Webbc.ru

Веб и кризис
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статистическая отчетность в экономическом анализе

Статистическая отчетность предприятия

Помимо разного рода отчетов в налоговую службу и различные фонды, все действующие предприятия, организации и частные предприниматели должны вовремя отчитываться и перед органами статистики. Рассмотрим существующие формы статистической отчетности, их заполнение и сроки сдачи.

Отчетность в органы статистики

Статистическая отчетность подразумевает сбор определенных сведений, предусмотренных федеральной программой. Отчетность в органы статистики должны предоставлять:

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления;
  2. Юридические лица, оформленные на территории РФ;
  3. Индивидуальные предприниматели;
  4. Работающие в РФ филиалы и представительства иностранных организаций.

Все они отчитываются на общих условиях независимо от формы организации деятельности и системы налогообложения.

Документы по отчетности направляются в отделение Росстата по месту регистрации организации. Отчетность может сдаваться лично, через официального представителя или заказным письмом. Не исключается и возможность отправить отчеты в электронном виде через интернет.

Сбор статистической отчетности необходим для анализа экономического состояния в стране. Показатели каждого предприятия формируют общую картину товарооборота, размеров доходов, занятости населения на федеральном уровне.

Формы статистической отчетности и сроки сдачи

Существует более 300 форм представления статистических данных. Но предоставлять все — нет необходимости. Также существует перечень обязательных статистических сведений, которые необходимо передавать в органы статистики. К ним относятся:

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

  • Бесплатный видео самоучитель по 1С Бухгалтерии 8.3 и 8.2;
  • Самоучитель по новой версии 1С ЗУП 3.0;
  • Хороший курс по 1С Управление торговлей 11.
  • форма П-1 – показывает основные данные деятельности предприятия: данные о производстве, отгрузке товаров и услуг. Сдается ежемесячно;
  • форма П-3 – в ней отражаются сведения о финансовом положении предприятия, предоставляется каждый месяц;
  • форма П-4 – отображает информацию по работникам и заработной плате. Сдается раз в квартал;
  • форма П-4 (НЗ) – представлены данные о работниках с неполной занятостью и движении сотрудников, сдача – раз в квартал.

Для субъектов малого предпринимательства и ИП предусмотрены особые формы отчетности. Их тоже необходимо передавать:

  • форма ПМ — отображает ключевые показатели деятельности малого предприятия, сдается раз в квартал;
  • форма ПМ-пром – показывает данные об изготовлении продукции малым предприятием, предоставляется ежемесячно;
  • форма 1-ИП – отображает показатели о деятельности ИП, сдается раз в год;
  • форма 1-ИП (торговля) – показывает сведения о деятельности ИП в сфере розничной торговли и услуг, передается раз в год;
  • форма ТЗВ-МП – ежегодно предоставляются сведения о выручке от продажи продукции и расходах на производство:

Микропредприятия, то есть организации, у которых числится не более 15 работников и доход за год не превышает 120 млн. руб., обязаны ежегодно предоставлять в органы статистики отчет по форме МП (микро).

Также все компании должны передавать в органы статистики пакет обязательной отчетности по бухгалтерскому учету. В него входят бухгалтерский баланс, отчеты о финансовых результатах, об изменении собственного капитала, отчеты о движении и о целевом использовании денежных средств.

Сдать или не сдать?

На то, кому и какие именно формы статистической отчетности сдавать, влияют такие факторы:

  • род деятельности;
  • численность сотрудников;
  • зачисление в список выборочного наблюдения.

Выборочное наблюдение – это формирование Росстатом списка компаний, которые должны предоставить отчетность. Об этом организации уведомляются по почте. Также узнать о формах отчетности, которые должна сдать организация, можно на сайте statreg.gks.ru. Достаточно заполнить все поля и найти нужную компанию:

Росстат может проводить и сплошное наблюдение. В этом случае выбирается определенный вид деятельности. Все компании, осуществляющие выбранную деятельность, должны предоставить отчетность в органы статистики.

Ответственность и штрафы

Так как сдача статистической отчетности регулируется действующим законодательством, несерьезное отношение к ней может повлечь применение штрафов. Штрафы за непредставление отчетов:

Недопустимо также искажать предоставленные отчетные данные и опаздывать даже на сутки.

С 2016 года увеличились штрафы за несвоевременную сдачу отчетов и за недостоверную информацию в них. Все это предусмотрено п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Использование бухгалтерской и статистической отчетности в экономическом анализе.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом.

Определенная информация, используемая в анализе содержится в обязательной статистической отчетности, предоставляемой предприятиями:

Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг: — общие экономические показатели;

— производство и отгрузка по видам продукции и услуг.

Сведения об инвестициях: — финансовые вложения; — инвестиции в нефинансовые активы;

Сведения о финансовом состоянии организации: — состояние расчетов; -оборотные активы.

Сведения о численности. Заработной плате и движении работников: — численность и заработная плата; — использование рабочего времени; — движение работников и предполагаемое высвобождение.

Расчетные методы в экономическом анализе

Большая часть расчетных методов входит в традиционный инструментарий технико-экономического анализа, детально демонстрируется на примере решения конкретных задач.

Расчетные методы хорошо разработаны, вычисления в соответствии с ними включены в современное программное обеспечение.

Классификация расчетных методов экономического анализа:

• сравнение (структурное, динамическое, временное, пространственное, базисное, рейтинговое);

• упорядочение (группировка, агрегирование, балансировка, «ведущие звенья и узкие места»);

• экономико-математические методы (детализация, разложение, удлинение, расширение, цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный, логарифмический, линейное программирование, теория игр, корреляция, регрессия, дисперсия, сокращение и др.)

Применение математических методов в ЭА деятельности предприятия требует:

• системного подхода к изучению экономики предприятий;

• разработки комплекса экономико-математических моделей, отражающих количественную хар-ку эк-х процессов и задач, решаемых с помощью ЭА;

• совершенствования системы экономической информации о работе предприятий;

• наличия технических средств, осущ-х хранение, обработку и передачу экономической информации в целях ЭА;

• организации компьютерного анализа хоз. д-ти, создания программного обеспечения анализа в системе управления.

Эвристические методы

Эвристические методы анализа представляют собой особую группу приемов сбора и обработки информации, опирающуюся на профессиональное суждение группы специалистов.

Эвристические методы классифицируются на методы оценки и оценочно-поисковые методы . К методам оценки относятся ранжирование, парное сравнивание, экспертная комиссия, анкетирование, интервьюирование, целевая оценка, «паутина», типология. К эвристическим методам анализа, предусматривающим как генерирование вариантов аналитических решений, так и их оценку, относятся: мозговой штурм, комиссии и конференции, банк идей, коллективный блокнот, функционально-стоимостный анализ, деловые игры и др. приемы.

Условия, при которых возникает необходимость использования эвристических методов, можно охарактеризовать следующим образом:

• качественный характер исходной информации, описываемый с помощью экономических и социальных параметров, отсутствие достаточно представительных и достоверных сведений по характеристикам объекта исследования;

• большая неопределенность исходных данных для анализа;

• отсутствие технических средств с соответствующими характеристиками для аналитического моделирования;

• экстремальность анализируемой ситуации.

Маржинальный анализ

Маржинальный анализ основывается на оценке и обосновании эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также деление затрат на постоянные и переменные.

Постоянные затраты (FC) – это затраты, которые не зависят от объемов производства (арендная плата). Переменные затраты (VC) – это затраты, которые напрямую зависит от объемов производства.

Читать еще:  Для чего нужен экономический анализ

Средние издержки – это издержки на единицу продукции. Предельные издержки показывают на сколько необходимо увеличить затраты, чтобы произвести дополнительную единицу продукции. Суть маржинального анализа заключается в максимизации чистого дохода, как разница между валовым доходом валовыми издержками. Этапы маржинального анализа:

1. Определить контрольную переменную;

2. Рассчитать насколько увеличится доход при увеличении контрольной переменной на 1 единицу, т.е. определить предельный доход. MR= .

3. Рассчитать на сколько изменится общие издержки при увеличении контрольной переменной на 1 единицу (MC).

4.Сравнить два прироста (MR и MC)

Предельный доход может быть рассчитан как разница между валовым доходом и переменными издержками (MR=R-VC): R=P*Q, VC=AVC*Q; MR=(P-AVC)*Q.

Таким образом, точка безубыточности (критический объем) может рассчитываться как в натуральном выражении, так и в стоимостном выражении: A=P*Q; A=P* ; A= .

Если доход предприятия меньше А, то предприятие несет чистые убытки, если больше А, то получает прибыль. Точка закрытия предприятия – это объем выпуска, при котором предприятие становится экономически неэффективным, т.е. выручка = постоянным затратам:

Статистическая отчетность 2020

Юридические лица и ИП должны представлять статистическую отчетность в госорганы. Данная обязанность регламентирована на законодательном уровне, а потому обязательна для исполнения. Существуют различные виды и формы статотчетности, непредставление которых влечет за собой применение административной ответственности к хозяйствующим субъектам.

Отмена сдачи бухотчетности в статистику в 2020

Сущность статистической отчетности

Статистическая отчетность представляет собой централизованную, регламентированную законодательством форму контроля госорганами деятельности хозяйствующих субъектов. Она реализуется через периодическое получение статистической информации, оформляемой в виде различных форм отчетов за определенный период времени. Достоверность информации в статотчетности подтверждается подписями ответственных должностных лиц. Чтобы отчетность корректно сформировалась в программе 1С необходимо проверить наличие зарегистрированной подписки 1С ИТС, эту информацию вы можете запросить у специалиста компании Первый Бит.

Статотчетность подразделяется в зависимости от периодичности ее представления на срочную, месячную, квартальную, полугодовую и годовую. Для их заполнения используется информация, содержащаяся в документах компании, т.е. они являются документальным подтверждением достоверности отраженных данных в отчетах.

В практике российской статистической деятельности отчетность подразделяется на две большие группы:

  • общая отчетность, содержащая одни и те же сведения для определенной сферы экономики и для хозяйствующих субъектов в целом;
  • специализированная отчетность, содержащая специфические показатели и сведения по отдельным отраслям экономики.

Обязанность хозяйствующих субъектов представлять статотчетность регламентирована Федеральным законом от 29.11.07 г. № 282-ФЗ. Условия представления первичных статистических и административных данных статучета закреплены в Постановлении Правительства РФ от 18.08.08 г. № 620.

Согласно данным нормативно-правовым актам сдача статотчетности — это обязательная процедура. Ее нужно проводить с использованием конкретных статистических форм, передаваемых в бумажном либо электронном виде.

Проведение статнаблюдения может быть, как сплошным, так и выборочным. При первом варианте респонденты отчитываются с определенной периодичностью в соответствии со сроками, установленными законодательством. При втором варианте наблюдение осуществляется в выборочной форме по конкретным параметрам, а потому не всегда хозяйствующий субъект попадает в конкретную выборку.

Кто должен сдавать статотчетность

Статотчетность должны подавать следующие субъекты:

  • юрлица, в том числе субъекты СМП;
  • ИП;
  • государственные учреждения;
  • филиалы и представительства иностранных предприятий, работающих в России;
  • нотариусы и адвокаты.

Согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. № 209-ФЗ субъектам СМП (к которым относятся многие предприниматели) разрешено подавать статотчетность в более простом порядке. Для отнесения субъекта к малому и среднему бизнесу установлено несколько критериев (по средней численности работников, выручке, доле участия в уставном капитале), а непосредственный их перечень содержится на сайте ФНС.

Формы статистической отчетности

Формы отчетности для заполнения компаниями при проведении статнаблюдения утверждаются и регламентируются Росстатом. В них включаются показатели и сведения по хозяйствующему субъекту, необходимые для дальнейшего анализа органами статистики.

Форм статистического наблюдения достаточно много, но какие именно нужно представлять для исследования — зависит от деятельности хозяйствующего субъекта, его организационно-правовой формы, принадлежности к малому предпринимательству и т.д. Наиболее распространенными формами отчетности являются сведения:

  • о деятельности предприятия (1-предприятие);
  • о финансовом состоянии организации (П-3);
  • о количестве, зарплате и движении сотрудников компании (П-4);
  • о неполной занятости и движении сотрудников (П-4 (НЗ));
  • о количестве и зарплате сотрудников (1-Т) — для компаний, не представляющих ежемесячную форму П-4;
  • о дополнительном профобразовании сотрудников компании (1-кадры);
  • об основных показателях деятельности малого предприятия (ПМ).

Информацию о том, какие именно формы необходимо сдавать хозяйствующему субъекту, можно найти на сайте Росстата. Также можно получить консультацию у специалистов территориального отделения органов статистики.

Формирование статотчетности в 1С

Статистическую отчетность проще формировать в программе 1С:Зарплата и управление персоналом 8, поскольку в этом случае информация будет представлена в соответствии с данными бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Специалисту потребуется меньше времени на формирование и представление документов, а информация в них будет достоверная и точная.

В типовой конфигурации 1С содержится обширный перечень различных форм статистической отчетности. Однако если какой-то формы не хватает из-за ее специфичности, можно дополнить программу, внеся соответствующие корректировки, или же использовать универсальный отчет статистики. Он предназначен для того, чтобы подготавливать форму статотчетности на основании XML-шаблонов, публикуемых Росстатом.

На основании универсального статотчета можно заполнить необходимую форму отчетности, выгрузить ее в электронном виде и отправить в территориальные органы статистики. Кроме того, ее можно не выгружать, а после формирования сразу же направить по защищенным каналам в госорганы.

Для формирования универсального отчета необходимо открыть вкладку «Статистика» и перейти в раздел «Прочие формы». После выбора формы, которая имеется в перечне, нужно нажать на кнопку «Создать», и тогда откроется форма для заполнения отчета. Если же формы в перечне нет, то нужно зайти в «Шаблоны» и загрузить необходимый отчет, предварительно скачав его с сайта Росстата.

Преимущества формирования статистической отчетности в 1С заключаются в следующих моментах:

  • представление точной и полной информации по хозяйствующему субъекту;
  • автоматическое заполнение сведений и обязательных реквизитов отчетности;
  • быстрый сбор и анализ информации;
  • снижение затрат труда и времени работников;
  • простота и легкость заполнения отчетности;
  • формирование документа в электронном виде, необходимого для отправки по ТКС.

«1С:Зарплата и управление персоналом 8» автоматически формирует статистические отчеты, которые можно отправить в Росстат в электронном виде сразу из программы по электронным каналам связи, используя 1С-Отчетность, или распечатать:

  • сведения о просроченной задолженности по заработной плате (3-Ф);
  • сведения о численности и оплате труда по категориям персонала работников сферы здравоохранения (ЗП-здрав), культуры (ЗП-культура), образования (ЗП-образование), социального обслуживания (ЗП-соц) и организаций, осуществляющих научные исследования (ЗП-наука);
  • сведения об основных показателях деятельности микропредприятия (МП-микро), малого предприятия (ПМ);
  • сведения о численности, заработной плате и движении работников (П-4);
  • сведения о неполной занятости и движении работников (П-4 НЗ).

Ответственность за непредставление статистической отчетности

Если хозяйствующий субъект, обязанный согласно законодательству, подавать тот или иной вид статистической отчетности, не исполнит требование, он штрафуется согласно ст. 13.19 КоАП РФ:

  • 10 — 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 20 — 70 тыс. руб. для юрлиц.

При повторном нарушении данной нормы законодательства административная ответственность ужесточается:

  • 30 — 50 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 100 — 150 тыс. руб. для юрлиц.

Особенности формирования и сдачи статистической отчетности

Можно выделить такие особенности, связанные с формированием и представлением форм статотчетности:

  • органы статистики должны бесплатно информировать хозяйствующих субъектов об осуществлении в отношении их статнаблюдения по конкретным формам отчетности;
  • руководитель юридического лица должен назначить сотрудника, ответственного за представление статинформации от имени компании;
  • статотчетность можно подавать при личном посещении территориального отделения статистики, через представителя, по телекоммуникационным каналам связи, через Почту России;
  • датой сдачи статотчетности считается день отправки почтового отправления, или дата отправки электронного документа по ТКС, или дата фактической передачи документа сотруднику отделения органов статистики;
  • субъекты малого предпринимательства сдают статотчетность 1 раз в 5 лет. Ближайший срок сдачи в 2021 г. за 2020 г.;
  • микропредприятия отчитываются по формам статотчетности 1 раз в год, а все остальные — ежемесячно или ежеквартально;
  • при необходимости статотчетность можно уточнять, подавая корректировочные отчеты. Кроме того, нужно направлять письменное объяснение причины подачи уточняющих сведений;
  • если показатели статотчетности отсутствуют, можно подавать не нулевые отчеты, а направить письмо об отсутствии показателей.
Читать еще:  Неверно что факторный анализ позволяет

Хозяйствующие субъекты в силу специфики их деятельности или организационно-правовой формы обязаны сдавать те или иные формы статистической отчетности. Документы проще и удобнее формировать в программе 1С, и тогда информация будет достоверной и актуальной на конкретную дату.

Непредставление статотчетности влечет за собой наложение административного штрафа, который вполне можно избежать, если настроить в 1С календарь напоминаний о сдаче отчетности в установленные законом сроки.

Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!

Статистическая отчетность предприятия

Помимо разного рода отчетов в налоговую службу и различные фонды, все действующие предприятия, организации и частные предприниматели должны вовремя отчитываться и перед органами статистики. Рассмотрим существующие формы статистической отчетности, их заполнение и сроки сдачи.

Отчетность в органы статистики

Статистическая отчетность подразумевает сбор определенных сведений, предусмотренных федеральной программой. Отчетность в органы статистики должны предоставлять:

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления;
  2. Юридические лица, оформленные на территории РФ;
  3. Индивидуальные предприниматели;
  4. Работающие в РФ филиалы и представительства иностранных организаций.

Все они отчитываются на общих условиях независимо от формы организации деятельности и системы налогообложения.

Документы по отчетности направляются в отделение Росстата по месту регистрации организации. Отчетность может сдаваться лично, через официального представителя или заказным письмом. Не исключается и возможность отправить отчеты в электронном виде через интернет.

Сбор статистической отчетности необходим для анализа экономического состояния в стране. Показатели каждого предприятия формируют общую картину товарооборота, размеров доходов, занятости населения на федеральном уровне.

Формы статистической отчетности и сроки сдачи

Существует более 300 форм представления статистических данных. Но предоставлять все — нет необходимости. Также существует перечень обязательных статистических сведений, которые необходимо передавать в органы статистики. К ним относятся:

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

  • Бесплатный видео самоучитель по 1С Бухгалтерии 8.3 и 8.2;
  • Самоучитель по новой версии 1С ЗУП 3.0;
  • Хороший курс по 1С Управление торговлей 11.
  • форма П-1 – показывает основные данные деятельности предприятия: данные о производстве, отгрузке товаров и услуг. Сдается ежемесячно;
  • форма П-3 – в ней отражаются сведения о финансовом положении предприятия, предоставляется каждый месяц;
  • форма П-4 – отображает информацию по работникам и заработной плате. Сдается раз в квартал;
  • форма П-4 (НЗ) – представлены данные о работниках с неполной занятостью и движении сотрудников, сдача – раз в квартал.

Для субъектов малого предпринимательства и ИП предусмотрены особые формы отчетности. Их тоже необходимо передавать:

  • форма ПМ — отображает ключевые показатели деятельности малого предприятия, сдается раз в квартал;
  • форма ПМ-пром – показывает данные об изготовлении продукции малым предприятием, предоставляется ежемесячно;
  • форма 1-ИП – отображает показатели о деятельности ИП, сдается раз в год;
  • форма 1-ИП (торговля) – показывает сведения о деятельности ИП в сфере розничной торговли и услуг, передается раз в год;
  • форма ТЗВ-МП – ежегодно предоставляются сведения о выручке от продажи продукции и расходах на производство:

Микропредприятия, то есть организации, у которых числится не более 15 работников и доход за год не превышает 120 млн. руб., обязаны ежегодно предоставлять в органы статистики отчет по форме МП (микро).

Также все компании должны передавать в органы статистики пакет обязательной отчетности по бухгалтерскому учету. В него входят бухгалтерский баланс, отчеты о финансовых результатах, об изменении собственного капитала, отчеты о движении и о целевом использовании денежных средств.

Сдать или не сдать?

На то, кому и какие именно формы статистической отчетности сдавать, влияют такие факторы:

  • род деятельности;
  • численность сотрудников;
  • зачисление в список выборочного наблюдения.

Выборочное наблюдение – это формирование Росстатом списка компаний, которые должны предоставить отчетность. Об этом организации уведомляются по почте. Также узнать о формах отчетности, которые должна сдать организация, можно на сайте statreg.gks.ru. Достаточно заполнить все поля и найти нужную компанию:

Росстат может проводить и сплошное наблюдение. В этом случае выбирается определенный вид деятельности. Все компании, осуществляющие выбранную деятельность, должны предоставить отчетность в органы статистики.

Ответственность и штрафы

Так как сдача статистической отчетности регулируется действующим законодательством, несерьезное отношение к ней может повлечь применение штрафов. Штрафы за непредставление отчетов:

Недопустимо также искажать предоставленные отчетные данные и опаздывать даже на сутки.

С 2016 года увеличились штрафы за несвоевременную сдачу отчетов и за недостоверную информацию в них. Все это предусмотрено п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Анализ финансовой отчетности (стр. 4 )

Тема 10. АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

1. Понятие статистической отчетности, значение, функции и роль статистической отчетности.

2. Порядок заполнения и представления статистической отчетности.

3. Статистическая отчетность организаций как информационная база экономического анализа.

4. Раскрытие информационно-аналитических возможностей статистической отчетности.

5. Анализ данных форм статистической отчетности и их использование в оценке состояния и развития деятельности хозяйствующих субъектов.

Понятие статистической отчетности, значение, функции и роль статистической отчетности.

Статистическая отчетность — это информация о деятельности предприятия, представляемая по форме, удобной для осуществления статистического наблюдения и учета. Формы статистической отчетности в Российской Федерации разрабатываются и утверждаются Федеральным агентством РФ по статистике и анализу (ранее — Госкомстатом РФ).

Статистический учет изучает массовые явления и процессы общественной жизни с количественной и качественной стороны. Он помогает выявлять закономерности, присущие этим массовым явлениям в определенных условиях, а также охарактеризовать сами эти условия.

Статистический учет позволяет исчислять как количественные, так и качественные показатели (объем производства, его динамику, фонд заработной платы, производительность труда, обмен и распределение общественного продукта и др.). Помимо хозяйственных явлений статистика изучает отдельные стороны общественной жизни страны (численность, состав и движение населения, его материальный и культурный уровень и др.).

Значение статистической отчетности предприятия заключается в том, что она является единственным источником разнообразной информации о хозяйственной деятельности и состоянии дел на предприятии, необходимой государственным органам для целей осуществления статистического наблюдения. Как известно, из всех видов учета и отчетности предприятия обязательными являются бухгалтерский, налоговый и статистический. Однако налоговая отчетность ограничена данными, необходимыми для своевременного и правильного исчисления налогов, а бухгалтерская отчетность ограничена действующими стандартами бухгалтерского учета и отчетности, которыми регламентируется порядок отражения хозяйственных операций. Только в рамках статистического учета можно получить такие сведения, как численный и поло-возрастной состав работающих, заработная плата руководителей предприятия и др.

Функции статистической отчетности предприятия заключаются в предоставлении государству информации о хозяйственной деятельности предприятия, состоянии и движении его хозяйственных средств и их источников и другой информации для осуществления статистического наблюдения за предприятиями различных форм собственности.

Читать еще:  Предметом экономического анализа как науки является

Роль статистической отчетности предприятия заключается в предоставлении государству (управленческих) решений.

Для получения статистических данных исходя из данных отдельных предприятий и их последующего обобщения используются показатели бухгалтерского учета. Обязанность предприятия предоставлять бухгалтерскую отчетность в органы статистики для статистического наблюдения установлена в ст. 15 Закона о бухгалтерском учете. В частности, все организации должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем или главным бухгалтером организации.

Порядок заполнения и представления статистической отчетности.

Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих государственную статистическую отчетность, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов и не могут быть изменены без санкции утвердившего эти формы статистического органа. Таким образом, статистическая отчетность представляется предприятием в том порядке, в котором это указано в соответствующей отчетной форме, в точном соответствии с инструкцией по ее заполнению.

На этапе государственной регистрации (перерегистрации) предприятия, учреждениями, организациями, объединениями, независимо от их форм собственности, а также гражданами, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляются в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основании общероссийских классификаторов техникоэкономической информации для включения в единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

При реорганизации или ликвидации предприятия, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

Статистические показатели государственной статистической отчетности, в том числе составляющие государственную, военную и коммерческую тайну, представляются органам государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные на бланках форм государственной статистической отчетности, в соответствии с установленным порядком бесплатно.

Статистическая информация закрытого характера представляется органам государственной статистики в порядке, обеспечивающем сохранение государственной и военной тайны.

Государственная статистическая отчетность, сбор и обработка которой осуществляются в системе министерств, ведомств, концернов и других объединений, представляется органам государственной статистики по программе и в сроки, установленные для них Федеральным агентством РФ по статистике и анализу (ранее — Госкомстатом России).

Датой представления государственной статистической отчетности для одногородних предприятий, учреждений, организаций, объединений и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногородних — дата отправления, обозначенная в штемпеле почтового предприятия.

Для одногородних предприятий и организаций почтовые отправления не допускаются.

Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности является опоздание, длящееся до одних суток, а опоздание, длящееся более одних суток, рассматривается как ее непредставление.

Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методических указаний по составлению статистической отчетности, а также арифметических ошибок.

10.3. Статистическая отчетность организаций как информационная база экономического анализа.

Государственная статистическая отчетность включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т. д.), формы и программы которых, а также инструкции по их заполнению утверждены Федеральным агентством РФ по статистике и анализу (ранее — Государственным комитетом Российской Федерации по статистике), или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с Положением о нем Федеральное агентство РФ по статистике и анализу (ранее – Госкомстат РФ) имеет право устанавливать порядок представления государственной статистической отчетности, а также применять административные взыскания к руководителям и другим должностным лицам за непредставление отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления отчетов.

Формы статистических отчетов и круг субъектов, обязанных представлять статистическую отчетность, а также адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм и в инструкциях по их заполнению, устанавливаются Федеральным агентством РФ по статистике и анализу (ранее — Госкомстатом РФ) и являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов. Таким образом, Федеральное агентство РФ по статистике и анализу (ранее — Госкомстат РФ) по каждому конкретному виду статистического наблюдения своим постановлением утверждает соответствующую форму статистической отчетности, а также инструкцию по ее заполнению. Круг субъектов, для которых представление утвержденной формы является обязательным, указывается в постановлении и инструкции.

Таким образом, обязательными для всех предприятий является сдача в органы статистики бухгалтерской отчетности. Другие отчетные формы и предприятия, которые обязаны их представлять устанавливаются органами статистики ежегодно. Предприятия, над которыми будет осуществляться выборочное статистическое наблюдение в текущем году, или которые должны будут представлять статистическую отчетность по тем или иным показателям деятельности должны ежегодно информироваться об этом органами статистики.

10.4. Раскрытие информационно-аналитических возможностей статистической отчетности.

Информационно-аналитические возможности статистической отчетности с точки зрения предприятия очень ограничены. Формы статистической отчетности, как уже упоминалось, составляются исходя из целей и задач государственного статистического наблюдения. Поэтому информация, которую предприятие представляет в статистических отчетах, строится исходя прежде всего из интересов государства, а не предприятия. Кроме того, вся информация, предоставляемая статистическим органам, на самом предприятии в том или ином виде уже имеется или может быть достаточно оперативно получена в случае необходимости.

С точки зрения анализа для предприятия представляет интерес статистическая отчетность предприятий-конкурентов, а также возможных покупателей или поставщиков. Но статистическая отчетность предприятий, подаваемая в органы статистики недоступна другим пользователям кроме самих предприятий и статистических органов, а за ее разглашение предусмотрена ответственность.

При расчете показателей статистический учет применяет все виды учетных измерителей (стоимостные, натуральные, трудовые). При изучении предмета статистика применяет специальные способы и приемы: обследования, переписи, группировки, относительные и средние числа, индексы и т. д. Поскольку в статистических исследованиях широко применяется выборочный метод, то аналогичные по масштабам, видам и условиям деятельности предприятия могут подавать в органы статистики совершенно различную по форме, видам и объему статистическую отчетность. Это значительно затрудняет получение сравнительных данных и сопоставление статистических данных с точки зрения предприятий.

Таким образом, всей полной информации по конкретным объектам статистического наблюдения обладает только государство . Информация, которая доступна широкому кругу пользователей, представляет собой сводные или усредненные показатели. В результате сравнения показателей отдельного предприятия с усредненными статистическими данными можно определить, находится ли предприятие на среднем уровне, выше или ниже среднего по выбранному для анализа показателю. Такая информация может оказаться полезной при принятии управленческих решений, особенно если предприятия сравнивать не по одному, а по нескольким показателям. Однако сравнение данных одного предприятия не со среднестатистическими данными, а с данными любого другого отдельно взятого предприятия невозможно.

10.5. Анализ данных форм статистической отчетности и их использование в оценке состояния и развития деятельности хозяйствующих субъектов.

В случае необходимости анализ статистической отчетности проводится по той же схеме, что и анализ финансовой отчетности (вертикальный анализ, горизонтальный анализ, коэффициентный анализ и факторный анализ).

Данные статистической отчетности предприятия можно сравнить с соответствующими среднестатистическими данными. Для большей информативности, по среднестатистическим данными также можно провести вертикальный анализ, горизонтальный анализ, коэффициентный анализ и факторный анализ.

Краткая характеристика основных форм статистической отчетности приведена в табл. 1.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector