Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политический риск и неопределенность

Понятие риска и неопределенностей

При подготовке инвестиционных проектов используется информация прогнозного характера. Ограниченность или неточность информации, невозможность иметь абсолютно достоверные данные приводят к необходимости принимать условия в условиях риска или неопределенности.

Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта. Факторы неопределенности подразделяются на внешние и внутренние. Внешние факторы – законодательство, реакция рынка на выпускаемую продукцию, действия конкурентов; внутренние – компетентность персонала фирмы, ошибочность определения характеристик проекта и т.д.

Риск – потенциальная, численно измеримая возможность потери. Риск проекта – это степень опасности для успешного осуществления проекта. Понятием риска характеризуется неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятной ситуации и последствий.

Разница между риском и неопределенностью состоит в том, знает ли лицо, принимающее решение, о вероятности наступления определенных событий:

— риск присутствует, когда вероятности, связанные с раз­личными последствиями, могут оцениваться на основе данных предшествующего периода;

— неопределенность существует, если вероятности последствий приходится определять субъективно.

При подготовке проектов следует учитывать следующие виды рисков:

1. Внешние риски:

— риски, связанные с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

— внешнеэкономические риски (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т. п.);

— возможность ухудшения политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе;

— возможность изменения природно-климатических условий, стихийных бедствий;

— неправильная оценка спроса, конкурентов и цен на продукцию проекта;

— колебания рыночной конъюнктуры, валютных курсов и т.п.

2. Внутренние риски:

— неполнота или неточность проектной документации (затраты, сроки реализации проекта, параметры техники и технологии);

— производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и т.п.);

— риск, связанный с неправильным подбором команды проекта;

— неопределенность целей, интересов и поведения участников проекта;

— риск изменения приоритетов в развитии предприятия и потери поддержки со стороны руководства;

— риск несоответствия существующих каналов сбыта и требований к сбыту продукции проекта;

— неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

С позиций системного подхода риски можно разделить на две группы – несистематические (специальные) и систематические. Несистематические присущи конкретному инвестиционному проекту. К такого типа рискам можно отнести коммерческий (деловой) риск, связанный с возможными колебаниями доходов от проекта в зависимости от ситуации, складывающейся на самом предприятии, в отрасли, выполнением своих обязательств поставщиками (риск приобретения) и поведением покупателей (риск сбыта). Этот коммерческий риск находит свое отражение в процентных ставках, устанавливаемых кредиторами в таких отраслях промышленности. В эту же группу рисков входят и финансовые риски проекта, обусловленные финансовым положением и политикой инвестирования компании, соотношением собственных и заемных источников финансирования активов. По мере возрастания доли долга в структуре капитала фирмы растет и страховая премия, на которую рассчитывают инвесторы.

Конкретному инвестиционному проекту могут сопутствовать технические риски, зависящие от уровня техники, технологии, организации производства.

Вторая группа рисков (систематические) характерна для всех инвестиционных проектов и определяется состоянием рынка в целом, возможными изменениями общеэкономического характера. Так, рыночный риск зависит от колебаний рыночной стоимости ценных бумаг. Можно выделить и процентный риск, связанный с изменением процентных ставок и условий, складывающихся на рынке капиталов.

Несистематический (специальный) риск устраняется путем диверсификации портфеля инвестиций предприятия. Поскольку факторы специального риска отдельных проектов независимы не зависят друг от друга, нежелательные отклонения по одному проекту могут погашаться за счет позитивных отклонений по другому. Систематический риск практически не устраним диверсификацией портфеля инвестиций.

При анализе и оценке конкретного инвестированного проекта нужно учитывать риски как общеэкономического характера (процентные ставки, состояния спроса, состояние рынка ценных бумаг, инфляцию) так и специальные риски, которым подвержен данный проект.

Риск измеряют как вероятность определенного уровня потерь. Основные его характеристики:

· ожидаемое значение (обобщенная количественная характеристика);

· среднее квадратическое отклонение (абсолютная мера риска);

· коэффициент вариации (относительная мера риска).

Возможны разные подходы к оценке риска. Общие для них этапы:

— прогнозирование капитальных и текущих затрат и доходов по проекту, исходя из среднеожидаемых условий инвестиционного проекта, не предлагающих резких отклонений;

— оценка проекта по среднеожидаемым условиям по динамическим показателям (чистой текущей стоимости, внутренней норме доходности, периоду возврата и другим);

— выявление внутренних и внешних факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска;

— анализ выявленных факторов;

— оценка конкретного вида риска с финансовой точки зрения;

— установление допустимого уровня риска;

— анализ отдельных операций по уровню риска;

— разработка комплекса мероприятий по снижению уровня риска.

Политический риски: причины и формы проявления;

Политический пиар и политический имидж.

Политическая культура. Типология политической культуры Г.Алмонда и С. Вербы.

Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет политических рисков особенно важен в странах с неустоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.

Политический риск с неизбежностью присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно оценить и учесть.

Следует отметить, что попытки учитывать политические риски, вызываемые действиями отдельных государственных деятелей или правительств, предпринимались еще в XIX в. Так, известный банкир Ротшильд так организовал систему информации о политических событиях, что получал сообщения о них на несколько дней раньше, чем правительство.

Понятие «политический риск» появилось в лексиконе американских корпораций в 1959 г. после прихода к власти на Кубе Ф. Кастро. Одна из первых работ по этой проблеме — книга Ф. Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О важности учет влияния политического риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы говорит то, что для анализа и оценки политического риска создана мировая сеть специализированных аналитических центров как коммерческого, так и некоммерческого характера. В развитых странах насчитывается свыше 500 подобных центров, основная часть которых находится в США. Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск в основном в теоретическом плане, являются Центр стратегических и международных исследований в Джорджтаунском университете, Исследовательский центр международных изменений при Колумбийском университете (Нью-Йорк).

Политические риски можно подразделить на четыре группы:

Читать еще:  Способы оценки рисков

§ риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации;

§ риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты;

§ риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент;

§ риск военных действий и гражданских беспорядков.

Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень широко — от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами. При определении риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не рекламируют возможность экспроприации или национализации. Как следствие, ни в одном документе юридически точно не определяется, чем, например, отличается национализация от конфискации.

Риск трансферта связан с переводами местной валюты в иностранную. Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно, получая прибыль в национальной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту инвестора, чтобы рассчитаться за кредит. Причин может быть множество — например, принудительно длинная очередь на конвертацию.

Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт разрывается по не зависящим от партнера причинам, например, в связи с изменением национального законодательства.

Последний из группы политических рисков — это риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться.

Политический риск условно можно также подразделить на страновой, региональный, международный. Под страновым политическим риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого бизнеса, поскольку напряженность политической ситуации в стране приводит к нарушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отражается на деятельности небольших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие необеспеченности сырьем, материалами, оборудованием.

Под региональным политическим риском следует понимать нестабильность политической обстановки в определенном регионе, которая влияет на результаты деятельности предпринимательских фирм; в частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления.

Учет международного политического риска важен для предпринимательской деятельности как для фирм, имеющих выход на международный рынок, так и для фирм, имеющих зарубежных партнеров.

Поскольку на политические риски предприниматель не может оказывать непосредственного влияния, так как их возникновение не зависит от результатов его деятельности, политический риск следует относить к группе внешних рисков.

Discovered

О финансах и не только…

Политический риск

В нынешних условиях для мировой экономики характерны процессы глобализации, что находит своё отражение в углублении и расширении международных экономических отношений, усилении взаимозависимости между экономиками различных стран, интернационализации производственно-экономической и финансово-инвестиционной деятельности. Но обратной стороной медали интеграционных процессов является возникновение политических рисков.

Политический риск – это возможность возникновения убытков (или недополучения прибыли) в связи с возможными изменениями государственной политики.

Политические риски являются важной составляющей страновых рисков. При осуществлении внешнеэкономических операций потенциально могут возникнуть обстоятельства, которые будут иметь негативное воздействие на конечный результат иностранного предпринимателя или инвестора вследствие изменений социально-политической ситуации в стране. К тому же необходимо учитывать и дополнительные риски, возникающие вследствие возможных различий в промышленных и банковских стандартах, технологиях, научно-технических стандартах, деловых отношениях и культуре поведения и т.п.

Политический риск – это вероятность того, что изменения законодательных и нормативно-регулирующих актов внутри страны или за её пределами окажет негативное воздействие на прибыль, операции и перспективы фирмы, поскольку политический риск связан не только с конкретной страной, но и с соседними странами или регионами.

Но следует отметить, что политический риск не всегда имеет своим результатом негативные последствия, т.е. политическое событие может оказать и положительный эффект на результат деятельности предпринимателя или инвестора. Если мы говорим о внешнеэкономической деятельности, то, как пример, можно привести следующее: заключение между странами договоров о сотрудничестве, о защите прав инвесторов, о предоставлении налоговых льгот для иностранных инвесторов, об избежании двойного налогообложения и т.п.

Политические риски определяются геополитической, социально-экономической ситуацией и деятельностью государства. Они находят своё проявление в изменении и нарушении условий производственно-торгового процесса вследствие результата деятельности международных организаций, органов государственного управления собственной страны или внешних государств.

Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками.

Политический риск — возможное наступление любого политического события (война, революция, государственный переворот, экспроприация, наложение ограничений на импорт и т.д.) в своей стране или за границей, которое может привести к потере прибыли и/или активов в международных деловых операциях.

Политические риски подразделяются на группы:

  1. Риск потери собственности (например, национализация или экспроприация без надлежащей компенсации).
  2. Риск трансферта, связанный с ограничением экспорта продукции или ресурсов, с ограничениями относительно конвертации локальной валюты в иностранную и осуществлением расчётов по внешнеэкономическим контрактам.
  3. Контрактный риск, т.е. риск расторжения контракта вследствие действий правительства страны, в которой находится компания-контрагент.
  4. Риск изменения регулирующих норм (законодательной базы, изменение торгового режима и таможенной политики, изменения в налоговой системе, валютном регулировании, регулировании внешнеполитической деятельности страны).
  5. Операционный риск, который затрагивает свободу действий руководителей компаний.
  6. Риск военных действий, гражданских беспорядков, смены власти.

Обобщённо политические риски также можно разделить на две категории – риски макроуровня и риски микроуровня.

Макрополитический риск затрагивает всех экономических субъектов данной страны без исключения и оценивается по политическим, социальным, экономическим, юридическим параметрам в каждой стране.

Микрополитический риск касается только предприятий, обладающих определенными характеристиками, и его оценка производится для каждой операции в отдельности.

Также политические риски можно разделить на:

  • риск, вызванный регулятивными мерами, затрагивающими всех субъектов;
  • риск, вызванный дискриминационными мерами, ставящими одни предприятия в более выгодное положение по сравнению с другими;
  • риск, вызванный выборочным вмешательством, которое влияет на деятельность одного определенного предприятия.

Наиболее общая классификация основывается на разделении политических рисков, возникших в результате непредвиденных событий под влиянием общей ситуации в стране, и рисков, вызванных действиями органов власти. Эта классификация объединяет практически все виды политических рисков:

  • непредвиденные события (революция, смена власти, изменения в правительстве, война, политические беспорядки, гражданская война, ущерб, причиненный иностранным сотрудникам);
  • действия органов власти:
    • политического характера (конфискация активов, введение эмбарго, изменение законодательства, разрыв отношений, неправомерный либо обусловленный политическими мотивами отзыв гарантии, расторжение контрактов с частными покупателями вследствие действий властей);
    • административного характера (аннулирование лицензий, препятствование осуществлению экспортно-импортных операций);
    • макроэкономического характера (запрет на конвертацию или перевод средств за границу, кардинальные изменения в проводимой экономической политике);
    • микроэкономического или финансового характера (одностороннее расторжение контракта государственным предприятием, неплатеж со стороны государственных покупателей, несоблюдение арбитражных постановлений, непоставка продукции).
Читать еще:  Что значит волить риск

Попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных политических деятелей или государств, предпринимались еще в XIX веке. Однако
понятие «политический риск» вошло в лексикон американских корпораций только в 1959 году после прихода к власти на Кубе Ф.Кастро. Одной из первых работ по данной теме была книга Ф.Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О стратегической важности политического риска свидетельствует тот факт, что для его оценки создана мировая сеть коммерческих и некоммерческих аналитических центров (всего – свыше 500, львиная доля которых находится в США). Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск, являются центры стратегических и международных исследований при Колумбийском и Джорджтаунском университетах.

Политические риски предприятия: как принять превентивные меры

Политический риск предприятия – это возможные убытки, которые может понести коммерческая организация по причине разного рода изменений политического характера, происходящих в государстве. Это могут быть ситуации, связанные с военными действиями, а также нестабильные политические ситуации.

Внесение поправок и изменений в налоговом законодательстве неизбежно отразятся в той или иной мере на деятельности организации. К политическим рискам относят и многие другие факторы, связанные с политическими процессами, происходящими в стране.

При планировании деятельности предприятия по возможности стоит учитывать политические риски. Для их анализа в развитых странах созданы специальные аналитические центры. Качественный анализ позволит снизить отрицательное влияние политических ситуаций на ведение бизнеса.

Виды политических рисков

Политические риски имеют четыре основных направления:

  1. Национализация. Суть риска сводится к отчуждению собственности или принудительному выкупу в пользу государства.
  2. Трансферт. Данный риск имеет отношение с трудностями конвертирования валюты.
  3. Разрыв контракта. Этот вид риска связан с разрывом контракта, по причине, к примеру, изменений в законодательстве.
  4. Военные действия.

Политические риски имеют разный территориальный диапазон. Они могут происходить на уровне одной отдельно взятой страны. Существуют риски, возникающие на региональном либо же международном уровнях.

Существует несколько причин, которые могут послужить возникновению политических рисков, основные из них:

  1. внесение изменений в таможенной системе на законодательном уровне;
  2. изменения, связанные с деятельностью налоговых органов;
  3. изменения в функционировании экспортного финансирования;
  4. нестабильная политическая ситуация в стране;
  5. риск национализации;
  6. внесение изменений в закон об инвестициях;
  7. риски, связанные с геополитикой;
  8. риски социального характера.

Уровни политических рисков

Измерить степень политического риска с определенной точностью не представляется возможным. И все же, существуют методы и способы измерения данной категории рисков.

Политические риски измеряются на следующих ступенях:

Анализ политического риска на макроуровне заключается в изучении политических отношений какого-либо государства с другими странами. Макроуровень охватывает все экономические субъекты страны.

Изучение рисков на микроуровне сводится к анализу отдельно взятой отрасли или предприятия. Микроуровень включает только определенные предприятия и отрасли.

Изучать и устранять негативные последствия рисков нужно заранее, до вложения инвестиций. Но и после этого деятельность по их анализу не должны приостанавливаться.

Страхование политических рисков

Страхование политических рисков — одна из действенных стратеги от нежелательных воздействий политического характера. Оно включает страховку от риска невыплат со стороны импортеров по причине введения эмбарго на импорт и экспорт, либо от запретов на перевод валютных средств.

Страховой случай в данном случае отражается на прибыли, происходит резкое снижение производительности по причине деятельности государственных органов власти или народных волнений.

Договор включает информацию об особенностях политического и экономического уровня развития, а именно:

  1. степень развития промышленности;
  2. наличие и уровень инфраструктуры;
  3. возможности финансового характера;
  4. уровень функционирования сельского хозяйства;
  5. размер валового продукта;
  6. инфляция;
  7. географическое положение и др.

Страховой договор может заключаться на специфических условиях.

Услуги по страховой деятельности предоставляют, как государственные, так и международные агентства, нередко этим занимаются частные страховые организации.

Процесс страхования ведется по трем основным направлениям:

  1. Страхование имущества от экспроприации и национализации.
  2. Страхование от политических рисков, связанных с необратимостью валютных средств.
  3. Страховка от повреждений, связанных с возникновением военных ситуаций и народных волнений, а также, от политических переворотов и смены правительства.

Страховке полежат:

  1. акции;
  2. ценные бумаги;
  3. инвестиции;
  4. имущественные права;
  5. кредиты и ссуды.

Страховая сумма исчисляется из размера, не превышающего 90 % итоговой стоимости инвестиций. Договор заключается на продолжительный, до нескольких лет, срок.

Влияние политических рисков на деятельность предприятия

После тщательного анализа, следует предпринять меры, которые бы смогли значительно уменьшить отрицательные последствия возможных политических рисков в процессе деятельности предприятия.

Политические риски нередко таят в себе опасность возможных убытков для того или иного предприятия, сокращения их прибыли. Но политический риск далеко не всегда связан с убытками и негативными последствиями, он может иметь и положительное влияние, стимулировать развитие и процветание бизнеса.

В любом случае, политические риски имеют то или иное влияние на деятельность предприятия.

Пример

В качестве примера влияния политической ситуации на ведение бизнеса, хотелось бы привести следующую ситуацию, которая имела место в 70-х годах. Тогда компания с мировым именем B.F.Goodrich открыла шинный завод на территории Ирана. Правительство оказало поддержку двум конкурентам компании, в результате чего прибыль компании сократилась, фирма понесла грандиозные убытки.

Нестабильные ситуации наоборот могут послужить развитию бизнеса. Так было в Анголе в 1975 году, когда там шла гражданская война. Компания Guff Oil получила разрешение на ведение бизнеса от правительства на достаточно выгодных условиях. Этому событию поспособствовала военная ситуация. Фирма Dow Chemical смогла возвратиться на чилийский рынок, когда в стране рухнул прежний политический строй. Но процент таких ситуаций не так уж высок.

Политическая стабильность и политический риск

Политическая стабильность характеризуется устойчивым политическим состоянием в стране, которое предусматривает стабильный уровень развития общества, преобладающий порядок в системе связей и отношений, рост благосостояния. Политическая жизнь в таком обществе максимально защищена от дезорганизующих действий, хорошо прослеживается связь между политической и экономической стабильностью.

Политическая нестабильность выражается в недовольстве общественности существующим политическим строем. Политические риски могут заключаться в смене политического управления, вооруженной борьбы с существующим политическим строем и проч.

Уровень политической стабильности определяет уровень политического риска. Политическая стабильность позволяет эффективно развиваться и функционировать, без влияния отрицательных разрушающих факторов. Проблема политической стабильности имеет прямое отношение с понятием «политический риск» и позволяет в той или иной мере проанализировать его уровень.

Читать еще:  Бета коэффициент безрисковой ценной бумаги равен

Видеконсультация

На видео ниже подробный доклад о рисках, с которыми может столкнуться руководство компании, а также о методах защиты, — от Вячеслава Панкратьева.

Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

следующая

оглавление

Общая и прикладная политология: Учебное пособие

Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова

М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

ГЛАВА LIII. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК

1. Сущность, уровни и оценка политического риска

Политический риск – это вероятность нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов. Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками. Учет оценок риска, в том числе политического, стал в последнее время одним из обязательных условий выбора решений на профессиональном уровне, так как считается, что риск нужно учитывать даже тогда, когда он практически исключен, ведь управление событиями – это во многих случаях управление риском. Рисковать обычно рекомендуется, но высокий риск недопустим, хотя иногда “нельзя ждать. рискуя потерять все”.

Уровень риска – это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи.

Политический риск является одной из разновидностей риска в целом, получившего фактически уже статус общенаучного понятия и учитываемого на практике при решении многих задач на основе вероятностных оценок реализации событий. Вероятностные оценки политического риска обычно служат лишь средством, облегчающим работу при неполноте знаний о возможном изменении обстановки и являются фактически проверяемой мерой рациональной уверенности в определенном исходе при реализации решений я его последствий для тех, кто в какой-то степени мог бы избежать чрезмерного ущерба. В таких случаях К.Поппер говорил: “Мы не знаем, мы можем только предполагать”, т.е. важно учитывать не только [c.851] меру уверенности в оценках, но и степень их соответствия имеющимся фактам.

Уровень риска при принятии решений, направленных на повышение эффективности функционирования и развития той или иной политической системы (или всей общественной системы в целом) обычно снижается, если обращается специальное внимание на обеспечение ее “неуязвимости”.

Различают “чистый” и “деловые” риски. Первые характеризуют вероятность определенного ущерба, вызванного нестандартными ситуациями (особенно связанными с человеческими жертвами). Сюда относят случаи, когда нежелательный ущерб в реализации политических решений вызван неожиданными перебоями в соответствующей политической деятельности. Вторые относятся к ситуациям, когда угроза в реализации желательных решений создается непосредственно в виде потери ресурсов или их неполучения в ожидаемом количестве.

Оценки политического риска, учитываемые в международном бизнесе, обычно не имеют самостоятельного значения, так как они входят составной частью в обобщенные оценки, где вместе с ними учитывают, например, оценки риска коммерческих операций, валютных операций и т.п. На долю политического риска в таких обобщенных оценках обычно приходится от 10 до 33%. Однако, применяемые здесь оценки политического риска являются сами, в свою очередь, обобщенными оценками, так как зависят от многочисленной группы факторов риска. На практике иногда наряду с “факторами” риска используют показатели, которые относят к “симптомам” риска. Их различие в том, что первые являются независимыми переменными, изменение которых непосредственно способно повлиять на уровень риска. Вторые только сопровождают или опережают те или иные изменения самого риска, что дает возможность, если это целесообразно, судить о предполагаемых угрозах по таким показателям.

На практике оценки политического риска даются для различных временных горизонтов, выбор которых определяется спецификой решений, требующих учета оценок риска.

Политический риск оценивается на различных уровнях: глобальном, региональном (по группам [c.852] стран), национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран (по краям, областям, республикам, например, в России). В последние годы вырос интерес к глобальному риску. Это видно, в частности, из тематики дискуссий на ежегодных конференциях Совета по управлению риском международного бизнеса. Это нашло отражение в тенденциях, связанных со стремлениями некоторых влиятельных кругов Запада к “глобальной координации” отношений между странами. Усилились тенденции к созданию “мирового поля доверия”. Однако здесь велика опасность усиления “уязвимости” некоторых государств от тех, кто будет контролировать это “поле” и определять нормы, которым должны следовать участники событий. В целом можно ожидать, что чем больше будет возрастать “координация” на глобальном уровне в сфере экономики, тем в большей степени будет снижаться уровень политической организованности на глобальном уровне за счет появления все большего числа малых государств, не находящих для себя места “под солнцем” в результате распада бывших великих держав. Уровень политического риска при этом должен повышаться.

При оценке политического риска на национальном уровне обычно используются сравнительные данные, когда количественные оценки, характеризующие уровень риска по стране, преобразуются в соответствующие рейтинги. Рейтинг страны – это ее место в общей совокупности сравнительных стран, отражающее степень желательности состояния соответствующей обстановки. Иногда говорят о различиях “политического климата”. Трудность состоит в том, что рейтинги обычно привязаны к конкретному числу рассматриваемых стран (а их число не является постоянным).

На практике рейтинг страны определяется с учетом ее места в группе стран, которые упорядочены в определенной последовательности с учетом соответствующих оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах Чаще всего используется 100-балльная шкала, где страны с минимальным уровнем политического риска получают наибольшие оценки в баллах. Политологи, которые привлекаются для оценки уровня политического риска при их использовании на практике, часто [c.853] пользуются методами оценки риска, основанными на применении вероятностных моделей. Вероятностные оценки трансформируются в балльные, на основе которых определяется рейтинг страны (или другой стратегической зоны деятельности).

Оценки уровня политического риска и соответствующие рейтинги стран публикуются в периодической печати, например, в издаваемом в Лондоне журнале “Евромани” (Euromoney) – см. табл. 2 и 3. (1) В первом случае представлены рейтинги основных стран мира, а во втором – оценки политического риска для государств, образовавшихся в результате распада СССР. Видно, что Россия по уровню политического риска международного бизнеса находится среди стран с наименьшими (в баллах) оценками. В этих странах уровень иностранных инвестиций минимален.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×