Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние государства на рынок труда

Государство на рынке труда: административные и экономические меры воздействия

Воздействие государства на функционирование рынка труда связано с реализацией комплекса экономических и социальных задач. Следует учитывать, что все рынки в экономике (товарные и ресурсные) взаимосвязаны. На функционирование рынка труда прямо или косвенно влияют изменения, происходящие на других рынках.

Государство регулирует работу рынка труда с помощью как административных, так и экономических рычагов. Огромную роль играет трудовое законодательство страны, определяющее права и обязанности сторон, вступающих в трудовые отношения:

Ø союзов работодателей.

Законодательно устанавливаются: возраст выхода на пенсию; минимальный уровень заработной платы (не всегда и не для всех); коэффициент повышенной оплаты сверхурочных работ; нормы безопасности труда; льготы отдельным категориям работников (сокращенный рабочий день, преимущества при увольнении, ранний выход на пенсию и т.п.); ограничения по привлечению к труду детей, подростков, бе­ременных женщин и т.д.

Законы страны обычно запрещают дискриминацию в трудовых отношениях, определяют порядок заключения коллективных договоров, регулируют деятельность профсоюзов, в частности, содержат перечень профессий, представителям которой не разрешается участвовать в забастовках. Государство с помощью иммиграционного законодательства регулирует въезд в страну и использование иностранной рабочей силы, тем самым влияя на предложение труда в тех или иных сегментах национального рынка труда.

Государство устанавливает и поддерживает «правила игры» с помощью не только самих законов, но и их эффективного исполнения. Особенно важны механизмы принуждения к исполнению законов. Эффективная правоприменительная практика способна сделать участников трудовых отношений более защищенными, позволяя, к примеру, с меньшим риском инвестировать в человеческий капитал, заключать трудовые контракты, рассчитанные на долговременное сотрудничество. Государство может предоставлять участникам рынка достоверную информацию, помогающую преодолевать информационную асимметрию и снижать трансакционные издержки. На трудовые отношения могут повлиять меры государственного административного воздействия на другие рынки, например, при антимонопольном регулировании, установлении режима функционирования естественных монополий, ограничении или запрете импорта тех или иных товаров.

Весьма разнообразны и меры экономического регулирования трудовых отношений. Они носят прямой или косвенный характер, будучи направлены как непосредственно на рынок труда, так и на другие, товарные или ресурсные рынки. Огромная роль принадлежит политике занятости, которую государство осуществляет с помощью специально созданных для этого организаций, призванных оказывать поддержку безработным, помогать неработающим гражданам в трудоустройстве и т.п. В России подобные функции выполняет Федеральная государственная служба занятости населения.

Государство может увеличить количество рабочих мест, используя для этой цели средства государственного бюджета, за счет которого содержится общественный сектор. Финансируя армию, полицию, фундаментальные научные исследования, природоохранные мероприятия, увеличивая число чиновников, государство создает рабочие места в общественном секторе.

Государство предоставляет общественные блага с помощью не только общественного, но и частного сектора — через систему государственного потребления, государственных закупок, увеличивая тем самым спрос на труд в тех отраслях, которые получают государственные заказы. Например, если государство хочет повышать квалификацию и уровень подготовки государственных служащих, вузы, осуществляющие подготовку и повышение квалификации чиновников, получат соответствующий госзаказ, позволяющий, в частности, увеличить спрос на труд преподавателей.

Важную роль для общества в целом и системы трудовых отношений в частности играет система социальной защиты населения. Ее организация вызывает немало споров, а последствия достаточно противоречивы. Разного рода трансферты и субсидии способствуют уменьшению индивидуального предложения труда граждан и снижению их трудовой активности. Они опасны усилением иждивенческих настроений людей, в той или иной степени способных к трудовой деятельности.

Таков прямой эффект, хотя возможен и противоположный — косвенный эффект. Субсидии предоставляются для конкретной цели и ведут к росту спроса на определенные товары и услуги, увеличивая тем самым спрос на труд, связанный с их производством. Например, субсидирование медицинской помощи отдельным гражданам вызовет увеличение спроса на лекарства и медицинские услуги. Трансферты не имеют целевого назначения, но их получатели также направят средства для приобретения каких-либо товаров и услуг, увеличивая спрос на них в тех или иных сегментах потребительского рынка.

Воздействие на рынок труда оказывают и те субсидии, которые получают не граждане (домохозяйства), а фирмы. Эти субсидии могут быть направлены на реализацию разных экономических или социальных целей, например, на привлечение к активной трудовой деятельности инвалидов.

Существуют субсидии, специально направленные на стимулирование занятости. Они бывают двух видов:

Ø субсидии найма (работодатель получает определенную сумму в расчете на каждого вновь принятого работника);

Ø субсидии занятости (в расчете на всех занятых).

В обоих случаях субсидия увеличит спрос фирмы на труд, так как при любом уровне заработной платы она сможет нанять больше работников.

Субсидии найма и занятости, успешно используемые в развитых странах, позволяют согласовывать экономические интересы общества, работодателей и слабоконкурентных слоев трудоспособного населения. Действительно, как побудить фирму брать на работу инвалидов, людей, пострадавших от войн и национальных конфликтов, бывших заключенных? Призывы или административное давление в этих случаях бесперспективны. Государство должно брать на себя часть расходов и рисков, связанных с их наймом. В то же время российский опыт показывает, что нельзя забывать об опасности проникновения криминала в те сферы экономической деятельности, где участники имеют те или иные льготы (свободные экономические зоны, предприятия, использующие труд инвалидов).

Особую роль играют меры государственного регулирования, направленные на стимулирование спроса и предложения на рынке труда. Так, снижению спроса на труд препятствует жесткая регламентация поведения работодателей при увольнении персонала, но эффективность подобных мер часто невелика, к тому же они вызывают побочные эффекты. Например, в России широко практикуются срочные трудовые контракты, временная работа, часто в обход требований трудового законодательства. Немалые сложности существуют в отношении испытательного срока, который по закону не может превышать трех месяцев (при согласии профсоюза он может быть продлен до шести месяцев). С одной стороны, организация не может устанавливать его для лиц моложе 18 лет, выпускников учебных заведений и инвалидов, что ставит ее в сложное положение и вынуждает искать различные способы обхода данного ограничения. С другой стороны, некоторые работодатели постоянно используют все новых работников на условиях испытательного срока (за очень низкое вознаграждение), который разрывается в самом конце без объяснения причин. Эффективный механизм обжалования подобного поведения отсутствует.

Читать еще:  Бинарные опционы обучение бесплатно

Международный опыт показывает, что если увольнение работника для фирмы сложно и дорого, это помогает уже занятым сохранять рабочие места, но затрудняет набор новых работников, особенно постоянных. Известно, что в 1990-е гг. в России преобладали увольнения по собственному желанию, но истинные причины могли быть иными. «Добровольность» нередко была вынужденной из-за высоких издержек увольнения для предприятий, разнообразными способами подталкивающих работников к подаче заявления об уходе.

Возможности государства влиять на предложение труда (индивидуальное, профессиональное, отраслевое, региональное, совокупное) связаны с определением границ трудоспособного возраста, продолжительности рабочего времени, порядка оплаты труда занятых по совместительству и на договорных условиях, масштабов вознаграждения особых видов труда, условий занятости и оплаты труда лиц пенсионного возраста, миграционной политики и т.д.

Государство и рынок труда

Связь государства и рынка труда

Рынок труда является системой общественных отношений, которая отражает уровень развития и баланс интересов между предпринимателями, трудящимися и государством в целом. Это, в свою очередь, ведет к дисстабилизации в обществе как в таковом из-за различия на уровне интересов компонентов единой структуры.

Способствует стабилизации в обществе, а также позволяет добиться приемлемого уровня оплаты труда в различных сферах общественного производства при достижении определенного уровня производительности, необходимого для нормальной жизнедеятельности государства и постепенного обеспечения прироста валового национального продукта, только лишь развитие социального партнерства.

Социальное партнерство является ассоциацией предпринимателей и профсоюзов. В свою очередь, государство в этой структуре выступает в ка-честве работодателя на государственных предприятиях, а также инвестора, который финансирует крупные проекты и программы развития. Государство регулирует интересы партнеров на рынке труда.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Механизм регулирования рынка труда состоит из нормативных, законодательных или коллективно-договорных актов, которыми руководствуются элементы структуры при реализации политики занятости.

Система трудоустройств, которая является регулирующим звеном, включает широкую сеть, состоящую из бюро занятости, банков данных о рабочих местах, целевых программ предприятий, государственных программ помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве желающему работать населению.

Структура рынка труда состоит из трех основным систем, куда входят определенные подсистемы, которые обусловливают процессы формирования и функционирования рынка:

  • блок рыночных отношений;
  • блок государственного управления и регулирования с помощью организационных мер;
  • блок социальной защиты населения.

Элементы структуры рынка труда – это взаимоотношения владельца определенного товара и ее покупа теля. При чем товар предназначен для создания социальных благ в обществе. А это ведет к формированию условий для приобретения каждым индивидуумом определенного статуса в социуме.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Обеспечение социального согласия в обществе зависит от решения государством проблем, которые возникают в области социального партнерства, путем поддержания определенного уровня жизни. Вопрос взаимосвязан-ного регулирования экономических категорий, а именно рынка труда и заработной платы, приобретает особое значение.

Если рынок труда является ведущим звеном, то с помощью политики занятости, можно управлять использованием рабочей силы, а государство в это время формирует реальную политику заработной платы, регулирует доходы на основе их распределения и перераспределения. Если является зара-ботная плата ведущим звеном, то государство может достичь определенной сбалансированности на рынке труда через политику минимальной заработ-ной платы, позволит обеспечить благоприятный социальный климат в стране.

Структура государственного управления рынком труда

Процесс функционирования рынка труда включает в себя исследование правовых, экономических, социальных и морально-психологических факторов.

При исследовании рынка труда мы пришли к выводу, что можно выделить три уровня сегмента регулирования процессом развития:

Система функционирования рынка труда включает такие составляющие, как органы государственного регулирования; профессионального образования; организацию инфраструктурного сектора, осуществляющих функции научной и информационной поддержки; организацию сферы трудового посредничества, предприятий и организаций, которые осуществляют производство продукции, работ, услуг, что в дальнейшем использует трудовой потенциал работников.

Государственные органы управления рынком труда включают совокупность органов государственной законодательной, судебной, исполнительной власти, которые регулируют основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.

Основными задачами являются:

  • принятие законов;
  • контроль за их выполнением;
  • выработка и реализация государственной политики в области социально-трудовых отношений;
  • регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда;
  • рассмотрения трудовых споров.

Государственный центр занятости обеспечивает:

  • занятость населения;
  • предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
  • создание условий, необходимых для развития трудовых ресурсов.

Исходя из вышесказанного, мы выделили следующие аспекты регули-рования рынка труда на государственном уровне (рис. 1):

Если исключить одно из трех звеньев, то система управления потеряет какой-либо смысл, так как все части составляют единое целое для управления рынка государства и мира в целом.

Биржа труда

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельно-сти которых очень высока. В США действует около $15$ тысяч таких фирм.

Основные направлениями деятельности бирж труда:

  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Зависимость между безработицей и заработной платой

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между тем-пами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высо-кая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Читать еще:  Рынок производственной недвижимости

Долгие года кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Социология

Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.

Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможно и неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс и структурные сдвиги в экономике, конверсию ВПК.

Реальные и потенциальные масштабы безработицы в Украине в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР достигает 37 млн. человек. Если уровень продуктивности труда в нашем обществе поднять до общемировых показателей (в начале 90 гг. на одного шахтера приходилось 320 т. добычи на-гора угля в год, в США — 7,143 т. Один занятый в сельском хозяйстве в СССР мог своим трудом прокормить только 15 чел., тогда как в США — около 90 чел., и т.д.), то безработными стало бы более 30 млн. чел. В 1988 г. , по расчетам специалистов, из 131 млн. чел., занятых в народном хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними на производстве. Ими покрывалась общая потребность предприятий в рабочей силе, когда от них требовались люди для сельхоз работ, уборки территории и других непроизводственных работ. Фактором увеличения безработицы в нашем обществе является политика, направленная на финансово-кредитную стабилизацию экономики, удержание роста инфляции. Во всем мире такое направление внутренней политики государства способствует понижению спроса на рабочую силу и увеличивает армию безработных.

Для нашего общества есть два варианта развития. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство. При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй — это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Поэтому наше общество должно перенаправлять свои социальные ориентиры, выполняющие коренные преобразования в развитии и использовании трудовых ресурсов. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.

Политика полной занятости сложилась в нашем обществе вследствие господства теории и практики примитивного коммунизма, которые были раскритикованы К. Марксом еще в ранних его работах. Она была результатом неразвитых производственных отношений социализма и низкого уровня развития продуктивных сил, преобладания экстенсивных методов хозяйствования.

Непосредственно общественный труд в нашем обществе в лучшем случае стал трудом городского работника, отчужденного от средств производства, результатов и содержания своего труда. Его положение в системе общественного производства практически определяется не столько общесоциологическими законами, сколько отношениями позднего феодализма в сумме с отношениями раннего капитализма. И хотя сейчас применяются меры к перестройке хозяйственного механизма, основанного на господстве государственной собственности как глобальной частной собственности, положение большинства общей рабочей силы и ныне характеризуется следующими чертами.

Роль государства и профсоюзов в регулировании рынка труда

Рынок труда в современных условиях испытывает на себе заметное регулирующее воздействие со стороны профсоюзов, государства и корпораций. Следует заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в связи со спецификой фигурирующего на нем товара.

Проявление рыночных законов (спроса и предложения, равновесной цены и др.) на рынке труда имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа труда производится в форме найма на базе трудового договора. Поэтому каждый отдельный работник не находится в постоянной, беспрерывной зависимости от состояния рынка труда. На срок действия трудового соглашения продавец как «исключается» на время из текущей коньюктуры рынка.

Регулирование рынка труда предполагает воздействие, как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают: заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.

Основные методы, с помощью которых профсоюзы пытаются повысить заработную плату:

1. Профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальной продолжительности рабочего дня, недели, удлинением срока ученичества при подготовке к той или иной профессии, установлением высоких профсоюзных взносов (вступительных) с одновременным запрещением принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзе, ограничением трудовой нагрузки и т.п.

2. Профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия. 3.Профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх кривой спроса на труд

При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких импортных таможенных Тарифов, защищающих какую-либо национальную отрасль. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны и перемещение кривой Спроса из положения LD в положение LD’. В результате увеличится количество используемого труда с L до L’ и возрастет зарплата с до

Читать еще:  Как торговать на новостях бинарными опционами

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое Государственное воздействие. Государство не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в части, определяя основные параметры найма в масштабах экономики в целом.

Большое влияние на рынок труда оказывают государственные Социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабильности социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, напрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах. Значительна и посредническо-вспомогательная роль государства на рынке груда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда.

Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных.

1. Оказание помощи как лицам, ищущим работу, нуждающимся в образовании или в профессиональном совете, так и работодателям, заинтересованным в найме или перераспределении рабочей силы;

2. Участие в акциях, способствующих географической и профессиональной мобильности в целях увеличения занятости, а также в мероприятиях осуществляемых государством для того, чтобы облегчить найм и перераспределение рабочей силы.

Наряду с государственными биржами труда существуют платные частные агентства по найму рабочей силы, имеющие различную спецификацию, а также посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзах религиозных и молодежных организациях.

В середине 80-х годов в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. В соответствии с теоретическими взглядами неоконсерваторов современный рынок труда крайне зарегулирован; он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком.

Ему присуще состояние хронического неравновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.

В результате экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства и устойчивой, массовой безработицей. Ситуация обостряется еще и потому, что новые формы и ускорение НТП, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а подчас и международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях «блокирования» рынка государством и профсоюзами.

Выходом из этого положения, по их мнению, является известное дерегулирование рынка, повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без усилия конкурентного механизма.

Дерегулирование предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Возрастает роль единовременных выплат, как правило, связанных не с текущим трудовым вкладом, а с общей компетенцией работника, потенциальными возможностями, способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибылях компании, причем работник может нести и риск убытков предприятия.

Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости.

Получают распространение и нестандартные виды занятости -паломничество, временная работа по индивидуальным контрактам, частичная занятость.

Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальные трудовые соглашения. Итогом дерегулирования рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидации социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы серьезному обострению социальных отношений.

Речь идет о поиске такого механизма функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.

1.Борецкая Н. Зарубежный опыт совершенствования на рынке труда и социальной защиты населения. //Экономика Украины, 2000. №10.

2. Бобуцкий А., Бобуцкий Ю. Проблемы стоимости рабочей силы II отраслях экономики Украины. //Экономика Украины, 1999, №2.

3. Бутко Н., Белокур Е. Рынок труда и проблемы его региональной трансформации. //Экономика Украины. 1998. №5.

4. Гнибиденко И. «Проблемы трудовой миграции в Украине и их решение. //Экономика Украины. 2001. №4.

5. Долан Э.ДЖ., Линдсей Д. Макроэкономика, пер. в с англ.- С- Пб., 1994. Гл.18.

6. Курс экономической теории. /Под общ. ред. Чуприна М.Н., Киселевой Е.А. — Киров, 1995. Гл.10.

7. Кузнецова Р. Определение потребности в новых рабочих Местах. //Экономика Украины. 1999. №9.

8. Лебединская Л. Территориальные аспекты регулирования рынка труда. //Экономика Украины. 1998, №3.

9. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. — М.: Станколит, 1994. Гл. 14.

10. Макконелл Б., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.- М.: Республика, 1993. Т. II. Гл. 30.

11.Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Учебник т.1 Теория рыночной экономики. Часть 1. Микроэкономика. — М.: «Соминтэк», 1992. Гл.6.

12. Общая экономическая теория (политэкономия). Учебник. /Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. — М.: Промо-Медиа, 1995.Гл.11,13.

13. Пиндайк Р. Рубинфельд Д. Микроэкономика. — М.: «Экономика», 1992. гл.13.

14. Пруссова Л.Г. Основы рыночной экономики. — К.: РПО «Полиграфкнига», 1993. Разд. VIII .

15. Самуэльсон П., Экономика т.1. — М.: МГП «Алгон», ВНИИСИ, 1992. Гл.8.

16. Точилин А. Общий рынок труда в СНГ. //Мировая экономика и международные отношения, 1997. №12.

17.Экономика: Учебник. /Под общ. ред. А.С. Булатова — М.: Изд-во БЕК, 1995. Гл.8.

18 Экономическая теория: Учебник для вузов. /Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, С-Пб: Изд.: СПБГУЭФ, 1997.Гл.12.

19.Экономическая теория. Учебное пособие. /Под общ. ред. Н.Н. Соловых — М.: «Талант» 1998. С. 189 -193.

20. Трегобчук В. Ресурсно-экологическая составляющая национальной безопасности. //ЭУ, 2001. №5.

21. Экономика: Учебник. /Под общ. ред. А.С.Булатова — М.: Изд-во БЕК, 1995. Гл.7,8,9.

22. Экономическая теория: Учебник для вузов. //Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. — С-Пб: Изд.: СПБГУЭФ, 1997. Гл.11.

23. Экономическая теория. Учебное пособие. /Под общ. ред. Н.Н. Соловых -М.: «Талант» 1998. С. 184 -187.

Тема 8. Рынок капитала и конкурентная стратегия предприятия

1. Капитал как микроэкономическая категория.

2. Спрос и предложение капитала как фактора производства.

3. Процент как равновесная цена на рынке капитала.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector