Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок и государство

Рынок и государство. Экономические функции государства

В современной рыночной экономике РЫНОК и ГОСУДАРСТВО взаимно дополняют друг друга в решении вопросов:

— что и сколько производить;

— как распределить ресурсы;

— как обеспечить эффективность экономики;

— как обеспечить её устойчивое равновесие.

РЫНОК даёт информацию каждому производителю посредством цены (цена – затраты – прибыль). Как подчёркивал А. Фон Хайек /1889-1984/, цена в этом процессе играет решающую роль.

Успешное действие рыночного механизма возможно при условии:

1) когда количество продавцов и покупателей достаточно большое, никто не может повлиять на цену;

2) между продавцами и покупателями невозможен сговор, сотрудничество;

3) товары достаточно простые и однородные, продаются в больших количествах;

4) свободная, надёжная информация у покупателей о рыночной коньюнктуре, ценах;

5) свободное вступление новых предприятий в отрасль;

6) отсутствие производственных монополий или олигополий.

Рыночный механизм эффективно действовал в XIX столетии, когда уровень развития ПС и концентрация производства была ещё не очень велика. В новых условиях рыночный механизм даёт сбои. Возникают так называемые «провалы рынка», когда ценовой механизм не работает.

Во-первых, возникают разного рода монополии, которые деформируют рыночный механизм:

а) производственные монополии в отраслях, которые требуют крупных специализированных предприятий для обеспечения оптимального эффекта – машиностроение, металлургия и т.п.;

б) профсоюзная монополия на рынке труда.

Во-вторых, существуют так называемые внешние эффекты, которые не способны уловить рыночный ценовой механизм:

Отрицательные: загрязнение окружающей среды, затраты на очистку не входят в издержки производства и в цену продукции.

Положительные: например положительное влияние образования, здравоохранения, культуры. Эти виды деятельности дают доход на макроэкономическом уровне, но не учитываются в цене.

Государство датирует эти сферы.

В-третьих, наличие в экономике коллективных товаров, которые не потребляются индивидуальными потребителями:

а) национальная оборона;

б) общественный транспорт, дороги;

в) государственное управление и т.д..

Таким образом, возникает потребность государственного вмешательства в экономику. Дж. Гэлбрейт писал: «наша система – это сложная смесь рыночной мотивации, государственной регламентации и политической демократии. Это современное государство, заботящееся о социальных нуждах, в которых власти активно вмешиваются в события для смягчения и стабилизации их последствий».(1990).

Государство выполняет ряд экономических функций. Их можно разделить на две группы:

1-я группа обеспечение и поддержка функционирования рыночной системы:

— создание правовой базы;

— законодательное регулирование отношений между субъектами хозяйственной деятельности;

— предоставление некоторых важных услуг: охрана общественного порядка, введение стандартов.

2-я группа – усиление рыночного механизма, модификация, исправление его недостатков:

— меры по стимуляции и стабилизации экономического роста;

— контроль за безработицей;

— контроль за экологией;

— перераспределение ресурсов и т.д.

К 1-й группе относятся:

а) обеспечение правовой базы, принятие законов и нормативных актов:

— об условиях найма рабочей силы;

— о статусе предприятия, т.е., определяются правила игры.

б) защита конкуренции, создание условий для обеспечения совершенной конкуренции:

— поддержка частного предпринимательства;

— контроль над деятельностью монополистов.

Ко 2-й группе относятся:

а) перераспределение доходов и богатства, с целью обеспечения социальной справедливости, социального мира!

— финансирование общественно-значимых сфер (образование, медицина и т.д.);

— пенсии, пособия, субсидии (трансфертные платежи);

б) перераспределение ресурсов для производства необходимых обществу благ, или сокращение производства вредных, ненужных. Эта функция связана с наличием ЭКСТЕРНАЛИЙ, т.е. побочных эффектов.

Перераспределение ресурсов осуществляется:

1) законодательным путём;

3) посредством субсидий, дотаций;

4) через государственные заказы;

5) государственное предпринимательство в общественно-значимых сферах деятельности.

в) стабилизация экономики, т.е. обеспечение нормальной жизнедеятельности:

— поддержание экономического роста;

— поддержание устойчивости национальной валюты и др.

В рыночной (смешанной) экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных денежных средств, образующих экономический организм. Смотри схему!

Государство и рынок;

Роль государства проявляется в решении вопросов, касающиеся воздействия на экономический рост, стабилизационной политики как «надэкономической» структуры, а также в общем ряду субъектов экономической деятельности.

Количественно определить роль правительства в управлении экономикой весьма трудно, если не невозможно. Она настолько широка и многообразна что ее нельзя выразить в каких бы то ни было количественных или статистических единицах измерения. Правда, с определенной долей достоверности можно установить объем национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но вряд ли можно сколько-нибудь точно определить и измерить коэффициент полезного действия мер государства по защите окружающей среды, охране здоровья и труда рабочих, защите интересов потребителей, обеспечению равного доступа к вакантным рабочим местам и контролю за практикой ценообразования в определенных отраслях экономики и т.д.

Из курса государственного регулирования экономики должно быть известно об основных причинах госвмешательства. Перечислим их:

1) Правильная организация денежного обращения, т.е. создание денежной системы, обеспечивающей обмен товарами и услугами.

2) Предоставление государством общественных товаров. Обычно товары и услуги обладают 2-мя общими свойствами:

· исключения – лицо, осуществляющее предложение может решить, что одним людям оно будет предлагать свой товар, а другим нет.

· соперничества – использование единицы товара одним лицом ограничивает использование товара (возможность) другим лицам.

Однако ряд товаров не обладает этими свойствами, их называют общественными благами (единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка и др.). Суть проблемы – проблема «зайцев».

3) Устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Возникают ситуации, когда действие производителей или потребителей оказывают воздействие на 3-их лиц, т.е. на лица, не являющиеся в сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на 3-их лиц и никак не отражаемые в ценах, называют внешними эффектами (загрязнение окружающей среды, например).

4) Осуществление перераспределения доходов.

5) Обеспечение правовой базы, являющейся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики (определение статусов хозяйствующих субъектов).

6) Монополизм и инфляция. 2 тяжелые «хронические» болезни рыночной экономики, которые нуждаются в проведении антимонопольной и антиинфляционной политики. Государство в этом случае пытается регулировать ситуацию ущемления интересов потребителей (недопущение снижения качества жизни населения).

7) Проведение антициклической политики (регулирование хозяйственной конъюнктуры). Во время кризисов и депрессий необходимо стимулировать спрос на товары и услуги, осуществлять капиталовложения и занятость. Для регулирования хоз. конъюнктуры частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, растут государственные расходы и инвестиции.

В условиях подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение торгового баланса, превышение спроса на РС над предложением, необоснованный рост ЗП и цен. В такой ситуации задача ГР притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и т.об. уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

8) Структурная политика. Развитие научных исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. В этом случае государство стимулирует структурную политику и НТП. Кроме того государством могут использоваться такие формы трансферта технологий как частно-государственное партнерство.

Читать еще:  Уровни фибоначчи на бинарных опционах

9) Региональная политика. Осуществляется государством при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, в одних случаях поддержка осуществляется регионам, находящимся в состоянии затяжного кризиса, в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям в регионе и во всем народном хозяйстве в целом. В тоже время могут приниматься меры по приторможению чрезмерной концентрации производства.

10) Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических связей). Проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капитала и РС, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и т.д.

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для функционирования рыночной экономики.

Во-первых, важнейшей задачей государства является установление и поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии частной собственности, свобод (слова и т.д.).

Во-вторых, государство делает все возможное для поддержания и развития эффективной конкуренции.

В-третьих, государство устраняет недостатки рынка, проводит стабилизационную и структурную политику.

В-четвертых, обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся.

В целом, можно сказать, что государственное участие в экономике обычно связывается с противоречивым характером самого рыночного хозяйства, не способного решить ряд сложных проблем социально-экономического развития, так называемыми «провалами рынка». К недостаткам рыночного хозяйства, вызывающим необходимость государственного вмешательства в экономику, в частности, относятся:

v Неспособность частного предпринимательства обеспечить нормальный процесс воспроизводства;

v Неспособность частного предпринимательства обеспечить производство общественных благ;

v Недостатки конкуренции;

v Неравномерность и недоброкачественность информации;

Государство и рынок

Современную экономику развитых стран (США, Германии, Японии, Австралии или Тайваня) часто называют смешанной. В этих и во многих других странах рыночный экономический порядок в большей или меньшей степени соединяется с государственным регулированием экономики. Рынок обычно определяется как частный сектор, так как основой его функционирования является частная собственность, государство — как общественный, основой функционирования которого является государственная собственность. Блага, предоставляемые рынком, называют частными, а предоставляемые государством — общественными или государственными благами.

Современная экономика не может быть ни чисто рыночной, ни чисто государственной. Преимущество рыночного порядка в равновесии и эффективности, в экономической свободе как основе прогресса. Преимущества государства — в установлении единых «правил игры» для всех, в подчинении индивидуальных интересов общественным, что уменьшает издержки действий в условиях рыночной неопределенности (трансакционные издержки). Но чисто «государственная» централизованная экономика, ликвидирующая экономическую свободу и конкуренцию, заведомо неэффективна, а чисто рыночная экономика не способна решить многие социальные проблемы и может быть неустойчивой. Поэтому возникает проблема определения оптимальных границ между рынком и государством. А для этого нужно первоначально четко разграничить рынок и государство. И частный сектор и общественный предоставляют людям определенные блага. Например, услуги парикмахера (частное благо) и полицейского (общественное благо). И в этом, и в другом случае расходуются ресурсы. Но различие в том, что парикмахер затрачивает на приобретение ресурсов собственные деньги, полицейский — деньги налогоплательщиков. Рыночный порядок основан на конкуренции, но конкуренцию можно обнаружить и в деятельности государства: в борьбе за власть конкурируют политические партии, государственные учреждения конкурируют за бюджетные ассигнования, а чиновники — за продвижение по службе. Главное различие в том, что условием успеха на рынке является качество и цена товара, а в государственном аппарате критерии успеха не столь очевидны и потому здесь решающую роль может сыграть подкуп, лесть, демонстрация видимого успеха и т.п.

Любая экономика предполагает координацию деятельности людей. При этом государство использует силу принулсдения, ограничивая свободу граждан. Рыночная координация основана на убеждении, что расширяет свободу выбора и действий людей. Продавец не может заставить покупателя купить его товар, а покупатель не может продиктовать свою волю конкретному продавцу. В этом главное отличие государства от рынка.

Существует несколько причин, обусловливающих необходимость государства и государственного принуждения.

  1. Положительные экстерналии (внешние выгоды). Если ваш сосед проложил дорогу к собственному дому мимо вашего, то вы получаете благо, не заплатив за него, становитесь «зайцем» (едущим бесплатно). Чем больше «зайцев», тем меньше будет желающих платить за безбилетников.
  2. Отрицательные экстерналии (издержки перелива). Если фирма выбрасывает свои ядовитые отходы на городскую свалку или сливает в реку, то она уменьшает собственные издержки производства, перекладывая часть их на общество. Без государства, на основе добровольного обмена, практически невозможно согласовать частные и общественные интересы.
  3. Загрязнение и конфликт прав собственности. Под загрязнением экономисты понимают издержки, навязанные одними лицами другим без их согласия. Если частная фирма, приобретя квартиры первого этажа вашего дома, создала ночной клуб, то шум и другие неудобства такого соседства и есть загрязнение, так как жильцы верхних этажей имеют право на покой и тишину. Возникает конфликт прав собственности. Фирма может купить у жильцов их право на тишину, например, оплачивая за них квартирную плату. Если жильцы дома и фирма не могут прийти к согласию путем переговоров, то необходимо государство, которое четко определит права собственности и будет их защищать, используя силу закона. Точно так же государство может защищать интересы большинства, устанавливая нормативы выбросов вредных веществ в атмосферу, воду, почву, устанавливая налоги на лиц, осуществляющих такие выбросы.
  4. Трансакционные издержки. Рыночная деятельность практически невозможна без трансакционных издержек, связанных с поиском выгодного партнера, ведением переговоров, контролем качества и т.д. Если такие издержки чрезмерно высоки, то сделка станет невыгодной. Например, покупая лекарства или пищу, мы были бы вынуждены каждый раз делать их анализ, чтобы не отравиться. Государство, сертифицируя продукцию, устанавливая стандарты его качества, снижает трансакционные издержки.
  5. Общественные блага. Национальная оборона, отправление правосудия, строительство и содержание дорог, развитие образования и науки — все это примеры благ, предоставление которых исключительно на частной основе или вообще невозможно, или неэффективно, что предполагает государственное принуждение. Государство для покрытия своих расходов взимает налоги, что также предполагает принуждение.
  6. Перераспределение доходов. Рыночный экономический порядок порождает неравенство доходов. Забота о бедных может осуществляться на основе благотворительности и альтруизма более состоятельных граждан. Но такой источник финансирования неопределенен и непредсказуем. Поэтому и здесь деятельность государства может быть более эффективной.
  7. Монополизм. Хотя конкуренция — благо для общества, для отдельных фирм она оборачивается жесткими требованиями. Поэтому фирмы стремятся к занятию монопольных позиций, к вытеснению конкурентов, что порождает злоупотребление экономической властью. Нейтрализовать отрицательное влияние монополизма на общество можно с помощью антимонопольной политики государства. При этом следует иметь в виду, что государство, регулируя рынок во имя интересов потребителей, может само ограничивать конкуренцию и порождать монополизм.

Эффективность государства была бы выше, если бы избиратели, законодатели, чиновники всегда руководствовались бы в своих действиях исключительно интересами общества и обладали бы достаточными знаниями и информацией для того, чтобы определить в чем эти интересы. В действительности они руководствуются известным экономическим принципом соотношения издержек и выгод. И избиратели, и политики, и чиновники стремятся в большинстве случаев к максимизации своей частной выгоды (быть переизбранным на следующий срок, занять выгодный пост, получить льготы и привилегии и др.). Процесс принятия политических решений более детально анализируется в рамках теории общественного выбора.

Читать еще:  Долговой рынок это

Рыночный экономический механизм несовершенен. Рыночные цены далеко не всегда отражают общественное значение благ, далеко не всегда совпадают частные и общественные интересы. Внешние эффекты (экстерналии), по мнению английского экономиста А. Пигу (1877-1959 г.г.), должны компенсироваться с помощью налога, взимаемого государством. В экономической науке данные положения известны как концепции «фиаско рынка» и «налога Пигу». Возражая Пигу, Р. Коуз пришел к выводу, что несостоятельность (фиаско) рынка следует сопоставлять с несостоятельностью государства, т.е. с неэффективностью политических решений, и проблема во многих случаях может быть решена путем распределения и четкого установления прав собственности.

Общий же принцип установления границ между государством и рынком — это принцип соотношения предельных издержек и предельных выгод. Если дополнительная выгода от принятия какой-либо государственной проблемы (строительство плотин, финансирование образования и т.д.) меньше выгоды от альтернативной части программы, то от государственной программы следует отказаться. В противоположном случае следует отказаться от частной программы. Используя этот подход, можно добиться оптимального соотношения между государством и рынком. Хотя на практике это труднорешаемая проблема, так как она затрагивает жизненно важные интересы частных лиц, политиков и чиновников.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

Рынок и государство. Функции государства в рыночной экономике

Необходимость существования общественного сектора в экономике диктуется тем, что существует определенная часть экономического пространства, где рынок работает лишь частично или не работает вовсе. Таким образом, можно сказать, что провалы рынка заключаются главным образом в том, что он не может создавать общественные блага, т.

1) создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм;

2) правильная организация денежного обращения;

3) удовлетворение части коллективных потребностей;

4) компенсация или недопущение таких негативных последствий рынка, как инфляция, безработица, монополизация и др.;

5) финансирование и поддержка фундаментальной науки;

6) поддержка отраслей, связанных с повышенным риском и неопределенностью, например обеспечивающих прорывы в НТП, крупные инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости ит.д.;

7) регулирование рынка труда для воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы;

8) проведение внешнеэкономической политики, регулирование платежного баланса и валютных курсов.

Суммируя вышеназванные задачи, можно выделить следующие экономические функции государства в рыночной экономике:

1. Разработка, принятие и выполнение хозяйственного законодательства, обеспечивающего правовую основу предпринимательства, прав собственности, контроль за качеством продукции, осуществление финансовой политики.

2. Образование многосекторной экономики путем разгосударствления, денационализации, приватизации для демонтажа неприемлемого для рынка хозяйственного механизма.

3. Заполнение свободных от рынка зон, т. е. обеспечение социально-экономических прав и социальной защищенности, справедливого распределения доходов и ресурсов в обществе, производство общественных благ и товаров неэластичного спроса, организация международных экономических отношений и т. д.

Естественно, существуют ограничения, за пределами которых деятельность государства становится помехой для развития рыночных отношений. Это прежде всего разрыв связей внутри рыночного механизма, преобладание административных методов регулирования над экономическими, неэффективность государственного производства, монополизация экономической власти.

Можно сказать, что государство решает проблемы рыночной экономики по четырем основным направлениям своей деятельности:

1) выступает как предприниматель в рыночной экономике на основе государственной собственности и проведения определенной политики в этой области;

2) проводит социальную политику для решения основных социально-экономических проблем общества;

3) несет расходы на осуществление своей деятельности и проводит для этого бюджетно-налоговую политику;

4) воздействует на состояние денежного рынка и инвестиционной активности в стране путем проведения денежно-кредитной политики.

Остановимся коротко на деятельности государства как предпринимателя.

Государственное предприятие отличается от частной компании главным образом тем, что оно функционирует на основе и рыночного, и не рыночного механизма. Как известно, рыночным стимулом является прибыль, для государственного предприятия такая цель необязательна.

Можно отметить следующие особенности государственного предприятия:

1) оно обладает меньшей конкурентоспособностью, поскольку ему не надо ее доказывать, оно работает на госзаказ, и ему не грозит банкротство;

2) оно пользуется государственными финансами, льготами в налогообложении и может получать льготные кредиты;

3) на госпредприятии может быть выше зарплата и лучше условия труда, что характерно для экономики западных стран.

Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантированная финансовая поддержка делает их менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане.

Нерентабельность госпредприятий выражается часто в низкой производительности труда, слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате. Так, в Англии издержки производства на госпредприятиях в среднем на 30 % выше, чем на частных фирмах, в США — на 20 %. Из этого можно сделать вывод, что экономическая эффективность определяется не формой собственности, а законами рынка. Поэтому сам рыночный механизм ставит ограничения на распространение государственного предпринимательства. В 80-е гг. XX столетия во всех странах Западной Европы наблюдался процесс разгосударствления и массовой приватизации. Причем разгосударствление не всегда означает приватизацию — передачу государственной собственности в частные руки. Это лишь процесс уменьшения доли государственной собственности в рыночной экономике. Оно может осуществляться следующими способами:

— либерализация рынков, т. е. устранение преград и барьеров и оранжерейных условий для предприятий, находящихся в госсобственности, открытие доступа на эти рынки конкурентам путем поощрения мелкого и среднего бизнеса и снятия ограничений для проникновения иностранного капитала;

— стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных государственно-частных предприятий с помощью льготного налогообложения и особого режима кредитования;

-денационализация, т.е. передача государственных предприятий в негосударственную собственность, в результате которой предприятие может стать и акционерным, и частным, и смешанным, при этом акции могут переходить в руки не только частных лиц, но и банкам, кооперативам, коллективам предприятий и т.д. Главное преимущество этого способа в том, что продажа акций бывшего госпредприятия увеличивает предложение на финансовых рынках без одновременного расширения спроса, т. е. отвлекает часть денежных средств. Продажа акций госпредприятий является антиинфляционной мерой; кроме того, она ослабляет напряженность расходной части бюджета.

Социальная политика государства в рыночной экономике призвана гарантировать населению минимальный доход, защищать здоровье нации от болезней и инвалидности, безработицы, обеспечивать население приемлемым уровнем социальных услуг (прежде всего для тех, кто не может сделать это самостоятельно).

Социальная программа включает:

— систему социального страхования, которая распространяется на тех, кто имел работу и потерял доход из-за болезни, безработицы или старости. Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение этих источников различно в разных странах. Например, во Франции доля работников составляет 22 %, предприятий — 59 %, государства — 17 %; в Дании — 2 %, 11 % и 84 % соответственно;

— общественное вспомоществование, направленное на поддержание доходов беднейших слоев населения независимо от их вклада в экономику;

-систему социальных услуг по здравоохранению, образованию, переподготовке и созданию служб занятости.

Главная проблема проведения социальной политики — создание равных условий и возможностей использования достижений этой политики для всех слоев населения.

Наибольших достижений в этом направлении достигла «шведская модель государства благосостояния». Но необходимо понимать, что экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение доходов населения через государственный бюджет, которое государство осуществляет через проведение бюджетно-налоговой политики.

Читать еще:  Организованный рынок это

Государство и рынок

Современную экономику развитых стран (США, Германии, Японии, Австралии или Тайваня) часто называют смешанной. В этих и во многих других странах рыночный экономический порядок в большей или меньшей степени соединяется с государственным регулированием экономики. Рынок обычно определяется как частный сектор, так как основой его функционирования является частная собственность, государство — как общественный, основой функционирования которого является государственная собственность. Блага, предоставляемые рынком, называют частными, а предоставляемые государством — общественными или государственными благами.

Современная экономика не может быть ни чисто рыночной, ни чисто государственной. Преимущество рыночного порядка в равновесии и эффективности, в экономической свободе как основе прогресса. Преимущества государства — в установлении единых «правил игры» для всех, в подчинении индивидуальных интересов общественным, что уменьшает издержки действий в условиях рыночной неопределенности (трансакционные издержки). Но чисто «государственная» централизованная экономика, ликвидирующая экономическую свободу и конкуренцию, заведомо неэффективна, а чисто рыночная экономика не способна решить многие социальные проблемы и может быть неустойчивой. Поэтому возникает проблема определения оптимальных границ между рынком и государством. А для этого нужно первоначально четко разграничить рынок и государство. И частный сектор и общественный предоставляют людям определенные блага. Например, услуги парикмахера (частное благо) и полицейского (общественное благо). И в этом, и в другом случае расходуются ресурсы. Но различие в том, что парикмахер затрачивает на приобретение ресурсов собственные деньги, полицейский — деньги налогоплательщиков. Рыночный порядок основан на конкуренции, но конкуренцию можно обнаружить и в деятельности государства: в борьбе за власть конкурируют политические партии, государственные учреждения конкурируют за бюджетные ассигнования, а чиновники — за продвижение по службе. Главное различие в том, что условием успеха на рынке является качество и цена товара, а в государственном аппарате критерии успеха не столь очевидны и потому здесь решающую роль может сыграть подкуп, лесть, демонстрация видимого успеха и т.п.

Любая экономика предполагает координацию деятельности людей. При этом государство использует силу принулсдения, ограничивая свободу граждан. Рыночная координация основана на убеждении, что расширяет свободу выбора и действий людей. Продавец не может заставить покупателя купить его товар, а покупатель не может продиктовать свою волю конкретному продавцу. В этом главное отличие государства от рынка.

Существует несколько причин, обусловливающих необходимость государства и государственного принуждения.

  1. Положительные экстерналии (внешние выгоды). Если ваш сосед проложил дорогу к собственному дому мимо вашего, то вы получаете благо, не заплатив за него, становитесь «зайцем» (едущим бесплатно). Чем больше «зайцев», тем меньше будет желающих платить за безбилетников.
  2. Отрицательные экстерналии (издержки перелива). Если фирма выбрасывает свои ядовитые отходы на городскую свалку или сливает в реку, то она уменьшает собственные издержки производства, перекладывая часть их на общество. Без государства, на основе добровольного обмена, практически невозможно согласовать частные и общественные интересы.
  3. Загрязнение и конфликт прав собственности. Под загрязнением экономисты понимают издержки, навязанные одними лицами другим без их согласия. Если частная фирма, приобретя квартиры первого этажа вашего дома, создала ночной клуб, то шум и другие неудобства такого соседства и есть загрязнение, так как жильцы верхних этажей имеют право на покой и тишину. Возникает конфликт прав собственности. Фирма может купить у жильцов их право на тишину, например, оплачивая за них квартирную плату. Если жильцы дома и фирма не могут прийти к согласию путем переговоров, то необходимо государство, которое четко определит права собственности и будет их защищать, используя силу закона. Точно так же государство может защищать интересы большинства, устанавливая нормативы выбросов вредных веществ в атмосферу, воду, почву, устанавливая налоги на лиц, осуществляющих такие выбросы.
  4. Трансакционные издержки. Рыночная деятельность практически невозможна без трансакционных издержек, связанных с поиском выгодного партнера, ведением переговоров, контролем качества и т.д. Если такие издержки чрезмерно высоки, то сделка станет невыгодной. Например, покупая лекарства или пищу, мы были бы вынуждены каждый раз делать их анализ, чтобы не отравиться. Государство, сертифицируя продукцию, устанавливая стандарты его качества, снижает трансакционные издержки.
  5. Общественные блага. Национальная оборона, отправление правосудия, строительство и содержание дорог, развитие образования и науки — все это примеры благ, предоставление которых исключительно на частной основе или вообще невозможно, или неэффективно, что предполагает государственное принуждение. Государство для покрытия своих расходов взимает налоги, что также предполагает принуждение.
  6. Перераспределение доходов. Рыночный экономический порядок порождает неравенство доходов. Забота о бедных может осуществляться на основе благотворительности и альтруизма более состоятельных граждан. Но такой источник финансирования неопределенен и непредсказуем. Поэтому и здесь деятельность государства может быть более эффективной.
  7. Монополизм. Хотя конкуренция — благо для общества, для отдельных фирм она оборачивается жесткими требованиями. Поэтому фирмы стремятся к занятию монопольных позиций, к вытеснению конкурентов, что порождает злоупотребление экономической властью. Нейтрализовать отрицательное влияние монополизма на общество можно с помощью антимонопольной политики государства. При этом следует иметь в виду, что государство, регулируя рынок во имя интересов потребителей, может само ограничивать конкуренцию и порождать монополизм.

Эффективность государства была бы выше, если бы избиратели, законодатели, чиновники всегда руководствовались бы в своих действиях исключительно интересами общества и обладали бы достаточными знаниями и информацией для того, чтобы определить в чем эти интересы. В действительности они руководствуются известным экономическим принципом соотношения издержек и выгод. И избиратели, и политики, и чиновники стремятся в большинстве случаев к максимизации своей частной выгоды (быть переизбранным на следующий срок, занять выгодный пост, получить льготы и привилегии и др.). Процесс принятия политических решений более детально анализируется в рамках теории общественного выбора.

Рыночный экономический механизм несовершенен. Рыночные цены далеко не всегда отражают общественное значение благ, далеко не всегда совпадают частные и общественные интересы. Внешние эффекты (экстерналии), по мнению английского экономиста А. Пигу (1877-1959 г.г.), должны компенсироваться с помощью налога, взимаемого государством. В экономической науке данные положения известны как концепции «фиаско рынка» и «налога Пигу». Возражая Пигу, Р. Коуз пришел к выводу, что несостоятельность (фиаско) рынка следует сопоставлять с несостоятельностью государства, т.е. с неэффективностью политических решений, и проблема во многих случаях может быть решена путем распределения и четкого установления прав собственности.

Общий же принцип установления границ между государством и рынком — это принцип соотношения предельных издержек и предельных выгод. Если дополнительная выгода от принятия какой-либо государственной проблемы (строительство плотин, финансирование образования и т.д.) меньше выгоды от альтернативной части программы, то от государственной программы следует отказаться. В противоположном случае следует отказаться от частной программы. Используя этот подход, можно добиться оптимального соотношения между государством и рынком. Хотя на практике это труднорешаемая проблема, так как она затрагивает жизненно важные интересы частных лиц, политиков и чиновников.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector