Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регистрация права собственности на газопровод

Регистрация права собственности на газопровод

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ГАЗОПРОВОДА,
КАК ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственной регистрации подлежат права на объекты недвижимого имущества.
В статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации определены критерии отнесения объектов гражданских прав к недвижимому имуществу, по которым все недвижимые объекты могут быть разделены на три группы.
К первой группе отнесены объекты, являющиеся недвижимостью по своей природе: земельные участки и участки недр.
Критерий второй группы – прочная связь объектов с землей, невозможность перемещения без несоразмерного ущерба их назначению. К объекта, являющимся недвижимостью по физическим свойствам, относятся здания, сооружения и другие объекты.
К третьей группе относятся объекты, являющиеся недвижимостью в силу прямого указания закона. Такие объекты по своей природе – это, несомненно, движимые вещи, однако законодатель посчитал возможным распространить режим недвижимости на подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Согласно пунктам 1,2 статьи 16 Федерального закона от 21.071997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Так, согласно пункту 1 статьи 25 вышеуказанного закона, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством РФ требуется получение такого разрешения.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством РФ требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999г. №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» газораспределительная система – имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителю.
Вместе с тем согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты — это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Статьей 51Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что для строительства линейных объектов (в отличие от, например, строительства строений и сооружений вспомогательного использования) необходимо наличие разрешения на строительство.
Статья 2 Федерального закона от 21 июля 1997г. №116-ФЗ № «О промышленной безопасности производственных объектов» однозначно относит газопровод к опасным производственным объектам.
Пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае строительства линейных объектов необходимо наличие разрешения на строительство, подтверждающее соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструк-ции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструирован-ного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, необходимо отметитьмнение, изложенное в Письме Минэкономразвития России от 30 апреля 2015 г. N 14-исх/06260-ГЕ/15, о том что Государственная регистрация права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации).
Положения статьи 25.3 Закона о регистрации распространяются на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, субъекты Российской Федерации могут установить иные случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство, но не противоречащие федеральному законодательству, в частности, Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Кроме того необходимо учитывать, что действующая редакция статьи 25.3 Закона о регистрации, в частности пункты 2, 3 данной статьи, не распространяется на линейные сооружения.

Главный специалист-эксперт
отдела регистрации прав
государственный регистратор С.М. Вьюшкина

Юрист Лебедев Антон Дмитриевич

тел.: +7(926)529-9797 (WhatsApp, Telegram), email: lebedevlaw@mail.ru

Регистрация права собственности на газопровод

Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.10.2015 по делу Арбитражного суда Самарской области N А55-27634/2013 по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее — департамент) к индивидуальному предпринимателю Горбунову Михаилу Петровичу (далее — предприниматель) о взыскании 26 697 руб. 58 коп. неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, а также об истребовании из незаконного владения ответчика части находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703003:1857 площадью 10 кв. м путем демонтажа существующего газопровода, забора и газораспределительного шкафа, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора — общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» (далее — общество) и общества с ограниченной ответственностью «ТрансКонтиненталь»,

Читать еще:  Таможенные правила днр

решением Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2015 иск, с учетом увеличения суммы иска и уточнения предмета иска, удовлетворен. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 45 960 руб. 60 коп. неосновательного обогащения за период с 26.06.2013 по 22.12.2014 и 5 761 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за тот же период с начислением 8,25% годовых на взысканную сумму до фактического исполнения решения. Суд также истребовал из незаконного владения ответчика часть земельного участка площадью 10 кв. м, занятого газораспределительным шкафом, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703003:1857, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, 9я просека, путем демонтажа газораспределительного шкафа, газопровода и забора за счет средств ответчика.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 06.10.2015, решение от 16.03.2015 изменено. В иске об истребовании из незаконного владения ответчика части земельного участка путем демонтажа газораспределительного шкафа, газопровода и забора отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент оспаривает судебные акты в части отказа в удовлетворении требований и ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы, принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судом установлено, что в собственности муниципального образования городского округа Самара находится земельный участок с кадастровым номером 63:01:0703003:1857, по которому проходит газопровод среднего давления, эксплуатируемый обществом (титульный собственник газопровода судами не установлен). Предприниматель является собственником прилегающего земельного участка с разрешенным видом использования под санаторий-профилакторий. Ответчиком на основании заключенного им с обществом договора от 03.08.2010 N 1605-00-10ЮМ-УР о подключении к газораспределительной системе были проведены работы по газификации принадлежащих ему объектов недвижимости путем строительства газопровода низкого давления с подключением его к существующему газопроводу среднего давления через газораспределительный шкаф, обеспечивающий понижение давления газа. Работы, как установлено судами, произведены на основании выданных технических условий, архитектурно-планировочного задания и в соответствии с проектом, разработанным обществом с ограниченной ответственностью СМК «Инженерные решения» и согласованным с Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, земляные работы выполнялись на основании разрешения, выданного Департаментом благоустройства и экологии городского округа Самары. Акты приемки законченных строительством объектов газораспределительной сети (надземного и подземного газопровода и ГРПШ-04-2У1) подписаны 02.12.2013 предпринимателем, представителем проектной организации, инженером технадзора СРГ общества и представителем Госгортехнадзора России старшим государственным инспектором по газовому надзору с указанием соответствия результата проектному решению и требованиям СНиП 42-01-2002.

В результате осуществления ответчиком данных работ часть газопровода и газораспределительный шкаф с ограждением были размещены на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, при этом право пользования ответчиком частью такого земельного участка не было юридически оформлено, что и послужило поводом для обращения департамента в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что газопровод низкого давления и газораспределительный шкаф сооружены с соблюдением строительных норм и правил в соответствии с действующими в период работ Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, пунктами 15 и 16 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» (в настоящее время действуют Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314), при наличии необходимых разрешений на технологическое подключение и надлежащим образом введены в эксплуатацию, угрозы жизни и здоровью граждан не представляют.

В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, объекты, определенные Правительством Российской Федерации, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3), и если такие объекты предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, дальнейшее распоряжение такими участками путем предоставления их гражданам, юридическим лицам не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).

Читать еще:  Как правильно нумеровать приказы в организации

Правительством Российской Федерации во исполнение данной нормы закона издано постановление от 03.12.2014 N 1300, которое включает подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Суд округа указал, что технологическое присоединение систем газоснабжения объектов недвижимости, принадлежащих гражданам и юридическим лицам, к существующим распределительным газопроводам, находящимся на муниципальных землях либо на земельных участках, находящихся в государственной собственности, неизбежно влечет фактическое использования таких земельных участков как при сооружении инженерных коммуникаций, так и в процессе их дальнейшей эксплуатации. Между тем занимаемые такими сооружениями земельные участки имеют небольшую площадь (в данном случае — 10 кв. м), и оформление на них вещных или обязательных прав нецелесообразно и ведет к неоправданному дроблению земельных участков, что повлекло введение соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (статья 39.36).
Исходя из того, что отношения сторон, связанные с судьбой принадлежащего ответчику имущества, возникшие до 01.03.2015, не были урегулированы в судебном порядке вступившим в законную силу судебным решением до вступления в силу статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции применил данную норму права, исключающую возможность демонтажа принадлежащего ответчику спорного имущества. При этом и оформление прав на земельный участок, занимаемый данными объектами, после 01.03.2015 в силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.
Доводы заявителя не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

Отказать Департаменту управления имуществом городского округа Самара в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Наша практика: Оспорили неправомерный отказ Росреестра в регистрации права собственности на газопровод (дело № А40-134138/17)

Дачное товарищество осуществило строительство газопровода, однако получило отказ Росреестра в регистрации права собственности на него.

Юристы ЦПО в судебном порядке не только признали отказ Росреестра незаконным, но и обязали его зарегистрировать право собственности на газопровод за дачным товариществом.

Дачное товарищество осуществило комплекс работ, связанных с газификацией жилых строений, принадлежащих членам товарищества.

С этой целью была изготовлена проектная документация на строительство газопровода, а также проведены строительные работы. Окончив строительство газопровода и собрав необходимый пакет документов, дачное товарищество обратилось в управление Рocрееcтра c целью зарегистрировать право собственности на него. Однако управление отказало в регистрации права собственности.

Отсутствие свидетельства o праве собственности на газопровод не позволило дачному товариществу осуществить его подключение к магистральному газопроводу c целью дальнейшей подачи газа в дома членов товарищества.

Обжалование отказа Рocрееcтра в судебном порядке

Проанализировав представленные товариществом документы, специалисты ЦПО пришли к выводу o наличии оснований для обжалования отказа Рocрееcтра в судебном порядке, в связи c чем было подготовлено и подано в Арбитражный суд г. Москвы заявление o признании незаконным отказа Рocрееcтра в государственной регистрации права.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции предcтавитель Рocрееcтра в суд не явился, возражений на заявление дачного товарищества не представил.

Суд признал незаконным решение Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости – газопровод и обязал Росреестр зарегистрировать право собственности на газопровод за дачным товариществом.

Росреестр попытался оспорить решение суда в апелляционной инстанции

Не согласившись с вынесенным решением, управление Росреестра подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель Росреестра жалобу поддержал, настаивал на том, что отказ в регистрации основан на нормах действующего законодательства. В частности, указывалось на то, что согласно ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация зданий или сооружений осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию, однако, в рассматриваемом случае разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию не выдавалось.

Со своей стороны, дачное товарищество, интересы которого в суде представляли юристы ЦПО, основывало свою позицию на том, что требования Рocрееcтра o предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не основаны на нормах права, т.к. не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе подземных газопроводов на территории г. Москвы.

В обоснование данной позиции были приведены ссылки как на федеральное законодательство, так и на локальные нормативно-правовые акты г. Москвы. Помимо этого, дачным товариществом были представлены ответы компетентных органов г. Москвы относительно отсутствия необходимости получения разрешений при строительстве газопровода в г. Москве.

Читать еще:  Как правильно пишется пусконаладочные работы

Вступившее в силу решение суда позволило осуществить регистрацию права собственности на газопровод

Пo результату рассмотрения дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции и требования дачного товарищества обоснованы, а отказ Рocрееcтра в регистрации права собственности на газопровод незаконен.

Жалоба управления Росреестра, поданная в Арбитражный суд Московского округа, также не была поддержана судом. Арбитражный суд Московского округа не согласился с позицией управления Росреестра о правомерности отказа в регистрации права собственности на газопровод и оставил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Таким образом, была одержана победа во всех трех инстанциях.

Благодаря юристам ЦПО, которыми были предприняты все необходимые действия для принятия судом решения в пользу клиента, дачное товарищество в суде отстояло свои законные права.

На основании вступившего в законную силу решения суда, дачное товарищество осуществило государственную регистрацию своего права собственности на газопровод.

Теперь некоммерческое товарищество сможет подключиться к магистральному газопроводу и начать подачу газа в дома членов товарищества.

Стоит отметить, что товарищество избежало существенных расходов, т.к. отказ в регистрации права собственности на газопровод означал бы невозможность его использования (подключения), что привело бы к тому, что многомиллионные расходы товарищества на его строительство оказались бы напрасны.

Оформление прав собственности на газопровод/котельную

Признание права собственности на газопровод

Несмотря на существование спорных взглядов о возможности признания газопроводов недвижимым имуществом, сложившаяся судебная практика свидетельствует: газопроводы признаются недвижимым имуществом со всеми вытекающими из этого последствиями. В частности, согласно ст. 131 и ст. 219 Гражданского кодекса РФ, право собственности на созданное недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации. Передача прав на газопроводы как на недвижимое имущество также подлежит государственной регистрации.

Наружный газопровод, как объект неразрывно связанный с землей, сложившейся юридической практикой признается как объект недвижимого имущества. На данное имущество распространяются законодательные акты, применимые к объектам недвижимости, следовательно:

  • До начала строительства газопровода, должно быть получено разрешение от администрации с выделением земельного участка под газопровод и приобретением прав на данный участок
  • После завершения строительства оформляется разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию с регистрацией газопровода как объекта недвижимости в регистрационном органе для подтверждения приобретения права собственности на газопровод.

Мы проводим комплекс работ, результатом которых является получение свидетельства о праве собственности на газопровод. В случае спорных ситуаций признаем право собственности в суде.

Сложности

На практике право собственности на большинство наружных газопроводов, построенных частными застройщиками (как физическими лицами, так и организациями), не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Следовательно, с точки зрения закона, прав собственности на них у их владельцев не возникло. Согласно существующему законодательству, данный объект имеет статус самовольного строительства, при этом возникают следующие правовые последствия:

  1. Строительство газопровода при отсутствии разрешения на строительство может быть приостановлено в судебном порядке.
  2. Построенный газопровод может быть признан самовольной постройкой по инициативе собственника участка, по которому проходит газопровод, прокуратуры и иных заинтересованных лиц или лиц, чьи права нарушены на основании решения суда. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет.
  3. В судебном порядке право собственности на самовольно построенный газопровод может быть признано за лицом, в собственности или пользовании которого находится земельный участок, на котором построен газопровод. Застройщику в этом случае возмещаются только расходы на строительство в размере, определенном судом.
  4. Газопровод, право собственности на который не зарегистрировано, может быть в установленном порядке признан бесхозным с последующим признанием права муниципальной собственности на газопровод.
  5. С газопроводом, право собственности на который не зарегистрировано в установленном порядке, невозможно осуществить никаких сделок, распорядится им, включая выдачу технических условий (или согласия) на врезку в данный газопровод, внесение в качестве залога, получение ипотечного кредита.
  6. Отсутствует возможность списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли затраты на приобретение и создание основных средств (амортизировать).

При обнаружении самовольного строительства, правоохранительные органы имеют право возбудить дело об административном нарушении и наложить административный штраф в соответствии со статьей 9.5. КоАП РФ (для юридических лиц — от 500 000 до одного 1 000 000 рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток).

Как мы их решаем

В случае если газопровод построен без соблюдения, право собственности на него устанавливается в судебном порядке.

На основании вышеизложенного и в связи с последствиями, которые могут возникнуть при применении традиционного порядка строительства газопроводов, прошу вас обратить внимание на данный вопрос. Со своей стороны, ООО «Консалтинговая компания «Константа» предлагает услуги по оформлению права собственности на газопроводы, на любом этапе его строительства, с регистрацией в Управлении Росреестра.

Узаконивание прав на объекты газового хозяйства

В силу разных причин может сложиться ситуация, когда предприятие владеет газопроводом или иным объектом газового хозяйства, при этом право собственности на указанный объект не зарегистрировано в установленном порядке.

Возможность легализации такого объекта устанавливается индивидуально в отношении каждого объекта и зависит от ряда условий: основания приобретения объекта (строительство собственными силами или с привлечением третьих, приобретение по договору, правопреемство и т. д. ), периода строительства, совокупности имеющихся документов, наличие прав на земельный участок, в границах которого построен газопровод и др.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector