Webbc.ru

Веб и кризис
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок человеческого капитала

РЫНОК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

2. РЫНОК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

2.1 Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда.

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшим видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей. Аналогию между человеческим и «обычным» капиталом нельзя считать полной. Во-первых, в современном обществе человек в отличие от станка или пакета акций не может быть предметом купли-продажи. Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за «аренду» человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности, как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные. [15,с.225]

Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего в образование и производственную подготовку. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые с точки зрения всего общества. Существует два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования можно представить как разность в пожизненных заработках тех, кто окончили колледж, и тех, кто не пошли дальше средней школы. В состав издержек помимо прямых расходов включаются потерянные заработки, то есть доход, недополученный учащимися за годы учебы. (по существу, они измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование человеческого капитала.) На потерянные заработки приходится до двух третей суммарных издержек обучения. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны. Второй подход исходит из оценки параметров так называемой «производственной функции заработков», которая описывает зависимость заработков человека (точнее — их логарифма) от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря ней изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира. Под влиянием теории человеческого капитала, в которой образованию отводится роль «великого уравнителя», произошла определенная переориентация социальной политики. В частности, программы подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью, возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов. Важный вывод состоял в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных доходов, являются преувеличенными. Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам с тем, чтобы получить впоследствии доступ к высокооплачиваемым рабочим местам. Более низкие заработки женщин во многом объясняются тем, что они относительно меньше инвестируют в навыки, имеющие рыночную ценность, и относительно больше в навыки, имеющие ценность в домашнем производстве. Это заметно сужает поле для вмешательства государства. [29,с.62]

2.2 Оценка качества инвестиций в человеческий капитал

«Человеческий капитал даже более ценен, чем физический, и должен быть внесен в балансовый отчет организации».

Единицу «человеческого капитала» представляет не сам работник, а его знания, навыки и умения. Другое дело, что этот капитал вне его носителя — человека, не существует. И в этом принципиальное отличие человеческого капитала от физического — от машин и оборудования. Можно сказать, что по своей экономической сущности человеческий капитал ближе к нематериальным основным фондам предприятия, в частности, ценностям информационного характера: например, к программным продуктам (которые нуждаются в материальном носителе). Инвестиции в человеческий капитал могут быть прямыми и сопряженными. К прямым инвестициям следует относить затраты на образование и профессиональную подготовку работников, а к сопряженным — затраты на медицинское обслуживание и уход за детьми, на их воспитание, иными словами, связанные с воспроизводством материальных носителей человеческого капитала. Прямые вложения в человеческий капитал увеличивают его объем; сопряженные — продлевают срок его «эксплуатации», улучшают условия его функционирования, повышают отдачу, сокращая заболеваемость и смертность. Объем прямых инвестиций в человеческий капитал в развитых странах достигает весьма значительных размеров и постоянно растет. Так, в 1995 г. американские компании тратили в среднем 5-7% фонда заработной платы на обучение своих сотрудников, считая, что это одно из самых выгодных вложений капитала. [9,с.338]

Правда, общее правило о зависимости человеческого капитала и получаемой отдачи от размеров инвестиций — не без исключений. История сохранила имена великих ученых-самоучек, среди которых достаточно упомянуть Томаса Альва Эдисона, Майкла Фарадея, Ивана Петровича Кулибина и других, инвестиции в которых были практически равны нулю, что не помешало им стать носителями человеческого капитала огромной значимости. Приведенные примеры отнюдь не отрицают целесообразности инвестиций в человеческий капитал, но они помогают понять существенную разницу между эффективностью инвестиций в физический и человеческий капиталы. Она заключается в следующем: в случае с физическим капиталом одинаковые инвестиции при прочих равных условиях приносят равный доход. Если, например, приобретаются два однотипных станка по 5 тыс. долл. каждый, и они будут использоваться в сходных условиях, то можно рассчитывать на одинаковую производительность и одинаковый доход. О человеческом капитале этого сказать нельзя — два человека, получившие одно и то же образование в одном учебном заведении (инвестиции равные) и назначенные на одинаковые должности, могут работать с разной отдачей. Она будет определяться их личными качествами и не в последнюю очередь природными способностями. Существует и другое отличие вложений в физический и человеческий капиталы. Содержание нового оборудования, приобретенного за счет инвестиций, обходится обычно дешевле, чем старого. А вот опытный работник при том же уровне подготовки ценится, как правило, значительно выше молодого специалиста. [20,с.75]

Читать еще:  Теневой рынок контрольная

Ценность работника как носителя человеческого капитала и уровень его оплаты существенно зависит от качества полученного образования, и даже от того, какое конкретно учебное заведение он окончил. Значительное превышение уровня оплаты выпускников престижных вузов над средним вполне обоснованно. Правда, сегодня в России это правило игнорируется или действует в очень редких случаях. Более того, кадры, обеспечивающие научно-технический прогресс и потому высокий уровень рентабельности — научные работники и преподаватели высших учебных заведений (даже самых престижных), оплачиваются в России существенно ниже, чем квалифицированные рабочие.

3.ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Человеческий капитал — что это такое

Общество – это люди, а люди представляют собой социальные слои. Главным образом, ценность каждого социального слоя определяется наличием в нем доли человеческого капитала.

1. Что означает человеческий капитал

Его уровень в каждом социальном слое зависит от соотношения концентрации в нем людей, обладающих способностями выше, чем у других. Человеческий капитал – это то, что определяет качественный или интеллектуальный уровень конкретного типа общества.

Само по себе понятие «капитал» означает дословно – «главное имущество». Это совокупность активов, которыми располагает человек.

Если объединить понятие «капитал» со значением слова «человек» – то можно уверенно сказать, что речь идет о ценности личных и профессиональных качеств.

В данном случае, под такими активами подразумеваются:

Это нематериальные активы. Это уровень образования и образованности человека.

Предназначение любого капитала – создание прибыли, богатства. Не является исключением и человеческий капитал. Он тесно связан с общей производительностью труда на конкретном предприятии, в компании, в конкретном обществе, городе, регионе, стране.

История возникновения понятия

На английском языке «человеческий капитал» пишется как «human capital».

Впервые это словосочетание произнес Джейкоб Минсер в 1956 году, а затем воспользовался этим определением Теодор Шульц в 1961 году. Тогда впервые было зафиксировано неравенство итоговых доходов при общих исходных данных о труде и инструментах.

2. Составляющие человеческого капитала

Внутренние убеждения человека, а равно – его увлечения и желание развиваться обычно определяют социальные факторы.

  • национальность, менталитет
  • отношение к дисциплине
  • самочувствие, здоровье

Главной составляющей человеческого капитала служат накопленные к конкретному моменту времени опыт и знания.

По сути, человеческий капитал – это не что иное, как качества человека.

  • личный, индивидуальный
  • коллективный
  • корпоративный

Отличие человеческого капитала одного социального слоя от другого состоит в сравнении конкурентоспособности уровня накопленных каждым из них интеллектуальных способностей.

3. Финансирование в человеческий капитал

Существуют различные способы вложений в человеческий капитал. Тот факт, что это приносит прибыль – обусловлено тем, что личные и деловые качества конкретного специалиста или группы рабочих способствуют созданию экономического благосостояния для всех сторон.

Инвестиции в человека обычно подразумевают повышение его трудоспособности. Например, это может быть спонсорство:

  • в сфере образования
  • повышения уровня профессиональных навыков
  • в сфере компенсации оплаты за жилье, одежды, питания и прочих бытовых расходов

Чтобы установить размер инвестиций, следует определить исходный уровень – набор информации, которую в себе несет конкретный человек на данный момент времени, и сопоставить ее с желаемым конечным результатом.

4. Индекс человеческого капитала

Оценивается человеческий капитал с помощью индекса. При расчетах используется специальная методология. Учитываются:

Экономистами предложен метод оценки индекса по формуле. В нее входят такие показатели, как:

  • заработки в течении жизни (Х)
  • размер заработной платы на настоящее время
  • сумма ожидаемой прибыли в возрасте (Х + 1)

Учитывается динамика развития человека от года к году, смена мест его работы, должности, дополнительного образования, результаты деятельности, причины для повышения. Это определяет способность человека приносить доход.

Согласно расчетам, в России человеческий капитал на 2019 год составляет 46% из 70% возможных в сравнении со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР). При этом, доля людей с высшим образованием в России выше, чем в странах ОСЭР. Качество образования находится на одинаковом уровне.

5. Как управлять человеческим капиталом

Финансирование в потенциал человека дает инвестору такую же прибыль, как и от вложения в любой другой проект.

Здесь также есть риски:

  • желание человека перейти на другую работу
  • его новые жизненные обстоятельства, снижающие уровень трудоспособности, например, рождение детей, если спонсируемое лицо – женщина
  • наличие части знаний, не дающих полезной отдачи, например, специфического характера

Однако, имеется возможность заключить специальный контракт, по которому спонсируемое лицо обязуется выполнять конкретные задачи определенный период времени без возможности расторгнуть его или изменить условия. Таким образом, обеспечивается гарантия окупаемости вложений. Исключением в данном случае может стать болезнь спонсируемого лица или его смерть.

Человеческий капитал – это высшая форма управления:

В конечном итоге, качество управления отображается в экономических показателях.

Можно сказать, что качество и количество информации, которую несет в себе человек, напрямую влияет на экономические показатели не только на предприятии, в компании, но и в городе, регионе или в стране. Имеющаяся у людей информация определяет рост этих показателей, что, соответственно, влияет на конкурентоспособность на мировом рынке.

Человеческий ресурс – это главная ценность страны. Например, в компании Билла Гейтса доля человеческого капитала составляет около 50%, что позволяет его бренду в своем сегменте быть лидером на мировом рынке программного обеспечения операционных систем.

РЫНОК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

2. РЫНОК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

2.1 Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда.

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшим видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей. Аналогию между человеческим и «обычным» капиталом нельзя считать полной. Во-первых, в современном обществе человек в отличие от станка или пакета акций не может быть предметом купли-продажи. Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за «аренду» человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности, как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные. [15,с.225]

Читать еще:  Игра на бинарных опционах

Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего в образование и производственную подготовку. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые с точки зрения всего общества. Существует два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования можно представить как разность в пожизненных заработках тех, кто окончили колледж, и тех, кто не пошли дальше средней школы. В состав издержек помимо прямых расходов включаются потерянные заработки, то есть доход, недополученный учащимися за годы учебы. (по существу, они измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование человеческого капитала.) На потерянные заработки приходится до двух третей суммарных издержек обучения. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны. Второй подход исходит из оценки параметров так называемой «производственной функции заработков», которая описывает зависимость заработков человека (точнее — их логарифма) от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря ней изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира. Под влиянием теории человеческого капитала, в которой образованию отводится роль «великого уравнителя», произошла определенная переориентация социальной политики. В частности, программы подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью, возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов. Важный вывод состоял в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных доходов, являются преувеличенными. Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам с тем, чтобы получить впоследствии доступ к высокооплачиваемым рабочим местам. Более низкие заработки женщин во многом объясняются тем, что они относительно меньше инвестируют в навыки, имеющие рыночную ценность, и относительно больше в навыки, имеющие ценность в домашнем производстве. Это заметно сужает поле для вмешательства государства. [29,с.62]

2.2 Оценка качества инвестиций в человеческий капитал

«Человеческий капитал даже более ценен, чем физический, и должен быть внесен в балансовый отчет организации».

Единицу «человеческого капитала» представляет не сам работник, а его знания, навыки и умения. Другое дело, что этот капитал вне его носителя — человека, не существует. И в этом принципиальное отличие человеческого капитала от физического — от машин и оборудования. Можно сказать, что по своей экономической сущности человеческий капитал ближе к нематериальным основным фондам предприятия, в частности, ценностям информационного характера: например, к программным продуктам (которые нуждаются в материальном носителе). Инвестиции в человеческий капитал могут быть прямыми и сопряженными. К прямым инвестициям следует относить затраты на образование и профессиональную подготовку работников, а к сопряженным — затраты на медицинское обслуживание и уход за детьми, на их воспитание, иными словами, связанные с воспроизводством материальных носителей человеческого капитала. Прямые вложения в человеческий капитал увеличивают его объем; сопряженные — продлевают срок его «эксплуатации», улучшают условия его функционирования, повышают отдачу, сокращая заболеваемость и смертность. Объем прямых инвестиций в человеческий капитал в развитых странах достигает весьма значительных размеров и постоянно растет. Так, в 1995 г. американские компании тратили в среднем 5-7% фонда заработной платы на обучение своих сотрудников, считая, что это одно из самых выгодных вложений капитала. [9,с.338]

Правда, общее правило о зависимости человеческого капитала и получаемой отдачи от размеров инвестиций — не без исключений. История сохранила имена великих ученых-самоучек, среди которых достаточно упомянуть Томаса Альва Эдисона, Майкла Фарадея, Ивана Петровича Кулибина и других, инвестиции в которых были практически равны нулю, что не помешало им стать носителями человеческого капитала огромной значимости. Приведенные примеры отнюдь не отрицают целесообразности инвестиций в человеческий капитал, но они помогают понять существенную разницу между эффективностью инвестиций в физический и человеческий капиталы. Она заключается в следующем: в случае с физическим капиталом одинаковые инвестиции при прочих равных условиях приносят равный доход. Если, например, приобретаются два однотипных станка по 5 тыс. долл. каждый, и они будут использоваться в сходных условиях, то можно рассчитывать на одинаковую производительность и одинаковый доход. О человеческом капитале этого сказать нельзя — два человека, получившие одно и то же образование в одном учебном заведении (инвестиции равные) и назначенные на одинаковые должности, могут работать с разной отдачей. Она будет определяться их личными качествами и не в последнюю очередь природными способностями. Существует и другое отличие вложений в физический и человеческий капиталы. Содержание нового оборудования, приобретенного за счет инвестиций, обходится обычно дешевле, чем старого. А вот опытный работник при том же уровне подготовки ценится, как правило, значительно выше молодого специалиста. [20,с.75]

Ценность работника как носителя человеческого капитала и уровень его оплаты существенно зависит от качества полученного образования, и даже от того, какое конкретно учебное заведение он окончил. Значительное превышение уровня оплаты выпускников престижных вузов над средним вполне обоснованно. Правда, сегодня в России это правило игнорируется или действует в очень редких случаях. Более того, кадры, обеспечивающие научно-технический прогресс и потому высокий уровень рентабельности — научные работники и преподаватели высших учебных заведений (даже самых престижных), оплачиваются в России существенно ниже, чем квалифицированные рабочие.

3.ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Возраст и человеческий капитал

Экономист Владимир Гимпельсон об изменении человеческого капитала с возрастом, дополнительном образовании и самых важных навыках для работы

Поделиться статьей

В проекте «Жить долго» совместно с Корпоративным университетом Сбербанка рассказываем, можно ли победить старение и продлить активный период жизни.

Человеческий капитал — важнейшее условие жизненного успеха для человека и целой страны. Преуспевающие государства богаты человеческим капиталом, без исключений. Трудно представить себе, как страна, которая бедна человеческим капиталом, может добиться экономического, социального и политического успеха.

Люди приобретают человеческий капитал прежде всего во время образования. Сегодня мы заканчиваем обучение к 25 годам, а 100 лет назад люди прекращали учиться гораздо раньше. После окончания учебного заведения мы начинаем работать, а человеческий капитал продолжает наращиваться. Что происходит с человеческим капиталом после окончания периода обучения? Представим себе ситуацию: человек окончил самый лучший в мире университет и после этого практически ничего не делал для поддержания приобретенного в университете человеческого капитала. Вполне возможно, самый лучший человеческий капитал, самое лучшее образование постепенно сойдет на нет.

Читать еще:  Рынок материально технических ресурсов

Сегодня существует много исследований, посвященных сопоставлению стран по уровню человеческого капитала. Их используют для того, чтобы объяснять различия между странами в производительности труда, ВВП на душу населения, уровне жизни. Однако для измерения человеческого капитала часто используется показатель охвата третичным образованием — доля людей, имеющих высшее или среднее специальное образование. Что происходит с теми знаниями и навыками, которые мы получили в процессе формального обучения в университете или колледже? Мы об этом мало знаем, но эти знания не являются константой на протяжении всей жизни.

Есть несколько параметров человеческого капитала. Мы используем формальное образование определенным образом. Если человек не работает по специальности, полученные знания и навыки будут отмирать и обесцениваться. В процессе работы индивид приобретает другие знания, которые соответствуют его работе.

В рамках теории человеческого капитала выделяются два компонента: общий человеческий капитал — знания, полученные в процессе обучения, и специфический человеческий капитал — знания, приобретенные на работе. Каждый из нас в процессе труда осваивает дело, знакомится с деталями и тонкостями. Это и есть наш специфический человеческий капитал, который тоже должен давать отдачу. Но значительная часть накопления человеческого капитала связана с тем, что мы занимаемся непрерывным обучением, занимаемся на курсах. В Скандинавских странах, Германии, Австрии колоссальный охват дополнительным обучением. Ежегодно в этих странах 50% всех граждан проходят какое-либо переобучение. В нашей стране дополнительного обучения не хватает, и это огромная проблема. Человеческий капитал накапливается очень плохо и медленно. Даже в младших возрастах охват дополнительным обучением составляет не более 25%, в старших возрастах он гораздо ниже. Этот канал накопления человеческого капитала практически не работает. Многие постсоциалистические страны движутся по похожей траектории. Это происходит из-за небольшого спроса на образование такого рода. Для того чтобы у фирм существовал спрос на дополнительное обучение, они должны конкурировать, внедрять новые технологии и стремиться к границе производительности. Этого зачастую нет, а значит, вкладываться в такое дорогое дело, как переобучение, смысла нет.

Еще один компонент человеческого капитала, который меняется с возрастом, — это здоровье. Если люди ведут здоровый образ жизни, если эффективна система здравоохранения, то люди остаются трудоспособны до достаточно позднего возраста. Но в нашем случае это не всегда так, и с возрастом здоровье падает.

Следующий большой компонент человеческого капитала также связан с образованием — это различные навыки, которые мы можем измерить с помощью тестов. Ключевое значение имеют три навыка. Первый — навык работы с текстами. Это не просто умение читать, а способность их анализировать. Второй — навык работы с цифрами — не просто умение складывать и вычитать, а способность обрабатывать сложную количественную информацию. Третий — навык решения проблем в сложной технологической среде. Это связано с развитием компьютеров, коммуникационных технологий. Все эти навыки максимально развиты в возрасте до 30 лет, после этого они убывают.

Следующий компонент человеческого капитала мы можем назвать предпочтениями. Это характеристики, которые говорят о наших склонностях и стремлениях. Предпочтение риска — очень важная характеристика человека, которая свидетельствует о том, насколько мы готовы браться за новое, проявлять инициативу. Эта характеристика также снижается с возрастом. Склонность к риску как характеристика человека и его человеческого капитала тесно связана с предпринимательством. Человек, который не любит риск, не станет предпринимателем. Чем выше в стране склонность к риску, тем выше вероятность того, что мы будем иметь большое количество предпринимателей, а значит, больше инноваций, идей и экономической активности.

Другая важная характеристика — это межвременные предпочтения. Исследования показывают, что межвременные предпочтения — готовность жертвовать сегодня ради завтрашнего блага — имеют очень большое значение для объяснения микроэкономических и макроэкономических результатов. С возрастом люди меньше готовы жертвовать сегодняшним ради завтрашнего. Это означает, что они меньше готовы инвестировать, откладывать и сберегать.

Еще одна составляющая индивидуального человеческого капитала — это черты личности, некогнитивные характеристики. В рамках классической теории человеческого капитала, которая была создана в конце 1950-х — 1960-х годах, им уделялось мало внимания. Считалось, что человеческий капитал — это результат инвестиций самого человека. Некогнитивные характеристики не являются результатом наших инвестиций, они являются результатом развития в раннем детстве, результатом инвестиций наших родителей. Если их нет, то дальнейшее наращивание человеческого капитала сопряжено с большими проблемами.

Мы хорошо знаем, что есть очень способные, талантливые, быстро схватывающие люди, однако не очень дисциплинированные и организованные, не всегда умеющие доводить дело до конца. Их всплески мотивации сопровождаются всплесками апатии. В результате они оказываются далеко не самыми успешными, а чаще просто неуспешными. Внимание к некогнитивным характеристикам появилось у экономистов после работ нобелевского лауреата Джеймса Хекмана. Одновременно работы Хекмана говорят о том, что без некогнитивных характеристик все остальные характеристики тоже оказываются не нужны.

Все перечисленные компоненты человеческого капитала меняются с возрастом, они не являются стабильными на протяжении жизни. Если индивид, общество и семья не уделяют этому внимания, существующий потенциал очень быстро растрачивается. Для каждого из этих компонентов есть свой способ сохранения знаний. Что касается образования, необходима система непрерывного обучения. Старая истина: «век живи, век учись». Если какие-то компоненты человеческого капитала отсутствуют, то все остальные его компоненты тоже обесценены. Они не могут быть использованы в полной мере, их производительность падает. Когда мы сравниваем профиль заработной платы с возрастом и стажем, то видим, что заработные платы перестают расти. Они могут перестать расти, в частности, из-за того, что человеческий капитал с возрастом не наращивается, а амортизируется. Человеческий капитал можно сравнить с операционной системой в компьютере или смартфоне. Те версии операционных систем, которые были загружены некоторое время назад, уже не столь актуальны. У них уже недостаточная производительность. Человеческий капитал как операционная система, которая позволяет человеку быть эффективным, с возрастом нуждается в такой же перезагрузке и обновлении. Если обновления не происходит, мы наблюдаем большие потери как для индивида, так и для всей экономики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector