Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ социально экономического развития российской федерации

Анализ социально экономического развития российской федерации

В 2014 году российская экономика испытала ряд негативных моментов, связанных с падением курса национальной валюты и введением внешних экономических санкций против России [1]. В этой связи определенный интерес представляет анализ динамики валового внутреннего продукта российской экономики и выявление ряда факторов, определяющих тенденции его развития. В качестве математического инструментария, позволяющего выявить и проанализировать взаимосвязь ряда показателей, характеризующих социально-экономическое развитие России, может быть использован метод корреляционно-регрессионного анализа [2]. При использовании обозначенного математического инструментария на первом этапе должна быть осуществлена спецификация предполагаемой математической модели, характеризующей взаимосвязь ряда показателей развития российской экономики [7]. При проектировании концептуальной модели определяется результативный признак – показатель, анализ динамики которого представляет интерес с точки зрения исследователя. В рамках поставленной задачи анализа тенденций развития российской экономики в качестве такового представляется целесообразным выбор объема валового внутреннего продукта в рыночных ценах, исчисленный в миллиардах рублей. В качестве факторных признаков, оказывающих влияние на ВВП, могут быть использованы различные показатели социально-экономического развития Российской Федерации. В рамках проведенного исследования в качестве факторов были выбраны: численность экономически активного населения России (фактор х1, тысяч человек), численность занятых в экономике (фактор х2, тысяч человек), прибыль организаций (фактор х3, млрд руб.), численность научных организаций (фактор х4), среднемесячная зарплата (фактор х5, тысяч рублей) (табл. 1) [9].

Показатели социально-экономического развития российской экономики, 2002–2014 гг.

ВВП в рыночных ценах, y

Числ. эконом. активного населения, х1

Числ. занятых в экономике, х2

Прибыль организаций, х3

Числ. научных организаций, х4

Среднемес. з/п, х5

Данный перечень факторных признаков может быть дополнен или скорректирован по желанию исследователя и в соответствии с результатами дальнейшего математического анализа выявленных закономерностей. Корреляционный анализ позволяет установить вид и тесноту взаимосвязи между различными показателями и осуществить правильный выбор признаков для построения модели регрессии [4]. С целью выявления факторов, в наибольшей степени определяющих величину ВВП, построена матрица коэффициентов парных корреляций ряда показателей (рис. 1).

Рис. 1. Матрица парных корреляций показателей развития российской экономики

Анализ построенной матрицы парных корреляций может быть осуществлен по нескольким направлениям: выявление ведущего (главного) фактора, определяющего динамику ВВП в рыночных ценах; выявление вида и тесноты связи между факторными признаками с целью их дальнейшего отбора для построения множественной регрессии [3].

Анализируя полученную матрицу парных корреляций, можно утверждать, что из представленного набора факторных признаков наибольшее влияние на объем ВВП оказывают следующие факторы: – фактор х3 – прибыль организаций, коэффициент корреляции с результативным признаком (ВВП) составляет = 0,967; – фактор х5 – среднемесячная зарплата, коэффициент корреляции = 0,995.

При выборе из этих двух факторов ведущего фактора следует руководствоваться соображениями экономико-статистического анализа [5]. Среднемесячная зарплата населения является показателем уровня социально-экономического развития и, естественно, находит свое отражение в объеме валового внутреннего продукта. Однако ВВП формируется за счет деятельности различного рода организаций, находящих свое отражение в прибыли организации (фактор х3), поэтому представляется целесообразным в качестве ведущего фактора выбрать прибыль организаций. Для окончательного выбора ведущего фактора (из представленного набора факторных признаков) возможно построение моделей однофакторных регрессий и сравнение их качества (табл. 2).

Сравнительный анализ однофакторных моделей зависимости ВВП от факторных признаков

Уравнение регрессионной модели зависимости ВВП от факторных признаков

1.1 Понятие социально — экономического развития региона. Основные показатели социально — экономического развития

Для того, чтобы полностью исследовать различия в социально — экономическом развитии регионов, нужно иметь представление о том, что такое социально — экономическое развитие.

Социально — экономическое развитие (ЭСР) — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.
ЭСР включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и общества, распределения материальных благ[3].

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения[9].

Читать еще:  Анализ прямых и косвенных затрат

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям[15]. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

2. Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения)

3. Величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода[12].

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

1. Национальный доход на душу населения

2. Уровень потребления отдельных материальных благ

3. Уровень начисленной заработной платы

4. Продолжительность жизни

5. Уровень физического здоровья

6. Уровень образования

7. Степень счастья населения[7]

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

1. Привлечение новых видов бизнеса

2. Расширение существующего бизнеса

3. Развитие малого бизнеса

4. Развитие центра города

5. Развитие промышленности

6. Развитие сферы услуг

7. Повышение уровня занятости населения региона[18].

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей)[1].

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона[10].

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве[5].

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций[11]. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Читать еще:  Анализ эффективности маркетинговых мероприятий

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

1. ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей

2. Средний уровень доходов населения и степень их дифференциации

3. Уровень реальной начисленной заработной платы

4. Продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей

5. Уровень образования

6. Уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования

7. Уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг)

8. Состояние окружающей среды[13]

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития[2].

Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей — важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке — это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды — также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона[6].

В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеримая субстанция, как культура жизни населения. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья[16].

Экономическая ситуация в России в 2019 году

На данный момент состояние экономики России нельзя назвать устойчивым и надежным. Это обусловлено колебаниями курса валют, обострением финансовых рисков, ухудшением отношений с другими странами мира и иными факторами. Будущее экономики страны волнует не только предпринимателей, но и простых граждан, ведь экономические скачки повлияют на различные сферы жизни и ведения бизнеса в России. Именно поэтому с особой тщательностью люди изучают мнения экспертов об экономической ситуации в России 2019 года.

Радужные перспективы развития экономики РФ в 2019 году

По мнению аналитических агентств, работающих под покровительством правительства РФ, экономическая ситуация в России в 2019 году стабилизируется. Невероятного роста ВВП не ожидается.

Эксперты независимых агентств выделили риски, согласно которым Россию в 2019 году может ожидать очередная волна кризиса:

  • Усиленное давление инфляции.
  • Угроза падения цен на сырьевых ранках, в частности, рынке нефти.
  • Неизменность структуры отраслей.
  • Неблагоприятная внешнеполитическая ситуация.

Прогноз ситуации в России на 2019 год от Министерства экономического развития

Бюджетные показатели рассчитываются на основании аналитической информацией, предоставленной Минэкономразвития. Последний трехлетний прогноз учитывает сохранение санкций Запада. В 2019 году экономику России ждет:

  • Снижение бюджета примерно на 5%.
  • Снижение добычи нефти к началу года на 52 млн. тонн до 675 млрд. тонн. Экспортные показатели зафиксируются на объеме в 140 млрд. тонн.
  • Увеличение поставок в другие страны энергетических ресурсов до 247,2 млн. тонн.
  • Повышение тарифов за перевозку пассажиров и грузов на 4,5-4,2%.
  • Достижение докризисного уровня к началу 2020 года при условии сохранения цены на нефть на отметке в 70 долларов за 1 баррель. В ином случае, правительство должно пересмотреть тарифы на газ, что повлечет за собой увеличение стоимости для промышленных предприятий на 2%, а населения – на 3%.
  • Увеличение энергетического тарифа для населения и промышленных предприятий на 5,1—5,6%.
  • Экономический рост 2,2-3,1%.
Читать еще:  Анализ эффективности фонда оплаты труда

Два сценария экономического развития от Центробанка РФ

Согласно заявлению Э. Набиулиной, за период 2018-2019 года ожидается рост экономических показателей на 2,3-2,5%. По мнению экспертов, на финансовое положение страны, по большей части, влияет внутренний спрос. Его рост повлечет за собой увеличение потребления домохозяйствами и приток инвестиций в предприятия России. также сформировано 2 сценария:

  • Оптимичстичный. Цена на нефть поднимется до 80 долларов за 1 баррель к концу 2018 года.
  • Консервативнй. Стоимость черного золота составит 60 долларов за баррель.

Экономическая ситуация в России в 2019 году по мнению Центробанка будет выглядеть следующим образом:

  • Рост ВВП 1-1,5%.
  • Инфляционные проявления – 4%.

Прогноз от Высшей школы экономики

По мнению специалистов из ВШЭ, РФ в 2019 году останется «сырьевой трубой». Рост экономики в 2019 году не превысит 0,5% и то, при условии стабильности цен на нефть.

В связи со снижением прибыльности всех сфер экономики (без учета добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов) и уменьшения доходов населения из-за сокращения числа занятого населения и постоянного закрытия предприятий эксперты прогнозируют дальнейший экономический спад.

Посткризисная ситуация в России 2019 года

Рассмотрим обновленную версию посткризисной ситуации от экспертов 3-х учреждений:

  • РАНХиГС.
  • Центра Гайдара.
  • Академии внешней торговли.

По мнению экспертов, с 2018 по 2020 года стоит ожидать рост экономики России до 2%, но не более. Ранее цифра была выше, так как прогноз составляли на предположении о сохранении санкционных ограничений на одном уровне. В связи с принятием нового пакета санкций эксперты составили 2 сценария развития экономики страны.

  • Инерционный. Расчет велся при условии сохранении цен на нефть в пределах 55-56 долларов за 1 баррель. Ожидается:
  • Рост ВВП на 1,4-1,2%.
  • Увеличение доходов населения на 1,6-1,5% в год.
  • Консервативный. Если цена на нефть упадет до 40,8-41,7 долларов за 1 баррель:
  • Рост ВВП на 0,8-0,7%.
  • Увеличение годовых ставок по кредитам до 16,4%.
  • Рост доходов населения на 1-0,4%.

Помимо этого в связи с санкциями ожидается:

  • Потеря доходности на фондовом рынке.
  • Скачок курса валют.
  • Отток капитала.
  • Требование Западных банков о досрочном погашении кредитных обязательств российскими компаниями.

Риски для экономики РФ в 2019 году от Института стратегического анализа ФБК

По мнению экспертов, не стоит ожидать в 2019-2020 годах, что Россия сможет не только догнать, но и перегнать экономические показатели мира.

Также они выделили ряд рисков:

  • Ухудшение политической обстановки в мире по отношению к России.
  • Возможно продление Соглашение ОПЕК о снижении добычи нефти.
  • Увеличение объемов добычи сланца в США.

Россия не вышла из кризиса, а адаптировалась к нему. Поэтому вполне возможно, что ВВП в 2019 году покажет рост в 0%.

Долгосрочный прогноз Всемирного банка

Согласно мнению экспертов, в 2019 году экономические показатели России увеличатся на 1,8%. Среднегодовая стоимость нефти будет находиться в пределах 50-63 долларов за 1 баррель.

Однако из-за увеличения добычи сланцевых энергоресурсов цена на нефть будет падать до 2025 года. Это вызовет увеличение отставания роста экономики России от экономических показателей мира в 2 раза, стран-участников БРИКС – в 3 раза.

Подведем итог

По мнению экспертов, в 2019 году государство начнет адаптировать население к очередному кризисному витку. Это обусловлено тем, что в 2018 году будут исчерпаны средства Резервного Фонда, в 2020 – Фонда национального благосостояния. Следовательно, правительство будет искать варианты для пополнения бюджета и борьбы с кризисом. Основные направления:

  • Новая волна приватизации. Самый безболезненный вариант, позволяющий привлечь в страну капитал в размере до 0,5 триллиона рублей за год. Другие плюсы: сохранение средств в фондах, создание условий рыночной конкуренции, плюс, стимулирование притока инвестиций в обрабатывающую промышленность.
  • Повышение налогов. Это негативно отразится на малом и среднем бизнесе.
  • Сокращение социальных расходов, включая затраты на социальную поддержку, образование и здравоохранение.
  • Включение «Печатного станка». Негативно отразится на экономике. Инфляция может вырасти до 10%, а то и более процентов. Это повлечет за собой отток капитала, снижение объема сбережений домохозяйств.

По мнению экспертов, для стабилизации ситуации правительство в 2019 году должно сократить расходы на оборонный сектор, силовые структуры, добывающие государственные корпорации и господрядчиков. Нужно ориентироваться на малый и средний бизнес.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×