Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Квотирование рабочих мест трудовое право

Что означает квотируемое рабочее место

Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

Что такое рабочая квота?

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Законодательное регулирование квотирования

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

    Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  • Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
  • Другие возможные категории для квотирования

    В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

    • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
    • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
    • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
    • родителям-одиночкам, особенно матерям;
    • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
    • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
    • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
    • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
    • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

    ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

    Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

    Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

    Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

    • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
    • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
    • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
    • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

    Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

    К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

    Квотирование для работодателя

    Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

    Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

    Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

    • свидетельство о государственной регистрации (копия);
    • устав (копия);
    • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
    • письмо из Единого госрегистра;
    • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

    После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

    Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

    За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

    Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

    Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

    • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
    • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
    • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

    Права квотирующего работодателя

    Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

    • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
    • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

    Что такое квотируемое рабочее место

    Я много раз сталкивался с квотированными рабочими местами в своей трудовой практике, поэтому я подробно изучил всю необходимую информацию о них. Сегодня я поделюсь в этой статье своими знаниями о том, что такое квотируемое рабочее место и о том, кто имеет на него право.

    Для кого предусмотрены квотируемые рабочие места

    Не секрет, что инвалиды в нашей стране – малообеспеченная, маломобильная категория населения, которая, несмотря не все свои проблемы со здоровьем, преодолевая социальное отчуждение, хочет и стремится жить не хуже других. И те, у кого есть силы и физические возможности, хотят работать и зарабатывать.

    Квотируемые рабочие места – это рабочие места, специально выделенные для определённой категории населения. На федеральном уровне законодательно закреплена квота на выделение чётко оговоренного количества мест в зависимости от общей штатной численности работников — для инвалидов.

    Читать еще:  Отсрочка и рассрочка в налоговом праве

    Причём соотношение строго фиксировано: на предприятиях с численностью занятых от 35 до ста человек – им выделяется до трёх квот, там, где работников больше сотни, число квот 2-4.

    Соответственно, если в организациях меньше 35-ти работающих, квотирование вообще не предусмотрено. Как не предусмотрено оно и на вредных производствах. Для всех остальных предприятий оно обязательно, независимо от формы собственности.

    Поэтому, если какая-нибудь фирма об этом не знала, или сделала вид, что не знала, как говорится, незнание закона — не освобождает от ответственности. Штрафы за это правонарушение от трёх до пяти тысяч рублей и от пяти до десяти тысяч, в зависимости от вида проступка.

    А что другим

    Надо сказать, что выделение определённого количества рабочих мест (вероятно, даже большего, чем предписано законом) возможно и для других категорий граждан, что предусматривается региональными законами краёв и областей.

    Так, в Московской области действует региональный закон, квотирующий рабочие места не только для инвалидов, но и для молодых специалистов, выпускников средне-специальных учебных заведений возрастом не старше 20 лет, для граждан, освободившихся из мест заключения и других.

    В Краснодарском крае тоже довольно внушительный перечень квотируемых рабочих мест, участвующих в этой социальной программе.

    Видно, что власти региона стремятся поддержать социально уязвимые категории. Он включает даже лиц, прошедших реабилитацию от алкогольной и наркозависимости, многодетных, одиноких родителей.

    Побольше бы таких разных квот, охватывающих не несколько человек, а сотни и тысячи, чтобы наши люди действительно почувствовали свою социальную защищённость, как это и должно быть в социальном государстве.

    Квотированные рабочие места могут предоставляться также следующим категориям лиц:

    • выпускникам домов-интернатов;
    • военнослужащим в отставке;
    • детям с 14 лет;
    • детям из трудных семей и семей, попавших в непростую жизненную ситуацию;
    • одиноким мамам;
    • женщинам, имеющим малолетних детей;
    • гражданам пенсионного и предпенсионного возраста и так далее.

    В силу разных причин им сложно трудоустроиться и вообще работать труднее, чем остальным, поэтому государство старается охватить их социальной защитой, давая возможность трудоустроиться, работать и зарабатывать на кусок хлеба. Это согласуется с требованиями федеральных законов о занятости населения и о социальной защите инвалидов.

    О них думают больше

    И всё-таки квоты для инвалидов — самая распространённая категория резервируемых рабочих мест. Люди, имеющие серьёзные проблемы со здоровьем, могут как самостоятельно прийти к работодателю устраиваться на работу, так и через службу содействия занятости, предварительно встав там на учёт в качестве безработного.

    В первом случае им необходимо иметь на руках соответствующую справку, подтверждающую их статус, и реабилитационную карту, в соответствии с которой им подберут подходящие условия работы.

    Сведения о квотируемых рабочих местах работодатель ежемесячно обязан предоставлять в центр занятости населения. И если есть вакансии, ЦЗН направит туда инвалидов для дальнейшего трудоустройства.

    Принимая на работу инвалида, работодатель предоставляет ему льготные условия труда: специально оборудованное рабочее место, сокращённую рабочую неделю, дополнительный оплачиваемый отпуск и так далее.

    В обмен на заботу об инвалидах государство даёт работодателям определённые преференции. Всё это прописано в наших законах, поэтому работодатель, имеющий определённую численность работников, обязан предусмотреть у себя такие квоты и не занимать эти рабочие места другими работниками.

    Если у него таких квот нет, либо они заняты не инвалидами, его могут привлечь к административной ответственности, равно как и за отказ в приёме на работу человека с ограниченными возможностями здоровья. Но специально искать инвалидов на вакантные рабочие места он не обязан, они должны обращаться за трудоустройством сами.

    Получение квотируемого рабочего места

    Как уже было сказано ранее, под квотируемые рабочие места чаще всего попадают инвалиды, поэтому рассмотрим получение должности на их примере. Есть два варианта получения работы такого рода:

    • непосредственное обращение к потенциальному работодателю;
    • подача заявления в центр занятости.

    Необходимо обязательно иметь с собой следующие документы:

    • паспорт;
    • справка о инвалидности;
    • программа реабилитации;
    • справка о состоянии здоровья.

    Подытожим

    Таким образом, квотируемые рабочие места – это льготные рабочие места, со всеми вытекающими отсюда послабляющими условиями труда для соискателей.

    В их числе, например, возможность взять отпуск за свой счёт продолжительностью до двух месяцев в любое удобное для инвалида время. Инвалидов, принятых по квоте, не могут заставить работать по выходным, в праздничные дни, сверхурочно, в ночную смену (инвалидов 1-2 групп).

    Им вообще, неплохо было бы сначала изучить свои права на работе, а потом рваться в бой. Квота для них — это большой и, можно сказать, единственный шанс получить работу и закрепится на рабочем месте. Его, конечно, нельзя упускать.

    Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи

    Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

    Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

    Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

    Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

    ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

    Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

    Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

    Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

    Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

    Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

    Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

    Пример
    Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
    • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
    • детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
    • выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

    Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

    Пример
    Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
    Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

    Читать еще:  Как правильно заполняется справка 2 ндфл

    ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

    Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

    Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).

    Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

    Пример
    Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
    Размер квоты на инвалидов составит:
    250×0,02 = 5 чел.

    Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

    ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

    Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

    ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

    Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

    Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

    В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

    Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

    • копию устава или учредительного договора;

    • информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

    • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

    При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

    Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

    Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

    Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

    ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

    Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

    Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

    Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
    Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

    Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

    В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

    • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

    • на организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

    Ю. Ю. Жижерина,
    директор по персоналу

    Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 11, 2017.

    Кому и как предоставляется квотируемое рабочее место

    Последние изменения: Январь 2020

    Чтобы обеспечить равные возможности для всех граждан, государство передает часть социальных обязательств работодателю. В том числе к ним относится требование предусмотреть отдельные квоты в штатном расписании. Квотируемое рабочее место: что это значит, в каких случаях работодатель обязан предоставить его и для каких категорий граждан.

    Что такое квота

    Чтобы люди имели равные возможности на рынке труда, государство обязало предприятия принимать на работу представителей определенных социальных групп. Это должны делать все компании, численность сотрудников в которых не менее 35 человек. Без такой поддержки найти работу для многих людей было бы сложно, а то и невозможно.

    Таким образом, квотируемое рабочее место – это вакансия, которую может занять только представитель конкретной категории граждан.

    При этом работодатель должен не просто взять на работу человека, соответствующего требованиям квоты. Необходимо обеспечить оборудованное рабочее место, отвечающее его физическим возможностям. Также в отношении льготной категории сотрудников необходимо соблюдать гарантированные трудовым законодательством льготы.

    Такая помощь со стороны государства дает возможность социально незащищенным категориям граждан, испытывающим проблемы с трудоустройством, самостоятельно зарабатывать на жизнь. Кроме того, для некоторых людей это еще и помощь в социальной адаптации.

    Кому предоставляют квоты

    Прежде всего создание квот предназначено для поддержки людей, которые в силу объективных причин испытывают сложности с поиском работы.

    На федеральном уровне действует обязательство только по трудоустройству инвалидов. Это положение закреплено в ст. 25 ФЗ «О занятости населения в РФ». Там же указано, что содействие в поиске работы другим категориям граждан и специальное резервирование для них рабочих мест находится в ведении субъектов РФ.

    Чаще всего на местном уровне оказывают помощь в трудоустройстве:

    • несовершеннолетним;
    • детям-сиротам, впервые ищущим работу;
    • молодым специалистам не старше 20 лет при первом трудоустройстве;
    • лицам, освободившимся из мест лишения свободы;
    • лицам, которым осталось не более двух лет до выхода на пенсию;
    • лицам, прошедшим курс лечения от наркомании или алкоголизма;
    • военнослужащим в запасе.
    • родители, воспитывающие детей в одиночку;
    • родители детей-инвалидов;
    • лица, пострадавшие из-за радиационных аварий.

    Количество квот

    Количество рабочих мест, которое работодатель обязан предоставить инвалидам, зависит от размера компании и закреплено законодательно. В ст.21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» указаны следующие нормы:

    • если в компании менее 35 сотрудников, то специально резервировать рабочие места для инвалидов руководитель не обязан;
    • если штат организации от 35 до 100 человек включительно, квота для инвалидов составляет 3%;
    • в компаниях, где работают свыше 100 человек, от 2-4% сотрудников должны быть инвалидами.

    Закон не регламентирует группу инвалидности лиц, подлежащих обязательному трудоустройству. На практике трудоспособными являются инвалиды третьей и иногда второй группы. Инвалиды первой группы официально считаются нетрудоспособными. Тем не менее, если состояние их здоровья позволяет выполнять должностные обязанности (например, есть возможность удаленной работы), они также могут претендовать на вакансию в рамках квоты.

    Освобождаются от обязанности резервировать квоты организации, основателями которых являются инвалиды, и общественные объединения лиц с ограниченными возможностями.

    Количество остальных квот регулируется местным законодательством и может отличаться в разных регионах. Иногда квоту в 4% могут поделить между двумя категориями: например, 2% отдается инвалидам, а 2% – молодым специалистам.

    Как работают квоты

    В других субъектах федерации эти функции обычно выполняет центр занятости населения. Но точную информацию необходимо получать в местных органах труда и социальной политики.

    Читать еще:  Гражданско правовой договор с юридическим лицом

    Именно в центр занятости подается список свободных квот, а также отчет о заполнении зарезервированных рабочих мест. При несвоевременном предоставлении отчета может быть наложен штраф от 3000-5000 руб. (ст.19.7 КоАП).

    Специалисты проверяют правильность расчета и заполнения квот. Также они следят за тем, чтобы зарезервированные вакансии соответствовали физическим возможностям инвалидов.

    Для постановки на учет потребуется:

    • копия свидетельства о регистрации компании;
    • копия справки о постановке на учет в Едином государственном реестре;
    • копия устава;
    • копия ИНН;
    • сведения о количестве сотрудников.

    Если у службы занятости есть информация о свободной квоте на предприятии, она отправляет туда стоящих на учете инвалидов. При условии, что у них нет медицинских противопоказаний для выполнения должностных обязанностей, и квалификация соответствует вакансии, отказать в трудоустройстве работодатель не вправе. Когда отказ обусловлен объективными причинами, его документируют официально и включают в очередной отчет.

    Помимо службы занятости работодатель может сотрудничать с другими организациями, например, местными союзами инвалидов. Если местное законодательство предусматривает квоты для других категорий лиц, взаимодействие идет с соответствующими учреждениями: ССУЗАми, комитетом по делам молодежи и т.п. Однако делать это работодатель не обязан, равно как и самостоятельно искать сотрудников.

    Контролирующие органы следят не только за предоставлением квот, но и за соблюдением прав инвалидов и несовершеннолетних: сокращенный рабочий день, отсутствие сверхурочной и ночной работы и т.п.

    Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

    Энциклопедия решений. Обязательное квотирование рабочих мест

    Обязательное квотирование рабочих мест

    Легальные определения понятий «квота» и «квотирование», применяемых в сфере отношений по трудоустройству, федеральное законодательство не предусматривает.

    В теории трудового права под квотой понимается минимальное количество рабочих мест (должностей) для отдельных категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий. Соответственно, квотирование рабочих мест — создание (выделение) рабочих мест для приема на работу таких граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой. Аналогичным образом соответствующие понятия определены в некоторых нормативных актах субъектов РФ (ст. 2 закона Московской области от 25.04.2008 N 53/2008-ОЗ, ст. 1 закона Краснодарского края от 08.02.2000 N 231-КЗ, ст. 7 закона Кировской области от 03.08.2017 N 91-ЗО).

    Федеральный законодатель декларирует установление квот в отношении таких категорий работников, как инвалиды (ст. 21 федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», далее — Закон об инвалидах) и лица, страдающие психическими расстройствами (ст. 16 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Однако никаких механизмов реализации указанной гарантии в отношении последних закон не предусматривает. Таким образом, фактически на федеральном уровне обязанность работодателя по квотированию рабочих мест предусмотрена только для трудоустройства инвалидов. Соответствующие квоты устанавливаются в порядке, предусмотренном законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) (п. 2 ст. 13, абз. 7 п. 1 ст. 25).

    Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. В соответствии с установленной квотой работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах (ч. 1 ст. 21, п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона об инвалидах).

    Установление квоты для приема на работу инвалидов является гарантией трудовой занятости, способствующие повышению их конкурентоспособности на рынке труда (п. 2 части первой ст. 20 Закона об инвалидах). Таким образом, все работодатели, численность работников которых превышает 100 человек, обязаны выделить (создать) рабочие места (должности) для приема на работу инвалидов. Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (часть третья ст. 21 Закона об инвалидах).

    При этом согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 27.08.2012 N 46-АД12-17 и определении от 22.05.2013 N 50-АПГ13-5, законодательством о квотировании на работодателя не возложена обязанность по поиску работников-инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Признание обязанности работодателя выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов не означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест в рамках выделенной квоты по причине необращения инвалидов по вопросу трудоустройства или ненаправления их службой занятости, может быть квалифицировано как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов и образует состав административного правонарушения. Работодатель обязан выделить (создать) рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.

    Конкретный размер квоты для приема на работу инвалидов в диапазоне от 2% до 4% среднесписочной численности работников устанавливается законодательством субъекта РФ. Работодатель исходя из среднесписочной численности работников самостоятельно рассчитывает число рабочих мест (должностей), на которые должны быть трудоустроены инвалиды в счет установленной на уровне субъекта РФ квоты. В указанный расчет включаются рабочие места (должности), на которых уже работают инвалиды.

    Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона о занятости). Формы и сроки подачи сведений о выполнении квоты устанавливаются в каждом субъекте РФ соответствующим органом содействия занятости населения (пп.1 п. 1 ст. 7.1-1 Закона о занятости).

    Внимание

    Расчет квоты производится пропорционально среднесписочной численности работников каждого филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделении работодателя, расположенного в соответствующей местности, без учета филиалов и представительств, расположенных в других местностях (определение ВАС РФ от 03.09.2012 N ВАС-11395/12, апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.03.2017). В среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 21 Закона об инвалидах).

    В силу ч. 1 ст. 25 Закона о занятости работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе в том числе трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Данную норму Конституционный Суд РФ рассматривает как правовое основание для установления органами власти субъектов РФ квот на трудоустройство отдельных категорий социально незащищенных граждан (см. определение от 25.02.2013 N 233-О). При этом в соответствии с позицией Верховного Суда РФ квотирование рабочих мест для лиц, осужденных к исправительным или обязательным работам, неправомерно, поскольку данные граждане не относятся к категории нуждающихся в социальной защите (см. определение СК по административным делам ВС РФ от 26.07.2017 N 72-КГ17-2).

    См. справку о квотах, установленных в субъектах Российской Федерации, для приема на работу инвалидов и других категорий работников, которых работодатель обязан трудоустроить.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector