается для одной либо нескольких однотипных государственных услуг, входящих в ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями, в качестве основных видов деятельности. Данный порядок определения нормативных затрат может быть одинаков если учреждения оказывают одни и те же услуги. Затраты могут определяться как на каждое учреждение по отдельности, так и в среднем на группу учреждений, или с учетом корректирующих коэффициентов. Корректирующие коэффициенты учитывают такие особенности как, место расположения учреждения, его оснащенность и прочие.

Нормативные затраты на оказание государственных услуг — это расчетные показатели финансового обеспечения, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственных услуг за счет средств бюджета исчисленные в расчете на единицу оказания услуги.

Нормативные затраты на оказание государственным учреждением услуг физическим и (или) юридическим лицам могут определяться органом исполнительной власти в отношении каждого из подведомственных ему государственных учреждений исходя из фактического размера бюджетных ассигнований, выделенного на финансирование государственных услуг за текущий период с учетом прогнозируемого индекса роста цен и тарифов.

Согласно Приказу № 137/527 нормативные затраты на оказание одной государственной услуги в соответствующем финансовом году определяются по следующей формуле:

Gj – нормативные затраты, определенные для j-той группы затрат на единицу государственной услуги на соответствующий финансовый год.

При определении нормативных затрат на оказание государственной услуги учитываются:

  • нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (прямые);
  • нормативные затраты на общехозяйственные нужды (косвенные);
  • нормативные затраты на содержание имущества.

К нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги, относят следующие:

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;
  • приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;
  • иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды включают в себя такие группы как:

  • затраты на коммунальные услуги;
  • затраты на содержание объектов недвижимого имущества;
  • затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;
  • затраты на приобретение услуг связи;
  • затраты на приобретение транспортных услуг;
  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги);
  • затраты на общехозяйственные нужды.

В случае, если учреждение оказывает несколько государственных услуг, распределение затрат на общехозяйственные нужды по отдельным государственным услугам рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:

  • пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги;
  • пропорционально объему оказываемых государственных услуг в случае, если государственные услуги, оказываемые учреждением имеют одинаковую единицу измерения объема услуг (чел., тыс. чел, посещений и т.д.);
  • пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги (при возможности распределения общего объема площадей учреждения между оказываемыми государственными услугами);
  • путем отнесения всего объема затрат на общехозяйственные нужды на одну государственную услугу (или часть оказываемых учреждением государственных услуг), выделенную в качестве основной услуги для учреждения;
  • пропорционально иному выбранному показателю.
Читать еще:  Расчет средней цены формула

Для определения нормативных затрат могут использоваться следующие методы:

При применении структурного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются пропорционально выбранному основанию (например, затратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, участвующего непосредственно в оказании государственной услуги; численности персонала, непосредственного участвующего в оказании государственной услуги; площади помещения, используемого для оказания государственной услуги и др.).

При применении экспертного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются на основании экспертной оценки (например, оценки доли группы затрат (например, трудозатраты) в общем объеме затрат; необходимых для оказания государственной услуги и др.).

Выбор метода (-ов) определения нормативных затрат для каждой группы затрат осуществляется в зависимости от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания государственной услуги.

Расчет нормативных затрат и анализ отклонений в системе «стандарт-кост»

Нормативные затраты представляют собой предопределенные реалистичные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу ГП. Они включают все три элемента производственных затрат — прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и общепроизводственные расходы, которые в свою очередь состоят из следующих показателей:

1.нормативная цена прямых материалов;

2.нормативное количество прямых материалов;

3.нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам);

4.нормативная ставка оплаты прямого труда;

5.нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов;

6.нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов.

Нормативные затраты прямых материалов определяются так:

где нормативная цена прямых материалов представляет собой тщательную оценку затрат определенного вида прямого материала на следующий учетный период;

нормативное количество прямых материалов — это оценка ожидаемого количества материалов, которое будет использовано для производства единицы продукции.

Нормативное количество или нормы расходов основных материаловустанавливаются исходя из специфики конкретного продукта и показывают, какое количество материалов необходимо для изготовления единицы продукции при заданной производственной технологии. Рассчитывается количество материалов, необходимых для выполнения каждой отдельной операции. Разработкой данных норм занимается производственно-технологический или планово-производственный отдел.

Нормативные цены на материалыустанавливаются отделом закупок на основе изучения ситуации на рынке, с учетом возможных изменений в уровне цен. При этом должны быть учтены такие факторы, как территориальная удаленность поставщика, условия доставки, предоставляемые скидки, гарантии качества и другие.

Нормативные затраты прямого трудаопределяются:

где нормативное рабочее время отражает время, необходимое для каждого подразделения, станка или процесса, чтобы произвести одну единицу или одну партию изделий;

нормативная ставка оплаты прямого труда выражает почасовые затраты труда, ожидаемые в следующем учетном периоде для каждой операции или вида работ.

Нормативное рабочее время в расчете на единицу продукциипоказывает, какое количество чел.-ч. необходимо для изготовления данного продукта при соблюдении определенной технологии. Оно рассчитывается путем детального анализа всех производственных операций и установления наиболее эффективных методов производства, использования оборудования и условий работы. При этом в нормативные трудозатраты включаются также неизбежные простои по объективным причинам. За расчет данных нормативов отвечает производственно-технологический отдел.

Нормативная ставка оплаты трудаобычно соответствует часовым тарифным ставкам, присваиваемым в соответствии с квалификацией и опытом рабочих. Тарифные ставки, в целом, определяются политикой организации и указываются в контрактах или трудовых договорах, заключаемых с работниками.

Нормативные общепроизводственные расходы представляют собой сумму оценок переменных и постоянных ОПР в следующем учетном периоде. Эти оценки основаны на нормативном коэффициенте, который состоит из 2-х частей:

— для переменных затрат;

— для постоянных затрат.

Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходовопределяется отношением общей планируемой суммы переменных общепроизводственных расходов к нормативной величине показателя, принятого за базу их распределения. Наиболее часто при нормативном методе учета затрат за базу распределения берутся нормо-часы трудозатрат, необходимые для изготовления единицы продукции.

Для аналитических целей и для целей контроля вводится одна комплексная единица — нормативный час (нормо-час), который выступает единицей работы, а не времени. Нормативный час — это тот объем работы, который должен быть выполнен за один час при нормативной эффективности.

Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходовопределяется отношением общей планируемой суммы постоянных общепроизводственных расходов к плановой производительности, выраженной в нормо-часах трудозатрат либо маш.-ч. работы оборудования.

Использование нормальной мощности в качестве базового критерия дает уверенность, что все постоянные ОПР будут отнесены на производимый продукт по норме, когда нормальная мощность достигнута.

Если фактический выпуск превышает запланированный, и нормативные трудозатраты выше, чем нормальные, возникает благоприятная ситуация. Фактические постоянные ОПР в расчете на единицу продукции будут меньше, чем нормативные, и, следовательно, уменьшится себестоимость производства единицы изделия. Но, если фактический выпуск не соответствует ожиданиям (запланированному уровню), т.е. падает ниже нормальной мощности, то в результате имеем неблагоприятную ситуацию, та же сумма постоянных ОПР будет приходиться на меньшее количество произведенной продукции.

Использование нормативных затрат устраняет необходимость вычисления стоимости единицы (или партии) продукции, исходя из данных о фактических затратах, каждую неделю или месяц. Единожды определив нормативные затраты прямых материалов, прямого труда и общепроизводственных расходов, можно определять общие нормативные затраты на единицу продукции в любое время. Зная себестоимость единицы изделия становится возможным принимать основные управленческие решения по установлению цены изделия, планированию доходов и расходов, оперативно контролировать основные показатели затрат, осуществлять оценку производственных запасов.

Записи бухгалтерских проводок в системе учета нормативных затрат аналогичны записям данных о фактических затратах. Главное отличие заключается в том, что все суммы затрат (прямых материалов, прямого труда, общепроизводственных расходов) на счете Основное Производство записываются по нормативным значениям.

При использовании системы «стандарт-кост» в виде нормативных значений определяются следующие суммы:

1. Стоимость закупленных прямых материалов по дебету счета Материалов (фактически закупленное количество по нормативной цене),

2. Стоимость материалов, потребленных в производстве, с кредита счета Материалов в дебет счета Основное Производство,

3. Стоимость затрат прямого труда по дебету счета Основное Производство с кредита счета Расчеты с персоналом по Оплате Труда,

4. Сумма общепроизводственных расходов, отнесенная в дебет счета Основное Производство с кредита счета Общепроизводственные Расходы по коэффициентам отдельно по переменной части и постоянной части ОПР,

5. Себестоимость готовой продукции, перенесенная в дебет счета Готовой Продукции с кредита счета Основное Производство,

6. Себестоимость проданной продукции, перенесенная на счет Продажи субсчет Себестоимость Продаж с кредита счета Готовой Продукции.

Это означает, что произведенная продукция будет списана на счет учета Готовой Продукции и далее при продаже на счет Продажи субсчет Себестоимость Продаж автоматически по нормативным затратам. Когда фактические затраты отличаются от нормативных, возникающие разницы записываются на специальные счета отклонений.

При использовании системы «стандарт-кост» по всем счетам запасов и производства проходят записи нормативных, а не фактических затрат.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector