Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авторское право на дизайн

Особенности защиты дизайна

При отстаивании своих прав на дизайн истец, во-первых, должен определиться: он требует суд защитить его права на промышленный образец или на объект авторского права.
На практике зачастую дизайн упаковки, самого продукта или иных сопутствующих деталей регистрируется промышленным образцом. Давайте более подробно разберемся, что же такое промышленный образец и как обеспечивается его правовая охрана.

Защита дизайна как промышленного образца

Гражданский кодекс под промышленным образцом понимает решение внешнего вида, облика изделия промышленного или ремесленного производства. Охрана промышленного образца предоставляется, только если его свойства и характеристики отвечают требованиям новизны и оригинальности. Защита в судебном порядке возможна только при условии, что образец в соответствующим порядке прошел государственную регистрацию и на него получен патент.

Из вышесказанного следует логичный вывод – защита прав на дизайн как на промышленный образец возможна только при наличии государственной регистрации. Позиция некоторых судов по этому вопросу достаточно категорична: они считают, что дизайн, в принципе, не подлежит правовой охране, если он не зарегистрирован как промышленный образец.

Защита дизайна как произведения авторского права

Но существует и иная позиция в судебной практике: для правовой защиты исключительных прав на произведение дизайна не обязательна регистрация его в качестве промышленного образца, так как любой объект творческой деятельности, в том числе и дизайн, охраняется авторским правом. Как известно, произведение авторского права не требует государственной регистрации, оно возникает в силу создания произведения.
Истцу необходимо только обосновать в суде, что дизайн, например, упаковки товара, является художественным произведением, т.е. объектом авторского права, результатом творческой деятельности, как и иное художественное, музыкальное, литературное произведение.
В обосновании своей позиции правообладатель может представить доказательства, того что

  • дизайн (упаковки, продукта, сайта, программы и т.д.) создает узнаваемый среди потребителей образ, выделяет этот продукт или саму компанию на рынке аналогичных товаров/услуг;
  • дизайн отличается сложностью исполнения, оригинальностью, неповторимостью и уникальностью.

При этом, как поясняет ВС РФ, результат «априори» признается как произведение, созданное творческим трудом, до того момента, пока нет доказательств иному. А это значит, что даже если истцу не удалось обосновать в судебном процессе, что его дизайн является новым, уникальным и оригинальным, ответчик все равно не может утверждать, что результат труда дизайнера не является творчеством, а значит не подлежат охране авторским правом.

И самый главный вывод, который следует из всего вышесказанного: тот факт, что дизайн продукта/упаковки не имеет государственную регистрацию как промышленный образец, не означает, что авторское право на произведение дизайна лишено правовой охраны.

Чем можно подтвердить авторство на дизайн в суде:

  • договором авторского заказа на выполнение дизайнерского решения/ изготовления рисунка;
  • актом приема-передачи к договору авторского заказа;
  • свидетельством о депонировании, если таковое было получено на произведение.

Что правообладатель дизайнерского решения вправе требовать от нарушителя

Если вы обнаружили, что другое лицо использует дизайн вашей упаковки, самого продукта или сопутствующих элементов в своей коммерческой деятельности, вы вправе сначала направить нарушителю претензионное требование с настоятельной рекомендацией прекратить использование дизайнерского решения. В случае игнорирования претензии правообладатель может обратиться в суд с иском:

  • о пресечении дальнейшего использования дизайнерского решения в коммерческой деятельности ответчика;
  • о возмещении понесенных убытков, если бездоговорное использование дизайна причинило ущерб правообладателю;
  • либо вместо возмещения убытков, истец может требовать взыскания денежной компенсации в размере до 5 млн. руб.
  • об изъятии носителя дизайнерского решения, например, пресс-формы, упаковки с нанесением дизайна и т.д.

Важно отметить, что в случае неоднократного нарушения одним юридическим лицом права на использование дизайнерского решения, перед судом также может быть поставлен вопрос о принудительной ликвидации компании-нарушителя по прокурорскому требованию.

Однако, если вы желаете обезопасить от неправомерных посягательств ваше произведение дизайна, то все же рекомендуется зарегистрировать его в качестве промышленного образца, так полученный патент избавит от необходимости доказывать факт создания его Вами и какими признаками он обладает.

Как дизайнеру не нарушить авторское право

Мы привыкли бесплатно скачивать шрифты, иконки, фото и использовать их в печати или на сайтах. Но так нельзя. Мы воруем интеллектуальную собственность. И когда правообладатель увидит свое произведение, он подаст в суд и легко выиграет дело. За нарушение авторских прав могут оштрафовать на сумму до 5 миллионов рублей.

Купить лицензию

Шрифт, иконка или фотография — объекты авторского права. Их кто-то придумал и сделал, чтобы вы могли пользоваться ими в своем компьютере или на печати. Все это творческая работа, а значит — интеллектуальная собственность.

Нельзя брать чужую собственность без разрешения и использовать на свое усмотрение. Дизайнер не может писать чужим шрифтом на сайте или в буклетах. Даже если он скачал шрифт в группе ВКонтакте, а там писали, что он бесплатный.

Нужно купить лицензию или договориться с правообладателем. Обычно заключают лицензионный договор. В некоторых случаях ставят ссылку на источник.

Шрифты, фото, иконки — объекты авторского права, их нельзя просто использовать в коммерческих проектах.

Есть три варианта получить право на использование:

  1. Оплатить подписку
  2. Поставить ссылку на источник
  3. Просто что-то купить.

Заказчику нужно сказать о покупке лицензии до начала работы. В стоимость войдет покупка шрифтов, иконок и фотографий. Если заказчику дорого, используйте бесплатные решения.

Что делать, если не купил лицензию

Допустим, дизайнер Дима сделал проект. Взял фотографии из Гугла, закачал «бесплатных» иконок и выбрал три шрифта. Прошло два года после запуска, и ему звонит заказчик.

— Дима, привет! Я заказывал у тебя сайт. Так вот: на меня подали в суд за нарушение авторских прав. От меня требуют лицензию на использование, она у тебя?

— Нет, я просто скачал все с Гугла.

Пока дело не дошло до суда, Дима должен был сказать клиенту, что на сайте нелицензионный шрифт, фотографии и иконки. Но он этого не сделал, потому что боялся показаться идиотом или просто думал «Ай, все воруют. Ничего страшного».

Дима должен был признать свою ошибку. Если бы он не тянул время, то уберег бы заказчика от судебных разбирательств.

Представим, что Дима признал ошибку и первым позвонил заказчику.

— Кхм, здравствуйте, это Дима. Я делал вам сайт по продаже мебели.

— Да, Дима? Что-то случилось?

— В общем я идиот. Я не покупал лицензию на использование фотографий, шрифтов и иконок.

— Есть риск, что на вас подадут в суд. Чтобы этого не произошло нужно купить лицензию на использование. Она стоит 7 тысяч рублей. Половину суммы я внесу сам, потому что ошибка возникла по моей вине.

Дима понимает, что оставлять все на дело случая опасно. Правообладатель может натолкнуться на свое произведение сам, кто-то может ему об этом сообщить. Есть сервисы, которые защищают авторские права и наказывают нарушителей. Дима позаботился о клиенте.

Перед тем, как что-то использовать в проекте

  1. Узнайте, кто автор или правообладатель.
  2. Узнайте, разрешает ли он использовать свои произведения и на каких условиях.
  3. Изучите лицензионное соглашение.
  4. Оплатите произведение, если это нужно. Если оно бесплатное, зафиксируйте разрешение и выполните все требования — например, автор может попросить поставить ссылку на его сайт.
  5. Передавайте права на использование заказчику. Они должны быть у него, а не у вас.

Правообладатели часто и успешно подают в суд на нарушителей. Сегодня кто-то спокойно ворует, а завтра его крепко хватают за задницу.

За все в этом мире нужно платить.

Каждый web-дизайнер должен знать об авторском праве

Мифы, заблуждения и полезные советы — основная задача этой статьи. Как водитель знает правила дорожного движения, так и настоящий художник должен знать, что регулирует его творческий путь в законодательстве.

Читать еще:  Постановление правительства ростовской

Объекты авторского права

Дизайн сайта — это сложно-составной объект авторского права и может быть защищен, как целиком в виде макета оформления, так и по отдельным элементам. Какие объекты могут присутствовать на сайте? Это:

— произведения науки, литературы и искусства (статьи, изображения, видео, аудио-ролики);

— программы для ЭВМ;

— товарные знаки и знаки обслуживания;

— наименования мест происхождения товаров;

У отдельных объектов могут быть свои авторы и они тоже могут требовать указания своего авторства.

Как защищать свои авторские права

Основное действие по защите заключается в умении вовремя сказать «это я автор». Как это сделать? Дата наступления авторских прав называется правом приоритета . Вот именно эту дату и нужно зафиксировать. Здесь может помочь депонирование в различных веб-архивах. Депонирование — это передача объекта авторского права с информацией об авторе и дате наступления прав сторонней организации, готовой свидетельствовать об этом факте в суде и других инстанциях. Услуга может быть удаленная, как правило, платная, например, в Российском Авторском Обществе ( www.rao.ru ).

В РАО могут быть депонированы с выдачей Свидетельства следующие произведения: — рукописи рассказов, повестей, романов, стихотворений, учебников, учебных пособий, пьес, статей и т.п.; — рукописи киносценариев документальных, полнометражных художественных фильмов, рекламных роликов, клипов и т.п.; — рукописи литературных переводов; — авторское описание игр, викторин, лотерей; — архитектурные проекты; — описания и сценарии фестивалей, проведения конкурсов; — произведения изобразительного искусства, в том числе эскизы товарных знаков и эмблем; — сценарии телевизионных передач, сериалов, игр, викторин, лотерей и шоу-программ; — произведения живописи, скульптуры, дизайна, графики, графические рассказы, комиксы и фотографические произведения; — произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства; — хореографические произведения и пантомимы; — произведения декоративно-прикладного искусства; — музыкальные произведения с текстом или без текста; РАО не депонирует названия отдельно от произведений, а также слоганы, логотипы, «крылатые фразы», товарные знаки и компьютерные программы.

Второй способ — это нотариальное заверение . Просто, заверить распечатку оригинал-макета с указанием автора и даты создания. Правда, судом в расчет будет принята дата заверения, а не создания.

Что надо знать про интеллектуальную собственность:

1. Объекты авторских прав не требуют регистрации, но в сложном дизайне могут использоваться зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности: товарные знаки, фирменные наименования и т.п.

2. Авторское право на дизайн сайта появляется в момент создания макета дизайнером, верстальщиком, а не в момент опубликования (заливки) в интернете.

3. Знак копирайта (© Владелец прав, Год) не защищает, а предупреждает пользователя о том, что он смотрит на объект авторского права. Отсутствие такого знака не лишает правообладателей их прав.

4. Творческий псевдоним рекомендуется использовать, если кто-нибудь сможет подтвердить связь имени автора с псевдонимом и датой первого представления. Это можно, тоже, заверить нотариально. Иногда, используют объявление в блоге, но здесь надо быть уверенным, что владелец площадки блогов предоставит подтверждение по запросу.

5. При редизайне новый проект может быть не признан экспертизой уникальным (например, судебной), если не будет установлен творческий характер работы при сравнении нового и старого макета. Перемена мест расположения объектов к уникальности не приведет.

6. При перерисовке зарегистрированного товарного знака новый может не получиться, если будет признан экспертизой сходным до степени смешения с существующим. Что-то подправить в изображении известной торговой марки может быть недостаточно.

7. Права на дизайн сайта передаются другому лицу только на основании договора (только письменная форма) и, как правило, передают все права — они называются исключительными правами . В договоре имеет смысл указать, что исключительные права передаются заказчику после подписания акта сдачи-приемки работ, т. е. после оплаты. Право считаться автором дизайна передано быть не может — это личные неотъемлемые права .

8. Если дизайнер создает произведение на работе, в рабочее время и такая работа является договорной обязанностью или на основании письменного распоряжения, то это считается служебным заданием, влекущим автоматическую передачу работодателю исключительных прав на объект. Автор оставляет за собой личные неимущественные права. Он может требовать указания своего авторства на объектах авторского права.

9. Дизайнер, организовавший создание сложного объекта, включающего результаты творчества других авторов, приобретает право использования такого объекта на основании договоров отчуждения исключительных прав с авторами (или лицензионных договоров). Исключением являются трудовые отношения, где передачу прав определяет служебное задание.

10. Использование в качестве элемента дизайна образов персонажей произведений должно производиться с разрешения правообладателя.

Судебная защита авторских прав

Судебная защита может преследовать разные цели. Первое, это пресечение нарушения, когда на основании «закона о забвении» нарушителя обязывают удалить ворованный контент или ссылки на него. Во втором случае, суд устанавливает размер компенсации за нарушение авторских прав, возможно, упущенную выгоду при коммерческом использовании сайта или других продуктов (программное обеспечение).

В суд направляется заявление и предоставляются доказательства:

— подтверждение авторских прав;

— заключение депонирующих организаций;

— нотариальные протоколы осмотра сайта или web-архивов, содержащих сохраненные страницы правообладателя и правонарушителя (кэш);

— заключение художественных экспертиз.

Суд может назначить судебную экспертизу для принятия своего решения.

Вот основные сведения об авторских отношениях и способах их регулирования.

Будьте внимательны, действуйте своевременно и успешного Вам творчества!

Произведения мебельного искусства Как защитить авторские права на элементы дизайна?

Форма и содержание

Само слово «дизайн» охватывает и такие понятия, как конструкция, проект, разработка, рисунок, план, и наброски, проекты промышленных изделий, и уже завершенный результат творческой деятельности. При этом под дизайном может пониматься и просто внешний вид изделия, и, например, сложный промышленный дизайн.

Стоит отметить, что внешний вид изделия может охраняться как авторским, так и патентным правом. Отличие в том, что авторское право охраняет форму, а патентное – содержание, то есть само художественно-конструкторское решение.

Перечень объектов авторских прав содержится в статье 1259 ГК РФ, но не является исчерпывающим. В качестве одного из вариантов охраняемого объекта там указаны «произведения дизайна». То есть можно сделать вывод, что объекты дизайна, отвечающие признакам произведений, в полной мере охраняются авторским правом. А нормы пунктов 3 и 7 статьи 1259 ГК РФ позволяют утверждать, что способ выражения произведения, его достоинства и целевое назначение не влияют на охраноспособность. Более того, подлежат охране и незавершенные объекты, такие как наброски, проекты, макеты.

Такое мнение не раз высказывали ведущие эксперты в области права, которые отмечали, что «авторское право не распространяется на утилитарные дизайнерские решения, обеспечивая им защиту в тех случаях, когда они не зарегистрированы в качестве промышленных образцов или полезных моделей».

А как указано в постановлении ФАС УО от 01.09.2011 № Ф09-5444/11 по делу № А60-45012/2010, дизайнерское решение выражается в макете, имеющем определенное материальное выражение, а отсутствие у дизайна правовой охраны как объекта патентного права не исключает возможности использования способов, предусмотренных для защиты авторских прав.

В мебельной отрасли под защиту авторского права может попасть дизайн как образцов мебели в целом, например, стенки или кухни, так и отдельных их элементов – шкафов, тумб и даже фурнитуры. При этом компенсации за незаконное использование конкурентами элементов дизайна могут быть весьма существенными.

В судебной практике немного дел о защите авторских прав предприятиями мебельной отрасли, теме не менее, определенные прецеденты созданы. Так, в мае 2015 года Суд по интеллектуальным правам (высшая судебная инстанция по защите прав на объекты интеллектуальной собственности) рассмотрел две кассационные жалобы от миасского производителя мебельной фурнитуры. Доказательная база по ним была одна и та же, но суд вынес два противоположных решения.

Читать еще:  Срок исковой давности по налоговым правонарушениям

Предыстория дела такова. В 2004 году компания В разработала и наладила выпуск уникальных элементов мебельной фурнитуры, а общества А и К начали производить и реализовывать аналогичные изделия, не уведомив об этом правообладателя. Руководитель компании В обратился в суд с намерением отстоять свое право на уникальный дизайн изделий. Компания подтвердила свои авторские права на изделия приказом руководителя на их разработку, чертежами и эскизами изделий, разработанными дизайнером компании. А доказательством перехода исключительных прав от дизайнера к предприятию служили трудовой договор с работником компании и должностная инструкция, в которой был прописан переход прав на объекты интеллектуальной собственности в пользу предприятия.

Несмотря на представленные доказательства, суды первой и второй инстанций в удовлетворении исковых требований В отказали, мотивируя это тем, что изделия, о которых идет речь, не являются объектами авторского права и их следует защищать как объекты патентного права, а приказ не подтверждает возникновения авторского права.

На решения судов были поданы кассационные жалобы в Суд по интеллектуальным правам (СИП). В качестве ответчика по первому делу (№ А76-12136/2014) выступала компания А.

Судьи СИП продемонстрировали действительное понимание вопроса и настоящий профессионализм. Сам судья сказал ответчику, что в ГК РФ есть понятие «презумпция авторства», которое означает, что автором произведения является тот, кто первым обратился в суд за защитой своих прав. Он считается таковым до тех пор, пока не будет доказано обратное. Именно так гласит закон. Ответчик обратного не доказал. Кроме того, СИП указал на то, что суды первой и второй инстанций сделали неверные выводы о том, что данные объекты могут защищаться лишь нормами патентного права и не являются объектами авторского права, и направил дело на новое рассмотрение.

В ходе рассмотрения второго дела (№ А76-12233/2014) истец привел те же доказательства, что и в первом деле. Теперь суд рассматривал дело, руководствуясь нормами не авторского, а патентного права, и совершил ряд грубейших ошибок. Суд, не разобравшись, к чему все-таки относится объект спора и, не задавая вопросов, выносит решение: в иске отказать!

Отказом в удовлетворении иска о новом рассмотрении дела закончился и судебный процесс в Арбитражном суде Челябинской области. И это несмотря на готовность истца представить дополнительные доказательства и привлечь в процесс автора изделий. Таким образом, прецедент (хоть и ошибочный) создан, и это исключает возможность рассмотрения дела по существу.

Добавим, что при отстаивании своих авторских прав не стоит полагаться только на защиту суда. Отстоять свою правоту можно лишь используя ресурсы и возможности как правоохранительных органов, в том числе МВД, таможни, УФАС, так и членов общественных организаций и объединений. Именно к такому выводу пришли участники круглого стола в Южно-Уральской торгово-промышленной палате с участием представителей госорганов, юристов и адвокатов, которые выступили в защиту истца – производителя мебельной фурнитуры В.

Фото тоже защищено

Стоит отметить, что объектами охраны авторским правом могут быть не только сами образцы мебели или фурнитуры, но и их фотографии. Так, в конце прошлого года Суд по интеллектуальным правам рассматривал дело о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на фотопроизведения.

По заказу компании предприниматель изготовлял мебель, фотографировал выполненные им работы и размещал фото в интернете. Обнаружив их на сайте заказчика без указания авторства и источника заимствования, предприниматель потребовал компенсации. Иск был удовлетворен. Ответчик оспаривал авторство истца, а также факт размещения им «спорных» фотографий на своем сайте, однако истец представил договор подряда с ответчиком, эскизы к этим договорам, USB-носитель с фото. При этом в скриншотах свойств файлов фотоизображений отражены дата и время съемки. Они совпадают со сроками выполнения работ. Скриншоты также подтверждают размещение фотографий ответчиком на своем сайте.

В итоге СИП оставил без изменения решения нижестоящих судов и поддержал их выводы о том, что использование ответчиком фотографий, обладателем исключительных прав на которые является индивидуальный предприниматель, не признан допустимым случаем свободного использования произведений.

В двойном размере!

Но, пожалуй, самым важным является вопрос суммы компенсации за незаконное использование чужого произведения или его изображения, в данном случае – образцов мебели или их фотографий. Стоит отметить, что они могут быть весьма существенными – от 10 тысяч до 5 млн рублей или вплоть до двойной стоимости кухонного гарнитура или мебельной стенки.

Причем значительные компенсации могут взыскиваться по суду даже на основании всего одной неправомерно размещенной фотографии. Так что производителям и продавцам мебели стоит быть аккуратнее с размещением в своих каталогах фотографий, ведь как показывает судебная практика, «итоговая цена» такого размещения может быть несоразмерна полученной прибыли. Стоит однажды «вложиться» в профессиональную фотосессию, не забыв про документальное оформление деловых отношений с фотографом и авторских прав на снимки, чем выплачивать ему потом многотысячные компенсации по решению суда. В то же время нелишним будет отслеживать «судьбу» сделанных по вашему заказу фотографий, чтобы они потом не «всплыли» в рекламных материалах конкурентов. А если вы обнаружите такой факт, смело подавайте в суд, который, при наличии существенных доказательств, скорее всего, будет на вашей стороне.

Статья 1259 ГК РФ с комментариями.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ»

Постановление ФАС УО от 01.09.2011 N Ф09-5444/11 по делу N А60-45012/2010.

Дела СИП № А76-12136/2014, № А76-12233/2014 и А04-488/2019.

Когда ремесло кормит

Проблема авторских прав в сфере дизайна (как и в целом в сфере искусства) актуальна в условиях рынка, многие молодые дарования смело идут учиться в лучшие вузы страны, следуя своему призванию и стремлению украсить жизнь вокруг. Но, занятые в основном творчеством, молодые специалисты мало задумываются над тем, как авторское право возникает, и как грамотно распорядиться своим талантом. Новые изменения в законодательстве, прежде всего, введение в действие4 части ГК РФ с 1 января 2008 г. об интеллектуальной собственности в большей степени защищают права автора.

Являются ли объектами авторских прав дизайн-проекты?

Да, являются, так как создаются творческим трудом (ч. 2 ст. 1259 ГК РФ). Тот, кто создает — тот и автор, то есть приобретает авторские права (ст. 1257 ГК РФ). Отделить автора от его произведения невозможно — во все времена творчество было выражением мыслей, созданием новых образов, отражавших мировоззрение людей той или иной эпохи. Отношение к авторству, безусловно, определялось характером общественных отношений, с давних времен обладание редким произведением искусства выдающегося автора становилось статусным символом. Авторское право начинают защищать законы.

Так впервые «авторское право» было закреплено в 1710 году в Англии Статутом королевы

Довольно истории, понятно, что профессия дизайнера ориентирована, прежде всего, на рынок, и часто главная цель реализации своих талантов – это возможность зарабатывать, получать соответствующий доход. В условиях рынка постепенно обладание авторскими правами становится некой гарантией того, что автор может распоряжаться своим произведением и получать заслуженное вознаграждение. Вот здесь нужно остановиться и уяснить, что авторское право – это право неимущественное.

Как это? А это очень просто – есть еще «исключительное право на произведение», и оно является имущественным правом. У кого и как возникает ключительное право на произведение?

Рассмотрим ситуацию, когда дизайнер работает по трудовому договору.

Итак, если работодатель в процессе собеседования остановил свой выбор на Вашей кандидатуре, то готовьтесь — будет и испытательный срок, и сверхсложные задания – никто ведь не будет платить за посредственную работу, да еще в такой сфере. Казалось бы, просто – автор тот, кто изготовил дизайнерский проект. Это так, авторские права неотчуждаемы, то есть, кто бы ни приобрел проект, он не может называться автором, но и отказ от авторских прав ничтожен (абз. 2 ч. 2 ст. 1228 ГК).

Читать еще:  Данные о праве собственности на квартиру

Результат работы дизайнера – материальный объект (проект), результат интеллектуальной деятельности

Чьей деятельности? Естественно, дизайнера, не зря же он учился столько лет и умеет генерировать идеи для воплощения их в реальный объект, например, оформление интерьера заказчика. Но так ли это? Только ли один дизайнер создает проект?

Условия для работы, оборудование, возможность работать «в команде», «поток» заказов – над этим трудится работодатель. И права и обязанности работника и работодателя закреплены в трудовом договоре. Так в итоге работы дизайнера создается объект творческого труда, «результат интеллектуальной деятельности», предназначенный для заказчика. И здесь без творческого труда дизайнера ни работодатель не получит желаемого дохода для своей фирмы, ни заказчик (он же главный на рынке!) — долгожданного проекта.

В чем же разница между авторским правом и исключительным правом на служебное произведение?

Одним из условий трудового договора является создание «служебного произведения» (ГК РФ, ч. 4, ст. 1295). Что это значит?

Даже если произведение создано в пределах трудовых обязанностей, закрепленных в трудовом договоре, авторские права принадлежат автору (ч. 1 ст. 1295 ГКРФ), так как создается это произведение творческим трудом. Но при этом автор не сможет самостоятельно распорядиться этим произведением (проектом). Почему? Потому что исключительное право на «служебное произведение» возникает у работодателя, который сможет передавать его другому лицу (заказчику, например, на условиях определенной оплаты) и использовать (ч. 2 ст. 1295 ГК РФ). Таким образом, исключительное право на произведение является имущественным. Но, если авторское право охраняется бессрочно и отказ от авторских прав ничтожен, то законом установлен совершенно определенный срок, в течение которого работодатель (обладатель исключительного права на произведение) будет иметь право начать использовать это произведение – 3 года (абз. 2 ч. 2 ст.1295 ГК РФ).

Если же в течение 3-х лет произведение не было использовано работодателем, то исключительное право возвращается автору.

Так вот, когда авторские права принадлежат автору – создателю произведения, а на основании трудового договора исключительное право – работодателю, то именно работодатель имеет право распоряжаться проектом, то есть получать за него плату, а дизайнер в этом случае получает заслуженное вознаграждение. Причем независимо от того, использовал ли работодатель произведение или сохранил его в тайне, автор имеет право на вознаграждение (абз. 3 ч. 2 ст. 1295 ГК РФ), и это условие обязательно должно быть закреплено в трудовом договоре.

Закон допускает условие в трудовом договоре о том, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, а работодатель может использовать это произведение, но, опять же, при условии выплаты вознаграждения автору (ч. 3 ст.1295 ГКРФ). На то он и «договор», чтобы договариваться. Не забываем, что договор является источником ваших с работодателем прав и обязанностей, конечно, если в нем нет условий, противоречащих закону. При устройстве на работу надо всегда помнить, что сначала необходимо изучить условия договора, и осознать, что все, что будет делать дизайнер, может принадлежать работодателю.

Новые изменения в законодательстве в защиту авторских прав не ущемляют при этом прав работодателя, а, скорее, уточняют и конкретизируют оформление документов, прописывающих трудовые обязанности работника по созданию служебного произведения. И для работодателя не менее важным является более четко прописывать все условия в трудовом договоре, а в случае необходимости, заключать договор гражданско-правового характера, если обладателем исключительного права на произведения является автор. В таком случае работодатель должен заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (ст. 1234 ГК РФ). Но не будем усложнять, ведь Вы пока начинающий дизайнер.

Не говоря уж о том, что «конкуренты не дремлют», да и никому не понравится, если, занимаясь общим делом, работники раскрывают секреты третьим лицам. Поэтому неразглашение коммерческой тайны оформляется при приеме на работу Соглашением между работником и работодателем. С правовой точки зрения разглашение информации, «имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность» (а это и есть «коммерческая тайна») может обернуться административной или уголовной ответственностью (Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ). Почему так? По сути, коммерческая тайна – это источник получения прибыли, возможность избежать неоправданных расходов, сохранить репутацию, в конце концов, это наработанный опыт на рынке, который в условиях конкуренции и кормит.

А вот и вопросы, которые часто задают начинающие дизайнеры. Попробуем на них ответить:

1. Можно ли включать в портфолио проекты, которые будут выполнены по заданию работодателя?

Если договором установлено, что «все материалы, созданные работником по заданию работодателя, являются собственностью работодателя и не подлежат передаче другим лицам без его согласия», значит, произведение (проект) является служебным и без согласия работодателя не может быть продемонстрировано другим лицам (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15). По сути, проекты, созданные в пределах трудовых функций, являются интеллектуальной собственностью работодателя, который может «указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания» (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ). Но здесь есть возможность получить согласие, обратившись к работодателю, при условии указания имени или наименования фирмы.

2. Обоснованы ли претензии клиента?

Некоторые вопросы заказчиков, которые, на первый взгляд, могут показаться сложными. Например, как ответить на вопрос такого характера:

«Я хочу, чтобы с эскизного проекта была убрана контактная информация. Это прямая реклама».

Да, претензии обоснованы, на проекте может быть только имя работодателя или наименование (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ), но при этом наименование должно точно соответствовать тому, которое указано в учредительных документах. Контакты оставлять на проекте нельзя.

3. Если для одного заказчика разработали проект, а потом другой клиент, увидев фото на сайте, просит себе такой же дизайн сделать? В этом случае изготовление такого же дизайна для другого клиента будет нарушением прав первого?

Нет, в этом случае права заказчика нарушены не будут. Работодатель, приобретая исключительное право, может обнародовать служебное произведение (проект), а это значит, что проект могут увидеть многие, не только заказчик (ч. 4 ст.1295 ГК РФ). Заказчик получил изготовленный по данному проекту материальный объект, оплатил его, если работа сделана качественно, то оснований для претензий нет. «Служебное произведение», проект – это своего рода замысел, идея, исключительное право на которые принадлежит работодателю (фирме), а авторское право – дизайнеру. «Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование» (абз. 2 ч. 1 ст. 1288 ГК РФ).

4. Можно ли использовать в своей работе проекты других авторов ,если они находятся в свободном доступе?

Создавая проект, дизайнер может просматривать проекты других авторов и, конечно, есть соблазн их использовать. А вот в этом случае надо быть осторожнее, по закону разрешается использовать обнародованные произведения исключительно в личных целях (ч. 1 ст. 1273 ГК РФ). Поэтому, если картинка с изображением какого-либо материального объекта или проекта появится в другой фирме, например, «для привлечения клиентов», то есть для рекламы, то автор может это оспорить это в суде, так как в данном случае очевидным будет коммерческий интерес.

Но в любом случае, надо интересоваться новинками в сфере дизайна, так формируется культурное пространство, которое и является полем деятельности дизайнера.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector