Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новый рынок рф

«Быки» толкнут рынок акций РФ в 2020 году к новым максимумам

МОСКВА, 26 дек — ПРАЙМ, Елена Лыкова. Российский рынок акций под конец года обновил исторический максимум по индексу Мосбиржи, РТС проверил на прочность «вершины» 2013 года, в целом рублевый индекс с начала года поднялся на порядка 28%, долларовый – на 45%. По прогнозам опрошенных агентством «Прайм» аналитиков, в 2020 году рынок акций имеет достаточно шансов поставить новый рекорд по индексу Мосбиржи, поднявшись до 3500-3600 пунктов.

Свет в конце тоннеля, или сколько банков потеряют лицензию в 2020 году

Среди факторов роста основных отечественных индикаторов эксперты назвали смягчение денежно-кредитной политики мировыми центробанками, снижение ключевой ставки в РФ и процентов по депозитам, благодаря чему «физики» устремились на фондовый рынок, а также щедрые дивиденды, которые платили в 2019 году российские эмитенты.

В том, какие события оказались знаковыми, а подчас даже неожиданными, что, помимо дивидендов, будет способствовать росту рынка акций РФ в 2020 году и на какие бумаги делать ставки, разбирался корреспондент РИА Новости.

«Минимум фондового рынка был продемонстрирован в первый торговый день года, а максимум – в один из последних. Индекс РТС с учетом дивиденда принес инвесторам доходность более 50% — заявка на одно из ведущих мест в ренкинге мировых фондовых рынков. В России сравнимый по темпам рост рынка наблюдался всего дважды за новейшую историю: в 1999 и 2009 годах. Это само по себе важное достижение», — говорит начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.

РЫНОК СПОСОБЕН ШТУРМОВАТЬ НОВЫЕ ВЕРШИНЫ

Тенденции конца 2019 года, по мнению экспертов, во многом определят положительную динамику рынка в наступающем году.

Как ЦБ и Минэкономразвития весь год о потребкредитах спорили

Индекс Мосбиржи в начале 2020 года может продолжить рост, достигнув уровней 3150-3200 пунктов, считает финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека. Заключение первой фазы торговой сделки США и КНР в начале будущего года, несмотря на то, что данное событие уже во многом заложено в котировки, способно задать еще одну сильную эмоциональную волну покупок, проясняет свою точку зрения он. К концу 2020 года эксперт не исключает выхода российского рынка акций к 3300-3500 пунктов по индексу Мосбиржи.

Кроме того, ведущие центральные банки существенно смягчили свою денежную политику в 2019 году, что должно принести плоды в виде повышения деловой и потребительской активности в соответствующих странах, отмечает Андрей Кочетков из «Открытие Брокер».

Из внутренних факторов: ставка ЦБ РФ способна снизиться до 5,75% в течение года, правительство увеличит расходы на национальные проекты, а статистика по розничному обороту и росту зарплат в первом полугодии 2019 года намекает на улучшение в сфере доходов населения, добавляет он.

Эксперт не исключает возможность коррекции в течение года по индексу Мосбиржи до 2800 пунктов, но потенциал повышения до 3300-3500 вполне обоснован. К тому же отечественные компании продолжат наращивать дивидендные выплаты, а это один из главных факторов увеличения доходности всего рынка и роста его индикаторов, отмечает он.

Потенциал роста в течение 2020 года видится на уровне 3600 пунктов по индексу Мосбиржи, по индексу РТС потолок — 1850 пунктов, прогнозирует Ващенко из «Фридом Финанс».

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИДЕИ

Ващенко ожидает рост отдельных бумаг металлургического сектора – НЛМК, ВСМПО, «Северстали» на фоне дивидендов и, возможно, роста цен на продукцию. В нефтегазовом секторе, на его взгляд, лидером станет «Газпром», который все еще сильно недооценен к мировым аналогам. Среди бумаг финансового сектора лидерами могут стать акции TCS, Мосбиржи и ВТБ, полагает аналитик.

В качестве идей с низким риском Кочетков предлагает акции «Лукойла» и префы Сбербанка на фоне высоких дивидендов. Также он обращает внимание на «Интер РАО», которая устойчиво наращивает финансовые показатели, имеет значительные средства на балансе, которые, в итоге, могут трансформироваться в выплаты акционерам.

Главные события в российской экономике-2019

Из рискованных историй, но с большим потенциалом, аналитик отмечает АФК «Система», которая выбирается из кризиса, связанного с уплатой средств по искам «Роснефти» и «Башнефти». В «Русале» идея заключается в том, что принадлежащий ей пакет ГМК «Норникель» стоит дороже самой компании, обращает внимание эксперт. По пакету «Норникеля» ожидаются сильные дивиденды, что, соответственно, может привести к тому, что и «Русал» начнет делиться прибылью с акционерами, считает Кочетков.

«Волатильность бумаг «Яндекса» в минувшем году была повышенной из-за законопроекта о «значимых онлайн-ресурсах». Тем не менее, к концу года акции технологической компании отыграли снижение, а затем и обновили исторические максимумы. «Яндекс» продолжает активно наращивать выручку, в первой половине 2020 года не исключено проведение IPO «Яндекс.Такси», что может придать новый стимул для роста акциям IT-компании», — говорит Дейнека из «БКС Премьер».

«Хорошие результаты могут показать МТС, «Аэрофлот», за счет роста внутреннего потребления, укрепления рубля, снижения внутренних ставок. Также из экспортеров стоит держать в фокусе акции «Роснефти», которые могут показать улучшение своих финансовых показателей за счет дополнительных налоговых льгот», — добавляет Харин из УК «Альфа-Капитал».

ТРЕНДЫ УХОДЯЩЕГО ГОДА

По оценкам экспертов, сильными факторами для роста как глобальных фондовых рынков, так и отечественного стало снижение ставок мировыми Центробанками и Банком России.

«Основным фактором, который в уходящем году служил драйвером роста мировых финансовых рынков, стал разворот американского Центробанка в сторону смягчения финансовых условий. Трехкратное снижение ключевой процентной ставки ФРС и периодические вливания в систему свежих порций ликвидности спровоцировало приток денег глобальных фондов на развивающиеся рынки, что вызвало рост их активов и укрепило национальные валюты», — отмечает аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов.

Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Эдуард Харин в свою очередь замечает, что снижение ставок Банком России привело к перетоку инвесторов с рынка облигаций и депозитов на рынок акций РФ.

Усилению спроса на первый эшелон бумаг могли способствовать как условная «санкционная пауза», в результате которой нерезиденты и западные фонды вернулись к покупкам недооцененных российских бумаг, так и резкий приток частных инвесторов, разочарованных падением доходности вкладов, обращает внимание Дейнека.

«Количество уникальных клиентов в системе торгов Мосбиржи выросло на 80% – с 2 миллионов в начале года до 3,6 миллионов. Для многих начинающих инвесторов удобным стартом стал индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) – за 2019 год их количество выросло с 600 тысяч до 1,5 миллионов, увеличившись в 2,5 раза. Примечательно, что семь из десяти открывающих такой счет впервые имеют дело с фондовым рынком», — добавляет он.

Рынок акций РФ вырастет, рубль не изменится к доллару на текущей неделе

Харин обращает внимание на изменение качества корпоративного управления, что выражалось в росте дивидендной доходности большой части компаний. Если раньше частные компании существенно выделялись перед компаниями с госучастием, то сейчас эта граница уже постепенно стирается, указывает он.

«Большой вклад в это внес Минфин, который в течение последних нескольких лет заставляет госкомпании увеличивать дивиденды. Стоит отдельно выделить «Газпром», который неожиданно увеличил дивидендные выплаты и изменил свою дивидендную политику. Компания планирует выплачивать 50% чистой прибыли уже по итогам 2021 года», — добавляет он.

УДИВЛЕНИЯ И РАЗОЧАРОВАНИЯ ГОДА

Абсолютной неожиданностью стал умопомрачительный взлет бумаг «Сургутнефтегаза» на 92%, где формальным поводом для столь впечатляющей динамики послужила информация о том, что компания создала «дочку» для проведения операций с ценными бумагами на открытом рынке, отмечает Дроздов из «Финама».

Помимо акций «Газпрома», которые за год выросли более чем на 60%, и «Сургутнефтегаза» Дроздов обращает внимание на то, что в тройку лидеров на российском рынке акций входят бумаги «Системы», которые на фоне снижения долговой нагрузки и программы buy back, с начала 2019 года прибавили порядка 90%.

На результатах сектора химии и нефтехимии в уходящем году, прежде всего, отразилась негативная динамики акций «Фосагро» (-7,1% с начала года), рост конкуренции со стороны китайских производителей удобрений и относительно сильный рубль играют против отечественных экспортеров, обращает внимание Дейнека из «БКС Премьер».

Акции «Магнита» были под давлением на фоне стагнирующего внутреннего спроса и невозможности компании быстро реагировать на изменение потребительских настроений, отмечает Харин из УК «Альфа-Капитал».

Не слишком хорошую динамику показали акции компаний черной металлургии, которые находились под давление «китайского» фактора, что влияло негативно на цены на сталь, добавляет эксперт.

Дивидендная доходность остаётся металлургов на высоком уровне, но слабый интерес инвесторов определялся торговой войной между США и Китаем, поясняет Кочетков из «Открытие Брокер». «Предполагалось, что отечественные металлурги столкнутся с резким падением спроса, однако всё оказалось не столь печальным и данный сектор может показать неплохой рост в 2020 году», — заключил он.

10 фактов о нашем авторынке: всё нормально — падаем!

Продажи автомобилей в России после двухлетнего роста начали снижаться. Падение пока небольшое, но пугающе устойчивое.

Хорошего понемножку

На российский рынок вернулся тренд, который, если рассуждать логически, не должен был прерываться с 2015 года. Пять лет у нас нет объективных предпосылок для роста спроса на новые автомобили. Реальные доходы населения в лучшем случае оставались на прежнем уровне, цены поднимались. Люди вынуждены туже затягивать пояса, и одна из первых жертв экономии — автомобиль.

Положительная динамика в период с 2017 по 2018 год объясняется несколькими причинами. Кто-то успел купить новую машину по старой цене на излете 2014‑го и продал ее трехлеткой едва ли не дороже, чем брал, так что на покупку следующей пришлось добавить совсем немного. Другие отчаялись ждать, что цены откатятся к нормальному уровню, и потратили последние накопления — просто потому, что автомобиль уже надо менять.

Читать еще:  Уровни фибоначчи в бинарных опционах

Нынешний год начался с очередных повышений цен из-за роста НДС с 18 до 20%. Плюс подорожание топлива, инфляция, санкции. Кстати, ожидание усиления санкций похоронило уже практически состоявшийся совместный проект ГАЗа и Фольксвагена в сегменте коммерческих моделей. Пессимизм нарастает, и всё больше россиян забывают дорогу в автосалоны.

Бери, что дают

Те, кто еще может позволить себе новую машину, обращают внимание на предложения подоступнее. Статистика гласит: на долю десяти самых продаваемых моделей в России приходится 43 % всего рынка. Производители сворачивают продажи непопулярных моделей. Редкие бренды продолжают поддерживать на отечественном рынке богатый ассортимент. Из массовых марок это Kia, из премиальных — Mercedes-Benz.

Аналитики подсчитали: сейчас в России продается 275 моделей. За пять лет их стало меньше почти на треть (на 31,4 %). Максимум зафиксировали в 2014 году (401 модель), а сейчас по ассортименту мы откатились на уровень 2005 года. Тогда продажи иномарок не шли ни в какое сравнение с продажами отечественных автомобилей и по-настоящему популярными были от силы пять моделей.

Остается надеяться, что беднее ассортимент уже не станет. Нас покинул Ford, закрыв три завода и убрав семь моделей, но вернулся Opel с тремя коммерческими машинами и одним дорогим кроссовером. Кроме того, активно расширяют модельные ряды китайские производители. По суммарному объему продаж они Ford не заменят, но это само по себе не уведет рынок в минус — покупатели переключатся на другие бренды.

Меняем прогнозы

За последний год средняя цена нового автомобиля выросла на 10%. А с начала кризиса импортируемые машины подорожали фактически вдвое! Локализованные — меньше, но цены на них всё равно увеличились на десятки процентов. У кого на столько же выросла зарплата?

Чтобы поддержать продажи, правительство выделило деньги еще на два этапа программ «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и льготного лизинга. За первое полугодие они помогли реализовать 63 тысячи машин, во втором планируется продать еще 75 тысяч.

Но на положительную динамику по итогам всего года не рассчитывают даже безнадежные оптимисты.

В январе Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) предположила, что спрос в течение года может вырасти на 3,6% — до 1,87 миллиона машин. За первые шесть месяцев рынок просел: минус 2,4%. Причем налицо тенденция к ухудшению: в мае было минус 6,7%, в июне — минус 3,3%. Даже чтобы выйти в ноль, на уровень ­прошлогодних 1,8 миллиона проданных новых легковых автомобилей, продажи должны пойти в заметный рост во второй половине года, а этого, очевидно, не произойдет. Реалистичный сценарий по итогам текущего года: минус пять процентов. Падаем.

Только факты

  1. К началу лета доля кроссоверов и внедорожников на российском рынке новых легковых автомобилей достигла 42,2%. На втором месте — легковушки В‑класса: 39,6%. Третье место — у машин сегмента D: 5,8%.
  2. В мае средняя цена новой иномарки на российском рынке составила 1 776 900 рублей, отечественной машины — 660 500 рублей. Это соответственно на 11,1 и 8,2% больше показателей годичной давности. Машины дорожают!
  3. Вся тройка марок-лидеров по итогам полугодия показала результат лучше среднего по рынку. Лада увеличила продажи на 3%, у Kia нулевая динамика, Hyundai вырос на 1%.
  4. За последний год Лада увеличила свою долю в общем объеме продаж с 20 до 21%. Спрос постепенно смещается в сторону более доступных машин.
  5. В июне на волне финальных скидок в топ‑25 рынка ­неожиданно пробился Ford Kuga: 1801 машина.
  6. В полугодовой статистике двадцать две из двадцати пяти самых популярных машин относятся к семи маркам — Лада, Kia, Hyundai, Volkswagen, Renault, Skoda и Toyota. Эту компанию разбавили только три чужака, и они находятся внизу таблицы: Nissan Qashqai (22‑е место), Mitsubishi Outlander (23‑е) и Chevrolet Niva (25‑е).
  7. Новые модели, имеющие шансы закрепиться в топ‑25, — Skoda Kodiaq, Kia Ceed и Soul. Скорее всего, к ним примкнет Renault Arkana.
  8. BMW уверенно лидирует среди премиальных марок и занимает 11‑е место в «абсолюте». За полгода спрос на машины BMW вырос на 17 %, тогда как идущий следом Mercedes-Benz прибавил лишь 3 %.
  9. Свои рекорды бьют китайские бренды. У Geely продажи выросли вчетверо (с 1051 до 4032 машин), у Хавейла — втрое (с 1155 до 3492 машин), и это без учета горячей новинки F7 тульской сборки.
  10. Антирекорды отмечены у Лифана (- 64%) и коммерческого подразделения Mercedes-Benz (- 77%). У обоих — проблемы с локальной сборкой: китайцы лишились сборочной площадки на заводе Дервейс, немцы перестали делать Sprinter Classic на ГАЗе.

Российский рынок

пополни брокерский счёт без комиссии

  • С карты любого банка
  • Прямо на сайте
  • Без комиссии

Рекомендованные новости

Саудовская Аравия купила акции европейских нефтяных компаний. Что это значит

Чьи отрасли крепче

Трамп проигрывает Байдену по опросам. Что это значит для рынков

За три недели за пособиями по безработице обратились почти 17 млн американцев

Канадские нефтяники сдаются и просят помощи

Ход торгов. Российский рынок растет шестую сессию подряд

$5 трлн — ожидаемые потери мировой экономики за 2 года

Видео. Государство поддержит Алросу

Каждую неделю мы высылаем актуальную аналитику и самые свежие новости. Коротко, емко и по делу.

Адрес для вопросов и предложений по сайту: website4@bcs.ru

Copyright © 2008–2020. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

20 лет ритейла в России – от толкучек и ларьков до современных магазинов

Стандартные ассортимент, цены, выкладка товаров и оформление торговых залов вне зависимости от того, где расположен магазин – хоть в Сочи, хоть на Урале. Современный посетитель торговых сетей, крупнейшими из которых являются «Пятерочка» и «Магнит», к этому привык, и кажется, что так было всегда. Отнюдь. Еще 20 лет назад и даже меньше среднестатистические россияне покупали еду на мелкооптовых рынках, где торговали из контейнеров и машин, на обычных рынках, в оставшихся с советских времен магазинах и даже ларьках.

Да, новые форматы торговли в то время уже существовали. Но они были распространены нешироко и рассчитаны на состоятельную публику. Например, один из первых магазинов закрывшейся несколько лет назад сети «Седьмой континент» был расположен в здании гостиницы «Москва» (сейчас Four Seasons Hotel Moscow) напротив Госдумы.

Читать еще:  Рынок и законы его функционирования

Зарождение форматов

Впрочем, именно в 1998–1999 гг. появились на свет нынешние лидеры рынка – в Краснодаре открылся «Магнит», а в Санкт-Петербурге – «Пятерочка».

Первые магазины были похожи скорее на бакалейные лавки, которые торговали сопутствующими товарами при практически полном отсутствии свежих продуктов, говорит представитель «Магнита». «Торговали косметикой и немножко продуктами в отношении 9 к 1», – рассказывал «Ведомостям» основатель «Магнита» Сергей Галицкий. Дело в том, что основным его бизнесом тогда была дистрибуция косметики.

«Пятерочку» основал предприниматель Андрей Рогачев с партнерами. Сейчас он развивает сеть «Верный». «Пятерочка» начинала работать в формате дискаунтера и магазина у дома, отмечает представитель ее сегодняшнего владельца – X5 Retail Group. Тогда в принципе не было такого сегмента рынка, не было опыта, технологий, знаний, да и поставщиков в сегодняшнем понимании, перечисляет он: «Было сложно сориентироваться, как именно нужно строить бизнес. Приходилось учиться «в полете».

Конкуренция была минимальной, вспоминает представитель «Магнита»: «Доминировали продовольственные рынки, палатки, киоски».

В 2000-х гг. в Москве было более 200 рынков, продававших продукты, технику и все остальное. Знаменитый Черкизовский рынок в период своего расцвета занимал более 230 га. Другие знаковые места конца 1990-х – рынок в Лужниках и «Горбушка» – в том или ином виде просуществовали вплоть до начала 2010-х гг.

Иностранные коллеги

Но на российском рынке были и торговцы с опытом. В непродовольственной торговле знаковым было открытие первой ИКЕА весной 2000 г. в Химках.

В продовольственной торговле событием такого же масштаба стало открытие первого торгового центра Metro Cash & Carry в Москве в 2001 г. А год спустя открылся первый гипермаркет французского «Ашана» в подмосковных Мытищах. В качестве подготовки компания отправила французских студентов в российские семьи, чтобы «досконально изучить их потребительские предпочтения», рассказывал возглавлявший тогда «Ашан» в России Патрик Лонге. В 2006 г. первый гипермаркет в России открыла немецкая компания Globus.

Но больше всего российские бизнесмены ждали другие компании. Много лет в России ходили разговоры о грядущем приходе ритейлера № 1 в мире – американской Wal-Mart. «Wal-Mart в России как Дед Мороз: каждый год приходит», – иронизировал в интервью «Ведомостям» Галицкий.

Американская компания действительно интересовалась Россией: с начала 2000-х ее представители активно изучали российский рынок. В 2004 г. ритейлер пытался купить «Ленту», а к 2008 г. в Москве открыл свой офис. Затем были попытки договориться с X5, а также снова с «Лентой». Но после серии неудач в 2010 г. американская компания закрыла российский офис.

Ритейлер № 2 в мире на тот момент – французская Carrefour тоже пыталась работать в России и в 2008–2009 гг. даже открыла два гипермаркета – в Москве и Краснодаре. Но уже в 2009 г. свернула бизнес: компания объяснила это тем, что перспектив быстро стать лидером самой или купив конкурента не предвиделось.

Борьба за суверенитет

Практически сразу после появления в России зарубежных компаний российские торговцы стали с ними бороться и добиваться преференций. «Ритейл – это же стратегическая отрасль Произвести – это непростая работа, но продать тяжелее», – говорил Галицкий в 2006 г. «Ведомостям». «Почти весь валовой продукт продается через сети, – указывал бизнесмен. – Если государство не имеет национальных розничных партнеров, то не может вообще управлять этой ситуацией». «Мы не будем давать однозначные преференции российским производителям, но будем вести диалог на эту тему, – обещал Галицкий. – Вряд ли можно рассчитывать на аналогичный подход международных сетей».

Другое направление «военных действий» – сети российских владельцев требовали от поставщиков не продавать зарубежным конкурентам товары по более низким ценам.

Почему же зарубежные компании не заняли лидирующие позиции в российском ритейле? Ведь в середине 2000-х казалось, что противостоять им отечественные игроки вряд ли смогут – обороты «Пятерочки» и «Магнита» исчислялись максимум парой миллиардов долларов в год, капитализация тоже, тогда как показатели конкурентов были больше на порядок.

Зарубежным торговым сетям не удалось занять и удержать лидирующие позиции в российской торговле по нескольким причинам, считает гендиректор сети «Верный» Олег Высоцкий. Топ-менеджер с 1990-х гг. работал в «Пятерочке», а затем руководил сетью и проводил ее IPO в Лондоне в 2005 г.

Во-первых, говорит Высоцкий, российские предприниматели лучше ориентировались в бюрократических нюансах, касающихся прохождения всех процедур для работы магазинов. Во-вторых, за рубежом большая доля продаж приходится на собственные торговые марки, особенно у дискаунтеров. Это одна из ключевых частей их стратегии. Но, хотя российские потребители и хорошо относятся к частным маркам, для них также крайне важен бренд и его популярность. Наконец, как ни странно, в России оказалась жестче конкуренция, указывает Высоцкий. Например, в Германии, по его словам, есть квоты на магазины в населенных пунктах в зависимости от численности населения. «В России же можно ставить хоть через стенку 10 магазинов разных сетей», – говорит топ-менеджер.

Взрывной рост

2000-е годы были временем, когда ритейлеры постепенно выходили за пределы домашних регионов – Петербурга, Москвы и Краснодара. Сети лидеров уже насчитывали сотни точек. «Пятерочка» открыла 100-й магазин в 2004 г., а «Магнит» более активно охватывал регионы – на конец 2005 г. у него было уже 1500 магазинов.

Сегодня на современные форматы торговли – дискаунтеры, мини-, супер- и гипермаркеты приходится 70% рынка продовольственного ритейла. Хотя еще в 2000 г. почти столько же было у рынков и магазинов старого формата – с торговлей через прилавок.

Первые сети росли очень быстро, вспоминает представитель «Магнита»: современный формат был в новинку для неискушенных покупателей, спрос был высок. Основным ограничением в развитии сетей в ту пору были кадры, указывает он. И в отличие от нынешних дней в то время был устойчивый тренд на рост доходов населения, который подстегивал ускоренное развитие современных форматов торговли.

Тогда же российские торговцы потянулись на биржу. Первым стал «Седьмой континент» в 2004 г. в Москве, второй – «Пятерочка», выбравшая Лондон и продавшая бумаги на $598 млн в 2005 г. А еще через год разместился и «Магнит» в Москве ($368 млн).

«Никто не мог подумать, что у магазинов будет оборот почти $2 млрд! Проект считался венчурным», – вспоминал ранее один из первых инвесторов «Магнита» Алексей Богачев обстоятельства покупки в 1998 г. акций торговой сети. Основатели «Пятерочки» тоже не могли жаловаться на низкую доходность. Рогачев рассказывал «Ведомостям», что в компанию изначально вложили около $2 млн «всякой рухлядью – компьютерами, мебелью, старыми машинами».

В рознице начался период крупных сделок. В 2006-м слились «Пятерочка» и «Перекресток» и появилась X5 Retail Group, позднее купившая сети «Карусель» и «Копейка». Сеть «Дикси» была выкуплена в 2008 г. владельцами крупнейшего российского дистрибутора сигарет и алкоголя «Меркурий» Игорем Кесаевым и Сергеем Кациевым. В начале 2011 г. «Дикси» выкупила супермаркеты «Виктория».

Слишком быстро растем

С ростом числа магазинов, появлением новых форм и способов торговли, а также усложнением договорных отношений между участниками рынка возникла необходимость в отраслевом законе, говорит замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Закон о торговле вступил в силу в 2010 г. Он, в частности, прописал права и обязанности продавца и поставщика товаров, закрепил специальные антимонопольные правила для продавцов и поставщиков товаров, напоминает Евтухов.

Главная идея закона – ограничить максимально возможную для одной торговой сети долю рынка в пределах 25% в границах городов и районов – вызвала возмущение у отрасли. Ни в одной стране мира нет прямого запрета на открытие магазинов, возмущался Галицкий в интервью «Коммерсанту» в 2010 г. Он считал, что закон дискриминирует розницу и лишает ее перспектив развития.

Болезненным оказалось и регулирование договоров между сетями и поставщиками: в частности, были ограничены бонусы магазинам за продвижение товара. Детальное регулирование коммерческих отношений между поставщиками и сетями привело к обещанным положительным последствиям для развития потребительского рынка, считает представитель Metro в России. Но также это и ухудшило положение участников рынка – в первую очередь представителей малого и среднего бизнеса, считает он. Ранее ритейлеры указывали, что ограничение бонусов лишит их поставщиков возможности конкурировать между собой за позиции в сети.

Другим тяжелым ударом для розницы стали российские контрсанкции 2014 г., запретившие поставку некоторых продуктов питания из европейских и других стран, добавляет представитель Metro. Торговля тяжело пережила адаптацию к ограничениям, напоминает он: «Потребовалось в короткое время серьезно перекроить матрицу поставщиков и не допустить резкого скачка цен».

Безусловно, на отрасль заметно влияли экономические кризисы, введение продовольственных контрсанкций, начало действия и последующие изменения отраслевого закона, выход на рынок крупных иностранных игроков и, конечно, развитие интернета и онлайн-торговли, соглашается представитель X5.

Дорога в онлайн

Несмотря на то что первые онлайн-магазины появились в России еще в 1990-х гг., серьезно влиять на торговлю этот канал продаж начал лишь в последние годы. Электронная коммерция напрямую зависит от двух факторов, указывает представитель Ozon: это проникновение мобильной связи и интернета, а также финансовых технологий и платежных сервисов.

Читать еще:  Рынок труда кратко

Благодаря распространению смартфонов к началу 2019 г. аудитория интернет-пользователей в России достигла 75,4% взрослого населения страны, приводит данные GfK представитель Ozon. А с появлением агрегаторов у людей возникла и привычка сравнивать цены онлайн, соцсети же позволили напрямую влиять на сервис и продукты, продолжает представитель онлайн-компании.

К 2019 г. все крупнейшие ритейлеры предоставляли клиентам возможность приобрести у них товары онлайн – либо на собственных площадках, либо через сервисы-посредники.

Впрочем, пока покупать в сети продукты питания для россиян еще в диковинку. По данным Росстата, доля продаж через интернет в общем обороте розничной торговли в 2018 г. составляла лишь 1,7%, т. е. 537,2 млрд руб., напоминает Евтухов. Минпромторг, который разработал стратегию развития торговли до 2025 г., обсуждал с бизнесом возможность достижения доли в 10% к 2025 г., говорит он. При этом, рассуждает Евтухов, речь не о конкуренции форматов, а об их симбиозе: интернет-торговля приводит людей в магазины (система click & collect, когда пункты выдачи заказов размещаются в самих магазинах) и, наоборот, в магазинах продавцы предлагают воспользоваться интернет-магазином для заказа товара, отсутствующего в торговом зале.

Интернет-торговля будет активно расти, прежде всего в регионах, считает представитель Ozon. Основной сдерживающий фактор – недостаток логистической инфраструктуры. Российскому рынку не хватает около 1,5 млн кв. м площадей для обработки заказов, но они должны появиться в ближайшие 1–2 года, уверен он.

Продолжится и консолидация отрасли, полагает представитель Metro. Сейчас лидеры рынка крупнее компаний средней руки в 5–6 раз. По тому же пути ритейл уже прошел в Западной Европе. «Экспансия крупнейших торговых сетей будет на руку потребителю», – уверен представитель Metro.

У государства иная точка зрения. Отрасль нуждается в развитии многоформатной торговли, оптового продовольственного звена, стрит-ритейла в городах, считает Евтухов. Чем больше разнообразных торговых объектов, чем больше операторов этих объектов, чем выше конкуренция, тем лучше всем – и предпринимателям, и потребителям. Каждый новый магазин, рынок, киоск – это повышение комфорта для потребителей, рост количества и качества товаров, снижение цен. «Необходимо развивать все форматы торговли, не ущемляя ни один из них», – резюмирует Евтухов.

Грузовой рынок России: продажи новой и поддержанной техники, август 2019

По данным «Автостат Инфо», в августе 2019 года в РФ было продано 6542 новых грузовых машин. Рост рынка в грузовом выражении составил 5,6% к результату за август 2018 года — 6195 единиц техники.

НОВЫЕ ГРУЗОВИКИ

За отчётный месяц продажи грузовиков-иномарок сократились на 10% (с 3 082 до 2 775 единиц соответствен-но), а прирост показателей реализации российской техники превысил даже рост всего рынка и составил +21% (в количественном выражении с 3 113 до 3 767 машин).

Рыночная доля иномарок сократилась с 49,7%до 42,4%, а доля российской техники выросла с 50,3% до 57,6%.

Центральный округ лидирует по количеству проданных грузовиков в августе (2 209 единиц, +6,6% в годовом сравнении). За ним следуют рынок Приволжского округа (1 363 проданных машины, +7%), Уральский ФО (796 машин, -0,1%), Сибирский ФО (733 авто, +7,6%), а также Северо-Западный округ (645 грузовиков, +6,6%).

На рынке Южного округа в августе был продано 364 грузовых автомобиля (+10%), на Дальнем Востоке — 278 единиц (-10%), а на рынке Северо-Кавказского ФО (154 машины, +20,3%).

«КАМАЗ» сохраняет лидирующие позиции на рынке грузовых машин. В августе отечественный производитель увеличил показатели реализации на 25,7% и продал 2 355 единиц техники.

На втором месте в августовском рейтинге находится «ГАЗ», который продал 930 машин, улучшив прошлогодний результат продажа (755 штук) на 23%.

Третье место у MAN: 414 проданных машин, что почти на 15% больше продаж за август 2018 года — 361 авто.

В топ-5 марок грузового рынка РФ в августе также вошли Volvo, реализовавший 403 машины (+14,8%), и Scania с 325 единицами (-35%). «Десятку» рейтинга дополнили Mercedes-Benz — 268 грузовиков (-39,5%), Isuzu — 257 штук (-20%), «МАЗ» — 250 машин (+24%), а также «УРАЛ» — 191 авто (-19%) и DAF — 190 штук (-23%).

В модельной структуре рынка грузовых машин в августе текущего года на лидерскую позицию вышла модель «ГАЗон NEXT».

В отчётный месяц её продажи выросли на 27,6% и составили 661 авто (годом ранее — 518 единиц).

Остальные четыре места в топ-5 моделей грузового рынка заняли машины марки «КАМАЗ», а именно: «КАМАЗ–65115» — 521 авто (+10%), «КАМАЗ–43118» — 515 единиц (+4,3%), «КАМАЗ – 5490» — 476 штук (+108%) и «КАМАЗ–6520» — 271 авто (+16%).

Несмотря на позитивную динамику в августе, рынок грузовых машин сохраняет тенденцию спада в период января-августа 2019 года.

По данным статистики «Автоста Инфо», в этот 8-месячный период объём продаж новых грузовиков составил 47 777 единиц, что на 4% меньше прошлогоднего результата.

Рынок грузовой техники «тянет» вниз сегмент иномарок, который за этот период просел в продажах на 14% до 20 642 авто (против 23 997 единиц в прошлом году).

Сегмент отечественных грузовых машин сохраняет плюсовую динамику продаж, демонстрируя прирост на 5,6% в годовом выражении, с 25 696 до 27 135 авто. Расстановка сил на рынке грузовой техники в этот период выглядит так.

На первом месте, как и прежде, «КАМАЗ» — 17 487 проданных машин (+8,4%), за ним с заметным отставанием следует «ГАЗ» — 5 930 грузовиков (+2,2%), за которым на третьем месте находится Volvo (3 565 единиц, -13%). Четвёртое и пятое места занимают Scania (3 028 единиц, -16%) и MAN — 2 658 штук (-9,6%).

Б/У ГРУЗОВИКИ

Иная картина наблюдается на рынке грузовых машин с пробегом. В августе 2019 года, согласно данным исследования «Автостат Инфо», пере-продажи такой техники сократились почти на 10% в годовом сравнении, то есть с 22 472 до 20 287 единиц.

Сегмент иномарок «просел» сильнее всего рынка: перепродажи сократились на 13% до 9 250 авто (годом ранее реализовано 10 649 таких машин), а перепродажи в сегменте отечественных машин уменьшились на 6,6% с 11 823 до 11 037 единиц.

Соответственно и рыночная доля б/у грузовиков-иномарок уменьшилась с 47,4% до 45,6%, а доля отечественной продукции выросла с 52,6% до 54,4%.

Центральный округ является также и самым ёмким рынком сбыта б/у грузовиков.

В августе этого года перепродажи грузовой техники выросли здесь на 7,4% с 4 846 до 5 205 единиц соответственно. В Приволжском ФО перепродажи грузовиков в тот же период, наоборот, просели. Спад составил -17,6%, в количественном выражении: с 4 539 до 3 738 машин.

В Сибири в августе текущего года аналитики зафиксировали почти 3-процентный прирост перепродаж, с 2 639 до 2 711 авто. В Южном округе объём вторичного рынка грузовиков вырос на 11,7%, с 2 046 до 2 285 единиц техники, а в Уральском ФО сократился на 1,8% до 1 925 машин против 1 961 авто, пере-проданных годом ранее. На вторичном авторынке Северо-Западного округа в августе этого года перепродажи грузовых машин сократились на 10% с 1 931 до 1 737 единиц.

На Северном Кавказе было перепродано в августе 1 553 машины б/у грузовиков, что на 11,8% больше, чем годом ранее (1 389 единиц), а на Дальнем Востоке — 1 133 авто, что указывает на почти 64-процентный спад пере-продаж к прошлогоднему показателю (1 858 единиц).

Лидирующие позиции на рынке грузовиков с пробегом занимает «КАМАЗ»: 5 498 перепроданных в августе машин, что на 2% меньше, чем годом ранее (5 612 авто). Далее следуют «ГАЗ» — 2 295 единиц (-6,5% к прошлогоднему результату — 2 454 машин) и «МАЗ» — 1 540 авто (-6,3%, 1 643 штуки). В топ-5 марок входят Volvo (1 302 авто, -1%) и Scania (1 286 грузовиков, +14%).

Перечислим остальные марки, которые вошли в топ-10 рынка грузовиков с пробегом в августе: MAN — 1 189 единиц (+6%), Mercedes-Benz — 925 штук (+20,6%), «ЗИЛ» — 828 машин (-26%), «УРАЛ» — 672 авто (-14%) и Hyundai — 621 авто (+2,8%).

Самый востребованный на вторичном рынке грузовик — это модель «КАМАЗ-65115», перепродажи которой выросли в августе на 17,6% и составили 827 единиц против прошлогодних 703 машин.

Второе место в модельном рейтинге у Volvo FH с результатом перепродаж в 619 единиц — это на 8,7% меньше, чем было продано в августе 2018 года (678 штук).

Третью строчку в топ-5 занимает Mercedes-Benz Actros (563 авто, +43%), а четвёртое и пятое места достались «КАМАЗ-6520» (526 единиц, +5,6%) и «ГАЗ-3307» (521 авто, -11%).

По итогам первых 8 месяцев 2019 года рынок грузовиков с пробегом показывает спад на 12,3%.

Перепродажи в количественном выражении сократились с 179 878 до 157 707 единиц.

При этом было перепродано почти на 17% меньше грузовиков-иномарок (всего 69 440 машин против прошлогодних 83 318 единиц), а перепродажи отечественных грузовиков сократились на 8,6% с 96 560 до 88 267 единиц.

И если на рынке новых грузовых машин ещё сохраняются относительно небольшие предпосылки для роста продаж, главным образом, за счёт доступности таких инструментов для покупки техники, как лизинг или спецпрограммы, то такие факторы не распространяются на вторичный рынок.

Впрочем, в перспективе этого года объём продаж и новых, и подержанных грузовых машин неизбежно снизится.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector