Webbc.ru

Веб и кризис
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное воздействие на политический рынок

Политический рынок

Сущность политического рынка

Как уже отмечалось, маркетинго­вые способы организации полити­ческого дискурса направлены на отбор, форматирование и распространение информации в соот­ветствии с интересами и запросами ее потребителя.

Все маркетинговые способы установления коммуникаций слу­жат средствами поддержания политической борьбы, конкуренции за власть. Но при этом они носят диалогический характер и в ко­нечном счете направлены на то, чтобы заставить различные соци­альные группы совершать определенные политические действия. Кроме того, на практике все они используют, по сути, однород­ные приемы и технологии. В частности, основа применяемых ими информационных методов и процедур — выявление характерных отличий политических товаров и придание им такой формы, что­бы данный продукт смог выдержать конкуренцию с другими. Но главное, что все маркетинговые коммуникации могут складывать­ся и способствовать информационному сопровождению (продви­жению) товара только в определенной части политического про­странства, а именно в условиях политического рынка, создающе­го для них необходимую среду обитания.

Возникновение политического рынка явилось прямым порож­дением потребительского рынка в экономической сфере жизни общества. На его становление и развитие значительное влияние оказывали политическая игра, укрепление ее плюралистических и конкурентных начал и, как следствие, — расширение политиче­ских свобод граждан, рост творческих возможностей и самостоя­тельности игроков на сцене власти.

Однако, несмотря на это никем не оспариваемое происхожде­ние, политический рынок все же понимается неоднозначно. Боль­шинство ученых считают его местом столкновения различных мне­ний, проявления индивидуальных позиций граждан через выбор приоритетов и голосование, которое выполняет функции цены на экономическом рынке. Правда, одни исследователи полагают, что таким образом избиратель просто обменивает свой голос на эко­номические и социальные блага (У. Андерсон); другие же делают акцент на соотношение и взаимное регулирование частных пред­почтений граждан относительно тех или иных политических объек­тов. Они рассматривают политический рынок по преимуществу как механизм принятия публичных решений (Дж. Бьюкенен). Иные, в том числе и отечественные, теоретики рассматривают политиче­ский рынок как место, где люди решают свои проблемы путем ориентации на производство и потребление политических услуг, которые в свою очередь могут быть представлены в виде идей, кандидатов или иных объектов, удовлетворяющих реальные или мнимые потребности людей (Е. Морозова). Многие ученые настаи­вают на том, что рынок — это инструмент обеспечения открытос­ти политики правительства, ее публичного характера.

Показательно, что отсутствие политического рынка в быв­шем СССР не только создало такое абсурдное явление, как «социалистическая демократия» (исключившее плюрализм и конкуренцию из всех форм организации власти), но и, по сути, уничтожило саму публичную политику.

Думается, что вкупе все эти позиции отображают базовые ха­рактеристики политического рынка, акцентируя внимание на раз­личных аспектах этого феномена. Главное, что он представляет собой конкурентное пространство, в котором основными регуляторами динамики информационных процессов и определения качества коммуникаций стали спрос и предложение.

Информационное содержание политического рынка

Наличие политического рынка — непременное условие демократии, но не панацея от всех трудностей и проблем демократического развития.

Для развития политического рынка, как и демократии, нужны сильные управленческие структуры, позволяющие поддерживать прозрачность публичного дискурса, принятия решений, бороться с монопольными практиками.

В условиях виртуального мира, гиперреальности, усиливающих позиции источника информации, а также позиции коммуникато­ра, способного фабриковать и конструировать исходные сообще­ния, рыночные механизмы действуют иначе, чем в экономике. Зача­стую здесь не только и не столько предложение является ответом на спрос, но активно используются прямо противоположные способы, когда спрос стимулируется и создается предложением. Иными сло­вами, конкуренция политических товаров возникает по преимуще­ству на основе информационных предложений коммуникатора, т.е. сознательного конструирования спроса граждан на те или иные по­литические товары и услуги. Например, рядовым гражданам, заин­тересованным не в участии в голосовании, а, скажем, в поездке в это время на свои дачные участки, предлагаются некие скандальные (нередко сфабрикованные) сообщения, которые привлекают вни­мание к борьбе лидеров или партий, побуждая людей прийти на избирательные участки.

Будучи ареной конкуренции различных сил, политический ры­нок представляет собой, как правило, весьма неоднородное прост­ранство, в котором взаимодействуют группы с различными инте­ресами, взглядами, ресурсами, склонностями к коммуникации. Раз­нородность рынка обычно принимают в расчет при проведении специальных акций и кампаний, и прежде всего при выборах.

В частности, определяя перспективы восприятия информации населением, политические технологи выделяют так называемые целевые аудитории — группы людей, имеющих общие характери­стики: место проживания, способ реагирования на информацион­ные предложения и др. В идеологическом отношении сегментация политического рынка осуществляется по осям «левые — правые» и «либералы — консерваторы (государственники)», в территориаль­ном плане, «город — село», а в демографическом — «молодежь — люди среднего поколения — пенсионеры». Эта сегментация поли­тического рынка, т.е. его деление на различные участки в соответ­ствии с интересами различных групп потребителей информации, необходима для организации специализированной деятельности продавца политического товара, для побуждения коммуникатора соответствующим образом обрабатывать и форматировать предла­гаемую людям информацию.

Выбранные информационные стратегии поведения на полити­ческом рынке могут в разной степени учитывать предпочтения, характер имеющихся у целевых групп ресурсов и т.д. Как правило, рыночные стратегии формируются либо не принимая во внима­ние отличительные черты аудитории (когда, к примеру, характер исходной информации таков, что ее потребление не зависит от групповых очертаний социальной аудитории), либо с учетом диф­ференциации всех основных групп, либо путем концентрации уси­лий на какой-то одной группе.

В силу сложного конкурентного характера политического рынка информационные связи и коммуникации складываются в рамках взаимоотношений «заказчика», «эксперта (консультанта)», «испол­нителя» и «потребителя». Так, заказчик, как правило, не фигурирует на информационном пространстве, он только определяет, какой товар должен быть выдвинут на рынок, с какой целью, для решения ка­кой задачи. Эксперт выбирает наиболее оптимальные способы нала­живания такой целевой коммуникации, необходимые для этого сред­ства и методы, выделяет стратегические и тактические приоритеты действий. Исполнитель «заземляет» этот план, пытаясь осуществить поставленные задачи исходя из имеющихся в его распоряжении ресурсов. В свою очередь потребитель усваивает тот объем инфор­мации и в том виде, в каком он это может сделать в настоящее время. В итоге и складывается некий информационно-коммуника­ционный процесс, который может отвечать или не отвечать целям коммуникатора. Но в любом случае именно эти информационно-коммуникационные процессы служат реальным показателем на­личия политического рынка.

FAQ: Теория политических рынков

7 фактов о методе анализа политических решений

Lori Greig

Данная теория выросла на основе целого ряда научных направлений. В экономической науке это прежде всего теория общественного выбора, двое отцов-основателей которой — Джеймс Бьюкенен и Гэри Беккер — стали лауреатами Нобелевской премии. В рамках политической науки вопросы функционирования политических рынков активно рассматривались представителями теории рационального выбора, в науке о мировой политике — специалистами в области международной политической экономии.

Читать еще:  Бинарные опционы мартингейл 60 секунд

Теория политических рынков акцентирует внимание на рыночном характере взаимодействия политических субъектов. Это значит, что при анализе процессов принятия политических решений (например, решений о вступлении России в ВТО или о формировании Таможенного союза) мы четко разделяем участников данного процесса на две группы. С одной стороны, это субъекты, предъявляющие спрос на соответствующее решение, с другой — субъекты, осуществляющие его предложение. Между этими субъектами происходит обмен рыночного типа: чтобы получить нужное им решение, субъекты спроса «платят» определенную «цену» субъектам предложения. Фактически здесь имеет место использование принципа экономического империализма, когда характерные для экономической науки методологические подходы применяются для анализа неэкономических явлений — в данном случае политических.

Соответственно, когда мы рассматриваем то или иное политическое решение, мы воспринимаем его не как плод фантазий или идеологических предпочтений политиков и их советников, а как результат рационального взаимодействия между теми, кто предъявляет спрос на соответствующие решения и теми, кто осуществляет их предложение. В качестве субъектов спроса традиционно рассматриваются избиратели и группы давления — лобби, представляющие бизнес-интересы или интересы иных общественных групп. На стороне предложения чаще всего рассматриваются субъекты принятия политических решений — политики и чиновники. Политики — это те, кто зависит от результатов выборов, чиновники — те, кто от них не зависит. Взаимодействие между данными группами субъектов имеет ключевое значение для анализа политических рынков национального и субнационального уровня. На более высоких уровнях анализа политических рынков мы выходим на изучение процессов принятия решений в рамках региональных интеграционных объединений или глобальных механизмов управления экономическими или политическими процессами (ВТО, МВФ, ООН и так далее).

Афонцев С. А. Политические рынки и экономическая политика. М.: Комкнига, 2010.

В рамках чисто теоретического рассмотрения вопросов функционирования политических рынков были получены очень интересные результаты, публикуемые в ведущих экономических и политологических журналах. Но еще более значимыми представляются те выводы, которые следуют из теории политических рынков для практического анализа тех процессов, которые связаны с выработкой политических решений.

Возьмем, например, влияние работы политических рынков на выработку экономической политики. В чем достоинства рассматриваемого подхода и в чем его практическая значимость? Прежде всего, мы оказываемся в состоянии проникнуть на «кухню» политического процесса и понять, почему принимаются те или иные решения, которые, с точки зрения экспертов или простых граждан, могут казаться неоптимальными. Но когда мы смотрим на политическую подоплеку соответствующих решений с рыночных позиций, то выясняется, что за теми малопонятными и, казалось бы, не совсем рациональными решениями, которые мы видим, часто стоят влиятельные силы, предъявляющие спрос на экономическую политику. В зависимости от конфигурации сил спроса на экономическую политику и ее предложения мы можем определить и характер текущей политики (почему она такая), и ожидаемый характер будущей политики (что можно ждать в будущем).

Афонцев С. А. Политико-экономический анализ внешнеторговой политики // Экономическая школа, 2011, № 7, с. 31–42.

В качестве примера можно указать на целый ряд эмпирических исследований структуры регулирования внешней торговли. Эти исследования проделывались применительно к США, к ряду стран Европейского Союза и Восточной Азии. На основе результатов этих работ можно ранжировать приоритеты деятельности правительств, что позволяет предугадать их следующий шаг. В частности, исследование структуры регулирования внешней торговли России показало, что в системе приоритетов правительства первостепенное роль играет мотив получения бюджетных доходов. Вторым по степени важности фактором является повышение благосостояния граждан страны, и — парадоксальным образом — лишь третье место занимают интересы бизнес-групп, которые лоббируют соответствующие решения.

Adam Ch. and Dercon S. The Political Economy of Development: An Assessment // Oxford Review of Economic Policy, Volume 25, Number 2, 2009, p.173–189.

Когда мы рассматриваем комплекс решений, связанных с состоявшимся в 2012 году присоединением России к ВТО, мы видим, что в качестве основных экономических потерь от членства в ВТО правительство называет потерю бюджетных доходов. Это как раз то, о чем, в соответствии с проведенными ранее исследованиями, правительство должно заботиться более всего. В качестве выгод от присоединения к ВТО правительство называет возможное удешевление товаров для рядовых потребителей (в первую очередь для низкообеспеченных слоев населения), что показывает его заинтересованность в учете благосостояния избирателей. При этом практически игнорировалась мощная оппозиция со стороны бизнес-интересов, которые активно лоббировали против присоединения России к ВТО. Таким образом, на основе эмпирического анализа процессов выработки внешнеторговой политики были идентифицированы именно те мотивы, которые впоследствии сыграли свою роль при принятии решения о присоединении России к ВТО.

Bonardi J.-Ph., Hillman A.J. and Keim G.D. The Attractiveness of Political Markets: Implication for Firm Strategies // Academy of Management Review, 2005, v.30, no.2, p.397–413.

Одна из наиболее интересных практических проблем сегодня связана с анализом антикризисной политики, в частности, в США и в Европейском Союзе. Многие из тех решений, которые на первый взгляд кажутся непонятными, объясняются исключительно соотношением сил спроса и предложения на политическом рынке. В частности, многие назревшие меры в сфере бюджетной политики и сокращения размеров государственного долга сегодня откладываются или вообще не рассматриваются. Большинство экспертов убеждены, что эти меры необходимы, но парадоксальным образом они не реализуются. Это означает, что соответствующие решения просто блокируются субъектами политических рынков, интересам которых они противоречат.

Castanheira M., Nicodème G. and Profeta P. On the Political Economics of Tax Reforms: Survey and Empirical Assessment // Condorcet Center for Political Economy Working Paper no.2012-08-ccr, March 2012.

Если мы понимаем механизмы принятия политических решений — каков следующий шаг? Что мы можем предложить политикам? Если все регулируется политическими рынками, значит ли это, что ничего изменить нельзя? Разумеется, можно. Теория политических рынков позволяет предложить алгоритм выработки рекомендаций для экономической политики. Какие рекомендации нужно предлагать политиков? Как правило, это не должны быть «идеальные», самые эффективные рекомендации. В большинстве случаев такие рекомендации не будут восприняты политиками и не получат поддержку субъектов, предъявляющими спрос на экономическую политику. У этих субъектов совсем другие интересы, им не нужны «идеальные» рекомендации. Имеет смысл предлагать такие рекомендации, которые являются экономически наиболее эффективными из числа политически приемлемых. Если мы определим круг политически приемлемых рекомендаций и выберем из них те, которые в наибольшей степени ориентированы на решение интересующей нас проблемы, есть шанс, что эти рекомендации будут поддержаны. Если же мы будем формулировать абстрактные, оторванные от политического процесса рекомендации просто потому, что они являются «правильными» с точки зрения экономической теории, мы рискуем остаться у разбитого корыта. Субъекты принятия политических решений такие рекомендации просто проигнорируют.

Читать еще:  Японские свечи для бинарных опционов

Drazen A. Political Economy in Macroeconomics. Princeton: Princeton University Press, 2000.

В настоящее время в науке сложилась очень интересная ситуация. В 1990-е годы был предложен ряд принципиально новых экономических моделей, которые, с точки зрения формально-теоретического аппарата, позволяют объяснять равновесные результаты функционирования политических рынков. С конца 1990-х годов по 2000-е годы появился огромный комплекс эмпирических исследований, посвященных тестированию тех гипотез, которые вытекают из теоретических моделей. Многие из этих гипотез подтвердились — как и многие предсказания, полученные на их основе (например, в рассмотренном ранее случае с присоединением России к ВТО). Сейчас возникла некоторая пауза, которая, на мой взгляд, должна привести к новому всплеску активности в деле разработки теоретических моделей. Прежде всего, я жду появления таких моделей в сфере анализа макроэкономической политики с учетом того, что эта тема стала крайне актуальной в условиях глобального кризиса. Определенные достижения здесь уже есть — в частности, применительно к вопросам анализа бюджетной политики и финансовых рынков. В академическом сообществе уже сформировался значительный спрос на новые теоретические прорывы — а этом позволяет надеяться, что эти прорывы не заставят себя долго ждать.

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Бурлакова М.В. Способы воздействия государства на рынок / М.В. Бурлакова, М.Н. Гигаури // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — №12. — С. 11-13.

СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОК

М.В. Бурлакова , студент

М.Н. Гигаури , студент

Дальневосточный федеральный университет

(Россия, г . Владивосток)

Аннотация. Государства могут быть самыми влиятельными фигурами в финансовом мире. Также государство оказывает огромное влияние на рынок с помощью таких немал о важных инструментов регулирования, как процентная ставка и денежная политика. Рег у лируя процентные ставки, государство может сделать деньги для капитальных вложений или кредитов более или менее доступными. Этот контроль также оказывает косвенное влияние на инфляцию и безработицу.

Ключевые слова: государство, политика, инфляция, процентная ставка, п равовое рег у лирование .

Денежн ая политика

Из всех видов эффективных способов воздействия в арсенале государства самым мощным на сегодняшний день является д е нежная политика . К сожалению, данный способ также самый спорный. Государст во , исходя из политики налогообложения м о жет вести некоторы й контроль ( например , взыскательного характера) для перемещ е ния капитала между инвестициями путем предоставления преференциального режима или льготного и благоприятного налогового статуса . М униципальные государственные облигации от этого только в выи грыше . В целом, многие государства склонны идти на большие, радикальные перемены путем и з менения ландшафта денежного рынка.

Государства являются единственными органами, которые могут легально созд а вать свои соответствующие валюты. Им это во многом может сходить с рук, и даже в том, что государства могут « раздува ть » свою валюту. Э то отражается в виде кра т косрочного экономичес кого импульс а. Так, компании берут более высокую плату за свою продукцию . Т акже этот импульс сп о собствует снижению стоимости государс т венных облигаций, выпущенных в « разд у той » валюте и находящихся в собственн о сти инвесторов.

Завышенные деньги дают многим почу в ствовать себя хорошо на некоторое время, особенно инвесторам, которые видят в этом корпоративные прибыли и взлет цен на а к ции, но при долгосрочном воздействии да н ное явление способствует лишь падению стоимости по всем направлениям. Сбереж е ния теряют в себестоимости, что несет н е поправимые потери для вкладчиков и пок у пателей облигаций. Для должников, наоб о рот, это хорошая новость, так как им прих о дится меньше платить, чтобы погасить до л ги – опять же, это вредит тем людям, кот о рые купили ценные бумаги банков, дела ю щих упор на взимание долгов. Это делает заимствования более заманчивыми, но пр о центные ставки в ближайшее время могут взлететь так , что лишат займы всякой пр и влекательности.

П роцентн ая ставк а

Процентные ставки являются еще одним популярным «оружием», несмотря на то, что они часто используются для против о действия инфляции. Все потому, что пр о центные ставки могут стимулировать эк о номику отдельно от инфляции. Снижение процентной ставки через Центральный банк, в п ротивоположность её повышению, стимулирует компании и частные лица все больше осуществлять займы и, следов а тельно, совершать больше покупок. К сож а лению, это приводит к надуванию эконом и ческого пузыря, где, в отличие от постепе н ного снижения стоимости вследствие и н фляции, огромные суммы капитала подве р жены разрушению, из-за чего государство решает поступить нижеприведённым обр а зом.

«Спасательный круг» или о казание финансовой помощи

США является хорошим примером стр а ны, которая активно оказывает финансовую помощь . Не секрет, что после финансового кризиса в 2008-2010 годах правительство США активно оказывало финансовую п о мощь по спасению многих отраслей экон о мики, которые оказались в сложной ситу а ции. По правде говоря, этот факт был изве с тен еще до вышеупомянутого кризиса. Кр е дитный кризис 1989 года и обесценивание вкладов были пугающе похожи на сценарий спасения банков 2008 года. Помимо этого, в истории США бывали случаи, когда прав и тельство способствовало сохранени ю неф и нансовых компаний, таких как «Chrysler» (1980), «Penn Central Railroad» (1970) и «Lockheed» (1971). В отличие от прямых инвестиций в рамках программы « Troubled Asset Relief » (TARP), эти «выкупы» пришли в виде кредитных гарантий.

Финансовая помощь государства может искажать рынок изменив правила, чтобы помочь плохо управляемым компаниям в ы жить в условиях кризис а . Часто случается так , что оказание финансовой помощи м о жет навредить акционерам «спасаемой» компании, в том числе и ее кредиторам. При нормальных рыночных условиях данные фирмы предпочли бы выйти из бизнеса, а свои активы могли бы продать более эффе к тивным компаниям, чтобы расплатиться по счетам с кредиторами, и если возможно, то и с держателями акций. К счастью госуда р ство использует свою мощь, чтобы защ и тить наиболее системно значимые отрасли, к примеру, банки, страховые компании, авиакомпании и производителей автомоб и лей.

Читать еще:  Роботы для бинарных опционов

Правовое регулирование и налогоо б ложение

Деловой мир редко жалуется на предо с тавление «спасательных кругов» и преф е ренциального режима для определенных отраслей промышленности, возможно, п о тому, что многие компании полны надежды заполучить их сами. Когда же речь заходят о законе и налогах, многие предпринимат е ли начинают выражать недовольство, и это не с проста. Потому что никакие субсидии и таможенные тарифы не смогут возместить то, что будет «отнято» за счет правового и налогового у регулирования.

Ли Якокка был генеральным директором «Chrysler» когда получал от государства свой первый «спасательный круг». В своей книге « Якокка : Автобиография», Якокка упоминает о высоких затрат ах, связанных с постоянно увеличивающимся количеством новых закон ов о безопасности. Данный факт послужил в качестве одной из главных причин «Chrysler» о необходимости пол у чения государственной финансовой пом о щи. Данную тенденцию можно увидеть во многих отраслях промышленности. Из-за увеличения контроля в плане правового урегулирования со стороны государства м а лые поставщики вытесняются с рынка крупными компаниями, для которых треб о вания не столь ощутимы, в силу их ма с штабности.

Высокие налоги на прибыль от доходов корпораций также имеют не самый благ о приятный эффект, например, что они могут являться серьезным препятствием для ра з вития многих зарубежных компаний и, сл е довательно, делать экономику конкретной страны малопривлекательной . Благодаря этому, многие государства с менее требов а тельной налоговой системой могут перем а нивать компании и предприятия (это отн о ситься к более мобильным сферам прои з водства) у своих стран-соседей.

С помощью правового регулирования, установления таможенных тарифов или же «печатного станка» государства могут н а правлять «ударную волну» по всему миру, разорять компании и даже целые отрасли. По этой причине многие инвесторы счит а ют , что законодательная система какой-либо страны представляет собой риск , как один из самых важных фактор ов при оценке рынка этой страны . В зависимости от того, как государство примет во внимание вопр о сы о регулировании рынка на деле покажет эффективность данной страны , и при н е удачной стратегии есть риск потерять гр о мадные ин вестиции.

1. Нассим Таллеб « Одураченные случайностью. Скрытая роль шанса на рынках и в жи з ни».

2. Джесси Ливермор «Торговля Акциями. Классическая формула тайминга , управления капиталом и эмоциями».

3. Владимир Твардовский , Сергей Парши ков «Секреты биржевой торговли» .

4. Дидье Сорнетте «Как предсказывать крахи финансовых рынков. Критические события в сложных финансовых системах».

WAYS OF STATE INFLUENCE ON THE MARKET

M.V. Burlakova , student

M.N. Gigauri , student

Far Eastern federal university

Abstract. Governments can be the most influential figures in the financial world. Also, the state has a huge impact on the market with the help of such important regulatory tools such as interest rate and monetary policy. By adjusting the interest rates, the government can make money for cap i tal investments or loans more or less accessible. This control also has an indirect impact on infl a tion and unemployment.

Keywords: government, policy, inflation, interest rates, l egal regulation.

Рыночная политика

Рыночная политика – государственная система мер, применяемая для создания и поддержания конкурентной среды. Ключевой вектор политики – антимонопольное регулирование, которое способствует расширению производства, поддержке малого бизнеса на фоне ослабления влияния производителей-монополистов. В результате осуществления эффективной рыночной политики повышается общая конкурентоспособность экономики конкретного государства на международном рынке.

Рыночная политика и ее цели

Рыночная политика – это совокупность государственных стратегий, которые направлены на установление рыночной экономики в государстве. В свою очередь, рыночная экономика предполагает социально-экономические отношения, основанные на свободном предпринимательстве в условиях конкурентной среды и разнообразия форм собственности.

Таким образом, к ключевым целям, которые реализует рыночная политика, относят:

  • формирование конкуренции в государстве;
  • достижение разнообразных форм собственности (государственной/частной/кооперативной и т.д.);
  • создание административной автономности товаропроизводителей (в результате чего товаропроизводитель становится собственником своих результатов коммерческой деятельности);
  • создание условий для свободного выбора поставщиков;
  • достижение минимального вмешательства государства в ценообразование, товаропроизводство и хозяйственную деятельность;
  • создание условий, в которых рынок будет ориентирован на потребителя.

Результатом проведения рыночной политики становится развитие экономической конкуренции внутри страны.

Конкуренция предполагает коммерческое соперничество среди участников рыночных отношений за оптимальные производственные условия, а также лучшие условия купли-продажи продукции. Естественная конкуренция среди предпринимателей приводит к росту и оптимизации производства, улучшению качества товаров/услуг, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособность государственной экономики в целом.

Антимонопольное регулирование как эффективная стратегия рыночной политики

Одна из стратегий реализации рыночной политики, которую применяют государства – антимонопольное регулирование. Задача подобного регулирования сводится к ликвидации монополий, препятствующих развитию конкурентной среды.

Фактически монопольным признается статус субъекта экономических отношений, который позволяет ему самостоятельно сдерживать конкуренцию в конкретном сегменте экономики. Монопольным считается субъект, который выпускает продукцию в определенной отрасли в увеличенном объеме (согласно законодательству – от 35% и более).

Таким образом, объектами рыночной политики (в контексте антимонопольного регулирования) становятся:

  • монополизированный рынок (как в общем, так и отдельные сегменты);
  • субъекты хозяйствования с монопольным статусом;
  • организации государства монопольного типа и т.д.

Особенности проведения рыночной политики в России

В России эффективность проведения рыночной и антимонопольной политики регулируется законодательством. Юридическим основанием при этом становится Закон «О конкуренции и ограничении монополий», который налагает запреты и ответственность на предпринимателей. В числе положений закона:

  • запрет на коммерческую деятельность, которая снижает конкуренцию, ущемляет возможности и права иных участников рыночных отношений;
  • запрет на коммерческие стратегии монопольного типа (демпинг цен, создание искусственного дефицита на рынке, ограничение производителей-конкурентов и т.д.);
  • запрет на распространение ложных сведений о конкурентах (о качестве производимого товара, ценах), запрет на проведение дискредитирующего маркетинга и т.д.

В Российской Федерации осуществлением рыночной политики через снижение монополизации занимается Антимонопольный комитет. В результате несоблюдения закона о конкуренции комитет уполномочен расторгнуть любой коммерческий договор, взыскать штраф с монополиста, обязать компенсировать убытки, понесенные в результате неправомерных действий.

Таким образом, рыночная политика в РФ – это совокупность мер по развитию конкуренции внутри государства, которая защищается юридически. Наличие нормативно-правовых актов, а также органов, ответственных за эффективную реализацию рыночной политики, существенно повышают конкуренцию и сокращают монополизацию рынка РФ.

  • оптимизация производства продукции, оказания услуг;
  • расширение малого и среднего бизнеса;
  • свобода выбора как у потребителей, так и у производителей;
  • саморегуляция рыночных отношений при минимальном участии государства.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector