Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метод информационного анализа это

Электронная библиотека

Анализ собранной информации – самый увлекательный этап исследования. Мы проверяем, насколько верны были исходные предположения, получаем ответы на заданные вопросы.

Цель этой главы – рассмотрение основных методов, но не техники анализа данных. Из технических средств мы используем наипростейшие, а при необходимости будем отсылать студентов-читателей к соответствующей литературе, которая указана в библиографии.

В современных исследованиях социальных явлений все чаще для получения информации применяются математико-статистические методы. Нельзя говорить об этих методах по отдельности (математические и статистические), ибо они не могут быть строго разделены и чаще всего применяются вместе. При обработке материалов социальных исследований для того, чтобы извлечь из тех количественных данных, которые получены в экспериментах, при опросе и наблюдениях, возможно больше полезной информации, используется математико-статистический метод. В его пределах широко применяются следующие конкретные методики.

Регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников).

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий).

Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований (или номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений.

Шкалы наименований. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Они, по сути, представляют собой наименования какого-либо класса объектов. Их единственная математическая характеристика – принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примеры номинальных шкал: список специальностей, перечисление характеристик учеников, причин неуспеваемости и т.д.

В порядковых (ранговых) шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше». Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок», «меньше пропусков» и т.д.

Интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Например, шкалы термометров, вольтметров.

Современная математическая статистика представляет собой большую и сложную систему знаний. Нельзя рассчитывать на то, что каждый исследователь овладеет этими знаниями. Между тем статистика нужна соционому постоянно в его повседневной работе. Специалисты-статистики разработали целый комплекс простых методов, которые совершенно доступны любому человеку, не забывшему то, что он выучил еще в средней школе.

В этой главе даются простейшие методы математической статистики. Уместное, грамотное применение этих методов позволит исследователю, проведя начальную обработку данных, получить общую картину того, что дают количественные результаты его научной работы, оперативно проконтролировать ход исследования.

Для лучшего усвоения материала рассмотрим основные статистические понятия.

Описательная статистика – получение статистических показателей, с помощью которых обобщаются характеристики только наблюдаемой совокупности. Задача ее заключается в том, чтобы дать сжатую и концентрированную характеристику изучаемого явления. Единицы совокупности обладают определенными свойствами, качествами, которые могут быть наблюдаемы или измерены. Эти свойства принято называть признаками. Например, признаки человека: возраст, образование, занятие, рост, вес, семейное положение и т.д.

Понятие статистики – общественная наука, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление данных, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям. Статистика изучает явления через их признаки: чем более однородна совокупность, тем больше общих признаков имеют ее единицы, тем меньше варьируют их значения. Признаки различаются способами их измерения и другими особенностями, влияющими на приемы статистического изучения. Это дает основание для классификации признаков (табл. 7.1).

Описательные признаки выражаются словесно: национальность человека, разновидность почв, материал стен здания. Описательные признаки подразделяются на номинальные и порядковые. Эти термины взяты из теории измерений. Отличия между ними в том, что номинальные – это описательные признаки, по которым нельзя ранжировать данные, тогда как порядковые — те, по которым можно ранжировать, упорядочивать данные.

Классификация признаков в статистике

по характеру выражения

по отношению к характеризуемому объекту

по характеру вариации

по отношению ко времени

Вторичные или расчетные

Например, пользуясь оценками экспертов, ранжируют фигуристов по технике и артистичности исполнения программы или работников по мастерству.

Количественные признаки выражены числами.

Первичные признаки характеризуют единицу совокупности в целом. Это абсолютные величины. Они могут быть измерены, сосчитаны, взвешены. Они существуют сами по себе, независимо от их статистического изучения. Таковы численность населения города, число автомобилей, произведенных в стране, площадь дачного участка.

Вторичные, или расчетные, признаки не измеряются непосредственно, а рассчитываются. Они являются продуктами человеческого сознания, результатом познания изучаемого объекта. Например, производительность труда, себестоимость единицы продукции, урожайность и т.д. Вторичный – не означает второстепенный. Термин определяет только путь познания: сначала надо измерить значения первичных признаков, а уже потом, во вторую очередь, на основе первичных признаков рассчитать значения вторичных.

Прямые (непосредственные) признаки – это свойства, непосредственно присущие тому объекту, который ими характеризуется. Таковы возраст человека, численность студентов университета, объем продукции завода.

Косвенные признаки являются свойствами, присущими не самому объекту, а другим совокупностям, относящимся к объекту, входящему в него. Например, успеваемость студентов как косвенный признак университета. Хотя это успеваемость не университета, а студентов – это их прямой признак, но ведь успеваемость характеризует и университет, которому принадлежат эти студенты.

Альтернативные признаки могут принимать только два значения. Таковыми являются признаки обладания или необладания чем-то. Например, все садовые участки по признаку наличия посадок вишни можно разделить на имеющие посадки вишни и не имеющие их. Альтернативным признаком являются пол человека (мужчина – женщина), место проживания (город – село).

Дискретные признаки – это количественные признаки, которые могут принимать только отдельные значения, без промежуточных значений между ними – чаще целочисленные. Например, число членов семьи, число комнат в квартире, число этажей в доме.

Непрерывные, точнее, непрерывно варьирующие признаки способны принимать любые значения, конечно, в определенных границах. К непрерывным относятся расчетные вторичные признаки. Ведь их значения – результат деления, а оно может приводить к любым числам – целым, дробным.

Моментные признаки характеризуют изучаемый объект в какой-то момент времени, установленный планом исследования. Они существуют на любой момент времени и характеризуют наличие чего-либо: численность населения, размеры жилой площади семьи Х и т.д.

Интервальные признаки – это признаки, характеризующие результаты процессов. Поэтому их значения могут возникнуть только за интервал времени: год, месяц, сутки, но не на момент времени. Например, число родившихся, умерших (за год).

Рассмотрим отдельные приемы анализа эмпирической информации, позволяющие грамотно обрабатывать и организовывать материал.

Статистической совокупностью будем называть массовые социальные явления и процессы, изучаемые социономами. Эти совокупности состоят из отдельных единиц (объектов), свойства которых в статистике описываются при помощи признаков, или переменных. Отдельные единицы статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировки. Это позволяет «сжать» информацию, полученную в ходе наблюдения, и на этой основе выявить закономерности, присущие изучаемому явлению.

Группировка и классификация – элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющие их анализ. С помощью этих действий мы «уплотняем» информацию, как бы расширяем области подобия и устанавливаем новые границы различий в массе эмпирических данных, не выходя при этом за пределы индикативных свойств.

Группировкой называют распределение множества единиц изучаемой совокупности на группы по определенным существенным для них признакам. Приемы проведения статистических группировок весьма разнообразны. Это связано с разными задачами, которые в соответствии с целью исследования ставятся перед группировками. Группировка лежит в основе всей дальнейшей работы с собранной информацией. На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками. Если рассчитать сводные показатели только по совокупности, то мы не сможем уловить ее структуры, роли отдельных групп, их специфики.

Таким образом, значение группировки состоит в том, что этот метод обеспечивает обобщение данных, представление их в компактном, обозримом виде; создает основу для последующей сводки и анализа данных.

Группировочным признаком называется признак, по которому проводится разбивка единиц совокупности на отдельные группы. Его часто называют основанием группировки. В основание группировки могут быть положены как количественные, так и качественные признаки. Первые имеют числовое выражение (курс доллара в рублях, возраст человека, денежный доход семьи и т.д.), а вторые отражают состояние единицы совокупности (пол человека, его национальность, семейное положение и т.д.). После определения основания группировки следует решить вопрос о количестве групп, на которые надо разбить исследуемую совокупность. Число групп зависит от задач исследования и вида признака, положенного в основание группировки, численности совокупности, степени вариации признака. При построении группировки по качественному признаку групп, как правило, будет столько, сколько имеется градаций, видов, состояний у этого признака. Например, в случае проведения группировки населения по полу можно образовать только две группы: мужчины и женщины.

Читать еще:  Сущность и цель управленческого анализа

Группировка называется простой (монотетической), если для ее построения используется один группировочный признак. Перекрестная группировка – это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам. Одна из задач перекрестной группировки – поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления. Например, выявление типических соотношений возрастов мужей и жен. Если группировка проводится по нескольким признакам, она называется сложной (политетической).

От группировок следует отличать классификацию. Классификацией называется систематизированное распределение явлений и объектов на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия.

Отличительной чертой классификации является, во-первых, то, что в ее основу кладется качественный признак. Во-вторых, классификации стандартны. Они устанавливаются органами государственной и международной статистики.

Информационный анализ документов

Информационный анализ документа предполагает формальную характеристику его текста по нескольким параметрам: физическому объему (габаритам), информационному объему, информационной емкости, информативности и т.д.

Физический объем документов на бумажных носителях измеряют в печатных листах. Печатный лист — единица печатного объема (площади) произведения печати, равная одной стороне бумажного листа стандартного формата и содержащая различное число печатных знаков в зависимости от формата наборной полосы, особенностей набора, шрифта. Различают физический печатный лист (его определение совпадает с определением печатного листа) и условный печатный лист, за него принят печатный лист формата 60×90 см; он служит для сопоставления печатных объемов изданий, отпечатанных на бумаге разного формата.

Кинофильмы, видео- и звукозаписи измеряются временем демонстрации (звучания).

Информационный объем документа измеряется длиной или площадью непрерывного текста (исключая пробелы, поля, паузы). В издательской практике используется понятие учет-но-издательский лист. Эта единица объема издания, равная 40 тыс. печатных знаков или 700 строкам стихотворного текста, или 3000 кв. см иллюстративного материала. Но нередко информационный объем измеряется количеством знаков. В частности, в количестве знаков (байтов) измеряется информационный объем машиночитаемых носителей.

Отношение информационного объема документа к его физическому объему называется компактностью. Наиболее компактен документ, несущий большой информационный объем в небольшом физическом, это более экономно, но в то же время влечет за собой трудности восприятия текста. В печатных текстах компактность достигается уменьшением свободных полей, применением более мелкого шрифта. Современные технические средства позволяют использовать документы с небольшими габаритами (микропленка, CD-ROM и т.д.), включающие чрезвычайно масштабный информационный объем.

Информационная емкость текста измеряется подсчетом слов и словосочетаний, несущих в тексте основную смысловую нагрузку — дескрипторов. Дескрипторы различаются по значимости. Чем более значим дескриптор, тем чаще он встречается в тексте. Формула информационной емкости текста — это произведение общего числа элементов текста на среднюю их

повторяемость. Полный список проранжированных по значимости дескрипторов есть тезаурус.

Если в числителе записать величину информационной емкости, а в знаменателе — информационного объема, то в результате получится новая характеристика текста — информационная плотность. Наиболее плотен тот текст, в котором содержится наибольшее чисто дескрипторов на единицу объема. И, наоборот, менее плотен тот текст, в котором большую его часть составляют недескрипторы — служебные, вспомогательные элементы текста. Они не несут особой смысловой нагрузки, поэтому в процессе чтения внимание на них не задерживается.

Документ с малой плотностью легко просматривать, быстро листая страницы. При большой плотности текст сразу прочесть невозможно, приходится его откладывать, осмысливать, возвращаться к нему.

Информационная плотность текста зависит от языка, стиля, жанра, отраслевой принадлежности и т.д. Например, текст на английском языке, как правило, более плотен, чем на немецком. Тексты технического, естественнонаучного содержания более плотны, нежели гуманитарные. На протяжении текста большого произведения плотность меняется. Сначала она медленно возрастает, достигая максимума приблизительно к концу первой трети объема, потом идет на убыль, достигая минимума перед концом, а в самом конце наблюдается всплеск за счет резюмирующей части. Изменение плотности текста видно по числу дескрипторов — если в оборот вводится больше дескрипторов, чем выводится, плотность возрастает и наоборот.

Важнейшим параметром, характеризующим качество текста документов, является их информативность. Проблема информативности документа и способов ее повышения привлекала в последние годы достаточное внимание специалистов, были сделаны попытки дать определение понятия информативности документа, предложить способы ее измерения, указать причины низкой информативности существующих документов и наметить пути ее повышения.

Информативность — сложная характеристика документа, так как она связана с получением субъектом информации.

Существующие определения понятия информативности документа сводятся к следующему: это количество информации, содержащейся в документе, новой для данного потребителя.

Документ может объективно нести новые знания, новую информацию. Ее удельный вес определяется отношением новой информации, содержащейся в документе, ко всей информации, помещенной в документе. Таким образом, можно выяснить степень насыщенности текста документа новой информацией. Под новой информацией может подразумеваться информация, ранее публиковавшаяся, но по разным причинам неизвестная читателю, т.е. субъективно новая. В таком случае, информативность может рассматриваться как количество новой для данного потребителя информации, рассматриваемое как отношение новой информации ко всей сумме знаний, имеющихся у потребителя по этому вопросу.

Таким образом, информативен или нет документ, — решает потребитель. Потребитель считает документ информативным, если даже частично удовлетворяется его информационная потребность. Причем, документы, информативнее для одних, могут быть совершенно неинформативными для других.

Парадоксальным является тот факт, что некоторые документы имеют высокую степень информативности в оценке потребителей, несмотря на то, что создатели на такой эффект не рассчитывали. Это объясняется творческим характером чтения, возможностью читать «между строк», «домысливать», продуцировать сложные ассоциации, выходя на принципиально иной уровень понимания текста, отличающийся от задуманного автором.

Необходимым условием реализации информативности документа является доступность его текста. Доступность текста, в частности, обеспечивается отсутствием или малым количеством избыточной информации, разумным соотношением новой и уже известной потребителю информации, правильным выбором структуры документа, логичностью, последовательностью изложения, языковой корректностью, точностью терминологии, отсутствием громоздких построений, умеренностью в употреблении сложных словосочетаний.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях. — М.: Флинта : Наука . С. Ю. Кабашов, И. Г. Асфандиярова . 2009 .

Смотреть что такое «ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ» в других словарях:

информационный анализ — Выявление в документах и фиксация в виде данных информации, относящейся к определенной предметной области. [ГОСТ 7.0 99] информационный анализ Изучение документов и определения объема формируемой и используемой информации, а также разработка… … Справочник технического переводчика

информационный анализ — 3.1.29. информационный анализ: Выявление в документах и фиксация в виде данных информации, относящейся к определенной предметной области Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

информационный анализ — Rus: информационный анализ Eng: information analysis Fra: analyse d information Выявление в документах и фиксация в виде данных информации, относящейся к определенной предметной области. ГОСТ 7.0 [3.1.29] … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

Информационный анализ и синтез документов — (ИАСД) совокупность процессов преобразования формы и содержнания документов с целью их изучения, извлечения необходимых сведений, а так же их оценки, сопоставления и обобщения. Смотрите также Библиография Первичный документ Вторичный документ … Википедия

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — метод анализа, акцентирующий внимание на исследовании информационной, содержательной стороны деятельности и основанной на применении математических методов теории информации. При И. а. д. Оператора обычно используются две модели: оператор как… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА — – вид системного анализа конфликта, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между основными структурными элементами конфликта, динамики познавательных процессов в психике оппонентов и др. участников конфликта, основных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

информационный — 3.1.24 информационный (informative): По ИСО/МЭК 14252. Источник: Р 50.1.041 2002: Информационные технологии. Руководство по проектированию профилей … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

АНАЛИЗ КОНФЛИКТА — – процесс мысленного разложения целостного конфликта на подструктуры, элементы. Конфликт – очень сложное явление, обладающее большим числом характеристик, оценить которые человеческий мозг не в состоянии. Единственный способ и первый этап в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТОВ — – использование при исследовании и управлении конфликтами принципов и методов системно информационного анализа. Использование в конфликтологии информационного подхода дает мощные объяснительные возможности. Однако его необходимость… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Информационный критерий Акаике — (AIC) критерий, применяющийся исключительно для выбора из нескольких статистических моделей. Разработан в 1971 как «an information criterion» («(некий) информационный критерий») en:Hirotsugu Akaike и предложен им в статье 1974 года[1].… … Википедия

Читать еще:  Анализ активов организации курсовая работа

Анализ информации. Критерии и методы.

Применяемые в ходе аналитических исследований методы анализа информации делятся на три группы:

1. общенаучные (качественные) методы;

2. количественные методы;

3. частнонаучные методы.

Основные методы анализа, относящиеся к первой группе, включают метод выдвижения гипотез, метод интуиции, метод наблюдения, метод сравнения, метод эксперимента.

Из количественных методов наиболее распространен метод статистических исследований.

К третьей группе относятся методы письменного и устного опроса, метод индивидуальной беседы и метод экспертной оценки. Метод выдвижения гипотез состоит в процедуре отделения известного от неизвестного и вычленения в неизвестном отдельных, наиболее важных элементов и фактов (событий).

Метод интуиции заключается в использовании аналитиком своей способности к непосредственному постижению истины (достижению требуемого результата) без предварительного логического рассуждения. Во многом этот метод основывается наличном опыте аналитика.

Метод наблюдения заключается в непосредственном исследовании (обследовании) конкретного объекта (источника информации, события, действия, факта), в самостоятельном описании аналитиком каких-либо фактов (событий, процессов), а также их логических связей в течение определенного времени.

Цель метода сравнения состоит в более глубоком изучении процессов (событий), происходящих на предприятии и имеющих отношение к вопросам защиты охраняемой информации. Сравниваются различные факторы, обусловливающие причины и обстоятельства, приводящие к утечке конфиденциальной информации или к возникновению предпосылок к ее утечке. При использовании метода сравнения в обязательном порядке соблюдаются следующие основные условия: сравниваемые объекты (действия, явления, события) должны быть сопоставимы по своим качественным особенностям; сравнение должно определить не только элементы сходства, но и элементы различия между исследуемыми объектами.

Метод эксперимента используется для проверки результатов деятельности по конкретному направлению защиты информации или для поиска новых решений, совершенствования системы ее защиты.

Роль количественных методов анализа заключается в информационном, статистическом обеспечении качественных методов. Наиболее характерен метод статистических исследований, который заключается в проведении количественного анализа отдельных сторон исследуемого явления (факта, события).

В ходе этого анализа накапливаются цифровые данные о состоянии и динамике нарушений режима конфиденциальности (секретности) в ходе проводимых работ, об эффективности решения службой безопасности (режимно-секретным подразделением) задач по их недопущению, о тенденциях развития ситуации в области информационной безопасности и т.д.

Методы письменного и устного опроса заключаются в получении путем анкетирования (или иным способом) необходимой информации от сотрудников предприятия, руководителей подразделений, а также лиц, допускающих нарушения установленного режима секретности (конфиденциальности информации). При этом в анкете указываются несколько возможных вариантов ответов на каждый поставленный вопрос.

Метод индивидуальной беседы отличает от метода письменного и устного опроса необходимость личного общения с сотрудником предприятия. Использование этого метода позволяет в динамично развивающейся беседе получить конкретную информацию в зависимости от целей аналитического исследования.

Метод экспертной оценки включает учет и анализ различных мнений по определенному кругу вопросов, излагаемых специалистами в той или иной области деятельности предприятия, связанной с конфиденциальной информацией.

Выбор конкретных методов анализа при проведении аналитических исследований в области защиты конфиденциальной информации зависит от целей и задач исследований, а также от специфики деятельности предприятия, состава и структуры службы безопасности и ее аналитического подразделения.

Критерии анализа информации

Информационная ценность контента (содержательной части) web-ресурса – важнейший фактор продвижения сайта в Интернете.

Есть народная пословица «Хороший товар продает себя сам»! Web-сайт – это прежде всего информационный продукт. Поэтому к планированию и формированию контента надо отнестись самым внимательным образом. В этом Вам поможет наша система критериев анализа информации.

Основные критерии анализа информации:

1. Презентабельность (дизайн и внешний облик)

• Привлекательность заголовка, подзаголовка, иллюстрации.

• Соблюдение стиля написания и оформления статьи, страницы, материала.

• Надежность источников и каналов передачи информации.

• Правильность ее обработки, трактовки, передачи.

3. Объективность информации

• Независимость от субъективного мнения.

4. Полнота информации

• Достаточность данных для принятия решений.

• Достаточность охвата и глубины информации (временной, территориальный, отраслевой, тематический и др. срезы).

5. Актуальность (реальные сведения в нужный момент времени)

• Свежесть и новизна.

• Соответствие генеральной цели ресурса.

• Сфокусированность и специфичность информации.

• Краткость и неизбыточность (отсутствие лишней и второстепенной информации).

• Понятность, доступность, легкость восприятия.

• Невозможность другого понимания.

• Информационное единство (величины, периоды сопоставления) .

• Соблюдение принципа сопоставимости объектов исследования и единиц наблюдения.

• Визуализация, иллюстрированность (рисунки, фотографии).

• Возможности для лучшего сравнения (графики, диаграммы).

• Возможность сравнивать информацию, полученную в разные периоды времени.

• Возможность сравнивать информацию, полученную на разных территориальных срезах.

12. Правомерность (право публиковать информацию на сайте)

• Не нарушаем ли мы чьи-либо авторские права?

• Ссылаемся ли мы на источник информации?

• Не нужна ли лицензия для публикации этих материалов (например, изменений в законодательстве)?

13. Целесообразность (эффективность размещения информации)

• Каких финансовых и трудовых затрат будет стоить сбор и обработка этой информации для размещения на сайте?

• Какой ожидается возможный эффект или отдача от размещения информации?

• Сопоставимы ли затраты на размещения информации и отдача от ее размещения?

14. Доступность информации

• Возможность получить нужную информацию.

• Степень доступности информации.

15. Ценность (кто будет за нее платить или загружать сайт для ее получения

• Спрос на данную информацию.

• Реальная (истинная) полезность информации.

Учет вышеперечисленных критериев при оценке статей, материалов, аналитики, размещаемых на сайте, поможет Вам комплексно подойти к формированию контента Вашего web-ресурса и управлению его информационной ценностью. Подвергая информацию оценке по данным критериям, можно значительно улучшить качество содержательной части web-ресурса и привлечь постоянных посетителей.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Метод информационного анализа это

1. Основные понятия

Решение, принятое по завершении процесса анализа информации определяет, какие данные считаются истинными. Процесс принятия этого решения — это процесс составления модели того, что произошло, происходит или может произойти. В зависимости от количества информации модель может содержать большие или меньшие подробности, однако абсолютным отражением ситуации она быть не может. Модель всегда есть упрощение, при этом степень детализации должна соответствовать конкретной задаче. Следовательно, принятие информационного решения означает как отделение правильной информации от неправильной (от дезинформации), так и разумное обобщение, устранение излишних деталей. При этом никакое решение не может увеличить количество деталей. Принятие информационного решения предполагает оценку качества решения, степень его достоверности и уровень обобщения. Разведчик обязан знать, насколько его решение близко к истине. Недостаточно решить, что противник сосредоточил примерно 100 установок, необходимо определить точность решения: 100±3 или 100±25.

Информационные решения могут быть следующих видов:

1) информационные решения о фактической обстановке;
2) информационные решения о наличии информации у противника;
3) информационные решения о намерениях противника.

Для каждого вида решения может понадобиться анализ различных источников и применение различных методов анализа.
Например: решение о наличии у потенциального противника определенного вида вооружения (ядерного, химического, бактериологического и т.д.) может быть принято с большой долей вероятности исходя из анализа открытой технической печати, анализа производственно-технических мероприятий, проводимых противником и т.д., но для решения о намерении противника применить это оружие необходим также анализ политической обстановки внутри и вне страны противника, анализ военной доктрины противника и т.д.
При анализе конкретного сообщения необходимо учесть влияние на его достоверность и точность источника информации, канала связи и их взаимовлияние.
Влияние источника информации зависит от его характеристик. Источником информации могут быть люди, документы и технические средства (системы).
Свойства источника информации характеризуются с помощью следующих показателей качества:

— область или зона действия;
— полнота отображения ситуации;
— точность и детальность (разрешающая способность);
— достоверность отображения ситуации.

Область или зона действия: определяет ту часть ситуации (область деятельности, часть пространства или территории), к которой относится информация. Она может быть ограничена в пространстве, во времени, по составу признаков, которыми оперирует источник. Например: без оптико-технических средств человеку сложно оценивать воздушные средства, обладающие большой скоростью и, наоборот, средствам, следящих за техникой сложно оценить моральное состояние противника. Если источник информации включает технические средства и людей, то его зона действия будет определяться аппаратурными и психофизиологическими возможностями.
Полнота отображения ситуации определяет способность источника информации охватить все объекты, признаки, свойства, находящиеся в зоне действия. Например: число целей, которые можно обнаружить в данных условиях. Если объекты равноценны, то достаточной мерой полноты отображения может быть относительная оценка (например, процент обнаруженных объектов). При неравноценных объектах (признаков) требуется знать, каковы способности источника информации к обнаружению, наблюдению и определению значимости объектов. Например: при наблюдении танковой колонны противника, способен ли будет разведчик в данных условиях наблюдения определить не только количество единиц техники, но и тип и марку, если этого требует задача.
Точность (детальность) отображения определяется на основании некоторой заранее введенной шкалы, с помощью которой оценивается объект информации. Шкала может быть пространственная (координаты), временная (момент наблюдения), специальной (шкала типов военных объектов или признаков опасной ситуации) и т.д. Например: сообщение вида: «в 17:43 разведгруппой на южной окраине д. Деево обнаружены 2 ракетные пусковые установки и 6 танков противника» представляет собой пример одновременного использования нескольких шкал:

Читать еще:  Анализ объекта оценки

а) пространственной (на южной окраине д. Деево);
б) временной (17:43);
в) типов техники (ракетные пусковые установки, танки);
г) количественной (2 и 6 единиц).

Цена деления каждой шкалы зависит и от источника информации и от способа наблюдения, в некоторых случаях точность может быть охарактеризована статистически (среднеквадратической ошибкой). Способность источника информации определять, допустим, тип техники может быть неравноценна способности определять ее координаты, поэтому, для того чтобы дать абсолютную оценку точности отображения, требуется еще одна шкала, где обозначена значимость (оперативный вес) каждой из шкал. С помощью этой шкалы все виды данных упорядочиваются, сводятся к единой мере, и это позволяет дать единую количественную оценку.
Достоверность источника информации обычно определяют противоположным показателем — вероятностью выдачи ложных данных. Например: достоверность может оцениваться числом ложных целей, выдаваемых средствами технической разведки в единицу времени.
Доверие к новому сообщению определяется показателями качества источника информации. Для технических средств показатели качества являются статистической характеристикой, получаемой на основании анализа их параметров и условий боевого применения.
Если источником информации является человек или группа людей дело обстоит сложнее. Во-первых, «параметры» людей менее стабильны, чем параметры технических систем: помимо личных качеств они зависят от настроения, физического состояния и т.д. Во-вторых, качества людей зависят от уровня подготовки и понимания задачи, поэтому они подвержены довольно быстрым изменениям. В-третьих, для групповых источников информации большое значение имеют взаимоотношения, структура группы, вид связи и т.д. — факторы которые могут меняться в процессе выполнения задачи.
Оценка показателей качества строится на основании статистической обработке результатов предшествующей деятельности, с учетом условий в которых она протекала. Такая обработка должна вестись непрерывно, с тем, чтобы оценка не устаревала. Помимо объективной оценки, которая обычно ввиду недостатка материала не бывает полной, применяется субъективная оценка, учитывающая опыт сотрудничества и личное мнение. Сопоставление объективной и субъективной оценок позволяет лучше разобраться в свойствах источника информации и правильно отнестись к данным, которые он выдает.
Помимо показателей качества самого источника информации необходимо учитывать влияние средств связи: возможность искажения информации при передаче. Каналы связи могут характеризоваться теми же показателями, что и источники информации. Каналы информации обычно характеризуются пропускной способностью и вероятностью искажения. Различают технические и смысловые искажения. Технические приводят к снижению полноты отображения (сообщение, или его часть, становится непонятным и не может быть использовано) и точности отображения (искажаются цифровые данные). Смысловые приводят к снижению достоверности (сообщение, или его часть, оказывается ложным). Смысловые искажения наиболее опасны. При использовании технических средств выше вероятность возникновения технических искажений, при передачи сообщения людьми, наоборот, вероятность возникновения смысловых искажений выше. Средства связи наиболее уязвимы для передачи противником дезинформации, поэтому необходимо обратить дополнительное внимание на их защиту.
При анализе конкретного сообщения необходимо учесть совместное влияние на его достоверность как источника информации, так и канала связи. Между ними может существовать зависимость, которую необходимо учитывать.
В конечном итоге исходя из вышесказанного каждому сообщению должна быть поставлена в соответствие оценка его достоверности. Эта оценка может быть статической (справедливой в среднем по большому числу однотипных сообщений), но может и относится только к данному конкретному сообщению.
Если сообщения об одном и том же объекте поступают от разных источников, оценка должна обобщаться. При организации разведки командир должен принять меры, чтобы зависимость между источниками информации была минимальной. Этого можно достичь различными путями: применением технических средств, работающих на разных физических принципах; организацией независимых и несвязанных между собой разведгрупп; контролем за прохождением сообщения и т.д. Отсутствие взаимосвязи между источника информации является одним из условий как высокой достоверности данных, так и рационального использования сил и средств. Оно также существенно облегчает выявление дезинформации. Если все же между источниками существует зависимость ее необходимо учитывать. В частности, недопустимо, чтобы информация, полученная одним источником, дублировалась другим, а получатель принимал оба сообщения за независимые.
Кроме того, условия, в которых независимые источники получают информацию, могут быть сходными, что может привести к одинаковой ошибке. Например: наблюдение за объектом ведется независимыми разведгруппами в условиях плохой видимости, при этом однотипная ошибка может быть допущения из-за сложности условий наблюдения.
Для принятия решения по завершение процесса анализа информации важно знать логическую структуру информационного решения. По своей природе оно является многоальтернативным: каждая модель ситуации есть альтернатива. Однако для облегчения процесса анализа любое сообщение можно разбить на элементы, для каждого из которых следует принять двуальтернативное решение: истинно или ложно. Таким образом, многоальтернативное решение можно представить множеством взаимосвязанных двуальтернативных решений.
Например: поступило сообщение: «противник сосредотачивает войска в пунктах А, Б, В в следующем составе: А — 2 танковых подразделения; Б — 1 танковое и 1 мотострелковое подразделение; В — 3 мотострелковых подразделения».
Это сообщение можно расчленить наследующие элементы:

  1. противник сосредотачивает войска в пунктах А, Б, В (для того, чтобы принять решение по этому пункту, можно сравнить априорные данные о том, сколько войск в этих пунктах было ранее, с новыми данными; эту часть сообщения можно рассматривать как самостоятельную);
  2. в пункт А прибыло 2 подразделения;
  3. в пункт Б прибыло 4 подразделения;
  4. в пункт В прибыло 3 подразделения.

Необходимо решить истинны ли утверждения в пп.1-4. По каждому пункту имеется альтернатива: истинно — ложно. Таким образом, многоальтернативное решение превращается в четыре двуальтернативных. Заметно, что если по пп. 2,3,4 принять отрицательное решение, то по п.1 принять положительное решение невозможно. Это элемент связи. Вместе с тем п.1 имеет самостоятельное значение: если подразделение противник перевел из В в А, то утверждение по п.2 истинно, по пп.1 и 3 ложно. Можно оперировать с зависимыми решениями, но часто желательно избавиться от связей. Заменив п.1 в нашем случае несколькими пунктами: 1) количество войск противника в А возросло; 2) количество войск противника в Б возросло; 3) количество войск противника в В возросло, мы добиваемся того, что надобность в п.1 отпадает, а решения становятся независимыми. Чтобы исключить связи дополнение состава решений не всегда обязательно, иногда достаточно по другому сформулировать альтернативы.
Информационное решение принять наиболее просто, когда имеется минимальное число двуальтернативных решений, независимых между собой.
Преобразование многоальтернативных решений в минимум независимых двуальтернативных решений, является частью общей методики подготовки информационных решений.
Можно предложить следующие методы подготовки информационных решений:

  • метод сопоставления данных;
  • метод фильтрации данных;
  • метод распознавания ситуации.

Необходимо оговориться, что данные методы представлены не в виде жестких установок и шаблонов, а даны как направления возможного движения в процессе анализа информации. Поскольку разных направлений работы, имеющих свою специфику, методы анализа будут, естественно, различаться, имея при этом в своей основе общие закономерности.

2. Метод сопоставления данных

Этап первый — группирование данных.

Группировать данные удобнее всего путем сведения их в таблицу (матрицу), в которой по вертикали располагаются решения и альтернативы, а по горизонтали — источники данных. В пересечении столбцов и строк вписывается содержание сообщений. Таблица составляется таким образом, чтобы в нее попали все имеющиеся данные (независимо от достоверности источника). Она должна содержать также все возможные информационные решения, независимо от того, какое качество у данных, имеющих отношение к этому решению. Если по какому-то вопросу от некоторых источников нет данных, на соответствующих позициях ставятся «-«, данные позиции в анализе не участвуют.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector