Webbc.ru

Веб и кризис
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политический рынок и политическая рента

Теория Общественного выбора. Политический рынок и политическая рента.

ТОВ зародилась в 1960-х гг. как отрасль экономической науки, изучающей вопросы налогообложения и государственных расходов. Основоположники М. Олсон, У. Нисканен. В настоящее время ТОВ расширила сферу своего анализа. ТОВ может быть определена как экономический анализ процессов нерыночного принятия решений или, проще говоря, как применение экономической теории в политологии.

ТОВ изучает прежде всего юридические нормы, отражающие результат политического выбора. Предполагается, что политика – это сложный институциональный процесс, на основе которого люди выбирают различные альтернативы, сопоставляя различные ценности подобно тому, как ни выбирают товар, руководствуясь лишь своими предпочтениями.

ТОВ- это наука, которая изучает способы и методы использования правительственных учреждений в целях извлечения личной выгоды и если на капитал дохода является процент, то использование органов государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) приносит свой доход, который получил название политической и административной (бюрократической) ренты.

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки (Дж. Бьюкенен)::

Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.

Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.

Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Бьюкенен сравнивает и выделяет принципиальные отличия политического рынка и рынка частных благ. В отличии от рынка частных благ политический рынок, где решения принимаются коллективно, становится все менее эффективным с ростом числа участников. Права собственности неустановленны, возмездность отсутствует. Политическая конкуренция в отличие от экономической конкуренции не предусматривает механизмы наказания для избирателя, неразумно проголосовавшего на выборах, поэтому голосование часто безответственно, в результате чего возникает стихийная зона неопределенности.

В отличие от традиционной экономической теории теория общественного выбора исследует политический рынок, на котором взаимодействуют политики, избиратели и государственные чиновники.

Политический рынок — система производства и распределения политических товаров и услуг (идей, программ, стиля управления, имиджа лидера. Объектами сделки являются партийные программы и и государственные решения. Процесс принятия решений на политическом рынке состоит в ряде действий:

1) Выбор одного варианта из набора альтернатив

2) Сбор информации о предпочтениях субъектов политического рынка и формирования групп поддержки данной альтернативы

3) Выбор группы имеющей наибольший вес

Процесс принятия решений предусматривает ряд правил голосования , который устанавливает вес каждой группы. Этот вес называется пороговым и должен и должен быть =50 %. Исключения: правила относительного большинства , когда определяется торговый вес наибольшей группы.

Правило простого большинства (50% + 1). Правило конституции большинства определяет пороговый вес на уровне 75%. Единоличные решения принимаются тогда, когда вес группы минимален. Общие правила для всех – 1 член = 1 голосу.

Политические технологии аналогичны экономическим технологиям и выбор процедуры голосования, как и выбор технологий производства сопряжён с издержками: финансовыми, материальными, трансакционными по этой причине из технологии выбирается вариант, который соответствует принципу выгоды издержек.

Политическая рента – это получение экономической ренты через политические институты, или, иначе выражаясь, путем политического прогресса.

Субъекты политического рынка: избиратели, политики, чиновники, группы давления. Группы давления – совокупность эк. субъектов, кот. имеют одинаковые интересы, стремящиеся влиять на политические решения. Они оказывают услуги чиновникам и политикам. Если группа обладает СМИ, то она манипулирует голосами избирателей.

Теория политической ренты (основы в 60-ые). Политическая рента – это доходы, которые получают субъекты от политической деятельности (они превышают конкурентный уровень). Изыскание политической ренты – деятельность, направленная на получение таких доходов. Способы изыскания политической ренты:

Использование групп давления. Лоббирование – затраты на продвижение политических решений. Таллок: в реальности происходит распыление политической ренты. График 1. R – политическая рента (монопольный доход)

Рента распыляется и сводится к нулю. Она превращается в издержки на лоббирование. Например, разница между монопольной ценой и равновесной ценой, умноженная на выпуск при монопольной цене = политическая рента, которая идет чиновникам, чтобы они поддерживали эту монополию.

Конкуренция субъектов принятия политических решений между собой за возможность занять должность, которая позволит предоставлять кому-то политическую ренту и получать дополнительное вознаграждение. Например, должность в антимонопольном комитете. Кандидаты на должность инвестируют ресурсы, чтобы занять эту должность (время, силы), но из-за большой конкуренции большинство кандидатов не займут эту должность, распыление их ресурсов.

Затраты компании на проникновение в отрасль, где сущ. полит. рента.

Некоторые эк-ки являются рентоориентированными, т.е. многие субъекты занимаются поиском ренты, к чему побуждает само гос-во.

Политический рынок и политическая рента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Политическая жизнь России в настоящее время, характеризующаяся стремительным развитием и широким применением электоральных и PR-технологий, технологий формирования общественного мнения поставила вопрос об адекватном понятийном осмыслении такого рода процессов. Современное политическое строительство с неизбежностью включает в себя разработку стратегий различного воздействия на адресные социальные группы и слои граждан по принципам образования маркетинговых стратегий. На сегодняшний день финансирование политических кампаний часто осуществляется финансово-промышленными группами, холдингами, которые инвестируют политические процессы со вполне очевидным намерением получать прибыль.

Содержание

Введение- 3стр
1 Политический рынок и политическая рента: понятие, субъекты, теория
1.1 Понятие политической ренты и политического рынка- 6стр
1.2Субъекты политического рынка, распыление политической ренты- 9стр
1.3 Теория политической ренты- 11стр
2 Анализ эффективности развития политического рынка и ренты в России
2.1 Политический рынок, рента и его специфика в современной
России- 19стр

Анализ развития политического рынка в России- 32стр
Заключение- 36стр
Список использованных источников- 38стр

Вложенные файлы: 1 файл

политический рынок и политическая рента.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра экономической теории

по дисциплине «Институциональная экономика»

на тему: «Политический рынок и политическая рента».

Выполнил студент группы 080200 МН1

(фамилия, имя, отчество)

Допущена к защите

(подпись, дата, расшифровка подписи)

(подпись, дата, расшифровка подписи)

Защищена ________ Оценка ________________________

Члены комиссии ______________________________ ______________

(подпись, дата, расшифровка подписи)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра экономической теории

Задание на выполнение курсовой работы

по специальности 080200

Тема курсовой работы: «Политический рынок и политическая рента»

Руководитель курсовой работы доцент Т.И. Бондаренко

завершенной курсовой работы руководителю «__» ________20___г.

Политический рынок и политическая рента

1 Политический рынок и политическая рента: понятие, субъекты, теория

1.1 Понятие политической ренты и политического рынка- 6стр

1.2Субъекты политического рынка, распыление политической ренты- 9стр

1.3 Теория политической ренты- 11стр

2 Анализ эффективности развития политического рынка и ренты в России

2.1 Политический рынок, рента и его специфика в современной

России- 19стр

    1. Анализ развития политического рынка в России- 32стр

Список использованных источников- 38стр

Актуальность темы исследования. Политическая жизнь России в настоящее время, характеризующаяся стремительным развитием и широким применением электоральных и PR-технологий, технологий формирования общественного мнения поставила вопрос об адекватном понятийном осмыслении такого рода процессов. Современное политическое строительство с неизбежностью включает в себя разработку стратегий различного воздействия на адресные социальные группы и слои граждан по принципам образования маркетинговых стратегий. На сегодняшний день финансирование политических кампаний часто осуществляется финансово-промышленными группами, холдингами, которые инвестируют политические процессы со вполне очевидным намерением получать прибыль.

Политическая деятельность все больше и больше становится похожей на предпринимательскую. По крайней мере так же предполагает использование рыночных: управленческих, маркетинговых, рекламных, информационных технологий, что ярко выражается в избирательных кампаниях, которые превращаются в различные предприятия по «раскрутке» и продвижению какого-то политического «брэнда».

Вторым основанием является необходимость адекватно оценивать перспективы государственного строительства в России в настоящее время, которые связаны со становлением политических демократических институтов, испытывающих огромное влияние экономического рынка. Недооценка данного влияния способна привести к такому положению дел, при котором существенным образом изменится содержание еще неустойчивой и неоднородной гражданской культуры общества России, когда при сохранении демократическими институтами формальных признаков их функционирование осуществляется в рамках преимущественно рыночных стратегий в ущерб интересам общества в общем.

Читать еще:  Торговля по стохастику бинарные опционы

Третьим основанием, которое требует осмысления политических процессов современной России в рамках рыночной парадигмы, является интенсивное развитие и совершенствование политических технологий, применение которых непосредственно связано с «маркетизацией» политики. Здесь формирование институциональных моделей развития политического рынка, задающих политические и правовые рамки применения технологий, позволяет избежать опасности превращения данного рода знаний и умений в средство бесконтрольного манипулирования поведением и сознанием широких слоев граждан.

В любом случае на сегодняшний день процесс формирования политического рынка в России считается по сути уже состоявшимся, вполне очевидным явлением, необходимость исследования которого представляет и теоретический, и практический интерес. Однако, имеющиеся в политической науке понятийные средства и конструкты, не позволяют пока сформулировать более или менее целостную концепцию, которая могла бы применяться при осмыслении политической практики в данном ракурсе. Настоящая работа посвящена исследованию политического рынка. Институциональный анализ является одним из более актуальных в силу того, что он связан с широким спектром связанных между собой проблем становления рыночных отношений в экономике и проблем образования демократической гражданской культуры российского общества, политической культуры государства, его институтов, рядовых граждан.

Для выявления институциональной инфраструктуры и основных моделей развития подход применяется для осмысления процесса становления политического рынка.

Объектом исследования выступает политический рынок как теоретический конструкт и конкретная политическая практика взаимодействия субъектов политики.

Предметом исследования является институциональный анализ становления политического рынка и политической ренты, в котором формирование инфраструктуры, уровни и модели развития, а так же конституирование основных сегментов рынка рассматриваются через институциональное содержание соответствующих процессов.

Основной целью курсовой работы является построение теоретической концепции, в которой особенности политического рынка выявляются и анализируются в институциональном аспекте.

1 Политический рынок и политическая рента: понятие, субъекты, теория

1.1 Понятие политической ренты и политического рынка

Политический рынок – это система производства и распределения политических товаров и услуг (идей, стиля управления, программ, имиджа лидера), которая относительно эффективно обеспечивает согласование значительного числа интересов конкурирующих между собой продавцов (партий, политиков, бюрократии) и покупателей (избирателей, граждан).

Политическая рента – это доходы, получаемые субъектами от политической деятельности (они превышают конкурентный уровень). Изыскание политической ренты – это деятельность, которая направлена на получение данного вида доходов.

Изучение политического рынка, а также всех происходящих на рынке процессов и операций считается исходным моментом в теории и практике политического маркетинга. Целью изучения рынка является получение по возможности более полной, надежной и достоверной информации о состоянии и перспективах развития предложения и спроса, степени удовлетворения спроса, тенденциях рыночной конъюнктуры, действиях конкурентов, всего того, что нужно для выработки политической стратегии и тактики поведения агента на рынке.

Политический рынок объединяет в себя следующие элементы: политические субъекты (агенты) или производители политического товара (действующий индивид, носитель социальных отношений); спрос и предложение политического товара; политический товар; потребители политического товара; обмен политическим товаром.

В качестве политических субъектов (агентов) на этом рынке выступают политические лидеры; государства и государственные органы; политические партии и общественные организации; лобби, группы интересов. Их задача выражается в том, чтобы предложить такие политические товары, которые бы пользовались широким спросом у определенных социальных групп или организаций и были бы конкурентоспособными по сравнению с теми, что предлагают на рынке их соперники.

На политическом рынке действуют агенты, производящие политическую реальность тем, что, исходя из своих субъективных свойств и находящихся в их распоряжении объективных ресурсов (материальных и др.) «продуцируют») схемы оценивания, восприятия, мышления и политического взаимодействия, а затем осуществляют политическую практику в соответствии с данными схемами.

Понять лучше всего политический рынок можно через анализ борьбы за перераспределение правил внутреннего деления на рынке. Обычно рынок политики образуется вокруг 2-3 полюсов, причем, например, оппозиция «левые — правые», демократы — консерваторы могут сохраняться и при переструктурировании рынка за счет частного обмена ролями. Так, до августа 1991-го года «левые» были партией прогресса и демократии, «правые» являлись партией порядка и консерватизма, в настоящее время — наоборот.

Для перехода к цивилизованному политическому рынку нужен достаточно более высокий уровень политических отношений, а именно: 1) появление конкурентоспособных производителей политического товара, т.е. политических партий и блоков, которые располагают достаточно большой социальной клиентурой; 2) общепринятая система ценностей как основа для достижения консенсуса между политическими субъектами; 3) равноправие политических субъектов, которое обеспечивается четко разработанной системой норм и правил конкурентной борьбы; 4) возрастание количества потребителей, которые способны предъявлять очень высокие требования к его качеству. И конечно, цивилизованный рынок невозможен без массового политического просвещения.

1.2 Субъекты политического рынка, распыление политической ренты.

Субъекты политического рынка: чиновники, политики, избиратели, группы давления. Группы давления – это совокупность экономических субъектов, которые имеют одинаковые интересы и стремятся влиять на политические решения. Они оказывают услуги чиновникам и политикам. Если группа обладает СМИ, то она манипулирует голосами избирателей.

Теория политической ренты (основы в 60-ые). Политическая рента – это доходы, получаемые субъектами от политической деятельности (они превышают конкурентный уровень). Изыскание политической ренты – это деятельность, которая направлена на получение данных доходов. Способы изыскания политической ренты:

  1. Использование групп давления. Лоббирование – это затраты на продвижение политических решений. Таллок: в реальности наблюдается распыление политической ренты.

Рента распыляется и сводится к нулю. Она преобразуется в издержки на лоббирование. Например, разница между монопольной ценой и равновесной ценой, умноженная на выпуск при монопольной цене равна политической ренте, которая идет чиновникам для поддержания этой монополии.

  1. Конкуренция субъектов принятия политических решений между собой за возможности занять должность, которая позволит предоставлять политическую ренту кому-то и получать дополнительное вознаграждение. Например, должность в антимонопольном комитете. Кандидаты на эти должности инвестируют ресурсы, чтобы занять данную должность (время, силы), но из-за огромной конкуренции большинство кандидатов не займут данную должность, происходит распыление их ресурсов.
  2. Затраты компании на проникновение в отрасль, где существует политическая рента.

Некоторые экономически считаются рентоориентированными, то есть многие субъекты занимаются поиском ренты, к чему побуждает само государство.

1.3 Теория политической ренты

Обстоятельства участия всех экономических субъектов в политической деятельности с целью приобретения специфических преимуществ, которые обеспечивают им рентные (то есть превышающих конкурентный уровень) доходы на факторы производства, которые находятся в их распоряжении, рассматриваются в рамках теории политической ренты. Данные доходы имеют название политическая рента, а та деятельность, которая направлена на их получение, — изыскания политической ренты (термин дан Е. Крюгером в середине 70-х гг., однако базовые положения соответствующей теории разработал еще в 60-е годы Г. Таллок). Предполагается, что все субъекты хозяйствования часть своих ресурсов инвестируют в хозяйственную деятельность (для создания прибыли), а часть — в деятельность на политическом рынке (деятельность по изысканию политической ренты). Критерий эффективности при данном распределении ресурсов требует, чтобы предельная эффективность их применения в обеих сферах была равной.

FAQ: Теория политических рынков

7 фактов о методе анализа политических решений

Lori Greig

Данная теория выросла на основе целого ряда научных направлений. В экономической науке это прежде всего теория общественного выбора, двое отцов-основателей которой — Джеймс Бьюкенен и Гэри Беккер — стали лауреатами Нобелевской премии. В рамках политической науки вопросы функционирования политических рынков активно рассматривались представителями теории рационального выбора, в науке о мировой политике — специалистами в области международной политической экономии.

Теория политических рынков акцентирует внимание на рыночном характере взаимодействия политических субъектов. Это значит, что при анализе процессов принятия политических решений (например, решений о вступлении России в ВТО или о формировании Таможенного союза) мы четко разделяем участников данного процесса на две группы. С одной стороны, это субъекты, предъявляющие спрос на соответствующее решение, с другой — субъекты, осуществляющие его предложение. Между этими субъектами происходит обмен рыночного типа: чтобы получить нужное им решение, субъекты спроса «платят» определенную «цену» субъектам предложения. Фактически здесь имеет место использование принципа экономического империализма, когда характерные для экономической науки методологические подходы применяются для анализа неэкономических явлений — в данном случае политических.

Соответственно, когда мы рассматриваем то или иное политическое решение, мы воспринимаем его не как плод фантазий или идеологических предпочтений политиков и их советников, а как результат рационального взаимодействия между теми, кто предъявляет спрос на соответствующие решения и теми, кто осуществляет их предложение. В качестве субъектов спроса традиционно рассматриваются избиратели и группы давления — лобби, представляющие бизнес-интересы или интересы иных общественных групп. На стороне предложения чаще всего рассматриваются субъекты принятия политических решений — политики и чиновники. Политики — это те, кто зависит от результатов выборов, чиновники — те, кто от них не зависит. Взаимодействие между данными группами субъектов имеет ключевое значение для анализа политических рынков национального и субнационального уровня. На более высоких уровнях анализа политических рынков мы выходим на изучение процессов принятия решений в рамках региональных интеграционных объединений или глобальных механизмов управления экономическими или политическими процессами (ВТО, МВФ, ООН и так далее).

Читать еще:  Как правильно играть на бинарных опционах

Афонцев С. А. Политические рынки и экономическая политика. М.: Комкнига, 2010.

В рамках чисто теоретического рассмотрения вопросов функционирования политических рынков были получены очень интересные результаты, публикуемые в ведущих экономических и политологических журналах. Но еще более значимыми представляются те выводы, которые следуют из теории политических рынков для практического анализа тех процессов, которые связаны с выработкой политических решений.

Возьмем, например, влияние работы политических рынков на выработку экономической политики. В чем достоинства рассматриваемого подхода и в чем его практическая значимость? Прежде всего, мы оказываемся в состоянии проникнуть на «кухню» политического процесса и понять, почему принимаются те или иные решения, которые, с точки зрения экспертов или простых граждан, могут казаться неоптимальными. Но когда мы смотрим на политическую подоплеку соответствующих решений с рыночных позиций, то выясняется, что за теми малопонятными и, казалось бы, не совсем рациональными решениями, которые мы видим, часто стоят влиятельные силы, предъявляющие спрос на экономическую политику. В зависимости от конфигурации сил спроса на экономическую политику и ее предложения мы можем определить и характер текущей политики (почему она такая), и ожидаемый характер будущей политики (что можно ждать в будущем).

Афонцев С. А. Политико-экономический анализ внешнеторговой политики // Экономическая школа, 2011, № 7, с. 31–42.

В качестве примера можно указать на целый ряд эмпирических исследований структуры регулирования внешней торговли. Эти исследования проделывались применительно к США, к ряду стран Европейского Союза и Восточной Азии. На основе результатов этих работ можно ранжировать приоритеты деятельности правительств, что позволяет предугадать их следующий шаг. В частности, исследование структуры регулирования внешней торговли России показало, что в системе приоритетов правительства первостепенное роль играет мотив получения бюджетных доходов. Вторым по степени важности фактором является повышение благосостояния граждан страны, и — парадоксальным образом — лишь третье место занимают интересы бизнес-групп, которые лоббируют соответствующие решения.

Adam Ch. and Dercon S. The Political Economy of Development: An Assessment // Oxford Review of Economic Policy, Volume 25, Number 2, 2009, p.173–189.

Когда мы рассматриваем комплекс решений, связанных с состоявшимся в 2012 году присоединением России к ВТО, мы видим, что в качестве основных экономических потерь от членства в ВТО правительство называет потерю бюджетных доходов. Это как раз то, о чем, в соответствии с проведенными ранее исследованиями, правительство должно заботиться более всего. В качестве выгод от присоединения к ВТО правительство называет возможное удешевление товаров для рядовых потребителей (в первую очередь для низкообеспеченных слоев населения), что показывает его заинтересованность в учете благосостояния избирателей. При этом практически игнорировалась мощная оппозиция со стороны бизнес-интересов, которые активно лоббировали против присоединения России к ВТО. Таким образом, на основе эмпирического анализа процессов выработки внешнеторговой политики были идентифицированы именно те мотивы, которые впоследствии сыграли свою роль при принятии решения о присоединении России к ВТО.

Bonardi J.-Ph., Hillman A.J. and Keim G.D. The Attractiveness of Political Markets: Implication for Firm Strategies // Academy of Management Review, 2005, v.30, no.2, p.397–413.

Одна из наиболее интересных практических проблем сегодня связана с анализом антикризисной политики, в частности, в США и в Европейском Союзе. Многие из тех решений, которые на первый взгляд кажутся непонятными, объясняются исключительно соотношением сил спроса и предложения на политическом рынке. В частности, многие назревшие меры в сфере бюджетной политики и сокращения размеров государственного долга сегодня откладываются или вообще не рассматриваются. Большинство экспертов убеждены, что эти меры необходимы, но парадоксальным образом они не реализуются. Это означает, что соответствующие решения просто блокируются субъектами политических рынков, интересам которых они противоречат.

Castanheira M., Nicodème G. and Profeta P. On the Political Economics of Tax Reforms: Survey and Empirical Assessment // Condorcet Center for Political Economy Working Paper no.2012-08-ccr, March 2012.

Если мы понимаем механизмы принятия политических решений — каков следующий шаг? Что мы можем предложить политикам? Если все регулируется политическими рынками, значит ли это, что ничего изменить нельзя? Разумеется, можно. Теория политических рынков позволяет предложить алгоритм выработки рекомендаций для экономической политики. Какие рекомендации нужно предлагать политиков? Как правило, это не должны быть «идеальные», самые эффективные рекомендации. В большинстве случаев такие рекомендации не будут восприняты политиками и не получат поддержку субъектов, предъявляющими спрос на экономическую политику. У этих субъектов совсем другие интересы, им не нужны «идеальные» рекомендации. Имеет смысл предлагать такие рекомендации, которые являются экономически наиболее эффективными из числа политически приемлемых. Если мы определим круг политически приемлемых рекомендаций и выберем из них те, которые в наибольшей степени ориентированы на решение интересующей нас проблемы, есть шанс, что эти рекомендации будут поддержаны. Если же мы будем формулировать абстрактные, оторванные от политического процесса рекомендации просто потому, что они являются «правильными» с точки зрения экономической теории, мы рискуем остаться у разбитого корыта. Субъекты принятия политических решений такие рекомендации просто проигнорируют.

Drazen A. Political Economy in Macroeconomics. Princeton: Princeton University Press, 2000.

В настоящее время в науке сложилась очень интересная ситуация. В 1990-е годы был предложен ряд принципиально новых экономических моделей, которые, с точки зрения формально-теоретического аппарата, позволяют объяснять равновесные результаты функционирования политических рынков. С конца 1990-х годов по 2000-е годы появился огромный комплекс эмпирических исследований, посвященных тестированию тех гипотез, которые вытекают из теоретических моделей. Многие из этих гипотез подтвердились — как и многие предсказания, полученные на их основе (например, в рассмотренном ранее случае с присоединением России к ВТО). Сейчас возникла некоторая пауза, которая, на мой взгляд, должна привести к новому всплеску активности в деле разработки теоретических моделей. Прежде всего, я жду появления таких моделей в сфере анализа макроэкономической политики с учетом того, что эта тема стала крайне актуальной в условиях глобального кризиса. Определенные достижения здесь уже есть — в частности, применительно к вопросам анализа бюджетной политики и финансовых рынков. В академическом сообществе уже сформировался значительный спрос на новые теоретические прорывы — а этом позволяет надеяться, что эти прорывы не заставят себя долго ждать.

Теория общественного выбора. Политическая рента и ее источники.

Теория общественного выбора — одно из направлений неоинституциональной

теории, которое была разработанна такими экономистами, как Джордж Бъюкенем,

М. Олсом, К. Эрроу.

Основная идея ТОВ состоит в том, что методы рыночного анализа, которые

использует экономическая теория, могут быть применены к любой социальной

сфере в том числе и политической

Основные положения ТОВ:

1) Политические отношения — это политический рынок, где основными методами

взаимодействия являются спрос, предложение, цена и тд

2) Политики — это субъекты рынка, которые, вступая во взаимодействия (сделку),

пытаются извлечь максимум выгоды или снизить издержки.

3) Объектом торга на политическом рынке является государственные решения,

политические программы, которые позволяют одержать победу в политической

конкуренции (конкуренция между партиями).

4) Доходом на политическом рынке является — политическая рента.

Теория политической ренты стала развиваться в 60-е годы 20-го века. Именно тогда экономисты осознали значимость этого направления в экономической науке. Однако, существенное развитие теории наблюдалось только на западе, ведь в так называемом «социалистическом лагере» направление не могло развиваться принципиально.

Что же такое политическая рента? ПР – это доходы, которые увеличивают конкурентный уровень и которые получают от политической деятельности. А деятельность, направленная на такие доходы– изыскание ПР.

Существует много видов изыскания ПР. Вот лишь основные из них:

1. Использование так называемых групп давления. Например, лоббирование – затраты финансовых средств на проведение политического решения, устраивающего группу давления. Также это может быть введение монопольных прав, группа будет получать монопольный доход, который и будет представлять ПР.

Известный американский экономист Таллок писал об этом способе: «в реальной жизни эта деятельность должна вести к распылению ПР».

Читать еще:  Центральный теневой рынок

И правда, в реальной жизни появляются многие группы давления, многие будут лоббировать, затрачивать издержки на лоббирование, вся эта рента перейдет в них. В итоге ничего не достанется ни потребителям, ни лоббистам.

2. Конкуренция субъектов принятия политических решений за занимание должностей, которые позволят предоставлять кому-то ПР и получать за это дополнительные доходы: люди, обладающие административным ресурсом, могут действовать в интересах заплативших людей.

ПР состоит в том, что эти чиновники получают дополнительные доходы, но они связаны с непроизвольной растратой реурсов – люди инвестируют ресурсы в то, чтобы получить должность и, соответственно, ренту. Предложение таких должностей ограничено, поэтому для большинства участвующих – непроизвольные затраты. Рента и в этом случае распыляется.

3. Расходы компаний на проникновение в отрасли, где существует ПР. Государственная политика может стимулировать вход бизнеса в область.

Если большинство субъектов предпринимают усилия к поиску ренты– это экономика рентоориертированная. Государство помогает в создании этой политической ренты и стимулирует субъектов на поиски ренты.

Наиболее продуктивное использование ПР наблюдается в развитых странах, с развитой институциональной средой. В развивающихся же экономиках, в том числе и в России, ПР зачастую не ускоряет развитие экономики, а даже наоборот, может замедлять ее.

33. Система отношений «принципал-агент» применительно к государству.

Проблема «принципал-агент» применительно к государству, рассматривает

вопросы, которые касаются взаимоотношений между принципалом — государственная власть и бюрократией (агент). С функционированием бюрократии связанны так

называемые провалы государства или эффективность государственных

Дата добавления: 2015-01-07 ; просмотров: 20 | Нарушение авторских прав

Экономика бюрократии и политическая рента

Одним из направлений теории общественного выбора является экономика бюрократии. Законодательные органы создают исполнительные, а они, в свою очередь, — обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов (рис. 14—6).

Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства. Она необходима в качестве стабильной организации для осуществления долгосрочных программ, организации, способной приспосабливаться к внешним изменениям. Политический процесс представляет собой единство прерывности и непрерывности. Периодическое обновление законодательных органов сочетается с относительной стабильностью основных эшелонов исполнительной власти. Бюрократия помогает сохранить преемственность в руководстве, осуществляет контроль за оппортунистическим поведением.

Экономика бюрократии, согласно теории общественного выбора — это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум крите-риям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деят-сти. Уже

в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает прежде всего интересы

различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти.

Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно

участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте. Через бюрократов группы с особыми интересами «обрабатывают» политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.

Бюрократия, как правило, опасается не недовольства общества в целом, а прицельной критики со стороны групп с особыми интересами, которые легко могут использовать для этого средства массовой информации. И наоборот, в случае провала им могут помочь выйти из затруднительного положения опять те же группы с особыми интересами, с которыми они тесно связаны.

Крупным достижением в теории общественного выбора стала начатая в 1974 г. Анной Крюгер разработка теории политической ренты. Поиск политической ренты –это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны.

4. «Провалы» государства и способы их преодоления.

«Провалы» (фиаско) государства (правительства) Провалыэто случаи, когда государство (Правителъство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Обычно к «провалам» государства относят: 1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Подобно тому как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению даже имеющейся информации.

2. Несовершенство политического процесса.Основные моменты: рацио-нальное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регла-мента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.

3. Ограниченность контроля над бюрократией.Стремительный рост государственного аппарата создает все новые и новые проблемы в этой области.

4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений.Дело в том, что экономические агенты часто реагируютотнюдь не так, как предполагало правительство. Их действиясильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительствомакций (или законов, одобренных законодательным собранием).Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь вобщую структуру, часто приводят к отличным от первоначальныхцелей последствиям. Поэтому конечные результаты действий государствазависят не только, а нередко и не столько от него самого.

Деятельность государства, направленная на исправление «провалов»рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаскорынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимострого следить за последствиями его деятельности и корректироватьее в зависимости от социально-экономической и политическойконъюнктуры. Экономические методы должны применяться такимобразом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Используяте или иные регуляторы, правительство должно строго следитьза негативными эффектами и заблаговременно принимать меры поликвидации негативных последствий.

5.«Провалы» рынка и роль государства в их компенсации.

Провал рынка является следствием несовершенства рыночных инструментов и институтов. При этом имеет место неспособность данных компонентов удовлетворительно решить социально-экономические вопросы, являющиеся важными для общества. Если по каким-либо причинам основные элементы рыночного механизма при работе в автономном режиме не обеспечивают общественную эффективность, то в этом случае возникает необходимость государственного вмешательства в развитие экономики. О фиаско торговых отношений говорят в том случае, когда они не способствуют рациональному распределению и использованию ресурсов.

Провалы рынка являют собой препятствия, кот. не позволяют экономике достигать общественной эффективности. Как правило, имеют место четыре неэффективные ситуации. Именно они указывают на провалы рынка. К ним относят несовершенную (асимметричную) информацию, монополию, общественные блага, внешние эффекты. Необходимо отметить, что рынок не способен привести к общественной эффективности в случае, если деятельность одних потребителей или производителей оказывает влияние на благополучное состояние других людей. Когда это влияние положительное, то имеют место внешние выгоды. Если воздействие является негативным, то формируются внешние издержки. Они, в свою очередь, связаны с изготовлением какого-либо блага. Общественные издержки включают в себя частные расходы и внешние эффекты производства.

Как правило, когда случаются провалы рынка, в экономические отношения вступает государство. Решение проблем осуществляется при помощи различных средств. Так, государство проводит антимонопольную политику, ограничивает изготовление продукции с негативными внешними эффектами. При этом осуществляется стимулирование производства и потребления экономических благ, обладающих положительными эффектами.

Указанные направления государственной деятельности являют собой в определенной степени нижнюю границу, в соответствии с которой происходит вмешательство власти в рынок. Однако сегодня государство обладает более широкими экономическими функциями и способно более эффективно устранить провалы рынка. Среди основных функций власти можно отметить следующие: введение пособий по безработице, развитие инфраструктуры, установление разных видов пособий и пенсий для граждан малообеспеченных и прочие. При этом следует отметить, что незначительное количество этих мероприятий обладает свойствами

исключительно общественных благ. Большая их часть предназначена не для коллективного, а индивидуального потребления.

Государство, проводя антимонопольную и антиинфляционную политику, стремится, главным образом, понизить безработицу. Власть на протяжении последних лет все более активно принимает участие в управлении структурными изменениями, стимулирует и поддерживает научно-технический прогресс, старается поддерживать высокий уровень развития и национальной экономики. В совокупности с внешнеэкономическим и региональным регулированием эти мероприятия указывают на степень важности роли государства в экономике. В течение 20 столетия аппарат власти стремился эффективно решить две задачи, взаимосвязанные друг с другом. В первую очередь, государство старалось обеспечить стабильную работу рынку. Во-вторых, аппарат власти пытался если не решить, то смягчить острые социальные и экономические проблемы. Все эти действия были направлены на предотвращение рыночных провалов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector