Webbc.ru

Веб и кризис
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок тепловой энергии в россии

Рынки тепловой энергии

Рынки тепловой энергии имеют ряд существенных особенностей.

1. Эти рынки локальные. Они, как правило, замыкаются в границах городов и районов. Это обусловлено ограничениями в дальности транспорта теплоэнергии при централизованном теплоснабжении, а также применением установок децентрализованного теплоснабжения – небольших ТЭЦ и котельных. По оценкам, в России существует по меньшей мере 50 тысяч локальных рынков. Их можно разделить так:

— крупные рынки – с производством и потреблением более 2 млн. Гкал в год;

— средние рынки – от 0,5 до 2 млн. Гкал в год;

— малые рынки – до 0,5 млн. Гкал в год.

Кроме того, более 60 тыс. мелких потребителей вырабатывают для себя тепло сами, на индивидуальных установках.

2. Необходимое условие существования оптовых рынков теплоэнергии – наличие объединенной (закольцованной) системы централизованного теплоснабжения. Однако нередко между отдельными участками тепловых магистралей нет связей (перемычек), а физическая конфигурация теплосети не позволяет осуществлять подключение независимых теплоисточников сразу в нескольких точках.

3. Розничные (потребительские) рынки тепла подразделяются:

— по районам теплоснабжения (в черте города и сельской местности);

— группам потребителей (население, сфера услуг, промышленность);

— типам теплоносителя (пар разных параметров, сетевая вода);

— видам нагрузки (технологическая, отопительно-вентиляционная, горячего водоснабжения).

В бытовом секторе целесообразно выделять районы многоэтажной застройки и индивидуального жилья (коттеджная застройка), старые и перспективные.

4. Функционирование рынков теплоэнергии имеет резко выраженный сезонный характер. Это связано главным образом с неравномерным графиком отопительных нагрузок. Кроме того, в летние месяцы наблюдается снижение и производственно-технологических нагрузок.

На рынке тепловой энергии реализуются следующие виды товаров и услуг:

— пар разных параметров;

— услуги по передаче и распределению теплоэнергии;

— по обслуживанию абонентских установок (включая установку измерительных приборов);

— услуги в сфере сбыта теплоэнергии.

Субъектами рынка тепловой энергии являются:

— производители тепловой энергии – ТЭЦ и котельные (владельцы теплоисточников);

— теплотранспортные организации (владельцы магистральных сетей);

— оптовые перепродавцы теплоэнергии (осуществляющие распределение теплоэнергии и эксплуатацию тепловых сетей);

— жилищно-коммунальные организации (осуществляющие эксплуатацию местных систем отопления и сбор платежей за тепло и горячую воду);

— энергосбытовые и сервисные компании;

— потребители теплоэнергии различных категорий.

На рынках тепловой энергии возможны различные формы конкуренции (организованные и стихийные):

— конкуренция производителей (теплоисточников);

конкуренция схем теплоснабжения;

— конкуренция энергосбытовых и сервисных компаний.

Конкуренция схем теплоснабжения. Эта форма конкуренции происходит стихийно и выражается в отказе от текущих либо будущих поставок тепла от системы централизованного теплоснабжения с переходом на альтернативные варианты теплоснабжения. Например, для значительного числа энергокомпаний в России и на Украине уже обостряется проблема рынков сбыта теплоэнергии вследствие вытеснения крупных ТЭЦ децентрализованными источниками тепла, в том числе сооружаемыми самими потребителями.

Большая часть производимой тепловой энергии приходится на системы централизованного теплоснабжения (СЦТ). При этом главными потребителями тепла являются население и объекты социальной сферы, что служит особо значимым фактором при формировании политики теплоснабжения.

Система централизованного теплоснабжения представляет собой совокупность физически связанных элементов: теплоисточников, магистральных, распределительных, домовых сетей, тепловых пунктов и абонентских установок, работающих по определенным гидравлическому и тепловому режимам. К источникам централизованного теплоснабжения относятся ТЭЦ общего пользования и котельные мощностью от 20 Гкал/ч и более.

Совершенствование расчетов и методов ценообразования

Реальное введение элементов рыночных отношений в сферу теплоснабжения невозможно без отказа от льготных тарифов и отмены перекрестного субсидирования между разными группами потребителей. В идеале все население должно оплачивать 100% стоимости услуг (социальная защита обеспечивается только посредством целевых адресных дотаций), основываясь на показаниях теплоизмерительных приборов (отопление, горячее водоснабжение), причем непосредственно поставщику этих услуг по двухстороннему договору и по прозрачным (экономически обоснованным) тарифным ставкам. При этом потребитель должен иметь возможность контролировать качественные параметры теплоснабжения, порождая, таким образом, ответственность поставщика.

В тех случаях, когда прямой поквартирный учет, регулирование и контроль теплоносителя неосуществимы по жестким техническим и экономическим ограничениям, сохраняются нормативы потребления тепла и горячей воды. Однако их должны устанавливать не муниципальные (местные) власти, а органы государственного регулирования, причем на федеральном (государственном) уровне и с дифференциацией по укрупненным климатическим зонам страны.

Необходимо отдельно учитывать затраты на производство, передачу и сбыт теплоэнергии с выделением на всех трех стадиях постоянной и переменной составляющей (это в основном затраты на топливо, электроэнергию, воду). В принципе переменные затраты теплоснабжающему предприятию можно повышать автоматически, без санкции регулирующего органа; для изменения постоянных издержек (содержание мощностей) требуется решение регулятора. На этой основе должны строиться многоставочные потребительские тарифы на тепловую энергию.

Подробнее – см. Гительман, Ратников. Энергетический бизнес. С.165-175.

Ценовые зоны теплоснабжения: юридическая реальность и перспективы

Антонина Федосова

31.07.2017 поменялось регулирование рынка теплоснабжения. Федеральным законом от 29.07.2017 № 279-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении). Цель изменений – либерализация отрасли, основанная на принципах конкуренции способов теплоснабжения конкретного потребителя.

База предложенной модели – нерегулируемые цены на тепловую энергию (отопление). В отличии от тарифов нерегулируемые цены рассчитываются не путем прямой калькуляции расходов на производство ресурса, а с учетом возможной стоимости тепловой энергии, производимой на условном альтернативном источнике с использованием наиболее эффективных доступных технологий (см. Правила определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.2017 № 1562).

Такой способ установления цены на тепловую энергию (отопление) получил неофициальное название «альтернативная котельная» или «альткотельная». Территория, где реализуется указанный ценовой подход, называется «ценовая зона теплоснабжения».

Ценовая зона теплоснабжения: целевая модель

В целевой модели на единую теплоснабжающую организацию (далее – ЕТО) возлагается ответственность за эффективное и надежное функционирование системы теплоснабжения. ЕТО самостоятельно определяет объем инвестиций в систему теплоснабжения, а их возврат обеспечивает через оплату потребителями тепловой энергии по свободным ценам (ч. 8-18 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении).

Административный компонент в этих отношениях сведен к минимуму: единственное ограничение – цена для потребителя не должна превышать утверждённый в регионе предельный уровень цены, рассчитанный по методу альтернативной котельной (ст. 23.4 Закона о теплоснабжении).

Также, если обязательства по построению системы надежного и качественного теплоснабжения не будут исполнены, у ЕТО возникает ответственность:

  • штрафы (в пользу потребителей) за нарушение показателей качества (ст. 23.9 Закона о теплоснабжении);
  • штрафы за неисполнение предписания муниципалитета об устранении нарушений в части качества (до 1 млн. руб. – в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ).

Такая модель ориентирована на достижение рыночного саморегулирования. У ЕТО появляются возможности и стимул для оптимизации, развития и повышения надежности системы при условии установления конкурентной цены на тепло. У потребителя же есть свобода выбора между централизованным теплоснабжением (через ЕТО) и индивидуальным теплоснабжением (через строительство индивидуального теплоисточника).

Инструменты реализации метода «альтернативная котельная»

Для реализации отношений по модели альткотельной законом предусмотрены следующие инструменты.

Договоры теплоснабжения с потребителями (включая коммунальный сектор) заключаются по свободной цене (ст. 23.4 Закона о теплоснабжении). Закон не содержит четких критериев ее формирования, но есть три момента:

  1. Цена не должна превышать предельный уровень цены, утвержденный в регионе (уполномоченным органом) по методу альтернативной котельной.
  2. Дифференциация цен для потребителей должна осуществляться исходя из экономически обоснованных различий (п. 19(3) Правил организации теплоснабжения в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила теплоснабжения)).
  3. Муниципалитет и ЕТО могут установить дополнительные гарантии для граждан по сдерживанию роста цены, которые обеспечат плавный рост договорной цены до уровня цены альтернативной котельной (ч. 17 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении и Правила определения в ценовых зонах теплоснабжения сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения размера коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срока его применения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2018 № 860).
Читать еще:  Рынок продуктов и услуг это

Проблема ценообразования заслуживает отдельного внимания, т.к. ряд аспектов установления цены по методу «альтернативная котельная» с правовой точки зрения реализован несовершенно.

В законе, например, отсутствует указание на применимую цену для случаев, когда стороны не смогут договориться о свободной цене. Хотя логичным выходом из этой ситуации является применение предельного уровня цены, рассчитанного по методу «альтернативная котельная», отсутствие указания на это в законе с высокой долей вероятности приведет к многочисленным спорам ЕТО с потребителями и контролирующими органами. В итоге все может свестись к том, что на практике ЕТО будет вынуждена доказывать в суде и в антимонопольном органе экономическую обоснованность своей цены с учетом «затратного» метода. А это уже по сути возврат к «стандартному» тарифному регулированию, весьма далекому от целевых принципов формирования цены по методу альткотельной.

Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения .

В случае присвоения статуса ценовой зоны теплоснабжения, ЕТО обязана заключить с муниципалитетом соглашение о выполнении мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения. Стороны должны договориться и о том, как ЕТО обеспечит исполнение своих обязательств: путем банковской гарантии, страхования риска ответственности, с использованием иного способа обеспечения, предусмотренного ГК РФ (ч. 16 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении).

За надлежащей реализацией соглашения осуществляется муниципальный контроль, по результатам которого ЕТО может быть выдано обязательное к исполнению предписание (ч. 12-14 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении).

Очевидна сложная правовая природа соглашения об исполнении схемы теплоснабжения.

С одной стороны, речь идет о гражданско-правовом обязательстве, исполнение которого обеспечивается по правилам ГК РФ. При этом сторона сделки, которая планирует получить от ЕТО финансовое обеспечение (муниципалитет), не финансирует исполнение обязательств – инвестиции ЕТО в строительство окупаются лишь за счет цены альтернативной котельной.

С другой стороны, в соглашении проявляются черты публичных отношений, контролируемых с применением административных инструментов.

Обращают на себя внимание некоторые недоработки в вопросах регулирования соглашения (возможность произвольного установления сторонами размера обеспечения, отсутствие действенных инструментов понуждения ЕТО к исполнению соглашения и т.п.), которые значительно снижают «прозрачность» входа и работы ЕТО в ценовой зоне, а также могут препятствовать эффективной реализации соглашения.

Ответственность за некачественную поставку .

Ценовая зона предполагает наличие у ЕТО обязанности снизить потребителю размер платы по договору, если не выдержаны среднесуточные параметры качества ресурса.

Законодательство регламентирует порядок такого снижения в приложении № 1 и 2 Правил теплоснабжения. Усовершенствованы нормы, регулирующие процедуру фиксации нарушений – проверка проводится в течение 2-х часов с момента сообщения о нарушении параметров качества. Соответствующий акт составляется в течение суток (п.п. 124 (10), 124 (11) Правил теплоснабжения).
Подобное нововведение направлено на стимулирование ЕТО к реализации технических мероприятий, учтенных в схеме теплоснабжения, которые должны способствовать повышению эффективности и надежности функционирования системы теплоснабжения.

Между тем, определенную сложность в практическом снижении платы представляет необходимость предварительного согласования ЕТО и потребителем параметров качества теплоснабжения, а также величины снижения платы. В связи с тем, что нормативные ориентиры качества и снижения цены на сегодня не заданы, процесс достижения договоренности в этой части потенциально может представлять собой дополнительную конфликтную область, затрудняющую эффективную реализацию самой идеи альткотельной.

Этапы перехода на метод альткотельной

Переход на метод альтернативной котельной является для каждого муниципального образования добровольным и состоит из следующих этапов.

  1. Органы муниципальной власти и ЕТО оценивают местные особенности рынка теплоснабжения, прорабатывают возможные ценовые последствия, заручаются поддержкой органов власти субъекта, включая губернатора, и подают заявление в Министерство энергетики РФ об отнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения (ст. 23.3 Закона о теплоснабжении).
  2. Минэнерго проверяет представленные документы, совместно с ФАС и Минстроем проводит собственную оценку последствий перехода муниципального образования в ценовую зону и формирует для Правительства РФ предложение об отнесении или неотнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения (приказ Минэнерго России от 26.03.2018 № 202 «Об утверждении Порядка подготовки предложений об отнесении или неотнесении поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения»).
  3. Правительство РФ принимает решение об отнесении или неотнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения. В случае одобрения перехода муниципального образования на метод альтернативной котельной, начинается переходный период (ст. 2, ч. 4 ст. 23.3 Закона о теплоснабжении). В переходный период сохраняется прежнее регулирование.
  4. В рамках переходного периода участникам рынка в муниципальном образовании дается семь месяцев на то, чтобы актуализировать схему теплоснабжения, заключить соглашение об исполнении схемы, согласовать с потребителями нерегулируемую цену на тепло (с учетом метода альтернативной котельной). После этого тарифный орган субъекта РФ утверждает предельный уровень цены на тепловую энергию. С этого момента переходный период считается завершенным, а новая модель рынка – внедренной (ст.ст. 23.6, 23.13 Закона о теплоснабжении).

Заключение

На сегодняшний день дать однозначную оценку качеству правового регулирования метода альтернативная котельная пока не представляется возможным, т.к. соответствующие нормы законодательства еще не прошли реальной практической апробации. В 2018 году к ценовой зоне отнесено только одно муниципальное образование – г. Рубцовск (Алтайский край). В 2019 году внедряется альтернативная котельная в Ульяновске, Барнауле, р.п. Линево.

Между тем, анализ регламентирующих документов уже сейчас позволяет обнаружить необходимость их некоторой доработки.

В частности, очевидна целесообразность как минимум следующих шагов по совершенствованию регулирования:

  • регламентация порядка формирования ценовых условий по методу альтернативной котельной, а также совершенствование порядка согласования с потребителями энергии прочих условий договоров теплоснабжения;
  • совершенствование механизмов реализации ответственности ЕТО за неисполнение обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

Альтернативная котельная. Хотели как лучше. Как это будет

Сфера теплоснабжения сегодня находится в кризисе. Это связано с износом основных фондов и нежеланием частных инвесторов вкладываться в долгосрочные проекты. Для преодоления такого положения и был предложен принцип «альтернативная котельная», который, по мнению разработчиков, может привлечь в отрасль инвестиции и если не уменьшить, то, возможно, затормозить рост тарифов на тепловую энергию.

Что такое альтернативная котельная

Альткотельная — это метод расчета тарифов на поставку тепла. К физическому объекту этот термин не имеет отношения. Котельная как работающий объект при этом подходе не возводится.

По этому принципу цены на тепло для населенного пункта или нескольких кварталов крупного города будут рассчитывать, исходя из затрат на строительство и эксплуатацию современной котельной. Стоимость возведения здания, оборудования, причем современного, зарплата персонала за все время эксплуатации, налоги, цена топлива для этого виртуального объекта, цена его подвоза и т.д. Все эти издержки учитываются, получается итоговая сумма.

Предполагается, что такая виртуальная котельная выработает за все время своей эксплуатации столько гигакалорий тепловой энергии, сколько было заложено при проектировании объекта. При делении этого количества на сумму всех затрат получается стоимость одной гигакалории. По этой цене теплоснабжающая организация будет поставлять тепло потребителям. Повышать эту цену будет нельзя.

Альтернативная котельная – это такое вычисление по принятой формуле цены за тепло, и сравнить эту цену с ценой тепловой энергии от центрального источника теплоснабжения.

На сайте Минэнерго есть он-лайн калькулятор для расчета стоимости единицы тепла для каждого региона

Законодательные инициативы

Проблемы реорганизации теплоснабжающей отрасли народного хозяйства, превращению её в экономически эффективную, нашли свое отражение в принятых нормативных документах.

Основой всего законотворчества в этой области является Распоряжение Правительства РФ № 1415-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года», федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010г №190-фз и «Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808.

19 июля 2017 года участники теплового рынка получили известие, которое одни ждали с нетерпением, другие с настороженностью. Госдума РФ приняла в третьем, окончательном, чтении поправки в Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и другие нормативные акты, регулирующие эту сферу.

Читать еще:  Точные прогнозы бинарных опционов

Главное в этих поправках — переход от государственного установления цен и тарифов в снабжении теплом населения и предприятий к договорным ценам. Эти цены ограничены предельным верхним уровнем, выше которого реализовывать тепло нельзя, ниже – можно. Виртуальная котельная получила юридическое оформление.

Инициатива по внедрению этого метода исходит от Министерства энергетики РФ. Ведомство уже предложило к рассмотрению законопроект «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года», в котором и заявлен переход на ценообразование в теплоснабжении по принципу «альтернативной котельной» с внедрением механизмов «референтных расценок» на услуги по передаче тепловой энергии.

Все это увязано с дорожной картой по внедрению рынка тепловой энергии.

В этих законодательных предложениях декларируется повышение эффективности рынка тепла и установления предельных тарифов.

Возможные негативные последствия от внедрения этих инициатив:

• котельнизация страны, уход мелких потребителей на свои системы производства тепла при резком росте цен на тепло;

• как следствие — образование избыточных мощностей в централизованных системах теплоснабжения, затраты на их содержание лягут на оставшихся потребителей, что де-факто приведет к дальнейшему повышению цен на тепло;

• в результате таких процессов упадет производство на ТЭЦ электроэнергии, по самому эффективному и экономичному способу, доля ТЭЦ на электрическом рынке будет снижаться, что будет приводить к раскрутке роста цен на рынке электроэнергии;

• монополизация теплового рынка будет вести к повышению тарифов на поставляемое тепло.

Основная опасность, это «котельнизация» страны, вместо крупных ТЭЦ могут возникнуть множество мелких котельных. Стоимость 1 Гкал в них будет выше, чем у крупных производителей. Поэтому монополисты на этом рынке активно лоббировали метод альткотельной. При его реализации они получают одномоментное повышение тарифов для себя. Не ясен механизм привлечения частных инвесторов на этот рынок. Не обозначены пути обновления существующих производственных мощностей.

В такой северной стране, как Россия, последствия от поспешной реорганизации теплового рынка в пользу ЕТО (Единых теплоснабжающих организаций) может привести к удорожанию тепла и даже к коллапсу теплоснабжения в отдаленных районах.

Разница нынешних расчетов и тарифов для альткотельной

Действующая методика расчетов тарифов для теплоснабжения предусматривает ежегодное установление тарифов на тепловую энергию для производителей, продавцов тепла и сетевых организаций.

Все эти предприятия должны подавать в региональную энергетическую комиссию данные о своих затратах, на основании которых им устанавливается тариф, включающий затраты плюс несколько процентов прибыли. Получается, что тариф больше у тех организаций, у которых больше затраты. Поэтому участники рынка тепла не склонны сокращать свои затраты, а наоборот, всячески их раздувают, чтобы получить больший тариф, соответственно, выручку и прибыль.

При этом инвестиции в модернизацию также не выгодны предприятию, потому что имеют долгий срок возврата, а финансируются из сегодняшней прибыли.

При применении метода альткотельной ценообразование имеет другой характер.

Государство отказывается от жесткого регулирования цен, будет устанавливать только предельно допустимые, ниже которых и происходит ценообразование в рамках договорённостей между участниками рынка. Основой этих договоренностей будет служить принцип альтернативной котельной.

Теплоснабжающая организация должна получить статус ЕТО – Единой Теплоснабжающей организации. Такой статус позволяет организации быть единственным поставщиком тепла на территории ценовой зоны теплоснабжения.

В этих зонах и происходит переход от госрегулирования тарифов к установлению только предельного уровня цен по установленной для каждого региона методике.

Переход города на снабжение теплом по методу альтернативной котельной планируется осуществлять следующим образом.

Город или муниципальное образование утверждает свою схему теплоснабжения, в которой не менее 50% мощности поставляемого тепла приходится на источники совместной выработки тепла и электрической энергии. Затем следует совместное обращение в Правительство РФ этого муниципального образования и ЕТО, заручившись согласием высшего исполнительного органа власти субъекта РФ.

Правительство выносит решение об отнесении такого МО к ценовой зоне и после этого между муниципальным образованием и ЕТО заключается договор о теплоснабжении по принципу альтернативной котельной, по методике, утвержденной для этого региона РФ. Это будет долгосрочный договор, в котором цены за тепло будут увеличиваться не более, чем на величину официальной инфляции.

Проект стартует сначала в нескольких областях.

Итоги применения метода виртуальной котельной при определении тарифа на тепло население сможет оценить по квитанциям за ЖКХ и по бесперебойности поставок тепла в суровые русские зимы.

Будущее российского теплоснабжения

Рынок теплоснабжения нуждается в реформировании в условиях жестких ценовых ограничений

«Рынок теплоснабжения имеет огромный потенциал и ресурс — без тепла совершенно невозможно обходиться, у него практически нет замены, альтернативы. Но у этого продукта есть обратная сторона, и это накладывает очень серьезные ограничения, имеет высокую социальную значимость — это тариф. И вот в этих ограничениях очень сложно находить решение, которое позволяет повысить эффективность и надежность без ущерба для потребителей», — Айрат Сабирзанов, первый заместитель генерального директора, директор по экономике и финансам АО «Татэнерго».

«Когда мы говорим о реформе тепла, мы всегда так или иначе говорим о росте тарифов, и здесь, все-таки, я, наверное, была бы очень осторожна, потому что есть очень много причин, почему так сложно повышать тарифы на тепло. Сюда добавился еще один фактор — это та низкая инфляция, которая у нас сейчас сформировалась в России, которая, вероятно, будет ближайшие годы. В рамках низкой инфляции вклад именно тарифного источника в инфляцию — он вырос, т.е. если он раньше был около 20%, то сейчас почти половина», — Наталья Порохова, руководитель группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).

«Непростая ситуация: тарифы очень высокие, а платежеспособный спрос не очень высокий Поэтому мы стараемся создавать инфраструктурные, системные предпосылки, которые позволили бы компаниям в такой непростой ситуации развиваться. Принимаются новые нормативные акты — основным и главным среди них нужно назвать закон „О теплоснабжении“», — Виталий Королев, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).

«Рост тарифа 30% у нас получился, с учетом пятилетнего доведения, нам пришлось еще сверху понижающий коэффициент добавить. Соответственно период доведения до цены альтернативной котельной составит 7 лет, мы укладываемся в индексы с учетом предельных отклонений», — Сергей Бухаров, первый заместитель генерального директора ООО «СибТЭК».

Состояние рынка тепла влияет на рынок электроэнергии

«Сегодня в России примерно 30% всей электроэнергии вырабатывается в когенерации, соответственно, это означает для нас, что именно тепло обеспечивает достаточно низкие цены на генерацию электроэнергии. Поэтому от того, что происходит на тепловом рынке в целом, будет зависеть то, что происходит на электрическом», — Александр Вилесов, директор по экономике и тепловым узлам ПАО «Т Плюс».

Недостаток инвестиций в теплоснабжение

«Россия производит тепла больше, на 30%, чем электроэнергии, но при этом рынок тепла —в два раза меньше, чем рынок электроэнергии, и в два раза меньше в деньгах, потому что в принципе тепло у нас стоит в три раза дешевле, если сравнивать в сравнимых единицах. И самое главное с точки зрения инвестиций, — при том, что мы производим тепла больше, инвестируем в тепло мы до сих пор в семь раз меньше, чем, например, в электроэнергетику», — Наталья Порохова, руководитель группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).

«Казалось бы, что первым делом нужно делать в жилищном секторе, — переходить на закрытую схему (теплоснабжения — Ред.) и устанавливать повсеместные ИТП (индивидуальные тепловые пункты — Ред.), попутно решая все проблемы в самом жилищном фонде Закрытие схемы теплоснабжения у нас есть в законодательстве, и в 2022 году все это должно случиться Где взять деньги на то, чтобы закрыть все схемы системы теплоснабжения? С другой стороны, удельное энергопотребление у нас, если сравнивать с аналогами, существенно выше, чем, допустим, в той же Финляндии», — Александр Вилесов, директор по экономике и тепловым узлам ПАО «Т Плюс».

Читать еще:  Бинарные опционы копирование сделок

Неэффективное управление рынком тепла

«Надо видеть весь процесс целиком. Когда он разорван и решается на различных уровнях и всегда по-разному, это, конечно, приводит к тем проблемам, которые мы сегодня имеем», — Денис Паслер, Председатель правления, Исполняющий обязанности генерального директора ПАО «Т Плюс».

«На сегодняшний день этот рынок (теплоснабжения — Ред.) поделен между муниципалитетом, между регионом, между министерством жилищно-коммунального хозяйства и министерством энергетики Этот рынок, несмотря на свой размер, честно говоря, без надлежащего управления», — Сергей Есяков, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по энергетике.

Господдержка инвестиций в теплоснабжение

«Безусловно, инвестиции нужны, так или иначе эти инвестиции должны быть гарантированы государством. Если посмотреть на страны Западной Европы, то там, где деньги привлекались, они были долгосрочны, это позволяло делать модернизацию сетей и приводить их в порядок. Это одна часть бизнеса —продажа тепловой энергии, но этот бизнес более широкий, есть еще часть бизнеса, связанная с производством оборудования, которое позволяет оптимизировать распределение тепловой энергии или снизить потери», — Михаил Шапиро, член комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; генеральный директор ООО «Данфосс».

Формирование программы по аварийным коммунальным сетям

«У нас очень хорошая программа есть по линии Минстроя — переселение из аварийного жилья Мне кажется, что можно или нужно даже сейчас на правительственном уровне рассмотреть вопрос формирования такой программы по аварийным коммунальным сетям», — Алексей Цыденов, главa Республики Бурятия.

ТОП-12 крупнейших энергокомпаний России

ТОП-12 крупнейших энергокомпаний России по установленной мощности:

1 место – ПАО «РусГидро» (Установленная мощность – 39,4 ГВт, объем выработки электрической энергии – 144,2 млрд кВтч)

ПАО «РусГидро» является лидером в производстве энергии на базе возобновляемых источников, развивающим генерацию на основе энергии водных потоков, морских приливов, солнца, ветра и геотермальной энергии. Группа РусГидро объединяет более 70 гидроэлектростанций в России и за рубежом, тепловые электростанции и электросетевые активы на Дальнем Востоке, а также энергосбытовые компании и научно-проектные институты.

2 место — ООО «Газпром энергохолдинг» (Установленная мощность – 39,0 ГВт, объем выработки электрической энергии – 146,5 млрд кВтч).

ООО «Газпром энергохолдинг» — это холдинговая вертикально интегрированная компания (100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром»). Она является крупнейшим в России владельцем электроэнергетических (генерация электрической и тепловой энергии) активов (контрольные пакеты акций ПАО «Мосэнерго», ПАО «МОЭК», ПАО «ТГК-1» и ПАО «ОГК-2»). В состав Группы входит свыше 80 электростанций установленной мощностью порядка 39 ГВт (электрическая) и 71,2 тысяч Гкал/ч (тепловая) (порядка 17% установленной мощности всей российской электроэнергетики). Входит в десятку ведущих европейских производителей электроэнергии.

3 место — Группа «Интер РАО» (Установленная мощность – 33,7 ГВт, объем выработки электрической энергии – 132,5 млрд кВтч).

Группа «Интер РАО» — это диверсифицированный энергетический холдинг, управляющий
активами в России, а также в странах Европы и СНГ. Под флагом компании работают 41 тепловая электростанция, 6 генерирующих установок малой мощности, 10 гидроэлектростанций (в том числе 5 малых ГЭС) и 2 ветропарка.

4 место — АО «Концерн Росэнергоатом» (Установленная мощность – 29 ГВт, объем выработки электрической энергии – 202,9 млрд кВтч).

АО «Концерн «Росэнергоатом», входящее в Электроэнергетический дивизион Госкорпорации «Росатом», является одной из крупнейших генерирующих компаний в России и 2-ой в мире по объему атомных генерирующих мощностей, уступая лишь французской EDF. В состав АО «Концерн Росэнергоатом» на правах филиалов входят 10 действующих атомных станций, дирекции строящихся атомных станций, а также Научно-технический центр по аварийно-техническим работам на АЭС, Проектно-конструкторский и Технологический филиалы. В общей сложности на 10-ти действующих атомных станциях России в эксплуатации находятся 35 энергоблоков суммарной установленной мощностью 29 ГВт. Доля выработки электроэнергии атомными станциями в России составляет порядка 19%.

5 место — АО «ЕвроСибЭнерго» (Установленная мощность – 19,5 ГВт, объем выработки электрической энергии – 67,6 млрд кВтч).

АО «ЕвроСибЭнерго» — это крупнейшая частная энергетическая компания в России. Она производит около 9 % от всей электроэнергии в стране. В состав компании входят 18 электростанций, общей электрической мощностью 19,5 ГВт. Основные активы ЕвроСибЭнерго: гидро- и тепловые электростанции, а также угольные разрезы — расположены в Восточной Сибири.

6 место – ПАО «Т плюс» Установленная мощность – 15,7 ГВт, объем выработки электрической энергии – 55 млрд кВтч).

Группа «Т Плюс» — принадлежит более 6% установленной мощности электростанций России, а ещё они являются лидером на рынке теплоснабжения страны с долей около 8%. Группа «Т Плюс» объединяет 62 электростанции, среди которых 54 ТЭЦ, 3 ГРЭС, 2 ГЭС и 3 СЭС. Компания обеспечивает стабильное и бесперебойное энергоснабжение в 16 регионах России. Клиентами компании являются более 14 млн физических лиц и более 160 тысяч юридических лиц.

7 место — АО «Юнипро» (Установленная мощность – 11,2 ГВт, объем выработки электрической энергии – 47,4 млрд кВтч).

АО «Юнипро» (до июня 2016 года – ОАО «Э.ОН Россия») – это наиболее эффективная компания в секторе тепловой генерации электроэнергии в Российской Федерации. В состав компании входят 5 электростанций: Сургутская ГРЭС-2, Березовская ГРЭС, Шатурская ГРЭС, Смоленская ГРЭС и Яйвинская ГРЭС.

8 место — ООО «Сибирская генерирующая компания» (Установленная мощность – 10,9 ГВт, объем выработки электрической энергии – 46,0 млрд кВтч)

Сибирская генерирующая компания (СГК) — это одна из крупнейших энергетических компаний страны. Её интересы распространяются на Алтайский и Красноярский край, Кемеровскую и Новосибирскую области, а также республики Хакасия и Тыва. Сейчас под флагом компании работают 24 электростанции. Их суммарная установленная электрическая мощность равна 10,9 ГВт, а суммарная установленная тепловая мощность составляет 23,9 тыс. Гкал/час.

9 место — ПАО «Энел Россия» (Установленная мощность – 9,4 ГВт, объем выработки электрической энергии – 42,0 млрд кВтч).

ПАО «Энел Россия» является генерирующей компанией и ключевым активом Группы Enel в России. Компания работает в трех регионах: Тверская область — Конаковская ГРЭС, Ставропольский край — Невинномысская ГРЭС, Свердловская область — Среднеуральская ГРЭСи Рефтинская ГРЭС. В июне 2017 года Энел Россия выиграла федеральный тендер на строительство двух объектов ветрогенерации установленной мощностью 201 МВт и 90 МВт.

10 место — АО «Татэнерго» (Установленная мощность – 5,4 ГВт, объем выработки электрической энергии – 11,2 млрд кВтч).

АО «Татэнерго» — это одна из крупнейших региональных генерирующих компаний в России. В настоящее время в состав АО «Татэнерго» входят 5 электростанций, в том числе 3 ТЭЦ, 1 ГРЭС, 1 ГЭС, а также 3 предприятия тепловых сетей – Казанские, Набережночелнинские и Нижнекамские тепловые сети.

11 место — ПАО «Фортум» (Установленная мощность – 4,9 ГВт, объем выработки электрической энергии – 28,1 млрд кВтч)

ПАО «Фортум» является одним из ведущих производителей и поставщиков тепловой и электрической энергии на Урале и в Западной Сибири, а также развивает возобновляемые источники генерации в России. В структуру «Фортум» входят восемь теплоэлектростанций. Пять из них – в Челябинской области, три – в Тюменской области, в том числе Няганская ГРЭС (г. Нягань, ХМАО-Югра) — одна из самых крупных и современных тепловых электростанций России. Кроме этого, Компания завершила инвестиционный проект по строительству первой промышленной ветряной электростанции мощностью 35 МВт в Ульяновской области. В январе 2018 года ВЭС начала свою работу на оптовом рынке электроэнергии и мощности.

12 место — ПАО «Квадра» (Установленная мощность – 2,9 ГВт, объем выработки электрической энергии – 9,5 млрд кВтч).

ПАО «Квадра» является одной из крупнейших российских территориально-генерирующих компаний (ТГК), компания была создана на базе тепловых генерирующих мощностей и теплосетевых активов региональных АО-энерго в 11 регионах Центрального федерального округа. Сейчас в составе компании работают 20 электростанций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×