Webbc.ru

Веб и кризис
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Покупка авторских прав

Приобретение авторских прав.

Начинающий писатель подготовил сборник рассказов и собирается передать его в издательство, но опасается, что часть рассказов или весь сборник у него могут украсть. Как необходимо поступить писателю, ЧТОБЫ ПРИОБРЕСТИ свои права как автора и гарантировать их? Опишите различные способы приобретения авторских прав в соответствии с действ Законодательством (каким?) Представьте свои рассуждения с обоснованиями и с ссылками на законодательство.

В соответствии со ст. 1255 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту — ГК РФ) интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) произведения литературы являются результатами интеллектуальной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, первоначально возникает у его автора (гражданина, творческим трудом которого создан такой результат).

В соответствии с ч. 1 ст. 1232 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

Тем самым, для приобретения своих прав как автора и обеспечения гарантии данных прав, начинающему писателю следует принять меры, направленные на государственную регистрацию подготовленного им сборника рассказов.

Способами приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности могут быть следующие

— в результате созданного творческим трудом результата интеллектуальной деятельности (ч. 3 ст. 1228 ГК РФ);

— в результате заключения договора об отчуждении исключительного права, в соответствии с которым одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю) (ч. 1 ст. 1234 ГК РФ);

— в результате заключения лицензионного договора, в соответствии с которым одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах (ч. 1 ст. 1235 Ф ГК РФ);

— в результате заключения сублицензионного договора (ч. 1 ст. 1238 ГК РФ);

— в результате принудительной лицензии (ст. 1239 ГК РФ);

— в результате получения исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности в залог (ст. 346 ГК РФ);

— в результате перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к другому лицу без заключения договора с правообладателем (в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя (ст. 1241 ГК РФ).

Как продать авторские права

Право на получение прибыли от собственного произведения или творения – является неотъемлемой составляющей самого понятия авторских прав. Однако далеко не каждый человек, являющийся автором какого бы то ни было произведения, знает, как правильно продать авторские права. Более того, в вопросах отдельных видов авторских прав, как российское, так и международное законодательство абсолютно однозначно запрещают их отчуждение и продажу

Правовое регулирование понятия авторских прав

В российском законодательстве защиту авторских прав и механизмы их регулирования обеспечивают положения Гражданского кодекса. В частности, данному вопросу в полном объеме посвящен VII раздел четвертой части ГК РФ. При этом данный документ объясняет как вопросы установления авторских прав, так и особенности их продажи, в том числе в отдельных конкретных ситуациях, а также порядок действий, связанных с передачей или отчуждением любой интеллектуальной собственности.

Прежде чем разбираться в вопросах продажи авторских прав, следует запомнить, что как российское, так и международное законодательство, наделяют авторов произведения имущественными и неимущественными правами. При этом неимущественные права не могут быть отчуждаемыми и всегда остаются за автором – вне зависимости от того, продавал ли он своё произведение или нет, и на каких условиях договора таковая продажа производилась. Так, к личным неимущественным правам относятся:

  • Право на авторство. Оно подразумевает право автора на публикацию именно его имени в качестве автора произведения, либо – выбора себе псевдонима или анонимной публикации.
  • Право на защиту произведения. Таковое право подразумевает неизменность изначального произведения и возможность правок исключительно уточняющего характера, не изменяющих суть произведения и не порочащих имя автора.

Cогласно международным законодательным актам, неимущественными правами могут обладать как физические, так и юридические лица, в то время как российское законодательство относит неимущественные права автора исключительно к прерогативе физических лиц.

Имущественные права на произведения подразумевают возможность его продажи, демонстрации или иного использования как в целях получения выгоды, так и без него. Таковые права являются отчуждаемыми и могут реализовываться как автором, так и законными правообладателями, если таковые получили соответствующее право от автора. При этом вершиной имущественных прав является исключительное право на произведение, позволяющее его владельцу осуществлять любую разрешенную законодательством деятельность, связанную с данным произведением и не нарушающую неимущественных прав автора.

Другой способ продажи произведений, их части, или права коммерческого использования подразумевает применение лицензии. Таковая лицензия может быть выдана исключительно законным правообладателем, имеющим исключительные права на произведение, а ее условия оговаривают конкретные варианты использования или применения такового объекта интеллектуальной собственности. При этом лицензирование не подразумевает полной передачи исключительных прав. Также допускается и передача прав на распоряжение исключительными правами без их непосредственного отчуждения.

Полная продажа авторских прав, в том числе продажа произведений с возможностью изменения имени автора или иных реквизитов на имя покупателя не является допустимой. Сделки, подразумевающие таковое условие могут быть признаны в этой части ничтожными, как несоответствующие законодательству.

Авторские права на какой-либо объект появляются непосредственно при создании этого объекта. Авторские права сами по себе не требуют обязательной регистрации и подлежат защите со стороны законодательства даже без неё. Тем не менее, регистрация авторских прав позволяет упростить их защиту и реализацию.

Читать еще:  Постановление правительства 695 2009

Передача или продажа исключительных авторских прав

Возможность продажи или передачи исключительных прав на произведения или иные объекты авторского права и интеллектуальной собственности предусматривается положениями ст. 1234 ГК РФ. Следует отличать отчуждение исключительных прав и передачу возможности распоряжения ими – и тот и другой договор заключаются на возмездной основе, однако полное отчуждение исключительного права не оставляет у автора или бывшего правообладателя никаких прав на дальнейшее пользование своим продуктом, в то время, как распоряжение правами может проводиться на определенных условиях или в течение конкретных сроков.

Отчуждение авторских прав может как подлежать обязательной государственной регистрации в определенных законодательством для этого случаях, так и не подлежать её и проводиться исключительно в формате гражданской сделки. Порядок оплаты за отчуждённые авторские права регламентируется договором, равно как и сроки таковой оплаты и передачи исключительного права – они могут продаваться как в формате единовременной выплаты, так и в виде периодических выплат автору, выплат по рассрочке или предоставлению автору или правообладателю определённых комиссионных с каждой продажи или иного использования таковых прав.

Следует отметить, что продажа исключительных прав, равно как и обладание ими не имеют ограничения между физическими или юридическими лицами. Таким образом, юридические лица могут обладать полным пакетом прав исключительного характера на интеллектуальные произведения наравне с физическими лицами.

Передача авторских прав по лицензии

Возможность заключения лицензионного договора на использование результатов авторской деятельности предусматривается положениями ст. 1235 ГК РФ и может предусматривать самые разнообразные использования отдельных аспектов исключительного права на произведение, включая распространение, внесение изменений, использование произведения в том или ином виде, как коммерческого, так и частного. При этом лицензионный договор может заключаться как срочно, так и бессрочно, предусматривать единоличное распоряжение частью авторских прав, или не предусматривать его. Кроме этого, может предусматриваться также сублицензирование, в соответствии с положениями ст. 1238 ГК РФ, а также принудительное присуждение лицензии по решению суда в соответствии с иском заинтересованного лица.

В качестве примера можно привести авторство книги. В случае отчуждения авторских прав, таковой автор теряет возможность использования своего произведения в любом виде. Лицензирование же позволяет сохранить за автором право на издание книги или последующее отчуждение исключительного права, одновременно с этим позволяя получателю лицензии произвести экранизацию произведения. Формат лицензионного соглашения может быть практически любым.

Договора об отчуждении авторских прав или об использовании произведений по лицензии всегда заключаются в письменной форме, а его несоблюдение приводит к признанию сделки недействительной, вне зависимости от того, исполнялись ли положения договора фактически, или нет.

Право, применимое к сделке по приобретению авторских прав

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (к которой за 130 лет присоединились 172 страны) фактически нивелировала территориальный принцип авторско-правовой охраны. Без каких-либо формальностей оригинальное произведение автоматически охраняется почти в каждой стране мира с момента воплощения в форме, пригодной для воспроизведения. Однако конвенция не коснулась выбора права, применимого для сделок по передаче авторских прав при рассмотрении споров в иностранных судах.

Исходная ситуация – правообладатель обнаружил незаконное использование произведения в другой стране и обратился с иском по месту совершения нарушения. При защите интеллектуальных прав коллизионная привязка отсылает к праву страны, где подан иск к нарушителю. Ответчик возражает против иска, указывая, что сделка по приобретению авторских прав истцом не отвечает требованиям страны рассмотрения спора. Суд должен отказать истцу, по причине отсутствия права на иск, если установит, что он не получил авторские права, которые защищает.

Как оценивать эту сделку (по форме и содержанию): по праву страны, где она совершена или по праву страны, где правообладатель требует защиту?

Юридическое лицо – автор: Британия v Россия

Компания Карт Бланш Гритингс, обладатель исключительного права на персонаж медвежонка «Ми Ту Ю Тэтти Тедди», приобрела в магазине мягкую игрушку (медвежонок), внешне схожую с персонажем.

В пункте 3 статьи 1256 ГК РФ указано, что если на территории России произведению предоставляется охрана в соответствии с международным договором России, то автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону того государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

Истец в качестве доказательства владения авторскими правами на персонаж «медвежонок «Ми Ту Ю Тэтти Тедди» в виде рисунков представил копию трудового договора с художником произведения Стивом Морт-Хиллом, согласно которому данное лицо нанято компанией в качестве главного художника серии «Me to you». В договоре изложен порядок перехода авторских прав к компании в отношении спорного персонажа, созданного художником.

Принадлежность истцу исключительных прав на персонаж подтверждена апостилированным нотариально удостоверенным аффидевитом финансового директора компании, указанным договором найма между Компанией и художником.

Согласно ст. 11 Закона об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г. в Великобритании, в отличие от России, автором произведения признается не только физическое, но и юридическое лицо. В случае, если произведение создается работником в течение срока его найма, авторское право на такое произведение первично возникает и принадлежит работодателю (если иное не указано в договоре).

Вот так выглядит упомянутая норма Copyright, Designs and Patents Act:

(1) The author of a work is the first owner of any copyright in it, subject to the following provisions.

(2) Where a literary, dramatic, musical or artistic work, or a film, is made by an employee in the course of his employment, his employer is the first owner of any copyright in the work.

В решении Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-49763/2015 от 14 июля 2016 г. сказано, что при предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами автор или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав (п. 3 ст. 1256 ГК РФ).

Читать еще:  Нормы и внутренние правила компании

В другом деле Суд по интеллектуальным правам в Постановлении от 21 января 2015 г. обратил внимание, что принципиально важно выяснить в какой стране/ах создано произведение и применить нормы нормы иностранного законодательства для «установления факта юрисдикции прав на спорное произведение». К процитированной формулировке два вопроса: (1) как соотносится факт создания с понятием страны происхождения (в терминологии Бернской конвенции – country of origin) и (2) что имел ввиду суд под «юрисдикцией прав», ведь момент первичного возникновения и момент передачи могут отличаться, а спор касался именно приобретения прав.

Устная передача прав: Австрия v Украина

Вопрос в устной форме договора о передаче прав, которая допускается в одном случае – публикация в периодических изданиях (ч. 1 ст. 33 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»). При этом ч. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Украины признает ничтожным договор о распоряжении имущественными интеллектуальными правами при несоблюдении письменной формы.

Австрийская компания обратилась с иском о признании недействительным Свидетельства на торговую марку № 104762 (далее – ТМ). Основание – нарушение авторских прав на рисунок путем его регистрации третьим лицом в качестве ТМ. Вот изображение, которое стало предметом спора:

Приобрел ли истец авторские права на рисунок, который ответчик воспроизвел в своей ТМ?

Коль скоро передача имущественных авторских прав произошла между иностранными субъектами на территории Австрии, эти отношения должны быть урегулированы в соответствии с законодательством Австрии. В части передачи истцу имущественных авторских прав на спорное произведение украинский суд применил материальное право Австрии.

Выполнив анализ норм права Австрии, суд пришел к выводу что автор произведения имел право передать истцу исключительное право использовать произведение, при этом договор мог быть заключен в устной или письменной форме (параграф 883 кодекса).

Истец предоставил суду письменные пояснения автора под присягой (аффидевит), в соответствии с которыми между ним и истцом заключен устный договор о передаче права на использование произведения, созданного автором по заказу истца.

Суд посчитал, что сделка соответствует нормам права Австрии, потому истец надлежащими средствами доказал наличие у него имущественных авторских прав на произведение.

Решением хозяйственного суда г. Киева от 29.11.2010 г. оставленным без изменений Постановлением Киевского апелляционного хозяйственного суда от 17.01.2011 г. иск удовлетворен полностью. Постановлением ВХСУ от 29.03.2011 г. оба решения судов оставлены без изменений.

Права на мыльную оперу: Венесуэла v США

Дело RCTV International Corp. v. Rosenfeld (2016) – пример того, как американское правосудие разбирает вопрос о применимом праве к отношениям, связанным с защитой интеллектуальных прав.

Суд применил «национальный режим» (national treatment) и его толкование в деле Itar-Tass News Agency v. Russian Kurier, Inc. (1998) путем применения принципа «наиболее тесной связи» (the most significant relationship) с предметом или сторонами спора. Если спорные произведения созданы российскими авторами и впервые опубликованы в России, право этой страны имеет наиболее тесную связь с фактами возникновения и передачи авторских прав.

Исследуя обстоятельства производства сериала, суд отметил, что он создавался на территории Венесуэлы гражданами этой страны, с которыми подписаны договора, подчинённые праву Венесуэлы. Это государство следует признать страной происхождения спорного объекта и оценить передачу авторских прав текущему обладателю согласно праву этой страны.

Истец пытался убедить суд в схожести норм США и Венесуэлы о передаче прав на служебное произведение, но суд отметил существенное отличие. Если американский закон об авторском праве прямо утверждает, что права сразу возникают у работодателя, то закон Венесуэлы использует конструкцию «передачи» (By using the word “assigned” defining the hiring party as a subsequent owner of the right of exploitation, not its initial owner).

США, в силу истории длительного уклонения от присоединения к Бернской конвенции, нечасто сталкивались с проблемой выбора применимого права. Однако разработали ряд базовых подходов к решению данного коллизионного вопроса – см. например, 90-страничная статья Patry, William “Choice of Law and International Copyright”.

Купить права на песню

Как купить права на песню

Пожалуй, самая главная проблема, которая волнует каждого начинающего исполнителя – это подбор репертуара. Лишь ничтожно малый процент молодых исполнителей может похвастаться наличием солидного стартового бюджета, поэтому в вопросе покупки песен нередки крайности. Так, несмотря на то, что все мы живем в правовом государстве и обязаны соблюдать авторские права, многие до сих пор обходятся без официального приобретения музыкальных композиций.

Конечно, нет никакого смысла тратить сотни и тысячи долларов лишь для того, чтобы купить права на использование музыки, например, в видео-ролике, предназначенном для друзей и домашнего просмотра. В этих целях резонно использовать ресурсы многочисленных музыкальных стоков. Для коммерческого же использования — в первую очередь для исполнения, а также для монтажа рекламы, озвучивания кино, спектаклей и т.д. — необходимо приобрести лицензию.

Где искать?

Даже при беглом поиске вы обнаружите десятки площадок, где можно купить права на музыку. Это и аудиостоки, и вполне серьезные проекты, реализующие треки одного или нескольких исполнителей, и сайты конкретных композиторов, авторов и продюсерских центров. Однако прежде чем начинать изучать представленные в продаже песни, сравнивать цены и готовиться к покупке, удостоверьтесь, что вам предлагают именно легальный контент. К сожалению, даже сегодня многие площадки работают по одному принципу – получают оплату, отправляют клиенту композицию, однако никаких официальных договоров при этом не подписывается.

Вполне понятно, чем грозит такая ситуация. Рано или поздно к правам на приобретенное произведение могут возникнуть вопросы, и вы не будете иметь абсолютно никакой юридической защиты, а судебное дело будет проиграно с практически стопроцентной вероятностью. На сегодняшний день в странах Северной Америки и Европейского союза осуществляется по-настоящему жесткий контроль над легальным использованием авторских прав, а плагиат карается по закону вплоть до лишения свободы. Учитывая тенденции сближения правовых систем нашей страны и демократических государств Запада, можно легко догадаться, какие последствия могут ожидать нарушителей законодательства в сфере авторских прав в ближайшем будущем.

Читать еще:  В соответствии с распоряжением правительства

Только легальный контент

Проект MUZNAVIGATOR был создан продюсерами Максимом Фадеевым и Олегом Некрасовым, благодаря которым все мы имеем возможность наслаждаться творчеством Глюкозы, Юлии Савичевой, Линды, Леонида Агутина, группы Градусы, SEREBRO и многих других. MUZNAVIGATOR предоставляет возможность купить права на песню абсолютно легально, в полном соответствии с действующим законодательством РФ, в частности, Ч.4 Гражданского кодекса РФ. Разработанный нашими специалистами договор предусматривает все возможные нюансы использования готовой песни, что гарантирует юридическую защиту всех заинтересованных лиц.

Как это работает

Пройдите простую процедуру регистрации, и получите доступ к постоянно пополняемой библиотеке треков. Авторизоваться на сайте можно и через социальные сети, одним кликом. После подтверждения регистрации мы попросим вас заполнить небольшую анкету, которая поможет нам в дальнейшем развитии площадки. Теперь вы сможете делать запросы о ценах на все размещенные композиции, добавлять треки в избранное, отслеживать динамику изменения стоимости понравившихся песен и, естественно, покупать права на их использование. Также зарегистрированные пользователи получают возможность бронирования треков на срок до 5 дней.

Продажа прав

Продажа прав или как заработать на своих правах интеллектуальной собственности

Автор и любой правообладатель может заработать на своих правах, используя свое произведение в коммерческих целях, разрешая это делать другим лицам или передавая им свои имущественные авторские права или права промышленной интеллектуальной собственности

Как при этом уберечь свои деньги и нервы от постоянных капризов судьбы? Можно дать один очень простой совет: надо как можно больше знать о своих правах, пользоваться всей полнотой доступной информации, консультироваться со специалистами, юристами и спрашивать у коллег.

Желательно самому разбираться во всех деталях отношений, возникающих в связи с созданием и использованием произведений, фонограмм и других объектов интеллектуальных прав. Разумеется, это очень не легко. «Сверх сил своих стремиться ввысь — на то и небеса…»¹

Во многих случаях лучше воспользоваться услугами секретаря, агента, юриста или иного квалифицированного специалиста.

Для правильной продажи прав и защиты прав необходимо:

1. знать, где, сколько и за что платят в среднем («в аналогичных случаях при сходных обстоятельствах»), что можно потребовать и сколько можно получить;

2. заранее позаботиться о подтверждении авторства и осуществить регистрацию прав. При наличии Свидетельства о регистрации будет меньше соблазна воспользоваться плодами творчества без разрешения автора и без выплаты гонорара.

3. всегда внимательно читать предлагаемые договоры передачи прав, добиваться обсуждения всех деталей, по мере возможности стараться получить независимое юридическое заключение на любой проект договора, не спешить подписывать договор, особенно, если Вас очень торопят поставить свою подпись (пожалуйста, помните, что слишком выгодных только для автора сделок в жизни обычно не встречается);

4. уделять особое внимание возможностям контроля за соблюдением условий договора и вопросам ответственности за нарушение его условий.

Помните, что авторский договор и иной Лицензионный договор обладает рядом особенностей, что законодательство об интеллектуальной собственности предусматривает специальные меры для защиты авторских прав. Не ослабляйте защиту своей интеллектуальной собственности поспешными и неосторожными действиями.

Во многих случаях для эффективной реализации авторских прав необходимо стать членом специализированной российской организации по управлению имущественными авторскими или смежными правами на коллективной основе. При некоторых способах использования произведений, исполнений и фонограмм это единственно возможный способ реального осуществления авторских и смежных прав (при использовании музыкальных произведений на радио, телевидении, публичных площадках, использовании фотографий, литературных и музыкальных произведений в интернете и т.д.).

¹Браунинг Р., (Robert Browning, 7 мая 1812, Лондон — 12 декабря 1889, Венеция) — английский поэт и драматург.

Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>

Возглавляемый Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) разработал концепцию «глобальной лицензии» для всех видов контента в сегменте российского интернета. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил нескольким ведомствам оценить нововведение и представить свои рекомендации >>>

Издательство «ЭКСМО», получив отказ по иску к ВКонтакте, в связи с незаконным, по мнению издательства, размещением на пользовательских аккаунтах ссылок на книгу «50 оттенков серого» Э.Л.Джеймса и других произведений, продолжает бороться против социальной сети и отстаивает свои требования компенсации на 700 тысяч рублей >>>

Нынешней эпохе в истории российского законотворчества по интеллектуальным правам можно присвоить название «антипиратской». То ли в силу мощнейшего лобби со стороны правообладателей, то ли в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), то ли благодаря пристальному вниманию чиновников высшего эшелона к потенциалу творческой экономики – правовой подход к охране интеллектуальной собственности в нашей стране обещает измениться кардинальным образом >>>

На первом заседании Попечительского совета Государственного института искусствознания (ГИИ) обсуждалась проблема перехода прав на использование партитур многих произведений русских классиков (таких как Чайковский и Мусоргский) западным издательствам. А есть ли здесь реальная проблема? >>>

Знаменитейший роман Харпер Ли, по версии ВВС входящий в ТОП-200 лучших литературных произведений планеты, станет «героем» судебного разбирательства. Не сам роман, а права на него, оспариваемые автором у родственника своего бывшего литературного агента >>>

Согласно результатам представленного исследования, наступает эпоха «самиздата», когда издательские дома могут утратить роль посредников между авторами и читателями >>>

Начиная с 15-го января 2013 года в Интернете стали активно публиковаться новости относительно новой программы Министерства образования, касающейся открытой публикации на официальных сайтах ВУЗов студенческих работ >>>

После тревожных сообщений о серьезных проблемах издательской группы «АСТ» с финансами и законом, появилась информация о слиянии «АСТ» с его крупнейшим партнером по отраслевым объединениям и главным конкурентом – издательством «ЭКСМО» >>>

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector