Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила игры рынок

Упрощенные правила настольной игры «Рынок» — копирайтинг

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru — Статьи на тему «Игры»

Статья «Упрощенные правила настольной игры «Рынок»» написана копирайтером JohnnyFletcher .

Экономическая настольная игра «Рынок» появилась на постсоветском пространстве в начале 2000-х. Тогда в мире царствовала эпоха игровой приставки «Sega», однако появление новой настольной игры все же немного отразилось на обществе. Людям хотелось чего-то нового и особенного, поэтому взгляд был устремлен на настольные игры. Те, кто родился в конце 80-х – начале 90-х прекрасно понимают, о чем речь. Поэтому повсеместная скупка настольной игры «рынок» была предсказуемой.

Появились сотни игроков, желающих продемонстрировать свое мастерство экономической мысли. В то же время появились первые трудности, связанные, в основном, с игровыми правилами. Даже образованный взрослый человек не мог понять с первого раза, как требуется играть согласно приложенной документации. И потому игроки придумали свое решение проблемы, установив собственные правила. С этими правилами в «рынок» действительно могли играть дети от 9 дет, а не только наученные жизнью взрослые. Авторские правила, приложенные далее в тексте, немного отличаются от заданных.

Первоначально у каждого игрока присутствует стартовый капитал, который он вправе потратить на любые игровые нужды. Однако, в правилах ничего не сказано о дополнительных заработках по окончании круга. Стартовых трехсот тысяч очень мало для раскрутки даже в настольной игре. Поэтому, прежде чем начать игру, рекомендуется оговорить доход за круг. Можно остановиться на сумме в 50, 30 или 10 тысяч юнсов в зависимости от желаний и настроений игроков. Если Вы желаете играть долго, устанавливайте доход за круг в размере пятидесяти тысяч юнсов. Эти деньги впоследствии серьезно Вам пригодятся. Получение денег за круг производится сразу после окончания хода игрока, который переступил черту нового круга.

Основной доход в игре «Рынок» приносят установленные предприятия. Тем не менее, в правилах ничего конкретно не сказано ни о покупке предприятия, ни о доходах от них. Прежде всего, необходимо приобрести землю, на которой впоследствии будет построено одно или несколько предприятий. Необходимо помнить, что на одном земельном участке можно строить максимум шесть предприятий – по одному каждого номинала. Не должно быть так, чтобы на земельном участке было два предприятия по производству автомобилей. Только разные организации.

Как же приобрести предприятие? Для начала выбираете земельный участок, на котором оно будет установлено, и затем берете для заполнения карточку с предприятием. Не обязательно брать карточку с номером земельного участка. Данная формальность абсолютно ни на что не влияет. После выбора наименования предприятия, можно приступать к приобретению персонала, материалов и оборудования. Необходимо стать на участок поля со сделкой и положить определенную сумму денег в банк. Никаких процентов игрокам платить не надо, поскольку может начаться путаница. После приобретения вышеописанных компонентов, требуется завершить строительство покупкой самого предприятия. В правилах сумма платежа в банк очень мала, поэтому было решено ее увеличить. Чтобы построить предприятие, в банк необходимо заплатить сумму, в четыре раза превышающую доход от предприятий. К примеру, если доход 250 000, в банк кладется 1 000 000.

А теперь вопрос, где взять такую крупную сумму на стартовых порах в игре? Ответ прост – взять кредит в банке. Используемая правилами кредитная система отвергается, поскольку она недостаточно совершенна. За каждую сотню тысяч, взятых в банке, доход в начале круга снижается на одну тысячу. Просто? Поэтому, если необходимо взять в банке пресловутый миллион, доход в начале круга снизится на 10 000. После нешуточного развития в игре, незначительный доход в начале круга будет не устраивать. Опять же, все просто. При желании лишнюю сотню можно положить в банк под те же проценты. И доход за круг возрастет на тысячу. Таким образом, за круг можно впоследствии получать 100 000 юнсов, а то и более.

Введение в игру «рынок» акций несколько усложняет жизнь банкиру, которому необходимо следить за состоянием доходов всех игроков. Поэтому от акций было решено отказаться. Два участка поля, на которых производится оплата за обучение и за маркетинговые услуги, используются. Вот только игрок платит предложенную сумму в банк, и приобрести акцию не может. Оставшиеся шесть участков используются как возможность свершения сделки. А пресловутая клетка по доходам от акций автоматически превращается в доход от предприятий.

Консультации, неожиданности бизнеса и страховка

Поскольку мы избавились от акций, необходимо что-то делать с консультациями. Здесь все просто. Карточки с консультации кладутся на столе. И когда игрок становится на участок поля, он вытягивает первую карточку и изучает содержимое. На консультациях ничего, кроме платежей нет, поэтому игрок платит предложенную сумму в банк и кладет карточку рядом с общей стопкой. Когда вся стопка карточек будет перебрана, она перетасовывается и кладется заново.

Аналогичная ситуация наблюдается и с неожиданностями бизнеса. Используемые карточки кладутся рядом, а игрок платит карточками страховки. По новым правилам один игрок может иметь до пяти страховок. Стоимость прежняя. И если страховок не хватает для оплаты, игрок кладет свои деньги в банк. Денег нет – берем в долг.

Участок поля с налогом дважды встречается на каждом круге. Платить два раза за круг не представляется возможным, поэтому оплаты производятся только в том случае, если игрок стал непосредственно на карточку с налогом. Десять процентов берется от суммы денег, которая присутствует у него на данный момент. В счет идут только наличные деньги. Предприятия и земельные участки не учитываются. Округление производится по правилам математики. Поэтому, если у игрока набралось 295 000 юнсов, он обязан заплатить банку 30 000.

Доход от предприятий

Безусловно, если игрок станет на предприятие своего оппонента, он обязан выплатить соответствующую сумму. Однако, если игрок становится на свое предприятие, ничего в правилах не предусматривается. В новых правилах в случае остановки игрока на своем земельном участке с предприятием, он берет необходимую сумму в банке. Или сразу же кладет ее для увеличения кругового дохода.

Предложенные правила значительно упрощают игровой процесс. Появляется дополнительный азарт и желание победить. Да и игровое время значительно увеличивается. Вы проведете время с пользой и получите массу положительных эмоций.

Правила игры: Рынок ученых

Цирк уехал, клоуны уехали, но публика-то осталась. Саммит “восьмерки” успешно завершился, и это означает, что можно вернуться к российским проблемам. Взять хотя бы высшее образование. Никто не может сказать, что ведущие российские вузы не участвуют в мировом рынке научного труда: их выпускников можно найти повсюду – от Новой Зеландии до Стокгольма. Однако ведущие вузы других стран не только поставляют своих выпускников на этот рынок, они там же и нанимают себе профессоров. В прошлом году испанские, швейцарские, бразильские, мексиканские, китайские вузы – я уже не говорю про американские, английские, французские и шведские – наняли себе десятки молодых профессоров, только что окончивших аспирантуру в ведущих мировых вузах. А российские вузы не наняли ни одного.

Возможно, это как раз тот редкий случай, когда проблему можно решить с помощью бюджетных денег. С другой стороны, не помогая бюджетными деньгами, можно продолжать поддерживать сложившуюся неконкурентную среду. Есть смысл дать возможность вузам нанимать молодых ученых за деньги, предоставляемые отдельно от остальных денег вуза. (Может быть, в рамках национального проекта?) Вузы смогут проводить конкурс совершенно самостоятельно. На первый взгляд может показаться, что ректору будет выгодно нанять собственного ученика или даже племянника. Но представьте, каково будет ректору, скажем, МГУ, объявлять, что на пять позиций – а для молодого ученого-преподавателя первый контракт должен заключаться как минимум на пять-шесть лет (это мировой стандарт) – наняты не выпускники Гарварда – Стэнфорда, а кто-то похуже? Начиная с зарплаты в 100 000 руб. в месяц российские вузы смогут по-настоящему конкурировать за выпускников программ Ph.D. физических и математических факультетов ведущих вузов мира. (На историка или антрополога может понадобиться даже меньше, а на экономиста – как минимум вдвое больше.) Речь в первую очередь идет о выпускниках российского происхождения: иностранцы при том же уровне будут дороже. Или, что то же самое, при тех же зарплатах хуже.

Читать еще:  Фибоначчи бинарные опционы

Необязательно, чтобы деньги были потрачены на импорт профессоров. Хотите нанять выпускника российского вуза? Пожалуйста. Необходимо только исключить ситуации, когда человека, защитившего кандидатскую диссертацию в каком-то вузе или институте, берут на работу в этот же институт. Сейчас эта практика распространена повсеместно, но если от нее не избавиться, мы никогда не сможем конкурировать на мировом рынке. Потому что там нечего делать, не умея конкурировать на внутреннем. Избавилась же от этой практики Германия, у которой, к слову, мы ее и заимствовали. “Сохранению научных школ” это не помешает: в сегодняшнем мире – мире самолетов, Интернета и электронной почты – научные школы прекрасно сохраняются и развиваются и тогда, когда соавторы и ученики живут на разных континентах.

Конечно, этот план годится в основном для ученых-теоретиков. Ядерные реакторы для физиков, центрифуги для генетиков, экспедиции для антропологов не удастся профинансировать с помощью индивидуальных грантов. Но не все сразу. О проблемах российской академической науки – и о проблемах Российской академии наук – в следующей колонке.

Правила игры на рынке

Правила игры на рынке

Когда специалисты обнаружили, что игра «Монополия» идеально имитирует главные принципы капиталистической экономики и ее основные стратегии, на изобретение Дарроу обратили внимание авторы научных монографий и университетские профессоры-экономисты.

Итак, что мы имеем?

Прямоугольное расчерченное поле, где разноцветные клетки обозначают улицы города – неважно, Атлантик-Сити, Лондона или Москвы. Есть еще клетки-«автостоянки», «железные дороги» (в более поздних версиях замененные на аэропорты) и иные объекты недвижимости, которые можно покупать, продавать, сдавать в аренду. В углах поля – особые клетки: «Начало игры» (GO), «Тюрьма» (JAIL), «Шанс» (CHANCE) и «Общественные фонды» (COMMUNITY CHEST).

Еще имеются две шестигранные игральные кости, персональные фишки (по одной на участника), набор из 32 игрушечных «домов» и 12 «отелей», «наличные деньги». И две стопки закрытых карточек: одна открывается, когда игрок попадает на клетку «Шанс», другая, соответственно, – при попадании на «Общественные фонды», после чего игрок должен следовать указаниям на карточке.

Игроки бросают кости и двигают свои фишки. Попав на одну из «улиц», можно купить или арендовать дома. Определенная комбинация домов на улицах одного цвета, имеющаяся в распоряжении игрока, позволяет ему купить отель. Если на клетку с вашим домом или отелем попадает другой играющий, с него нужно брать «арендную плату».

Покупать можно также автостоянки, за которые, в отличие от домов и отелей, никакая арендная плата не взимается.

Зато при попадании на такие клетки владелец автостоянок и сам никому ничего не платит. Одним словом, идеальное место, где можно отсидеться, ничего не теряя, – особенно после того как все улицы раскуплены и застроены домами и отелями соперников.

Существенный элемент игры – наличие Банка. В начале игры Банк выдает каждому участнику по $1,5 тыс., а затем осуществляет прием платежей (аренда, плата за покупку недвижимости, налоги и штрафы, а также удержания в пользу «Общественных фондов») и выплаты (зарплаты, премии, а также различные незапланированные «подарки» типа рождественских). Кроме того, Банк устраивает аукционы по распродаже имущества, оставшегося от обанкротившегося игрока. Банкротом – почти как и в реальной экономике – считается тот игрок, у которого не хватает наличности и недвижимости для внесения обязательных платежей (те же аренда, штраф, налог и прочее).

Цель игры – стать единственным «монополистом», скупившим все, что можно, обанкротив всех соперников.

Конечно, это далеко не все правила и хитрости «Монополии». Чего стоит хотя бы такой нюанс: игрок, у которого три раза кряду выпадает на костях «дубль», автоматически отправляется в тюрьму! (Эдакий аналог «социальноцой справедливости»: честному человеку так везти не может, значит – мошенник.) Есть еще сложная система удержания с игроков подоходного налога, разнообразные способы выхода из тюрьмы (включая взятки), непосредственные купли-продажи между игроками, минуя Банк, и многое другое.

Однако общая стратегия ясна. Имея капитал, инвестируй его в недвижимость, чтобы получать доход от аренды. Когда самому приходится платить, а наличности не хватает – продавай. Старайся не попадать в тюрьму, а попав – побыстрее выбирайся. Будь готов к непредвиденным тратам – но сумей распорядиться и незапланированными дивидендами. Взяв кредит, помни, что отдавать его нужно с процентами. В то же время совсем не рисковать, не брать кредитов и не инвестировать – вытеснят конкуренты. Словом, все как в жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Правила игры на фондовом рынке определены

О перспективах фондового рынка, новых налоговых стимулах для розничного инвестора и пропорциональном регулировании для профучастников рассказывает руководитель департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России Лариса Селютина

Физики в почете…

Лариса Константиновна, в последнее время мы много говорили о росте интереса граждан к фондовому рынку, что сопровождается подъемом показателей деятельности его профучастников. Каков масштаб этих изменений в цифрах?

— Действительно, за два года количество физических лиц, пришедших на фондовый рынок, увеличилось более чем в три раза, достигнув на конец 2019 года 4,2 млн человек. Следует отметить впечатляющую динамику популярности специально ориентированного на физических лиц инструмента — индивидуального инвестиционного счета (ИИС): только за последние два года количество брокерских ИИС и ИИС в доверительном управлении выросло в восемь раз и превысило 1,6 миллиона. Объем активов на указанных счетах составил 197 млрд рублей. Общий совокупный портфель средств на брокерских счетах достиг 11,3 трлн рублей.

Прежде всего это связано со снижением ставок по банковским депозитам и появлением на рынке новых финансовых инструментов с большей потенциальной доходностью, чем у вкладов. Естественно, граждане стали обращать внимание на более выгодные способы инвестирования. Кроме того, работают меры государственного стимулирования, к примеру, налоговые льготы при использовании индивидуального инвестиционного счета. Это хороший инструмент для начинающих инвесторов, который помогает разобраться, как работает фондовый рынок. Сделав первые шаги, люди начинают инвестировать большие суммы, заключая уже «обычные» договоры о брокерском обслуживании или договоры доверительного управления. Статистика подтверждает эти выводы. За последний год существенно снизился порог входа инвесторов на фондовый рынок: средний размер счета ИИС на брокерском обслуживании сократился со 127 тысяч до 92 тыс. рублей. То же мы наблюдаем в сегменте доверительного управления, здесь средняя сумма счета не превышает 300 тыс. рублей.

Читать еще:  Обучение бинарным опционам бесплатно

Количество счетов-физических лиц у небанковских профучастников на территории Урала итогам 2019 года

Источник: Уральское ГУ ЦБ

Какие налоговые льготы предпочитает инвестор?

— Как известно, законодательством предусмотрено два типа налоговых льгот. В первом случае владелец счета получает налоговый вычет на сделанный в течение года взнос — 13% от размещенной суммы, но не более 52 тыс. рублей. Во втором — предполагается освобождение от уплаты налога на доход от инвестирования в ценные бумаги. Инвесторы чаще пользуются налоговым вычетом первого типа, но Банк России готовит инициативы, направленные на повышение привлекательности вычета второго типа.

Есть дальнейшие планы по совершенствованию ИИС?

— Мы обсуждаем эти вопросы. Со времени введения ИИС, а это было в 2015 году, правила уже несколько раз менялись. Максимальная сумма размещения средств на ИИС была увеличена с 400 тысяч до 1 млн рублей в год, и сейчас рассматривается вопрос об ее увеличении до 3 миллионов. Кроме того, с Минфином России и рынком обсуждаются предложения о снятии запрета на открытие гражданами больше одного ИИС, а также о предоставлении права изымать средства с ИИС без его закрытия.

… А юрики под контролем

По нашим наблюдениям, появление на фондовом рынке массового инвестора ставит и регулятора, и индустрию перед новым вызовом. Нужно защитить инвестора от возможных потерь, а сделать это можно только путем ограничений. Но любые ограничения приводят к замедлению роста. Какой позиции придерживается регулятор?

— Мы постоянно балансируем между интересами инвестиционной индустрии и ее клиентов. В настоящий момент приоритет Банка России отдан обеспечению защиты прав клиентов. И не потому, что мы считаем, что бизнес ведет себя недобросовестно. Такое решение связано с особенностями развития российского фондового рынка. В нашей истории было немало случаев, когда массовый клиент разочаровывался в рынке, и сейчас, когда приток граждан на рынок имеет характер масштабного и устойчивого тренда, очень важно не сломать этот вектор. Для этого у населения должна быть уверенность, что правила игры на фондовом рынке со стороны посредников четко определены, что за ними осуществляется очень серьезный надзор.

Количество счетов у всех профессиональных участников рынка Уральского региона по итогам 2019 года

Источник: Уральское ГУ ЦБ

Здесь нельзя сделать неверных шагов. Поэтому Банк России уделяет много внимания совершенствованию и автоматизации представляемой профессиональными участниками отчетности, а также обеспечению прозрачности взаимодействия с ними. Да, правила для профессиональных участников ужесточаются. Но это обоснованно. В частности мы ужесточили требования к порядку расчета собственных средств, сейчас готовимся к установлению новых нормативов ликвидности и достаточности капитала. Банк России исходит из того, что клиенты, предоставляя брокерам и доверительным управляющим право пользования их деньгами, принимают на себя в отношении профессионального участника кредитные риски. А раз так, значит, должны вступать в силу пруденциальные нормативы, обеспечивающие финансовую стабильность профучастников по аналогии с банковским регулированием. На законодательном уровне установлен порядок расчета норматива достаточности капитала и норматива ликвидности, а в этом году мы планируем постепенно вводить числовые значения указанных нормативов.

За последние два года количество брокерских ИИС и ИИС в доверительном управлении выросло в восемь раз

Еще один важный аспект — поведенческий надзор. Уже приняты поправки в закон о рынке ценных бумаг, предусматривающие установление в отношении брокеров фидуциарной ответственности. Это означает, что брокер обязан выполнять поручения клиентов на лучших для них условиях.

Весь прошлый год индустрия и регулятор обсуждали новые правила разделения инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных? Чем завершилась дискуссия?

— Изменение подходов к категоризации инвесторов также находится в логике защиты интересов граждан. Это очень важная тема и очень тяжелый законопроект. Конечно, посредникам пока не очень комфортно. Они боятся, что дополнительные заградительные меры для неквалифицированного инвестора ограничат их маржу. Как известно, для неквалифицированных инвесторов вводятся ограничения в части выбора инструментов для вложений, мы с осторожностью смотрим на инвестиции в акции иностранных компаний и структурные продукты. Но если уж человек самостоятельно принял решение распорядиться своими деньгами, он должен подтвердить свою квалификацию, пройдя тест на знания. Мы не ставим целью запрещать клиенту брать риск, нам важно, чтобы он понимал, какие именно финансовые продукты он покупает и какой уровень риска при этом принимает.

Мы видим задачу регулятора в том, чтобы, с одной стороны, защитить клиента, с другой — обеспечить финансовую устойчивость посредников. И здесь большую работу по изменению менталитета брокеров и доверительных управляющих проводят саморегулируемые организации. Да, посредники должны зарабатывать, вести рентабельный бизнес, иначе он не имеет смысла. Но при этом интересы клиента должны превалировать: клиент должен быть уверен и в качестве предоставляемой услуги, и в надежности брокера.

Брокер обязан выполнять поручения клиентов на лучших для них условиях

Возможно, нам скажут, что мы опережаем события, потому что пока нет глобальных потрясений на финансовом рынке, нет огромного количества жалоб людей. Но не факт, что в случае какой-то турбулентности на рынке такие жалобы не появятся. Мы стремимся донести до рынка свою позицию: клиент должен понимать, что на фондовом рынке всегда есть рыночный риск, и он от этого риска не застрахован. И если инвестору предлагают сложные финансовые инструменты, он должен отдавать себе отчет в том, что на них можно как хорошо заработать, так и много потерять.

Работа над законопроектом продолжается вместе с рынком, и мы рассчитываем, что проект пройдет второе чтение во время весенней сессии этого года.

Двигатель и угроза

Ужесточение регулирования приводит к уходу с рынка небольших региональных компаний. Несколько лет активно обсуждалась концепция введения пропорционального надзора, но такое впечатление, что работа в этом направлении остановилась.

— Это не совсем так. Мы вводим пруденциальные нормы постепенно. В 2018 году мы утвердили нормативные акты, в соответствии с которыми все профессиональные участники в зависимости от объема их бизнеса разделены на три категории — крупные, средние и малые. Сейчас, когда мы разрабатываем какую-то новацию, мы стараемся учитывать интересы малых компаний. Законодательство формировалось годами в одном ключе, поэтому одномоментно сделать его пропорциональным невозможно. Но по мере того, как у нас меняется какой-то нормативный акт, мы обязательно вводим определенные послабления для малых компаний. Например, сейчас рассматривается возможность передачи функций внутреннего контроля, внутреннего аудита на аутсорсинг, а также сокращения объема и периодичности предоставления обязательной отчетности.

Я хотела бы отметить, что как основным двигателем, так и угрозой для развития бизнеса сейчас является прежде всего высокая конкуренция на данном рынке. Мы видим тренд сокращения количества клиентов в региональном разрезе. Так, в Уральском регионе за четвертый квартал прошлого года примерно на треть произошел отток клиентов у локальных брокеров. Это связано с тем, что клиенты идут в крупные компании, которые могут как дистанционно открыть брокерский счет благодаря удаленной идентификации, так и предоставить максимально полный пакет услуг благодаря отлаженной внутренней инфраструктуре и автоматизированным бизнес-процессам. А такие вложения могут себе позволить только крупные участники рынка.

— Какие изменения в законодательстве могу быть введены в этом году, чего ожидать от регулятора индустрии?

— В октябре прошлого года на Уральской конференции в Екатеринбурге мы объявили о том, что по просьбе профессионального сообщества берем каникулы на этот год в части введения нового регулирования. За последние годы на фондовом рынке введено очень много новаций, и нам нужно завершить то, что начато. Как я уже сказала, мы подготовили новые правила в части расчета нормативов, и сейчас нужно установить числовое значение норматива ликвидности и достаточности капитала. Кроме того, будет подготовлен новый нормативный акт в части требований к внутреннему контролю, который включает в себя особенности пропорционального регулирования.

Читать еще:  Анализ бинарных опционов онлайн

Как вы оцениваете вклад цифровизации сервисов в общую динамику рынка?

— Это очень важно прежде всего для молодого поколения. Молодежь сейчас выбирает дистанционное общение с любыми посредниками, в том числе и финансовыми. Ей проще и комфортнее получать услуги, консультации через мессенджеры, роботы и другие системы. На цифровизацию своих сервисов делают ставки и профессиональные участники, привлекающие клиентов на фондовый рынок благодаря в том числе мобильным приложениям. Конечно, за автоматизацией процессов будущее. Количество клиентов, которые пользуются этими технологиями, стремительно увеличивается. Но нельзя игнорировать и тот факт, что основная масса населения, размещающая средства на банковских депозитах, привыкла к традиционным способам коммуникаций.

Акцент этого года — цифровые платформы. С 1 января этого года вступил в силу закон о краудфандинговых платформах. Сейчас на подходе законы о marketplace и цифровых активах. В будущем они, возможно, придут на смену традиционным посредникам, клиенты будут работать дистанционно, и вполне возможно, что формировать инвестиционные портфели им будут роботы. Но это будет уже совершенно другой рынок.

Правила игры в рыночной среде

В рыночной среде критерием эффективности служит прибыльность любого бизнеса. Однако по мере развития американской экономики и общества все отчетливее стали проявляться сферы, где прибыль не может выступать единственным или идеальным критерием эффективности. В ряде случаев вообще невозможно говорить об эффективности, измеряемой прибылью, скажем, в таких важных для современного общества сферах, как образование, фундаментальная наука, защита окружающей среды и т. д. Здесь «невидимая рука» рынка оказывается бессильной в том, чтобы определить значимость подобных сфер для общества. В XXI веке роль «нерыночных» сфер будет расти, но господствующими по- прежнему останутся «правила игры», которые свойственны рыночной экономике в целом. При таких обстоятельствах роль государства усложняется. С одной стороны, государство – своеобразный гарант рыночной системы, с другой, — оно не может не поддерживать те сферы жизнедеятельности общества, где рыночная мотивация оказывается малоэффективной. Отсюда следует, что государство по характеру своей экономической деятельности становится одновременно и составляющим элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общества в целом.

И здесь необходимо еще раз остановиться на так называемом «вмешательстве» государства в рыночную экономику. Действительно, если государство стремится подменить или даже в определенной мере заменить рынок и конкуренцию, то тут налицо реальное вмешательство. Но в случае, когда государство выступает лишь гарантом «правил игры», гарантом рынка и конкуренции, то в этой части оно органично вписывается в рыночные принципы поведения.

Государственное воздействие – количественные параметры

Если говорить об экономической и социальной роли государства, то для ее определения наиболее существенными являются два показателя – масштаб государственной собственности и доля государственных расходов в ВВП страны. Так как в США государственная собственность мало связана с хозяйственной деятельностью, в экономической литературе приоритет отдается доле государственных расходов в ВВП.

Приведем некоторые сравнительные данные. В конце XIX века среднемировой уровень государственных расходов в ВВП составил 8,3%, в то время как в США – 4%. Но уже в 20х гг. средний показатель по развитым странам возрос до 15,4%, а в 60х гг. – до 27,9 и в начале 80х гг. – до 42,6%. Причем ни в одной из индустриальных стран эта доля не опускалась ниже 30%, в том числе и в США, где в 1993 г. удельный вес совокупных расходов федеральных властей и властей штатов в ВВП ровнялся 38,7%. Таким образом, хотя США и отстают от европейских стран по доле государственных расходов в ВВП, они находятся в русле общемировых тенденций. Иными словами, государство стало залогом стабильности и устойчивости всего общественного развития. По прогнозам, которые содержатся в исследовании «Будущее государства», опубликованном в лондонском журнале «Экономист», дальнейший рост государственных расходов не будет столь стремительным, а средний показатель станет колебаться вокруг 50% ВВП страны.

Анализ структуры государственных расходов дает представление об их целевом предназначении. Если взять расходы только федерального правительства США, то в 1996г. их доля в ВВП составляла 20,8%. При этом больше половины – 12,8% ВВП – направлено на субсидирование социального страхования, образования, здравоохранения и т. п., 0,9% ВВП – на подержание экономической инфраструктуры, расходы на оборону поглотили 3,6%, а обслуживание государственного долга – 3,2% ВВП.

Мы видим, что большая часть затрат – это затраты социального характера, обеспечивающие стабильность в обществе. В отчете о мировом развитии Всемирного банка «Государство в меняющемся мире» (1997 г.) отмечено, что «именно возросшее влияние государства переместило аспект с количественного аспекта государственного влияния на качественный, другими словами, внимание переместилось с размера государства как такового и объема его вмешательства на его эффективность и степень удовлетворения нужд населения».

Возлагая на себя ответственность за регулирование неподвластной или слабо подвластной рынку сфер, федеральное правительство в 90е гг. внедряет сам регулирующий механизм в рыночные принципы и рыночную мотивацию, что помогает «правительству достичь целей общества». Как свидетельствует американский опыт, чем меньше влияние субъективного фактора на процесс принятия решений, тем выше результативность и объективность работы государственных институтов.

По – разному можно относится к американской истории, но очевидным является факт, что в США сложилась система государственной власти, впитавшая в себя демократические признаки рыночной экономики. В результате в экономически и политически сильном государстве заинтересованы и бизнес, которому нужны ясность и стабильность «правил игры» внутри и вне страны, и все слои населения, права которых гарантируется государством.

Однако было бы неправильно делать вывод о том, что в США уже найден оптимум эффективности государства вообще и его хозяйственной роли в частности. Динамизм и турбулентность современного мирового развития постоянно выдвигает все новые вызовы, на которые и должно реагировать государство.

В заключении можно сказать, если экономическая политика государства создает благоприятные условия для раскрытия всех факторов экономического роста, то такое государство само выступает одним из решающих элементов национальной экономики. В этой связи логичен вывод о том, что чем стабильнее экономический рост, тем эффективнее выполняет свою экономическую роль государство.

Французское индикативное планирование

Не может не привлекать внимания практика ряда стран с развитой рыночной экономикой, где индикативные планы доказали свою эффективность в качестве одного из средств макрорегулирования. Среди этих стран выделим Францию, ибо французская система оказала стимулирующее влияние на развитие макрорегулирования в Великобритании и Германии.

Система индикативного планирования опирается на высокую долю госсобственности в народном хозяйстве (такое положение сохранилось и поныне, о чем свидетельствуют данные табл.1).

Доля государственного сектора в экономике стран ЕС в 1990г., в %.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector