Рынок занятости это
Тема 9. Рынок труда. Безработица
1. Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
2. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.
Платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства
Совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда
— использование современных технологий;
— состояние экономики и ее
отдельных отраслей;
— спрос на потребительские товары, необходимые обществу.
— численность трудоспособного населения;
— уровень и структура зарплаты;
— социальная и налоговая политика государства.
В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.
Особенности рынка труда
- На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид.
- Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д.)
- Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки включают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.
4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.
5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность труда; работодатель вкладывает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.
6. На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда.
7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом».
Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.
Сегодня считается, что самыми эффективными являются инвестиции именно в «человеческий капитал».
8. Рынки труда бывают конкурентными и неконкурентными.
Характерные черты конкурентного рынка труда
1. Значительное число покупателей и продавцов услуг труда.
2. Однородные услуги труда (работники с одинаковой квалификацией и производительностью труда).
3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).
4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.
5. Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.
6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.
9. Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.
10. Факторы, влияющие на величину заработной платы
- Стоимость жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы
- Минимальный уровень оплаты труда работников, соответствующий прожиточному минимуму
- Уровень квалификации работников
- Развитость экономических и социальных условий жизни населения
- Спрос и предложение на рынке труда
11. Различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная зарплата – вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег
Реальная зарплата – сумма жизненных благ, которые можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги
Факторы реальной зарплаты:
- Величина номинальной заработной платы
- Уровень цен на предметы потребления и услуги
- Размер налогового обложения
12. Формы зарплаты
- Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий.
- Повременная — вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени.
- Сдельная — вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий
- Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количества отработанного работником времени, но и от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом.
12. Структура системы заработной платы
(Оплата квалифицированного труда (Минимальная зарплата (Прожиточный минимум)))
Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум, такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.
БЕЗРАБОТИЦА
1. Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.
2. Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно. Не используемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда.
3. Точки зрения на причины безработицы:
- Причина безработицы — завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники,не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы
- Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу
- Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места
4. Безработный и неработающий не являются синонимами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвалиды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Т.н. «естественная» безработица – 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.
5. Виды безработицы:
- Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.
- Фрикционная – невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.
- Циклическая – характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.
- Сезонная – зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).
Сумма фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости.
6. Формы безработицы:
- Открытая (см. выше)
- Скрытая – работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства
- Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда
- Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы
7. Уровень безработицы = Численность экономически активного населения/Общая численность безработных * 100%
8. Безработица имеет негативные экономические и социальные последствия:
o Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального
o Снижение уровня жизни населения: предпосылки для сокращения доходов работающих по найму; потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений
o Потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства
o Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само
убийствам, росту преступности
Некоторые исследователи отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий:
o Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства
o Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции
o Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду
9. Направления, по которым государство решает проблему безработицы:
- Проведение структурной перестройки профессий на уровне квалификации.
- Выплата пособий по безработице.
- Установление уровня минимальной заработной платы.
РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Рынок труда — это составная часть структуры рыночной экономики, который функционирует в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и др.
В самом общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей-продажей. Ценой рабочей силы на рынке труда выступает заработная плата.
На рынке труда в качестве продавцов выступают работники- лица, ищущие подходящую работу, продающие свой товар – рабочую силу, в качестве покупателей – работодатели, в том числе предприниматели или их представители.
Рынок труда реализуется через государственную и коммерческие службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем.
Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт . Рынок труда находится в непрерывном движении, которое отслеживает Федеральная служба занятости; она же ведет соответствующую статистику.
Численность зарегистрированных безработных граждан в Российской Федерации составляет порядка 2млн. человек, уровень официально регистрируемой безработицы около 2% по отношению к трудоспособному населению.
Ежегодно благодаря работе органов службы занятости находят работу свыше 1 млн. граждан, обратившихся в эти органы по поводу трудоустройства.
Происходящие на рынке труда процессы неразрывно связаны с демографической ситуацией в стране, динамикой различных половозрастных групп, уровнями рождаемости и смертности, количеством заключаемых браков и совершаемых разводов, составом семей, средним числом детей в семье и другими показателями.
Со второй половины 80-х гг. в России наблюдается негативные демографические изменения: сокращение рождаемости, рост смертности населения, сокращение средней продолжительности жизни людей. Преодолению отрицательных тенденций в процессах воспроизводства населения призвана служить политика государства, направленная на стимулирование рождаемости, упрочнение семьи, здоровый образ жизни, профилактику заболеваемости и охрану здоровья, снижение заболеваемости и смертности населения.
2.2. Занятость и безработица
В условиях рыночных отношений социально остро стоят проблемы занятости населения и безработицы
Подзанятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.
Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка.
Принципиальные, основные вопросы, связанные с занятостью населения, отражены в законеРФ «О занятости населения в Российской Федерации». Однако необходимо отметит, что этот закон относит к занятым не только тех, кто входит в численность экономически активного населения и характеризует занятость в общественном производстве, но и служащих в Вооруженных Силах, во внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел, а также трудоспособных граждан, обучающихся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, на очных отделениях высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению Федеральной службы занятости населения.
Здесь нет разночтения с положением Госкомстата РФ. Дело в том, ч то практически потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных категорий занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную и др.
Продуктивная занятость — это занятость населения в общественном производстве.
Социально-полезная занятость определяется численностью занятых не только в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т. п.
Полная занятость — это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.
Неполная занятость— занятость в условиях неполного рабочего времени.
Различные виды безработицы отличаются причинами их возникновения.
Фрикционная безработица связана с переменой места работы по инициативе самих занятых, которые добровольно ищут более подходящую для себя работу. Такая безработица существует всегда и везде.
Структурная безработица вызывается изменением структуры производства под воздействием научно- технического прогресса, появлением новых отраслей промышленности и отживанием морально устаревших производств. В силу этого возникают диспропорции между предложением и спросом на рабочую силу.
Циклическая безработица — самая болезненная — возникает в периоды спада производства, во время экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых.
2.3. Государственная политика в области занятости
Обеспечение занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Основные направления этой политики следующие:
· представление равных возможностей всем гражданам Росси в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;
· поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках занятости, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
· соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;
· социальная защита в области занятости;
· сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;
· координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
· поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;
· международное сотрудничество в решении проблемы занятости;
· и некоторые другие направления.
Разработан ряд программ по конкретизации этих направлений государственной политики. В 1995г. была принята Федеральная программа содействия занятости населения в Российской Федерации. Она предусматривает проведение активных действий государства на рынке труда в виде экономической поддержки занятости населения, сокращения периода безработицы, скорейшего возвращения безработных граждан к производительному труду, поддержки доходов безработных граждан, развития службы занятости и других мер.
На общегосударственном уровне органы управления занятостью населения представлены Федеральной службой занятости населения России. Действуют также республиканские в составе РФ службы занятости и службы занятости населения в краях, областях, автономных областях и округах, в Москве и Санкт- Петербурге, центры занятости населения в районах и городах.
В функции обязанности служб занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости; оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных; оказание им в помощи, включая выплату пособий; организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения; организация профессионального обучения и переобучения граждан.
Службы занятости, соответственно, имеют право: запрашивать от всех структур информацию о предлагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест; направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства; разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест (квот) для трудоустройства; направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы; оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу; выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять их выплату.
Главной целью и конечным результатом функционирования центров является максимальное трудоустройство незанятого населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.
В России до 2001 года функционировал государственный фонд занятости населения, который формировался за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений. Средствами этого фонда распоряжалась Федеральная служба занятости населения. С 2001 года средства служб занятости фонда формируются за счет Федерального бюджета, обязательные отчисления в Фонд занятости отменены.
Рынок труда. Спрос и предложение труда.
Понятие рынка труда.
Понятие рынка труда – главный элемент концепции занятости населения в экономической теории. Рынок труда – это рынок спроса и предложения на рабочую силу, через который происходит продажа рабочей силы на конкретный период. Рабочая сила – это способность человека трудится, она подразумевает умственные и физические возможности, навыки, умения, способности человека при выполнении какого-либо вида работ.
Спрос труда – это потребность работодателя в рабочей силе для развития и организации своего производства. Главные особенности – производительность, использование современных технологий, влияние состояния экономики, спрос на товары, необходимые людям.
Предложение труда – это экономически активное население, предлагающее свою рабочую силу. Главные особенности – численность трудоспособного населения, уровень его квалификации, уровень зарплаты, социальная и налоговая политика государства.
Исходя из этого, можно вывести основные свойства рынка труда:
- на этом рынке покупается рабочая сила, а не ее представитель (у нас не рабовладельческий строй);
- работа может оплачиваться не только зарплатой, но и разными компенсациями, льготами, поощрениями, премиями;
- контракты труда включают не только зарплату, но и условия, содержание труда, субординацию, отношения в коллективе и т.д.
Еще одно ключевое понятие рынка труда заработная плата, т.е. материальное вознаграждение за работу. Виды заработной платы:
- Оклад (постоянная) – не зависит от каких-либо условий.
- Повременная зарплата – зависит от выполненного объема работ.
- Сдельная – зависит от выполненного объема работ.
- Смешанная зарплата – совмещение двух или всех трех вышеперечисленных видов.
Функции рынка труда.
Функции рынка труда – это роль этого самого труда в жизни общества и в экономике. Следовательно, этих функций две – социальная и экономическая.
Социальная функция рынка труда – это обеспечение нормального уровня доходов человека, а также развитие трудоспособности населения. Это означает нормальную зарплату за труд, как результат нормального образования и обучения.
Экономическая функция рынка труда – это разумное распределение, регулирование, использование и организация рабочей силы. Это значит, что каждый должен быть на своем месте, чтобы максимально эффективно расходовать свои силы на благо экономики и самого себя. Лингвист не должен таскать мешки с сахаром, он полезен в другой отрасли, а в этой – есть специально обученные работники.
Рынок труда также называют иногда биржей труда, хотя эта отрасль экономики не имеет отношения к биржам, биржевой торговле и финансовым институтам.
Рынок труда
Рынок труда – экономическая среда формирования спроса и предложения на трудовые ресурсы, в пределах которой субъекты хозяйствования и частные лица осуществляют наем сотрудников.
Как система социальных, экономических, правовых институтов он является неотъемлемой составляющей экономического механизма. Представляет собой сферу, в которой посредством конкурентного механизма формируется некий уровень занятости и оплаты труда.
Наиболее яркое воплощение такого рынка – биржи труда. Их функционирование обеспечивает Минтруд и Федеральная служба по труду и занятости. Действует общефедеральный госпортал «Работа в России».
Элементы рынка труда:
- субъекты;
- регламентирующие трудовые отношения нормативные акты;
- рыночная конъюнктура;
- соответствующая инфраструктура.
Рынок труда призван обеспечить:
- воспроизводство рабочей силы;
- эффективное использование труда;
- свободный выбор отрасли и вида деятельности, поощряемой выгодными предложениями;
- механизм найма и увольнения, гарантирующий права обеих сторон трудовых правоотношений.
Виды рынков труда
По территориальности и специализации различают международный, национальный и внутригосударственные региональные рынки, каждый из которых можно рассматривать в разрезе конкретной отрасли.
- свободные, ищущие трудоустройства потенциальные работники;
- работодатели, представляющие вакантные должности.
- трудоустроенными сотрудниками, готовыми уволиться при наличии более выгодного предложения;
- работодателями, подыскивающими замену на формально занятые должности.
Объект торга
В этом качестве выступают знания, умения, навыки и квалификация трудоспособного физического лица. Происходит обмен способностей человека к продуктивному труду на денежный или имущественный эквивалент – заработную плату.
Предметом торга при заключении конкретного трудового договора является:
- право эксплуатации рабочей силы;
- продолжительность ее использования.
Спрос и предложение
Потребность в наемных сотрудниках как факторе производства во многом определяется конъюнктурой товарных рынков. То есть, рынок труда относится к вторичным.
Спрос на труд со стороны хозяйствующих субъектов возникает тогда, когда его использование предполагает возможность производить затребованные товары и получать прибыль.
Конкурентоспособность работника оценивается путем его сравнения с уже представленными на рынке человеческими ресурсами. Значение имеют:
- уровень квалификации;
- профильное образование;
- владение языками;
- личные качества.
Поиски работы для неконкурентоспособных лиц сопряжены с трудностями и проволочками, а в некоторых случаях бесперспективны. Устанавливая гарантии для сотрудников и льготы для работодателей, государство способствует трудоустройству отдельных категорий граждан (ст. 13 1032-1-ФЗ «О занятости населения в РФ»).
В рыночной экономике наблюдается несоответствие вакантных мест составу представленных на рынке ресурсов по количественным, а также качественным показателям. Происходит жесткий отбор, стимулируется высококвалифицированный труд.
В этом отличие современной российской экономики от административно управляемой советской. Последняя предполагала:
- централизованное планирование количества рабочих мест, полностью покрывающих потребность населения в трудоустройстве;
- распределение, а при необходимости – перераспределение трудовых ресурсов.
Такая система существенно снижала мотивацию к труду.
Особенности рынка труда
1) Покупатель и продавец находятся в длительном личном контакте, что накладывает неизбежный отпечаток на их деловые взаимоотношения.
2) Неотделимость способности к труду от ее носителя.
3) Индивидуализации сделок в сфере трудоустройства посредством заключения контракта (раздел 3 Трудового кодекса РФ).
4) Законодательная обязательность коллективных переговоров (глава 6 ТК РФ), отраслевых договоров, привлечения профсоюзов (10-ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
5) Значимость для сотрудника неденежных аспектов соглашения с работодателем: условий труда, психологического климата, возможностей карьерного роста и совмещения работы и учебы.
Ситуация на рассматриваемом рынке отображает текущий баланс интересов нанимателей и рабочей силы. Однако значительное влияние на нее могут оказывать иные факторы. Среди них: государственная политика и законодательство; демографическая ситуация; динамика ВВП; стадийность делового цикла; миграция.
Рынок труда как система;
Рынок труда можно рассматривать широко — как совокупный рынок труда, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в рабочей силе).
Особенности рынка труда
Лекция 3. Рынок труда
В самом общем понимании рынок — это система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг.
Рынок можно рассматривать также как экономическое и географическое пространство, на котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары.
Рынок понимается и как механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.
Каждое из названных определений (система отношений, пространство, механизм) дает характеристику одной из сторон понятия «рынок». Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовой продукции, ценных бумаг, кредитов и др. Функционирование каждого из них имеет свои особенности, связанные со спецификой товара, выступающего объектом купли-продажи на данном рынке.
Среди рынков особое место занимает рынок труда, явля-ющийся фундаментом рыночных отношений, поскольку управление экономикой предполагает прежде всего управление трудовой деятельностью.
Рынок труда — это:
• социально-экономическая система, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы;
• экономическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы;
• механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.
В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда как составной части совокупного рынка труда, основными характеристиками которого являются предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности экономики в кадрах.
Элементы текущего рынка:
• открытый рынок труда представлен экономически активным населением, ищущим работу и нуждающимся в подготовке и переподготовке, а также всеми вакантными рабочими местами во всех секторах экономики;
• скрытый рынок труда характеризуется наличием работников, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для деятельности предприятия.
Оба рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную части.
Официальный открытый рынок труда определяется наличием свободной рабочей силы и вакантными рабочими местами, зарегистрированными в службе занятости. Очевидно, что такой рынок труда охватывает далеко не все потребности работодателей в наемной рабочей силе, не отражает реальной ситуации в области ее распределения по рабочим местам, а также не учитывает все категории населения, заинтересованного в работе по найму.
Официальный скрытый рынок труда отражает структуру трудовых ресурсов, которые в перспективе могут выйти на открытый рынок. Ряд предприятий в период спада производства вынужденно применяют меры, направленные на временное сокращение трудоиспользования: отправляют своих работников в отпуска без оплаты, переводят их на сокращенную рабочую неделю и т.п. Таким образом, следствием неэффективности производства является неэффективность занятости. Кроме того, излишняя рабочая сила возникает из-за сокращения затрат живого труда вследствие развития и внедрения новой техники и технологий, закрытия нерентабельных производств по причине сокращения спроса на их продукцию, оптимизации управленческих структур, приводящей к сокращению затрат рабочего времени, и др.При этом одна часть работников перераспределяется внутри самих предприятий, а другая — выходит на открытый рынок труда и либо трудоустраивается (переходит в сферу занятости), либо эти люди становятся безработными.
Неофициальный рынок труда характеризуется тем, что наемная рабочая сила и вакантные рабочие места не регистрируются в службах занятости. При этом поиск работы незанятым населением и поиск подходящих работников работодателями осуществляются собственными силами, а купля-продажа рабочей силы происходит непосредственно между заинтересованными сторонами. В целом работодатели заинтересованы в соблюдении норм трудового права при найме и использовании рабочей силы: оформление трудового договора, определение легальных условий занятости, обеспечение исполнения обязательных гарантий относительно режимов труда и отдыха, организация безопасного рабочего места, предоставление льгот и компенсаций определенным категориям работников и т.д. Однако такие сделки нередко оказываются не обеспеченными гарантиями в сфере социально-трудовых отношений, предусмотренными законодательством РФ, что приводит к серьезным последствиям как для работника, так и для работодателя: аварии, травматизм, выплата компенсаций работникам в судебном порядке и т.п.
Функционирование рынка труда основано на взаимодействии следующих элементов:
• субъекты рынка труда;
• правовые акты и документы, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;
• конъюнктура рынка труда;
• инфраструктура рынка труда.
Основными субъектами рынка труда являются наемные работники и их объединения — профсоюзы, работодатели (предприниматели) и их союзы, а также государство, являющееся, с одной стороны, работодателем, а с другой — субъектом регулирования отношений, складывающихся на рынке труда и в социально-трудовой сфере.
Для нормального функционирования рынка труда необходимы законодательные акты, нормы, правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяющие их права, создающие равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривающие социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы определены в Конституции Российской Федерации, в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовом кодексе РФ, других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях Правительства, региональных и отраслевых соглашениях, коллективных договорах предприятий.
Конъюнктура рынка труда — это соотношение спроса и предложения рабочей силы. Она может быть трех типов:
• трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения рабочей силы;
• трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения рабочей силы;
• равновесной, когда спрос на рабочую силу соответствует ее предложению.
Инфраструктура рынка труда — это система институтов, учреждений и организаций, занимающихся проблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда: государственные учреждения, биржи труда, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды.
Деятельность органов инфраструктуры направлена на содействие занятости, снижение безработицы, реализацию социальных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы, формирование банков данных о рабочих местах, сбор и анализ статистической информации и др.
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимы для его нормального функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда.
Функции рынка труда:
• организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы;
• обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
• установление равновесных ставок заработной платы;
• содействие решению вопросов занятости населения;
• осуществление социальной поддержки безработных.
Функционирование рынка труда имеет ряд особенностей, связанных с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы:
1. Неотделимость прав собственности на товар — рабочую силу от владельца. На рынке труда покупатель (работодатель) приобретает только право использования и частичного распоряжения способностью к труду (рабочей силой), функционирующей в течение определенного времени.
2. Значительная продолжительность по времени контакта продавца и покупателя рабочей силы накладывает свой отпечаток на их взаимоотношения и играет немаловажную роль в обеспечении жизнеспособности организации.
3. Наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости и т.д.).
4. Высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным профессионально-квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда и т.д.
5. Своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом любого другого, вещного, товара. Первый обмен начинается в сфере обращения товара — рабочей силы, т.е. на рынке труда, продолжается в сфере производства и заканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг. Второй — начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара.
6. Значимость для работника неденежных аспектов сделки: содержания и условий труда, микроклимата в коллективе, возможностей продвижения по службе и т.д.