Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отсрочка и рассрочка в налоговом праве

Как получить отсрочку (рассрочку) по налогам и взносам в связи с коронавирусом

Какой это документ (закон)

В связи с коронавирусом в 2020 году Правительство России приняло постановление от 2 апреля 2020 года № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее – Постановление № 409).

Этим документом закреплены меры поддержки бизнеса, занятого в пострадавших от коронавируса отраслях, включая малое и среднее предпринимательство (МСП). Помимо прочего, им утверждены Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее – Правила, Порядок).

У кого есть право на отсрочки (рассрочки)

Оно есть у организаций и предпринимателей, в том числе не являющиеся субъектами малого и среднего бизнеса, ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях и сферах (перечень утверждает Правительство РФ).

К заинтересованным в отсрочке или рассрочке лицам могут быть также отнесены пострадавшие стратегические, системообразующие и градообразующие организации, не относящиеся к указанным сферам деятельности. Основание: отдельные решения Правительства РФ.

Для предоставления отсрочки (рассрочки) необходимо обратиться с заявлением в налоговый орган.

На какие отсрочки (рассрочки) можно рассчитывать

Это индивидуальные отсрочки или рассрочки по:

  • налогам, в том числе авансовым платежам;
  • страховым взносам.

Срок их уплаты должен приходиться на 2020 год. Исключение: акцизы и налога на добычу полезных ископаемых.

В зависимости от выполнения определенных в Постановлении № 409 условий могут быть предоставлены:

  • отсрочки – на срок до 1 года (до 6 месяцев – без представления обеспечения уплаты);
  • рассрочки – на срок до 3-х лет (для крупнейших налогоплательщиков, стратегических, системообразующих и градообразующих организаций – до 5 лет).

Отсрочку или рассрочку предоставляют в соответствии с общими правилами ст. 61, 62, 64 НК РФ, когда причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы с учетом особенностей, установленных Правилами. При этом не применяется ряд запретов, ограничений и условий (подп. 2 и 4 п. 1 ст. 62, ст. 63, п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Условия предоставления

Заинтересованное лицо имеет право на отсрочку или рассрочку при наличии у него одного из следующих показателей:

  • снижение доходов более чем на 10%;
  • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10%;
  • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым НДС по ставке 0% – более чем на 10%;
  • получение убытка по данным деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 года, если за 2019 год убыток отсутствовал.

На эту же меру поддержки могут рассчитывать и те, кто получил убыток. Но при условии, что в 2019 году имела место прибыль.

Если в результате подачи уточненной декларации (уточненного расчета) либо по результатам налогового контроля будет установлено несоответствие условиям:

  1. Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) отменят.
  2. Начислят пени со дня, установленного для уплаты налога, взносов.

Как определяют доходы

Размер доходов определяют в порядке, установленном налоговым законодательством.

Расчет снижения доходов делают на основании показателей за квартал, предшествующий кварталу, в котором подано заявление об отсрочке или рассрочке. Эти данные сравнивают с показателями за аналогичный период 2019 года.

Наличие убытка определяют из декларации по налогу на прибыль за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором подано заявление.

При этом показатель снижения доходов от реализации, облагаемой нулевым НДС, рассчитывают, если объем этой реализации – более 50% общего объема реализации.

Период отсрочки

Детально сроки расписаны ниже в таблице.

  • снижение доходов более чем на 50%;
  • наличие убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30%;
  • снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, – более чем на 30%.
  • снижение доходов более чем на 30%;
  • наличие убытков при одновременном снижении доходов более чем на 20%;
  • снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, – более чем на 20%.
  • снижение доходов более чем на 20%;
  • снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, – более чем на 10%;

Отсрочка или рассрочка по уплате налога

Пора платить налоги, а денег у организации нет. Есть несколько способов перенести дату перечисления средств в бюджет.

Подошел срок уплаты налогов, а «карман» организации пуст. Что делать? Можно, конечно, просто не заплатить и столкнуться с санкциями инспекции. Не слишком заманчивая перспектива. Поэтому лучше на законных основаниях перенести дату перечисления средств в бюджет.

Практически любая компания при определенных обстоятельствах может претендовать на налоговую отсрочку или рассрочку. Чем они отличаются? Первая позволяет перенести дату уплаты средств в бюджет на определенный срок. В этом случае, организация погасит свой долг целиком, но через несколько месяцев. Рассрочка – это погашение суммы, подлежащей отчислению в бюджет частями.

Сроки, на которые фирма может получить отсрочку и рассрочку, установлены в Налоговом кодексе. Стандартная продолжительность этих льгот – не более года. Но в особых обстоятельствах, по решению Правительства Российской Федерации, разрешается увеличить перенос уплаты налогов, но не более, чем на три года. Если и этого не достаточно, льгота сроком до пяти лет устанавливается Министерством финансов. Но и тут есть нюансы. Некоторые регионы в местных нормативных актах прописывают свои условия предоставления таких преференций, которые существенно отличаются от тех, что регламентированы федеральным законодательством.

Причины, по которым организация может просить отсрочки или рассрочки, приведены в статье 64 НК. Для получения льготы необходимо наличие особых обстоятельств, которые перечислены в пункте 2 статьи 64 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • ущерб, который понесла организация в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы и иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • несвоевременное перечисление средств из бюджета в счет оплаты за выполнение госзаказа;
  • наличие оснований для предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов, возникших в связи с перемещением товаров (работ, услуг) через таможенную границу;
  • сезонный характер производства товаров (работ, услуг) или их реализации;
  • наличие угрозы банкротства в случае единовременного отчисления средств в бюджет.

Предоставление льгот по последним трем основаниям является платным. В этих случаях на сумму задолженности по налогам начисляются проценты в размере одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Приведенный перечень обстоятельств для получения отсрочки или рассрочки вполне исчерпывающий, но власти субъектов РФ и муниципальных образований могут установить дополнительные причины, по которым срок уплаты региональных или местных налогов и сборов может быть перенесен. К примеру, в Москве действует документ, который регулирует сроки предоставления льгот и процентные ставки. Закон 2000 года «О дополнительных основаниях и условиях изменения сроков уплаты налогов и сборов» также устанавливает дополнительные основания, при которых могут предоставляться отсрочки или рассрочки. Стоит обратить особое внимание на тот факт, что налоговые органы столицы имеют право снижать размер процентов, подлежащих начислению, а также продолжительность пользования привилегией по своему усмотрению.

Готовьте документы

Порядок получения отсрочки и рассрочки носит заявительный характер, то есть организации необходимо известить налоговые органы о необходимости применения этой меры. Самостоятельно инспекторы не вправе перенести платежи фирмы на будущее. Подавать документы нужно в ФНС, если речь идет об изменении срока уплаты федеральных налогов, или в УФНС по субъекту РФ, если требуется «отложить» перечисление региональных или местных налогов. Копию заявления необходимо также направить в ИФНС по месту учета организации в течение пяти дней со дня его подачи в уполномоченный орган. Инспекторы вправе потребовать сведения об имуществе, которое может выступать залогом, либо поручительство.

Полный перечень бумаг, которые требуется предоставить, приведен в пунктах 5 и 5.1 статьи 64 Налогового кодекса:

1) справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) перечень всех открытых счетов в банках;

3) сведения кредитной организации о ежемесячных оборотах денежных средств за предшествующие подаче заявления шесть месяцев, а также о наличии бумаг, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах налогоплательщика;

5) перечень контрагентов – дебиторов компании с указанием цен договоров, и сроков их исполнения, а также копии этих документов;

6) обязательство фирмы, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога.

Также есть дополнительные документы, которые необходимо подавать в зависимости от того, какая причина привела к необходимости получить отсрочку или рассрочку. Если основанием для предоставления льготы стал ущерб, который компания понесла в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, необходимо приложить к пакету документов заключение с подтверждением факта событий, которые привели к потерям фирмы, а также акт оценки причиненного вреда.

Читать еще:  Договор цессии как правильно оформить

Предприятия, не получившие деньги по госзаказу, представляют документ финансового органа или главного распорядителя бюджетных средств, содержащий сведения о суммах, которые не были перечислены исполнителю в срок. Если компании угрожает банкротство, этот факт должен быть подтвержден результатами анализа финансового состояния компании, проведенного федеральным органом исполнительной власти. Документ, выданный по результатам исследования, необходимо представить в ФНС, чтобы подтвердить право на получение льготы. Компаниям, чей бизнес работает неравномерно в течение года, необходимо приложить бумаги, демонстрирующие, что не менее 50 процентов дохода организации приходится на определенный сезон, в остальное время обороты фирмы минимальны, и потому уплата налогов негативно скажется на функционировании предприятия.

Налоговики рассматривают подготовленные компанией документы в течение 30 дней. Со дня подписания решения оно вступает в силу. Если отсрочка или рассрочка предоставляются под залог имущества – то льгота начинает действовать с даты заключения соответствующего договора.

Причина отказа

Даже при наличии всех оснований на получение отсрочки или рассрочки, компании может быть отказано в льготе. Есть определенные причины для отрицательного решения налоговиков. Отказ в льготе может быть получен, если:

  • в отношении организации возбуждено уголовное дело, связанное с нарушением размера и сроков перечисления средств в бюджет;
  • проводится производство по делу о налоговом, таможенном и административном правонарушении;
  • есть основания полагать, что организация воспользуется льготой для сокрытия денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению;
  • в течение трех предшествующих лет в отношении организации было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного кредита в связи с нарушением условий предоставления льготы.

Юлия Лабутина, эксперт журнала «Расчет»

Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налоговых платежей?

С 4 марта действует новый порядок получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов. Он утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ (далее – Приказ № ММВ-7-8/683@). Одновременно признан утратившим силу предшественник названного документа – Приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@. Необходимость внесения поправок обусловлена новым порядком администрирования страховых взносов.

В связи с этим регламент изменения срока уплаты налоговых платежей распространен на страховые взносы, кроме того, Приказом № ММВ-7-8/683@ обновлены требования к составу и содержанию документов, которые налогоплательщики должны представить в инспекцию для получения отсрочки (рассрочки) и (или) инвестиционного налогового кредита.

Общие правила изменения срока уплаты налоговых платежей

Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8 ст. 61 НК РФ). В настоящее время это Приказ № ММВ-7-8/683@.

Что такое отсрочка и рассрочка?

Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов в части,зачисляемой в федеральный бюджет, предоставляется на срок от одного года до трех лет. Она может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ). По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, отсрочка (рассрочка) не предоставляется (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000).

Важный нюанс. Сумма, на которую предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)?

В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:

  • причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;
  • производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.

Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.

Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Правила получения отсрочки (рассрочки)

Сразу скажем: каких-либо существенных изменений в процедуре получения отсрочки (рассрочки) не произошло. Процедура изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, установленная Порядком,мало чем отличается от предыдущих правил.

Как и прежде, решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налоговых платежей уполномоченный орган должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 15 Порядка, п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Обратите внимание: решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Пунктом 17 Порядка, п. 1 ст. 63 НК РФ определены уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налогов. Для удобства эта информация приведена в таблице.

Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке)*

Срок отсрочки (рассрочки)

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет

Не более трех лет

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты

ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований

Не более одного года

Не более одного года

Региональные и местные налоги

УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика

Не более одного года

Важный нюанс. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом (абз. 2 п. 2 Порядка). Копию такого решения заинтересованное лицо в пятидневный срок должно представить в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 6 ст. 64 НК РФ).

Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо, помимо заявления, должно представить в уполномоченный орган определенный пакет документов, перечень которых приведен в п. 5 ст. 64 НК РФ. Обязательными документами являются:

  • справки банков об оборотах денежных средств по счетам за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче указанного заявления, а также справки о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  • перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);
  • обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.

Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительнодолжно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба – если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;
  • информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) – в случае неполучения средств из бюджета;
  • справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, – в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.

О залоге, поручительстве и банковской гарантии

Согласно п. 19 Порядка изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:

  • залогом имущества (ст. 73 НК РФ);
  • поручительством (ст. 74 НК РФ);
  • банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).

При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе (п. 24 Порядка).

Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель (либо залогодатель) должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (п. 20 Порядка). Рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к Порядку.

Читать еще:  Как правильно объяснить начальнику

О результатах рассмотрения заявлений о возможности заключения обозначенных договоров, а также о результатах рассмотрения банковской гарантии налоговый орган должен известить заинтересованное лицо (поручителей, залогодателей) в течение семи рабочих дней после получения соответствующих документов (п. 23 Порядка).

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;
  • есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;
  • не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).

О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1. причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2. задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3. угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

4. если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5. если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

6. иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

При отсутствии обстоятельств уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 Налогового кодекса. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов. Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно. При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику или плательщику сбора по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета этих лиц. Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком или плательщиком сбора в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда. Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об инвестиционном налоговом кредите, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора. Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена в отношении уплаты одного или нескольких налогов из числа уплачиваемых.

Понятие и основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

В соответствии с положениями действующего НК РФ, понятие предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора означает определенное изменение, которое касается непосредственного срока уплаты того или иного налога.

Читать еще:  Новые правила миграционного учета

Действующий порядок устанавливает, что срок, на который отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены, не должен превышать один календарный год. В особом порядке рассрочка или отсрочка могут быть предоставлены на срок до трех лет, если такое решение было принято Правительством РФ.

Порядок предоставления рассрочки или отсрочки по уплате налога и сборов требует наличия оснований, предусмотренных налоговым законодательством РФ. В эти основания входят следующие:

  • причинение лицу определенного материального ущерба в результате непреодолимой силы и особенных обстоятельств, например, стихийной силы;
  • в случае задержек в финансировании лица их бюджета, либо, если данное лицо оплатило государственный заказ;
  • существование угрозы банкротства лица, либо вынесение судом мирового соглашения, а также составление специального графика для дальнейшего погашения имеющейся задолженности;
  • при особом имущественном положении данного лица, если оно исключает возможность скорейшего погашения и уплаты налогов и сборов в полном объеме;
  • если работа по реализации определенных товаров, либо предоставлению каких-либо услуг носит сезонный характер, в соответствии с перечнем сезонных работ, утвержденных действующим законодательством РФ;
  • если речь идет об уплате налогов за перемещение определенных товаров через границу государства. В таком случае отсрочка или рассрочка также могут быть предоставлены, если имеются соответствующие условия и основания для того, чтобы изменение срока уплаты было правомерным.

Порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога

Законодательством РФ устанавливаются особый порядок и условия, благодаря соблюдению которых заинтересованным лицам предоставляется отсрочка или рассрочка и происходит изменение установленного срока оплаты.

Первоначальным этапом данной процедуры является подача письменного заявления от заинтересованного в предоставлении лица.

Заявление должно быть подано в соответствующий орган, обладающий полномочиями по принятию данных документов.

Затем, не позднее чем через пять дней со дня подачи, копию данного заявления следует направить в налоговый орган, находящийся по месту прописки, либо учета лица.

К письменному заявлению должны быть приложены следующие документы: справки банковского учреждения о регулярных финансовых оборотах лица за шестимесячный период до подачи заявления, справки об остатках денежных средств на имеющихся открытых счетах, полный перечень контрагентов.

Дополнительным и очень важным документом является обязательство лица, которое подразумевает обязательное соблюдение им всех установленных условий на период изменения срока уплаты налога или сбора. Заключительным документом будет являться подтверждения наличия одного основания, либо нескольких, дающих правомерную возможность изменить порядок и срок уплаты налогов и сборов.

В роли документального основания может выступать обоснованное заключение о факте наступления особых обстоятельств, акт оценки ущерба, который был причинен непреодолимой стихийной силой и т.д.

Начисление процентов на суммы задолженности по уплате налогов

Начисление пеней, штрафов и процентов на существующую сумму налоговой задолженности, как юридические меры, направлены, прежде всего, на скорейшее исполнение лицом своих финансовых обязательств. Проценты представляют собой определенную денежную сумму, которую лицо обязано уплатить, после оплаты основного долга. Проценты всегда выражены в денежном эквиваленте.

Уплата должником основной суммы задолженности по установленным налогам и сборам не освобождает его от необходимости уплаты накопившихся процентов. Начисление процентов может быть остановлено, но только в случае принятия такого решения судебным органом, ибо при иных обстоятельствах, которые имеют соответствующие основания.

Если заинтересованному лицу была предоставлена отсрочка или рассрочка на исполнение финансовых обязательств по налогам и сборам, начисленные проценты также могут войти в данную рассрочку.

Внесенное изменение в порядок уплаты определенной суммы по налогам и сборам коснется и установленного порядка уплаты существующих процентов. При этом сам процесс роста процентов прекращается с того момента, когда решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога было принято уполномоченным органом.

Документы для предоставления рассрочки или отсрочки уплаты налога

Окончательное решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, а также об отказе в удовлетворении данных требований заинтересованного лица, может принять лишь уполномоченный орган.

Как показывает регулярная практика, случаи отказов отнюдь не являются редкостью. В большинстве ситуаций, это происходит за-за того, что заинтересованное лицо так и не смогло представить основания исчерпывающие доказательства необходимости предоставления отсрочки.

Именно поэтому законодательство РФ определяет четкий порядок, условия, основания и правила подачи заявления об отсрочке. Особое внимание уделяется и списку необходимых документов, которые подаются в уполномоченный налоговый орган.

Основным из них является письменное заявление, в котором заинтересованное лицо выражает свою просьбу о предоставлении рассрочки, а также мотивирует необходимость такого предоставления определенными причинами.

Следующим шагом будет сбор необходимых приложений для заявления. Сюда входят банковские выписки о текущем состоянии финансовых счетов, а также письменное обязательство о том, что лицо обязуется соблюдать установленные законом условия, в случае предоставления ему рассрочки по уплате налогов и сборов.

Самыми важными документами будут являться непосредственные основания, которые подтвердят, что лицо действительно не смогло произвести оплату вовремя, по независящим от него причинам.

Например, заключение страхового агента, акт оценки материального ущерба и даже выписки из полицейского заключения о хищении имущества и т.д.

Прилагаемые документы к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Отсрочка или рассрочка по уплате установленных налогов и сборов предусмотрена действующим законодательством РФ, прежде всего, для максимальной защиты интересов и законных прав налогоплательщиков. Для того, чтобы решение о предоставлении рассрочки было положительным, следует заранее заняться сбором необходимых документов, которые должны быть приложены к заявлению.

Установленный порядок допускает, что данные документы могут быть предоставлены в налоговый орган как лично заинтересованным лицом, так и его представителем, при условии наличия у последнего оформленной доверенности, со списком полномочий данного представителя.

В зависимости от конкретных оснований, которые были указаны заинтересованным лицом в заявлении, налоговый орган может потребовать предоставления соответствующих документов, например:

  • официальное заключение о действительном наличии факта непреодолимой силы, который впоследствии и привел к невозможности своевременного исполнения финансовых обязательств по уплате налогов и сборов;
  • сведения о движимом и недвижимом имуществе, которое принадлежит заинтересованному лицу не основании действующего права собственности. Данный документ может потребоваться, когда основанием предоставления отсрочки названо особо текущее имущественное положение заявителя.

Налоговый орган может истребовать и иные дополнительные бумаги, требующиеся в каждом конкретном случае.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Правовое решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается налоговым органом при наличии оснований, а также всех требующихся документов, которые данные основания могут подтвердить.

Положительное решение будет принято в том случае, если соблюдены следующие условия и порядок:

  • если заинтересованному лицу – налогоплательщику был причинен серьезный ущерб, который привел к резкому ухудшению его текущего материального положения, а также, если этот ущерб стал результатом непреодолимой силы – стихийной катастрофы и т.д.;
  • существует риск банкротства заинтересованного лица в том случае, если он в данный момент совершит оплату всех установленных налогов и сборов;
  • если определенные условия и текущее имущественное положение заинтересованного лица не допускает возможности уплаты налогов и сборов в настоящее время. Резкое изменение текущего имущественного положения в лучшую сторону, например, получение серьезной прибыли и т.д., аннулирует данный пункт и возвращает налоговому органу право требовать своевременного погашения имеющейся задолженности. В таком случае отсрочка или рассрочка лицу больше не предоставляется.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Установленный порядок и условия предполагают, что рассрочка не может быть предоставлена по определенным обстоятельствам. В соответствии с правилами налогового законодательства, она не предоставляется, если в отношении лица:

  • возбуждено уголовное производство в отношении правонарушения и преступления, так или иначе касаемо нарушения налоговых норм и установленных правил;
  • идет активное производство по делу о налоговом, либо административном правонарушении, совершенным лицом, заинтересованном в предоставлении отсрочки;
  • ведется активное производство по делу о нарушении, связанным с уплатой налогов и сборов таможенным органам за провоз определенных товаров через государственную границу;
  • если у налогового органа имеются серьезные основания подозревать, что предоставление отсрочки требуется заинтересованному лицу для последующего сокрытия части доходов, либо имеющегося у него имущества для того, чтобы на него не распространялся порядок налогообложения. Помимо этого, налоговый орган может подозревать, что изменение срока уплаты необходимо лицу для того, чтобы покинуть страну;
  • если в течение трех лет, до того, как лицо обратилось в налоговый орган для предоставления рассрочки, было вынесено решение о прекращении действия предыдущей рассрочки по причине нарушения установленного порядка и обязательств заинтересованного лица.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×