Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормативно правовая база проведения инвентаризации

Нормативно-правовая база инвентаризации

Основной нормативной базой для проведения инвентаризации имущества и обязательств на сегодняшний момент являются, следующие законодательные акты:

1) ФЗ «О бухгалтерском учете», который включает в себя помимо общих положений о бухгалтерском учете, различного рода определений, основные требования к ведению учета, оценке имущества и обязательств организации, но и рассматривает понятие «инвентаризация», определяет случаи, когда процедура проведения инвентаризации является обязательной, а также порядок отображения выявленных в ходе проведения инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета;

2) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н, которое определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности, взаимоотношение организации с внешними потребителями бухгалтерской информации, рассматривает порядок оценки и проведения инвентаризации имущества и обязательств организации;

3) Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» — содержит формы первичной учетной документации оформляемых в ходе проведения инвентаризации;

4) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 — устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов, правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, порядок оформления результатов инвентаризации;

5) Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. NN 20н, ГБ-3-04/39 «Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» — устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной проверке, правила проведения налоговой инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, порядок оформления результатов инвентаризации.

Список законодательных актов и нормативных документов, которые могут быть использованы в ходе проведения инвентаризации может быть расширен, исходя из форм собственности организации, специфики его деятельности и его масштабов, это могут быть такие нормативные документы, как:

1) Инструкция о порядке проведения инвентаризации ценностей государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитете драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденная приказом Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов РФ 13 апреля 1992 г. N 326;

2) Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.2001 г. N 68н; и т.д.

Виды и порядок проведения инвентаризации

По обязательности проведения можно выделить обязательную и инициативную инвентаризацию имущества и обязательств организации.

Обязательная инвентаризация проводится в случаях и сроки, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний момент проведение инвентаризации для организаций является обязательной процедурой, в таких случая как:

— передача государственного или муниципального имущества в аренду, его выкуп, продажа, а также преобразование;

— составление годовой отчетности организации;

— выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества предприятия;

— смена материально ответственных лиц (независимо от причин смены);

— реорганизация или ликвидация организации;

— стихийные бедствия, пожары, и иные чрезвычайные ситуации;

— иные случаи, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Также в соответствии с действующим законодательством, для некоторых видов имущества организации установлены сроки инвентаризации: для основных средств допускается проведение инвентаризации один раз в три года, библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах Крайнего Севера, и в приравненных к ним местностях допускается проведение инвентаризации товаров, сырья и материалов в период их наименьших остатков.

Но в независимости от видов имущества и обязательств, в любом случае, в учетной политике организации необходимо закрепить сроки и периодичность проведения инвентаризации имущества, если необходимо разработать различные инструкции.

Инициативная инвентаризация осуществляется в соответствии с решением руководства организации на основании действующего законодательства, разработанной учетной политики, а также различных внутренних инструкциях.

Инвентаризация имущества и обязательств предприятия может происходить, как по инициативе внутренних пользователей бухгалтерской информации — руководителя предприятия, так и по инициативе внешних (сторонних) пользователей бухгалтерской информации с косвенным интересом — налоговой инспекции. Поэтому, в зависимости от того, кто является инициатором проведения инвентаризации принято выделять бухгалтерскую и налоговую инвентаризацию имущества и обязательств организации.

Бухгалтерская инвентаризация имущества и обязательств организации производится в соответствии с принятой предприятием учетной политикой, а также на основании приказа руководителя. Данный приказ регламентирует порядок и сроки проведения инвентаризации.

Налоговая инвентаризация имущества осуществляется на основе приказа утвержденного руководителем государственной налоговой инспекции или его заместителем. Перечень имущества и сроки проведения проверки определяются также в соответствии с эти приказом.

Основной целью проведения налоговой инвентаризации является выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств. Порядок и сроки проведения такой инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии регламентируются распоряжением руководителя государственной налоговой инспекции (его заместителя) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.

Бухгалтерская инвентаризация имущества и обязательств организации может быть плановой и неплановой.

Плановая бухгалтерская инвентаризация, осуществляется на основании заранее составленного графика проведения инвентаризации, утвержденного приказом руководителя предприятия и учетной политики предприятия. Такая инвентаризация может проводиться ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, в зависимости от размеров предприятия и сферы деятельности. Следует отметить, что перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, организации в обязательном порядке обязаны проводить плановую инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме. Такая ежегодная инвентаризация должна проводиться организацией не ранее 1 октября отчетного года.

Предполагается, что любая плановая бухгалтерская инвентаризация проводится на первое число месяца, так как именно на эту дату должно выводиться сальдо всех счетов бухгалтерского учета. Однако законодательными актами данный вопрос не регламентируется, поэтому в случае необходимости, инвентаризация может проводиться на любую необходимую дату.

Основная задача плановой инвентаризации — выявление фактического наличия имущества организации, сопоставление данных о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете всех обязательств предприятия.

Неплановая инвентаризация, производится, как правило, для проверки добросовестности выполнения своих обязанностей материально-ответственными лицами. Главная задача неплановой инвентаризации — выявление фактов хищения, обвесов, обмеров со стороны ответственных лиц, а также разработка мероприятий по недопущению в будущем таких нарушений. Для ее проведения, также необходим приказ руководителя.

Можно выделить сплошную и выборочную инвентаризацию имущества организации. Сплошная инвентаризация предусматривает проверку всех, без исключения, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, денежных средств, прочих финансовых активов, кредиторской задолженности, банковских кредитов, займов, резервов и т.д. Выборочная инвентаризация предусматривает проверку только какой-либо части имущества или обязательства организации.

Читать еще:  Публичная оферта и реклама мнения правоведов

Следует отметить, что инвентаризации подлежит все принадлежащее организации имущество, независимо от его местонахождения, а также все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (например, находящиеся на ответственном хранении, арендованные или полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Также можно выделить документальную и натуральную инвентаризации. Документальная инвентаризация заключается в проверке наличия и правильности оформления документов, подтверждающих наличие имущества или обязательства (как правило, используется при проведении инвентаризации нематериальных активов, дебиторской и кредиторской задолженности организации).

Натуральная инвентаризация заключается в проведении проверки непосредственного наличия объектов, путем проведения процедур подсчета, взвешивания или обмера (как правило, используется в ходе проведения инвентаризации объектов основных средств, товарно-материальных ценностей и т.д.).

Нормативно-правовая база по методике проведения инвентаризации

Нормативно-правовая база по методике проведения инвентаризации в Российской Федерации основывается на федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.)

Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств

1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»[2] утвердились методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. А также порядок проведения и отражения результатов инвентаризации рассматривается в Положениях по бухгалтерскому учету.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. Под организацией понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

· типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

· упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

· особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

· особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

· особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

· порядка публикации бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. Под организацией понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н) устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Под организацией понимаются юридические лица по законодательству Российской Федерации (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета. Для целей настоящих Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами — кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации

Инвентаризацию следует проводить в организации ежегодно до подготовки бухгалтерской отчетности по итогам года. Процедура осуществления ревизии устанавливается нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества. Ими являются внутренние документы предприятия и нормативные акты, принятые на государственном уровне.

Для чего нужна инвентаризация

Инвентаризация является методом учета в бухгалтерии, применяемого для проверки действительности отраженной в учете информации, выявления фактического присутствия активов и обязательств предприятия.

Проведение ревизии невозможно без нормативно-правовой базы инвентаризации: она прописывает частоту проведения инвентаризации, обозначает круг осуществляющих ее людей, указывает порядок действий при ревизии, говорит, что делать с ее результатами. На законодательном уровне разработаны формы унифицированных документов, позволяющие документально оформить начало и результаты инвентаризации.

Инвентаризация различается в зависимости от цели и критерия, по которому ее классифицируют. Выделяют следующие ее виды:

Нормативное регулирование инвентаризации

Обязательность проведения инвентаризации каждый год закреплена нормативно-правовыми документами:

Основной нормативный документ, регулирующий порядок проведения инвентаризации

Основополагающим документом, в котором прописаны основные правила осуществления инвентаризации, порядок ревизии отдельного имущества и обязательств, а также процедура закрепления ее результатов, являются Методические указания по инвентаризации.

Согласно Указаниям ключевыми целями, которые преследует инвентаризация, являются выявление фактического присутствия имущества в организации, сравнение этих результатов с данными учета в бухгалтерии и установление правильности фиксации информации в учете.

В нормативных документах предусмотрены основания для обязательной инвентаризации, в частности стихийные бедствия, смена материально ответственных лиц, ликвидация организации.

Указания расписывают порядок создания комиссии по инвентаризации, последовательность действий при ревизии. Важным аспектом является оформление итогов инвентаризации. Утвержденные формы документов, которые следует применять в ходе ревизии, содержатся в Методических указаниях.

Читать еще:  С правом досрочной поставки

Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации в организации

На уровне предприятия руководитель принимает нормативные документы, которые будут регламентировать порядок инвентаризации в конкретной организации. Такими документами являются учетная политика и приказ (распоряжение, постановление) о начале инвентаризации.

В учетной политике организации может быть предусмотрено проведение выборочной инвентаризации в зависимости от объемов деятельности, организационной структуры, наличия подразделений, количества видов деятельности, объема имущества и обязательств, особенностей контроля внутри организации и бухгалтерского учета.

Приказ руководителя обозначает сроки осуществления инвентаризации, состав комиссии по инвентаризации, ее председателя и причину проведения ревизии.

Тема 1. Нормативно-правовая основа проведения инвентаризации имущества и обязательств организации

Краткий курс лекций

Краткий курс лекций составлен в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), по дисциплине «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации», предназначен для студентов СПО, обучающихся по данной специальности. Рассмотрены основные определения, сведения, необходимые для получения основных знаний по дисциплине «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации».

Автор: Азарскова А.А.

Рассмотрено и согласовано на заседании

предметной (цикловой) комиссии

междисциплинарных курсов и рекомендовано к использованию

Протокол № ___ от «___» ______ 2015г.

Председатель комиссии: _______________/Н.А. Свидерская

Содержание

Тема 1. Нормативно-правовая основа проведения инвентаризации имущества и обязательств организации

Тема 2. Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.

Подготовка к проведению инвентаризации имущества и обязательств организации.

1. Определение количества инвентаризаций имущества и обязательств организации в отчетном году, даты их проведения, перечня проверяемого имущества и обязательств.

2. Формирование постоянно действующей инвентаризационной комиссии, ее состав.

1. Определение количества инвентаризаций имущества и обязательств организации в отчетном году, даты их проведения, перечня проверяемого имущества и обязательств.

Любая инвентаризация имущества и обязательств проводится последующей стандартной и давно утверждённой схеме:

1. Формирование инвентаризационной комиссии.

2. Определение круга всех ответственных лиц и подготовка учетных документов в соответствии с утверждёнными образцами.

3. Непосредственно сама инвентаризация имущества и обязательств

4. Оформление всех первичных документов по результатам инвентаризации (учёт)

5. Отражение результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств на счетах бухгалтерского учета

Фактическое наличие всего, имеющегося у организации имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, обмера, взвешивания и производятся все эти действия в обязательном порядке, при участии всех, ранее утверждённых, материально ответственных лиц.

Сама по себе, инвентаризация имущества и обязательств подразделяется по видам этого самого имущества и финансовых обязательств следующим образом:

инвентаризация основных средств предприятия;

инвентаризация нематериальных активов компании;

инвентаризация финансовых вложений организации;

инвентаризация товарно-материальных ценностей предприятия;

инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;

инвентаризация расчетов организации;

инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов;

инвентаризация животных и молодняка животных, принадлежащих компании;

инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, а также оценочных резервов.

При подготовке к проведению инвентаризации имущества и обязательств, многие предпочитают использовать для документирования процесса готовые, утверждённые образцы типовых документов, договоров, актов, ведомостей, описей, и других видов, или составлять их в соответствии с такими образцами.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

o при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

o перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

o при смене материально ответственных лиц;

o при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

o в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

o при реорганизации или ликвидации организации;

o в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

o а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;

o б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

2. Формирование постоянно действующей инвентаризационной комиссии, ее состав.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Состав инвентаризационной комиссии

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (п. 2.3 Методических указаний).

В состав инвентаризационной комиссии включаются:

— представители администрации организации;

— работники бухгалтерской службы;

— другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

Также в ее состав могут входить:

— представители службы внутреннего аудита организации;

— представители независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена утвержденной комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными (п. 2.3 Методических указаний).

Подготовка регистров аналитического учета по местам хранения имущества и передача их лицам, ответственным за подготовительный этап.

Регистры аналитического учета предназначены для обобщения информации в разрезе аналитических счетов,8 детализирующих содержание показателей того синтетического счета, к которому они открыты. Записи в этих учетных регистрах делаются подробнее, чем в регистрах синтетического учета с применением не только денежного, но и натуральных, трудовых измерителей или только натуральных измерителей (например, карточка складского учета; лицевой счет работника).

Аналитический учет товаров ведут как материально ответственные лица, так и бухгалтерия. Его главная цель – получение информации, необходимой для управления товарными запасами (соблюдение нормативов, контроль за сохранностью товаров и т.п.).

Читать еще:  Глава правительства республики алтай

Аналитический учет товаров может вестись в четырех основных разрезах:

в зависимости от агрегирования учетной информации;

в зависимости от способа хранения товаров;

по материально ответственным лицам;

Агрегирование учетной информации обычно встречается в трех вариантах:

1. Наличие и движение товаров отражается в учете отдельно по каждому предмету.

Используется тогда, когда можно, а в ряде случаев и нужно, идентифицировать каждую единицу товара в отдельности (учет автомобилей, изделий из золота, товаров в розничной комиссионной торговле и т.п.). Такой учет называется попредметным.

Товары учитываются по наименованию и ценам (в натуральных и стоимостных измерителях). Отсюда его теоретическое название натурально-стоимостной учет. На практике его часто называют количественно-суммовой. Данный вариант обычно применяется на складах.

2. Все товары учитываются вместе только в стоимостном выражении (без дифференциации по отдельным предметам или наименованиям). Такой учет называется стоимостным.

Наиболее предпочтительными вариантами аналитического учета товаров следует признать первый и второй, поскольку при этом имеется информация о наличии и движении по каждому предмету или наименованию товаров. Однако их применение возможно только в том случае, если поступление и выбытие товаров оформляются документами, в которых указываются наименование, цена и количество товаров.

3. В розничной торговле при продаже товаров населению, как правило, документы не выписываются и, следовательно, информация о проданных товарах в разрезе наименований отсутствует. Поэтому в большинстве магазинов применяется третий вариант аналитического учета товаров.

Попредметный учет товаров возможен тогда, когда продажа населению некоторых товаров (изделий из золота, платины, серебра, драгоценных камней и др.), а также товаров, принятых на комиссию в организациях розничной торговли, оформляется товарными чеками, где указываются наименование, цена и количество товаров.

Товары могут храниться двумя способами:

При партионном способе каждая партия товаров хранится отдельно. Под партией понимается количество товаров, поступивших одновременно по одному документу. Внутри партии товары учитываются по наименованиям.

При сортовом способе хранения каждый вновь приобретенный товар определенного наименования и сорта присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования и сорта. Отсюда необходимо обеспечить учет каждой отдельной партии, а также каждого отдельного наименования и сорта.

В п. 2 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорится: «Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации». Отсюда следует, что если по одному и тому же наименованию товаров часть их является собственностью данной организации, а остальные – собственностью других лиц (юридических или физических), их необходимо учитывать отдельно. Для этой цели применяется система балансовых и забалансовых счетов.

Вопросы для самоконтроля:

Подготовка регистров аналитического учета по местам хранения имущества и передача их лицам, ответственным за подготовительный этап.

Список основной литературы:

1. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет [Текст]: Учбник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014

2. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет Текст]: Учбник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013

3. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс] : учебник / П.Г. Пономаренко [и др.]; под общей редакцией П.Г. Пономаренко. – Минск: Выш. шк., 2013. – 543 с.: Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=508823# — ZNANIUM.COM, по паролю. Гриф.

Список дополнительной литературы:

1. План счетов бухгалтерского учета [Электронный ресурс]: Официальный текст. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 128 с.: Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=395354 — ЭБС ZNANIUM.COM, по паролю.

2. 25 положений по бухгалтерскому учёту [Текст]. – М. :Эксмо, 2013.

3. 26 положений по бухгалтерскому учёту [Текст]. – М. : Проспект, 2013.

4. Единый план счетов бухгалтерского учета [Текст]. – М. : КНОРУС, 2012.

5. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».

Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации

normativka.jpg

Похожие публикации

Обязанностью каждой компании является предоставление пользователям всех уровней достоверных сведений о положении дел в предприятии. В том числе о его финансовом состоянии, размерах полученных прибылей или допущенных убытках, наличии запасов и размерах инвестиций. Вся эта информация содержится в годовой бухгалтерской отчетности, а подтверждается ее правдивость проведением непосредственно перед составлением годовых отчетов компании плановых инвентаризаций всех категорий имущества и обязательств.

Процедура проверки определена законодательными нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации. На их основе разрабатываются внутренние инструкции и распоряжения, отражающие основные моменты, порядок и сроки осуществления проверок.

Действующие нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации

Проведение инвентаризаций базируется на внушительной нормативно-правовой законодательной основе, устанавливающей:

  • частоту осуществления проверок;
  • круг сотрудников, которые вправе их проводить;
  • критерии формирования инвентаризационной комиссии;
  • порядок действий при осуществлении ревизии;
  • оформление результатов проверки.

Все действия, связанные с проведением инвентаризации закреплены следующими законодательными нормами:

  • Законом № 402-ФЗ «О бухучете» от 06.12.2011 — в ст. 11 закона установлена обязанность проведения инвентаризации активов и обязательств предприятием, а также право определения им сроков и порядка ее проведения (кроме ситуаций, когда проверка является обязательной и ее осуществление закреплено федеральными или отраслевыми стандартами), а также регистрации в бухучете (в отчетном периоде когда проводилась инвентаризация) выявленных проверкой расхождений;
  • Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 в ред. от 08.11.2010) – это основной базовый документ-инструкция, регламентирующий все этапы процедуры проверки и фиксации ее результатов в бухучете компании;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», указывающим на обязательность предоставления достоверной отчетности, сформированной по правилам бухучета, и, в частности, обоснованной результатами проведенных инвентаризаций;
  • Положения по ведению бухучета и отчетности, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, п.п. 26-28 которого предписывают проведение инвентаризации для обеспечения достоверности учетных данных, приводят перечень ситуаций, когда проведение проверки становится обязательным, устанавливают порядок отражения в учете отмеченных проверкой расхождений между реальным наличием и данными по документам;
  • Постановления Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88 «Об утверждении форм первичной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Законодателями разработаны бланки документов, которыми оформляются итоги инвентаризаций различных категорий активов и обязательств. И хотя предприятиям дано право разрабатывать собственные формы, адаптированные под свою специфику работы, унифицированные бланки не менее актуальны, поскольку удобны и компактны.

Внутренние нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации

Руководствуясь нормами перечисленных выше актов, руководитель компании утверждает локальные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации в компании: ее подготовку, этапы проверки, сроки проведения.

К таким документам относятся:

  • учетная политика фирмы, где предусматривается проведение плановых и внезапных проверок в зависимости от особенностей структуры компании, видов деятельности, объема активов и обязательств, особенностей организации контроля и учета;
  • распоряжения (приказы) руководителя, например, о создании инвентаризационной комиссии, начале и сроках проведения ревизии, фиксации результатов проверки в регистрах бухучета и др.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector